Глава 47. От «встречи тысячелетия» к «торжествам 500-летия» — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Глава 47. От «встречи тысячелетия» к «торжествам 500-летия»

2020-04-03 143
Глава 47. От «встречи тысячелетия» к «торжествам 500-летия» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Особая забота понтифика на пути создания «универсальной церкви» — это воссоединение с протестантами — англиканами, лютеранами и другими евангеликами (евангельскими христианами), к которым относятся баптисты, методисты, харизматики, меннониты, пятидесятники и другие. Как мы уже указывали, Франциск считает, что Реформация закончилась в 1999 году с подписанием подготовленной Лютеранско-католической комиссией по единству Декларации о доктрине оправдания между Католической церковью и Всемирной лютеранской федерацией, положившей конец взаимному осуждению. В 2006 году Всемирный методистский совет также принял этот документ. После неё было разрешено служение совместной католическо-лютеранской литургии, при которых священники одной «церкви» произносят слова пресуществления над хлебом, а священник другой — над чашей.

Сам Франциск в бытность свою архиепископом Аргентины завязал крепкую дружбу с евангеликами, участвуя в их молитвенных собраниях. Встретив в Буэнос-Айресе южноафриканского пастора харизмата Тони Палмера британского происхождения, он стал его «духовным отцом», отговаривая при этом становиться католиком, чтобы тот служил «строителем мостов» между католиками и евангеликами. Став папой, Франциск, ориентируясь на личные связи, назначил Палмера «Апостольским представителем по христианскому единству». А последний, выступив на Конференции евангелических служителей в Техасе, заявил, что «протест Лютера закончился» и показал видеозапись с Франциском, на которой тот назвал Палмера «братом-еписко-пом» и провозгласил, что «чудо единства началось». После чего состоялась встреча евангеликов с папой в Ватикане. После гибели Палмера Франциск стал первым папой, посетившим «церковь пятидесятников», принеся извинения за преследования движения в Италии со стороны Католической церкви. Затем он попросил прощения у старейшей евангелической общины — вальденсов.

Препятствием для полного полного единения с евангеликами является то, что они не имеют единого авторитетного органа и представлены различными направлениями, многие из которых не заинтересованы в единстве с католиками, рассматривая их как «суперцерковь». Поэтому Франциск ведёт себя крайне осторожно и толерантно, стараясь общаться с ними на равных и используя такие понятия, как «примирённое разнообразие» и «единство без единообразия». Возможно, он предложит им персональный ординариат, как у англикан, перешедших под омофор папы, но сохранивших свои обряд и иерархию, либо «евангелический апостолат», который позволил бы им развивать их стиль богослужения. Возможен также вариант монашеских общин по примеру американского певца и автора песен Джона Майкла Талбота, руководящего неофициальной монашеской общиной «евангелических католиков». В любом случае, как пишет один из наблюдателей, понтифик «поощряет католиков становиться в большей степени евангелическими в изначальном смысле этого слова… Благодаря Франциску и католическому движению харизматического обновления верующие, скорее всего, к концу этого века будут выглядеть в значительной степени больше евангеликами, чем это было в начале века. А вот станут ли евангелики большими католиками — это ещё предстоит выяснить»[1156].

 

 

Архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби «благословляет» папу Франциска

 

После избрания папой понтифик поспешил встретиться и с духовным главой англикан — архиепископом Кентерберийским Джастином Уэлби, который не присутствовал на интронизации Франциска из-за того, что участвовал в своей собственной (21 марта 2013 г.). Примас «Англиканской епископальной церкви» прибыл с супругой в Ватикан в июне 2013 года, где папа Франциск приветствовал его «не как гостя или чужеземца, но как соотечественника Божьей семьи». После тёплой встречи и совместной молитвы в ватиканской часовне Святой Мессы, религиозные лидеры обсудили проблему преодоления растущей пропасти между бедными и богатыми, которое требует, по мнению архиепископа Уэлби, «хороших банков», что соответствует и католической социальной доктрине, почитателем которой является глава англикан. «Братское» сближение между Франциском и Уэлби зашло так далеко, что в ходе второго визита последнего в Ватикан в июне 2014 г. папа Франциск взял у него благословение.

