Театрализованная деятельность в детском саду — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Театрализованная деятельность в детском саду

2020-05-07 238
Театрализованная деятельность в детском саду 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Театрализованная деятельность в детском саду

Гармоничное формирование личности ребёнка невозможно без раскрытия и развития его творческих способностей. Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях особое внимание уделяется театрализованной деятельности, которая помогает увидеть творческий потенциал каждого малыша, а также способствует доступному усвоению знаний, умений и навыков, определённых программой, с гораздо большей продуктивностью. Воспитателю следует с особой тщательностью подойти к выбору подходящих видов театрализованной деятельности, тем занятий и методике их проведения.

Наиболее полное познание окружающего мира ребёнком происходит через призму доступного и занимательного для него способа переработки информации, то есть с помощью игры. Именно игра положена в основу театрализованной деятельности, подразумевающей импровизацию, оживление предметов, звуков.

Во многих методических источниках понятия «театрализованная деятельность» и «театрализованная игра» являются синонимами. С помощью такой игры дошкольники социализируются, учатся осмысливать нравственные категории. И это далеко не полный перечень целей и задач театрализации.

Театр — доступный вид искусства для дошкольников, развивающий художественные способности, эстетический вкус и коммуникативные навыки, а также способствующий нравственному воспитанию детей.

Цели и задачи

Миссия вовлечения детей в творческую активность, связанную с воплощением сюжетов на сцене, состоит в том, что в процессе работы:

· расширяются знания малышей об окружающем мире, в частности, ребята знакомятся с жанрами театра, его устройством и типами постановок;

· формируется творческая, самостоятельная активность ребёнка;

· развивается речь, правильная артикуляция (особенно важно для детей средней и старших групп, в которых развитию речи и постановке звуков уделяется особое внимание);

· обогащается словарный запас;

· развивается память, фантазия, образное мышление;

· совершенствуется пластика тела, координация движений, гибкость;

· развивается навык передачи эмоций и чувств через мимику, жесты, а также интонацию;

· воспитывается умение сотрудничать с другими членами коллектива (эта цель важна в любом возрасте, но для малышей подготовительной группы, которые готовятся ко вступлению в новый коллектив, она имеет особое значение).

Осуществлению поставленных целей способствует решение следующих задач:

· активизация познавательного интереса детей через знакомство с подходящими для возраста драматургическими образцами (например, для ребят подготовительной группы это будут постановки интересных историй про Муми-троллей финской писательницы Туве Янссон, а для малышей — сказок В. Сутеева);

· ликвидация скованности и зажатости юных театралов (постепенно дети перестают стесняться выступать на публике, что впоследствии очень важно для снятия напряжённости);

· формирование быстрой реакции на команду или музыкальный сигнал (дети учатся выполнять смену разных видов деятельности по условному знаку);

· развитие умения координировать свои поступки с другими ребятами, то есть соотносить себя с коллективом;

· тренировка речевого дыхания, дикции на материале стихотворений (в младшей и средней группах), скороговорок (в старших группах), а также расширение интонационной палитры речи;

· знакомство с правилами поведения в театре, театральной терминологией, устройством сцены, зрительного зала.

Принципы

Базовым принципом занятий театрализованной деятельностью является развивающее обучение, опирающееся на закономерности общего развития малыша. Для этого важно создавать условия психологического комфорта, которые включают:

· разнообразие тематики (к примеру, экологический пальчиковый театр во второй младшей группе на тему «Как звери готовятся к зиме»);

· регулярное включение элементов театрализации в другие виды учебно-воспитательной деятельности (например, в качестве мотивирующего начала для занятий по развитию речи);

· снятие факторов стресса (с помощью мотивационных приёмов, настраивающих детей на занятие творчеством);

· раскрепощение (для этого одним из практически беспроигрышных вариантов является, например, участие детей в постановках совместно с родителями и членами педагогического коллектива);

· создание реальных мотивирующих условий (нельзя заставлять детей играть, личностные мотивы для участия в театральной деятельности должны быть сильнее авторитета взрослого, а также ребёнок должен находиться в ситуации успеха – «У меня всё получится!»).

