Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати

2020-05-07 171
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Жизнь и идеалы

Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати

Прабхупада Сарасвати Тхакур

 

Мы следим за развитием революций, модой, новостями, жизнями… Мы отдаем внимание, время, средства, а кто и всего себя, ради идей, которые живут у нас внутри.Надмирная, в чем-то дерзкая и блистательная книга перевернёт ваши представления об истории философии. Данная книга – это Идея – редкая, удивительная по своей глубине, это хронология настоящей Духовной Революции, произошедшей в начале XX века… Каждая фотография, каждая статья, каждая дата – это громкий вызов настоящей жизни связанной с вечностью.

 

 

Жизнь и идеалы Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати

 

Прабхупада Сарасвати Тхакур

 

Переводчик Ачутананда дас

Редактор Анукришна даси

Корректор Каника даси

Редактор Бхувана Сундари даси

Корректор Джива даси

 

© Прабхупада Сарасвати Тхакур, 2019

© Ачутананда дас, перевод, 2019

 

ISBN 978-5-0050-6564-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

 

 

Обращение

Прабхупада Пранам

никхила - бхувана - ма ̄ йа ̄- чинна ̄ виччинна - картрӣвибудха - бахула - мригйа ̄- мукти - моханта - дха ̄ ттриш ́ итхилита - видхи - ра ̄ га ̄- ра ̄ дхйа - ра ̄ дхеш ́ а - дха ̄ нӣвиласату хриди нитйам бхактисиддха ̄ нта - ва ̄ нӣ

ЕГО ПЕРВЫЙ ШАГ РАЗБИВАЕТ ВДРЕБЕЗГИ ВСЕЛЕННУЮ ЭКСПЛУАТАЦИИ, второй – сокрушает доктрины спасения и мечты о свободе, его третий шаг – это нежное прикосновение божественной Любви рага-марга, – вдохновение ваидхи-бхакти. Поднимая – выше Вайкунтх, он зовёт к вершинам поклонения Шри Радхе и Шри Говинде.

С нежностью Вриндавана в сердце и суровостью воителя в облике он потрясал вселенную, сражаясь со всеми и каждым. Выступив в одиночку против целого мира, он не оставил в нём камня на камне – такова его личность. Он одерживает убедительную победу над горделивыми учёными-мыслителями и докторами от всевозможных школ; и наконец – он сводит к малому пышное поклонение Нараяне и утверждает служение Радха-Говинде как наивысшее. Он стал причиной нисхождения в этот мир божественной Любви – служения Радха-Говинде, заявив, что превыше всего потоки нежнейших чувств влюблённой души.

Это – его история, – настоящее бытие Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады. Пусть его восхитительные наставления, «бхактисиддханта вани», продолжают свой вечный танец в наших сердцах.

– Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами

Введение

Гаудиа Матх, Калькутта, 1930 год

 

 

Жизнь для божественного

ш ́ рӣ сиддха ̄ нта - сарасватӣти видито гаудӣйа - гурв - анвайе

бхато бха̄нурива прабха̄та-гагане йо гаура-сам̇кӣрттанаих

ма̄йа̄ва̄да-тимин̇гилодара-гата̄н уддхритйа джӣванима̄н

кришна-према-судха̄бдхи-га̄хана-сукхам̇

пра̄да̄т прабхум̇ там̇ бхадже

«Среди великих наставников линии Гаудия Вайшнавов он известен как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати. Словно Солнце, сияющее в утреннем небе, он несёт свет – спасение душам, поглощённым тьмой имперсональных идей. Распространяя учение Господа Гауранги – пение Святых Имён – он даёт нам возможность погрузиться в океан любви к Шри Кришне, Всевышнему Господу».

– Шрила Бхакти Ракшак Шридхар

Дев-Госвами Махарадж

Божественное возможно узреть лишь в Его собственном свете. Так и жизнь Шрилы Прабхупады Сарасвати Тхакура может открыться нам только его беспричинной милостью – такова природа Господа и тех, кто приходит сюда от Его имени. Шрила Прабхупад – безбрежный океан божественных сокровищ; и если мы достаточно удачливы, нас, быть может, коснутся волны этого океана, омывающего своими водами берега этого мёртвого мира. Среди его бесчисленных достоинств – эрудиция, гениальность, духовное зрение, скромность, великодушие, сострадание, милость – лишь некоторые. Сущность Шрилы Прабхупады не выразить и целыми томами – не то что одной главой, и тем более простым перечнем фактов и впечатлений. Можно посвятить всю жизнь, чтобы обрести лишь искру истинного понимания о его послании, которое – вся его жизнь.

