Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного хозяйства...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Дисциплины:
2020-05-07 | 238 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Театрализованная деятельность в детском саду
Гармоничное формирование личности ребёнка невозможно без раскрытия и развития его творческих способностей. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях особое внимание уделяется театрализованной деятельности, которая помогает увидеть творческий потенциал каждого малыша, а также способствует доступному усвоению знаний, умений и навыков, определённых программой, с гораздо большей продуктивностью. Воспитателю следует с особой тщательностью подойти к выбору подходящих видов театрализованной деятельности, тем занятий и методике их проведения.
Наиболее полное познание окружающего мира ребёнком происходит через призму доступного и занимательного для него способа переработки информации, то есть с помощью игры. Именно игра положена в основу театрализованной деятельности, подразумевающей импровизацию, оживление предметов, звуков.
Во многих методических источниках понятия «театрализованная деятельность» и «театрализованная игра» являются синонимами. С помощью такой игры дошкольники социализируются, учатся осмысливать нравственные категории. И это далеко не полный перечень целей и задач театрализации.
Театр — доступный вид искусства для дошкольников, развивающий художественные способности, эстетический вкус и коммуникативные навыки, а также способствующий нравственному воспитанию детей.
Цели и задачи
Миссия вовлечения детей в творческую активность, связанную с воплощением сюжетов на сцене, состоит в том, что в процессе работы:
· расширяются знания малышей об окружающем мире, в частности, ребята знакомятся с жанрами театра, его устройством и типами постановок;
|
· формируется творческая, самостоятельная активность ребёнка;
· развивается речь, правильная артикуляция (особенно важно для детей средней и старших групп, в которых развитию речи и постановке звуков уделяется особое внимание);
· обогащается словарный запас;
· развивается память, фантазия, образное мышление;
· совершенствуется пластика тела, координация движений, гибкость;
· развивается навык передачи эмоций и чувств через мимику, жесты, а также интонацию;
· воспитывается умение сотрудничать с другими членами коллектива (эта цель важна в любом возрасте, но для малышей подготовительной группы, которые готовятся ко вступлению в новый коллектив, она имеет особое значение).
Осуществлению поставленных целей способствует решение следующих задач:
· активизация познавательного интереса детей через знакомство с подходящими для возраста драматургическими образцами (например, для ребят подготовительной группы это будут постановки интересных историй про Муми-троллей финской писательницы Туве Янссон, а для малышей — сказок В. Сутеева);
· ликвидация скованности и зажатости юных театралов (постепенно дети перестают стесняться выступать на публике, что впоследствии очень важно для снятия напряжённости);
· формирование быстрой реакции на команду или музыкальный сигнал (дети учатся выполнять смену разных видов деятельности по условному знаку);
· развитие умения координировать свои поступки с другими ребятами, то есть соотносить себя с коллективом;
· тренировка речевого дыхания, дикции на материале стихотворений (в младшей и средней группах), скороговорок (в старших группах), а также расширение интонационной палитры речи;
· знакомство с правилами поведения в театре, театральной терминологией, устройством сцены, зрительного зала.
Принципы
Базовым принципом занятий театрализованной деятельностью является развивающее обучение, опирающееся на закономерности общего развития малыша. Для этого важно создавать условия психологического комфорта, которые включают:
|
· разнообразие тематики (к примеру, экологический пальчиковый театр во второй младшей группе на тему «Как звери готовятся к зиме»);
· регулярное включение элементов театрализации в другие виды учебно-воспитательной деятельности (например, в качестве мотивирующего начала для занятий по развитию речи);
· снятие факторов стресса (с помощью мотивационных приёмов, настраивающих детей на занятие творчеством);
· раскрепощение (для этого одним из практически беспроигрышных вариантов является, например, участие детей в постановках совместно с родителями и членами педагогического коллектива);
· создание реальных мотивирующих условий (нельзя заставлять детей играть, личностные мотивы для участия в театральной деятельности должны быть сильнее авторитета взрослого, а также ребёнок должен находиться в ситуации успеха – «У меня всё получится!»).
