Проблема формирования альтернатив. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Проблема формирования альтернатив.

2020-05-07 124
Проблема формирования альтернатив. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Проблема формирования альтернатив.

«Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: правильного установления конечных целей и отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели» (Аристотель).

Формирование альтернатив, т.е. возможных средств достижения цели является неформальным, трудным и творческим этапом СА.

Существуют 3 случая, где в формировании альтернатив нет необходимости:

1. Возможен только один путь решения

2. Поставленным срокам удовлетворяет одна альтернатива

3. Исходя из ресурсного обеспечения возможен 1 вариант решения

Эвристические методы генерирования альтернатив [6]:

1. Коллективные экспертные оценки

2. Мозговой штурм

3. Синектика

4. Сценарии

5. Морфологический анализ

6. Деловые игры

7. Метод «635»

Используются комбинации этих методов.

Организация коллективных экспертных оценок

Ограниченные возможности одного человека и субъективность его оценок для решения сложных проблем вынуждают использовать коллективные оценки.

Этапы проведения экспертизы

Формирование группы экспертов. Зависит от целей экспертизы.

Создание благоприятных внешних и внутренних условий для работы экспертов.

Формулирование цели экспертизы, постановка задачи и разработка процедуры опроса. Указанные этапы работы имеют разные формы проведения.

Проведение опроса. Также имеет разные формы.

Обработка и анализ полученной информации.

Формулирование рекомендаций для принятия решения.

Мозговой штурм

Метод систематической тренировки творческого мышления, направленный на открытие новых идей и достижения согласия группы людей на основе интуитивного мышления.

Сущность метода заключается в коллективном поиске нетрадиционного решения проблем. МШ проводится группой из 5-8 человек, являющихся экспертами в разных областях. Во время сеанса происходит как бы цепная реакция идей, приводящая к интеллектуальному взрыву при контакте с мыслями других людей.

Особенности МШ

В МШ упор делается на количестве высказываемых идей, а не на их качестве. Во время МШ записывается любая идея независимо от того, насколько нелепой она может показаться на первый взгляд. На стадии генерирования идей критика полностью запрещена, поскольку каждая идея полезна уже потому, что она стимулирует другие. Участники МШ не обосновывают свои идеи, а просто генерируют их. Работа по генерированию идей продолжается до тех пор пока участники не исчерпают все свои идеи по рассматриваемому вопросу.

По окончании МШ идеи подвергаются критике группой технических экспертов и даже отвергнутые идеи могут быть в дальнейшем доработаны и приняты к рассмотрению.

Организация проведения сеанса МШ

1. Представление участников и ознакомление с правилами проведения сеанса (5-10 мин)

2. Постановка задачи ведущим и ответы на вопросы участников (10-15 мин)

3. Проведение сеанса МШ с записью идей любым способом (20-30 мин). Возможна запись с помощью технических устройств, возможна людьми.

4. Перерыв (10 мин)

5. Составление списка идей с быстрым, коллективным редактированием и полукритическим отношением (30-40 мин)

6. Оформление результатов МШ

Формы проведения и организации МШ

1. Прямая атака – высказываются идеи по устранению проблемы, недостатков. Обратная атака – только выявление недостатков.

2. Двойная прямая и обратная атака, проводится в два сеанса с перерывом от 2-х часов до 3 дней. При проведении второго сеанса появляются наиболее ценные идеи вследствие работы подсознания экспертов в перерыве.

3. Обратная и прямая атака – на первом сеансе выявляются недостатки, на втором идеи по их устранению.

4. Прямая и обратная атака - на втором сеансе прогнозируются недостатки предложенных идей.

5. Двойная обратная и прямая атака- атака с оценкой идей проводится в три этапа для решения сложных конструкторских задач.

Синектика

Предназначена для генерирования альтернатив путем ассоциативного мышления, поиска аналогий поставленной задаче. Целью является не количество альтернатив, а генерирование небольшого числа альтернатив решающих проблему.