Театр на стенде

Суть стендового театра заключается в том, что на определённую поверхность крепятся декорации и фигурки персонажей. К стендовым играм относятся:

· фланелеграф — доска, на которую натянута ткань, при этом фигурки обычно крепятся липучками, и ребёнок или воспитатель по мере развития сюжета их передвигает (сама доска может быть одна, а наборов для сказок несколько);

· магнитный (идентичен фланелеграфу, только в качестве основы выступает магнитная доска);

· театр теней, подразумевает наличие натянутой вертикально белой ткани, фонаря или лампы для освещения «экрана» и плоских фигурок чёрного цвета (вместо них можно использовать кисть руки или пальцы — «живые тени»).

Театр на столе

Драматизация происходит на столе, поэтому фигуры персонажей и декорации небольшие. Такой театр может быть:

· бумажным (или картонным) — герои и необходимые атрибуты вырезаются по шаблонам;

· магнитным, состоящим из доски и персонажей на магнитах;

· из природных материалов (например, в ящике из песка расставляются герои из шишек, каштанов или желудей).

Театр «наручный»

Разыгрывание сюжетов происходит с помощью кукол, которые надеваются отдельно на каждый палец или в виде перчатки на всю ладонь. Особенность этого вида театрализованной деятельности в том, что персонажей пальчикового театра изготавливают из подручных материалов, например, из:

· картона, вырезанного в форме конуса;

· ткани;

· шариков для тенниса;

· пластиковых бутылок, тарелок, стаканов;

· спичечных коробков и пр.

Верховой театр

Существует несколько типов верхового театра:

· тростевой (кукла закреплена на высокой трости);

· бибабо (принцип перчаточного театра, отличие только в том, что персонаж действует из-за высокой ширмы);

· театр ложек (лицо героя рисуется на выпуклой стороне ложки, а на ручку, за которую держат персонажа, надевается костюм).

Театр на полу

Для таких постановок используются марионетки. Поскольку управлять ими очень сложно, дети остаются в представлениях зрителями. Но это совершенно не лишает постановки наличия в них элемента настоящего чуда для малышей.

Театр живых кукол

Этот вид деятельности обычно используется на занятиях по развитию речи, экологии, иностранному языку, а также во время проведения досуга, утренников. С помощью театра живых кукол можно:

· пересказать сказку;

· разыграть сюжет для зрителей.

Различают 3 типа театра живых кукол:

· масочный (причём маски дети могут изготавливать самостоятельно во время досуга или в процессе работы на занятиях по изобразительному творчеству);

платочные куклы (кукла нашивается на платье или фартук, ребёнок держит её за руки, а движения героя выполняет своим телом);

· театр кукол-великанов (обычно персонажей в таких представлениях играют профессиональные актёры либо воспитатели, родители, в редких случаях — ребята из старшей или подготовительной группы).

Как мотивировать детей

Для любого вида деятельности, в том числе и для игры, малышей нужно мотивировать. Кроме уже описанных приёмов театрализованных игр, которые могут использоваться и для создания нужного настроя на работу, можно предложить ещё несколько:

· Наглядность. Если речь идёт о постановке известного сюжета, то без картинок не обойтись. У ребёнка в детском саду только происходит переход от наглядного к наглядно-образному восприятию, поэтому чтобы лучше воспринимать содержание произведения, малышу нужно увидеть действующего персонажа. Если же речь идёт о кукольном театре, то и здесь перед началом драматизации тоже стоит показать всех героев, представить их поимённо. Нельзя забывать и о такой форме наглядности, как показ мультимедийных презентаций. Это очень удобная форма представления общей информации о театре или его разновидностей, основных сведений об авторе (особенно актуально для старших групп, где театрализованная деятельность основывается на изучении авторских сказок), а также для демонстрации разных вариантов обыгрывания одного и того же образа (например, русский и американский персонаж Кот в сапогах). Отдельно стоит сказать о таком виде наглядности, как буклеты с картинками. Такие раздвижные книжечки не только помогают детям освежить изученные сюжеты, но и выяснить детали внешнего облика персонажа.

· Беседы. Кроме разговоров о театре, для мотивации можно применять вопросно-ответную форму общения по сюжету постановки (например, «Кто является главным героем сказки В. Сутеева «Ёлка»? «Почему сломался теремок»?, «Кого на своём пути встречал Колобок»? и др.). Так дети смогут не только настроиться на рабочий лад, но и повторить сюжет, имена персонажей.