Театр на стенде
Суть стендового театра заключается в том, что на определённую поверхность крепятся декорации и фигурки персонажей. К стендовым играм относятся:
· фланелеграф — доска, на которую натянута ткань, при этом фигурки обычно крепятся липучками, и ребёнок или воспитатель по мере развития сюжета их передвигает (сама доска может быть одна, а наборов для сказок несколько);
· магнитный (идентичен фланелеграфу, только в качестве основы выступает магнитная доска);
· театр теней, подразумевает наличие натянутой вертикально белой ткани, фонаря или лампы для освещения «экрана» и плоских фигурок чёрного цвета (вместо них можно использовать кисть руки или пальцы — «живые тени»).
Театр на столе
Драматизация происходит на столе, поэтому фигуры персонажей и декорации небольшие. Такой театр может быть:
· бумажным (или картонным) — герои и необходимые атрибуты вырезаются по шаблонам;
· магнитным, состоящим из доски и персонажей на магнитах;
· из природных материалов (например, в ящике из песка расставляются герои из шишек, каштанов или желудей).
Театр «наручный»
Разыгрывание сюжетов происходит с помощью кукол, которые надеваются отдельно на каждый палец или в виде перчатки на всю ладонь. Особенность этого вида театрализованной деятельности в том, что персонажей пальчикового театра изготавливают из подручных материалов, например, из:
|
· картона, вырезанного в форме конуса;
· ткани;
· шариков для тенниса;
· пластиковых бутылок, тарелок, стаканов;
· спичечных коробков и пр.
Верховой театр
Существует несколько типов верхового театра:
· тростевой (кукла закреплена на высокой трости);
· бибабо (принцип перчаточного театра, отличие только в том, что персонаж действует из-за высокой ширмы);
· театр ложек (лицо героя рисуется на выпуклой стороне ложки, а на ручку, за которую держат персонажа, надевается костюм).
Театр на полу
Для таких постановок используются марионетки. Поскольку управлять ими очень сложно, дети остаются в представлениях зрителями. Но это совершенно не лишает постановки наличия в них элемента настоящего чуда для малышей.
Театр живых кукол
Этот вид деятельности обычно используется на занятиях по развитию речи, экологии, иностранному языку, а также во время проведения досуга, утренников. С помощью театра живых кукол можно:
· пересказать сказку;
· разыграть сюжет для зрителей.
Различают 3 типа театра живых кукол:
· масочный (причём маски дети могут изготавливать самостоятельно во время досуга или в процессе работы на занятиях по изобразительному творчеству);
платочные куклы (кукла нашивается на платье или фартук, ребёнок держит её за руки, а движения героя выполняет своим телом);
· театр кукол-великанов (обычно персонажей в таких представлениях играют профессиональные актёры либо воспитатели, родители, в редких случаях — ребята из старшей или подготовительной группы).
Как мотивировать детей
Для любого вида деятельности, в том числе и для игры, малышей нужно мотивировать. Кроме уже описанных приёмов театрализованных игр, которые могут использоваться и для создания нужного настроя на работу, можно предложить ещё несколько:
· Наглядность. Если речь идёт о постановке известного сюжета, то без картинок не обойтись. У ребёнка в детском саду только происходит переход от наглядного к наглядно-образному восприятию, поэтому чтобы лучше воспринимать содержание произведения, малышу нужно увидеть действующего персонажа. Если же речь идёт о кукольном театре, то и здесь перед началом драматизации тоже стоит показать всех героев, представить их поимённо. Нельзя забывать и о такой форме наглядности, как показ мультимедийных презентаций. Это очень удобная форма представления общей информации о театре или его разновидностей, основных сведений об авторе (особенно актуально для старших групп, где театрализованная деятельность основывается на изучении авторских сказок), а также для демонстрации разных вариантов обыгрывания одного и того же образа (например, русский и американский персонаж Кот в сапогах). Отдельно стоит сказать о таком виде наглядности, как буклеты с картинками. Такие раздвижные книжечки не только помогают детям освежить изученные сюжеты, но и выяснить детали внешнего облика персонажа.
|
· Беседы. Кроме разговоров о театре, для мотивации можно применять вопросно-ответную форму общения по сюжету постановки (например, «Кто является главным героем сказки В. Сутеева «Ёлка»? «Почему сломался теремок»?, «Кого на своём пути встречал Колобок»? и др.). Так дети смогут не только настроиться на рабочий лад, но и повторить сюжет, имена персонажей.
· Игры. В основном используются забавы, направленные на формирование исполнительского мастерства (с первой младшей группы), а также на социально-эмоциональное развитие (со второй младшей группы).