Сеанс проводится группой из 5-7 человек сформированных по принципу гибкости мышления, практического опыта (предпочтения отдается людям менявшим профессии), психологической совместимости, общительности, подвижности.

Особенности синектики.

Группа ведет систематически направленное обсуждение любых аналогий, спонтанно возникающих в ходе обсуждения. Перебираются не только три известных вида подобия (прямое, косвенное и условное), но чисто фантастические аналогии (попытки представления вещей такими, какими они не являются, но хотелось бы их видеть для решения, например, «если бы вода не текла…»). Особое значение придается аналогиям, порождаемым двигательным ощущениями, например, представить себя на месте исследуемого объекта или его части.

Правила проведения:

1. Запрещено обсуждать достоинства и недостатки членов группы.

2. Каждый имеет право прекратить работу, без объяснений при появлении признаков утомления.

3. Роль ведущего периодически переходит от одного члена группы к другому.

В отличие от МШ, синектика требует специальной длительной подготовки.

 

 

Разработка сценариев.

В некоторых проблемах искомое решение должно определить реальное будущее течение событий. В таком случае альтернативами являются различные (воображаемые, но правдоподобные) последовательности действий и вытекающие из них события, которые могут произойти с объектом. Эти последовательности имеют общее начало (начальное состояние), но затем состояния различаются достаточно сильно, что приводит к проблеме выбора. Гипотетические альтернативные описания будущего объекта называют сценариями. Различные сценарии возникают вследствие неопределенности будущего.

Сценарии-альтернативы представляют ценность для ЛПР, только когда они представляют логически обоснованные модели будущего. Альтернатива, оставшаяся после процесса выбора, будет называться прогнозом.

Рекомендации при разработке сценариев

Рекомендуется разрабатывать крайние варианты сценариев, между которыми может находиться возможное будущее. Иногда полезно включать в сценарий воображаемый активно противодействующий элемент, моделируя «наихудший случай». Рекомендуется не разрабатывать детально сценарии, слишком «чувствительные» к небольшим отклонениям на ранних стадиях.

Важными этапами составления сценариев является:

1. Составление перечня факторов влияющих на ход событий.

2. Выделения лиц влияющих на такие факторы прямо или косвенно.

3. Выделение мер борьбы с критическими факторами.

Пример использования метода: 1 сентября 1812 г. состоялся военный совет в селе Фили. Варианты:

Защищать Москву

Оставить ее без боя.

Многие генералы предлагали дать сражение при Филях или двинуться навстречу Наполеону. За оставление Москвы первым высказался Барклай-де-Толли, которого поддержал ряд генералов. Заключая споры, Кутузов заявил: "С потерею Москвы не потеряна Россия. Приказываю отступать".

 

Морфологический анализ (МА) или метод Цвики [Титов В.В. Системно-морфологический подход в технике, науке, социологической сфере..//URL: http://serendip.narod.ru/order/syst/sys1.htm#11 ].

Цвики – швейцарский астрофизик в 1969 г. опубликовал метод, который он назвал «морфологический подход» и применял для изучения различных систем, в частности, им открыты нейтронные звезды и черные дыры, сделана серия изобретений в области ракетных двигателей.

Цвики предложил семь методов исследования объектов из которых распространение получили три:

1. Отрицания и конструирования - любое утверждение, сформулированное в конечных и полностью определенных терминах, не может быть абсолютно верным. Пример: постулат Евклида «Через точку, не лежащую на данной прямой, проходит не более чем одна прямая, лежащая с данной прямой в одной плоскости и не пересекающая ее» - построение геометрии Лобачевского и геометрии Римана.

2. Систематического покрытия поля – в начале исследования любого объекта известно лишь конечное число знаниевых утверждений об объекте, которые распространяются на целые области объекта. Пример: система элементов Д.И. Менделеева (-периодический закон).

