Сказка про Страшульку и мальчика Сашульку — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Сказка про Страшульку и мальчика Сашульку

2020-06-05 133
Сказка про Страшульку и мальчика Сашульку 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Автор

Оксана Степанова

Возраст: 4–7 лет.

Проблемы: страх темноты; повышенная тревожность; ночные кошмары; боязливость.

Далеко ли близко, высоко ли низко, живет в одном доме мальчик. Сашулькой его кличут. Роста он невысокого, худенький, до школы ему еще год подрастать. Рукастый наш мальчишечка родился, "золотые руки" про таких говорят. Смастерит тебе что хочешь, любую игрушку починить сможет, а конструировать начинает – люди диву даются.

"Мастер растет!" – уважительно говорят про него взрослые.

А что сам Сашулька про себя думает? Так ведь у него особо никто и не спрашивал…

А ведь была у Сашульки одна тайна, которую он никому не мог открыть. Переживал, что не поймут его или будут смеяться.

Дело в том, что по ночам мальчику трудно было засыпать. Он подолгу ворочался в своей кроватке, и ему казалось, что в его комнате находится кто-то еще, кроме него самого. Сашулька, правда, его никогда не видел, но звуки разные и шорохи слышал. Мальчик даже придумал ему имя – "Страшулька" – и грозным голосом говорил, чтобы тот не пугал его. Однако это не очень помогало… С большим трудом Сашулька засыпал, а по ночам иногда вскрикивал. Маме приходилось успокаивать сына, поить его водичкой.

И вот однажды снится мальчику удивительный сон.

Будто попал он в чудной город. В нем все было так же, как в Сашином городе, – и дома, и улицы. Только вместо людей жили там Страхи. Так же семьями, как люди. В одной из таких семей и оказался Сашулька. Главный у них – папа-Страх, по хозяйству управляется мама-Страшуня. Есть и дети у них: старший брат – Страшок, а младший – догадались, наверное? – правильно, Страшулька! Вот он-то и рассказал Сашульке о своем городе.

Сашу очень интересовало, как у них все устроено. И оказалось, что когда в его родном городе рождается ребенок, ему из города Страхов маленького помощника посылают.

– Для чего? – удивился Сашулька.

– А как же! – подбоченясь, с важным видом объяснял Страшулька. – Чтобы предупреждать тебя об опасности! Мы же для этого и нужны!

– А ночью вы зачем приходите? – не унимался Сашулька.

Страшулька хитро прищурился:

– Неужто не понимаешь? Тебе помогаем, смелость твою укрепляем, характер закаляем! Я тебе еще подсказки приготовил. Перед сном можешь с родителями сказки читать про богатырей, про подвиги их славные. А вот ужастики по телевизору прекращай смотреть! У нас это позволено только папе Страху. Мы еще силы такой не имеем, зачем же себя без чудесных снов оставлять, да еще и кричать по ночам?

– Тут ты прав… – согласился мальчик.

– И если я вдруг ненароком пошуршу в уголке твоей комнаты, дай мне слово, что ты больше не будешь бояться. Ведь теперь ты понял, для чего я тебе нужен?

– Понял-понял. Честное слово! – облегченно выдохнул Сашулька и проснулся.

– Сынок, ты сегодня спал спокойно и не вскрикивал во сне, – ласково сказала мама.

– Мама, а я больше и не буду кричать, потому что теперь никого не боюсь! И у меня есть помощник! – решительным голосом сказал ей сын.

– Ну и славно. Ты у меня смелый паренек, я всегда об этом знала, – улыбнулась мама.

А Сашулька уже бежал за диском про подвиги богатырей, который он решил посмотреть после завтрака с младшей сестренкой.

Вопросы и задания к сказке

• Как бы ты объяснил ребенку младше себя, в каких случаях страх может быть помощником?

• Выучи вместе с родителями стихотворение:

Чтобы страху не бывать
Ни вдали, ни рядом,
Нам его нарисовать
На бумажке надо.
Для чего нарисовать?
Чтобы после изорвать
На куски-кусочки,
Мелкие, как точки.
Нету страха. Этот страх
Превратился в пыль и прах!