Примеры игровых мотивационных приёмов для детей разного возраста
Вид игры | Возрастная группа | Описание | |
Направленные на формирование исполнительского мастерства | Первая младшая | Этюд «Канон»
| |
Вторая младшая | |||
Средняя | «В магазине зеркал». Цель: развитие наблюдательности и внимания. В.: В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала им корчить рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей тоже, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли её движения. Дети повторяют за педагогом движения. | ||
Старшая | Музыкальная сказка Цель: снятие мышечных зажимов, психомышечная тренировка, развитие творческих способностей. В.: Сейчас мы с вами разделимся на две группы, одна из которой будет зрители, другая — артисты. Артистам я скажу тихо на ухо, кого они будут играть, а зрители должны узнать, кого они показывают. А здесь будет и курочка, и бабка с дедом, и мышка. Слов никаких не произносим, и должно быть очень тихо. Каждому из героев говорится, кого он играет. Дети начинают показывать под музыку. Выбирается любая известная сказка в соответствии с возрастом детей. | ||
Подготовительная | «Скульптор» В.: Для проведения этого упражнения нужно, чтобы вы встали в пары, лицом друг к другу. И договоритесь между собой, кто будет №1, а кто №2. Вот сейчас №1 будет скульптором, а № 2 — глиной. Скульптор будет лепить из глины волка. Выполняем. А сейчас мы меняемся ролями № 2 будет скульптором, а № 1 — глиной. И скульптор будет лепить зайца. | ||
Направленные на социально-эмоциональное развитие
| Вторая младшая | «Тренируем эмоции»
| |
Средняя | |||
Старшая | «Спаси птенца» В.: Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложите в ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло своего дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к вам! | ||
Подготовительная | «Переходы» (дети сидят в кругу). Цель: игра обращает внимание на внешность детей, позволяет осознать внешние сходства и различия. Педагог просит детей внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним слева, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые тёмные волосы. Начали». Взрослый помогает детям, подходит к каждому из них, прикасается к их волосам, советуется с остальными, куда его посадить, и т. д. Вариант №2. Задание то же, что и в предыдущей игре, только дети должны поменяться местами по цвету глаз. |
Таблица: картотека тем по театрализованной деятельности (фрагменты)
Возраст воспитанников | Цели | Темы |
Младшая группа |
| · Русская народная сказка «Репка». · А. Барто «Игрушки». · Сказка «Колобок». · Потешка «Огуречик, огуречик». · Потешка «Ладушки». · Потешка «Идёт коза рогатая». · Народная игра «Зайка серенький сидит». · Сказка «Козлятки и волк». · Сказка «Снегурочка и лиса». · Сказка В. Сутеева «Кто сказал мяу?», «Ёлочка». · Игра «Зверята». · Сказка «Три медведя». · Сказка «Теремок». |
Средняя группа |
| · Пантомима «Утренний туалет». · Игры-стихи («Дружный круг», «Кошки-мышки» и др.). · Игры с воображаемым предметом. · Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». · Сказка «Лиса и козёл». · Сказка «Лиса, заяц и петух». |
Старшая группа |
| · Сказка «По щучьему веленью». · Игра «Заяц-хваста». · Сказка «Снегурочка». · Сказка «Лиса и кувшин». · Игра «Крылатый, мохнатый и масляный». |
Подготовительная группа |
| · Сказка и игра «Сказка о козлёнке, который умел считать до 10». · Сказка и игра «Кот в сапогах». · Сказка на новый лад и игра «Снежный колобок». · Сказка и игра «Гадкий утёнок». · Сказка и игра «Серебряное копытце». · Сказка и игра «Красная Шапочка». |
Как и любое другое занятие в детском саду, театрализованная деятельность тщательно планируется, а также строго учитывается время, отведённое на каждый из элементов работы. Следует обратить внимание, что структура занятия в младших и в средней группе будет немного отличаться от старших.
1. Введение в тему (или актуализация опорных знаний) — 2–3 минуты. Этот этап включает применение мотивационных приёмов, подходящих для возраста детей. Так, беседа в первой младшей группе не может быть единственным мотивационным приёмом, её необходимо дополнить каким-то наглядным материалом. В то время как для воспитанников подготовительной группы вопросно-ответной формы актуализации опорных знаний будет достаточно.