3. Морфологического ящика (наиболее известный, который сейчас и называют морфологическим анализом) – средство описания вариантов и упрощения выбора нужного варианта решения задачи. Пример: разработать конструкцию печи для небольшого помещения. Вся известная информация записывается в виде специальной таблицы (фактически, это другая форма записи первого и второго уровней дерева функций).

Таблица 4. Пример морфологического ящика.

  Параметры

                          Варианты

1 Материал корпуса Сталь

Чугун

Кирпич

Другое

2 Материал дымовой трубы Сталь

Асбестцемент

Кирпич

Другое

3 Вид топлива Дрова Солома

Хворост

Уголь

Другое
4 Форма топливника

Вертикальный

Горизонтальный

5 Средства аккумулирования тепла Водяной бачок

Засыпка песком или другим наполнителем

Обкладка кирпичом

6 Вывод трубы

Через окно

Через потолок

7 Средства пожарной безопасности Металлический поддон

Асбестовый поддон

Ножки

Нет

8 Устройства для приготовления пищи Одна конфорка

Две конфорки

Нет

                     

 

Здесь выписаны возможные варианты. Далее их анализируют, используется бальная оценка, запрещенные сочетания и пр.

 

Деловые игры.

ДИ называется имитационное моделирование реальных ситуаций. Участники ДИ распределены по реальным ролям, но при этом реальность моделируется в каком-то плане. Применение ДИ особенно ценно в слабоструктурированных ситуациях. Важную роль в ДИ играют контрольно-арбитражные группы: управляющие ходом моделирования, регистрирующие ситуацию, обобщающие ее результаты.

Пример (им-игра).

Проект игры: «МГПУ – место моего профессионального развития»

Цель: определение роли профессионального образа в управлении своим развитием.

Результаты:

1. Схема построения своего профессионального образа.

2. Связь профессиональных образов различных студентов и методологии обучения в МГПУ.

Вопросы:

0. Идеальные образы студента, преподавателя, администрации.

 

1. Схема (- дерево) построения своего профессионального образа Как мой профессиональный образ влияет на мое развитие? Связь образа и обучения. Как влиять на преподавателя, на обучение на факультете?

2. Как объединять результаты? Связь общих результатов и методологии обучения в МГПУ.

Группы: социально – профессиональные группы МГПУ или их «модели». Это администрация, преподаватели, студенты.

 

Метод «635»

Используется для конкретизации высказываемых идей или при поиске вариантов решения.

На первом этапе каждый из 6 членов группы записывает, в специально подготовленном бланке, три основные идеи (6х3=18) по решаемой проблеме.

На втором этапе основные идеи по очереди поступают к членам группы, каждый из которых дополняет каждую из них еще пятью (18х5=54) мыслями, касающимися решения поставленной проблемы.

После прохождения всех этих этапов бланк содержит (54х6=324) идеи

Задание 1.

Глава 3. Понятие системы.

Система и среда.

Среда - это все то, что не входит в систему. Система - это конечное множество объектов, каким-то образом выделенное из среды. Между средой и системой существует множество взаимных связей, с помощью которых реализуется процесс обмена веществом, энергией и информацией.

Выделение системы из среды и определение границ их взаимодействия является первоочередной задачей системного анализа. От правильности определения границ зависят выполняемые функции, эффективность и качество.

Преобразования среды системой в ходе продвижения от исходного состояния к целевому приводит к изменениям, как среды, так и самой системы. При этом основной силой любого изменения в системе являются внутренние (между элементами системы) либо внешние (между системой и внешней средой) противоречия.

Рис. Взаимосвязь дерева и объекта (сравни с иллюстрацией к игре)

Система может быть частью более крупной системы – надсистемы.

Пример. Система управления велосипедом содержит элементы: переднее колесо, руль. Система входит в надсистему «велосипед».

Система может содержать внутри себя системы – подсистемы.

