Юношеская депрессия как предмет психологического консультирования — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Юношеская депрессия как предмет психологического консультирования

2020-05-06 210
Юношеская депрессия как предмет психологического консультирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Старшеклассница Катя И. обратилась к психологу по поводу частого и затяжного "плохого настроения". Она говорила: "Мне ничего не хочется делать. Внутри - тоска. слабость. Могу весь день пролежать в постели и никуда не выходить. И вроде ничего особенного не произошло, но на душе скверно, "кошки скребут". Все раздражает, сама себе становишься противной. Кажется, что все в жизни плохо, бессмысленно и я нико­му не нужна".

Для многих юношей и девушек в период 16-18 лет характерны состояния апатии, депрессии, переживания одиночества и бес­смысленности своей жизни. Некоторые из них не умеют регулиро­вать свои внутренние состояния и полностью отдаются депрессии и апатии. Для облегчения и снятия таких состояний молодые лю­ди нередко прибегают к курению, алкоголю, наркотикам. 83


А между тем существуют другие, более безопасные для здоро­вья способы избавления от депрессии. Причем эти способы могут быть не только сугубо психотехническими, но и просто бытовыми, житейскими.

В одной из школ мною было проведено небольшое исследова­ние на предмет того, какие занятия выбирают девушки и юноши для расслабления и достижения хорошего настроения. Интерес­но отметить, что для юношей это прежде всего спорт, физиче­ские упражнения, встречи с друзьями, прослушивание современ­ной музыки.

Сергей В„ ученик XI класса, рассказывает про себя: "Когда мне бывает скверно на душе, я надеваю наушники и слушаю песни В.Цоя. Я знаю все его песни наизусть, у не­го - правдивые и искренние слова. Песни В.Цоя всегда меня поддерживают".

Никита И., ученик Х класса: "Да, бывает, наваливается тоска. Тогда я иду с ребята­ми играть в футбол. Побегаем 2-3 часа, покричим, голы позабиваем - прихожу домой в прекрасном настроении".

Для поддержания активного тонуса и преодоления депрессии девушки слушают спокойную музыку, готовят вкусную еду ("люб­лю вкусно поесть"), встречаются с подругами и беседуют на лич­ные темы, занимаются с младшими братьями и сестрами, шьют и вяжут, смотрят телевизор, возятся с домашними животными.

Лена С., ученица Х класса: "Когда мне бывает плохо, я сажусь в кресло и беру на ру­ки нашу кошку Нюшу. Смотрю телевизор и глажу кошку. Успокаиваюсь»'.

Вика Ю., ученица Х класса: "Как только становится грустно, иду гулять по магази­нам. Люблю рассматривать разную одежду, украшения, косметику. Обязательно себе что-то куплю, пусть недорогую губную помаду или какую-нибудь мелоч^'.

В ходе консультации важно сделать акцент на том факте, что именно обычные, житейские занятия, которые нравятся девушке или юноше, и приносят им эмоциональное удовлетворение, успо­коение и разрядку, способствуют снятию глубоких депрессивных состояний. Важно, чтобы молодые люди не раскисли, не опусти­ли покорно голову перед "черной непрошеной гостьей", а просто занялись любимым делом, увлечением, хобби, отдохнули и рас­слабились. Но что же психолог может конкретно посоветовать?

Не впадать в отчаяние. Внутренние состояния человека из­менчивы, депрессия рано или поздно проходит и наступает радостное, бодрое настроение. Необходимо всегда верить, что депрессия обязательно пройдет.

Постараться понять, в чем причина плохого настроения. Может быть, это затяжной конфликт со значимыми людьми, 84


нерешенная личная проблема, переутомление или хрониче­ский стресс. В такой ситуации необходимо устранить или хотя бы уменьшить влияние основной травмирующей причины или попытаться изменить собственное отношение к проблеме, снизив ее значимость для себя ("А мне это и не надо", "Пусть будет то, что будет", "Об этом я подумаю завтра").

Часто причиной депрессии выступает время года. Для мно­гих, например, весна - самый тяжелый период в психологиче­ском отношении. В это время не надо переутомляться, нава­ливать на себя кучу дел. Больше пользы принесет забота о своем здоровье: усиленный прием витаминов, свежий воздух, регулярный и полноценный сон.

Не следует зацикливаться на своих переживаниях, выпа­дать из привычного ритма жизни, но и не переутомляться.

В минуты мрачных настроений полезно вспомнить, что ра­достного и приятного было в вашей жизни, восстановить в во­ображении счастливые ситуации до мельчайших деталей, по­стараться снова пережить приятные эмоции.

В общении со знакомыми и друзьями необходимо предпо­честь нейтральные темы, не "пережевывать" свои проблемы: этим вы усилите свое негативное состояние.

И главное - в период депрессии не принимать важных ре­шений. В это время многое воспринимается в искаженном свете, и человек может что-то отчаянно сделать или совер­шить поступок сгоряча, о котором потом жалеет и испытыва­ет чувства раскаяния или вины.