В лице его непостижимой личности мы встречаем Реальность вневременную и бескрайнюю. Однако, не оглядываясь на вечность – для того чтобы как-то начать, нам придётся восстановить ход событий.

Детство, 1874—1892

Шрила Прабхупад Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур явился в Пурушоттам Кшетре (Джаганнатха Пури) штата Орисса, в 3:30 пополудни пятницы 6-го февраля 1874 года. Это случилось в доме его семьи, неподалёку от святого места, именуемого Шри Нараяна-чатта величественного Храма Шри Джаганнатха, чьи стены постоянно вибрировали от звуков Святых Имён. Он был четвёртым сыном Шрилы Бхактивинода Тхакура и Шримати Бхагавати Деви. Шрила Бхактивинод Тхакур неуклонно утверждал концепцию чистого Вайшнавизма в сердцах многих образованных и духовно ищущих людей Бенгалии конца девятнадцатого столетия. Шрила Прабхупад Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур родился очень красивым младенцем, а пропорции его тела, в соответствии с утверждениями писаний, выдавали его незаурядную личность. Шею новорождённого – к изумлению всех присутствующих – точно священный брахманский шнур, обвивала пуповина. Шрила Бхактивинод Тхакур назвал своего сына Шри Бимал Прасад, что означает «милость Шримати Бимала Деви – трансцендентной энергии Господа Джаганнатха».

Шри Бимал Прасаду исполнилось шесть месяцев, город праздновал ежегодный фестиваль колесниц Господа Джаганнатха. В тот год колесница остановилась как раз напротив дома Шрилы Бхактивинода Тхакура, не двигаясь с места в течение трёх дней. Всё это время, пока Господь Джаганнатх оставался там, киртан продолжался под бессменным лидерством Шрилы Тхакура Махашай (ещё одно имя Шрилы Бхактивинода Тхакура). В один из тех дней Шри Бимал Прасад на руках своей матушки встречал Господа Джаганнатха и, увидев Его, потянулся к Божеству руками, словно предлагая почтительный поклон. В тот момент с шеи Господа Джаганнатха на ребёнка упала гирлянда, обвив его тело. Толпа, ставшая свидетелем такого благословения Господа Джаганнатха, возликовала. Под всеобщие радостные восклицания «Харибол!» Бхактивинод Тхакур накормил ребёнка Махапрасадом Господа Джаганнатха, исполнив обряд аннапрашам (первый приём злаков ребенком) при самых благоприятных обстоятельствах.

До десятого месяца жизни Шри Бимал Прасад с матушкой оставались в Джаганнатха Дхаме, а затем перебрались в Бенгалию, сначала – в Ранагхат, потом в Шрирампур. Однажды, в раннем детстве, Шри Бимал Прасад отведал манго, не предложив прежде Господу. Когда отец наказал его за проступок, мальчик в полноте раскаяния тут же поклялся никогда впредь не есть плодов манго – данному обету он следовал всю свою жизнь. В 1881 году Бхактивинод Тхакур владел домом на Рам-Баган в Калькутте, который назывался Бхакти Бхаван.

В раскопках фундамента было обнаружено Божество Шри Курма Дева. Вместе с Мантрой и церемонией поклонения Бхактивинод Тхакур передал Божество своему сыну, когда тому было восемь или девять лет от роду. Так, в свой срок, мальчик с великой заботой и преданностью начал служить Божествам.

В возрасте пяти лет Шри Бимал Прасад создаёт собственный метод стенографии и называет его Бичанто или Викринти. Позже он не переставал удивлять своих учителей знаниями санскрита и бенгали, глубоким интеллектом и превосходной памятью, чистотой этических и духовных качеств. В то же самое время Бхактивинод Тхакур даёт ему для чтения «Шри Чайтанья Шикшамриту». Кроме названных, выдающиеся способности Шри Бимал Прасад проявлял в математике и астрологии. Последнюю он изучал под руководством известнейшего из астрологов – Махеш Чандра Чурамани, впечатляя мастера своим исключительным талантом. Со временем другой из его учителей астрологии, Пандит Сундар Лаи, за широкую образованность и знание писаний наградил его титулом – Шри Сиддханта Сарасвати – «ведающий суть священных текстов». Когда Шрила Сарасвати Тхакур учится в седьмом классе школы в Шрирампуре, Шрила Бхактивинод Тхакур даёт ему Харинам (Святое Имя), Туласи-малу (молитвенные чётки из дерева Туласи) и Шри Нрисимха Мантру.

