Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Дисциплины:
2020-05-07 | 116 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Конспект А. Рычкова.
Догматическое богословие.
Преподаватель: свящ. Сергий Золоторев
17.09.2019
Д/З
Конспект ВВЕДЕНИЯ «Догматического богословия» прот. О. Давыденкова.
Понятие «богослов» не встречается в Священном Писании. В древности античный греческий термин «богословие» был тесно связан с миром язычества. Мужи апостольские относились к нему настороженно. Впервые употреблен во второй половине II века Афинагором Афинским. Окончательно закрепилось благодаря александрийской богословской школе (Оригену и Клименту Александрийскому).
Первоначально термин употреблялся по отношению к учению о Троице. Остальное называлось Божественный домостроительством, икономией (от греч. Ойкономия – управление домом).
В наше время есть три значения слова «богословие»:
1) Открытое людям Слово Божие о Себе и человечестве - Божественное Откровение;
2) учение Церкви или конкретного богослова о Боге;
3) практика усвоения и систематизации религиозным истин (т. е. богословие как наука).
……………………………………………………………………………………….
Для отцов древней церкви богословие мыслилось в связи с молитвой и добродетельной жизнью. Они считали богословие - прежде всего видение Бога Троицы. Дух Святой открывает человеку духовные истины, если тот неразрывно пребывает с Богом. Богословие не наука, а живое общение с живым Богом.
Четыре понятия, раскрывающие сущность термина «богословие» по митрополиту Каллисту (Уэру):
1) Харизма (дарование от Бога). Источник богословия в Боге. Богословие – не наши попытки познать Бога, но испытание Богом нас, как Он открывается нам. Мы упорядочиваем полученное откровение и опыт церкви. Богословие стало возможно только после боговоплощения как вершины откровения. Богословие – дар Божий.
|
2) Мистирион (Таинство, тайна). Бог можно познать, но только частично. Часто что-то бывает необъяснимым для разума. Бог безграничен – ничем не ограничен, мы ограничены.
3) Катарсис (очищение). Богословие – дар, но оно требует от человека соработничества – синергии Божественной и человеческой вол. Богословие не является наукой, а образом жизни. Если человек не очистит свою жизнь для принятия Святого Духа, то не будет достойным соработником Божием в богословии. Настоящие богословы – святые.
4) Исихия (молчание). Богословие требует душевной тишины, спокойствия, молчания. Богословие – не только теоретика.
РАЗДЕЛ 1.
ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ КАК НАУКА
Православное догматическое богословие - наука, в систематическом порядке раскрывающая содержание основных христианских вероучительных истин (догматов), принимаемых всей полнотой Православной Церкви.
Термин «догмат» (греч. «множественное число) происходит от греческого «думать, считать, полагать». Этот термин имеет дохристианскую историю.
В античной философии им обозначались аксиомы (постулаты), не требующие доказательств, лежащие в основе той или иной системы.
РАЗДЕЛ 2.
Понятие о Священном Предании
Священное Предание - общая форма сохранения и распространения Церковью Божественного Откровения. Форма эта освящена авторитетом Священного Писания, в книгах Нового Завета мы можем найти целый ряд мест, которые указывают на важность Предания в жизни Церкви.
18.09.19
Феология («Феос», «логос»).
1. Теология – учение о триедином Боге, Боге в Себе.
2. Теология – учение о Боге через изучение домостроительства - экономии.
Теолгия – учение о предельных смыслах. Феминистская теология – о равенстве, равноправии с точки зрения вечности, Черная теология, ЛГБТтеология и т д. Это слово узурпировано многими, но нужно спокойно к этому относиться. Для нас важно наполнять это слово христианскими смыслами. История – это елочка, на которую будешь нанизывать исторические события, факты и т д.
|
Христианство – религия историков (с).
Апологии
Первая апология - у Сократа.
Афинагор Афинский (2 в) говорит, что христианство – не атеизм, а вера в Триединого Бога. Он впервые использовал термин «богословие».
4 век – отцы капподокийцы. Пять слов о богословии (свт. Г. Богослов).
Дух бодр – плоть немощна – спирт крепок – мясо протухло (шутка).
Догма
Квидитос – суть бытия (что есть суть предмета, Бога, человека?).
