Технология внедрения системы 5S — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Технология внедрения системы 5S

2020-05-07 199
Технология внедрения системы 5S 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Организация рабочих мест по системе 5S должна осуществляться по достаточно строго определенной технологии, которая в себя включает 5 шагов.

Первый шаг – «1С» представляет собой сортировку. Данный шаг предлагает два этапа:

Во-первых, все предметы, располагающиеся в операционной зоне на рабочем месте, распределяются на нужные и не нужные.

Во-вторых, удаление ненужных предметов (инструментов, документов и т.д.) из операционной зоны рабочих мест.

К процессу сортировки должны быть привлечены все сотрудники структурного подразделения компании, в котором она проходит. Предметы сортируются на 3 группы:

1. Предметы, которые следует утилизировать или выбросить.

2. Предметы, которые следует переместить из операционной зоны рабочего места в более подходящее для этого предмета место для его дальнейшего хранения.

3. Предметы, которые следует оставить в операционной зоне и которым следует выделить и обозначить их постоянные месте.

Первые две группы – это ненужные предметы, а третья – нужны. Однако достаточно часто возникают сложности с оценкой нужности того или иного предмета, особенно в ситуации, когда программа 5S внедряется на предприятия с уже сложившейся системой организации рабочих мест.

С целью удаления из операционного зоны рабочего места ненужных предметов рекомендуется применять технологию «красных ярлыков». В соответствии с данной технологией на каждый предмет, который сотрудниками и руководством оценивается как ненужный, прикрепляется красный флажок (метка, ярлык). Красный ярлык может представлять собой обычный красный стикер, содержащий информацию о дате перемещения данного предмета в карантинную зону карантина. Однако рекомендуется вносить в небо больше информацию (информацию о структурном подразделении, причинах перемещения данного предмета в карантинную зону, ответственных лицах и т.д.) Пример красного ярлыка на рисунке 1.2.

 

Рисунок 1.2 - Пример красного ярлыка (метки)

Для предметов, помеченных красными флажками, следует на территории структурного подразделения организовать карантинную зону, и раз в месяц их перебирать (см. рисунок 1.3)[14].

 

Рисунок 1.3 – Пример карантинной зоны

 

Предметы, пролежавшие в карантинной зоне карантина более 30 дней, необходимо, либо переместить в место их постоянного хранения, которое, чаще всего, располагает в складской зоне, либо продавать, либо утилизировать (выбрасывать). Технология красного ярлыка позволяет избежать преждевременных решений о признании данного предмета ненужным в операционной зоне, и уменьшает риски ошибок при сортировке.

При сортировке предметов рабочей зоны для внедрения 5S можно применять методику, представленную в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1

Методика сортировки предметов в рабочей зоне

Уровень важности Частота использования предмета Рекомендации по нахождению предметов
Низкая Один раз в полгода, либо реже Должен находить вне рабочей зоны (на складе)
Средняя Не чаще чем один раз в неделю, но и не реже, чем 2 раза в 6 месяцев Должен быть размещен вне границ рабочей зоны, но достаточно близко к ней
Высокая Чаще, чем раз в неделю Должен быть расположен в рабочей зоне

 

Второй шаг – «2С» предполагает рациональное размещение на рабочих местах на предприятии предметов.

Во-первых, на данном шаге изначально следует навести порядок на рабочих места с необходимыми предметами. Они должны быть расположены на определенные, строго закрепленных за ними местах, таким образом, что бы были бы легко доступными для сотрудника, который ими пользуется[15].

Изначально предметы раскладываются исходя из субъективной оценки сотрудников и руководителей предприятия в зависимости от особенностей рабочего места, технологических операций, предметов труда и т.д. Однако изначально закрепленный порядок крайне редко сохраняется, т.к. в процессе трудовой деятельности сотрудников обнаруживаются проблемы, связанные с принятой схемы размещения предметов.

В течение определенного времени сотрудниками при участии руководителей и специалистов, занимающихся внедрением 5S, подбирается оптимальное расположение в операционной зоне рабочее места необходимых предметов, которое позволяется любому работнику легко использовать, а также быстро, как находить, так и возвращать на место инструменты, документацию, комплектующие и материалы.