· Игры. В основном используются забавы, направленные на формирование исполнительского мастерства (с первой младшей группы), а также на социально-эмоциональное развитие (со второй младшей группы).

Примеры игровых мотивационных приёмов для детей разного возраста

Вид игры Возрастная группа Описание

Направленные на формирование исполнительского мастерства

Первая младшая

Этюд «Канон»
Цель: развивать волевое внимание.
Дети стоят по кругу. Под музыку поочерёдно делают следующие движения:

  • «1» — приседают и встают;
  • «2» — хлопают в ладоши;
  • «3» — приседают и встают и т. д.
Вторая младшая
Средняя «В магазине зеркал». Цель: развитие наблюдательности и внимания. В.: В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошёл человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала им корчить рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей тоже, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли её движения. Дети повторяют за педагогом движения.
Старшая Музыкальная сказка Цель: снятие мышечных зажимов, психомышечная тренировка, развитие творческих способностей. В.: Сейчас мы с вами разделимся на две группы, одна из которой будет зрители, другая — артисты. Артистам я скажу тихо на ухо, кого они будут играть, а зрители должны узнать, кого они показывают. А здесь будет и курочка, и бабка с дедом, и мышка. Слов никаких не произносим, и должно быть очень тихо. Каждому из героев говорится, кого он играет. Дети начинают показывать под музыку. Выбирается любая известная сказка в соответствии с возрастом детей.
Подготовительная «Скульптор» В.: Для проведения этого упражнения нужно, чтобы вы встали в пары, лицом друг к другу. И договоритесь между собой, кто будет №1, а кто №2. Вот сейчас №1 будет скульптором, а № 2 — глиной. Скульптор будет лепить из глины волка. Выполняем. А сейчас мы меняемся ролями № 2 будет скульптором, а № 1 — глиной. И скульптор будет лепить зайца.

Направленные на социально-эмоциональное развитие

Вторая младшая

«Тренируем эмоции»
Воспитатель просит детей:

  • Нахмуриться, как:
    • осенняя туча;
    • рассерженный человек;
    • злая волшебница.
  • Улыбнуться, как:
    • кот на солнце;
    • само солнце;
    • как Буратино;
    • как хитрая лиса;
    • как радостный ребёнок;
    • как будто ты увидел чудо.
  • Позлиться, как:
    • ребёнок, у которого отняли мороженое;
    • два барана на мосту;
    • как человек, которого ударили.
  • Испугаться, как:
    • ребёнок, потерявшийся в лесу;
    • заяц, увидевший волка;
    • котёнок, на которого лает собака.
  • Устать, как:
    • папа после работы;
    • человек, поднявший тяжёлый груз;
    • муравей, притащивший большую муху.
  • Отдохнуть, как:
    • турист, снявший тяжёлый рюкзак;
    • ребёнок, который много потрудился, но помог маме;
    • как уставший воин после победы.
Средняя
Старшая «Спаси птенца» В.: Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложите в ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло своего дыхания. А теперь раскройте ладони и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к вам!
Подготовительная «Переходы» (дети сидят в кругу). Цель: игра обращает внимание на внешность детей, позволяет осознать внешние сходства и различия. Педагог просит детей внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним слева, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые тёмные волосы. Начали». Взрослый помогает детям, подходит к каждому из них, прикасается к их волосам, советуется с остальными, куда его посадить, и т. д. Вариант №2. Задание то же, что и в предыдущей игре, только дети должны поменяться местами по цвету глаз.