В 1885 году Бхактивинод Тхакур основывает «Сокровищницу Вайшнавов» – издательство, расположенное в его собственном доме. Шрила Сарасвати Тхакур изучал типографию и помогал отцу правкой текстов. Именно тогда возобновляется публикация журнала Шрилы Тхакура Махашая «Саджан Тошани». В этом же году Шрила Сарасвати Тхакур сопровождает Шрилу Тхакура Махашая (своего отца) в паломничестве по землям Кулинграма и Сарграма, где ему доводится слышать обширные дискуссии о Святом Имени. Тогда же, в 1885 году, в доме Шри Рамгопал Басу на Бетхун роуд в Калькутте, Шрила Тхакур Махашая учредил свою Вишва Вайшнава Радж Сабху (Великую всемирную ассамблею Вайшнавов). Многие широко известные личности, такие как Мадангопал Госвами, Нилкант Госвами, Бипин Вихари Госвами, Радхиканатх Госвами и Шишир Кумар Госвами, посещали это собрание и принимали участие в обсуждениях. Шрила Сарасвати Тхакур также приходил туда и с глубоким вниманием выслушивал рассуждения присутствующих. В то время с ним всегда была книга Шрилы Рупы Госвами «Шри Бхакти Расамрита Синдху» («Океан Божественной Преданности»).

 

Однажды, в раннем детстве, Шри Бимал Прасад отведал манго, не предложив прежде Господу. Когда отец наказал его за проступок, мальчик в полноте раскаяния тут же поклялся никогда впредь не есть плодов манго –

Колледж Санскрита и работа в Трипуре, 1892—1905

 

В 1892 году Шрила Сарасвати Тхакур окончил школу и продолжил обучение в Колледже Санскрита.

Его интересовало множество различных книг из библиотеки колледжа, но только не собственные учебники. После занятий в колледже он под руководством Пандита Притхвидхар Шармы изучал Веды и, кроме того, очень недолго – «Сиддханту Комуди». Будучи студентом Колледжа Санскрита, он опроверг некоторые суждения профессора Панчанан Сахитьячарьи. После чего никто не смел спорить со Шрилой Сарасвати Тхакуром, опасаясь потерпеть поражение. Но его духовные устремления не позволяли ему продолжать образование. В своей автобиографии он пишет:

«Если бы я уделял колледжу больше внимания, то под давлением обстоятельств был бы вынужден начать семейную жизнь. Но если я выгляжу туповатым невеждой, вряд ли найдётся желающий склонять меня к мирской карьере. Так, намереваясь посвятить себя служению высшему, я оставил Колледж Санскрита и подыскивал себе занятие, способное обеспечить скромный достаток».

 

«Если бы я уделял колледжу больше внимания, то под давлением обстоятельств был бы вынужден начать семейную жизнь. Но если я выгляжу туповатым невеждой, вряд ли найдётся желающий склонять меня к мирской карьере.

Так, намереваясь посвятить себя служению высшему, я оставил Колледж Санскрита и подыскивал себе занятие, способное обеспечить скромный достаток».

 

 

В 1897 году Шрила Сарасвати Тхакур основал «Сарасват Чатушпатхи» (Академию Сарасвати) при Бхакти Бхаване. Многие видные и известные своей образованностью личности – Лала Харагауришанкар, д-р Экендранатх Гош, Саткари Чаттопадхьяй, Шьямлал Госвами и Саратчандра Видьявинод – изучали там математику и астрологию. Под эгидой «Сарасват Чатушпатхи» Шрила Сарасвати Тхакур издаёт астрологические журналы «Джйотирвид» и «Брихаспати», а также немало древних астрологических текстов. Среди интеллектуалов Калькутты Шрила Сарасвати Тхакур слыл весьма компетентным астрологом. Сэр Ашутош Мукхопадхьяй, вице-канцлер Университета Калькутты, заявлял, что кафедра астрономии университета должна принадлежать Шриле Сарасвати Тхакуру.

В 1895 году Шрила Сарасвати Тхакур был принят наставником королевской семьи независимого штата Трипура. После того, как Махарадж Вирчандра ушёл из этого мира, в 1896 году его сын, Махарадж Радхакишор Маникья Бахадур, оставляет Сарасвати Тхакура наставником принцессы, а затем назначает управляющим поместья в Калькутте. Однако вскоре Шрила Сарасвати Тхакур попросил отставки, и в 1905 году Махарадж принимает её, назначив ему полное содержание. Эту помощь Шрила Сарасвати Тхакур получал до 1908 года.

 

 

Вамшидас Бабаджи Махарадж

Бимал Прасад Брахмачари

 

 

В Шри Маяпур Дхаме, 1905—1910

 

В феврале 1905 года Шрила Сарасвати Тхакур совершает паломничество по святым местам Южной Индии. Посетив Симхачал, Раджмахендри, Мадрас, Перемведур, Тирупати, Кандживерам, Кумбхаконам, Шрирангам, Мадурай и прочие, он вернулся в Калькутту, откуда отправился в Маяпур. В Перемведуре, собирая сведения о практиках триданди-санньяси Вайшнавов, он общается с Триданди Свами, принадлежащим к Рамануджа-сампрадае.