Пример: система «велосипед» содержит подсистемы: управления, торможения, движения.

 

Четыре основные свойства системы:

1. Система есть, прежде всего, совокупность элементов (элементы могут при необходимости рассматриваться как системы).

Вопрос:

Когда надо элемент дробить на части далее? Что или кто определяет границу делимости элементов? Каким инструментом «дробится» элемент?

 

2. Наличие существенных связей между элементами и (или) их свойствами, превосходящих по мощности (силе) связи этих элементов с элементами, не входящими в данную систему. Это позволяет выделить систему.

Вопрос:

В чем различие среды объекта, для которого построена система и среды, из которой выделена система?

 

3. Наличие определенной организованности (системности) проявляющееся в снижении термодинамической энтропии (-степени неопределенности) системы по сравнению с энтропией совокупности элементов из которых создана система (т.е. энтропия выделенной области пространства после выделения в ней системы уменьшается, уменьшение будет, например, из-за уменьшения количества рассматриваемых элементов – система рассматривается как один элемент).

4. Существование свойств, присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности. Наличие таких свойств показывает, что свойства системы хотя и зависят от свойств элементов, но не определяются ими полностью.

Пример. Система «велосипед» - велосипедист может на нем ездить, но не может ездить ни на одном из элементов по отдельности.

Вопрос.

Откуда следует существования такого свойства? Почему мы создаем системы?

Построение системы и структура системы

Система состоит из элементов. Элементы имеют входы и выходы и объединяются связями.

Связь - это способ взаимодействия входов и выходов элементов системы между собой.

Задача построения (выделения) системы:

Выделение элементов

Построение связей.

3. Определение входных и выходных параметров. Это переменные (измеримые!) связанные с какими – то элементами системы. Входные и выходные параметры определяют связь системы со средой.

Устойчивая упорядоченность элементов и их связей в пространстве и времени наз. структурой.

Именно структура делает систему целым, выдвигая на первый план те или иные свойства элементов. Структура является важнейшей характеристикой системы, так как при одном и том же составе элементов, но при различном взаимодействии между ними меняется и назначение системы, и ее возможности.


Рис. 14. Пример разных структур из одинаковых элементов [1: с.66].

Здесь рассматриваются разные исходные объекты и соответственно разные системы, но состоящие из одинаковых элементов.

Типовые структуры: линейная, полная, звездная, сетевая, сотовая, иерархическая. Целостная система имеет полную (каждый элемент соединен с каждым) структуру. Иерархическая система – аналогична дереву целей. Структура системы может описываться матрицей (как сеть).

Структуры оценивают по:

Централизации – число связей центрального элемента (если такой есть) с остальными. Пример: компьютерная сеть с одним сервером и сеть с одним центральным сервером и несколькими прокси-серверами.

Периферийности – оценивается количество связей каждого элемента.

Объему – общее количество связей и элементов.

Оперативности – время реакции на воздействие внешней среды.

 Ж ивучести – способность системы выполнять свою функцию при повреждение отдельных элементов (можно в %).

 

Классификация систем.

Классификация – тоже (как и система) модель (здесь – упрощение) реальности. Разные цели исследований порождают различные классификации.

Вопрос. Любое научное исследование начинают с классификации. Зачем делают классификации?

 

Классификация может быть по одному или по нескольким основаниям:

По происхождению. Естественные системы возникли в природе без участия человека. Искусственные – созданы человеком. Смешанные объединяют и те и другие.

Подклассы смешанных систем

Организационно-технические («человек-машина») – системы состоящая из людей, как операторов технических средств и самих технических средств, например транспортное средство, система управления полетами и т.д.

Биотехнические – системы, в которые входят живые организмы и технические устройства, например производственная установка использующая принципы брожения, человек с кардиостимулятором, пациент проходящий процедуру гемодиализа и т.д.