• Выполни упражнение "Рвакля": нарисуй свой страх, прочитай громко стих и порви рисунок на мелкие кусочки.

• Спроси у своих родителей о том, какие страхи были у них в детстве. Как они справлялись со своими страхами?

• Нарисуй самый интересный для тебя эпизод из этой сказки. Придумай свою фразу, которая будет прибавлять тебе смелости.

Чужая игрушка

Автор

Оксана Степанова

Возраст: 5–8 лет.

Проблемы: трудности усвоения социальных норм поведения; несформированность эмоционально-волевой сферы.

Ах, какая чудесная новая детская площадка появилась недавно во дворе у Миши и Димы! Взрослые говорили, что это добрый дядя-депутат помог все организовать, чтобы дети могли наконец-то играть в нормальных условиях. А рабочие установили новенькие качели и карусели.

Чего здесь только не было для ребячьих забав!

Горка, с которой можно было скатиться со скоростью звука. Качели, на которых друзья любили взлетать так, что захватывало дух. В песочнице всегда было много детей. Тут девочки стряпали свои куличи, а Мишу с Димой больше увлекала постройка песочных замков с рыцарями. Под песочным королевством можно было прорыть подземный ход и неожиданно напасть на врага. Рядом располагалась уютная беседка, в которой хорошо отдыхать после веселых игр. Вот здесь с ребятами и произошел тот случай, о котором я и хотела вам рассказать.

В выходной день, наигравшись вдоволь на детской площадке, мальчики направились отдохнуть в беседку. Подойдя ближе, они увидели на столе коробочку с новеньким лото.

– Ух ты! – воскликнул Дима. – Смотри, что я нашел!

– Почему это – ты нашел? – попытался возразить Миша. – Я еще издалека эту игру увидел.

– Увидел ты, а сказал первым я! – продолжал настаивать Дима.

– А я сейчас первым дотронусь до нее, и она будет моей! – крикнул Миша.

И мальчики наперегонки, толкая друг друга, бросились в беседку. Вот тут и могла случиться потасовка между закадычными друзьями.

Однако с противоположной стороны площадки к беседке спешили двое: мама с дочкой. Глаза у девочки были заплаканные, и выглядела она встревоженно. Мальчишки узнали Юлю. Они часто играли вместе в песочнице, и она делилась с ними игрушками.

– Ребята, вы мою игру лото здесь не видели? – спросила Юля.

Мальчики покраснели, как вареные раки, но продолжали крепко, в четыре руки, держать коробку с лото. Первым спохватился Миша:

– Так это твоя игра? А мы думали, ничья, решить не могли, чьей она будет.

– Даже хорошо, что она твоя оказалась, а то бы вот-вот и драка началась, – подхватил Дима.

– Так вы что же – шкуру неубитого медведя тут никак поделить не могли? – шутливо спросила Юлина мама.

– Как это – шкуру? Какого еще медведя? – загалдели все ребята разом.

– Так говорят, когда люди делят то, что им не принадлежит. Как случилось сейчас с вами, – пояснила тетя Оля.

После небольшой паузы Юлина мама сказала:

– Думаю, для вас это будет хорошим уроком. А сейчас предлагаю всем расположиться за столом и поиграть в лото! Давайте посчитаемся и выберем, кто будет ведущим!

– Один… два… три… – начала Юля.

И еще долгое время из беседки доносились звонкий смех и счастливые детские голоса.

А с вами, ребята, не случались подобные истории?

Вопросы и задания к сказке

• Что ты будешь делать, если кто-то без спроса возьмет твою игрушку?

• Как ты считаешь, смогли бы ребята разобраться в этой ситуации сами, без помощи Юлиной мамы?

• Когда у тебя возникают трудности, ты обращаешься за помощью или справляешься сам?

• Подскажи Мише и Диме, как им воспитать в себе силу воли, которая будет им помогать не брать чужого.

• Нарисуй свою любимую игрушку.

Глава 2
Практические советы и рекомендации для родителей

В этой главе вы найдете для себя практические советы и рекомендации в формате "вопрос – ответ".