В 1905 году, проживая в Шри Маяпуре, Шрила Сарасвати Тхакур начинает проповедь послания Шримана Махапрабху. Следуя по стопам Шрилы Харидаса Тхакура, он произносит по

300 000 Святых Имён в день. Спал он на полу всего по нескольку часов в сутки и питался очень простой пищей, днями и ночами повторяя Святое Имя. Он говорил о Хари тем, кто хотел его слушать. Иногда он ходил в Кулию на даршаны Шрилы Гауракишора даса Бабаджи, желая получить его наставления. Тот был всегда рад Шриле Сарасвати Тхакуру: «Мой господин своей отрешённостью напоминает мне Шри Рупу и Шри Рагхунатху», – так говорил Шрила Бабаджи Махашай о своём ученике, которого называл обычно – мой прабху (господин).

В Навадвипе Шрила Сарасвати Тхакур получал благословения Шрилы Вамшидаса Бабаджи Махараджа. «Кто-то очень близкий моему Гауре навестил меня», – так говаривал он бывало, приветствуя Шрилу Сарасвати Тхакура.

Шрила Сарасвати Тхакур начинал свою воодушевлённую проповедь идеи Бхакти среди тех, для кого был безусловным авторитет брахманов и чьи представления о чистой Бхакти были искажены ложью подражателей (сахаджиев). В Индии ХIX и начала XX веков брахманы Бенгалии в большинстве своём интересовались главным образом правилами и предписаниями, не связанными с идеей служения. Они игнорировали саму суть писаний – куда более ценную нравственно и духовно для остальной части общества. Многие брахманы уже не обладали соответствующими качествами и считались таковыми лишь по праву рождения. Кастовая система теряла свою основу и предназначение, становясь фактически бесполезной для современного общества. Часто брахманы выступали против идей, угрожающих их превосходству, не имеющему, однако, ни нравственных, ни духовных оснований. И хотя многие люди уже не видели блага в существовании касты брахманов, они всё ещё не знали тех, кто смог бы занять их место. Настоящие Вайшнавы не выставляли себя на публику, ведя затворнический образ жизни, а вайшнавы-сахаджии вызывали скорее отвращение и подозрения, нежели уважение. В такой среде Шрила Прабхупад собирался утверждать принципы Дайви-варнашрама-Дхармы, системы общественного устройства, в центре которой – идея служения Господу, когда Вайшнавы достойны всяческого уважения, а положение в социуме определяется не обстоятельствами рождения, а естественной предрасположенностью существа.

Письмо Бхактивинода

 

В то время Шрила Бхактивинод Тхакур был сильно обеспокоен положением чистого Вайшнавизма, пребывающего в тени множества ложных концепций и искажаемого всякими подражателями. Он чувствовал, что среди его сыновей и последователей наиболее достойным преемником для проповеди является Шрила Сарасвати Тхакур – он был вдохновеннее, смелее и способнее всех остальных. По изложенной выше причине Тхакур Махашай (Бхактивинод Тхакур) пишет следующее письмо:

«Сарасвати!

Эти люди, гордящиеся благородным происхождением, в действительности не обладают подлинным великодушием, и потому пытаются унизить Вайшнавов, оскорбляя их – «Они родились в низших слоях общества по причине своей греховности».

Решение этой проблемы – в утверждении Дайви-варнашрама-Дхармы, чем ты и должен заняться как реальным служением Вайшнавам. Принципы Бхакти не проповедуются, позволяя всяческим апасампрадаям, как то сахаджии и атибари, выдавать за Вайшнавизм собственные предрассудки и нездоровые суеверия.

Всегда пресекай их враждебную деятельность проповедью чистой Бхакти и примером собственного бытия.

Приложи все усилия для скорейшего начала Шридхам-Навадвип-парикрамы (обход Дхама). Подобные меры дают возможность каждому в этом мире обрести Кришна-бхакти (любовное влечение к Господу). Пожалуйста, постарайся, чтобы служение в Шри Маяпуре никогда не прекращалось, сияя ярче день ото дня. Истинное служение Шри Маяпуру можно осуществлять, издавая журналы, распространяя книги и проповедуя единодушное воспевание (а не аскезу отшельника). Пожалуйста, не пренебрегай ради уединённого бхаджана проповедью и служением Шри Маяпуру.

