Контроль и учет успеваемости учащихся — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Контроль и учет успеваемости учащихся

2020-06-05 100
Контроль и учет успеваемости учащихся 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задание 1.

Изучить материал по теме: Требования педагогического контроля, норм оценки деятельности обучающихся игре на фортепиано. Ответить на вопросы.

Тема: Требования педагогического контроля, норм оценки деятельности обучающихся игре на фортепиано

Методика их выявления, диагностика и оценка

Современная музыкальная педагогика придает большое значение планированию работы учащихся. Оно должно исходить из разностороннего знания педагогом ученика и систематического анализа его музыкального развития. Все это отражается в характеристиках, которые педагоги составляют в конце каждого учебного года при переходе в следующий класс. При составлении учитываются задачи комплексного воспитания.

Ко времени окончания школы, наряду с навыками практического овладения инструментом, ученик должен достаточно ясно представлять себе характерные черты важнейших жанров и особенности стиля композиторов различных творческих направлений.

Учащийся 1 класса должен знать:

  - нотную грамоту (скрипичный, басовый ключи, малую, 1 и 2 октавы, знаки альтерации – диезы, бемоли, бекары),

- длительности, простые размеры,

- штрихи – легато, нон легато, стаккато,

- обозначения динамики,

- понятие лада,

- некоторые музыкальные термины, обозначающие темп и динамику, встречающиеся в тексте.

Учащийся 1 класса должен уметь:

- правильно сидеть за инструментом,

- владеть основами двигательных навыков (пластикой движений, пальцевой опорой),

- исполнять простые ритмические рисунки,

- грамотно исполнять нотный текст с правильной аппликатурой,

- играть пьесы выразительно и в характере.

Учащийся П, Ш, IV классов должен знать:

- строение музыкального произведения (фраза, мотив, предложение, часть),

- более сложные ритмы (синкопы, триоли, шестнадцатые),

- запись нот от большой до 4-ой октавы,

- различные виды украшений (форшлаг, мордент, трель),

- музыкальные термины, встречающиеся в тексте.

Учащийся П, Ш, IV классов должен уметь:

- исполнить все, что знает теоретически и что встречается в более сложных произведениях,

- исполнить мелодию и аккомпанемент разным звуком,

- владеть интонированием,

- использовать в исполнении разную динамику и пользоваться разными штрихами,

- играть осмысленно и в характере данного произведения,

- играть в подвижных темпах.

Учащийся V, VI, VII классов должен знать:

- запись любого нотного текста, соответствующего программе,

- все знаки альтерации, буквенные обозначения тональностей,

- более сложные ритмы и группировки длительностей,

- основные музыкальные формы,

- разновидности фактуры.

Учащийся V, VI, VII классов должен уметь:

- грамотно разобрать незнакомый текст,

- самостоятельно заниматься,

- исполнять произведения в нужных темпах и характере,

- пользоваться словарем музыкальных терминов,

- исполнять несложный аккомпанемент романса или песни.

По окончании школы у учащегося должны быть выработаны следующие качества:

- трудолюбие и умение самостоятельно заниматься,

- способность оценивать свою работу,

- желание поделиться своими знаниями и умениями с окружающими,

- интерес к классической музыке,

- умение различать качество исполнения,

- умение различать и узнавать музыку разных стилей и композиторов.

При определенном трудолюбии и устремлении развиваются способности и умения в соответствии с данными ребенка.

 

Система оценки результатов учебной работы и методика их выявления

Класс

I полугодие: новогодний концерт – зачет (исполнение 1-2 пьес)

II полугодие: март – концерт- зачет (1, 2 пьесы)

                   май – переводной зачет (2 пьесы разных жанров)

П, Ш, IV классы

I полугодие: октябрь – академический концерт (2 разнохарактерные пьесы)

                  декабрь – зачет (крупная форма и пьеса)

II полугодие: март – академический концерт (2 разнохарактерные пьесы)

                   май – переводной зачет (полифония и пьеса)

V, VI, VII классы

I полугодие: 2 зачета – не менее 4-х произведений различных жанров,

V и VI класс – 2 произведения сдаются на зачете, 2 – на контрольном уроке

II полугодие: переводной зачет – 4 произведения

VII класс – в течение учебного года ученик играет на прослушиваниях выпускную программу (декабрь, февраль, апрель), май – выпускной экзамен.

В течение года со П по VI класс в каждой четверти проводится технический зачет (гаммы по программе), в Ш четверти, кроме гамм, сдается самостоятельно выученная пьеса.