Благодаря Интернету многие современные родители получают информацию на волнующие их темы на различных психологических сайтах и форумах, имеют возможность проконсультироваться по разным вопросам. Но такое разнообразие может содержать в себе ловушку – она в том, что таким образом родители "впитывают" огромное количество информации без разбора, не понимая, насколько она качественная. Поэтому важно не быть "всеядным" и постепенно учиться отделять важное от неважного.

Мне же часто на консультациях приходится слышать от родителей такие пожелания: "Подскажите, пожалуйста, что-нибудь конкретное по данному вопросу. Есть ли проверенные практикой способы решения этой проблемы, которые уже помогли вашим клиентам?"

Я с улыбкой отвечаю, что готовых рецептов для всех не бывает, но кое-что у меня, конечно же, найдется…

Вот и для вас, мои дорогие читатели, я открываю свою волшебную шкатулку с практическими советами и рекомендациями. И буду рада, если данная информация пригодится и вы воспользуетесь ею при необходимости.

Маленький жадина

Кто из нас не помнит детскую дразнилку: "Жадина-говядина, соленый огурец."

Так что же такое жадность? Давайте поразмышляем на эту тему.

Каждый ребенок жадничает по-своему, и поводы у него для этого могут быть разными. Чаще всего жадность – не причина, а результат тех или иных психологических проблем. Пока не будут решены проблемы, не исчезнет и жадность.

В каждом человеке должны быть развиты как бережливость, так и щедрость. Важно не впадать в крайности. Как говорится, истина где-то посередине, и очень важно научить ребенка чувствовать этот баланс. Здорово, если ваш малыш в одних случаях может поделиться чем-нибудь с другими ребятами, а в других – ответить твердым отказом, объяснив, что это его любимая игрушка и с ней он будет играть сам.

Чаще всего дети начинают воспринимать себя как самостоятельную независимую личность в возрасте трех лет. Они учатся выражать свои желания словами и управлять ими. Это очень трудно. Если вашему ребенку трудно делиться, не спешите называть его жадиной. "Как вы лодку назовете, так она и поплывет…" – помните? Лучше вовремя помочь ему.

Для ребенка очень важна помощь взрослых. Именно они рассказывают детям о правилах: что можно и чего нельзя делать, а что делать нужно. Например: "Нельзя брать чужое без разрешения. Всегда спрашивай хозяина игрушки: "Можно взять поиграть твою игрушку"?"

Научите детей совершать временный обмен: "Давай я дам тебе поиграть свою машинку, а ты мне дашь покатать свой мотоцикл?" Так дети усваивают, что предложенные варианты гораздо удобнее и приятнее.

Если ребенок делится игрушками с несколькими друзьями и не допускает остальных, вряд ли речь здесь идет о жадности. Мы ведь тоже не дадим почитать книгу из своей библиотеки малознакомому человеку, а близкому другу – с удовольствием.

Объясняйте своим детям, когда важно поделиться, а в каких случаях можно отказать, сказав твердое "нет" (речь идет о грубом нарушении границ, манипуляции и т. п.).

В этих ситуациях добрую службу сослужит сказкотерапия. Чудесные произведения "Кошкин дом" С.Я.Маршака, "Мы делили апельсин" Л.Зубкова, "Синие листья" и "До первого дождя" В.А. Осеевой, "Сказка про жадного Андрюшу" О.В. Степановой будут добрыми помощниками в деле "профилактики и лечения" жадности. Конечно же, вы можете использовать сказки собственного сочинения. И не забудьте о том, что дети учатся жадности или щедрости в первую очередь в семье.

Детское воровство

Проблема детского воровства волнует и пугает родителей, и это понятно. Однако не будем забывать о том, что невозможно научиться ходить, ни разу не упав. И детям сложно понять, что такое собственность, ни разу не взяв чужое.

В возрасте до трех лет дети еще не очень отличают свое от чужого, поскольку пребывают в уверенности, что весь мир принадлежит им. Поэтому для них нормально "захватить" на детской площадке симпатичную чужую игрушку.

