Тема 1. Государственный и муниципальный секторы экономики — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема 1. Государственный и муниципальный секторы экономики

2020-05-07 199
Тема 1. Государственный и муниципальный секторы экономики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экономическая роль и функции государства. Государственная и муниципальная собственность. Современное состояние государственного и муниципального секторов экономики.

Изучив данную тему, студент должен знать:

- экономическую роль государства в современных российских условиях;

- функции государства в развитии современного общества;

- многообразие форм собственности в Российской Федерации: частную, государ- ственную, муниципальную и другие формы собственности;

- современное состояние государственного и муниципального секторов экономики;

уметь:

- анализировать экономическую роль и функции государства;

- анализировать государственную и муниципальную собственность;

- анализировать современное состояние государственного и муниципального сек- торов экономики;

Методические рекомендации:

Начиная изучение курса «Государственные и муниципальные финансы» студент должен изучить экономическую роль государства в современных условиях, которая за- ключается в реформировании отношений собственности, вертикали федеративного устройства, институциональных преобразованиях и достижении сбалансированности между экономической эффективностью и социальной справедливостью в обществе.

Далее следует изучить функции государства: регулирующую, перераспределитель- ную, социальную и контрольную. Важно уяснить, что экономическая роль и функции гос- ударства определяют финансовую политику и финансовые методы регулирования соци- ально-экономических процессов.

В процессе изучения данной темы студенту необходимо изучить государственную и муниципальную собственность. Важно понять, что имущество может находиться в соб- ственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации (РФ), субъектов РФ, муниципальных образований. В Российской Федерации признаются частная, государ- ственная, муниципальная и другие формы собственности. Таким образом, имеет место многообразие форм собственности.

В завершении изучения данной темы студенту необходимо проанализировать со- временное состояние государственного и муниципального секторов российской экономики. Очень важно разобраться в том, что Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества либо принятии решений о продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ могут принимать решения о закреплении акций в государственной или муниципальной собственности. При этом назначаются представители РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в органы управления таких обществ.

Большое значение при приватизации государственного и муниципального имущества имеют средства платежа, которым является валюта РФ. Средством платежа при при- ватизации государственного и муниципального имущества могут быть целевые долговые обязательства РФ.

Денежные средства, полученные в результате приватизации государственного и муниципального имущества, распределяются в соответствии с нормативами, которые установлены программой приватизации РФ и программами приватизации субъектов РФ, и не подлежат налогообложению. Денежные средства, полученные в результате приватизации государственного или муниципального имущества, перечисляются соответственно в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты и являются обязательными платежами. Денежные средства, полученные в результате приватизации муниципального имущества, распределяются в соответствии с решениями представительных органов местного самоуправления.

Л итература:

1. Государственные и муниципальные финансы. Учебник / Под ред.И.Д.Мацкуляка. - М.: РАГС, 2012. – 680 с  Гриф

2. Финансы и кредит: электронный учебник / Под ред. Т.М.Ковалева. – М.: КНОРУС, 2011.

1. Грязнова А.Г. Финансы. Учебник / А.Г.Грязнова. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 357с

2. Давыдов Я.В. Финансы. Учебное пособие / Я.В.Давыдов. – М.: Приор-издат, 2010.

– 320с

Контрольные вопросы и задания для самопроверки:

1) В чем заключается экономическая роль государства в современных условиях?

2) В каких функциях осуществляется экономическая роль государства?

3) Какие существуют формы собственности в Российской Федерации?

4) Дайте определение понятию «муниципальная собственность».

5) Дайте определение понятию «право хозяйственного ведения»

6) Дайте определение понятию «право оперативного управления».

7) Что является источниками формирования имущества и финансовых ресурсов казенного предприятия?

8) Каково современное состояние государственного и муниципального секторов экономики? Дайте краткую характеристику.

Тема 2. Сущность и функции финансов. Финансово-кредитная система (ФКС)

Сущность государственных и муниципальных финансов. Функции государственных и муниципальных финансов. Основные функции финансовой системы. Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота. Принципы и роль гос- ударственных и муниципальных финансов. Финансово-кредитная система (ФКС).