Результаты зачетов, экзаменов и контрольных уроков фиксируются в индивидуальных планах.

С целью выявления результатов учебного процесса в течение года в ДШИ проводят:

-концерт «Моя любимая пьеса» (октябрь)

-концерт-зачет 1-х классов (декабрь)

-отчетный концерт отдела (декабрь)

-концерт-зачет 1-х классов (февраль)

-концерт ансамблей (март)

-концерт выпускников (апрель)

-итоговый концерт «Музыка, поэзия, весна» (май)

Оценка 5 («отлично»)

Предполагает хорошее репертуарное продвижение и хорошее качество исполнения. Количество и трудность произведений соответствовать уровню класса.

Качество означает:

- понимание стиля произведения,

- понимание формы произведения, осмысленность исполнения,

- владение звукоизвлечением, плавное легато, ровное звучание в технике,

- выразительность исполнения, владение интонированием,

- артистичность, сценическая выдержка.

Оценка 4 («хорошо»)

Репертуарное продвижение должно соответствовать классу, как и количество проходимого материала. Допустимы более умеренные темпы, менее яркие выступления, но качество отработанных навыков и приемов должно быть обязательно. Оценку «хорошо» может получить яркий ученик, выступивший менее удачно. Снижается оценка за стилевые неточности: штрихи, динамика, ритмические отклонения.

Класс

1 полугодие: новогодний концерт – зачет (исполнение 1-2 пьес)

П полугодие: февраль – концерт- зачет (1, 2 пьесы)

апрель – переводной зачет (3 пьесы разных жанров)

П, Ш, У1 классы

1 полугодие: 2 зачеты (полифония, крупная форма или две пьесы, 1-2 этюда) П полугодие: переводной зачет (П, Ш класс – 3 произведения, 1У класс- 4 произведения, включая крупную форму)

У, У1 классы 1 полугодие: 2 зачета – не менее 4-х произведений различных жанров, У1 класс – 2 произведения сдаются на зачете, 2 – на контрольном уроке

2 полугодие: -переводной зачет – 4 произведения УП класс – в течение учебного года ученик играет на прослушиваниях выпускную программу (декабрь, февраль, апрель), май –выпускной экзамен. В течение года со П по У1 класс в каждой четверти проводится технический зачет (гаммы по программе), в Ш четверти, кроме гамм, сдается самостоятельно выученная пьеса.

Результаты зачетов, экзаменов и контрольных уроков фиксируются в индивидуальных планах и методических книгах.

С целью выявления результатов учебного процесса в течение года также проводятся:

-концерт «Моя любимая пьеса» (сентябрь)

-концерт-зачет 1-х классов (декабрь)

-отчетный концерт отдела (декабрь)

-концерт-зачет 1-х классов (февраль)

-концерт ансамблей (март)

-концерт выпускников (апрель)

-итоговый концерт «Музыка, поэзия, весна» (май)

Учащиеся принимают участие в фестивалях, в общешкольном концерте, посвященном творчеству Р.М. Глиэра, чье имя носит школы, в отчетных концертах школы.

Группа Оценка 5 («отлично»)

Предполагает хорошее репертуарное продвижение и хорошее качество исполнения. Количество и трудность произведений соответствовать уровню класса или быть выше его.

Качество означает:

-понимание стиля произведения -понимание формы произведения, осмысленность исполнения

-владение звукоизвлечением, плавное легато, ровное звучание в технике

-выразительность исполнения, владение интонированием

-артистичность, сценическая выдержка.

В этих требованиях закладывается и возможность дальнейшего профессионального обучения учащихся.

Оценка 4 («хорошо») Репертуарное продвижение должно соответствовать классу, как и количество проходимого материала. Допустимы более умеренные темпы, менее яркие выступления, но качество отработанных навыков и приемов должно быть обязательно. Оценку «хорошо» может получить яркий ученик, выступивший менее удачно. Снижается оценка за стилевые неточности: штрихи, динамика, ритмические отклонения.

Оценка 4 («хорошо»)

-грамотно выученный текст

-наличие основных навыков, ровное легато, четкая артикуляция, мягкие окончания фраз, владение динамикой, понимание характера музыкального произведения возможны умеренные темпы

Задание 1.

Изучить материал по теме: Требования педагогического контроля, норм оценки деятельности обучающихся игре на фортепиано. Ответить на вопросы.