2. Основная часть занятия (работа с текстом, наглядным материалом, игры, инсценировки) — 20–25 минут. Время на основной этап рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников. Так, для младших ребят занятие должно длиться не более 25 минут, для старших — 30–35 минут. В основной этап работы над темой также входит физкультминутка, если занятие не предполагает, что ребята будут интенсивно двигаться (например, в процессе игр).
3. Заключительный этап — 2–3 минуты. Включает словесную оценку взрослого (с обязательным поощрением малышей), а в старших группах и рефлексию детей. Ребята говорят, что у них получилось на занятии, а над чем ещё нужно поработать. Кроме того, дети оценивают работу всего коллектива в целом.
Примеры занятий по театрализованной деятельности
Как уже было сказано, материалом для работы чаще всего служат сказки и стихотворения. Однако в календарно-тематическом плане работы группы воспитатель может указывать не название литературного произведения, а более конкретную тему, определяющую основную цель работы. К слову, это принцип составления тем для комплексных занятий.
В представленном далее конспекте занятия используется инсценировка, однако, с методической точки зрения, этот вид творческой активности в младшей группе осваивается детьми довольно сложно в силу возраста. Поэтому применение инсценировок, если и допускается, то только в рамках особых проектов, например, открытого занятия.
Таблица: пример конспекта занятия в младшей группе (фрагмент)
Тема | «Теремок» |
Введение | В.: Дети! Сегодня к нам в гости пришло много гостей. Они хотят посмотреть, как вы подросли, как занимаетесь, какие вы молодцы! Давайте мы подарим гостям волшебное слово: «Здравствуйте!». Соберёмся дружно в круг: Ты мой друг и я твой друг. Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся (дети улыбаются и обнимают друг друга). А теперь улыбнёмся и нашим гостям, чтобы подарить всем радостное и доброе настроение!…> |
Основной этап | <… В.: Ребята, а я по дорожке к вам шла, красивую коробочку нашла. А коробка не простая, она волшебная! Ой, не могу её открыть. Может быть, здесь спрятана сказка! А вы знаете сказки? А какие вы сказки знаете? («Колобок», «Репка», «Маша и Медведь», «Три медведя», «Кошкин дом».) Ой, ребята. А сказка спряталась в загадку! Давайте попробуем её отгадать. Если верна будет отгадка, то коробочка откроется и сказка в гости к нам придёт! Воспитатель начинает загадывать загадки:
|
Заключение | В.: Зверята построили новый Теремок. Стали звери жить, поживать в новом теремке! Дружно жили, не тужили, Печку в домике топили. Чай пили, песни пели, Танцевать все захотели. Давайте и мы потанцуем все вместе! (Включается минусовка песни «В гостях у сказки»). Вот как весело мы потанцевали! Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец! |
Таблица: пример конспекта занятия в средней группе (фрагмент)
Тема | «Играем в театр» |
Введение | Входит сказочница. Сказочница: Ребята, вы меня узнали? Дети: Вы сказочница. Сказочница: А вы знаете, где показывают сказки? Дети: В кинотеатре, по телевизору. Сказочница: Сказки ещё показывают в театре. А вы знаете, кто показывает сказки в театре? Дети: Артисты. Сказочница: Ребята, вы хотите стать артистами? (Ответы детей). Давайте поиграем в артистов…> <…Разминка-игра «Передавалки». Сказочница: Будьте внимательны и чётко выполняйте мои задания. Сначала я вам объясню правила этой игры. Мы передаём друг другу все молча, выражаем глазами, лицом, губами, плечами, руками в целом. Это всё называется мимикой и жестами. Сядьте удобно и правильно, начнём с … (имя ребёнка), а заканчиваем мной. 1. Передай улыбку соседу (по кругу). 2. Передай «сердилку» (сердитое выражение лица). 3. Передай «испуг». 4. Передай «страшилку». Сказочница: А вот следующее задание — передай «хлопок» начнём с меня, я показываю, а вы передаёте друг другу. (Сначала показывает 1 хлопок в ладоши; затем 3 хлопка в ладоши; 2 хлопка и третий о колени)…> |
Основная часть | <…Ребята, а я знаю стихотворение про киску Б. Заходера, хотите послушать? Сказочница: Послушайте и скажите, грустно или весело я прочитала это стихотворение. (Читает стихотворение с выражением).