Главную же надежду на решительный поворот в отношениях с протестантами Франциск связывает с 500-летием начала Реформации, которое будут отмечать 31 октября 2017 года («День Реформации») и которое он рассматривает как прекрасную возможность признать протестантские общины «истинными церквами», а протестантов — «истинными христианами», а не «разделёнными братьями». Более того, как проговорился профессор Христианской баптистской семинарии в Луисвиле Грег Элисон, посетовавший на остающиеся между ними с католиками различия, понтифик намерен объявить об окончании Реформации, удалить все анафемы, и, таким образом, Реформацию можно будет считать законченной и не считать Лютера еретиком.

В целях подготовки к этому событию ещё в июне 2013 г. было принято решение о совместном праздновании 500-летия Реформации, что было сделано по случаю опубликования Всемирной лютеранской федерацией и Ватиканом 90-страничного документа «От конфликта к общению. Совместное лютеранско-католическое воспоминание Реформации в 2017 году», в котором они установили взаимную ответственность за произошедший раскол. После этого команда Бергольо стала серьёзно готовиться к юбилею.

 

 

Папа Франциск у статуи Мартину Лютеру во время генеральной аудиенции 13 октября 2016 г.

 

В октябре 2016 г. в интервью, опубликованном в иезуитском журнале Civilta Cattolica, Франциск заявил, что католики могут многому научиться у Мартина Лютера, так как тот «сделал большой шаг к тому, чтобы передать Слово Божие в руки людей». Лютер, по его словам, намеревался реформировать «сложную ситуацию» в церкви, но из-за политических соображений его усилия вызвали «состояние разделения, а не процесс реформы всей Церкви» [1157]. То есть, он дал понять, что Лютер всё делал правильно, и его дело необходимо продолжить. То, что Лютер стремился к «обновлению церкви», а не к её разделению, Франциск повторил позже и на встрече с экуменической делегацией из Финляндии, когда, призвав к искреннему покаянию за проступки и к дальнейшему сближению в вопросах богословия и этики, он подчеркнул, что в совместном свидетельстве они «как христиане больше не разделены, а соединены» и находятся «на пути к полноте общения».

В подтверждение этого Ватикан выработал совместные рекомендации в отношении празднования, нашедшие отражение в буклете «Общая молитва» («Common Prayer»), в котором содержится чинопоследование экуменической службы, а также тексты молитв и гимнов, темы для проповедей, которые надлежит произносить в этот день католическим священнослужителям и протестантским пасторам (текст разослан всем епископским конференциям).[1158]. Многие опасаются, что и созданная Комиссия по ревизии инструкции Liturgiam authenticam, устанавливающей критерии переводов литургических текстов с латыни на современные языки, пересмотрит тексты Мессы ординарной формы римского обряда с целью максимального приближения к лютеранскому и англиканскому богослужению.

Непосредственной репетицией события стала вечерня в церкви святых Андрея и Григория на римском холме Целий в октябре 2016 г., которую папа римский отслужил вместе с архиепископом Кентерберийским Джастином Уэлби, после чего ими была подписана декларация о совместной «экуменической миссии» в отношении бедных и о признании друг друга «братьями и сестрами во Христе».

За этим последовал папский визит в Швецию для открытия празднования 500-летия Реформации, в ходе которого понтифик принял участие в экуменическом богослужении с лютеранскими священнослужителями в соборе в городе Лунде. Этим «форумом в Лунде» было положено начало торжествам[1159]. Встретившись здесь со шведской королевской семьёй, понтифик принял участие в экуменическом богослужении с лютеранскими священнослужителями в соборе города Лунда, которое кроме Франциска возглавили президент Всемирной лютеранской федерации епископ Муниб Юнан и её генеральный секретарь Мартин Юнге. Богослужение прошло на основе пособия «Общая молитва». Итогом визита стало подписание совместной Декларации об улучшении отношений путём диалога и совместной работы над разрешением конфликтов, приёмом беженцев и заботой о планете[1160]. Вопросы о нравственности и о разрешении на однополые браки в Швеции они обошли.