Социально-экономические – системы возникающие в результате деятельности человека и действия объективных («естественных») законов общественного развития, например государственная и экономическая система страны.

Классификация по характеру взаимоотношения со средой

Открытые – системы, осуществляющие информационный и (или) энергетический обмен со средой (надсистемой).

Закрытые (замкнутые) – системы с ограниченным внешним обменом, применяется в основном для моделирования реальных объектов, в связи со сложностью описания открытых систем.

Классификация по отношению ко времени

Динамические – системы развивающиеся (изменяющиеся) во времени.

Статические – системы «зафиксированные» в определенный момент времени (своего рода «моментальная фотография»).

Классификация по однородности элементов

Гомогенные – системы с однородными элементами – все взаимозаменяемо.

Гетерогенные – системы из разнородных элементов.

Классификация систем по степени сложности

Малые – системы, содержащие небольшое число элементов (до 1000 элементов).

Средние – более 1000, менее 1000000 элементов.

Большие – системы, моделирование которых затруднено вследствие их размерности. Так же такие системы можно назвать громоздкими – более 1000000 элементов.

Сложные – системы, в модели которой не хватает информации для эффективного управления, сложная структура.

Гипотеза фон Неймана – простейшим описанием объекта, достигшего определенного порога сложности, является сам объект. Любая попытка строгого описания приведет только к чему-то более сложному и запутанному. Сравните: «Бритва (лезвие) О́ккама» - методологический принцип, получивший название по имени английского монаха, философа Уильяма Оккама (1285—1349). В упрощенном виде он гласит: «Не множьте сущности без нужды» (т.е. чем проще, тем лучше).

Целенаправленность.

 

Состояние системы.

Состояние – понятие, с помощью которого обычно характеризуют мгновенную фотографию, «срез» системы, остановку в развитии. Его определяют либо через входные воздействия и выходные сигналы, либо через макропараметры, макросвойства системы (внутренние параметры системы). Так, говорят о состоянии покоя (стабильные входные-выходные параметры), о состоянии равномерного прямолинейного движения (стабильная скорость) и т.п.

Поведение системы.

Если система обладает различными состояниями и может переходить из одного состояния в другое, говорят, что система обладает поведением.

Поведение обладает своими свойствами характером и алгоритмом.

При исследовании систем пытаются выяснить закономерности (правила) перехода систем из одного состояния в другое.

Если состояния системы меняются непрерывно, то поведение системы описывается функцией времени. Если объект функционирует во времени, то это процесс и соответствующая система является динамической (иначе это статическая система).

Два типа динамики объекта:

- функционирование – процессы которые происходят в системе (и среде), стабильно реализуют фиксированную цель (например, часы, радиоприемник, городской транспорт),

- развитие – происходит изменение структуры объекта для обеспечения нового типа функционирования.

 

Системы с обратной связью (важный частный случай системы).

Особым классом динамических систем являются системы с обратной связью. Связь может быть прямая и обратная. Обратная положительная – усиливает выход. Обратная отрицательная – ослабляет выход.

Обратная связь - одно из фундаментальных понятий ТС первоначально была исследована в теории автоматического управления [5: с.201].

 

 

Рис.15. Структура системы с обратной связью.

 

– где X (t) - закон или алгоритм (программа) управления, на который воздействует блок обратной связи,

Хтреб - требуемое значение регулируемого параметра («уставка»),

Xi - фактическое значение регулируемого параметра,

D Х- рассогласование между Xтреб и Xi

Положительная обратная связь - типобратной связи, при котором изменение выходного сигнала системы приводит к такому изменению входного сигнала, которое способствует дальнейшему отклонению выходного сигнала от первоначального значения. Положительная обратная связь ускоряет реакцию системы на изменение входного сигнала, поэтому её используют в определённых ситуациях, когда требуется быстрая реакция в ответ на изменение внешних параметров. В то же время положительная обратная связь приводит к неустойчивости. Нелинейная положительная обратная связь ведёт к тому, что система начинает развиваться в режиме с обострением.