Понятие омонимии (омоним) – слова, звучащие одинаково, но разные по смыслу, содержанию. Эти слова нужны, без них не будет шуток, не будет красоты и глубины языка.
Омонимы и логика.
Первая фигура силлогизма.
· Все люди (М) – смертны(Р).
· Сократ(S) – человек(М).
· Сократ(S) – смертен(Р).
М – медиум, Р – предикат, S – субъект.
Если мы используем в М два разных по смыслу слова (омонимы) в силлогизме, у нас получится неверный вывод.
В богословии похожие проблемы. Еретическая фраза «единая природа Бога Слова воплощенного» св. Кирилла Александрийского - подмена термина природа (здесь она подобна личности).
Экзегетика и герменевтика использует важную первую фигуру силлогизма.
Диахрония ( прямая линия – конкретное время) и синхрония (плоскость - процесс, совпадающий по времени с другим процессом, явлением).
Хронотоп-?
Чтобы сделать фотографию события – описать что-то могут помочь такие вопросы:
ü Кто?
ü Что?
ü Где?
ü Когда?
ü Почему? – зачем?
ü Как?
Понимание богословия
1. Теология как слово от Бога («звучащее в сердце слово Божие») – богословие как Божественное Откровение. Святые видели в ВЗную эпоху Бога (Добыкин – Бога Сына). Но вся полнота Богопознания – в Иисусе Христе. «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» - богопознание возможно в святости.
2. Богословие как слово о Боге – это самое ходовое понимание теологии. (Мы берем данное нам в истории Откровении и синхронизируем его.) Систематизация Божественного Откровения.
3. Теология как слово, обращенное к Богу, – богословие как Богообщение. Св. Евагрий – «кто молится, тот истинный Богослов». Богословие – не только размышление, а жизнь.
Есть три богослова - Иоанн Богослов, Григорий Богослов, Симеон Новый Богослов (как насмешка сначала, потом все так стали называть) – соединение человека с Триединым Богом.
|
Правильно не догмАт! А Д О ГМАТ (дОгмат) у Ожегова так.
Д о гмат (мнение, взгляд, постановление, учение) от греч. – «д е догма»! От «докео».
· Мнение;
· Учение (филос), положение;
· Решение, постановление.
В Писании упоминается термин «дОгмат» - постановление (указ, решение) Кесаря о переписи (Лк). Еще упоминается в Кол 2: 14; Еф 2:15. Лучший перевод еп. Кассиана Безобразова.
Характеристики дОгматов
1. Это нечто обязательное.
2. Распространяется на всех, подвластных тем, кто издает догмат.
3. Это непреложное, не подвергающееся сомнению.
В 44-50 гг. бал апостольский собор о принятии (крещении) язычников в лоно Церкви. Там были приняты догматы (постановления).
ДОГМАТЫ к 4-5 веку (формируются) специализируются.
Д/з - Пункт 1 и 2.
02.10.2019
Шмеман – «трансвестит обречен на святость» (или на одиночество). Такого человека нельзя считать мужчиной, крестить его с женским именем. Венчать нельзя.
Святые трансвеститы – женщины, переодетые в мужское платье, живущие в мужском монастыре.
Tertio non datro – третьего не дано.
· https://ru.wikipedia.org/wiki/Абрамов,_Александр_Александрович_(священник) Священник, крестивший трансвестита.
Богопознанию мешают
1. Тварность.
Определение – ограничение (определение границ), обрамление, вектор, направление.
2. Телесность. В отличие от ангелов, которые ближе к Богу, не ограничены телесными рамками.
3. Греховность – ограничивает познавательные способности, притупляет чувства. Греховность преодолеть нужно.
Есть два варианта понимания термина теологумен
1. Теологумен – не просто частное богословское мнение, а позиция рядов богословов, позиция какой-то Поместной Церкви – позиция Болотова
2. Давыденков – теологумен= частному богословскому мнению.
Филиокве – теологумен Западной Церкви (В. В. Болотов).
Трихотомия человека (дух, душа, тело) и дехотомия – теологумен.
Ересь (греч. «выбор», лат. - секта) – объединение по религиозно-политическим взглядам.