 

 

Католическо-лютеранская экуменическая молитва в кафедральном соборе Лунда

 

При этом папа отклонил жалобы некоторых католиков, посчитавших этот визит отказом от католицизма, заявив:

«Вы не можете быть католиками и сектантами одновременно… Прозелитизм является греховным отношением»[1161].

 

 

Папа Франциск принимает госпожу Антье Якелен — евангелическо-лютеранского «архиепископа» Уппсалы из Швеции

 

На подмогу ему пришёл кардинал Кох, рассказавший на страницах L’Osservatore Romano, что католикам и лютеранам есть чему поучиться друг у друга для обогащения собственной веры. По мнению Коха, публикация тезисов Лютера «не должна рассматриваться в качестве начала Реформации, приведшей к разрушению Церкви», а сами тезисы не являются» революционным документом». Лютер мечтал об «обновлении всего христианского духа в Евангелии», о глубокой реформе Церкви, а то, что эта идея не реализовалась, связано с политическими факторами. Поскольку же истинной целью реформы было «восстановление Вселенской Церкви», её разделение должно считаться не положительным результатом Реформации, а проявлением временного поражения. Видимо, именно это поражение и должен преодолеть Св. Престол. И кардинал Кох определил юбилей как «приглашение вернуться к первоначальной озабоченности Мартина Лютера» в свете трёх аспектов: благодарность за развитие «диалога» и его плоды; взаимное признание грехов и покаяние; возникшая надежда, что «совместное воспоминание феномена Реформации позволит сделать следующие шаги к единству»[1162].

Наконец, 26 февраля 2017 года Франциск стал вторым после Иоанна Павла II папой, посетившим Англиканский собор, и первым, посетившим его именно в Риме (церковь Всех Святых). Произошло это по поводу 200-летия присутствия англиканской общины в Риме. Здесь папа совершил совместную молитву с главой «Англиканской церкви в Европе» Робертом Иннесом и прочитал проповедь, призвав искать единства через «диалог, корни и таинства». А 13 марта 2017 года было проведено первое в истории англиканское богослужение в Соборе св. Петра. Его провёл представитель архиепископа Кентерберийского при Св. Престоле, директор Англиканского центра в Риме епископ Дэвид Моксон, а проповедь произнёс католический епископ из Англии Артур Роше, секретарь Конгрегации богослужения и дисциплины таинств.

 

 

Подписание Декларации об оправдании верой главой Всемирного сообщества реформированных церквей

 

Понтифик добился также успехов на пути сближения со Всемирным сообществом реформированных церквей (ВСРЦ), объединяющим 233 «церкви» (80 млн. человек) из 108 стран мира. Членом её, в частности, является Евангелическая церковь Германии, в которую входят лютеранские и реформатские земельные «церкви». 5 июля 2017 года в Виттенберге, где жил и работал Мартин Лютер, в присутствии католиков, лютеран, методистов, меннонитов, православных и представителей ВСЦ произошла торжественная церемония присоединения этой организации к Декларации о доктрине оправдания. Одновременно с этим ВСРЦ и Всемирная лютеранская федерация подписали Совместную декларацию по случаю 500-летия Реформации, в которой была высказана надежда на достижение подлинного единства[1163].

«Экуменический диалог» углубляется и в сфере богословия. Он осуществляется с помощью сотрудничества между Папским советом по содействию христианскому единству, богословским факультетом Григорианского университета и Немецким экуменическим институтом им. Иоганна Адама Мёлера. Очередным плодом его стал проведённый в конце февраля — начале марта 2017 г. международный симпозиум на тему «Лютер и Святые Таинства», в ходе которого участники обсудили «совместное прочтение подлинных текстов Мартина Лютера». А в июле того же года в Бонне в рамках всё тех же торжеств свою конференцию провёл и Международный совет христиан и иудеев (МСХИ), и называлась она: «Реформа, новое прочтение и обновление: «Мартин Лютер и 500 лет традиции и реформы в иудаизме и христианстве».[1164]

 

 

Английская королева на приёме в Кремле в 1994 г.

