Ритуалы завершения групповой работы — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Ритуалы завершения групповой работы

2020-05-07 150
Ритуалы завершения групповой работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Обзор

Первое занятие группы имеет решающее значение для выработки групповых норм, включения детей в работу и определения дальней­ших направлений движения. Последнее занятие тоже очень важно й групповой работе, поскольку оно предоставляет возможность под­вести итог тому, чему научились дети, еще раз пересмотреть успе­хи и неудачи и спланировать дальнейшую работу по изменению по­ведения. Обычно дети очень привязываются к своей группе. Иногда! это единственное место, где их слушают, ценят и поддерживают, и момент окончания групповой работы может переживаться ими крайне болезненно. Ритуалы завершения предназначены для того, чтобы помочь детям решить перечисленные проблемы.

Ритуал — это церемония или серия действий, которые повторяются регулярно. Когда групповая работа подходит к концу, возникает не­обходимость завершить работу над задачами, поставленными в груп­пе. Дети и подростки любят вечеринки, подарки и угощения. Таким ' образом, ритуал завершения, с одной стороны, решает задачи под­ведения итогов групповой работы, с другой — является праздни­ком, возможно, с вручением подарков или призов, которые доста­вят удовольствие детям и будут служить им напоминанием об их ' работе в группе. Последнее занятие должно быть заранее сплани­ровано таким образом, чтобы помочь детям и руководителю под­вести итоги и попрощаться друг с другом.

Обоснование

Очень часто дети тяжело переживают разрыв близких и теплых от­ношений. Например, один из родителей может надолго уехать, ба­бушка может умереть в результате неожиданного сердечного при­ступа, старший брат или сестра могут уехать из дома после женитьбы или на учебу в институте. Значимые в жизни ребенка люди внезапно исчезают, и у него нет времени, чтобы попрощаться или каким-либо образом подготовиться к расставанию с ними. Подростки так­же тяжело переживают, когда внезапно обрываются отношения с


мальчиком/девочкой, казавшиеся такими прочными. Разрыв отно­шений — это нормальная жизненная ситуация, но очень часто парт­нер по отношениям никак не объясняет причину своего решения. Такой тип «облома» приводит к непониманию и сильным эмоцио­нальным переживаниям.

Завершение отношений, в лучшем случае, трудный процесс, и в нашем обществе мы явно недостаточно владеем навыками пережи­вания потерь, которые могли бы помочь нам пройти через кризис и стать сильнее. Ритуалы завершения позволяют детям пережить опыт расставания без того, чтобы чувствовать себя покинутыми или бро­шенными. Создавая для детей и вместе с детьми красивый ритуал завершения групповой работы, вы, в некотором смысле, предлага­ете детям более позитивный и менее травмирующий путь пережи­вания неизбежных в будущем потерь.

Характерные цели ритуала завершения включают в себя: Подведение итогов групповой работы.

• Предоставление детям возможности получить обратную связь от остальных членов группы.

• Определение задач, над которыми дети должны работать дальше.

• Демонстрацию модели завершения отношений и осмысле­ние того, что окончание отношений является естественной частью самих отношений.

• Возможность отметить завершение совместной работы в приятной атмосфере.

Практические рекомендации

На последнем занятии группы необходимо сделать следую­щее:

Напомнить детям, что все происходившее в группе не должно выходить за ее рамки даже после окончания за­нятий.

Обсудить итоги каждого занятия. Вы можете сделать это, дав краткий обзор содержания каждого занятия и затем спро-


16 Р. Смид


242                         Г рупповая работа с детьми и подростками

сив, что дети помнят об этих занятиях или чему они на них научились. Если занятий было слишком много или на них не рассматривались конкретные темы, вы можете попросить детей определить три наиболее важные вещи, которым они научились за все это время.

• Обсудить итоги групповой работы в целом. Вы можете за­
дать следующие вопросы:

Что, на ваш взгляд, является самым важным из того, чему

вы научились в группе?

Над чем вам еще нужно поработать?

Чем из того, чему вы научились, вы гордитесь больше

всего?

Что вам не понравилось в группе?

Что вы узнали о себе?

Что нового вы узнали по теме, которая рассматривалась в

фуппе?

Какие вещи вы стали переживать легче?

Какие вещи вы стали переживать труднее?

Как вы собираетесь использовать то, чему научились в

фуппе?

• Отметить завершение занятий вечеринкой или угощением.

У детей старшего возраста вы можете дополнительно спросить, чему позитивному они научились в общении с каждым членом группы. Это может занять много времени, поэтому, если вы решитесь на это, продумайте заранее, как предоставить каждому возможность высказаться.

Очень важно заранее напомнить детям о завершении занятий. Если групповая работа рассчитана на десять занятий, то на восьмой встрече скажите детям, что у вас осталось всего два занятия. На девятом заня­тии скажите, что следующее занятие будет последним и что вам пред­стоит попрощаться друг с другом. Если группа рассчитана на долго­срочную терапию, то напоминать о предстоящем завершении следует еще раньше, и, возможно, у вас возникнет необходимость посвятить этому не одно занятие. Цель таких напоминаний двоякая. Во-первых, если дети хотят что-то обсудить на группе, они знают, что время ог-


Часть 3: Приемы терапевтического взаимодействия                  243

раничено и надо успеть рассмотреть все вопросы за оставшееся вре­мя. Во-вторых, дети могут попросить о дополнительной помощи или консультации, поскольку знают, что система групповой поддержки в ее нынешнем виде скоро прекратит свое существование.

Перед последним занятием вы можете спросить детей, как бы они хотели завершить совместную работу. Обычно они предлагают уст­роить вечеринку, которую можно назвать «Наш праздник».

Пример

Используйте описанные ниже примеры для организации праздника по пово­ ду окончания групповой работы. Адаптируйте их к уровню развития де­ тей или к тематике группы.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.