Во-вторых, должны быть осуществлена маркировка мест хранения предметов, которая должна способствовать быстрому пониманию сотруднику где лежит тот или иной предмет. Для данных целей могут быть использованные следующие методы визуализации:

1. Оконтуривание месторасположения предметов, подразумевающее нанесение на поверхность, где должен находиться предмет, его контура. На рисунке 1.4. представлен пример оконтуривания при горизонтальном размещении

 

Рисунок 1.4. - Пример оконтуривания предметов

2. Нанесение цветовой маркировки. Данная технология маркировки может применяться для визуального выделения каких-либо зон. Этот метод применяется в следующих случаях:

- когда рабочую зону можно разделить по функциональному признаку

- когда существует необходимость выделения проходов между оборудованием, с целью исключения размещения на них оборудования или иных предметов.

- при визуальном разделении мест хранения предметов на рабочем месте[16].

При нанесении  цветовой маркировке может быть использована краска как одного, так и нескольких цветов. Краски разных цветов применяются для визуального отделения рядом расположенных разных функциональных зон. К примеру, место для хранения брака и готовых изделий, т.к. достаточно часто брак сложно отличить от готового изделия без пристального внимания.

Этот метод не рекомендуется к применении в следующих ситуациях:

- в ситуации, когда состояние пола или поверхности в рабочей зоне либо не позволяет нанести цветовую маркировку, либо будет требоваться её регулярное обновление.

- когда применяемые технологии не позволяют обеспечить длительную сохранность данной маркировки. К примеру, если по полу волоком осуществляется перемещение тяжелых предметов и краска стирается, либо могут проливаться какие-либо  едкие жидкости, растворяющие краску.

Третий шаг – «3С» внедрение регулярной уборки, проверки и устранения выявленных в рамках данных проверок замечаний.

Содержание рабочих мест в чистоте, безусловно, должно предусматривать их уборку, а также придание, как оборудованию, так и рабочему месту опрятного внешнего вида, достаточного для осуществления контроля[17]. Однако главное является создание условия, способствующих сведению к минимально допустимому уровню образования пыли и грязи.

Содержание рабочего места в чистоте обладает значительными преимуществами:

- работать на чистом рабочем месте сотрудникам приятнее, благодаря этому повышается эмоциональное состояние сотрудника и делает рабочее место более привлекательным для него;

- обеспечивается постоянная готовность к использованию всех предметов, которые могут потребоваться для выполнения сотрудником производственных задач;

- обеспечение соблюдение необходимого уровня безопасности выполнения работ для сотрудника;

- обеспечение максимальный уровень работоспособности оборудования и сокращается риск его выхода из строя (к примеру, из-за попадания грязи и пыли в работающий механизм).

Однако внедрение данного механизма сталкивается с сопротивлением сотрудников, особенно на рабочих местах, где за длительный период уже сформировалась своя система уборки и поддержания оборудования в рабочем состоянии. Во всех структурных подразделениях проверка уровня чистоты должна осуществляться в соответствии с заранее определенными и доведенными до сотрудников критериями чистоты, т.к. чиста в производственном цехе и офисном помещении в значительной степени различаются. Рекомендуется, чтобы в контрольном листе были бы подробно описаны порядок и содержание работ, связанных с наведением на рабочих местах чистоты, а также фотографии мест их проведения. С целью упрощения периодических осмотров, контрольные листы следует размещать рядом с соответствующим рабочим местом, чтобы проверять контрольные листы на правильность их заполнения, а также оперативно устранять выявленные недостатки. Также для контроля стандарта соблюдения на рабочем месте рекомендуется размещение его фотографии в требуемом виде (см. рисунок 1.5.)

 

Рисунок 1.5 – Пример фотографии стандарта чистоты

Четвертый шаг – «4С» (стандартизация). Стандартизация предполагает внедрение единого подхода к выполнению процедур и заданий. Основной целью данного этапа является предотвращение отход от постоянной реализации первых 3-х этапов. На этом этапе осуществляется разработка стандартов, документов, приемов работы, обслуживания оборудования, техники безопасности с использованием визуального контроля[18].

Пятый шаг – «5S» - это совершенствование или самодисциплина, поддержание результатов, которые были достигнуты ранее. Стабильность функционирования системы 5S на предприятии зависит только от того, насколько были хорошо внедрены процедуры, предусмотренные первыми 4-мя шагами, а прежде всего будут ли поддерживаться первые 4-е тапа пятым[19].

В отличие от первых четырех шагов совершенствование нельзя внедрить как технику, результаты совершенствования не поддаются измерению, однако можно создать условия, которые будут стимулировать сотрудников на дальнейшую деятельность в рамках системы 5S. Для этого можно применять различные методы: лозунги и плакаты 5S, наглядную демонстрацию «Стало-было», проведение совещаний по теме 5S и т.д.

Далее рассмотрим особенности внедрения системы 5S на российских предприятиях.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.