Как подготовить и провести занятие по театрализованной деятельности в ДОУ — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Как подготовить и провести занятие по театрализованной деятельности в ДОУ

2020-05-07 262
Как подготовить и провести занятие по театрализованной деятельности в ДОУ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Этот вид творческой активности охватывает весь этап дошкольного образования начиная с первой младшей группы. При этом немного видоизменяется деятельность малышей и темы занятий, материал, на котором идёт освоение поставленных целей.

Основным материалом для занятий по театрализованной деятельности являются сказки, стихотворения и потешки (для самых маленьких).

Таблица: картотека тем по театрализованной деятельности (фрагменты)

Возраст воспитанников Цели Темы
Младшая  группа
  • Приучать слушать рассказ, используя наглядное изображение: инсценировка сказки на фланелеграфе.
  • Учить детей при повторном чтении выполнить характерные действия, повторяя за педагогом строки текста.
  • Обучение имитационным движениям, звукоподражанию.
  • Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции.
  • Поощрять готовность детей участвовать в танцевальных импровизациях.
  • Формировать умения выполнять элементарные ролевые действия.
· Русская народная сказка «Репка». · А. Барто «Игрушки». · Сказка «Колобок». · Потешка «Огуречик, огуречик». · Потешка «Ладушки». · Потешка «Идёт коза рогатая». · Народная игра «Зайка серенький сидит». · Сказка «Козлятки и волк». · Сказка «Снегурочка и лиса». · Сказка В. Сутеева «Кто сказал мяу?», «Ёлочка». · Игра «Зверята». · Сказка «Три медведя». · Сказка «Теремок».
Средняя группа
  • Учить интонационно выразительно проговаривать фразы.
  • Развивать воображение, выразительность жестов.
  • Учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.
  • Формировать навыки работы с воображаемыми предметами.
· Пантомима «Утренний туалет». · Игры-стихи («Дружный круг», «Кошки-мышки» и др.). · Игры с воображаемым предметом. · Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». · Сказка «Лиса и козёл». · Сказка «Лиса, заяц и петух».
Старшая группа
  • Развивать интерес к сценическому искусству.
  • Развивать коммуникативные навыки и самостоятельность.
  • Развивать внимание и образную память.
  • Закреплять выразительные приёмы создания образа своего героя в процессе инсценировок.
  • Учить изготавливать декорации в форме рисунков.
· Сказка «По щучьему веленью». · Игра «Заяц-хваста». · Сказка «Снегурочка». · Сказка «Лиса и кувшин». · Игра «Крылатый, мохнатый и масляный».
Подготовительная группа
  • Расширять словарный запас и развивать память.
  • Развивать диалогическую и монологическую речь.
  • Совершенствовать образные исполнительские умения.
  • Учить детей искать выразительные средства для создания образа своего героя.
  • Развивать навыки самостоятельной организации театрализованной деятельности.
· Сказка и игра «Сказка о козлёнке, который умел считать до 10». · Сказка и игра «Кот в сапогах». · Сказка на новый лад и игра «Снежный колобок». · Сказка и игра «Гадкий утёнок». · Сказка и игра «Серебряное копытце». · Сказка и игра «Красная Шапочка».

Как и любое другое занятие в детском саду, театрализованная деятельность тщательно планируется, а также строго учитывается время, отведённое на каждый из элементов работы. Следует обратить внимание, что структура занятия в младших и в средней группе будет немного отличаться от старших.

1. Введение в тему (или актуализация опорных знаний) — 2–3 минуты. Этот этап включает применение мотивационных приёмов, подходящих для возраста детей. Так, беседа в первой младшей группе не может быть единственным мотивационным приёмом, её необходимо дополнить каким-то наглядным материалом. В то время как для воспитанников подготовительной группы вопросно-ответной формы актуализации опорных знаний будет достаточно.

2. Основная часть занятия (работа с текстом, наглядным материалом, игры, инсценировки) — 20–25 минут. Время на основной этап рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников. Так, для младших ребят занятие должно длиться не более 25 минут, для старших — 30–35 минут. В основной этап работы над темой также входит физкультминутка, если занятие не предполагает, что ребята будут интенсивно двигаться (например, в процессе игр).

