III. Архитектурная часть проекта реставрации. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

III. Архитектурная часть проекта реставрации.

2020-05-07 180
III. Архитектурная часть проекта реставрации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как и в предыдущей главе, я обращаю внимание только на те вопросы, которые чаще всего возникают у прихода. Если приход заключает договор с реставрационной организацией, то последняя должна предоставить всю документацию в соответствии с действующими нормативами, а также обеспечить архитектурный и, возможно, инженерный надзор во время ведения работ.

Приведенный ниже перечень работ затрагивает только вопросы, связанные с архитектурной частью проекта реставрации:

1. Выбор реставрационной организации, архитектора

2. Архивные изыскания

3. Обмерные чертежи и фотофиксация

4. Эскизный проект

5. Рабочие чертежи.

6. Отдельно стоит вопрос об археологии

Нельзя обойти молчанием также и разногласия, наиболее часто возникающие между архитектором и заказчиком, в данном случае – архитектором и настоятелем, или архитектором и приходским советом. Кроме этого, я хотел бы предложить одно из архитектурных решений, которое можно использовать, когда от храма осталась только колокольня, что встречается достаточно часто.

ВЫБОР ПРОЕКТНО-РЕСТАВРАЦИОННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И АРХИТЕКТОРА

Если вам порекомендовали какого-либо архитектора или организацию, не торопитесь заключать с ними контракт. Проверьте их с административно-правовой стороны, обязательно побывайте в отреставрированных ими храмах, выясните, сколько времени существует эта организация, то есть сделайте то же самое, что и при выборе инженерной организации. Нередко проектные организации предлагают услуги по подбору смежных проектных организаций – например, инженерно-строительных фирм или разного рода специалистов. Не торопитесь соглашаться в надежде на то, что с вас снимается часть забот. В результате за те же проекты по сантехнике или электрике вы будете вынуждены заплатить в 2-3 раза больше.

Не стоит также доверять работу представителям пусть близких, но совершенно других профессий. В моей практике было два случая, когда на одном из храмов должность ведущего архитектора занимал искусствовед, а в другом – художник.

Начните разговор с архитектором и со строителем с того, что попросите их показать соответствующие дипломы о специальном образовании. За последние годы мне встречались архитекторы и строители с образованием: врач-психиатр, врач-педиатр, инженер авиационной техники, геодезист, искусстовед, бывший офицер-связист и т.д. и т.д.

АРХИВНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ

Одновременно с обмерами необходимо произвести архивные изыскания, чтобы иметь максимум как письменных, так и иконографических материалов для выпуска проекта реставрации. К сожалению, часто этой стороне реставрационных работ не уделяется серьёзного внимания. Основных причин две:

1. у прихода нет средств, чтобы нанять архивиста

2. необъяснимо легкомысленное отношение к этому этапу работ, связанное с низким уровнем общего образования у настоятеля. Регулярно приходится слышать: «да мы посмотрели в архивах, да нам сказали, что ничего нет», причём совершенно очевидно, что архивные изыскания были выполнены только для проформы, чтобы в случае необходимости отчитаться перед церковноначалием.

Тем не менее, этот этап абсолютно необходим для проведения грамотной реставрации храма.

ОБМЕРЫ И ОБМЕРНЫЕ ЧЕРТЕЖИ

Данный этап является обязательным и регламентирован как таковой законодательством.

Практически всегда для выпуска эскизного проекта необходимо произвести обмеры скрытых архитектурных элементов: цоколя, засыпанного землёй, остатков наличников, скрытых поздней штукатуркой и пр. Для этого приход должен заранее выделить нескольких рабочих, которые по указанию архитектора выполнят необходимые работы по рытью шурфов или удалению фрагментов штукатурки. Желательно этот вопрос решить заранее, а не в последнюю минуту, что неизбежно влечет за собой потерю времени.

Обмерные чертежи необходимы, в основном, архитектору, но настоятель всегда может попросить себе несколько копий. В любом случае том с обмерными чертежами, историческая справка и пр. будет предоставлен архитектором для подачи в государственные инстанции и заказчику.

 

ЭСКИЗНЫЙ ПРОЕКТ РЕСТАВРАЦИИ

Это также обязательный этап, регламентированный законодательством.

Именно на этом этапе часто начинаются разногласия между архитектором и приходом. Наиболее часто встречающиеся разногласия – это разногласия из-за проекта фасадов и интерьеров.

Фасады.