 

В интенсивный процесс единения с протестантами встроена сегодня и Православная церковь, и 500-летие Реформации рассматривается как крайне весомый повод для перехода на некий качественно новый уровень в «межхристианском диалоге» в целом. Почему так и торопились и со встречей в Гаване, и с Критским собором, и с решением вопроса о «соборности и первенстве» — надо успеть подготовить соответствующую богословскую базу для слияния.

В эту программу вписывается и визит Московского патриарха Кирилла в Великобританию по случаю 300-летия присутствия Русской церкви на Британских островах, состоявшийся 15–18 октября 2016 года[1165]. На богослужении, которое патриарх Кирилл провёл в Успенском кафедральном соборе в Лондоне, присутствовали представители Католической, армянской, коптской «церквей», члены английского парламента, англиканские лидеры архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби и епископ Лондонский Ричард Чартрес, а также принц Майкл Кентский — двоюродный брат британской королевы Елизаветы II, являющийся кроме прочего высокопоставленным членом «Великой ложи мастеров масонов метки» и «Провинциальной великой ложи Миддлсекса». С последним патриарх провёл отдельную беседу в алтаре Собора, сказав от лица своей паствы:

— «Вас очень любят в России». По словам патриарха, присутствие принца на богослужении в русском храме и его доброе отношение к России свидетельствуют о том, что глубокие многовековые исторические связи между народами России и Англии не могут поколебать никакие текущие политические обстоятельства. Отдельно на богослужении было пропето «многая лета» английской королеве, являющейся светским главой «Англиканской епископальной церкви» (Англиканского сообщества)[1166]. Позже состоялась встреча патриарха с Елизаветой II. Это была не первая встреча Московского патриарха и королевы — такая состоялась в Москве в 1994 году, но в данном случае важен контекст, в котором всё это происходило. Встретился патриарх отдельно и с архиепископом Джастином Уэлби.

 

 

Патриарх Кирилл на встрече с архиепископом Кентерберийским Джастином Уэлби

 

Хотя раньше руководство РПЦ выступало за ограничение контактов с англиканами из-за их либерального отношения к однополым бракам, священникам нетрадиционной ориентации и разрешению рукоположения женщин в пресвитеры и епископы, на этот раз об этом никто не вспоминал[1167]. Более того, говоря о «достаточно обширной платформе для диалога», пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков заявил, что он «строится на темах сохранения традиционного взгляда на христианство, и тех вызовах, которые сейчас ставит агрессивное секулярное общество». То есть косвенно он признал, что аморальные новшества англикан соответствуют «традиционным взглядам». Показательно, что на других встречах Московского патриарха с англиканами присутствовали и представители Католической церкви, а некоторые российские комментаторы даже пожалели, что патриарх не встретился с главой Католической церкви в Англии и Уэльсе Винсентом Николсом.

И опять, как и с Гаванской встречей, единение с еретиками, признающими нормой откровенные извращения, обосновываются политической целесообразностью. Политический характер события выделил и архиепископ Джастин Уэлби в своём комментарии: «Я абсолютно уверен, что у Бога есть возможность улучшить отношения между Англией и Россией». Подчеркнул это и патриарх: «Уверен, что взаимодействие Русской православной церкви и христианских сообществ Англии призвано внести существенный вклад, в том числе и в развитие отношений между нашими странами и народами. Если вы меня спросите, почему я сегодня приехал в Англию, я скажу: конечно, для того, чтобы праздновать юбилей, но и для того, чтобы протянуть руку дружбы английскому народу, Англиканской церкви, чтобы ещё раз подчеркнуть значение религиозного фактора, в том числе и в международных отношениях»[1168].

Но эти встречи — лишь поверхностная часть общего «межхристианского диалога». Главное единение происходит, как и с католиками, на другом — богословском уровне. Уже несколько лет так же тихо, как и подготовка нового Катехизиса и нового типикона РПЦ, осуществляется «межхристианское сотрудничество» в деле изучения и толкования Библии. Об этом рассказал один из участников VII Международного симпозиума исследователей Нового Завета, состоявшегося в Москве 25 сентября — 1 октября 2016 года: «Сейчас в России проходит немало конференций по библеистике и смежным областям знания с участием учёных из Европы и США. Однако данный Симпозиум отличается тем, что главным его организатором выступает не российская институция, а крупная международная организация, то есть Конференция проходит совсем на другом уровне; она имеет не локальное, а общемировое значение».