3. Заключительный этап — 2–3 минуты. Включает словесную оценку взрослого (с обязательным поощрением малышей), а в старших группах и рефлексию детей. Ребята говорят, что у них получилось на занятии, а над чем ещё нужно поработать. Кроме того, дети оценивают работу всего коллектива в целом.

Примеры занятий по театрализованной деятельности

Как уже было сказано, материалом для работы чаще всего служат сказки и стихотворения. Однако в календарно-тематическом плане работы группы воспитатель может указывать не название литературного произведения, а более конкретную тему, определяющую основную цель работы. К слову, это принцип составления тем для комплексных занятий.

В представленном далее конспекте занятия используется инсценировка, однако, с методической точки зрения, этот вид творческой активности в младшей группе осваивается детьми довольно сложно в силу возраста. Поэтому применение инсценировок, если и допускается, то только в рамках особых проектов, например, открытого занятия.

Таблица: пример конспекта занятия в младшей группе (фрагмент)

Тема «Теремок»
Введение В.: Дети! Сегодня к нам в гости пришло много гостей. Они хотят посмотреть, как вы подросли, как занимаетесь, какие вы молодцы! Давайте мы подарим гостям волшебное слово: «Здравствуйте!». Соберёмся дружно в круг: Ты мой друг и я твой друг. Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся (дети улыбаются и обнимают друг друга). А теперь улыбнёмся и нашим гостям, чтобы подарить всем радостное и доброе настроение!…>
Основной этап <… В.: Ребята, а я по дорожке к вам шла, красивую коробочку нашла. А коробка не простая, она волшебная! Ой, не могу её открыть. Может быть, здесь спрятана сказка! А вы знаете сказки? А какие вы сказки знаете? («Колобок», «Репка», «Маша и Медведь», «Три медведя», «Кошкин дом».) Ой, ребята. А сказка спряталась в загадку! Давайте попробуем её отгадать. Если верна будет отгадка, то коробочка откроется и сказка в гости к нам придёт! Воспитатель начинает загадывать загадки:
  • Пи-пи она сказала, Сразу в норку убежала. Что же эта за малышка? Это маленькая … (Мышка).
  • Скачет по дорожке Зелёная квакушка. Тоненькие ножки, Зовут её … (Лягушка).
  • Этот зверь в лесу живёт, Любит ягоды и мёд, Может громко зареветь. Как зовут его? (Медведь)
  • Дружбу водит он с лисой, Для других ужасно злой. Всё зубами щёлк да щёлк, Очень страшный серый … (Волк).
  • Бегает ловко, Любит морковку. (Заяц).
  • Хвост пушистый, шерсть ярка, И коварна, и хитра. Знают все в лесу Ярко-рыжую … (Лису).
Воспитатель: Ой, ребята, а наша коробка открылась, потому что мы правильно отгадали все загадки…> Инсценировка детьми сказки «Теремок».
Заключение В.: Зверята построили новый Теремок. Стали звери жить, поживать в новом теремке! Дружно жили, не тужили, Печку в домике топили. Чай пили, песни пели, Танцевать все захотели. Давайте и мы потанцуем все вместе! (Включается минусовка песни «В гостях у сказки»). Вот как весело мы потанцевали! Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!

Таблица: пример конспекта занятия в средней группе (фрагмент)

