Обязанности участников практики — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Обязанности участников практики

2020-05-07 159
Обязанности участников практики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Практика является неотъемлемой составляющей образования по специальности «Психология». В её ходе закрепляются полученные при теоретическом обучении знания, ставятся новые проблемы, отрабатываются умения, предусмотренные государственным образовательным стандартом.

Цель экспертно-консультативной практики: приобрести навыки профессиональной деятельности, закрепить знания, умения и навыки, полученные в процессе обучения. В ходе практики студент должен самостоятельно осуществлять психологическое консультирование, психологическую коррекцию, кризисное вмешательство, психологическую диагностику и экспертизу.

 

Задачи практики:

1. применить усвоенные научно-теоретические знания в реальных условиях практической деятельности психолога;

2. овладеть умением использовать различные техники при проведении консультационной сессии;

3. в процессе решения задач практики устанавливать психологический контакт с детьми различной возрастной категории, педагогическим коллективом школы, родителями в индивидуальном и групповом форматах;

4. овладеть умением ведения и оформления профессиональной документации;

5. рационально использовать рабочее время в процессе практики;

6. анализировать свою деятельность, прогнозировать ее результаты, замечать недостатки в своей деятельности и самостоятельно либо под руководством психолога – супервизора их устранять;

7. проводить анализ полученных результатов, обрабатывать и обобщать полученную информацию в виде психологических заключений и рекомендаций, полно и правильно отражать ее в дневнике практики;

8. анализировать психолого-педагогические ситуации, своевременно принимать решения в пределах профессиональной компетенции;

9. оказывать необходимую и возможную помощь администрации и педагогическому коллективу в решении проблем, связанных с обеспечением процесса полноценного психического развития детей;

10.   выполнить практическую часть в объёме, определённом собственным выбором (программа минимум и максимум) в роли школьного психолога.

11. оформить дневник практики (в дневник заносятся все виды выполняемой работы), а так же основных материалов (приложение). Общий вывод о целесообразности и необходимости данного этапа практической деятельности психолога в рамках осуществления основной цели психологической службы образования: обеспечение психологического здоровья детей. Объяснить значимость и важность полученной информации и проведённых форм работы для родителей, учителей и детей и вас как студента – практиканта.

Ожидаемыми результатами являются умения студента планировать и осуществлять консультационную работу в индивидуальном и групповом форматах, составлять психологическое заключение и рекомендации по сопровождению ребёнка в письменной форме, умение выстраивать консультативное пространство с учётом возрастных и ролевых особенностей клиента, пользователя или заказчика психологической информации.

В соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса психолого – педагогического факультета по специальности «Психология»в 8 семестре организуется экспертно-консультативная практика для студентов 4 курса дневной и заочной форм обучения.

Продолжительность практики– 4 недели (24 дня).

Студенты дневного отделения проходят практику с отрывом от учебных занятий. Студенты заочного отделения проходят данный вид практики в индивидуальном порядке по месту жительства или работы.

Базы практики: психологические службы учреждений образования (детские сады, общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, профессионально – технические колледжи).

Режим прохождения практики: время посещения базы практики должно быть согласовано с руководителем практики и администрацией образовательного учреждения. На практике студент должен находиться не менее 6 часов (для студентов дневной формы обучения).


В ДНЕВНИКЕ на первой странице студент фиксирует дату установочной конференции и основные сведения, которые даются студенту-практиканту на этой конференции. Здесь же студент фиксирует следующие сведения: фамилия, имя, отчество руководителя учреждения, заместителя руководителя, психолога, группового руководителя – методиста, адрес и телефон учреждения.

Далее студент составляет индивидуальный план-график прохождения практики в учреждении по следующей схеме:

Схема составления индивидуального плана-графика

Дата Содержание работы Отметка о выполнении Примечание

В графе «Дата» студент указывает дату выполнения задания. В графе «Содержание деятельности» студент отмечает выполнение того или иного задания программы, конкретно, указывая вид работы. Психолог учреждения делает отметку о выполнении задания студентом.

На последующих страницах ДНЕВНИКА студент фиксирует результаты выполнения каждого задания программы: указывает номер задания,

описывает его выполнение,

анализирует и интерпретирует полученные результаты,

делает выводы после каждого задания.