Анафема – отлучение, отделение, но не проклятие. Цель ее – не проклятье, а отлучение ради вразумления чел-ка и дальнейшего спасения человека
|
Анафема - особая дисциплинарная мера, направленная на отлучение члена Церкви от Полноты Церкви по причине еретических, противоречащих христианской вере взглядов, высказываний,
«Катаро» – проклятье, отнятие благословения – антоним «евлогие» - благословение.
16.10.19
Д о гмат - истина (неизменен) и догмат как д о гматическая формула (меняется оформление, обрамление, выражение этого дОгмата).
Божественное Откровение
Притчи – их толкование. Миф – повествование (сейчас понимается, как сказка). Понятие истины с точки зрения мифа и притчи (застывшей аналогии). Усия – недвижимость, имущество, собственность – единственный философский термин в Символе Веры, обозначающий недвижимую суть бытия. Ипостась: изначально – осадок в молоке.
Множество богословских терминов возникает из обыденных слов и бытовых понятий. Нужно понимать историческую динамику и изменение смыслов.
Истина что это?! Истина – соответствие с действительностью.
Соловьев В.: «Природа с красоты своей
Покрова снять не позволяет,
И ты машинами не вынудишь у ней,
Чего твой дух не угадает». <1872>.
Мир до конца непостижим. Только Бог знает всю вселенную полноценно.
Терии истины:
1. Истина- корреспонденция (корриспондентная теория). То, что истинно, действительно, то и есть истина.
2. Конвенциональная – теория о договоренности людей о терминах. Например, что параллельные прямые не пересекаются.
3. Прагматическая теория – то, что полезно, то и истинно. То, что служит ко спасению, то истинно.
4. Кабинетная теория истины – «все совпадает, согласуется» - истинно. Ученые или другие люди что-то изобретают, сопоставляют и создают кабинетную теоретическую истину.
5. Авторитарная теория истины – когда уважаемый человек получает опыт истины и ему доверяют и верят
Эпистема (строго научное знание) – частный случай гнозиса (широкое значение знания – практическое глубокое переживание эпистемы).
Мир состоит из естественного и искусственного – природы и культуры.
Д/З Развитие догматической науки (2 глава)
Истина – есть ина (афоризм). Бог явился во плоти – истинный Бог, истинный человек.
Дихотомия или трихотомия –
Душа есть на уровне минералов (существование), растительности, животных (уровень инстинктов, ощущений), человек (уровень Логоса – душа - образ Бога) – прекрасное тело, разумная сущность (душа).
23.10.19
Сделать конспект. Преп. Викентий Лиринский – «Наставление», «Напоминание» -«Commonitorium» - главы 2 (принцип Кафолической Церкви), 22 (тема сохранения предания, понятие религии как служения Богу), 23 главы наиболее подробны.
Раздел развития догматических наук – вторая глава «Догматического богословия» Давыденкова, где упоминается и рассматривается «Соммониториум».
|
Лютер выступил со своими тезисами после того, как был возмущен индульгенцией. Он сказал – дайте обоснование индульгенции! Ему: «Мы сейчас произведем изыскания в архивах, изучим творения святых отцов и других источниках…». Так, – сказал Лютер, - есть один Источник – Христос и Его Писание». Так и появилось понятие «Соло скриптура».
· Соло скритура – только Писание.
· Суль фиде – только вера – вера в Бога, невозможно человеку без помощи Бога(?).
· Суль грация (грата?) – только благодать.
1546-63 гг. Тридентский собор (созывался в 3 сессии), на котором утверждается традиционная форма мессы - тридентская месса, тогда утверждается каноничность и неканоничность Писания – канонизуется вульгата, еврит. Формируется понимание Писания и Предания.(Это не противопоставляемые друг другу вещи, а писание – упроченный вид Предания, Писание – о. Софроний Сахаров – одна из форм Предания.
«Парадосис» (давать)= Tradicio – Традиция (передавать).
«Предание и предания» труд В. Н. Лосского. Предание – может быть процесс передачи и сам предмет передаваемого. Предание – его источник в Боге,а не в людях.
1 Кор 11: 2 – об установлении таинства Евхаристии – в переводе Кассиана (Безобразова) – о предании.
2 Фес 2: 15 – «стойте и держитесь в преданиях, которые или через слово или через послания».
1 Кор 11: 23 – «ибо я принял от Господа и передал его вам».