Как преодолеть неуверенность в себе, скованность и зажатость? - вопросы подростков и старшеклассников к психологу-консультанту

Жизнь, как видно, не дается никому из нас легко. Ну что ж, надо иметь настойчивость, а главное - уверенность в себе. Надо верить, что ты на что-то годен и этого "что-то" нужно достичь во что бы то ни стало, Мария Кюри, физик

В школе широко распространены обращения подростков и осо­бенно старшеклассников к психологу с вопросами о том, как стать уверенным в себе, преодолеть застенчивость и скован­ность. Страхи показаться смешным в глазах ровесников, несо-

85


стоятельным и неуспешным в той или иной ситуации, мучают большинство подростков, юношей и девушек.

И это не случайно: подростковый и ранний юношеский период в жизни молодого человека - это время социального и личностно­го самоопределения и самоутверждения. От того, насколько ров­но и стабильно молодые люди переживают данный период, зави­сит формирование их самооценки, что, безусловно, сказывается на их будущих профессиональных достижениях, поведении в кри­тических и жизненных ситуациях, умении достичь гармонии и взаимопонимания в личной жизни. Молодой человек в этот пери­од находится как бы на разрыве, между двух полюсов: мощного стремления к самоутверждению, актуализации своего "я", прояв­лению сильных и ярких сторон своей натуры - и болезненного са­моуничижения, страха перед возможными поражениями, неверия в свои возможности.

Вот как писал об этом периоде Юрий Трифонов: "Что сказать о начале? Может быть, просто вспомнить? Какое-то самомучительство, глухота, немота, неверие, подо­зрительность... Неверие, подозрительность к себе. А вдруг я не тот, за кого себя вы­даю? Ведь я твержу себе днем и ночью, вижу во сне, будто я - ну, не гений, скажем, но одаренная личность... Без тайного фанфаронства начала не бывает.

Со стороны не видно, никто не догадывается. Но я-то знаю, что думаю о себе. И -ужасаюсь своим мыслям. Ничего ведь еще не сделано, не напечатано, да и не написа­но даже, и тем не менее где-то внутри неиссякаемо бьет фонтанчик "Я! Я! Я! Я!"

Ну, что, собственно, я?.. И однако фонтанчик бьет: "Я! Я! Я!"... Только в начале бы­вает такое гнетущее ощущение собственной бездарности и такое сказочное упоение собственным творчеством" *.

Неудержимое стремление проявить себя и в то же время бо­лезненная неуверенность в себе присутствуют практически во всех сферах жизни молодых людей: в учебе, поиске будущей про­фессии, взаимодействиях со сверстниками и взрослыми. Доволь­но часто юноша может уверенно чувствовать себя в спортивном зале и испытывать мучительную неуверенность в общении с людьми. Может быть и так, что девушка, отличающаяся хороши­ми успехами в учебе, имеет острый комплекс неполноценности по поводу своих внешних женских качеств.

От каких основных причин зависит формирование заниженной самооценки у подростков и старшеклассников? Чаще всего это либо врожденная сверхтревожность и застенчивость (высокий

'Трифонов Ю. Из дневников //Экран. 1977. № 3. 86


уровень возбудимости, чувствительности и энергетики сочетает­ся с выраженной замкнутостью и необщительностью), либо при­обретенная внутренняя скованность в следующих ситуациях.

В семье. Один из родителей или оба - властны, доминантны, авторитарны. Зона особого психологического риска находится во взаимоотношениях сильной, доминантной матери и сына в не­полной семье. В восьми случаях из десяти юноша, воспитанный властной матерью, инфантилен, зависим, слаб, неуравновешен, не умеет постоять за себя и неуверен в себе*. По мере взросле-ния "маменькин сыночек" имеет выбор в основном из двух жиз­ненных путей: либо остаться психологически зависимым от ма­тери практически на всю жизнь, либо начать борьбу за собствен­ную самостоятельность и независимость. И в том и в другом слу­чае молодой человек нуждается в помощи квалифицированного психолога*.

Девушка проявляет себя в семье более гибко, однако и здесь наблюдается определенная тенденция: на развитие положитель­ной самооценки у девушки влияет отношение к ней отца. Если отец эмоционально принимает дочь, поддерживает ее, одобряет ее поведение в целом - девушка становится жизнерадостной, уверенной в себе, оптимистичной. И, наоборот, невнимание отца, его эмоциональная холодность к дочери формируют ее тревож­ной, неуверенной, скованной и застенчивой.

В школе. Во многих случаях успешное развитие положитель­ной самооценки у учащихся зависит от того, как к ним относилась первая учительница, а также от занимаемого ими места в социо-метрической структуре коллектива одноклассников. Уверенные в себе и активные ребята - это те, к кому в свое время положитель­но отнеслась первая учительница, и кто смог стать лидером в ре­ферентной группе. Неуверенные в себе, скованные и зажатые -это школьники, кого по тем или иным причинам "не переносила" их первая учительница и кто попал в позицию "отверженных" в классе**.

' См.: Маменькин сыночек//Арнольд О. Заслужи себе счастье. - М„ "Селена", 1994. С. 164-170; Варга А. "Как быть плохой матерью" //Семья и школа. 1993. № 4. " Зимбардо Ф. Застенчивость. - М., "Педагогика", 1991; Джеймс М., Джон-гвард Д. Рожденные выигрывать. - М., "Прогресс", 1993; Шостром Э. Анти-Карне ги или человек-манипулятор. - Минск, "Полифакт". 1992.

87



Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.