Тайцзи-цюань стиля Ян с иллюстрациями — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тайцзи-цюань стиля Ян с иллюстрациями

2020-05-06 179
Тайцзи-цюань стиля Ян с иллюстрациями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тайцзи-цюань стиля Ян с иллюстрациями

             
Первая позиция: Позиция готовности


Две ноги ставятся налево и направо, на ширину плеч, носки ступней направлены вперед. Тело естественно выпрямлено, плечи естественно опущены. Взгляд направлен прямо вперед (см, рис. 1).


Важные указания

1. Требования следующие: «неуловимое усилие поднимает макушку головы», «ци опускается в даньтянь ", "копчик центрирован и выпрямлен», «сдерживать грудь, поднять спину». В согласии с этими важными требованиями расслабьте все тело, чтобы оно приняло центрированное ровное положение с ощущением спокойствия и комфорта. Эти требования относятся к важным указаниям для всех позиций формы. Во время практики следует помнить о них все время. На них не будет делаться акцент каждый раз в секции важных указаний, но когда из-за определенной сложности той или иной позиции новичок может о них легко забыть, они будут напоминаться. Например, в позиции цзи (нажимать) и ань (толкать) последовательности «Схватить воробья за хвост» начинающий ученик часто предрасположен к тому, чтобы наклоняться вперед или отклоняться назад. По этой причине указанные требования напоминаются в секции важных указаний для этой последовательности движений. Что касается основных общих важных указаний, хотя они могут не упоминаться каждый раз, их необходимо выполнять все время.

2. Две руки свисают вниз, плечевой сустав должен быть расслаблен-отпущен (фан сун). Пальцы слегка согнуты в естественной манере.

3. Жизненный дух (цзиншэнь) возвышается естественным образом. Ум должен быть споқойным, без отвлекающих мыслей.

4. Большая часть важных указаний для "Позиции готовности" применима к движениям всей формы. Поэтому эта позиция является основанием для всех последующих движений. Начинающий ученик должен обратить особое внимание на это.

 

 

Вторая позиция: Начальная форма

Движение первое: Две руки медленно и равномерно поднимаются перед собой до момента, когда они достигнут уровня плеч. Расстояние между руками равно ширине плеч. Центр обеих ладоней направлен вниз (см. рис. 2)

Движение второе: Два локтя опускаются вниз и естественно ведут две руки, которые медленно и равномерно нажимают вниз, пока не приблизятся к бедрам. Пальцы по-прежнему направлены вперед, центры ладоней по-прежнему смотрят вниз. Взгляд направлен прямо вперед (см. рис. 3).

 

Важные указания

1. Прежде чем начать подъем рук, следует тщательно проверить, соответствует ли «Позиция готовности» требованиям, затем начать движение. В этот момент ваше намерение должно взять управление, внимание должно быть обращено на направление каждого движения. Это в точности соответствует афоризму из «Разъяснения Тринадцати Позиций»: «Вначале в сознании, затем в теле». Например, в первом движении, поднимая две руки, вначале нужно осознать, как поднимать, затем, следуя сознанию начать медленно и равномерно поднимать руки. Даже если это повторяющееся движение или движение, которое вы хорошо освоили, вы все же должны делать его в этой манере. Иначе внутреннее и внешнее движения легко станут рассеянными и беспорядочными.

2. Практикуя тайцзи-цюань, от «Начальной формы» до «Собирающей формы" в каждом движение следует "опускать плечи и свешивать локти» (см. «Десять важных правил тайцзи-цюаня» на стр. 32). Например, поднимая руки и нажимая двумя ладонями вниз в этой форме, нельзя поднимать плечи, применять силу или напрягать них они – должны быть расслабленны, открыты и опущены вниз. Когда руки поднимаются вперед, нельзя полностью выпрямлять локти, они должны быть слегка согнуты и отпущен вниз. Когда два локтя опускаются, ведя руки, давящие вниз, «свисающие локти» - довольно очевидный принцип. Однако когда две ладони, нажимая, уже опустились к бедрам, по-прежнему есть требование «свесить локти". Обычно для начинающего ученика это непросто понять: он полагает, что, поскольку локти уже свисают вниз, нельзя же, в конце қонцов, их свесить еще ниже ладоней. В действительности в позиции такого типа (последующие позиции также имеют схожие условия) оба локтя должны быть слегка согнуты, побуждая предплечья немного согнуться вперед. Таким образом, локти будут расположены перпендикулярно земле и удовлетворять требованию "свесить локти". Но если предплечья тоже образуют перпендикуляр к земле, это требование будет не выполнено.