Речь идёт об Обществе исследователей Нового Завета, которое объединяет большое количество активно действующих учёных из Европы, США и Канады. Каждые несколько лет под его эгидой созываются масштабные конференции, которые проводятся в разных странах. «Одним из важных направлений деятельности Общества исследователей Нового Завета является взаимодействие с учёными стран Восточной Европы. Взаимодействие происходит на разных уровнях — от личных контактов до создания библиотек и поддержки факультетов. Именно развитие библеистики в России является основной целью предстоящего Симпозиума… Активную роль в организации взяла на себя Общецерковная аспирантура и докторантура. Это отличие показательно и очень важно, поскольку демонстрирует заинтересованность нашей Церкви в развитии отечественной библеистики, в диалоге с западными партнёрами, готовность участвовать в научных мероприятиях на межконфессиональном уровне».

 

 

Научно-практическая конференция, посвящённая 140-летию Синодального перевода Библии на русский язык

 

На Симпозиум съехалось более 50 учёных из России, Европы, США и Австралии, среди которых были такие ключевые, как указано в сообщении, для современной новозаветной науки фигуры, как Ричард Барридж (декан Королевского колледжа в Лондоне), Джоэль Маркус (профессор Нового Завета университета Дьюка в США, автор комментария на Евангелие от Марка, вышедшего в серии, и нескольких монографий, посвящённых этому Евангелию), Франсис Ватсон (профессор Нового Завета Даремского университета в Англии), Тобиас Никлас (специалист по неканоническим евангелиям, соавтор критического издания фрагментов неканонических евангелий)[1169].

Не прошло и несколько дней после этого события, как в Москве, в Общественной палате РФ, состоялась научно-практическая конференция, посвящённая 140-летию Синодального перевода Библии на русский язык, организатором которой выступил Христианский межконфессиональный консультативный комитет (ХММК), объединяющий «традиционные христианские конфессии» России, стран СНГ и Балтии. В её рамках состоялась презентация книги «Современная библеистика и предание Церкви», подготовленной Общецерковной аспирантурой и докторантурой им. Св. Кирилла и Мефодия под редакцией митрополита Илариона. А выступивший здесь сам митрополит Иларион заявил о возможной редакции нынешнего текста Библии: «Мне думается, что замахиваться на полный новый перевод Библии сегодня не следует, но можно было бы подготовить отредактированное издание Синодального перевода, в котором наиболее очевидные неточности были бы исправлены. Понятно, что для такой редакции Синодального перевода необходима группа компетентных специалистов в области библеистики. Очевидно также, что новая редакция перевода должна получить одобрение церковной власти. Синодальный перевод не является «священной коровой», к которой нельзя прикасаться. Неточности этого перевода очевидны и достаточно многочисленны»[1170].

 

 

Рабочие будни женского священства лютеранского кафедрального собора свв. Петра и Павла в Москве

 

Учитывая, что подготовленные ОВЦС новые богословские кадры ориентируются на «передовых» западных теологов, можно предположить, что именно авторитет последних и будет определять содержание изменений.

А в каком направлении движется «передовая» библеистика, показали немецкие теологи. В январе 2017 года евангелисты, а вслед за ними и Католическая церковь Германии выпустили Библию в новой редакции с поправками на уважение к иудеям и на абсолютное «гендерное равноправие», в угоду женщинам-«священникам». В книге отредактировано 40 % текста, при этом теологи утверждают, что они лишь приблизились к первоисточникам. Теперь среди апостолов впервые появились женщины, а вопрос целомудренности девы Марии предоставлен на усмотрение верующих — им оставляют право выбрать удобное для них толкование. Что касается Ватикана, то он признал новый перевод немецкоязычной Библии официальным[1171].