Задание 1.1.  Анализ консультативной встречи специалиста (представителя базы практики) либо психологический анализ урока (занятия).

Задание 1.2. Анализ консультативного процесса из литературы по психологическому консультированию.

Задание 1.3. Анализ журнала консультаций специалиста учреждения.

Задание 2.1. Выделение различий в деятельности психолога – консультанта и педагога – психолога, занимающегося консультативной деятельностью как одним из направлений психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса. Отличие консультирования от просвещения и профилактической деятельности педагога - психолога

Задание 2.2.1. Консультирование учеников среднего звена (индивидуальное; в малых группах, групповое; профориентационное и тематическое).

Задание 2.2.2 Консультирование старшеклассников (индивидуальное; в малых группах, групповое; профориентационное и тематическое).

Задание 2.2.3 Консультирование педагогов (индивидуальное, групповое в виде лекции или групповое в виде тренингового занятия).

Задание 2.2.4. Консультирование родителей (индивидуальное, групповое в малых группах или тематическое).

ЗАДАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МИНИМУМА (качественное выполнение которых предусматривает максимальную оценку - 8 баллов):

Задание 1.1.  

Задание 1.2.

Задание 1.3.

Задание 2.1.

Задание 2.2.1. Консультирование учеников среднего звена:

А) индивидуальное;

Б) групповое.

Направление консультирования (профориентационное или тематическое) студент выбирает в соответствии с запросом специалиста базы практики.

Задание 2.2.2 Консультирование старшеклассников:

А) индивидуальное;

Б) групповое.

Направление консультирования (профориентационное или тематическое) студент выбирает в соответствии с запросом специалиста базы практики.

Задание 2.2.3 Консультирование педагогов (индивидуальное или групповое). Форму консультирования студент выбирает в соответствии с запросом специалиста базы практики.

Задание 2.2.4. Консультирование родителей (индивидуальное или  групповое). Форму консультирования студент выбирает в соответствии с запросом специалиста базы практики.

Р АБОТА СТУДЕНТА – ПРАКТИКАНТА НА ОЦЕНКУ БОЛЕЕ ВЫСОКОГО ПОРЯДКА ПРЕДПОЛАГАЕТ МАКСИМАЛЬНУЮ РЕАЛИЗАЦИЮ ЗАДАНИЙ, ОПИСАННЫХ В ТАБЛИЦЕ «СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ».

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Заказчик

Клиент

Пользователь

Индивидуальная консультация

Консультация

В малых группах

Групповое консультирование

Ученики

 

Младшие школьники — (родителей)

— (родителей)

2.2.1 Ученики среднего звена

+

- по запросу

- по направлению

- по рекомендации

 

+

+

Профориентационное консультирование

(по запросу)

Тематическое консультирование

(по запросу педагогов)

Тематическое консультирование

(по запросу учеников)

Консультирование группы подростков (в рамках программы работы с трудными подростками с неблагополучным социальным статусом)

 

2.2.2 Старшеклассники

+

- по запросу

- по направлению

- по рекомендации

+

+

Профориентационное консультирование

(по запросу)

Тематическое консультирование

(по запросу педагогов)

Тематическое консультирование

(по запросу педагогов)

Консультирование по вопросам личностного самоопределения (частный вариант – работа в общежитиях)

Групповое консультирование в виде тренинга

Педагоги

+

 

Психолого – педагогический консилиум

 

+ Тематическое консультирование Групповое консультирование как тренинг

Родители

+ - по запросу - по направлению - по рекомендации

Консультирование родителей семей СОП (другой вариант)

Тематическое консультирование (по запросу)            

Раздел 3. Отзывы

3.1 Рефлексивный анализ консультативной встречи (групповой и индивидуальной).

3.2 Отзыв специалиста-представителя базы практики о работе студента-практиканта

3.3. Отзывы студента о прохождении практики.

Заключение

Литература


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ЗАДАНИЙ ПРАКТИКИ

Название (номер) задания

Рекомендации по выполнению

Форма отчётности

(рекомендации

 по оформлению)

Экспертная деятельность

  1.1 Анализ консультативной встречи специалиста (представителя базы практики) (А) Либо психологический анализ урока (занятия) (Б)  

(А).