3. Следует "посадить запястья". Это означает позволить основанию ладони опуститься вниз, а суставам пальцев чуть-чуть подняться. Нельзя прикладывать силу, чтобы поднять пальцы - это должно быть естественно. Таким способом вы сможете направить усилие цзинь в основание ладони. В пальцах также будет ощущение. Только «посадив запястья», вы сможете провести цзинь и «оформить ее в пальцах».

4. В тайцзи-цюане от «Начальной формы» до «Собирающей формы» все движения вперед и назад должны быть связаны, нельзя останавливаться или прерываться. Темп должен быть ровным, вьющимся без остановок, с полным единством и согласованностью. Например, в данной форме, когда руки поднимаются вверх до уровня плеч, затем опускаются, не должно быть момента остановки между этими двумя действиями. То есть когда движение достигает фиксированной позы (диндянь, или «конечной точки»), следует ясно понимать, что называют «кажется, остановилось, но остановки нет».

5. Касательно использования ладони - пальцы следует держать естественно разжатыми, но без приложения силы для их раскрытия. Также нельзя допускать согнутых обмякших пальцев. Ладонь должна иметь слегка вогнутую форму.

 

Важные указания

1. Поворачивая тело налево и направо, нужно использовать поясницу как ось. Тело должно оставаться вертикально выровненным. Все последующие повороты тела должны выполняться в этой манере.

2. Движение тела, рук и ног должно быть мягким и постепенным, темп – ровным.

3. Хотя движения тела, рук и ног описываются так, будто имеют начало и конец, вы должны скоординировать их таким образом, чтобы начало было там же, где и окончание. Поэтому в "Разъяснении Тринадцати Позиций» говорится: «Одно движется - нет ничего не движущегося. Одно покоится - нет ничего не покоящегося".

4. В «Разъяснении Тринадцати Позиций» есть требование: «Шагай, как ступает кошка». Поэтому, когда бы вы ни делали шаг, делайте это с легкостью и проворством. Например, рассмотрим форму, в которой правая нога делает шаг вправо: вы должны сесть на полную левую ногу, постепенно опускаясь вниз так, чтобы контролировать правую ногу, шагающую вперед в устойчивой позиции, - только тогда вы сможете избежать неуклюжести и тяжести. Это проявление «ясного различения пустого и полного» в методе шага.

5. В стойке лука согнутая нога не должна заходить за пальцы ступни. Задняя «топчущая» нога должна всей поверхностью ступни соприкасаться с землей, и нога не должна быть жестко выпрямлена. В стойке лука согнутая нога - полная, толкающая нога - пустая. Усреднено, согнутая нога несет 70 % веса тела, а толкающая нога - 30 % веса тела. Направление коленей и носков должно совпадать.

6. Когда правая рука отражает вперед, она должна быть на уровне плеч. Не следует наклонять ее выше или ниже. Во время отражения вперед плечевой сустав не должен выдаваться вперед. Примите за стандарт вертикально выровненное положение тела и колени, не выступающие за носки во время движения вперед. В это время тело тоже нельзя наклонять вперед.

Когда центр тяжести перемещается вперед, нога, живот, грудь и руки должны двигаться вперед вместе и естественно - «не раньше, не позже», «верх и низ следуют друг другу». В процессе перехода нужно следить за «поддержанием вертикального положения тела» (ли шэнь чжун чжэн).

                                                                                                                                          

Часть вторая: Уступание-пропускание (люй)

Движение первое: Центр тяжести постепенно движется к левой ноге, тело постепенно поворачивается влево. Одновременно левая рука вращается наружу. Правая рука вращается внутрь, побуждая правую ладонь повернуться и смотреть вниз наружу, тогда как левая ладонь поворачивается вверх внутрь. Обе ладони, следуя повороту, «пропускают» (люй) влево (см. рис. 10).