В рамках всё того же «диалога» Россию приобщили и к подготовке празднования 500-летия Реформации, к которой наша страна не имеет никакого отношения. Открытие «юбилейного года» в России состоялось 31 октября 2016 г., сразу после «форума в Лунде», и произошло это в Москве в лютеранском кафедральном соборе свв. Петра и Павла, в котором, кстати, служит женщина-священник. Здесь была проведена II международная межрегиональная экуменическая конференция, организованная «Евангелическо-лютеранской церковью» России. На ней присутствовал представитель ОВЦС МП А.Дикарев, который в своём приветствии отметил, что «пророческий дар» Лютера и первых реформаторов сейчас становится «всё более очевидным, он нужен Церкви для её постоянного обновления под водительством Духа Святого». Дикарев также подчеркнул, что «именно в протестантской среде возникло движение в сторону восстановления христианского единства, получившее название экуменического», и что «плоды движения Реформации: сознание всеобщего священства верующих, распространение Св. Писания на национальных языках, веротерпимость и принцип свободы совести были восприняты» католической церковью, православной церковью и «всем цивилизованным миром». В том же духе были выдержаны выступления и других российских «богословов», отметивших значение протестантизма для возрождения новозаветных принципов в сфере труда, для понимания церкви как «общины верных», для нового прочтения апостола Павла, для развития российского образования и многого другого[1172].

 

 

Представитель ОВЦС А.Дикарев на богослужении в католическом кафедральном соборе Непорочного Зачатия в Москве

 

Прекрасно понимая, что обосновать необходимость отмечать юбилей Реформации с помощью религиозных доводов невозможно, его организаторы прибегли к помощи светских властей. Так в Москве в январе 2017 г. был создан оргкомитет (!) по проведению празднования в России 500-летия Реформации, в состав которого вошли руководители ряда протестантских «церквей» и общин, генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский и представители Администрации Президента России и правительства Москвы [1173].

Оргкомитет разработал обширную программу мероприятий из 93-х пунктов (с января по ноябрь 2017 г.), включающую совместные молитвы о единстве христиан, духовно-просветительские программы, всемирные дни молитвы, научно-практические и межконфессиональные конференции и круглые столы, театральные постановки и тематические вечера, выставки, молодёжные спектакли и флэшмобы, проектно-стратегические семинары, экуменические фестивали хоров, библейские семинары представителей разных конфессий в Москве, Омске, Казани, Пензе, Сыктывкаре, Санк-Петербурге, Абакане, Черногорске, Иркутске, Новосибирске, Владивостоке, Тюмени, Минусинске, Ярославле, Самаре, Волгограде, Калининграде, Перми, Березниках. Соликамске, Нижнем Новгороде, Выборге, Саратовской области и Красноярском крае[1174].

 

 

Н. Сванидзе на официальном открытии года 500-летия Реформации в России

 

Как заявил руководитель пресс-службы РОСХВЕ (Российского объединённого союза христиан веры евангельской), благодаря хорошей подаче со стороны СМИ важность культурно-исторического и экономического аспектов Реформации будет донесена до широкой аудитории, так как «это событие очень важно и должно отразиться в повестке дня всего общества».

После создания оргкомитета и разработки плана мероприятий в рамках «Недели молитв о единстве христиан» в конце января в Москве и Санкт-Петербурге прошли экуменические богослужения с участием протестантов, католиков и представителей РПЦ. В Санкт-Петербурге экуменическое богослужение (с участием РПЦ, католиков и лютеран) 20 января возглавил председатель Конференции католических епископов России, митрополит архиепархии Божией Матери с центром в Москве Паоло Пецци, а в Москве экуменические богослужения проходили в течение трёх дней в Католическом кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, в лютеранском кафедральном соборе св. Петра и Павла и в англиканской церкви св. Андрея. Присутствовавший на них уже упомянутый А.Дикарев вновь разразился откровенной речью, в которой, вспомнив об «исторической встрече» в Гаване, уже сравнил тех, кто выступает против экуменического «диалога», с противниками Христа — фарисеями и законниками: «Это голоса новых фарисеев, которые легко находят цитаты из святых Отцов, из канонов древней Церкви, которыми они жонглируют для того, чтобы доказать якобы невозможность для христиан общаться, а особенно молиться о восстановлении утраченного когда-то единства. Этим фарисеям неведома любовь Божия, неведома любовь к ближним, неведомо то дуновение Святого Духа, которое, верю, стоит у истоков движения, положившего начало движению молитвы о единстве христиан»[1175].