Предполагается, что студенты в ходе практики посетят психологическую консультацию, где смогут наблюдать работу опытного психолога-консультанта с клиентом. Это может быть непосредственное присутствие на консультации, видеозапись работы или психолог-консультант будет консультировать одного из студентов, который будет разыгрывать какой-либо трудный случай (модельная ситуация). Необходимо обзавестись протоколом этой беседы. После такой консультации студентам должна быть предоставлена возможность, задать вопросы опытному психологу-консультанту относительно осуществленной им только что консультации. Эти вопросы помогут студентам, потом разбирать и анализировать ход консультативной беседы.

Описание случая психологического консультирования с анализом его и разбором осуществляется с помощью таблицы, параметры которой приведены ниже (1.2). Колонку «Комментарий супервизора» и в этом случае можно заменить колонкой «Мой комментарий». Если психолог-консультант совершает с точки зрения клиента ошибки, необходимо на них указывать. Если студент этого не делает, то возникает основание судить, что он не разобрался в основных реалиях и понятиях, связанных с психологическим консультированием. То же ощущение возникает, если колонки, в которых должен осуществляться анализ и разбор деятельности консультанта, заполнены скудно, пестрят пробелами, общими фразами. При анализе консультативной беседы необходимо использовать ту терминологию, которую студенты изучали в курсах по психологическому консультированию. Если этого нет, возникает ощущение недостаточности овладения студентом научной терминологией.

(Б)

Психологический анализ урока (занятия) осуществляется по одной из четырёх предложенных вариантов приложения Б

Таблица «Анализ консультативной встречи специалиста» при описании хода выполнения задания после таблицы дневника

 

Один из вариантов анализа предъявляется при описании хода выполнения задания после таблицы дневника

 

1.2 Анализ консультативного процесса из литературы по психологическому консультированию

 

Описание и анализ консультативного случая удобно осуществлять в форме таблицы, имеющей следующие колонки:

№ этапа Ход беседы Анализ деятельности консультанта Комментарий супервизора
       

В колонке «Ход беседы» желательно поместить протокол беседы. В колонке «Анализ деятельности консультанта» помимо собственно анализа, объяснения, что и зачем консультант делает, необходимо поместить информацию о трудностях, которые встречает консультант в своей работе и о путях решения трудностей в ходе беседы. В колонке «Комментарий супервизора» в данном случае студенту следует поместить свои комментарии: с чем он согласен, а с чем нет, что, как он считает, следует делать по-другому. В таком случае эту колонку следует назвать «Мой комментарий».

В качестве удачного примера такого описания и анализа случая консультативной работы можно привести случай работы психолога Браулио Монтальво с семьей девочки Манди, приведенный в книге Э.Г. Эйдемиллера и В. Юстицкиса (1999, с. 359 – 380). На одной стороне страницы там изложен протокол беседы с семьей, на другой – Бролио Монтальво дает комментарий своей работе, поясняет, что и зачем он делает. Этот пример иллюстрирует работу с семьей в рамках структурной модели психологического консультирования семьи.

Также можно использовать книги: Грюнвальд Бернис Б. и др. Консультирование семьи / Пер. с англ. – М.: Когнито-Центр, 2004 и Социально-психологическая и консультативная работа с семьей: Хрестоматия / Составитель Л.Б. Шнейдер: в 2 ч. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: МПО МОДЕК, 2004.

Таблица «Анализ консультативного процесса из литературы по психологическому консультированию» при описании хода выполнения задания после таблицы дневника

1.3 Анализ журнала консультаций специалиста учреждения

Студенты знакомятся с тематикой запланированных и проведенных психологом консультаций, а также с актуальными проблемами учреждения, с целью определения проблемного поля



Студент представляет качественный и количественный анализ проведенных психологом консультаций, по следующим параметрам: характер запросов, жалоб; направления консультационной работы, возраст консультируемых; журналы или разделы, в которых фиксируется консультативная работа (примеры ведения журналов в приложении В).