Движение второе: Тело продолжает свой небольшой поворот влево, Центр тяжести продолжает перемешаться к левой ноге, и тело полностью «садится» на левую ногу, формируя правый «пустой шаг». Две руки, слегка опуская локти, следуют повороту тела и уступают-пропускают (люй) влево. Левая ладонь проходит перед грудью. Когда пропускание влево начинается, взгляд вначале сопровождает правую руку, делающую люй. Когда позиция люй подходит к точке формирования, взгляд коротко касается левой руки. затем постепенно переводится вперед (запад) (см. рис. 11-12).

 

Важные указания

1. Во время выполнения левого пропускания руки должны следовать пояснице, но внутренняя верхняя часть рук не должна близко приближаться к ребрам; опускание плеч начинает движение, защищающее бока, но в подмышках должно оставаться пространство, приблизительно с размер кулака. Все движения формы следует выполнять в этой манере, чтобы избежать связанного тела.

2. Во время выполнения левого пропускания, поворачиваясь, тело должно сохранять вертикально выровненное положение; оно не должно сгибаться вперед, наклоняться назад или качаться; ключевой момент здесь «верх и низ следуют друг другу», «не раньше, не позже». Если в какой-то момент ноги присядут немного быстрее, будет наклон вперед; если медленнее, то будет наклон назад.

3. В процессе выполнения движения пропускания, поскольку ладони вращаются, локти опускаются, вес перемещается на заднюю ногу и т. д., кажется, что обе ладони опускаются. В действительности же нет никакого умышленного опускания ладоней «вниз». Это замечание также справедливо для методов пен, люй, цзи и ань в описании четырех позиций Толкающих Рук с фиксированным шагом. Пропускание может выполняться таким способом как влево, так и вправо. Но в нем определенно нет перемещения вниз. Поэтому в каком бы варианте люй ни выполнялось - влево или вправо, если оно выполняется вниз - это неправильно, поскольку не будет соответствия требованиям Толкающих Рук.

4. Во время выполнения пропускания левая рука расслабленно поддерживает отражение (сун сун пэн чжу). Выполняя люй, обе руки сохраняют определенную дистанцию, как если бы люй выполнялось в толкающих руках и одна рука должна была бы соединиться с запястьем оппонента, а другая – с другой его рукой рядом с локтем, перемещая их внутрь. Изменение дистанции между руками должно соответствовать вышеизложенному требованию, не допускайте, чтобы они отдалялись слишком сильно. Это называется «взаимосвязь верхних частей рук».

 

Важные указания

1. Выполняя нажимание, верхняя часть тела не должна нагибаться вперед или отклоняться назад. Плечи не должны подниматься вверх, но должны быть расслаблены-отпущены (фан сун) и опущены вниз. Ягодицы не должны выдаваться. Локти нельзя поднимать, но следует держать чуть ниже, чем запястья. В конце цзи промежуток между левой ладонью и областью ворот пульса на правом запястье «кажется близким, но не близок».

 

Важные указания

1. Когда центр тяжести переносится назад, правый куа гэнь (тазобедренный сустав) немного оттягивается назад, побуждая тело смотреть прямо вперед, не допуская, чтобы оно отклонялось в левый угол.

2. Две ладони, «вытирая» назад, должны следовать куа (внутренняя часть бедер и области таза), когда куа садится назад. Расслабьте плечи. Не допускайте, чтобы локти торчали наружу.

3. Две ладони должны следовать за центром тяжести, движущимся вперед, выполняя толкание по слегка изогнутой вверх траектории. Однако степень подъема и опускания не должна быть большой. Две руки и плечи не должны напрягаться или подниматься. В локтях не вызывается никакого напряжения во время вытягивания. Тело не должно сгибаться вперед или наклоняться назад.

4. Когда ладони еще не начали толкать вперед, левая ладонь наклонена-повернута вправо, в правая ладонь - влево. Когда ладони начинают толкать вперед, следуя толканию, они поворачиваются вперед. Однако ладони не должны поворачиваться до точки, когда они полностью повернуты вперед. Другое требование - запястья должны быть посажены вниз, но большой палец слегка приподнят назад.

