Применение психодиагностических методик при консультировании подростков и старшеклассн — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Применение психодиагностических методик при консультировании подростков и старшеклассн

2020-05-06 113
Применение психодиагностических методик при консультировании подростков и старшеклассн 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методика "Самохарактеристика" позволяет выявить ные отношения подростка или старшего школьника \ бе и значимым людям.

Инструкция: предъявляются 20 позиций, которь местоимения "я". Ученик должен написать по к


Самооценка производится в 10-балльной системе. Профиль полученной самооценки вычерчивается графически на бланке методики (см.схему 4). Методика довольно проста в применении и обработке. В среднем подросток или старшеклассник заполня­ет ее в течение 10-15 минут. Схема 4

Бланк методики полярных профилей


  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  
вспыльчивый                     сдержанный
лицемерный                     искренний
пессимист                     оптимист
тревожный                     спокойный
разбросанный                     целеустремленный
замкнутый                     общительный
легкомысленный                     серьезный
возбудимый                     уравновешенный
уступчивый                     принципиальный
"выскочка"                     скромный
безвольный                     волевой
глупый                     умный
агрессивный                     миролюбивый
ранимый                     невозмутимый
грубоватый                     тактичный
ленивый                     трудолюбивый
черствый                     добрый
пассивный                     активный
самовлюбленный                     самокритичный

 


Предметом обсуждения на консультации становятся следую­щие вопросы:

- какие качества клиент оценивает либо предельно низко (на 1-2 балла), либо предельно высоко (на 9-10 баллов);

- как он сам объясняет свою самооценку, проставленную в "крайних" баллах (приводит для подтверждения примеры из соб­ственной жизни, ссылается на авторитетное для него мнение взрослого или значимого другого, предполагает данную само­оценку интуитивно, без аргументации); - какие свои качества клиент затрудняется оценить и почему. На этом же бланке методики консультант может произвести оценку своего клиента по выделенным параметрам, а затем ор­ганизовать диалог по сравнению полученных самооценки клиен­та и оценки психолога. Наиболее информативны те моменты ме­тодики, в которых мнения клиента и консультанта принципиально расходятся.


ределение самого себя: "Я -...". Среднее время выполнения ме­тодики -15 минут.

Пример использования методики "Самохарактеристика" На одной из консультаций наша пациентка ученица XI класса Маша К. выполнила за­дание следующим образом:

1. Я Маша.                      11 • Я равнодушная.

2. Я очень красивая.               12- Я не люблю оставаться одна дома.

3. Я, в общем-то, хорошо учусь.      13. Я не люблю своего брата Юрку.

4. Я занимаюсь музыкой.           14. Я хочу хорошо одеваться

5. Я люблю, когда я нравлюсь.      15. Я слишком толстая.

6. Я иногда думаю, что люди все плохие. 16. Я не люблю ходить в школу.

7. Я плохая дочь.                   17. Я не уверена в себе.

8. Я люблю маму, а она меня-нет.   18. Я всегда чего-то боюсь.

9. Я всегда боюсь сказать глупость.  19. Я не хочу больше ничего отвечать.

10. Я ленивая.                       20. Я никто.

Ситуация Маши К.

Девушка выглядит внешне благополучной: она хорошо одевается, следит за собой. активна, общительна, неплохо учится.

Однако при повторной консультации выяснилось, что внешне демонстрируемое по­ведение Маши и ее внутреннее состояние психологически различны, а именно: Маша стремится больше общаться с матерью, но мать не принимает дочь, часто ее критику­ет, ругает за незначительные проступки. Очевидно, критическое отношение матери формирует сниженную самооценку девушки, что проявляется в ее ответах в пп. 7,8,9,10,11,15,17,18. Маша находится в нестабильном, тревожном состоянии, часто пе­реживает различные страхи (пп. 12,17,18). Неблагополучны взаимоотношения с братом (П.1Э), поскольку мать подчеркнуто внимательна к брату и холодна к дочери (у матери второй брак, сын ' от второго брака). В определенной степени Маша отгорожена ком­муникативным барьером от внешнего мира (пп. 13,16,19). И конечно же. необходимо специально проанализировать последний ответ девушки (п. 20): высокая степень не­уверенности в себе вплоть до самоуничижения.

Разумеется, результаты, полученные при помощи методики "Самохарактеристика", должны быть уточнены и углублены в ходе последующих консультационных бесед.

Методика полярных профилей рекомендуется в тех ситуациях, когда необходимо оперативно выявить уровень самооценки под­ростка или старшеклассника. Кроме этого, заполнение бланка методики связано с осуществлением клиентом анализа своих собственных личностных и интеллектуальных качеств, активиза­цией его размышлений о самом себе, а также беседы со взрос­лым о своих достоинствах и недостатках.


Методика "Нарисуй свое настроение". В некоторых случаях на консультации психологу необходимо получить данные о том, в ка­ком настроении находится его клиент. Особенно полезной эта методика может быть тогда, когда подросток или старшекласс­ник не вступают в общение с психологом, скованны и зажаты.

Психолог обращается к своему клиенту со следующими слова­ми: "Возьми, пожалуйста, цветные карандаши и чистый лист бу­маги. Расслабленно, левой рукой нарисуй абстрактный сюжет -линии, цветовые пятна, фигуры. Попробуй при этом полностью погрузиться в свое настроение, выбрать цвет и линии так, как те­бе больше хочется, в полном соответствии со своим настроени­ем. Представь, что ты переносишь свое настроение на бумагу! Когда закончишь рисунок, на обратной стороне листа напиши 5-7 слов, отражающих твое настроение и как бы иллюстрирующих твой рисунок. Когда будешь писать слова, долго не думай, необ­ходимо, чтобы твои слова возникали спонтанно, как бы без осо­бого контроля с твоей стороны".

Мы приводим здесь два рисунка старшеклассниц Лены В. (рис. 38) и Кати 3. (рис. 39) На рисунке Лены отражено ее хорошее, ра­достное настроение, которое она проиллюстрировала следующи­ми словами: "солнце, мир, единство, восторг, счастье, сущее, со­вершенство". Рисунок Кати, напротив, отражает ее подавленное, депрессивное состояние. Слова, которые девушка написала в ка­честве сопровождения к рисунку: "депрессия, лень, тормозит, об­волакивание, ступор, апатия, сонность, безволие, подавлен­ность".

После выполнения задания консультант начинает беседу, опи­раясь на рисунок своего клиента. Психолог задает следующие во­просы: "Опиши мне, пожалуйста, свой рисунок", "Тебе самому (са­мой) нравится такой рисунок?", "Если не нравится, то почему?", "В каком месте листа ты мог бы (могла бы) поместить свое "я", т.е. самое себя?" При анализе рисунка, отражающего плохое на­строение, консультант стремится выделить позитивное его со­держание (светлые или яркие пятна, свободные линии, наличие незаполненных мест и др.).



Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.