Раздел 2. Консультативная деятельность студента-практиканта

2.1 Выделение различий в деятельности психолога – консультанта и педагога – психолога, занимающегося консультативной деятельностью как одним из направлений психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса. Отличие консультирования от просвещения и профилактической деятельности педагога – психолога

В дневнике практики чётко (по пунктам) прописывается сходство и различия:

- консультирования и просвещения;

- консультирования и психопрофилактической деятельности.

2.2 Возможные виды и формы консультативной деятельности педагога – психолога в учреждениях образования

2.2.1 Консультативная работа с учениками среднего звена

Общий алгоритм подготовки к консультативной сессии и вариант осуществления:

1.  Студент изучает (повторяет лекционную информацию) теоретическую информацию об особенностях консультативной деятельности в учреждениях образования (приложение Г).

2. Психолог учреждения заранее знакомит студента с конкретным запросом на осуществление консультативной деятельности.

3. Принимается решение о необходимой в данном случае соответствующей форме (индивидуальная или групповая) и направлении (тематическое, возрастно-педагогическое, профориентационное) консультирования и составляется план консультации (приложение Д).

4. Студент знакомится с правилами и  методикой осуществления консультации в каждом конкретном случае, представленными в соответствующем приложении.

5. Непосредственные консультативные встречи (сессии).

6. Оформление результатов взаимодействия в дневнике.

Индивидуальная консультация ученика среднего звена (подростка)

ВАЖНО: - взаимодействие с учеником до 14 лет в индивидуальном формате осуществляется только в присутствии родителей или с их письменного согласия на подобную работу за исключением детей из семей категории СОП.   До составления плана консультации необходимо вспомнить информацию об особенностях индивидуального консультирования в УО (Приложение Е). Индивидуальное консультирование подростков, не зависимо от запроса, имеет свою специфику (Приложение Ж).

1. Оформление консультативной встречи в соответствии с одним из вариантов (приложение В).

2. Протоколы индивидуальных консультативных сессий и рекомендации клиентам по закреплению результатов консультативного процесса

Профориентационное консультирование учеников среднего звена (по запросу)

ВАЖНО: - это специфический вид консультирования, осуществляемый по определённым правилам и при соответствующей предварительной подготовке (Приложение З.1); - профориентационное консультирование может осуществляться как в индивидуальном (приложение З.2), так и в групповом форматах (приложение З.3); - предполагает несколько встреч; - включает элементы диагностики.  

1. Оформление консультативной встречи в соответствии с одним из вариантов (приложение В).

2. Протоколы (тексты) групповых консультативных сессий (и сессий в малых группах) и рекомендации (памятки, буклеты) клиентам по закреплению результатов консультативного процесса

Тематическое консультирование учеников среднего звена

(по запросу педагогов)

ВАЖНО:

- отличать тематическое групповое консультирование от мероприятий просветительской и профилактической направленности, прежде всего, по признаку наличия тематических рекомендаций в случае осуществления консультативной деятельности;

- рекомендации при любом запросе на тематическое консультирование должны содержать конкретную информацию (приложение Г);

- рекомендации должны оформляться в виде буклетов или памяток.

Тематическое консультирование учеников среднего звена

(по запросу учеников)

Консультирование группы подростков

(в рамках программы работы с трудными подростками «группы риска»)

ВАЖНО: - может осуществляться как специфический вариант консультирования – консультирование в малых группах (приложение Г; приложение И.1 и приложение И.2); - может проводиться в виде встреч в режиме тренинга.  

 

2.2.2 Консультативная работа с учениками старшего звена

Индивидуальная

консультация ученика старшего звена (старшеклассника)

ВАЖНО: - взаимодействие с учеником после 14 лет в индивидуальном формате осуществляется только по добровольному согласию школьника, за исключением случаев обязательного посещения психолога учеником (нахождение на ВШК, в ИДН, ученики из семей СОП). До составления плана консультации необходимо вспомнить информацию об особенностях индивидуального консультирования в УО (Приложение Е). Индивидуальное консультирование старшеклассников имеет свою специфику (Приложение К).

1.Оформление консультативной встречи в соответствии с одним из вариантов (приложение В).