Когда я уйду, пожалуйста, прими на себя всю заботу о служении столь близкому тебе Шри Маяпур Дхаму. Это – моё особое поручение. Люди, уподобившиеся животным, никогда не достигнут Бхакти, посему – ни в коем случае не принимай их советов. Но смотри, чтобы они прямо или косвенно не узнали об этом.

Я мечтал проповедовать суть «Шримад Бхагаватам», «Шат Сандарбхи» и «Веданта Даршан». Ты можешь принять эту ответственность на себя. Шри Маяпур будет процветать, если ты создашь там учебные центры. Не растрачивай себя, собирая знания или средства для собственного удовольствия – делай это лишь для служения Господу. Никогда не заводи порочных связей ради денег или иных собственных интересов».

 

Все Вайшнавы, кому довелось наблюдать взаимоотношения Шрилы Бхактивинода Тхакура и Шрилы Сарасвати Тхакура, видели их необычайность – это не походило на отношения отца и сына. Их общение носило совершенно надмирный характер, как между учеником и Гуру, что очевидно явлено в этом письме.

Его желание проповедовать чистый Вайшнавизм росло – кроме распространения Х ари-катхи и санкиртана, Шрила Сарасвати Тхакур стал собирать сведения о четырёх Вайшнавских сампрадаях (ветвях ученической преемственности). Он писал и издавал статьи о Вайшнавах-Ачарьях в «Саджан Тошани».

В 1906 году Шрилу Сарасвати Тхакура посетил некий джентльмен – Шри Рохини Кумар Гош, который доводился племянником судье Верховного суда Шри Чандре Мадхаву Гошу из Баришала. Рохини Бабу оставил семью ради жизни подвижника в Навадвипе. Встретив гуру из Баул (одно из бенгальских религиозных течений с музыкальной традицией), он поселился в его ашраме. Но однажды ему довелось услышать Шрилу Сарасвати Тхакура, его бесценные наставления о природе Бхакти. Состоявшееся общение произвело на Рохини Бабу глубокое впечатление, и, вернувшись тем вечером к себе в ашрам, он продолжал переживать услышанное. Он отправился спать не поужинав, а ночью увидел сон: Баул-гуру со своими подружками напали на него, обернувшись тиграми, и спасло его только появление Шрилы Сарасвати Тхакура. Следующим утром, разбуженный светом солнца, он немедленно оставил ашрам и отправился в Маяпур умолять Шрилу Сарасвати Тхакура о прибежище у его лотосных стоп. Он стал первым учеником Шрилы Прабхупады (так к Шриле Сарасвати Тхакуру обращались ученики).

 

 

Семья Бхактивинода Тхакура,

Брамины и Вайшнавы, 1911

 

В 1911 году Вайшнавы подвергались жёсткой и враждебной критике со стороны ортодоксальных брахманов Бенгалии, известных как «Смарта Самадж». Эти деятели, не обладая духовным знанием, тем не менее очень гордились происхождением и положением в обществе, своими догмами, правилами и предписаниями. Благодаря высокому социальному положению им не составляло труда влиять на людей, которые не ведали об идеалах Вайшнавов. Даже некоторые из Вайшнавов поддерживали брахманов, рассчитывая на их признательность. В то время Шрила Бхактивинод Тхакур тяжёлой болезнью был прикован к постели. Но тревога не оставляла его – сложившаяся ситуация требовала, чтобы кто-то лично бросил вызов тем брахманам-пандитам. Исполняя желание Шрилы Бхактивинода Тхакура и по просьбе известного учёного Шри Мадхусудан Госвами из Вриндавана, Шрила Прабхупад устраивает встречу с брахманами из «Смарта Самадж» в городке Балигхай округа Мединпур. Председательствовал на собрании Пандит Шри Вишвамбхарананда Дев Госвами.

 

 

Шрила Прабхупад выступил со своей знаменитой статьёй «Брахманы и Вайшнавы». К его приходу богословы уже разделились на две группы: те, кто считал брахманов высшим классом общества, и другие, кто верил в превосходство Вайшнавов вне зависимости от их происхождения или положения в обществе. Сначала, цитируя многие строфы Писаний, Шрила Прабхупад прославил брахманов. Торжество собравшихся было безграничным – эти брахманы и не ведали о количестве посвящённых им славословий во множестве различных Писаний. Но затем, как и ранее, обратившись к Писаниям, Шрила Прабхупад воспевает величие Вайшнавов, чья слава далеко превосходит и качеством и количеством всё сказанное о брахманах. Неспособные возразить очевидному, они принялись шуметь. Один или двое из брахманов безнадёжно выдвигали новые аргументы, но Шрила Прабхупад своей безупречной логикой и знанием священных текстов разбил и их. Он лично отвечал на все вопросы и опровергал все доводы тех брахманов, чем утвердил всецелое превосходство Вайшнавов.