Тема «Играем в театр»
Введение Входит сказочница. Сказочница: Ребята, вы меня узнали? Дети: Вы сказочница. Сказочница: А вы знаете, где показывают сказки? Дети: В кинотеатре, по телевизору. Сказочница: Сказки ещё показывают в театре. А вы знаете, кто показывает сказки в театре? Дети: Артисты. Сказочница: Ребята, вы хотите стать артистами? (Ответы детей). Давайте поиграем в артистов…> <…Разминка-игра «Передавалки». Сказочница: Будьте внимательны и чётко выполняйте мои задания. Сначала я вам объясню правила этой игры. Мы передаём друг другу все молча, выражаем глазами, лицом, губами, плечами, руками в целом. Это всё называется мимикой и жестами. Сядьте удобно и правильно, начнём с … (имя ребёнка), а заканчиваем мной. 1. Передай улыбку соседу (по кругу). 2. Передай «сердилку» (сердитое выражение лица). 3. Передай «испуг». 4. Передай «страшилку». Сказочница: А вот следующее задание — передай «хлопок» начнём с меня, я показываю, а вы передаёте друг другу. (Сначала показывает 1 хлопок в ладоши; затем 3 хлопка в ладоши; 2 хлопка и третий о колени)…>
Основная часть <…Ребята, а я знаю стихотворение про киску Б. Заходера, хотите послушать? Сказочница: Послушайте и скажите, грустно или весело я прочитала это стихотворение. (Читает стихотворение с выражением).
  • Плачет киска в коридоре, У неё большое горе: Злые люди бедной киске Не дают украсть сосиски.
Сказочница: Смешное стихотворение? (Да). Как я прочитала стихотворение: грустно или весело? (Ответы детей). Сказочница: Я прочитала с интонацией, выражением. Ребята, давайте прочитаем это стихотворение, чтобы стало жалко киску, чтобы было грустно. Послушайте сначала, как я прочитаю вам. (Читает грустно). Сказочница: Кто желает прочитать это стихотворение грустно? (2–3 ребёнка)…> <…Сказочница: Ребята, вам жаль киску? (Ответы детей). Сказочница: Давайте пожалеем её. Представьте, что ваша левая рука — это кошка, а правой вы её гладите:
  • Киска, кисонька, кисуля! Позвала котёнка Юля. Не спеши, постой, постой! И погладила рукой! (Л.П. Савина).
Сказочница: Кисонька успокоилась. Ребята, а как вы думаете, накормит хозяйка Юля киску? (Да)…>
Заключительный этап <…Сказочница: Что вам понравилось? Что нового узнали? Мне пора возвращаться. А на следующем занятии мы с вами, как настоящие артисты, покажем сказку «Репка».

Таблица: пример конспекта занятия в подготовительной группе (фрагмент)

Тема «Мы актёры»
Введение В.: Здравствуйте, ребята! Давайте мы с вами поздороваемся не совсем обычным способом. Присядьте на стулья. Положите правую руку на лоб, левую — на затылок. Глаза закрываем и представляем, Здесь и сейчас себя представляем. Что было вчера, мы забываем, Что будет потом, мы не знаем. Думаем только о том, что сейчас. Хороший, красивый каждый из вас, Вы самое лучшее, что есть на свете. Глаза открываем. Здравствуйте, дети! Какие вы красивые и нарядные, как артисты, которых показывают по телевизору. Вам нравятся артисты? (Да). А кто из вас хотел бы стать актёром? (Ответы детей). Наш зал украшен, как концертная студия, зрители заняли свои места. У вас есть возможность стать настоящими артистами…>
Основной этап <…Игра «Эмоции» В.: Сейчас будет звучать музыка, а вы с помощью мимики изобразите её характер.
  • Песня «Улыбка», В. Шаинский (спокойная радость).
  • Песня «Не дразните собак», Е. Птичкин (сердитость).
  • Припев «Чунга — чанга», В. Шаинский (восторг).
В.: Молодцы! Вот сколько чувств можно передать мимикой! Перечислите их. (Дети показывают пиктограммы и называют эмоции). Ребята, а что ещё необходимо уметь актёру, чтобы передавать образ героя? Дети: Выразительно двигаться. Воспитатель: Верно. Актёры называют выразительное движение словом «жест». Это характерное движение головой, либо руками, либо телом. Например, жест «вытянутая вперёд рука с указательным пальцем» означает указание направления. Вспомните, а какие вы жесты знаете? (Дети называют)…> <…Чтобы быть хорошим артистом, нужно много читать. Вот сейчас я узнаю, как хорошо вы знаете героев сказок. (Загадки в шариках, воспитатель лопает шарик и читает загадку).
  • Уймись, уймись, колдунья злая, Себя надеждами не тешь-ка. В лесу семь гномов повстречая, Спасётся наша … (Белоснежка).
  • Она легко, как по канату, Пройдёт по тоненькой верёвочке, Она жила в цветке когда-то. Ну, как зовут её? (Дюймовочка).
  • Кто-то за кого-то Ухватился крепко. Ох, никак не вытянуть,Ох, засела крепко. Что же это? (Репка)…>
Заключение <…В.: Вы сегодня были такие молодцы, что заслужили праздничный салют радости. Но сначала нужно выбрать цвет салюта радости. На какой цвет похожа радость? (Жёлтый). Посмотрите, где в зале есть много жёлтого цвета? (Шары). Встаньте все в кружок, спиной друг к другу под жёлтыми шарами. Чтобы салют запустить, мы должны все вместе весело сказать: Раз! Два! Три! Салют радости — лети! Ура! Шары падают на детей. В.: Какой красивый салют у нас получился! А какое настроение у вас при этом было? Давайте ответим хором. Дети: Радостное…>