5. Когда только начинают изучать тайцзи-цюань, вначале нужно научиться правильно выполнять все движения и позиции комплекса; затем, выполняя движения, практикующий должен тренировать перемещение усилия- цзинь,

Точки усилия- цзинь (цзиньдянь) следуют движениям и непрерывно изменяются. Поэтому движения должны быть «перетекающими и неразрывными», «двигаемся, словно вытягиваем шелковую нить». Сейчас возьмем в качестве примера последовательность «Схватить воробья за хвост», в приведенной ниже таблице в качестве справки указываются места точек и важные свойства соответствующего усилия- цзинь, чтобы ученик мог внимательно изучить их и интуитивно понять.

Обсудив точки цзинь, мы теперь вкратце обсудим источник цзинь.

Относительно источника цзинь сказано: «Коренится в ступнях, выходит из ног, направляется поясницей, проявляется в пальцах» (см. «Теория тайцзи-цюаня»). Например, в позиции толчка при переходе от положения 16 к положению 17 поддерживающая вес поверхность обеих стоп является корнем. Если вы, например, собираетесь толкнуть тележку для покупок, очевидно, что вы будете опираться на поверхность ступней. Если бы ступни не касались земли, а находились в воздухе, толкнуть тележку не представлялось бы возможным. Поэтому и говорят: «Коренится в ступнях». Когда правая нога согнута в правой стойке лука, левая нога «топчет» назад, это есть то, что называют «выходит из ног». Так, если вы толкаете тележку вперед, хотя обе ступни опираются на поверхность, вам также потребуется использовать переднюю поддерживающую ногу и заднюю толкающую.

Когда центр тяжести перемещается с задней ноги вперед, поясница чуть-чуть поднимается, затем опускается, огибая-наматывая (жао) вперед по дуге, чтобы вести цзинь и контролировать тело и направление движения во время перемещения вперед. (Другой пример - вращение тела налево и направо с использованием поясницы, чтобы вести цзинь и контролировать направление движения). Это называется «управляется поясницей» или «поясница - ось». Проходя через спину и мышцы спины, посредством постепенного сжатия, которое затем переходит в постепенное вытяжение, цзинь закручивается (сюань чжуань) и проводится через плечи и локти в основания ладоней, мы приходим в переднюю позицию толкания. Более того, в пальцах также ощущается приход туда цзинь. Это называется «сила выпускается от спины» и затем «проявляется в пальцах».

В то же время вращательные трансформации (чжуань хуань) цзинь также должны выполняться в этой манере. Например, во время перехода из позиции отражения- пэн в позицию пропускания- люй (см. рис. 9-11), проходя через стопы, ноги, поясницу, цзинь достигает точки цзиньдянь в правой руке вначале около запястья со стороны лучевой кости (см. рис. 9), затем перемещается в запястье со стороны мизинца, затем в точку около запястья со стороны локтевой кости. В левой руке цзинь вначале достигает цзиньдянь основания ладони, затем проходит через область указательного и большого пальца и достигает точки около запястья со стороны лучевой кости. Однако в прохождении через стопы, ноги, поясницу и спину не должно быть никакого признака прерывистости, движение всегда должно быть «последовательно связано» (цзе цзе гуань чуань, «нанизывается сустав за суставом». – Л... Суэйм), с полной интеграцией единой ци (аньчжэн и ци). Таким образом, будет выполняться правило «когда одна часть движется, все части движутся; когда одна часть покоятся, все части покоятся», то есть все части скоординированы. Грудь и живот также управляются поясницей и движутся в согласии с другими частями тела. Никогда не старайтесь «сдерживать грудь», «расслабить куа» как изолированные действия, но позвольте им «непрерывно» поддерживать состояние «сдерживать грудь», «расслабить куа» без лишнего вмешательства.

К тому же точки цзинь, упомянутые выше, ни в коем случае не подразумевают напряжения мышц, применения физической силы. Поддерживается расслабленное-отпущенное действие мышц и движения выполняются медленно, мягко, в соответствии с важными указаниями. Что касается движения цзинь, для него также справедливо «вначале в сознании, затем в теле»: мысль пронизывает выбранную позицию. Если мысль пронизывает позицию - куда достигает мысль, туда достигает и цзинь. Куда прибывает мысль, в этом месте возникают определенные ощущения. Это также один из методов тестирования тренировки «объединения внутреннего и внешнего».