Что же делать родителям? Во-первых, не позволяйте себе бурных эмоциональных реакций, оскорблений и навешивания на ребенка ярлыков. Это может пробудить в нем гнев и агрессию. Во-вторых, разбирая конкретную ситуацию, не осуждайте ребенка, осуждайте поступок. Расставьте акценты: ребенок – хороший, поступок – плохой: "Ты у меня такой славный малыш, а в этом случае поступил некрасиво. Незаметно забрал у мальчика машинку, он теперь очень расстроен".

Обязательно обращайте внимание на переживания ребенка, который лишился игрушки. Спросите своего ребенка – какие чувства испытывал бы он сам, если бы кто-то тайно взял его игрушку? Наверняка чувства были бы неприятными… "Вот поэтому давай вернем игрушку владельцу и договоримся, что ты впредь не будешь брать чужое".

Когда дети находятся в детском саду, у них часто пропадают игрушки или интересные предметы из шкафчиков в раздевалке. Здорово, если мудрая воспитательница или психолог дружат со сказкотерапией и в качестве "профилактической прививки" расскажут детям сказку (а может быть, и не одну) на эту тему – например, чудесную историю Л. Н. Толстого "Косточка" или сказки "Чужая игрушка" и "История о Морской Звездочке и потерянной ракушке" моего сочинения. Важно донести до детей информацию о том, каковы последствия такого поступка. Да, сам по себе поступок плох, но после этого тебе еще и перестанут доверять, не будут считать тебя надежным товарищем, а главное, понадобится долгое время, для того чтобы восстановить свое честное имя.

Не рекомендую обсуждать проблему воровства вашего ребенка с посторонними людьми в его присутствии.

И кто бы ни рассказал вам о том, что ваш ребенок что-то украл, не принимайте его слова на веру до тех пор, пока во всем не разберетесь. Точно так же не принимайте на веру все, что скажет ваш ребенок в свое оправдание. Постарайтесь быть беспристрастными и, один раз обсудив ситуацию и разобрав ее, не возвращайтесь к ней больше.

Никто из нас не идеален. Признавайте права своего ребенка на ошибку, рассказывайте ему о своих ошибках.

Что бы ни случилось с ребенком, не отворачивайтесь от него. Ваше доверие к нему – спасательный круг, помогающий держаться на плаву в бурном море жизни. Дети нуждаются в нашей любви как в воздухе. Им важно знать, что мы любим их не за хорошее поведение, не за то, что они красивы и опрятны, а просто за то, что они есть, со всеми их несовершенствами, любим каждую минуту и каждую секунду.

И самое важное правило, без соблюдения которого все остальные советы не имеют ценности, – учите ребенка честности на собственном примере.

"Ребята, давайте жить дружно!"

Стремление к общению – одна из тех жизненно важных потребностей, которые определяются самой природой человека и проявляются с первых дней после рождения.

"Как научить ребенка дружить?" – этот вопрос часто задают родители у меня на приеме.

Конечно, невозможно взять ребенка за руку, привести в компанию детей и сказать: "Ребята, давайте жить дружно!" Однако родители могут сделать очень многое для того, чтобы ребенок был уверен в себе. В частности, они могут дать ему следующие советы.

Первый совет. У каждого ребенка есть любимые игрушки, те, которыми он очень дорожит. А есть игрушки, к которым он относится достаточно ровно.

Посоветуйте ребенку, выходя играть во двор на детскую площадку или собираясь в детский сад, взять те игрушки, которые он мог бы спокойно дать поиграть другим детям, не испытывая при этом жалости или нежелания делиться.

Второй совет. Умение делиться – это очень деликатная тема. Важно донести до ребенка, что делиться – не значит постоянно носить сладости и игрушки в детский сад, чтобы тебя принимали в игру или с тобой дружили. Это твой добровольный поступок, который исходит из твоей душевной потребности. Каждый вправе сам выбирать, кому предложить наклеить наклейки в новый журнал про машинки или раскрашивать новые наряды кукол в принесенной с собой раскраске.

Не забудьте напомнить, что делиться можно и впечатлениями (о поездке, мультиках), и хорошим настроением (рассказать смешной случай, пошутить). В общем, чувство меры здесь очень пригодится. Ведь бывает и такое, что добротой человека могут воспользоваться, поэтому делитесь со своим ребенком советами, помогающими это чувство меры укрепить.