2.Протоколы индивидуальных консультативных сессий и рекомендации клиентам по закреплению результатов консультативного процесса

Профориентационное консультирование учеников старшего звена (по запросу)

ВАЖНО: - это специфический вид консультирования, осуществляемый по определённым правилам и при соответствующей предварительной подготовке (Приложение Л); - предполагает несколько встреч; включает элементы диагностики и коррекции (в виде профориентационных игр).

Протоколы (тексты) групповых консультативных сессий (и сессий в малых группах), проведенных студентом-практикантом и рекомендации (памятки, буклеты) клиентам по закреплению результатов консультативного процесса

Тематическое

консультирование

(по запросу педагогов)

ВАЖНО:

- отличать тематическое групповое консультирование от мероприятий просветительской и профилактической направленности, прежде всего, по признаку наличия тематических рекомендаций в случае осуществления консультативной деятельности;

- рекомендации при любом запросе на тематическое консультирование должны содержать конкретную информацию (приложение Г);

- рекомендации должны оформляться в виде буклетов или памяток.

Тематическое

консультирование учеников старшего звена (по запросу учеников)

Групповое консультирование учеников старшего звена в виде тренинга (частный вариант – работа в общежитиях)

Тренинг разрабатывается и описывается по общепринятой схеме

1. Тематическая программа группового психологического тренинга.

2. Протокол проведения одного занятия из тренинговой программы.

 

2.2.3 Консультативная работа с педагогами

Индивидуальное консультирование педагога

 

ВАЖНО: - консультирование педагогов осуществляется только по вопросам, относящимся непосредственно к учебно – воспитательному процессу и его участникам; - в случаях вопросов личностного характера психолог осуществляет диспетчерскую функцию.

Оформление консультативной встречи в соответствии с одним из вариантов (приложение В).

Психолого - педагогический консилиум как вариант

консультации в малой группе

Приложение М  

Протокол и решение консилиума

Групповое

консультирование педагогов:

- в виде лекции;

- в виде тренингового занятия.

 

Протоколы (тексты) групповых консультативных сессий (и сессий в малых группах), проведенных студентом-практикантом и рекомендации (памятки, буклеты) клиентам.

Тематическая программа группового психологического тренинга. Протокол проведения одного занятия из тренинговой программы, анализ его проведения.

 

2.2.4 Консультативная работа с родителями

Индивидуальное консультирование родителя (родителей)

ВАЖНО:

- консультирование родителей осуществляется только по вопросам, относящимся непосредственно к учебно – воспитательному процессу и его участникам;

- в случаях вопросов личностного характера психолог осуществляет диспетчерскую функцию;

- существует общий алгоритм консультирования родителей (приложение Н.1);

- консультирование родителей учеников младшего школьного возраста, подростков и старшеклассников имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при организации консультативной встречи (приложения Н.2 – Н.4).

1.Оформление консультативной встречи в соответствии с одним из вариантов (приложение В). 2.Протоколы диагностического исследования ребёнка, психологическое заключение 3.Протоколы индивидуальных консультативных сессий и рекомендации клиентам по закреплению результатов консультативного процесса

Консультирование родителей семей СОП (другой вариант) как вариант консультирования в малых группах

Тематические консультации обычно затрагивают вопросы коррекционных технологий, которые могут быть использованы родителями в домашней обстановке. В ходе таких консультаций обсуждаются, например, конкретные приемы развития внимания детей, способы сравнения предметов, приемы развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Родителей знакомят с правилами активного слушания, с возможностями развития пространственных представлений детей во время прогулок, с направленностью всей семейной жизни на активизацию их познавательной деятельности.

Родительские тренинги предназначены для наиболее «продвинутых» родителей, для тех, кто понимает, что помочь ребенку можно лишь в том случае, если меняешься сам. Эти тренинги может проводить только высококвалифицированный психолог, формы занятий различны – контакт-группы, тренинги личностного роста, группы психодрамы, арт-терапия и т.д.