Таблица: картотека тем по театрализованной деятельности (фрагменты)

Возраст воспитанников Цели Темы
Младшая  группа
  • Приучать слушать рассказ, используя наглядное изображение: инсценировка сказки на фланелеграфе.
  • Учить детей при повторном чтении выполнить характерные действия, повторяя за педагогом строки текста.
  • Обучение имитационным движениям, звукоподражанию.
  • Формировать умение мимикой, жестами, движением передавать основные эмоции.
  • Поощрять готовность детей участвовать в танцевальных импровизациях.
  • Формировать умения выполнять элементарные ролевые действия.
· Русская народная сказка «Репка». · А. Барто «Игрушки». · Сказка «Колобок». · Потешка «Огуречик, огуречик». · Потешка «Ладушки». · Потешка «Идёт коза рогатая». · Народная игра «Зайка серенький сидит». · Сказка «Козлятки и волк». · Сказка «Снегурочка и лиса». · Сказка В. Сутеева «Кто сказал мяу?», «Ёлочка». · Игра «Зверята». · Сказка «Три медведя». · Сказка «Теремок».
Средняя группа
  • Учить интонационно выразительно проговаривать фразы.
  • Развивать воображение, выразительность жестов.
  • Учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест.
  • Формировать навыки работы с воображаемыми предметами.
· Пантомима «Утренний туалет». · Игры-стихи («Дружный круг», «Кошки-мышки» и др.). · Игры с воображаемым предметом. · Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». · Сказка «Лиса и козёл». · Сказка «Лиса, заяц и петух».
Старшая группа
  • Развивать интерес к сценическому искусству.
  • Развивать коммуникативные навыки и самостоятельность.
  • Развивать внимание и образную память.
  • Закреплять выразительные приёмы создания образа своего героя в процессе инсценировок.
  • Учить изготавливать декорации в форме рисунков.
· Сказка «По щучьему веленью». · Игра «Заяц-хваста». · Сказка «Снегурочка». · Сказка «Лиса и кувшин». · Игра «Крылатый, мохнатый и масляный».
Подготовительная группа
  • Расширять словарный запас и развивать память.
  • Развивать диалогическую и монологическую речь.
  • Совершенствовать образные исполнительские умения.
  • Учить детей искать выразительные средства для создания образа своего героя.
  • Развивать навыки самостоятельной организации театрализованной деятельности.
· Сказка и игра «Сказка о козлёнке, который умел считать до 10». · Сказка и игра «Кот в сапогах». · Сказка на новый лад и игра «Снежный колобок». · Сказка и игра «Гадкий утёнок». · Сказка и игра «Серебряное копытце». · Сказка и игра «Красная Шапочка».

Как и любое другое занятие в детском саду, театрализованная деятельность тщательно планируется, а также строго учитывается время, отведённое на каждый из элементов работы. Следует обратить внимание, что структура занятия в младших и в средней группе будет немного отличаться от старших.

1. Введение в тему (или актуализация опорных знаний) — 2–3 минуты. Этот этап включает применение мотивационных приёмов, подходящих для возраста детей. Так, беседа в первой младшей группе не может быть единственным мотивационным приёмом, её необходимо дополнить каким-то наглядным материалом. В то время как для воспитанников подготовительной группы вопросно-ответной формы актуализации опорных знаний будет достаточно.

2. Основная часть занятия (работа с текстом, наглядным материалом, игры, инсценировки) — 20–25 минут. Время на основной этап рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников. Так, для младших ребят занятие должно длиться не более 25 минут, для старших — 30–35 минут. В основной этап работы над темой также входит физкультминутка, если занятие не предполагает, что ребята будут интенсивно двигаться (например, в процессе игр).

3. Заключительный этап — 2–3 минуты. Включает словесную оценку взрослого (с обязательным поощрением малышей), а в старших группах и рефлексию детей. Ребята говорят, что у них получилось на занятии, а над чем ещё нужно поработать. Кроме того, дети оценивают работу всего коллектива в целом.

Примеры занятий по театрализованной деятельности

Как уже было сказано, материалом для работы чаще всего служат сказки и стихотворения. Однако в календарно-тематическом плане работы группы воспитатель может указывать не название литературного произведения, а более конкретную тему, определяющую основную цель работы. К слову, это принцип составления тем для комплексных занятий.

В представленном далее конспекте занятия используется инсценировка, однако, с методической точки зрения, этот вид творческой активности в младшей группе осваивается детьми довольно сложно в силу возраста. Поэтому применение инсценировок, если и допускается, то только в рамках особых проектов, например, открытого занятия.