Режим с обострением — такой динамический закон, при котором одна или несколько моделируемых величин обращаются в бесконечность за конечный промежуток времени. Формируется в результате действия механизма нелинейной положительной обратной связи.

Примеры: о бычное горение можно рассматривать как пример положительной обратной связи: повышение температуры способствует распространению пламени, аналогичный процесс — цепная реакция в ядерной физике.

Отрицательная обратная связь - тип обратной связи, при котором входной сигнал системы изменяется таким образом, чтобы противодействовать изменению выходного сигнала. Отрицательная обратная связь делает систему более устойчивой к случайному изменению параметров.

Пример: лабораторная водяная баня с термостатом, установленным на 37°С. Вода в бане отдает тепло окружающей среде и остывает, но, как только температура падает ниже 37°С, включается нагреватель и поднимает температуру вновь до 37°С, после чего нагреватель отключается, и весь цикл повторяется.

Это простой пример отрицательной обратной связи: результат деятельности нагревателя, т. е. повышение температуры воды, сам по себе обеспечивает выключение нагревателя.

Система с обратной связью способна:

– оценить достигнутое,

– сравнить его с тем, что должно быть достигнуто,

– и в случае отрицательной обратной связи скорректировать свой выход должным образом, чтобы свести к минимуму отклонение достигнутого от цели.

Жизненный цикл.

Существует закономерность «Историчность»: старение идеи, старение компании и.т.д. Система также стареет (причины см. ниже – рост и развитие). Рекомендуется уже в процесс проектирования закладывать процесс ликвидации системы. При внедрении информационных систем в середине ее жизненного цикла нужно начинать проектирование новой.

Пример ошибки – атомные электростанции – никто не думал, что через 30 лет их надо ликвидировать и строить заново.

Рост и развитие

Объекты и системы растут (количественно – увеличение количества элементов и связей) и развиваются – новые процессы появляются, старые гибнут. Причина – противоречия. Противоречия порождают кризис – заставляет решать противоречия.

Пример: груда мусора – растет, человек – развивается после прекращения роста.

Развитие есть увеличение степени идеальности (см. выше конус развития).

Критерий развитияиспользование ресурсов – чем выше развитие, тем меньше использование ресурсов т.к. ближе к идеалу. Ресурсы ограничивают рост, а не развитие.

С ростом сложности системы увеличивается неравномерность развития подсистем и, как следствие, деградация системы.

Самостоятельная работа № 3

(работа выполняется вместе с работой 2)

На основание деревьев целей, построенных в самостоятельной работе 2, провести построение систем для каждой цели (задание 1) и классификацию полученных систем (задания 2).

Методические указания

Вы – субъект, проводящий исследование.

Напоминаем, что объект выполняет функцию, а функция системы – способность выполнять цели, для которых система создается субъектом.

Система это совокупность объектов и процессов, называемых элементами, взаимодействующих между собой, образующих единое целое – систему – обладающую свойством, не присущим ее элементам в отдельности.

Элемент – функциональная часть системы, внутреннее строение которого рассматривать нет необходимости для описания функционирования системы.

Целью этой работы являются ответы на вопросы:

1. Из чего состоит наша система? (элементный анализ)

2. Как связаны между собой элементы системы? (структурный анализ)

3. Какую функцию выполняет каждый элемент системы? (для внутреннего функционирования)

4. В какую надсистему входит рассматриваемая система? (для внешнего функционирования)

Задание 1. Для выбранного объекта и цели описать систему, описать элементы системы.

Описание системы проводится по плану:

1. Объект исследования

2. Надсистема, в которую входит объект. Их обычно несколько. Нужно обосновать выбор надсистемы. Выбор надсистемы определяет цель.

3. Цель (зависит от поставленной задачи и выбранной надсистемы)

4. Элементы системы (определяются деревом целей).