Изучив данную тему, студент должен знать:

- сущность и функции государственных и муниципальных финансов;

- материальную основу финансов;

- экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источ- никами финансирования государственного и муниципального секторов экономики;

- понятие «финансы как экономическая категория»;

- принципы организации и функционирования государственных и муниципальных финансов;

- роль финансов в реформировании российской экономики;

уметь:

- анализировать взаимосвязь между финансами макроуровня и финансами микро- уровня;

- анализировать состав государственных и муниципальных финансов;

- анализировать основные функции финансовой системы;

- охарактеризовать функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота;

- перечислить факторы, влияющие на роль финансов в реформировании российской экономики;

- анализировать структуру финансово-кредитной системы (ФКС).

Методические рекомендации:

При изучении данной темы «Государственные и муниципальные финансы: сущность и функции» студенту необходимо изучить сущность государственных и муниципальных финансов. Государственные и муниципальные финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. Важно разобраться в том, что материальную основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот - это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ раз- вития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики. Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном.

В процессе изучения данной темы студенту важно понять, что финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится, прежде всего, к взаимосвязям между финансами макроуровня и финансами микроуровня. Финансы макроуровня, и прежде всего государ- ственный и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале пред- приятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, по- этому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает каче- ственную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресур- сов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финан- совыми потоками.

Далее студенту важно разобраться в том, что государственные и муниципальные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Изу- чение функций необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государ- ства и финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, опреде- ляющие значимость общегосударственных интересов и предпринимательского аспекта деятельности.

Затем очень важно заострить Ваше внимание на функциях финансов, связанных с регулированием реального денежного оборота.

В завершении изучения темы важно изучить принципы и роль государственных и муниципальных финансов. Важно понять, что состояние государственных и муниципальных финансов - один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиций.

Л итература:

1. Финансы и кредит: электронный учебник / Под ред. Т.М.Ковалева. – М.: КНОРУС, 2011.

1. Грязнова А.Г. Финансы. Учебник / А.Г.Грязнова. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 357с

2. Давыдов Я.В. Финансы. Учебное пособие / Я.В.Давыдов. – М.: Приор-издат, 2010.

– 320с

Контрольные вопросы и задания для самопроверки:

1) Дайте определение понятию «государственные и муниципальные финансы».

2) Что составляет материальную основу финансов?

3) Какие экономические отношения выражают государственные и муниципальные финансы?

4) Охарактеризуйте состав государственных и муниципальных финансов.

5) Какие существуют принципы организации и функционирования государственных и муниципальных финансов?

6) Какие функции выполняют государственные и муниципальные финансы?

7) Какие функции финансовой системы Вы знаете?

8) Какова роль финансов в реформировании российской экономики?

 

 

Тема 3. Особенности и роль государственных и муниципальных финансов

Особенности и роль финансов в централизованной экономике России. Особенности и роль финансов в реформируемой экономике России (1992-2011 гг.). Особенности и роль финансов в современной экономике России (прогноз социально-экономического развития России до 2025 года).

Изучив данную тему, студент должен знать:

- особенности и роль финансов в централизованной экономике России и их крат- кую характеристику;

- особенности и роль финансов в реформируемой экономике России (1992-2011 гг.)

ально-экономического развития России до 2025 года);.

уметь:

- анализировать финансовую систему как совокупность взаимодействующих финансовых звеньев на каждом конкретном историческом этапе;

- анализировать поэтапную трансформацию финансового законодательства;

- анализировать прогноз социально-экономического развития России до 2025 года.

Методические рекомендации:

Начать изучение данной темы студенту необходимо с рассмотрения вопроса об особенностях и роли финансов в централизованной экономике России. Важно понять, что финансы способствуют решению общеэкономических задач и поэтому финансовая система государства функционирует как совокупность взаимодействующих звеньев на каждом конкретном историческом этапе, которые Вам необходимо изучить. В первые годы социалистического строительства финансовая система была ос- нована на налоговых формах и методах мобилизации ресурсов и воздействия на производство и реализацию товаров. Налоги обеспечивали максимальную концентрацию в бюджете финансовых ресурсов, регулировали платежеспособность предприятий и емкость рынка, ограничивали частный сектор. В этот период объективно возобладала концепция, согласно которой финансовые отношения вызываются существованием государства. В последующем эта концепция сохранила ряд сторонников.