Таблица: пример конспекта занятия в младшей группе (фрагмент)

Тема «Теремок»
Введение В.: Дети! Сегодня к нам в гости пришло много гостей. Они хотят посмотреть, как вы подросли, как занимаетесь, какие вы молодцы! Давайте мы подарим гостям волшебное слово: «Здравствуйте!». Соберёмся дружно в круг: Ты мой друг и я твой друг. Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся (дети улыбаются и обнимают друг друга). А теперь улыбнёмся и нашим гостям, чтобы подарить всем радостное и доброе настроение!…>
Основной этап <… В.: Ребята, а я по дорожке к вам шла, красивую коробочку нашла. А коробка не простая, она волшебная! Ой, не могу её открыть. Может быть, здесь спрятана сказка! А вы знаете сказки? А какие вы сказки знаете? («Колобок», «Репка», «Маша и Медведь», «Три медведя», «Кошкин дом».) Ой, ребята. А сказка спряталась в загадку! Давайте попробуем её отгадать. Если верна будет отгадка, то коробочка откроется и сказка в гости к нам придёт! Воспитатель начинает загадывать загадки:
  • Пи-пи она сказала, Сразу в норку убежала. Что же эта за малышка? Это маленькая … (Мышка).
  • Скачет по дорожке Зелёная квакушка. Тоненькие ножки, Зовут её … (Лягушка).
  • Этот зверь в лесу живёт, Любит ягоды и мёд, Может громко зареветь. Как зовут его? (Медведь)
  • Дружбу водит он с лисой, Для других ужасно злой. Всё зубами щёлк да щёлк, Очень страшный серый … (Волк).
  • Бегает ловко, Любит морковку. (Заяц).
  • Хвост пушистый, шерсть ярка, И коварна, и хитра. Знают все в лесу Ярко-рыжую … (Лису).
Воспитатель: Ой, ребята, а наша коробка открылась, потому что мы правильно отгадали все загадки…> Инсценировка детьми сказки «Теремок».
Заключение В.: Зверята построили новый Теремок. Стали звери жить, поживать в новом теремке! Дружно жили, не тужили, Печку в домике топили. Чай пили, песни пели, Танцевать все захотели. Давайте и мы потанцуем все вместе! (Включается минусовка песни «В гостях у сказки»). Вот как весело мы потанцевали! Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!

Таблица: пример конспекта занятия в средней группе (фрагмент)

Тема «Играем в театр»
Введение Входит сказочница. Сказочница: Ребята, вы меня узнали? Дети: Вы сказочница. Сказочница: А вы знаете, где показывают сказки? Дети: В кинотеатре, по телевизору. Сказочница: Сказки ещё показывают в театре. А вы знаете, кто показывает сказки в театре? Дети: Артисты. Сказочница: Ребята, вы хотите стать артистами? (Ответы детей). Давайте поиграем в артистов…> <…Разминка-игра «Передавалки». Сказочница: Будьте внимательны и чётко выполняйте мои задания. Сначала я вам объясню правила этой игры. Мы передаём друг другу все молча, выражаем глазами, лицом, губами, плечами, руками в целом. Это всё называется мимикой и жестами. Сядьте удобно и правильно, начнём с … (имя ребёнка), а заканчиваем мной. 1. Передай улыбку соседу (по кругу). 2. Передай «сердилку» (сердитое выражение лица). 3. Передай «испуг». 4. Передай «страшилку». Сказочница: А вот следующее задание — передай «хлопок» начнём с меня, я показываю, а вы передаёте друг другу. (Сначала показывает 1 хлопок в ладоши; затем 3 хлопка в ладоши; 2 хлопка и третий о колени)…>
Основная часть <…Ребята, а я знаю стихотворение про киску Б. Заходера, хотите послушать? Сказочница: Послушайте и скажите, грустно или весело я прочитала это стихотворение. (Читает стихотворение с выражением).
  • Плачет киска в коридоре, У неё большое горе: Злые люди бедной киске Не дают украсть сосиски.
Сказочница: Смешное стихотворение? (Да). Как я прочитала стихотворение: грустно или весело? (Ответы детей). Сказочница: Я прочитала с интонацией, выражением. Ребята, давайте прочитаем это стихотворение, чтобы стало жалко киску, чтобы было грустно. Послушайте сначала, как я прочитаю вам. (Читает грустно). Сказочница: Кто желает прочитать это стихотворение грустно? (2–3 ребёнка)…> <…Сказочница: Ребята, вам жаль киску? (Ответы детей). Сказочница: Давайте пожалеем её. Представьте, что ваша левая рука — это кошка, а правой вы её гладите:
  • Киска, кисонька, кисуля! Позвала котёнка Юля. Не спеши, постой, постой! И погладила рукой! (Л.П. Савина).
Сказочница: Кисонька успокоилась. Ребята, а как вы думаете, накормит хозяйка Юля киску? (Да)…>
Заключительный этап <…Сказочница: Что вам понравилось? Что нового узнали? Мне пора возвращаться. А на следующем занятии мы с вами, как настоящие артисты, покажем сказку «Репка».