Тема: Требования педагогического контроля, норм оценки деятельности обучающихся игре на фортепиано

Контроль и учет успеваемости учащихся

Разностороннее музыкальное развитие учащихся может быть достигнуто лишь в том случае, если важнейшим аспектам учебно-воспитательной работы будет уделено должное внимание не только в процессе повседневных занятий, но и при оценке успеваемости ученика. Поскольку важнейшим направлением совершенствования учебного процесса на современном этапе является усиление роли всестороннего комплексного воспитания юного музыканта, постольку и оценивать результаты его работы необходимо по возможности более комплексно, исходя из музыкального развития личности ребенка в целом. Поэтому важно при учете успеваемости уделять самое серьезное внимание как качеству исполнения учеником произведений на академических концертах, экзаменах и других публичных выступлениях, так и развитию его музыкальных способностей, художественного вкуса, интеллекта, умения самостоятельно и разносторонне изучать произведения разных жанров, играть в ансамблях и аккомпанировать, читать ноты с листа, овладевать исполнительской техникой на материале этюдов и упражнений.

Успеваемость учащихся в игре на инструменте учитывается на различных выступлениях: экзаменах, академических концертах, контрольных уроках, а также открытых концертах, конкурсах, прослушиваниях к ним и т.д.

Экзамены проводятся в соответствии с действующими учебными планами в выпускных классах (5 и 7 кл.) и в классах профессиональной ориентации (6 и 8 кл.). На выпускные экзамены выносятся четыре произведения различных жанров и форм. В течение учебного года учащиеся экзаменационных классов выступают на прослушиваниях, обыгрывая (без оценки) произведения выпускной программы.

В остальных классах учащиеся, как правило, выступают на академических концертах. Школьные академические концерты рекомендуется проводить систематически. При такой организации академических концертов педагог получает возможность показывать ученика по мере подготовки репертуара в произведениях, различных по жанру и форме (в том числе возможны ансамблевые).

Участие в отборочных прослушиваниях, концертах, конкурсах и т. д. приравнивается к выступлению на академическом концерте.

Проверка технической подготовки учащихся, а также их умения читать ноты с листа, музыкально грамотно рассказать об исполняемом произведении, выполнять задания по подбору по слуху, транспозиции на доступном для ученика уровне осуществляется педагогом во время классных занятий на протяжении всего периода обучения и на контрольном уроке.

Контрольные уроки по проверке технической подготовки учащихся проводятся ежегодно со 2 класса.

Важно практиковать также такие мероприятия, как конкурсы между классами по чтению нот с листа, игре в ансамбле, на лучший рассказ об исполняемом произведении и т. д. В эти конкурсы необходимо вносить дух здорового соревнования, а их участников освобождать от соответствующих проверок на контрольных уроках.

Контрольные уроки, а также другие выступления учащихся в течение года, оцениваются словесной характеристикой; при этом кратко отмечаются достигнутые учеником успехи и имеющиеся недостатки.

Все выступления должны тщательно обсуждаться. При этом важно всесторонне анализировать развитие учащихся, затрагивая такие вопросы, как подбор репертуара, недостатки исполнения, пути их преодоления с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Программы всех выступлений учащихся, а также выводы обсуждений фиксируются в индивидуальных планах учащихся.

Исполнение самостоятельно подготовленных произведений, с целью повышения ответственности за эту форму работы, целесообразно выносить на классные собрания (начиная с 3 класса), а затем обсуждать каждое из них совместно с учащимися и поощрять лучшие результаты. Выбор произведения для самостоятельной работы осуществляется учеником и педагогом.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

1. Оценка итоговой работы ученика, выведенная на основе результатов его продвижения.

2. Оценка ученика за выступление на академическом концерте или экзамене, а также результаты контрольных уроков.

3. Другие выступления ученика в течение учебного года.

Итоговые требования

По окончании ДМШ и ДШИ выпускники должны:

1. Уметь самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно, технически свободно исполнять произведения основных жанров и стилевых направлений из репертуара школы.

2. Владеть на уровне требований программы школы умениями играть в ансамбле, аккомпанировать, читать ноты с листа и подбирать по слуху.

3. Обладать общим музыкальным развитием и знаниями в области музыкального искусства на уровне требований программ школы. Уметь анализировать исполняемые произведения и использовать данные анализа в своей интерпретации.

Итоговая оценка выпускника должна быть к о м п л е к с н о й. учитывающей качество исполнения выпускной программы, результаты собеседования по исполняемым произведениям, активность работы учащегося на протяжении обучения в школе.

Ожидаемые образовательные результаты,


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.