 

 

Протестантское «священство»

 

Так, руководство РПЦ стало своим для еретического сообщества, чей глава, по-иезуитски играя священными словами, осуществляя кощунство, всё более усыпляет совесть верующих: «Примирение — это дар Божий, который подразумевает жертву: подлинное примирение между христианами возможно, только если они откажутся от самореферентности и согласятся учиться друг у друга». Эту мысль папа Франциск высказал в проповеди на экуменическом богослужении Вечерни в Соборе св. Петра в праздник Обращения святого апостола Павла в 2017 году[1176].

22 марта 2017 г. в «Президент-Отеле» состоялось уже официальное открытие года Реформации, на котором присутствовали главы протестантских конфессий, представители католической церкви и РПЦ, государственные деятели, чиновники и гости из России и всего мира. Участвовали в нём, что показательно, и Михаил Швыдкой с Николаем Сванидзе, подчеркнувшие в своих выступлениях историческое значение этого события для мировой культуры и нравственного облика человечества. Так, Сванидзе назвал Реформацию «Великой октябрьской революцией 1517 г.», в результате которой «человек стал воспринимать себя как личность», и признал, что «огромная часть русской интеллигенции, осознавая себя православными, в значительной степени остаются протестантами тоже [по мироощущению]»[1177]. О том же говорил и руководитель секретариата по межхристианским отношениям ОВЦС Стефан Игумнов, подчеркнувший необходимость взаимодействия с протестантами в укреплении общих твёрдых нравственных позиций.

О нравственном реформаторском импульсе протестантизма говорилось и на представительных межконфессиональных конференциях, прошедших в Самаре, Омске, Москве (30 мая) и на других заседаниях. На одном из них представитель департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма Москвы А. Игнатенко заявил даже, что в идеале нравственные принципы Реформации «созвучны тому, чему стремится следовать всё российское общество» (!)[1178]. Главной темой обсуждения на конференциях стало здесь «восстановление христианского единства в соответствии с Евангелием», настолько значимого для экуменистов, что папский нунций в России Челестино Мильоре сделал такое заключение: «Сегодня нельзя быть христианином и не быть экуменистом».

Таким образом, мы видим, что празднование 500-летия Реформации в России превратили в активную пропаганду протестантской системы ценностей и образа жизни, используемую для более успешного встраивания РПЦ в «единую церковь» под началом иезуита Франциска. Превознося достижения Реформации в утверждении христианских нравственных начал, организаторы торжеств по-фарисейски умалчивают о тех извращениях христианского учения, которые допустили «великие реформаторы», дойдя в своих рассуждениях до признания кальвинистской идеи предопределения, разделившей человеческий род на «избранных» и «отверженных». Реформация привела к кровавым войнам и революциям в Европе, последствия которых она преодолевала в течение долгих лет, к утверждению антихристианской протестантской этики, оправдавшей ту самую жесточайшую систему эксплуатации, которая сегодня доведена до совершенства в виде тотального контроля глобальных элит над угнетённым человечеством. И этому, по А. Игнатенко, «стремится следовать всё российское общество»?

Особенно же цинично выглядят попытки представить протестантов в качестве хранителей традиционных христианских ценностей, ведь именно протестантизм настолько глубоко усвоил секулярный гуманизм и либеральное понимание прав и свобод человека, что стал совершенно безопасным для современной культуры, открыв шлюзы для моральной перестройки, приведшей к признанию женского священства, венчанию однополых пар, оправданию извращенцев и прочих инноваций.

