IV. Строительство деревянных храмов и часовен — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

IV. Строительство деревянных храмов и часовен

2020-05-07 334
IV. Строительство деревянных храмов и часовен 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В разделе «Строительство новых храмов» предлагаю в первую очередь рассмотреть строительство деревянных храмов по двум причинам:

во-первых, из собственного опыта я заметил, что на деревянные храмы и особенно часовни спрос по-прежнему высокий, несмотря на рекомендации церковноначалия не строить деревянные храмы;

во-вторых, из-за утраты строительных навыков строительные и архитектурные ошибки при строительстве деревянных храмов, часовен и пр. встречаются намного чаще, чем при строительстве храмов из кирпича или бетона.

Начнём с заготовки материалов. Все постройки можно условно разделить на три группы в зависимости от применённого материала:

1) Традиционный материал – бревно.

2) Oцилиндрованное бревно.

3) Брус.

СТРОИТЕЛЬСТВО ИЗ БРЕВНА

До сих пор бытует мнение, что строительство деревянного храма значительно дешевле, чем кирпичного. Как это не парадоксально, в нашей исторически лесной стране на сегодняшний день качественное строительство из дерева стоит столько же, сколько и строительство из кирпича, чаще же всего оно более дорогостоящее.

Сегодня для строительства используются разные породы дерева. Наилучшей для строительства является сосна. Может быть также использована ель. Меньшее использование ели связано с её механическими и эстетическими качествами. Эстетические качества – вопрос субъективный. Строительные качества ели хуже чем у сосны. Через 10-15 лет зрительное различие между елью и сосной в постройке будет заметно из-за различного изменения цвета древесины во времени.

Хотел бы отдельно остановиться на использовании кедра. Категорически запрещается использовать кедр при строительстве, поскольку рубка кедра это браконьерство и никакие самые «благочестивые» намерения браконьерство не оправдывают.

Тем более, что кедр, как строительный материал, не лучше сосны. Например, плотность сосны Q12=500, а плотность кедра Q12=435. (Цифра 12 обозначает стандартную 12% влажность.)

Не рекомендуется для строительства использовать лиственницу, так как из-за высокой плотности древесины лиственница обладает высокой теплопроводностью. Оптимальное использование лиственницы – для первых 2-3 венцов, благодаря высокой сопротивляемости гниению. Красивыми и долговечными могут быть косяки окон и дверей, выполненные из лиственницы.

Строительный материал заготавливается только зимой. Древесина весенней и летней рубки для строительства не пригодна, так как содержит много влаги. Высота здания, сложенного из летней древесины при низкокачественной работе может уменьшиться по высоте на 10%. Кроме того летний лес более подвержен гниению. Представьте себе, что потолок высотой 4м через 2года опустится на 40см.

Основные неприятности при приобретении брёвен:

1) Вам продают летний лес, выдавая его за зимний.

2) Вам поставляют лес из южных районов, выдавая его за северный лес. Южный лес более рыхлый – годовые кольца шире.

3) Если лес уже окорённый, вам могут поставить смесь сосны и ели.

4) Направьте кого-либо, кому вы доверяете, на место отгрузки, так как помимо вышеперчисленных проблем вы можете столкнуться и с поставкой некондиционного леса: с большим сбегом, свилью, кренью и др. пороками строевой древесины. В результате до половины брёвен можно будет отправить на дрова.

5) Постарайтесь приобрести т.н. второй рез – то есть бревно, отпиленное на высоте 6м и 12м от земли. Таким образом, у вас будет больше шансов избежать сильного сбега.

6) Диаметр бревна должен быть не менее 24см по верхнему резу, меньший диаметр допустим для малых построек в крайне ограниченных количествах.

Всё вышесказанное относится к строительству из нормального, традиционного бревна. В последние десятилетия получили распространение постройки из оцилиндрованного бревна и бруса. Я не буду касаться гражданского строительства, так как эта тема за рамками данной статьи. Отмечу только отрицательные стороны данных материалов для храмового строительства.

ОЦИЛИНДРОВАННОЕ БРЕВНО

Недостатки технические:

1. При придании бревну одинакового диаметра по всей длине, срезается наружный слой, наиболее плотный и прочный. Для того, чтобы бревно во времени служило также, как и нормальное неоцилиндрованное бревно, его регулярно, раз в несколько лет, необходимо будет покрывать противогнилостными растворами. Думаю, ни один приход Русской Православной Церкви не может дать гарантии, что его доходы через несколько лет будут достаточны для хотя бы фрагментарной установки лесов, наёма рабочих и закупки необходимых растворов для проведения работ. Строить же храм из расчёта на продолжительность жизни одного поколения («на наш век хватит») по меньшей мере неразумно, а вернее – преступно. К сожалению, мне приходилось видеть в строительных журналах совершенно очевидные заказные статьи, в которых утверждалось, что нет никакой разницы между оцилиндрованным бревном и традиционно обработанным бревном.

2. Оцилиндрованное бревно чаще всего имеет незначительный диаметр: 20-22см и чашку без коренного зуба. 