Многие храмы, особенно древние, за время своего существования подвергались значительным переделкам – достраивались колокольни, менялись главы, формы кровли и т. п. Существуют различные методы реставрации в зависимости от типа того или иного памятника. Этой теме посвящена обширная литература, как у нас, так и за рубежом. Основная проблема, с которой сталкивается архитектор, это попытка прихода разобрать ту или иную часть храма и заменить ее другой, по той причине, что архитектурный стиль постройки или какого-либо элемента не соответствует, с точки зрения прихода, «истинно православной архитектуре». Напротив, утраченные элементы часто пытаются восстановить в «православных русских формах», как их понимает настоятель и приходской совет. В основном, это касается глав, крестов, дверей, штукатурного декора, иконостаса и др.

Завершение храма.

Любой священник из курса семинарии должен помнить, что Православная Церковь признает все формы креста, а не только восьмиконечный.

Тем не менее, постоянно приходится напрягать все силы, чтобы убедить священника в том, что необходимо устанавливать крест той формы, которая соответствует архитектурному стилю храма. Поскольку древних памятников у нас сохранилось мало и, в основном, восстанавливаются храмы XVIII – начала XX вв., то достаточно часто встает вопрос об установке четырехконечного креста, иногда с полумесяцем в основании. Священник требует, чтобы на храме, независимо от времени его постройки, обязательно установили восьмиконечный крест. Конфликты на этой почве стали уже общим местом в противостоянии архитектора и прихода.

Все это самодурство и, по сути дела, беззаконие прикрывается мнимым радением о чистоте Православия. Довольно часто делаемые заявления, что храм – это, прежде всего, храм, а всё остальное неважно также свидетельствует о невысокой культуре говорящего. Правильнее было бы сказать, что храм – это прежде всего храм, но и памятник русской церковной архитектуры.

Купола.

Еще более странным выглядит желание устанавливать купола «православной» формы. Тем не менее, с такой проблемой мне тоже приходилось сталкиваться. Требование ставить, например, на ампирный храм, построенный в начале царствования императора Николая I, луковицу в стиле конца XVII века, очевидно, не нуждается в каких-либо комментариях. Например,если сохранились старые фотографии и на них видно, что купол имел форму шара, что характерно для стиля ампир, то и восстанавливать надо шар, а не луковицу, как хочется некоторым батюшкам. Если колокольня завершалась шпилем, то и восстанавливать надо шпиль, а не барабан с луковичной главой. В моей практике я трижды сталкивался с тем, что священник требовал устроить на колокольне главу, вместо первоначально существовавшего шпиля. Мотивировалось это тем, что луковичная глава это «настоящая православная архитектура»!

Покраска храма.

Часто возникают проблемы с покраской храма. Покраска храма должна соответствовать эпохе строительства. В эпоху барокко были приняты одни цвета, в эпоху ампира – другие. Достаточно обратиться к специальной литературе, чтобы свести к минимуму ошибки. Я подробно останавливаюсь на покраске потому, что ее практически всегда производят без согласования с архитектурным надзором.

Если же Вы всё-таки решили покрасить храм сами, то попытайтесь сначала найти следы первоначальной покраски. Чаще всего она сохраняется во внутренних углах, куда не попадает дождевая влага: под уличными подоконниками, в углах между стеной алтаря и собственно храма, стеной трапезной и стеной храма, под карнизами и вдругих малодоступных местах. Необходимо учитывать, что всегда имеется несколько слоев покраски и необходимо определить каждый цвет. Образцы берутся с разных мест храма.

В последние десятилетия среди духовенства появился достаточно распространенный предрассудок – если храм посвящен Богородице, то обязательно красить храм в сине-голубой цвет, а если св. Троице, то в зеленый. Это абсолютная дикость, такого в дореволюционной России никогда не существовало. Храм должен быть покрашен в тот цвет, который был первоначально. Забудьте про синий цвет, это чисто постсоветское явление за редчайшим исключением.

Проблема намного сложнее, если храм имеет несколько периодов строительства. Предположим, что храм построен в эпоху барокко и основное поле стены было покрашено в глубокий вишнево-красный цвет. В эпоху ампира к храму пристроили трапезную и покрасили весь храм в распространенный в ампире желтый цвет, а в начале XX века к трапезной пристроили кирпичную неоштукатуренную колокольню. В какой цвет красить храм? Ответ в таком случае может дать только специалист.

Напоминаю об еще одной распространенной ошибке. На всех храмах России выступающие части за редким исключением красили в белый цвет. Я встречал храмы, где батюшки красили выступающие части – наличники, колонны, карнизы – в синий или зеленый цвет, а основное поле стены в белый. Это абсолютно неверно и безграмотно. Выступающие или западающие части должны быть белыми.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.