Так что празднование 500-летие Реформации в России, став одним из реальных плодов встречи на Кубе, превратилось в эффективный инструмент «мягкой силы» в руках Запада, направленным на перестройку базовых ценностей русского человека, действенность чего обусловлена активным участием в этом процессе руководства РПЦ при открытой поддержке светских властей. На юридическом языке это называется «отделение церкви от государства»

Глава 48. «Учитель человечества… в глобальной перспективе»

Амбиции папства, как мы знаем, простираются не только на все религиозные сообщества, но и на всё человечество. Так что неудивительно, что Пьетро Ломбарди, будучи ещё главой пресс-службы Ватикана, в одном из своих интервью «Радио Ватикана» заявил: «Мне кажется, что растёт влияние папы как учителя человечества, Церкви и человечества, в глобальной перспективе… Он присутствует на глобальном горизонте и пользуется сегодня авторитетом в рассмотрении вопросов человечества и Церкви… Человечество смотрит на папу Франциска как на человека, который помогает ему сориентироваться, получить рекомендации в ситуации, которая является очень сложной. То есть это лидер, внушающий доверие, надёжный учитель… думающий о пути человечества в завтрашний день»[1179].

Действительно, если иезуитизм — это максимальное приспособление истины к меняющейся действительности, то Франциск на папском троне — это максимальное приспособление всего церковного института и учения к социальным, политическим, экономическим и идеологическим потребностям эпохи глобализации. Это хорошо показал профессор философии Маттео Д’Амико, назвав понтификат Франциска «революционным», а самого понтифика — «наиболее полным выражением», «финальным выходом» II Ватиканского собора в силу его умения «слышать требования верующих». Его революция заключается в том, что он довёл до самого конца разрушение догмы и изменение католической доктрины во имя «постоянно меняющегося пастырского служения», которое стремится «адаптировать догму и доктрину к современным нравам и обычаям нынешних народов, а не напоминать о незыблемых морали и догме, единственной Истине веры, пронизывающей любую жизнь любой эпохи». Это отказ от Истины, которой учит Церковь, ради постоянного сомнения, так как для папы Франциска «в христианине, который перестаёт признавать необходимость, чтобы его критиковали другие собеседники, есть что-то подозрительное», так как, по Франциску, «доктрина не есть закрытая система, которая не должна ставить вопросы и выдвигать сомнения». Его понтификат — это ошибочное, еретическое, фантасмагорическое учение, в котором «вера с протестантским привкусом» является сентиментальной, субъективной, на потребу каждого [1180].

Таковы же заключения католической публицистки Франчески де Виллясмундо, сделанные в конце 2016 года. Понтификат Франциска — это «три года всё более очевидной протестантизации Церкви, вышедшей из II Ватиканского собора, к великой радости мессианских глобалистов, масонов и других идеологов, которые мечтают и готовят приход великой мировой религии, смеси всех религиозных традиций во имя мира и человеческого братства, основанных на революционной троице — свободе, равенстве, братстве. Это будет пиком для этих сектантов, вдохновляемых дьяволом, а во главе его будет стоять человек в белом, для большей рельефности и для оказания большего влияния на управляемую толпу»[1181].

 

 

Кен Уилберн

 

Интересно, что Пьетро Ломбарди, говоря об осуществляемом Франциском обновлении церкви, отметил, что сам понтифик неоднократно признавался, что «отправлять Церковь в путь не означает, что он ясно представляет себе, каков конечный пункт, или какой сложный замысел будет реализован. Нет, он знает, что надо отправляться в путь, часто не зная точно, куда именно (!)»[1182]. Крайне откровенное признание, свидетельствующее об одном из двух: либо Франциск несамостоятелен и осуществляет свою разрушительную миссию, будучи не посвящённым в высший замысел, а значит, используется как инструмент в чужих руках; либо, будучи посвящённым, обманывает свою паству, специально насаждая неопределённость, позволяющую ему превратиться в единственную стабильную фигуру, которой должно довериться человечеству.

Ситуация, очень напоминающая то, что было описано известными теоретиками глобального управления. Вспомним А. Пайка, «предсказавшего», что после того, как массы, испытавшие ужасы атеизма, разочаруются и в христианстве, они, «в поисках идеологии, не зная, к кому обратить своё восхищение, получат истинный свет, благодаря всеобщему проявлению чистой доктрины Люцифера, наконец раскрытой всеобщему взору, проявлению, которое последует за уничтожением христианства и атеизма, подчинённых и разрушенных одновременно». Вспомним бывшего священника Рока, также «предсказавшего», что придёт день, когда папство заявит, что, «завершив свою миссию и свою инициаторскую роль, оно самораспускается в прежней форме, чтобы расчистить поле для высших операц<


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.