 

 

Гаура Мантра, 1911

 

В том же году на встрече, собравшей многих последователей и знатоков религии, Шрила Прабхупад заявляет истинность Гаура Мантры – что вечна и должна почитаться каждым Вайшнавом. Своё утверждение он обосновал выводами из священных текстов. Так, вопреки некоторым теориям, он доказал, что Гаура – одно из вечных Имён Всевышнего, а Шри Чайтанья Махапрабху – воплощение Самого Господа. Втайне от Шрилы Прабхупады, его Гурудев, Шрила Гауракишор дас Бабаджи, также присутствовал среди собравшихся и был безмерно рад услышанному.

Уход наставника, 1915

Семнадцатого ноября 1915 года, в священный день Уттхан Экадаши, оставляет мир дикша-Гуру Шрилы Прабхупады – Шрила Гауракишор дас Бабаджи Махарадж. Шрила Прабхупад, бывший тогда в Маяпуре, немедленно отправляется в Навадвип. Шрипад Кунджавихари Видьябхушан (позже Шримад Бхакти Вилас Тиртха Махарадж) описывает случившееся там в «Сарасвати Джаяшри», биографии Шрилы Прабхупады. Несколько так называемых бабаджи Навадвипа спорили друг с другом о том, кто даст самадхи телу Шрилы Гауракишора даса Бабаджи. Все они имели тайный мотив, а именно – лично владеть самадхи, чтобы в дальнейшем получать деньги от паломников и учеников. Предвидя столкновение, туда прибыл инспектор полиции Шри Бариндра Натх Сингх.

Приведя множество доводов, бабаджи заявили, что Шрила Прабхупад, не будучи санньяси, не имеет права давать самадхи Шриле Гауракишору дасу Бабаджи. Предвещающим грозу голосом Шрила Прабхупад сказал:

«Я единственный ученик Шрилы Бабаджи Махараджа. Хотя я и не санньяси, всю свою жизнь я следовал правилам брахмачари (целибат). Милостью Шрилы Бабаджи Махараджа я не имею тайных противозаконных пристрастий в отличие от тех, кто в своём „отречении“ уподобляется обезьянам. Если среди присутствующих здесь найдётся кто-то чистый нравом и действительно отречённый – мы не станем препятствовать и позволим ему устроить самадхи Шриле Бабаджи Махараджу. Кто-нибудь, кто в течение года, полугода, трёх месяцев, месяца или даже последних трёх дней не трогал женщины, – может прикоснуться к телу блаженного – любой другой, сделав это, погибнет!»

«Кто же сможет подтвердить такой факт?» – поинтересовался инспектор, на что Шрила Прабхупад ответил: «Я поверю на слово». Присутствующие с изумлением наблюдали, как все так называемые бабаджи один за другим покидали арену событий. Полицейский инспектор был немало удивлён увиденным.

Тогда по указанию Шрилы Прабхупады Вайшнавы – из тех, кого коснулась благая удача, – перенесли тело Бабаджи Махараджа. Некоторые из присутствующих сетовали: «Когда Шрила Бабаджи Махарадж был жив, он говорил: „Моё тело нужно протащить по земле Навадвипа, чтобы оно покрылось её пылью“. Следует выполнить его волю».

Шрила Прабхупад ответил им: «При всей нашей глупости, невежестве и склонности к оскорблениям мы всё же должны понимать суть этих смиренных слов моего Гурудева – они были сказаны для сокрушения гордыни и высокомерия материалистов. Даже Сам Господь Кришна счёл бы великой удачей нести тело моего Гурудева на Своих плечах, на Своей голове. Когда ушёл Шрила Харидас Тхакур, Шри Гаурасундар танцевал, держа на руках его благословенное тело – так Он выражал ему Своё почтение. Поэтому, следуя по стопам Шримана Махапрабху, мы также должны нести благословенное тело Шрилы Бабаджи Махараджа на своих головах».

Семнадцатого ноября 1915 года Шрила Прабхупад даёт Гурудеву самадхи в Натан Чара Навадвипа, на берегах Ганги. Шестнадцатью годами позже переменчивое русло могучей Ганги скрыло в своих водах это святое место. Двадцать первого августа 1932 года, повинуясь указаниям учителя, несколько учеников из Шри Чайтанья Матха, включая Шрипада Нарахари Прабху, Шрипада Винодавихари Прабху (позже Шрила Бхакти Праджана Кешава Махарадж) и других, на лодке перенесли самадхи на другой берег Ганги – из Навадвипа в Шри Чайтанья Матх Маяпура.