3. Чтобы брёвна не проворачивались в чашках, засверливаются отверстия сквозь несколько брёвен, в которые забивается нагель. Не забывайте, что любое лишнее отверстие в бревне – это лишний возможный источник возникновения гниения. В традиционной рубке нагели применялись крайне ограниченно, в основном только в смежных брёвнах, никогда не проходили бревно навылет и имели в сечении прямоугольную форму.

Недостатки архитектурные:

1. В деревянной архитектуре диаметр бревна является своеобразным масштабным модулем и играет большую роль в зрительной монументальности того или иного деревянного храма. В этом отличие бревна от кирпича. Чем меньше диаметр бревна, тем более хилым и хлиплым смотрится храм, даже если его размеры значительны. Думаю, читатель встречал современные деревянные храмы высотой и 20м и 25м, но сложенные из тонкого оцилиндрованного бревна- выглядят они так, как-будто обшиты горбылём.

2. В основном деревянные храмы – это храмы народного зодчества, с присущей ему живостью и нерегулярностью форм. При использовании калиброванного бревна храмам придаётся безжизненный промышленный вид.

ХРАМЫ ИЗ БРУСА

Мне бы не хотелось подробно останавливаться на храмах, построенных из бруса, так как за редчайшими исключениями они безобразны и с точки зрения традиционной архитектуры и с технической точки зрения. Тем не менее, учитывая их сегодняшнюю распространенность, придется остановиться как на технических, так и на архитектурных вопросах.

Технические проблемы:

При строительстве из бруса предполагается само собой, что брус, будь то клеёный или цельный, будет очень хорошего качества, будет полностью соответствовать ГОСТам. На практике же высококачественный просушенный брус встречается редко. Не зря дома, построенные из бруса, строители часто называют «брусо-щелевые». Клеёный брус стоит очень дорого, если он хорошего качества. Не стоит также забывать, что строительство из бруса явление у нас достаточно молодое. Как поведут себя эти постройки через 70-100 лет, никому неизвестно. Если к храмам применять подход современной цивилизации – «цивилизации разового стаканчика» - безусловно строить можно из чего угодно. Но сущность храма в том, что он строится не на 1-2 поколения. Современный архитектор, воспитанный на новых материалах и на понятии временности (50-100 лет) того, что он строит, откровенно удивляется требованиям, предъявляемым к храмовому строительству. Да и современное магическое слово –«технологичность»- позволяет оправдать любые строительные эксперименты. Я не против новых материалов, но пускай с ними экспериментируют в гражданском строительстве, благо, что строительный бум позволяет ставить любые эксперименты.

Будьте осторожны, когда вам предлагают брус, «изготовленный по новейшей технологии». Эти слова должны скорее звучать предупреждением, чем нести какой-либо положительный смысл. «Новейший»- это значит неопробованный реально во времени, а только в лабораторных условиях. Я буду только рад, если эта технология действительно окажется замечательной, но лучше на храме не экспериментировать.

Итак, признаки некачественных брусьев:

1. Брусья регулярно трескаются

2. брусья коробит, несмотря на нагели, соединяющие брусья между собой

3. клеёные брусья расклеиваются при некачественном изготовлении

4. в пазо-гребневое соединение, куда теоретически нельзя вставить и лист бумаги, спокойно проходит карандаш, также из-за некачественного исполнения

5. если брусья на углу соединены с остатком, то выпуск делается короче, чем должен быть и в итоге торцы растрескиваются и выкрашиваются

6. брусья требуют регулярной противогнилостной обработки

7. брусья часто выполнены из сырого дерева, что вызывает осадку постройки до 10% и более.

Мне приходилось сталкиваться со строительством из бруса в Швейцарии, Франции, Германии. Если вы можете себе обеспечить такое же качество бруса, то с технической стороны вопросов не будет. В том, что касается церковной архитектуры, то в силу специфики формы бруса, храм стилистически будет ближе к эпохе концаXIX- нач.XX в. Приведу простой пример: вы себе можете представить храмы в Кижах, срубленные из бруса? Вернее не срубленные, а выпиленные. Безусловно, можно построить прекрасный храм в стиле модерн, но с самого начала необходимо определить для себя, в каком архитектурном стиле вы хотели бы видеть ваш храм.

Необходимо отдельно отметить достаточно распространённую среди заказчиков ошибку: противопожарная обработка деревянного здания специальными растворами отнюдь не делает древесину негорючей, а только повышает её сопротивляемость возгоранию, что позволяет в случае пожара произвести своевременную эвакуацию людей, находящихся в здании. Как это ни странно звучит, но мне приходилось выслушивать и такое: мол, обработаем храм антипиреном и он станет негорючим.

ВОПРОСЫ, СВЯЗАННЫЕ СО СТРОИТЕЛЬСТВОМ

При строительстве из дерева возникает ряд проблем, вызванных тем, что дерево в отличие от кирпича, живой материал и подвержено изменениям во времени.