Ин 17: 8 – «слова, которые Ты Мне дал, Я передал им».
1 Тим 6: 20 – «О Тимофей, вверенное тебе, сохрани», т е не изобретай что-то от ветра главы своея, а сохраняй Предание.
Параклит (греч)– Утешитель (Дух Святой) ― Адвокат (лат).
В диалоге Платона «Федр» описывается путешествие души после смерти на колеснице – разумная часть души (кормчий, управляющий души), пара коней – неразумная часть души – гневная часть души, пыл – похоть плотская.
Антропологическая модель - такая же приводятся в «Государстве». Там говорится о мудрости, мужестве и смирении, над которыми возвышается добродетель справедливости. Эти идеи впитали в себя Святые Отцы в своих посланиях.
Постоянно что-то учите!!! Всегда! Даже если нет чего учить – учите хоть что-то, например, участников футбольных команд… Это развивает память…
Понятие античной мистерии – упоминается в акафисте по отношению к Бце.
Акме – расцвет возраста человека – 40-летие. В основном, все описанные античные мыслители описываются в 40-летнем возрасте, поэтому, если не известно, когда он родился, нужно отнять примерно 40 лет.
Октября 2019 г.
Прошлая лекция – о Предании.
Протестанты (не протестовали против католиков, а о заявляли о себе и своей вере), отвергая Предание, ошибочно признавали понятие «соло скриптура».
Одна из форм Предания - Символ веры. Еврейской культурной среде и вообще в древности и в Новое время (в поэзии Пушкина) – некоторые произведение зачастую получают название по первой строчке, по первому слову. «Я помню чудное мгновенье…» и т. д. Первое слово, словосочетание определяет характер всего произведения.
Литургия (греч.- общее дело, лат. – «рес публика», польск. – «речь посполитая»).
Символ веры – также называют «Верую». Это кредо (лат.-верую) – жизненный принцип человека.
Самый догматический текст древности, первый учебник по догматике –свв.
· Амвросий Медиоланский,
· Феодор Мопсуестийский, о
· глашение св. Иоанна Златоуста,
· преп. Иоанна Дамаскина (8 век).
В Символ веры кесарийской церкви был вставлен термин гомоусиус (ввел Павел Самосатский - 3?век) – единосущный. Из-за него много было споров. Боялись, что этот термин – реставрация монархианства.
На первом соборе – символ веры с термином единосущный Палестинской церкви. На 2м вселенском соборе (381 г.) – взяли другой символ веры – кипрско-соломинской церкви.
На Западе – наш символ веры называют Никейским.
Также используют символы веры – Апостольский и Афанасия.
Апостольский – символ веры поместной церкви (римской) – очень красивый. «Верую в Духа святого» - без уточнений от кого исходит.
Афанасия символ веры – есть аргумент, что этот текст не принадлежит перу Афанасия. Христология этого символа веры не соответствует 4 веку, а скорее более позднему времени. Там хорошо изложено учение о Троице.
· Исповедование веры свт. Григория Паламы.
· Оросы Вселенских соборов – прописаны в правилах Трульского (пято-шестого или просто шестого собора). Вам нужно знать список этих соборов!!!
· АНГАЛСК ККК
ü Анкирский (314).
ü Неокесарийский (319).
ü Гангарский (о браке) (340-70).
Почти все соборы 4 века
ü Антиохийский
ü Лаодикийский (о поклонении ангелам
ü С- сердикийский
ü Карфагенский (о первородном грехе, крещении младенцев)
И три Константинопольских:
ü Константинопольский собор - 390-х гг.
ü Константинопольский Двукратный собор – 861 год (на него ссылаются раскольники, обосновывая свое отделение от Церкви).
ü Большой Софийский собор - 879 год (знаменит тем, что считался на Западе Восьмым вселенским собором). Этот собор запретил вносить поправки в Символ веры.
Томос единения 920 г. утвердил статусы проведенных соборов.
Предание литургическое
Символические книги – это понятие возникает в эпоху протестантизма –
Ø «Книга согласия» - соединенное воедино учение лютеранской Церкви.
Ø «Институции(наставления) Жана Кальвина» - учение реформаторской Церкви.