 

 

Перемещения цзинь

Номер рисунка Точка цзинь на правой руке Точка цзинь на левой руке Главная часть
4 Близко к запястью, но со стороны локтевой кости В области основания ладони, со стороны мизинца В правой руке
5 Перемещается в локтевую кость Перемещаются в лучевую кость Перемещается в левую руку
6 Перемещается в область основания ладони со стороны мизинца Перемещается близко к запястью со стороны лучевой кости В левой руке
7 Во время подъема в область указательного и большого пальца Во время опускания локтя проходит через локтевую кость в области основания ладони со стороны мизинца Перемещается в правую руку  
8 Перемещается в лучевую кость Перемещается в основание ладони В правой руке
9 Перемещается близко к запястью со стороны лучевой кости Основание ладони В правой руке
10 Перемещается в область запястья со стороны мизинца Перемещается в область указательного и большого пальца В правой руке
11 Перемещается близко к запястью со стороны локтевой кости Перемещается близко к запястью со стороны лучевой кости В правой руке
12 Перемещается в область основание ладони со стороны мизинца Перемещается в область указательного и большого пальца В правой руке  
13 Перемещается во внешнюю сторону предплечья Перемещается в области основания ладони со стороны мизинца В обеих руках  
14 Перемещается близко к запястью с внешней стороны предплечья Перемещается в основание ладони В обеих руках  
15 Перемещается в пальцы Перемещается в пальцы В обеих руках
16 Перемещается в область основания ладони со стороны мизинца Перемещается в область основание ладони со стороны мизинца В обеих руках  
17 Перемещается в основание ладони Перемещается в основание ладони В обеих руках  

 

Если начинающие ученики не имеют опытного инструктора, который может лично руководить тренировкой, им просто следует точно выполнять движения в соответствии с важными указаниями. Со временем, благодаря точности и сноровке в движениях, маршруты цзинь (цзинь лу) разовьются естественным образом, и ученик будет естественно ощущать «верхнее и нижнее следуют друг за другом» и «внутреннее и внешнее объединяются», и ученик избежит наработки недостатков. Поскольку каждое движение имеет фиксированные точки цзинь и их перемещение, если бы мы объясняли их все, это было бы излишнее многословие. Поэтому я разобрал лишь пример, из которого может быть выведено остальное, и в дальнейшем в книге они не будут разбираться.

6. Выражение «Глаза - это ростки сердца-сознания» (янь вэй синь чжи ….) означает, что в глазах можно увидеть активность сознания. Это видно у любого актера или исполнителя танца. В практике тайцзи-цюаня выражение глаз - важная особенность в совершенствовании формы. Давайте разберем пример, чтобы проанализировать выражение глаз. Например, в процессе движения от левого отражения к правому отражению (см. рис. 6-9), когда тело поворачивается влево, левый локоть оттягивается влево назад и немного вниз, взгляд касается левого предплечья (см. рис. 7); затем тело поворачивается вправо, когда правая рука начинает выполнять отражение вправо, взгляд перемещается и сопровождает правую руку (см. рис. 8). Правая рука еще не завершила движение отражения, а взгляд, слегка опережая, уже смотрит в направлении места ее прибытия, выбранного намерением (между рис. 8 и 9). Хотя глаза уже смотрят прямо вперед, взгляд должен коснуться правого предплечья пэн (см. рис. 9).

Из анализа этого движения можно понять, что в процессе движения взгляд должен интегрировать идею «взглянуть налево, посмотреть направо» (цзоу гу ю пань). Однако цзоу гу ю пань ни в коей мере не означает беспорядочное смотрение влево и вправо без принципа, но подразумевает, что взгляд должен сочетаться с вращательными движениями тела. Фактически, в большинстве вращательных движений тела, если взгляд не будет поворачиваться (направление взгляда и лица будет оставаться тем же), поясница также не сможет повернуться; тогда во время выполнения поворотов тела, таких, как в левом пропускании люй, диапазон поворота не будет достаточным. Если взгляд будет оставаться в направлении правой отражающей руки, хотя тело сможет немного повернуться, это будет очень неуклюже.