Протоколы (тексты) групповых консультативных сессий (и сессий в малых группах), проведенных студентом-практикантом и рекомендации (памятки, буклеты) клиентам по закреплению результатов консультативного процесса

Групповое

консультирование родителей (тематическое)

Раздел 3. Отзывы

3.1 Рефлексивный анализ консультативной сессии (групповой и индивидуальной), проведенной практикантом

(в свободной форме; после описания выполненного задания)

3.2 Отзыв супервизора (специалиста учреждения) о консультации, проведенной практикантом

(в свободной форме; после описания студентом выполненного задания; выражается в оценке)

3.3 Отзывы студента о прохождении практики

(в свободной форме с указыванием сильных и слабых сторон как практики, так и собственной деятельности; после оформления всех заданий практики)

3.4. Отзыв специалиста-представителя базы практики о работе студента-практиканта

(в свободной форме с указыванием сильных и слабых сторон как практики, так и деятельности студента - практиканта; после оформления всех заданий практики)

         

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Оформление титульного листа дневника

ДНЕВНИК


Студент(а,ки)____курса, группы №____ специальности «Психология» ФИО__________________________________________________________

проходящего практику в ___________________________________ с________(число, месяц, год) по __________ (число, месяц, год)

Групповой руководитель от кафедры__________________________

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Вариант 1. Схема психологического анализа урока

1. Место урока в системе проблемного, развивающего и ориентированного на личность обучения, его цель и задачи.

 

2. Учет психических особенностей учеников при подготовке к уроку (взаимоотношения учащихся в классе, уровень его организованности, подготовленность учащихся, их отношение к учению, к данному предмету).

 

3. Психологические аспекты формирования направленности личности, ее социализации и социальной зрелости (воспитательные задачи урока, связанные с развитием терпимости, стойкости, смирения, свободы, противостоянием неудачам, способностью «не потерять свое лицо», одолением эмоционального и интеллектуального шантажа и др.); пути выполнения намеченного; использование на уроке психологических знании (о возрастных и индивидуально-типических особенностях учащихся, социально-психологической структуре класса), чтобы достичь поставленных целей.

 

4. Активизация познавательной деятельности учащихся:

1) постановка на уроке проблемы;

2) задействование в решении проблемы субъективного опыта учащихся; преобразование его; стимуляция учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов переработки учебного материала;

3) обеспечение контроля и оценки не только результата, но и процесса учения;

4) выявление личностно значимого отношения к учебному тексту (доказательства, аргументация, аксиома);

5) включение в дидактический материал текстовых пояснений, указаний, примечаний, комментария, смысловых таблиц, системы учебных заданий;

6) организация ориентированного на личность обучения благодаря усилению мотивации учебной деятельности (самоконтролю, самооценке, вовлечению школьников в процесс оценивания, работе с первоисточниками (летописями, мемуарами, различными справочными материалами);

7) предоставление ученику свободы выбрать способы выполнения учебных заданий (чтобы снять эмоциональное напряжение, вызванное боязнью ошибиться в своих действиях);

8) внимание педагога к анализу и оценке индивидуальных способов учебной работы школьника, ее организации и оценке более продуктивных;

9) возможность реализации индивидуальных познавательных программ обучения;

10) выявление личностных особенностей, чтобы спрогнозировать интеллектуальный рост, имеющий отношение к разному учебному материалу (определение познавательного профиля);

11) организация сотрудничества с учащимися, для чего определяется генератор идей, инициаторы, функциональные лидеры; использование неправильных ответов в дискуссии;

12) определение приемов развития внимания (устойчивости, переключения, объема, распределения), памяти (произвольного и непроизвольного запоминания и воспроизведения, прочного и осмысленного запоминания), мышления (гибкости, глубины, широты, творческого и репродуктивного, различных мыслительных операций и форм), воображения (связи слова и наглядности, элементов творческого воображения, мечты и пр.)

 

5. Деятельность и личность учащихся на уроке:

1) интерес учащихся разного уровня подготовленности к предмету;

2) степень эрудированности;

3) легкость усвоения материала;

4) активность, самостоятельность, сосредоточенность на разных видах работы;

5) деятельность учеников как единого коллектива; сплоченность, организованность; аккуратность; отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины; особенности участия отдельных учеников в учебной деятельности (использование своего субъективного опыта, возможность рассказа об имеющихся в учении и жизни трудностях, постановка вопросов для обсуждения);

6) дисциплинированность;

7) умение правильно воспринимать критику и готовность поддержать действия учителя;

8) отношение учащихся к учителю и друг к другу (послушание, боязнь, доброжелательность, уважение, взаимная помощь, подсказка);

9) приемы и способы умственной деятельности (применение правил, предписании, изложение знаний, организация восприятия учебного материала, наблюдение, запоминание, создание образов, инициатива в их использовании).