Ø Исповедование веры (Катехизис) Петра Могила - 1640-е гг. На латинском языке.
Ø …
Ø Катехизис свт. Филарета (Дроздова).
Патриарх Вселенский Кирилл Кариис в 17 веках увлекается кальвинизмом, пишет Катехизис, выражающий идеи протестантизма, т к в мусульманском Стамбуле протестанские купцы хотели зацепиться хоть за что-то, «наладить мосты», поэтому они стали сближаться с патриархом Вселенским, который, в свою очередь, стал с ними заигрывать.
1672 год – появление текста «Исповедование Досифея» (так называют его католики), Послание восточных патриархов (так называют православные). Каждый пункт этого Послания – полемика со спорными моментами Кирилла Лукарииса. Оно – неровное. Некоторые главы большие, некоторые – маленькие.
Катехизис Петра Могила – также полемика с Кириллом Лукариисом.
Венцом догматического творения 17 века – Собор Иоанна Кареофилла (1691 года) в Константинополе.
Термин «пресуществление» («метусиусиус»), как на Никейском соборе взяли еретический термин «гомоусиус» и наполнили его правильным смыслом, так и здесь в полемике с протестански мыслящими понимаемый в символическом значении термин «пресуществление», был наполнен определенным догматическм смыслом в 1691 году.
Ноября 2019 г.
Кирила Лукарис – отстаивал протестанские взгляды, выдавал от лица Православия еретические взгляды – этого человека канонизовали в греции недавно.
Святые Отцы
Нужны ссылки, контекст, нужно понимать, что бывают и у свв ошибки.
«Вопросы ответы Варсонофия –Иоанна» - здесь говорится о том, почему встречаются ошибки у Свв Отцов.
Критерий цитирования:
· Святость жизни
· Чистота веры.
· Gjlndth;ltybt Wthrjdm (Dicloracio ekklessia).
Критическая агиография – на Западе
ü Исторические – описываемые события реально присутствуют в данном житии.
ü Эпические – назидательный рассказ.
o Советую «Мир софии» - книга в художественной форме - норвежского писателя.
o Советую – ЖЗЛ Андрей Первозванный.
Было ли боговоплощение, если бы человек не пал, был безгрешен – обусловлено ли боговоплощение только спасением человека.
13. 11. 19
В следующую среду, 20 ноября, - опрос.
Агиография и гимнография
Мы сейчас не можем читать Евангелие в переводе Геннадия Новгородского. В дониконовских текстах не было двойственного числа.
Безсеменное зачатие (у св. Анны – жены св. Иоакима) Богородицы было, непорочного Ее зачатия не было.
Мариология в католич. церкви. В православной - нет.
Христология – в нее входит теотокология (учение о Бце).
Переводы:
«Непостоянна милость Твоя Гди» - в переводе на русский не нестабильная, а непоколебымая – милость, против которой никто не постоит.
«Глумиться» - думать, размышлять.
Булгаков – связь религии и культа. «Гимнография и иконография Софии Премудрости Божией» - доклад Булгакова.
Софиология Серебряного века начинается с Вл. Соловьева – описание в «Три свидания». Краегранесие – акростих.
В Пименовской августовской Минеи есть текст под 15 августа/ 28 августа – Успение и день памяти Софии Премудрости Божией, яже в Нове Граде. В этой службе много ошибок, «богословская путаница». Правильная служба – 16/29 августа.
Эортология – наука о праздниках. День Энкения – день обновления храма. В честь этого в данный день были особые торжества. День Софии в древности – день обновления, освящения храма. София – Храм Христа Спасителя (Храм Божией Силы и Божией Премудрости), его престол был на РХ. Нынешняя София Константинопольская – третья София, построенная при Иустиниане. Ее могли несколько раз освящать, т к купол храма обрушился…
Фреска на фасаде Успенского собора Московского Кремля |
Преп. Зиновий говорит, что София – Христос. А Успение называет Господским праздником, который заключает Церковный год.
В Киеве после переосвящения храма Софии престольным праздником становится Рождество Бцы – начало Церк. года и т д.
«Великого совета Ангел, Чуден советник» - отсюда следует, что Христа изображают как ангела. Крылья – символ. В русской иконографии – Христос как ангел – икона Софии.
