Элементы психотерапии в консультировании подростков и старшеклассников — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Элементы психотерапии в консультировании подростков и старшеклассников

2020-05-06 156
Элементы психотерапии в консультировании подростков и старшеклассников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Способность справиться с напряжением в течение нескольких минут и даже секунд - это основное условие эмоционального выжи­вания и физического здоровья. Кристиан Шрайнер, психотерапевт".

Довольно часто к психологу обращаются учащиеся, учителя и родители с проблемами, требующими психотерапевтической по­мощи. К ним относятся: конфликты в межличностных отношени­ях, экстремальные и кризисные ситуации, поиски способов разре­шения острых личных проблем. Приходящие на консультацию клиенты, как правило, находятся в напряженном, депрессивном и тревожном состояниях. В таких случаях в ходе консультации пси­холог обязан "поработать над состоянием" своего клиента: успо­коить его, снять внутреннее напряжение, выявить его возможно­сти более оптимистичного взгляда на жизненную ситуацию.

Молодые люди испытывают потребность в психотерапевтиче­ской помощи относительно трех основных групп проблем: неуме­ния владеть собой и сдерживать свои агрессивные эмоции, не­способности справиться с переживанием депрессивных состоя­ний, стремления избавиться от неуверенности в себе, скованно­сти и зажатости. Ситуация Дмитрия Н.

На консультацию к психологу обратился старшеклассник Дмитрий Н. Он рассказал, что периодически у него возникают состояния внутренней напряженности и агрессии, при которых он не может затормозить самого себя. В эти периоды ему хочется что-то ломать, быть сверхактивным, и он не может сдержать себя.

Юноша стремится бороться со своими проблемами, но часто испытывает неудачу. Возникающие у него внутренние состояния напряжения прорываются наружу, и он без всякого повода может нагрубить матери, учительнице, совершить асоциальный посту­пок. После таких действий испытывает чувство стыда, вины и раскаяния.

Первая консультация имела две фазы. На первой фазе психо­лог и Дима обсуждали конкретные ситуации, в которых у юноши возникали состояния внутреннего напряжения и агрессии. Было выявлено, что чаще всего такие состояния юноша переживал по­сле переутомления, недосыпания и астенизации. Первая группа рекомендаций, высказанных психологом, содержала советы еле-

* Шрайнер К. Как снять стресс, или 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 ми­нуты. - М., "Прогресс-универс", 1993.

80


дить за своим здоровьем и не допускать моментов переутомле­ния.

На второй фазе консультации психолог провел непродолжи­тельный релаксационный сеанс. Были опробованы психотехниче­ские упражнения "Фокусировка", "Пресс".

Упражнение "Фокусировка"

Необходимо удобно расположиться в кресле или на стуле. От­давая самому себе команды, следует сосредоточить внимание на определенном участке своего тела и почувствовать его тепло. Например, по команде "Тело!" надо сосредоточиться на своем те­ле, по команде "Рука!" - на правой руке, "Кисть!" - на кисти правой руки, "Палец!" - на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде "Кончик пальца!" - на кончике указательного пальца правой руки. Команды самому себе следует подавать с интерва­лами 10-12 секунд. Общая продолжительность упражнения - 5-7 минут.

Упражнение "Пресс"

Упражнение способствует нейтрализации и подавлению отри­цательных эмоций гнева, раздражения, агрессии.

Упражнение состоит в следующих действиях. Молодой чело­век представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя и вытесняя возникаю­щую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связан­ное с нею. При выполнении упражнения следует добиться отчет­ливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, пода­вляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательную отри­цательную эмоцию и энергию, которую она с собой несет.

"Заземление" отрицательной энергии выполняется 3-4 раза. Общая продолжительность упражнения - 5-7 минут.

После каждого упражнения проводилось обсуждение его эф­фективности: насколько оно было положительно воспринято кли­ентом, показалось ли оно ему полезным и удобным, какие ощуще­ния он испытывал, снизилось ли внутреннее напряжение.

Психолог высказал пожелание, чтобы в житейских практиче­ских ситуациях, при возникновении напряженных состояний, мо­лодой человек пользовался психотехническими упражнениями, и

81 6-6763


обсудил с клиентом основные условия, способствующие успеш­ности их применения.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.