Таблица: пример конспекта занятия в подготовительной группе (фрагмент)

Тема «Мы актёры»
Введение В.: Здравствуйте, ребята! Давайте мы с вами поздороваемся не совсем обычным способом. Присядьте на стулья. Положите правую руку на лоб, левую — на затылок. Глаза закрываем и представляем, Здесь и сейчас себя представляем. Что было вчера, мы забываем, Что будет потом, мы не знаем. Думаем только о том, что сейчас. Хороший, красивый каждый из вас, Вы самое лучшее, что есть на свете. Глаза открываем. Здравствуйте, дети! Какие вы красивые и нарядные, как артисты, которых показывают по телевизору. Вам нравятся артисты? (Да). А кто из вас хотел бы стать актёром? (Ответы детей). Наш зал украшен, как концертная студия, зрители заняли свои места. У вас есть возможность стать настоящими артистами…>
Основной этап <…Игра «Эмоции» В.: Сейчас будет звучать музыка, а вы с помощью мимики изобразите её характер.
  • Песня «Улыбка», В. Шаинский (спокойная радость).
  • Песня «Не дразните собак», Е. Птичкин (сердитость).
  • Припев «Чунга — чанга», В. Шаинский (восторг).
В.: Молодцы! Вот сколько чувств можно передать мимикой! Перечислите их. (Дети показывают пиктограммы и называют эмоции). Ребята, а что ещё необходимо уметь актёру, чтобы передавать образ героя? Дети: Выразительно двигаться. Воспитатель: Верно. Актёры называют выразительное движение словом «жест». Это характерное движение головой, либо руками, либо телом. Например, жест «вытянутая вперёд рука с указательным пальцем» означает указание направления. Вспомните, а какие вы жесты знаете? (Дети называют)…> <…Чтобы быть хорошим артистом, нужно много читать. Вот сейчас я узнаю, как хорошо вы знаете героев сказок. (Загадки в шариках, воспитатель лопает шарик и читает загадку).
  • Уймись, уймись, колдунья злая, Себя надеждами не тешь-ка. В лесу семь гномов повстречая, Спасётся наша … (Белоснежка).
  • Она легко, как по канату, Пройдёт по тоненькой верёвочке, Она жила в цветке когда-то. Ну, как зовут её? (Дюймовочка).
  • Кто-то за кого-то Ухватился крепко. Ох, никак не вытянуть,Ох, засела крепко. Что же это? (Репка)…>
Заключение <…В.: Вы сегодня были такие молодцы, что заслужили праздничный салют радости. Но сначала нужно выбрать цвет салюта радости. На какой цвет похожа радость? (Жёлтый). Посмотрите, где в зале есть много жёлтого цвета? (Шары). Встаньте все в кружок, спиной друг к другу под жёлтыми шарами. Чтобы салют запустить, мы должны все вместе весело сказать: Раз! Два! Три! Салют радости — лети! Ура! Шары падают на детей. В.: Какой красивый салют у нас получился! А какое настроение у вас при этом было? Давайте ответим хором. Дети: Радостное…>

 

 

Сценарии

Одной из форм представления результатов театрализованной деятельности являются постановки сказок. Особой сложности в том, чтобы расписать «партитуры» для всех «актёров», нет, однако образец поможет структурировать подачу информации.