Никодим Святогорец – о том, воплотился ли бы Христос, если бы не было грехопадения.
Иконография – фреска на соборе Св. Софии.
Гимнография – тут проблемы. Тема Софии выражена в службе Вел. Четверга (в каноне разбор словосочетания «Премудрость созда себе дом»).
В какой момент появляется понимание Софии как Евхаристии?!
Акафист Бцы - Астра – Гастра – игра слов –«Звезда являющая Солнце», «Утроба…».
Поэтический текст в русском переводе был составлен Иларионом (Алфеевым). 82 праволо Трульского (?) собора запрещает изображение Христа в виде символов.
20.11.19
Слушание (слышание)
Церковность
Центроцентричность
Личное прочтение
Квадрига
Квадрига система чтения
1. Аллегория в широком любой в узком вероучительный
2. Тропология путь нраво учение практтчиеский смысл
3. Анагогия высшей смысл ага - вести вверх возведение 8 гл собеседование иоанн римлянин. Они соответствуют вера, надежда, любовь.
11.12.19
· Догмат и его свойства
· Учить к экзамену!!! Учение о богопознании у каппадокийцев и свт. Григория Паламы.
Богопознание по свт. Григорию Нисскому (Ленка Карфикова): https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/svjatitel-grigorij-nisskij-beskonechnost-boga-i-beskonechnyj-put-k-nemu-cheloveka/
Лучший учебник по догматическому богословию Думитру Станилоэ:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%8D,_%D0%94%D1%83%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D1%83
o Эпистема – это наука в древнегреческом понимании. Дисциплина, изучающая знание.
o Гносеология – наука о познании в общефилософском ключе.
В нашем случае эпистемология – часть гносеологии.
Человек – это не микрокосм, а макрокосм, т. к. в нем есть больше, чем в космосе – есть образ Божий.
Мы радуемся тому, что отдыхаем, смотрим фильмы, а на самом деле мы сами фильм (солипсизм – концепция признания себя как единственной реальности).
Гносеология:
1. оптимистическая – сознание отражает реальность, созерцается реальность (также бывает наивный реализм). Метафора зеркала. Ап. Павел: мир виден как через тусклое стекло.
2. пессимистическая – мир недоступен нам и поэтому мы создаем человеческие модели, т е искусственные формулы, которые в теории действуют. (Скептицизм, релятивизм.) Сознание не как зеркало, отражающее реальность, а как конструктор, искусственно конструирующий реальность.
Так и в богословии. Есть те, которые отрицаю познание Бога и те, к-рые признают богопознание.
Верующий, неверующий и агностик (сомневающийся).
Агностицизм в понимании догматического богословия – гносеологический пессимизм, когда отрицается возможность познания Божия.
…………………………………………………………………………………......... Бог есть, но
1. Бог познаваем – севершенно доступен познанию – Евномий (из анамеев/неподобных). «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». (С. 78-79.)
или
2. Не познаваем - Бога никтоже нигдеже виде (Ин) – Арий.
Беспредпосылочное начало (Платон) – указание на Бога. По Канту, время, пространство, причинно-следственные отношения (субъективные формы созерцания, налагаемые нашим сознанием на предметы). Для обретения вечной жизни необходимо богопознание.
Из понятия богопознания…
Катэпинуэ имена по примышлению – не подлинные имена, Катафюсис имена от природы, истинные имена.
Агеннатос – безначальный, нерожденный – теория Евномия. Амфилохий антиохийский – помнить, будем разбирать в следующем семестре.
Богопознание – опытная вещь. Мы даже не можем передать словами аромат кофе. Высшее состояниее богословия – молитвенное состояние – непосредственное (без посредников) богопознание.
Действования Бога – энергии. Динамис/потенция(возможность и энергия/акт(действительность).
Иоанн Дамаскин – введение в догматику (10 маленьких глав) – 10-я глава о энергии.
18.12.19
Богопознание необходимо чел-ку. Из необходимости богопознания мы делаем вывод о возможностях богопознания. Василий Вел. (5 книг против аномеев/неподобников-евномийцев) и Григорий Нисский (12 книг против аномеев).
Евномий – собственная теория познания - «Теория имен»:
1. Имена бывают – те, которые дают люди, они наподобие «кличек», которые не исчерпывают, раскрываю до конца сущности предметов.