 

 

Сценарии

Одной из форм представления результатов театрализованной деятельности являются постановки сказок. Особой сложности в том, чтобы расписать «партитуры» для всех «актёров», нет, однако образец поможет структурировать подачу информации.

Пример сценария для постановки сказки в старшей группе (фрагмент)

Название «Лесная история»
Цель Развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.
Задачи
  • Совершенствование артистических и певческих навыков детей;
  • раскрепощение ребёнка;
  • работа над речью, интонациями;
  • коллективные действия, взаимодействия;
  • пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, сочувствовать и сопереживать происходящему.
Источник Сказка М.Ю. Картушиной «Заяц — портной»
Ход постановки
  • Рассказчик: На полянке, под сосной, жил-был заинька косой, Но не просто белый заяц, а известный всем портной.
  • Выходит Заяц, исполняет песню: Да! Я Заяц не простой, Самый лучший я портной! Что, друзья, мне сшить для вас? Я приму любой заказ.
  • Рассказчик: О том, что есть в лесу портной, узнал лохматый пёс, И он примчался к мастерской и свой заказ принёс!
  • Выходит собака Дружок, исполняет «песню Дружка»: Днём и ночью дом большой я стерегу, Службу верно и усердно я несу! Гав!
  • Заяц: Ну зачем же так кричать? Что желаешь заказать?
  • Дружок: Ты мне, Заинька, скорей шапку новую пошей. Ночью холодно. Боюсь, очень скоро простужусь!
  • Заяц: Завтра встретимся мы снова, будет шапочка готова!
  • Дружок: Буду очень, очень рад! Позову к тебе зверят, Кого встречу на дороге, Чтоб заказов было много!
  • Дружок убегает, на полянку под музыку выходят мышки, исполняют песню. Рассказчик: Мышки-модницы спешат, Платья пёстрые шуршат.
  • Мышки: Здравствуй, заинька-косой, Мы слыхали — ты портной. Сшей перчатки нам скорей, Ждём мы к ужину гостей.
  • Выходит кошка: Не меня ли в гости ждёте? Гость такой, как я, в почёте!
  • Мыши: Кошка, кошка, ой беда! Разбегайтесь кто куда!
  • Под музыку кошка догоняет мышей, которые убегают. Кошка: Заяц, мой тебе привет! Узнаёшь меня иль нет?
  • Заяц: Не угодно ли присесть?
  • Кошка: Небольшое дело есть! Для моей пушистой спинки Сшей мне, зайка, пелеринку!
  • Заяц: За обновой будьте в среду, Буду ждать я вас к обеду.
  • Кошка: Что ж, надеюсь я на Вас, До свиданья!
  • Заяц: В добрый час!
  • Заяц берёт у кошки материал. Кошка уходит, заяц начинает и шить под музыку. Заяц: Пелеринку дошиваю, Мех покрепче прикрепляю. Самую осталось малость. Ой, иголочка сломалась! Не сходить ли мне к ежу, Может, даст, коль попрошу?
  • Подходит к домику ежа. Заяц: Здравствуй, ёжик!
  • Ёжик: Здравствуй, зайка! Посмотри сюда на милость — Мои валенки прохудились! Зайка, зайка, эй, скорей Мои валенки подшей!
  • Под «Песню ежа» заяц шьёт валенки. Заяц: Вот, готово!
  • Ёжик: Ну и ну! (Смотрит на валенки) Как тебя отблагодарю?
  • Заяц: Ёжик, я сегодня сразу много получил заказов, А иголок не осталось, и последняя сломалась!
  • Ёжик: Я за эти валенки дам иголок маленьких. (Даёт коробочку с иголками)
  • Заяц: Побегу скорей домой! (Убегает в домик)
  • Рассказчик: Хорошо в лесу зимой рыжим белкам под сосной. Они танцуют и поют, очень весело живут.
  • Исполняется «Песня белочек».
  • Заяц: Эй, вы, белки-озорницы,рыжехвостые сестрицы, Хватит прыгать вам без толку по осинам и по ёлкам.
  • Белки: Здравствуй, зайка, Шубки белкам залатай-ка. В шубках снежною порой будет нам тепло зимой!
  • Заяц: Ваши тёплые обновы Завтра будут все готовы!…>