Пример сценария для постановки сказки в старшей группе (фрагмент)

Название «Лесная история»
Цель Развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.
Задачи
  • Совершенствование артистических и певческих навыков детей;
  • раскрепощение ребёнка;
  • работа над речью, интонациями;
  • коллективные действия, взаимодействия;
  • пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, сочувствовать и сопереживать происходящему.
Источник Сказка М.Ю. Картушиной «Заяц — портной»
Ход постановки
  • Рассказчик: На полянке, под сосной, жил-был заинька косой, Но не просто белый заяц, а известный всем портной.
  • Выходит Заяц, исполняет песню: Да! Я Заяц не простой, Самый лучший я портной! Что, друзья, мне сшить для вас? Я приму любой заказ.
  • Рассказчик: О том, что есть в лесу портной, узнал лохматый пёс, И он примчался к мастерской и свой заказ принёс!
  • Выходит собака Дружок, исполняет «песню Дружка»: Днём и ночью дом большой я стерегу, Службу верно и усердно я несу! Гав!
  • Заяц: Ну зачем же так кричать? Что желаешь заказать?
  • Дружок: Ты мне, Заинька, скорей шапку новую пошей. Ночью холодно. Боюсь, очень скоро простужусь!
  • Заяц: Завтра встретимся мы снова, будет шапочка готова!
  • Дружок: Буду очень, очень рад! Позову к тебе зверят, Кого встречу на дороге, Чтоб заказов было много!
  • Дружок убегает, на полянку под музыку выходят мышки, исполняют песню. Рассказчик: Мышки-модницы спешат, Платья пёстрые шуршат.
  • Мышки: Здравствуй, заинька-косой, Мы слыхали — ты портной. Сшей перчатки нам скорей, Ждём мы к ужину гостей.
  • Выходит кошка: Не меня ли в гости ждёте? Гость такой, как я, в почёте!
  • Мыши: Кошка, кошка, ой беда! Разбегайтесь кто куда!
  • Под музыку кошка догоняет мышей, которые убегают. Кошка: Заяц, мой тебе привет! Узнаёшь меня иль нет?
  • Заяц: Не угодно ли присесть?
  • Кошка: Небольшое дело есть! Для моей пушистой спинки Сшей мне, зайка, пелеринку!
  • Заяц: За обновой будьте в среду, Буду ждать я вас к обеду.
  • Кошка: Что ж, надеюсь я на Вас, До свиданья!
  • Заяц: В добрый час!
  • Заяц берёт у кошки материал. Кошка уходит, заяц начинает и шить под музыку. Заяц: Пелеринку дошиваю, Мех покрепче прикрепляю. Самую осталось малость. Ой, иголочка сломалась! Не сходить ли мне к ежу, Может, даст, коль попрошу?
  • Подходит к домику ежа. Заяц: Здравствуй, ёжик!
  • Ёжик: Здравствуй, зайка! Посмотри сюда на милость — Мои валенки прохудились! Зайка, зайка, эй, скорей Мои валенки подшей!
  • Под «Песню ежа» заяц шьёт валенки. Заяц: Вот, готово!
  • Ёжик: Ну и ну! (Смотрит на валенки) Как тебя отблагодарю?
  • Заяц: Ёжик, я сегодня сразу много получил заказов, А иголок не осталось, и последняя сломалась!
  • Ёжик: Я за эти валенки дам иголок маленьких. (Даёт коробочку с иголками)
  • Заяц: Побегу скорей домой! (Убегает в домик)
  • Рассказчик: Хорошо в лесу зимой рыжим белкам под сосной. Они танцуют и поют, очень весело живут.
  • Исполняется «Песня белочек».
  • Заяц: Эй, вы, белки-озорницы,рыжехвостые сестрицы, Хватит прыгать вам без толку по осинам и по ёлкам.
  • Белки: Здравствуй, зайка, Шубки белкам залатай-ка. В шубках снежною порой будет нам тепло зимой!
  • Заяц: Ваши тёплые обновы Завтра будут все готовы!…>