Дополнительно, когда взгляд удовлетворяет правилу «взглянуть налево, посмотреть направо», также важно не забывать о требовании «неосязаемая живая энергия на макушке головы». Практикующий не должен позволять качаться голове, когда взгляд перемещается налево и направо в оживленной манере. Также нельзя позволять голове наклоняться вверх или вниз во время поднимающихся или опускающихся движений, но следует поворачивать голову, будто она «подвешена за макушку», и взгляд сопровождает движение. В действительности только таким способом практикующий может достичь активной ловкости (линхо) и живого духа (шэнь).

Когда движение подходит к завершению, взгляд всегда, немного опережая движение руки, смотрит в направлении ее конечного прибытия, таким образом выражая идею «используйте глаза, чтобы вести руки». Глаза должны стать представителем ума и интегрировать идею "вначале в сознании, затем в теле» (см. предыдущие объяснения). Например, в повседневной жизни, когда кто-то намеревается взять какой-либо предмет, вначале на него посмотрят глаза, затем последует рука и поднимет его - принципы те же. Поэтому в каком бы направлении движение ни развивалось, взгляд, опережая, уже смотрит в этом направлении.

Хотя взгляд прибывает первым, это не означает, что руки можно оставить без внимания. Следует сопровождать движение рук, пока они приближаются к конечной фазе. Таким способом можно скоординировать все движения «рук, глаз, торса, методов и шагов», достичь умения, когда «одна часть движется, все части движутся; одна часть покоится, все части покоятся».

 

 

Источник: Фу Чжунвэнь «ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЬ СТИЛЯ ЯН. Практическое пособие для совершенствующихся».

 

Книга, впервые была издана на китайском языке в 1963 году, все поклонники гимнастики и боевого искусства тайцзи до сих пор считают ее ценным первоисточником. Её автор был учеником знаменитого мастера Ян Чэнфу (1883-1936), создавшего современный стандарт стиля Ян. Подробные практические наставления опираются на более чем двадцатилетний опыт непосредственного обучения у мастера. Рисунки, которые сопровождают текст, были сделаны с подлинных архивных фотографий Ян Чэнфу.

Главная цель книги – объяснить основы тайцзи-цюань, как системы самосовершенствования и заложить тот фундамент, на котором каждый практикующийся должен сам строить свое мастерство.

 

 

Школа ушу Инь-Ян https://vk.com/shkola_yshy_in_yan_cigun_taitsi

 

Тайцзи-цюань стиля Ян с иллюстрациями

             
Первая позиция: Позиция готовности


Две ноги ставятся налево и направо, на ширину плеч, носки ступней направлены вперед. Тело естественно выпрямлено, плечи естественно опущены. Взгляд направлен прямо вперед (см, рис. 1).


Важные указания

1. Требования следующие: «неуловимое усилие поднимает макушку головы», «ци опускается в даньтянь ", "копчик центрирован и выпрямлен», «сдерживать грудь, поднять спину». В согласии с этими важными требованиями расслабьте все тело, чтобы оно приняло центрированное ровное положение с ощущением спокойствия и комфорта. Эти требования относятся к важным указаниям для всех позиций формы. Во время практики следует помнить о них все время. На них не будет делаться акцент каждый раз в секции важных указаний, но когда из-за определенной сложности той или иной позиции новичок может о них легко забыть, они будут напоминаться. Например, в позиции цзи (нажимать) и ань (толкать) последовательности «Схватить воробья за хвост» начинающий ученик часто предрасположен к тому, чтобы наклоняться вперед или отклоняться назад. По этой причине указанные требования напоминаются в секции важных указаний для этой последовательности движений. Что касается основных общих важных указаний, хотя они могут не упоминаться каждый раз, их необходимо выполнять все время.

2. Две руки свисают вниз, плечевой сустав должен быть расслаблен-отпущен (фан сун). Пальцы слегка согнуты в естественной манере.

3. Жизненный дух (цзиншэнь) возвышается естественным образом. Ум должен быть споқойным, без отвлекающих мыслей.

4. Большая часть важных указаний для "Позиции готовности" применима к движениям всей формы. Поэтому эта позиция является основанием для всех последующих движений. Начинающий ученик должен обратить особое внимание на это.

 

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.