 

Йогапитх, Шридхам Маяпур

 

 

В полнолуние, седьмого марта 1918 года, в благоприятный день явления Шримана Махапрабху, в Шри Маяпуре, согласно предписаниям Вед, Шрила Прабхупад принимает санньяс. Рано утром он обрил голову и совершил омовение в старой Ганге недалеко от Ваман Пукура. Его сопровождали Шри Рамгопал Видьябхушан, Шри Ананта Васудев Прабху, Шрикант Дасадхикари (позже Шримад Бхакти Пракаш Аранья Махарадж) и другие. По пути он говорил об Аджамиле, санньясе Шримана Махапрабху, а также обсуждал некоторые стихи «Шримад Бхагаватам». После омовения, предложив дандаваты (поклоны) Господу, он вернулся во Враджапаттан, где уже подготовили всё необходимое для церемонии. Шрила Прабхупад вошёл в Храм и, памятуя о своём Гурудеве, принял триданди-санньяс – триединый – телом, умом и сердцем – обет служения Всевышнему.

Всё это время ученики ожидали снаружи. Среди них были Шрипад Парамананда Видьяратна и Шрипад Кунджавихари Видьябхушан. Там же собирался и остальной народ – праздновался день явления Шримана Махапрабху. Появление Шрилы Прабхупады в одеждах санньяси напомнило присутствующим отречение Шримана Махапрабху и вызвало волну всеобщей печали. Переполняемые потоком чувств, многие плакали.

В тот же самый день Шрила Прабхупад открыл Шри Чайтанья Матх и установил там Божества Шри Шри Гуру-Гауранги и Шри Шри Радха-Говинды. Этот Шри Чайтанья Матх в Маяпуре – Акар Матх (изначальный Матх) всех Гаудия Матхов всего мира. В полдень среди большого числа собравшихся была дана лекция о явлении Шримана Махапрабху. На следующий день он провёл обряд посвящения (инициацию) некоторых из предавшихся душ – Шрипада Харипада Видьяратны, Шрипада Ананта Васудевы Прабху и Шрипада Бхакти Пракаша Прабху.

Приняв санньяс, Прабхупад явил свои удивительные качества отрешённости и аскетичности. Это описано в мемуарах Шрипада Ананта Васудевы Прабху, цитируемых в «Сарасвати Джаяшри»:

«До принятия санньяса он не снимал одежды двадцать четыре часа в сутки. Никто не видел верхней части его тела. Но став санньяси, большую часть времени он носил чадар. Он отказался от сандалий, и от этого стопы его кровоточили, но он не переставал ходить босиком. Его великая отрешённость приводила нас в изумление. Соблюдая чатурмасью, он спал на голом полу, ел единожды в день – и никогда после захода солнца. В летний зной в Маяпуре он закрывал двери и воспевал Святые Имена днём и ночью».

Месяц спустя в литературном собрании в Кришнанагар Холле Шрила Прабхупад читает научную лекцию «Вайшнава Даршан» («Вайшнавская Философия»). В мае, взяв с собой нескольких учеников, он отправляется проповедовать.

В Даулатпуре, остановившись в доме Ваманали Поддара, он проповедовал несколько дней и инициировал ряд последователей, в том числе Шрипада Яшоданандана Прабху и Шрипада Нарахари Прабху.

Тогда же один из его учеников, Шрипад Наянабхирама Прабху (позже Шримад Бхакти Вивека Бхарати Махарадж), своей успешной проповедью помогает Шриле Прабхупаде в его Миссии. Шримад Бхарати Махарадж изъяснялся очень простым языком, представляя идеи Вайшнавов в доступной и привлекательной форме. Шрила Прабхупад занял Шримад Бхарати Махараджа проповедью среди простых людей. Он заставлял своих слушателей то плакать, то смеяться. Его слова пленяли сердца, послушать Бхарати Махараджа приходили, бывало, тысячи. Он замечательно исполнял киртаны. Шрила Прабхупад, зная сильные стороны каждого из своих учеников, занимал их соответствующей деятельностью. Покидая этот мир, он сказал Шримад Бхарати Махараджу, что тот был усердным, достойным учеником, и велел ему служить Миссии.

 

 

Вопросы к конференции «Кашим Базар»

 

В апреле 1920 в Куммиле, что в Восточной Бенгалии, проходит религиозная конференция «Кашим Базар Саммилани», для участия в которой были приглашены и члены Вишва Вайшнава Радж Сабхи. Но увидев программу, включающую обсуждения и прославление сокровенных игр Господа Кришны с Гопи, они по указанию Шрилы Прабхупады, беспокоясь о кротком и смиренном Махарадже Кашим Базара, Шри Маниндре Чандре Нанди, поставили перед участниками конференции ряд вопросов. Было сформулировано семь тезисов об уместности обсуждений среди обусловленных душ сокровенных игр Шри Шри Радха-Кришны. Махарадж должным образом представил эти вопросы собравшимся пандитам, но ни один из них не рискнул ответить.