2. Имена бывают – те, которые указывают на саму сущность – «предметные» имена. Эти имена дают объективное понятие о мире.
Евномий считает, что к Богу возможно применить только то имя, которое неприменимо ни к кому – «Нерожденный». Люди имеют причину – они не безначальны. София и Ворфа – теория о разности мышлений людей, говорящих на разных языках.
Энергия[1] – божественное действие, действование, проявление…
Бытие Божие не тождественно Божественной сущности, которая «неприступна» (с. 80-81).
Ориген – Идеи - разделение души на разумную (пыл, ярость) и неразумную (страстную часть души - вожделение).
Кормчий души – управляющий колесницей – «кибернео» - кибернетика – рулевой, управляющий.
Философы, стражи и работники(ремесленники) – разделение людей по Платону (Аристотелю-?). Мудрость, воздержанность и усердие – качества трех типов людей – соответственно.
Справедливость – добродетель всех типов людей.
Разбор любого текста, книги в современной науке:
1. Синтаксис – состав законов, закономерностей.
2. Семантика – смысл, осмысление.
3. Прагматика – применение к жизни.
Эксперимент Либета – о том, что мы не свободны, т к мозг реагирует раньше, чем сознание.
…………………………………………………………………….
В Боге есть нечто непостижимое –сущность.
Максим Исповедник говорит о незнании Бога, непостижении («агнозия»).
Причины:
1. Тварность – ограниченность, которая мешает познанию безграничного Бога.
2. Телесность – мы должны сделать усилие, чтобы перейти к умозрению. У ангелов нет телесности, поэтому им не нужно переходить от чувственного к сверхчувственному.
3. Греховность – только этот фактор преодолим.
[1] Подробнее: Иоанн Дамаскин – введение в догматику (10 маленьких глав) – 10-я глава о энергии.
Конспект А. Рычкова.
Догматическое богословие.
Преподаватель: свящ. Сергий Золоторев
17.09.2019
Д/З
Конспект ВВЕДЕНИЯ «Догматического богословия» прот. О. Давыденкова.
Понятие «богослов» не встречается в Священном Писании. В древности античный греческий термин «богословие» был тесно связан с миром язычества. Мужи апостольские относились к нему настороженно. Впервые употреблен во второй половине II века Афинагором Афинским. Окончательно закрепилось благодаря александрийской богословской школе (Оригену и Клименту Александрийскому).
Первоначально термин употреблялся по отношению к учению о Троице. Остальное называлось Божественный домостроительством, икономией (от греч. Ойкономия – управление домом).
В наше время есть три значения слова «богословие»:
1) Открытое людям Слово Божие о Себе и человечестве - Божественное Откровение;
2) учение Церкви или конкретного богослова о Боге;
3) практика усвоения и систематизации религиозным истин (т. е. богословие как наука).
……………………………………………………………………………………….
Для отцов древней церкви богословие мыслилось в связи с молитвой и добродетельной жизнью. Они считали богословие - прежде всего видение Бога Троицы. Дух Святой открывает человеку духовные истины, если тот неразрывно пребывает с Богом. Богословие не наука, а живое общение с живым Богом.
Четыре понятия, раскрывающие сущность термина «богословие» по митрополиту Каллисту (Уэру):
1) Харизма (дарование от Бога). Источник богословия в Боге. Богословие – не наши попытки познать Бога, но испытание Богом нас, как Он открывается нам. Мы упорядочиваем полученное откровение и опыт церкви. Богословие стало возможно только после боговоплощения как вершины откровения. Богословие – дар Божий.
2) Мистирион (Таинство, тайна). Бог можно познать, но только частично. Часто что-то бывает необъяснимым для разума. Бог безграничен – ничем не ограничен, мы ограничены.
3) Катарсис (очищение). Богословие – дар, но оно требует от человека соработничества – синергии Божественной и человеческой вол. Богословие не является наукой, а образом жизни. Если человек не очистит свою жизнь для принятия Святого Духа, то не будет достойным соработником Божием в богословии. Настоящие богословы – святые.
4) Исихия (молчание). Богословие требует душевной тишины, спокойствия, молчания. Богословие – не только теоретика.
РАЗДЕЛ 1.
|
|
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!