1. В первые годы НЭПа широко распространенным был взгляд на финансовую науку, заключавшийся в том, что ни свободная конкуренция, ни закон спроса и предложения не имеют места, наоборот, здесь господствуют: принудительная власть, монопольный принцип, политические и социальные мотивы. Считалось недопустимым применение форм и методов управления финансовой деятельностью, заимствованных от капиталистической системы. В качестве приоритета выдвигались интересы «народной каз- ны», «укрепления финансовой мощи Советского государства».

2. Серьезные коррективы финансовая система претерпела в процессе реформы 1930 г., целью которой было изменение системы распределения и направления в бюджет чисто- го дохода с учетом полной и своевременной мобилизации государственных ресурсов. До реформы насчитывалось около 70 налоговых и неналоговых платежей в бюджет. Реформа способствовала централизации, повышению концентрации финансовых ресурсов, расши- рению перераспределительных процессов, ограничению хозрасчетной деятельности пред- приятий, их самостоятельности и ответственности.

3. Значительным шагом в развитии финансов стала реформа 60-х годов, которая включала реализацию крупных мер в сфере управления, планирования, экономического стимулирования. Большие изменения произошли в механизме распределения прибыли: с 1965 по 1975 гг. платежи в бюджет из прибыли предприятий сократились с 71 до 58%. В этот период взаимно активизировалась роль прибыли как источника расширенного вос- производства и экономического стимулирования.

4. В 1975-1980 гг. совершенствование управления, планирования и экономического стимулирования осуществлялось на базе изменения субъектов и объектов управления путем создания производственных объединений как первичного звена общественного производства, а также всесоюзных и республиканских объединений в среднем звене управления, распространения хозрасчета на отрасль в лице министерства, усиления концентрации и специализации производства в 90-е годы. Этот этап базируется на новом экономическом фундаменте - альтернативных формах собственности и рыночных отношениях.

С начала 90-х годов экономика России находится в состоянии глубоких институциональных и структурных преобразований, которые затрагивают стратегические государственные интересы, а также корпоративные интересы и интересы различных социальных слоев общества. Рыночная экономика в этот период отличается целым рядом объективных особенностей, которые характеризуют в целом неустойчивое равновесие как политиче- ских, экономических, так и социальных методов регулирования. Но при этом неизбежны потери, прежде всего для государства как собственника, которые имеют негативные соци- альные последствия. Финансовая политика этого этапа развития нацелена на адаптацию всех институтов и субъектов рыночных отношений к качественно новым условиям управ- ления и хозяйствования.

Далее очень важно студенту изучить особенности и роль финансов в рефор- мируемой экономике России (1992-2011 гг.). Вам необходимо разобраться в том, что пере- ход к рыночной экономике вызвал необходимость поэтапной трансформации финансового законодательства. Его основу составляет процесс приватизации, который коренным об- разом изменяет финансовые отношения. Однако приватизация является лишь предпосыл- кой для дальнейшего развития финансов микроуровня. Поэтому важное значение имеет государственная концепция реформирования финансов на базе многообразия форм соб- ственности и реализации бюджетного федерализма. Процесс реформирования с позиций государственного регулирования касается практически всех сторон государственных и муниципальных финансов и финансов предприятий.

Прогноз социально-экономического развития России до 2025 года составлен исхо- дя из задачи преодоления последствий финансового кризиса, обеспечения перелома тен- денции снижения темпов экономического развития, восстановления экономического роста и достижения его устойчивой динамики.

В завершении изучения данной темы студенту важно проанализировать особенности и роль финансов на современном этапе: прогноз социально-экономического развития России до 2025 года. Данный прогноз направлен в первую очередь на создание благопри- ятного инвестиционного климата за счет использования льгот при налогообложении при- были, направляемой на инвестиционные цели, прекращение спекулятивных операций на рынке государственного долга, приводящих к оттоку капиталов от реального сектора эко- номики и высоким процентным ставкам по кредитам банков. Итак, очень важно студенту понять, что только реальный рост объемов производ- ства позволит повысить уровень жизни населения РФ и решить важнейшие социально- экономические задачи.

Л итература:

1. Финансы и кредит: электронный учебник / Под ред. Т.М.Ковалева. – М.: КНОРУС, 2011.

2. Экономика муниципальных образований: Учебное пособие / Под ред.В.Г.Игнатова.

– М.: Март, 2011. – 544с

1. Давыдов Я.В. Финансы. Учебное пособие / Я.В.Давыдов. – М.: Приор-издат, 2010.

– 320с

Контрольные вопросы и задания для самопроверки:


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.