 

Матушка Шрилы Прабхупады,

Шри Гаудия Матх, 1920

 

Шестого сентября 1920 года Прабхупад открывает Шри Гаудия Матх в Бхактивинода Асане и устанавливает Божества Шри Шри Гуру-Гауранги и Шри Шри Радха-Говинды. Учреждение Шрилой Прабхупадой Гаудия Матха придаёт его Миссии мощный импульс. Шрила Прабхупад желал проповедовать учение Шри Чайтаньи в чистейшей форме. Он хотел донести людям, что цель жизни – это служение и любовь к Кришне, что в Кали-югу единственным путём к свободе является повторение Святых Имён и безусловное служение Господу. Он желал проповедовать концепцию чистой Бхакти среди всех классов общества: для богатых и бедных, образованных и невежественных, среди ортодоксальных брахманов и нового поколения одурманенных западными ценностями людей. Он желал, чтобы сотни людей приходили на его лекции, читали книги и журналы, издаваемые Гаудия Матхом. Словом, он желал духовной революции – задача, очевидно, амбициозная для того, под чьим началом была лишь горстка помощников, с трудом добывающих средства. Тем не менее Гаудия Матх демонстрировал изумляющий рост. Организация объединяла людей из самых разных слоёв общества, но в большинстве своём присоединившиеся к Миссии были высокообразованы. Многие обладали разнообразными талантами и практическим опытом, к нему приходили учёные, писатели, редакторы, управленцы, доктора, инженеры, юристы… Удивительные личностные качества Шрилы Прабхупады и сила его слова трогали сердца многих людей, навсегда изменяя их жизни. Вне всякого сомнения – в Бенгалии начиналась духовная революция.

 

 

Жизнь и идеалы

Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати

Прабхупада Сарасвати Тхакур

 

Мы следим за развитием революций, модой, новостями, жизнями… Мы отдаем внимание, время, средства, а кто и всего себя, ради идей, которые живут у нас внутри.Надмирная, в чем-то дерзкая и блистательная книга перевернёт ваши представления об истории философии. Данная книга – это Идея – редкая, удивительная по своей глубине, это хронология настоящей Духовной Революции, произошедшей в начале XX века… Каждая фотография, каждая статья, каждая дата – это громкий вызов настоящей жизни связанной с вечностью.

 

 

Жизнь и идеалы Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати

 

Прабхупада Сарасвати Тхакур

 

Переводчик Ачутананда дас

Редактор Анукришна даси

Корректор Каника даси

Редактор Бхувана Сундари даси

Корректор Джива даси

 

© Прабхупада Сарасвати Тхакур, 2019

© Ачутананда дас, перевод, 2019

 

ISBN 978-5-0050-6564-3

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

 

 

Обращение

Прабхупада Пранам

никхила - бхувана - ма ̄ йа ̄- чинна ̄ виччинна - картрӣвибудха - бахула - мригйа ̄- мукти - моханта - дха ̄ ттриш ́ итхилита - видхи - ра ̄ га ̄- ра ̄ дхйа - ра ̄ дхеш ́ а - дха ̄ нӣвиласату хриди нитйам бхактисиддха ̄ нта - ва ̄ нӣ

ЕГО ПЕРВЫЙ ШАГ РАЗБИВАЕТ ВДРЕБЕЗГИ ВСЕЛЕННУЮ ЭКСПЛУАТАЦИИ, второй – сокрушает доктрины спасения и мечты о свободе, его третий шаг – это нежное прикосновение божественной Любви рага-марга, – вдохновение ваидхи-бхакти. Поднимая – выше Вайкунтх, он зовёт к вершинам поклонения Шри Радхе и Шри Говинде.

С нежностью Вриндавана в сердце и суровостью воителя в облике он потрясал вселенную, сражаясь со всеми и каждым. Выступив в одиночку против целого мира, он не оставил в нём камня на камне – такова его личность. Он одерживает убедительную победу над горделивыми учёными-мыслителями и докторами от всевозможных школ; и наконец – он сводит к малому пышное поклонение Нараяне и утверждает служение Радха-Говинде как наивысшее. Он стал причиной нисхождения в этот мир божественной Любви – служения Радха-Говинде, заявив, что превыше всего потоки нежнейших чувств влюблённой души.

Это – его история, – настоящее бытие Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура Прабхупады. Пусть его восхитительные наставления, «бхактисиддханта вани», продолжают свой вечный танец в наших сердцах.

– Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами

Введение


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.122 с.