Третий совет. Вы, наверное, обращали внимание на то, что дети тянутся к сверстникам, которые чем-то интересны. Кто-то хорошо умеет петь, другой здорово играет в футбол, третий замечательно собирает конструктор. А что уникального есть в вашем ребенке? Каждый из детей обладает определенными способностями. Очень важно, чтобы родители были чуткими и вовремя распознали таланты и способности своего ребенка и помогли им раскрыться. Дети, занимающиеся тем, что им нравится и что у них получается, уверены в себе, они могут научить чему-то других ребят и завоевать авторитет среди сверстников.

И самый важный, четвертый совет. Не забывайте о том, что ребенку необходимо приобретать собственный жизненный опыт, учиться преодолевать неудачи и трудности. Предоставьте ему возможность участвовать в решении тех вопросов, которые имеют к нему непосредственное отношение. Ведь ребенку нужна не только забота, но и возможность делать выбор, брать на себя ответственность, испытывать последствия (положительные и отрицательные) своих поступков.

Будьте хорошим примером для ребенка, показывая ему, как вы строите отношения со своими друзьями. Если вы живете интересной, наполненной жизнью, ребенок сможет научиться этому у вас, и в его жизни со временем появятся настоящие друзья.

"Не хочу, не буду…"

Если ребенок в раннем возрасте не был приучен убирать свои игрушки, вряд ли от него можно ожидать такого подвига, как наведение порядка в своей комнате. Начиная с двух лет, малыш может складывать игрушки с помощью взрослого. При этом словесных команд будет явно недостаточно – вам придется начинать уборку вместе с ним, подбадривая его: "Скоро тебе, мое солнышко, будет пора спать ложиться. Игрушки тоже за весь день устали. Пора им отдохнуть. Давай разложим их по местам".

Есть важный момент, касающийся такой организации пространства, которая помогала бы ребенку убирать свои игрушки. Желательно, чтобы в комнате у ребенка было определенное место, где расположены ящики, полочки, коробки для его "детского мира". Тогда ребенок, продолжая играть, будет закатывать машинки в гараж; солдатиков строем заводить в военную часть и командовать "отбой". Девочки тоже с удовольствием укладывают спать своих кукол в кроватки, любимые игры складывают на полочки. Ну а мягкие игрушки могут отправляться спать вместе с малышами, чтобы им уютнее спалось.

Конечно, не всегда и не сразу детям нравится убирать игрушки.

"Не хочу, не буду!" – часто слышится и такое. Можно на один день спрятать игрушки и высказать предположение: "Может быть, твоим игрушкам надоел беспорядок, и они убежали, как в сказке "Про Машу и Ойку"?"[4]

Здесь тоже волшебным помощником станет сказкотерапия. Расскажите историю о том, как игрушки обиделись на свою хозяйку (или хозяина) и ушли от нее жить в другое место, а ей пришлось долго их искать, уговаривать вернуться домой и пообещать всегда убирать их на место и бережно к ним относиться.

И я хотела бы напомнить родителям еще об одном моменте, касающемся порядка и чистоты в доме: дети в первую очередь руководствуются вашими поступками и личным примером, а не словами. Поэтому если вы сами поддерживаете порядок, содержите в чистоте свое жилище, ребенок знает, по каким дням в доме генеральная уборка и кто какие обязанности в эти дни выполняет, он автоматически приобретает нужные навыки.

Почитайте детям сказку "Федорино горе" К. Чуковского и поразмышляйте о том, как жилось посуде у такой хозяйки. Порадуйтесь вместе с ребенком тому, как славно закончилась эта история. Детям она очень нравится.

Начиная с шести лет, дети хотят быть "большими". Не отбивайте у них желание помогать вам делать "взрослые" дела, даже если ребенок случайно разобьет чашку или оставит разводы на зеркале после мытья.

Не забывайте хвалить ребенка. Говорите ему о том, как приятно, что у вас вырос замечательный помощник (помощница), который умеет поддерживать порядок в доме.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.