5. Входные и выходные переменные – определяют связь со средой (связи со средой – должны быть измеримы), связи переменных с элементами системы.

6. Подсистемы (какую  функцию выполняют, из каких элементов системы состоят). Связи элементов в подсистеме построить проще, чем сразу в системе.

7. Построение связей между элементами в виде матрицы.

8. Построение связей между элементами в виде графа. Проверка связей.

Замечание. Процесс построения системы часто цикличен. Во время построения подсистем и связей между элементами происходит уточнение и дополнение дерева целей, и работа может возвращаться к п.4.

Задание 2. Классификация системы.

Провести классификацию систем построенных в задании 1, занести результаты в таблицы 7 - 9 (проставив название объекта в соответствующие клетки) [3: c. 4].

Пример выполнения задания 1, Описание системы.

1. Объект - велосипед,

2. Возможные надсистемы:

а. спортивные снаряды,

б. средства передвижения,

в. тренажер для сброса лишнего веса.

Вариант (а.) – надсистема не однозначна – требует уточнения, например, через надсистему в. При сравнении надсистем б. и в. – выбран вариант б. как более широкий с позиции использования.

3. Цель исследования - уменьшение веса велосипеда (это нулевой уровень дерева целей). Обратите внимание на то, что при выборе надсистемы в. цель была бы не «уменьшение», а «увеличение» веса велосипеда. Это иллюстрация того, как выбор надсистемы влияет на выбор цели.

4. Элементы первого уровня дерева целей перенумеруем:

Уменьшение веса велосипеда:

   1. вес рамы;

   2. вес седла;

   3. вес руля;

   4. вес педалей;

   5. вес колес;

   6. вес шин;

   7. вес цепи;

   8. вес шестеренок;

   9. вес тормозов.

Элементы второго уровня дерева целей перенумеруем с указанием на номер элемента первого уровня. Например, номер «2.3.» – означает, что элемент является средством (уточнением цели) для реализации элемента «2» первого уровня и среди всех элементов, являющихся уточнением элемента «2» имеет номер «3». Ниже приведено дерево целей с элементами второго уровня:

Уменьшение веса велосипеда:

   1. вес рамы;

                1.1. материал рамы;

                1.2. форма рамы;

   2. вес седла;

                2.1. материал седла;

   3. вес руля;

               3.1. материал руля;

   4. вес педалей;

               4.1. материал педалей;

   5. вес колес;

               5.1. материал колес;

               5.2. размеры колес;

    6. вес шин;

                6.1. материал шин;

                6.2. форма шин;

    7. вес цепи;

                7.1. материал цепи;

     8. вес шестеренок;

                8.1. материал шестеренок;

     9. вес тормозов;

                 9.1.   материал тормозов.

 

5. Входная переменная: «воздействие на педали», выходная – вес велосипеда.

6. Построение связей оформляется в таблицу (таблица 6). Строки и столбцы таблицы соответствуют элементам системы. Элементами системы являются элементы нижнего уровня дерева целей, входные и выходные переменные. Связи между элементами указываются в клетках таблицы. Таблица позволяет указать не только связи между элементами, но и направление воздействия элементов друг на друга.

Проблема формирования альтернатив.

«Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: правильного установления конечных целей и отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели» (Аристотель).

Формирование альтернатив, т.е. возможных средств достижения цели является неформальным, трудным и творческим этапом СА.

Существуют 3 случая, где в формировании альтернатив нет необходимости:

1. Возможен только один путь решения

2. Поставленным срокам удовлетворяет одна альтернатива

3. Исходя из ресурсного обеспечения возможен 1 вариант решения

Эвристические методы генерирования альтернатив [6]:

1. Коллективные экспертные оценки

2. Мозговой штурм

3. Синектика

4. Сценарии

5. Морфологический анализ

6. Деловые игры

7. Метод «635»

Используются комбинации этих методов.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.205 с.