Пример сценария русской народной сказки «Репка» для детей младшей группы

Сценарий ·
    • Рассказчик: Жил в одной деревне Дед Вместе с Бабкой много лет. Захотел однажды Дед Репки пареной в обед.
    • Дед: Что ж, пожалуй, я схожу Да и репку посажу.
    • Рассказчик: Пошёл в огород и посадил репку.
    • Дед: Расти репка сладкая, Расти репка большая.
    • Рассказчик: Репка выросла на славу. Что за чудо из чудес? Репка — чуть не до небес! Решил Дед выдернуть репку. Но не тут-то было — Одному не хватит силы. Что же делать? Как тут быть? Позвать Бабку подсобить!
    • Дед (машет рукой): Бабка, Бабка, где же ты? Репку дёргать помоги!
    • Бабка хватается за Дедку, пытаются вытянуть репку.
    • Рассказчик: Раз — вот эдак! Два — вот так! Ох! Не вытянуть никак!
    • Дед: Знать, ослабли наши ручки. Позовём на помощь Внучку!
    • Бабка: Ну-ка, Внученька, беги, Репку дёргать помоги!
    • Выбегает Внучка, хватается за Бабку. Пытаются вытянуть репку.
  • Рассказчик: Раз — вот эдак! Два — вот так! Нет! Не вытянуть никак! Вот так репка! Ну и овощ! Знать, придётся звать на помощь…
  • Внучка: Жучка! Жученька! Беги, Репку дёргать помоги!
  • Выбегает, гавкая, Жучка, хватается за внучку.
  • Рассказчик: Вот, помочь готова Жучка, Уцепляется за Внучку. Раз — вот эдак! Два — вот так! Ох! Не вытянуть никак… Знать, придётся кликнуть кошку, Чтобы помогла немножко.
  • Жучка: Кошка Мурка, беги, Дёргать репку помоги!
  • Мягко ступая, выходит Кошка.
  • Рассказчик: Раз — вот эдак! Два — вот так! Ох! Не вытянуть никак… Позовём, пожалуй, Мышку… Где-то прячется, трусишка!
  • Кошка: Мышка-Мышка, выходи! Репку дёргать помоги!
  • Бежит Мышка.
  • Рассказчик: Мышка эта — очень сильна! Сильнее медведя, сильнее слона! Репку вытащить может одна, Помощь ей совсем не нужна! Ну-ка, Дед, за репку берись, Ну-ка, Бабка, за Деда держись, Внучка, и ты не ленись: Крепче скорее за Бабку возьмись. Жучка за Внучку, Кошка за Жучку.
  • Мышка: Пи-пи-пи! Репку хотите? Дружно тяните!
  • Рассказчик: Вот и вытянули репку, Что в земле сидела крепко.
  • Репка выдёргивается, все падают. Рассказчик (обращается к зрителям): Велика ль у Мышки сила? Это дружба победила! На здоровье кушай, Дед, Долгожданный свой обед! Вот и сказочке конец, А кто слушал — молодец!
  • Артисты кланяются.

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.