Пример сценария русской народной сказки «Репка» для детей младшей группы

Сценарий ·
    • Рассказчик: Жил в одной деревне Дед Вместе с Бабкой много лет. Захотел однажды Дед Репки пареной в обед.
    • Дед: Что ж, пожалуй, я схожу Да и репку посажу.
    • Рассказчик: Пошёл в огород и посадил репку.
    • Дед: Расти репка сладкая, Расти репка большая.
    • Рассказчик: Репка выросла на славу. Что за чудо из чудес? Репка — чуть не до небес! Решил Дед выдернуть репку. Но не тут-то было — Одному не хватит силы. Что же делать? Как тут быть? Позвать Бабку подсобить!
    • Дед (машет рукой): Бабка, Бабка, где же ты? Репку дёргать помоги!
    • Бабка хватается за Дедку, пытаются вытянуть репку.
    • Рассказчик: Раз — вот эдак! Два — вот так! Ох! Не вытянуть никак!
    • Дед: Знать, ослабли наши ручки. Позовём на помощь Внучку!
    • Бабка: Ну-ка, Внученька, беги, Репку дёргать помоги!
    • Выбегает Внучка, хватается за Бабку. Пытаются вытянуть репку.
  • Рассказчик: Раз — вот эдак! Два — вот так! Нет! Не вытянуть никак! Вот так репка! Ну и овощ! Знать, придётся звать на помощь…
  • Внучка: Жучка! Жученька! Беги, Репку дёргать помоги!
  • Выбегает, гавкая, Жучка, хватается за внучку.
  • Рассказчик: Вот, помочь готова Жучка, Уцепляется за Внучку. Раз — вот эдак! Два — вот так! Ох! Не вытянуть никак… Знать, придётся кликнуть кошку, Чтобы помогла немножко.
  • Жучка: Кошка Мурка, беги, Дёргать репку помоги!
  • Мягко ступая, выходит Кошка.
  • Рассказчик: Раз — вот эдак! Два — вот так! Ох! Не вытянуть никак… Позовём, пожалуй, Мышку… Где-то прячется, трусишка!
  • Кошка: Мышка-Мышка, выходи! Репку дёргать помоги!
  • Бежит Мышка.
  • Рассказчик: Мышка эта — очень сильна! Сильнее медведя, сильнее слона! Репку вытащить может одна, Помощь ей совсем не нужна! Ну-ка, Дед, за репку берись, Ну-ка, Бабка, за Деда держись, Внучка, и ты не ленись: Крепче скорее за Бабку возьмись. Жучка за Внучку, Кошка за Жучку.
  • Мышка: Пи-пи-пи! Репку хотите? Дружно тяните!
  • Рассказчик: Вот и вытянули репку, Что в земле сидела крепко.
  • Репка выдёргивается, все падают. Рассказчик (обращается к зрителям): Велика ль у Мышки сила? Это дружба победила! На здоровье кушай, Дед, Долгожданный свой обед! Вот и сказочке конец, А кто слушал — молодец!
  • Артисты кланяются.

 

 

Таблица: оценка сформированности познавательных, психических и коммуникативных навыков (для воспитанников подготовительной группы)

1. Основы театральной культуры

  Высокий уровень: 3 балла Средний уровень: 2 балла Низкий уровень: 1 балл
1.
  • Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности.
  • Знает правила поведения в театре.
Интересуется театральной деятельностью.
  • Не проявляет интереса к театральной деятельности.
  • Знает правила поведения в театре.
2. Называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии. Использует свои знания в театрализованной деятельности. Затрудняется назвать различные виды театра.

2. Речевая культура

1. Понимает главную идею литературного произведения, поясняет своё высказывание. Понимает главную идею литературного произведения. Понимает содержание произведения.
2. Даёт подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев. Даёт словесные характеристики главных и второстепенных героев. Различает главных и второстепенных героев.
3. Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения. Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета. Затрудняется выделить единицы сюжета.
4. Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи. В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения). Пересказывает произведение с помощью педагога.

3. Эмоционально-образное развитие

1. Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя. Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности. Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затрудняется их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.

4. Навыки кукловождения

1. Импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем. Использует навыки кукловождения в работе над спектаклем. Владеет элементарными навыками кукловождения.

5. Музыкальное развитие

1. Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы. Передаёт в свободных пластических движениях характер музыки. Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки.
2. Свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета. Самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом. Затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом.
3. Самостоятельно использует музыкальное сопровождение на ДМИ, свободно исполняет песню, танец в спектакле. С помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец. Затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю.

6. Основы изобразительно-оформительской деятельности

1. Самостоятельно

Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.