|
Заключительный этап | <…Сказочница: Что вам понравилось? Что нового узнали? Мне пора возвращаться. А на следующем занятии мы с вами, как настоящие артисты, покажем сказку «Репка». |
Таблица: пример конспекта занятия в подготовительной группе (фрагмент)
Тема | «Мы актёры» |
Введение | В.: Здравствуйте, ребята! Давайте мы с вами поздороваемся не совсем обычным способом. Присядьте на стулья. Положите правую руку на лоб, левую — на затылок. Глаза закрываем и представляем, Здесь и сейчас себя представляем. Что было вчера, мы забываем, Что будет потом, мы не знаем. Думаем только о том, что сейчас. Хороший, красивый каждый из вас, Вы самое лучшее, что есть на свете. Глаза открываем. Здравствуйте, дети! Какие вы красивые и нарядные, как артисты, которых показывают по телевизору. Вам нравятся артисты? (Да). А кто из вас хотел бы стать актёром? (Ответы детей). Наш зал украшен, как концертная студия, зрители заняли свои места. У вас есть возможность стать настоящими артистами…> |
Основной этап | <…Игра «Эмоции» В.: Сейчас будет звучать музыка, а вы с помощью мимики изобразите её характер.
|
Заключение | <…В.: Вы сегодня были такие молодцы, что заслужили праздничный салют радости. Но сначала нужно выбрать цвет салюта радости. На какой цвет похожа радость? (Жёлтый). Посмотрите, где в зале есть много жёлтого цвета? (Шары). Встаньте все в кружок, спиной друг к другу под жёлтыми шарами. Чтобы салют запустить, мы должны все вместе весело сказать: Раз! Два! Три! Салют радости — лети! Ура! Шары падают на детей. В.: Какой красивый салют у нас получился! А какое настроение у вас при этом было? Давайте ответим хором. Дети: Радостное…> |
Сценарии
Одной из форм представления результатов театрализованной деятельности являются постановки сказок. Особой сложности в том, чтобы расписать «партитуры» для всех «актёров», нет, однако образец поможет структурировать подачу информации.
Пример сценария для постановки сказки в старшей группе (фрагмент)
Название | «Лесная история» |
Цель | Развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность. |
Задачи |
|
Источник | Сказка М.Ю. Картушиной «Заяц — портной» |
Ход постановки |
|
Пример сценария русской народной сказки «Репка» для детей младшей группы
Сценарий | ·
|
Таблица: оценка сформированности познавательных, психических и коммуникативных навыков (для воспитанников подготовительной группы)
1. Основы театральной культуры | |||||
Высокий уровень: 3 балла | Средний уровень: 2 балла | Низкий уровень: 1 балл | |||
1. |
| Интересуется театральной деятельностью. |
| ||
2. | Называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии. | Использует свои знания в театрализованной деятельности. | Затрудняется назвать различные виды театра. | ||
2. Речевая культура | |||||
1. | Понимает главную идею литературного произведения, поясняет своё высказывание. | Понимает главную идею литературного произведения. | Понимает содержание произведения. | ||
2. | Даёт подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев. | Даёт словесные характеристики главных и второстепенных героев. | Различает главных и второстепенных героев. | ||
3. | Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения. | Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета. | Затрудняется выделить единицы сюжета. | ||
4. | Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи. | В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения). | Пересказывает произведение с помощью педагога. | ||
3. Эмоционально-образное развитие | |||||
1. | Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя. | Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности. | Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затрудняется их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения. | ||
4. Навыки кукловождения | |||||
1. | Импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем. | Использует навыки кукловождения в работе над спектаклем. | Владеет элементарными навыками кукловождения. | ||
5. Музыкальное развитие | |||||
1. | Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы. | Передаёт в свободных пластических движениях характер музыки. | Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки. | ||
2. | Свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета. | Самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом. | Затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом. | ||
3. | Самостоятельно использует музыкальное сопровождение на ДМИ, свободно исполняет песню, танец в спектакле. | С помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец. | Затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю. | ||
6. Основы изобразительно-оформительской деятельности | |||||
1. | Самостоятельно
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности... Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых... Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют... Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов... © cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста. |