 

6. Характеристика личности и деятельности учителя:

1) знание предмета, эрудиция, разносторонность интересов;

2) умение доступно объяснить материал;

3) умение заинтересовать изучаемой темой;

4) требовательность;

5) такт, вежливость в общении;

6) умение показать практическую значимость изучаемого материала;

7) поддержание дисциплины на уроке;

8) вовлечение учащихся в активную работу на уроке;

9) справедливость, честность;

10) скромность, простота;

11) умение отмечать достоинства учеников;

12) создание благоприятной психологической атмосферы общения на уроке с помощью коммуникативных средств (побуждение, совет, порицание, одобрение и др.);

13) учет психического состояния отдельных учащихся,

14) коммуникативные умения учителя (находить выход из трудных ситуаций, самообладание, раскованность, снятие неблагоприятных эмоциональных состоянии, умение предвидеть поведение отдельных учеников, распознавание побуждений по выражению лица учащихся, экспрессивная речь, ее окраска, техника владения экспрессивным проявлением — приглашающие, дающие, восторженные интонации и др.);

15) главные достоинства личности и деятельности педагога, преодоления отдельных недостатков личности и коммуникативной техники.

 

7. Организация пространства в классе как способ влияния на учебную деятельность школьников: работа детей у доски, за партой, в группах, свободное передвижение по классу в случае необходимости, выбор пособий, наглядного материала.

 

8. Общая оценка урока, касающаяся достижения обучающих целей. Место урока в обучении, ориентированном на личность.

Вариант 2. Психологический анализ урока с целью изучения организации внимания учащегося

В выполнении задания можно придерживаться следующих позиций наблюдения.

1. Как влиял учитель на внимание учащихся в начале урока? Например, начал урок только тогда, когда учащиеся успокоились, или приступил к работе при наличии шума?

2. Огласил ли цели урока, может быть, каким-то образом приобщал учащихся к формулированию целей?

3. Всегда ли темп урока был оптимальным для поддержания внимания школьников?

4. Можно ли сказать, что речь педагога была достаточно последовательной и выразительной для поддержания внимания?

5. Как было организовано внимание учащихся при использовании средств наглядности?

6. Реализовал ли учитель какие-нибудь приемы поддержания и развития внимания учащихся (интригующее вступление, использование занимательного материала, обращение к личному опыту ученика, подчеркивание практической значимости вопроса, сначала - формулирование вопроса для всех и лишь затем - называние имени отвечающего учащегося и др.)?

7. Чередовались ли формы учебной работы или урок в этом отношении получился однообразным?

8. Имели ли место на уроке формы организации учебной деятельности школьников, вызвавшее особое внимание с их стороны? Почему это произошло?

9. Правомерно ли говорить о дисциплинирующих воздействиях в отношении отвлекавшихся учащихся (пауза, пристальный взгляд, опрашивание не только тех, кто поднимал руку, замечания, предупреждения и др.)?

10. Представления о каких свойствах внимания (объем, концентрация, устойчивость, переключение, распределение) актуализирует данный урок, в каких эпизодах?

11. Какие суждения можно высказать о соотношении непроизвольного и произвольного внимания учащихся в различных фрагментах урока?

12. Можно ли определенно указать на факторы, снижавшие внимание учащихся?

Завершается анализ урока заключением, в котором подводятся итоги анализа.

 

Вариант 3. Психологический анализ урока с целью изучения организации мышления учащегося

1. Можно ли утверждать, что организация мышления учащихся путем постановки познавательных задач была одной из целей урока? Насколько эффективно педагог контролирует понимание задач школьниками?

2. Как часто учитель стимулирует учеников к осмыслению пройденного и объясняемого материала? (Добивается лучшего осознания связей между понятиями и закономерност


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.248 с.