1. Первый, я бы назвал его «временной», вопрос, к сожалению, очень существенен. Обычно заказчик плохо себе представляет сроки заготовления строительного материала. Как уже указано выше, заготовка древесины происходит зимой и мне неоднократно приходилось сталкиваться с ситуацией, когда заказчик решает начать закупку материалов в апреле-мае. На вопрос, где он собирается брать бревно, ответ бывает примерно таким: «нам обещали зимний лес». Если у вас есть полная гарантия в добросовестности поставщика, то в таком случае можно приступать к строительству. К сожалению, поставщик часто старается заранее разместить заказы, а вам может продать нереализованные остатки. Ведь на большой храм необходимо несколько сот кубометров леса, и ни один продавец не рискнёт завезти на склад высококачественный лес, не будучи уверенным, что он всё продаст.

2. Второе разочарование, которое ждёт заказчика – это то, что вновь срубленный храм не может быть полноценно использован в течение длительного времени. Ещё в рекомендациях XIX века указывалось, что сруб должен оседать 1,5-2 сезона. То есть в этот период в храме нельзя делать ни отопления, ни электропроводки, ни устанавливать окончательный иконостас. Если храм начать как следует топить первой же зимой, то брёвна могут полопаться вдоль - до сердцевины и глубже. Связано это с неравномерным высыханием бревна. Предположим внутри храма температура +18°С, а на улице -15°С. Влага под действием тепла перемещается в сторону холода. В результате внутренняя половина бревна будет достаточно сухой и тёплой, а наружняя сырой, холодной, даже частично промёрзшей. В результате в бревне возникнут внутренние напряжения, что и приведёт к раскалыванию вдоль волокон.

3. Хотелось бы напомнить о ряде строительных ошибок, вызванных утратой профессиональных навыковплотников.

· Если два бревна соединяются с остатком, а не «в лапу», то концы брёвен должны выступать на 1,2-1,4 диаметра бревна. Мне приходилось видеть деревянные здания, где выпуск не превышал 15-20см, в результате чего со временем происходит интенсивное растрескивание и выкалывание фрагментов выпуска.

· Современные плотники в подавляющем большинстве случаев пропиливают желоб вдоль бревна бензопилой без дальнейшей обработки желоба. В итоге последний имеет треугольную форму, что является грубейшим нарушением технологии строительства из брёвен. Связано это, разумеется, с желанием в наименьшие сроки заработать максимально. На указанный дефект всегда следует один и тот же ответ: «да мы это паклей и мхом забъём». Чего в этом ответе больше – нечестности или отсутствия элементарной квалификации, не берусь судить. Кстати, храм - это не строительство бани у себя в деревне, поэтому разговоры о мхе необходимо сразу пресекать.

Брёвна должны максимально точно подгоняться одно к другому, т.е.треугольник от пропилов бензопилой должен быть так обработанинструментами, чтобы получился полукруглый желоб, соответствующий радиусу нижележащего бревна. Это требует длительной работы и подгонки, что, разумеется, влечёт удорожание стоимости строительства.

· Регулярно встречается ещё одна ошибка, хотя совершенно не нужно обладать архитектурными знаниями, чтобы её не совершать. Над косяками или коробками (в дешёвых вариантах) окон и дверей забывают оставлять 15-20 сантиметровый зазор, расчитаный на усадку брёвен. В итоге брёвна, лежащие выше проёмов, повисают на косяках или коробках, а нижние брёвна опускаются. В результате может получиться щель шириной в несколько сантиметров. Поскольку невозможно точно расчитать, на сколько опустится сруб, щель над косяком оставляют с запасом, а оставшуюся после осадки щель закрывают деревянной вставкой. Приведу весьма характерный пример: несколько лет назад к моему коллеге обратились с просьбой составить заключение о качестве нескольких деревянных коттеджей в новом посёлке. Из 12 построенных больших коттеджей жить можно было только в двух. Остальные могли бы служить наглядным пособием всевозможных ошибок при строительстве из дерева: в частности в 4-х домах стены повисли на дверных и оконных коробках.

Косяки вокруг проёмов, к сожалению, делают теперь крайне редко, так как их изготовление требует времени и, соответственно, увеличивает стоимость постройки. Косяк – это вертикальные и верхний горизонтальный брус вокруг проёма, куда врезаются затем двери и рамы. В русской архитектуре косяки существовали всегда, замена их рейками – новейшее явление.

ПОЛЫ ХРАМА

При желании построить храм, максимально похожий по технике исполения на древний, желательно устраивать деревянный пол с направлением досок от западного входа к алтарю. Тем не менее, не надо забывать, что деревянный пол очень пожароопасен. Горящая свеча, упавшая на пол и вовремя не замеченная, может погубить весь храм. Ниже я приведу одно из современных решений, которое всё-таки хотя бы немного снизит опасность пожара. (Я ни в коем случае не настаиваю на правильности этого решения). После выведения фундамента на заданную высоту, вся площадь храма, включая фундамент, перекрывается бетонной плитой, на которой как на постаменте устанавливается храм. Плиту после окончания строительства можно покрыть каким-либо декоративным материалом – плиткой, камнем и т.д. Разумеется, одновременно необходимо обеспечить теплоизоляцию пола.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.