Особенности правового регулирования в области распространения массовой информации и взаимодействия органов внутренних дел со СМИ — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности правового регулирования в области распространения массовой информации и взаимодействия органов внутренних дел со СМИ

2020-03-31 150
Особенности правового регулирования в области распространения массовой информации и взаимодействия органов внутренних дел со СМИ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Правовое положение и характер регулирования деятельности СМИ в Российской Федерации устанавливает ст.29 Конституции РФ, согласно которой каждому гражданину гарантируется право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, гарантируется свобода массовой информации и устанавливается запрет на цензуру. Запрещается пропаганда идей, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

Конституционные гарантии свободы массовой информации и недопустимости цензуры детально раскрываются в Законе РФ "О СМИ", ст.1 которого гласит, что процесс поиска, получения, производства и распространения массовой информации и, не подлежит ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством случаев. Согласно ст.3, не допустима цензура средств информаций, т.е. требование от редакции СМИ со стороны должностных лиц государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (за исключением случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), наложение запрета на распространение сообщений.

Ограничения на свободу информации устанавливаются только в случае введения чрезвычайного положения. В соответствии со ст.23 Закона РФ "О чрезвычайном положении" при его введении в связи с попытками насильственного изменения конституционного строя, массовых беспорядков, сопровождающихся насилием, разжигания межнациональных конфликтов, блокады отдельных местностей устанавливается ограничение свободы СМИ путем введения предварительной цензуры.

В соответствии с положением о свободе массовой информации строятся отношения СМИ с гражданами и организациями, основанные на принципе подотчетности государственных органов и общественных объединений населению (Гл-IV Закона "О СМИ"). Редакциям предоставляется право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. За должностными лицами данных органов, организаций и объединений закрепляется обязанность предоставления запрашиваемой информации. Предоставление сведений СМИ о своей деятельности указанные субъекты могут осуществлять также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

Особо оговаривается в Законе ситуация отказа и отсрочки в предоставлении информации. Отказ в предоставлении информации возможен только в случае, когда она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.

Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть предоставлены в семидневный срок.

В ст.47 Закона изложены права журналистов, которые предоставляют им достаточно широкие возможности, в том числе: искать, запрашивать, получать и распространять информацию; посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, общественные объединения; быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации; получать доступ к документам и материалам, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную тайну, и публиковать их; посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которой объявлено чрезвычайное положение; проверять достоверность сообщаемой информации; излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях.

Нарушение перечисленных прав журналистов влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную ответственность.

Функции контрольной и надзорной инстанции в сфере распространения массовой информации возложены на Судебную палату по информационным спорам при Президенте РФ, которая является посреднической правовой инстанцией. В соответствии со своей компетенцией Судебная палата вправе входить с решениями, рекомендациями, экспертными заключениями в судебные или иные государственные органы, органы прокуратуры либо ходатайствовать об исполнении принятых решений.

Одним из основных принципов деятельности в сфере распространения массовой информации, устанавливаемым Законом "О СМИ", является положение о недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. В соответствии со ст.4 не допускается использование СМИ в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны. Запрещается использование специальных возможностей СМИ для воздействия на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье.

Злоупотребление свободой массовой информации и правами журналиста (к их числу относятся сокрытие или фальсификация общественно значимых сведений, распространение слухов под видом достоверных сообщений, сбор информации в пользу постороннего лица, распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельную категорию граждан) влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную ответственность.

Положение о недопустимости злоупотребления профессиональными правами журналистов отражено и в Кодексе профессиональной этики российского журналиста. Кодекс ориентирует на социальную ответственность СМИ перед обществом, обеспечение соблюдения принципов свободы слова и социальной справедливости, защиту культурной независимости нации, предотвращение злоупотреблений общественным доверием, охрану нравственного здоровья нации и интеграцию общества.

Органами общественного контроля за соблюдением журналистами требований Кодекса профессиональной этики являются совет по профессиональной этике Союза журналистов России и одноименные советы республиканских, краевых, областных журналистских союзов.

Принципиальным вопросом при взаимодействии государственных органов, включая органы внутренних дел, со СМИ является ограничение распространения сведений, относимых к государственной тайне. В ст. 5 Закона РФ "О государственной тайне" дан перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, т.е. к защищаемым государством сведениям в области военной, внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб стратегическим интересам государства и государственной безопасности и который соответственно ставит границы для свободы деятельности журналистов.

Согласно ч. 1 ст. 12 Закона РФ "Об оперативно-розыскной деятельности", к сведениям, составляющим государственную тайну, относятся: данные о силах, средствах, источниках, планах, методах и результатах данной деятельности; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность.

Конкретизация правовой регламентации взаимодействия внутренних войск МВД, со СМИ в части сведений, охраняемых государством и не подлежащих разглашению, находит свое отражение в Законе РФ "О внутренних войсках МВД РФ". К ним отнесены: содержание стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, оперативному и мобилизационному развертыванию войск, об их боеспособности и мобилизационной готовности, о создании и использовании мобилизационных ресурсов. В свою очередь ст.30 Закона о внутренних войсках указывает на недопущение в интересах личной безопасности военнослужащих внутренних войск и членов их семей распространения в СМИ сведений: о местах дислокации или о передислокации соединений и воинских частей внутренних войск; на обеспечение конфиденциальности сведений о военнослужащих внутренних войск, принимавших участие в пресечении деятельности вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп, а также сведений о членах их семей.

Исходные понятия и положения работы по информационному обеспечению деятельности органов внутренних дел и взаимодействию со СМИ

 

Информационная поддержка деятельности и взаимодействие со СМИ является составной частью и одновременно механизмом реализации задач системы "паблик рилейшнз" (PR) или "связей с общественностью". Последняя нацелена на эффективное включение организации в общество, что осуществляется посредством создания и поддержания доброжелательных, безконфликтных отношений между данной организацией и общественностью.

Общими функциями PR-системы являются:

социально-идеологическая функция, означающая формирование и постоянную адаптацию к внешней среде социальной идеологии организации, т.е. совокупности идей, взглядов и представлений на роль и место организации в обществе;

организационная функция, моделирующая динамическое взаимодействие между организацией и средой и направленная на совершенствование деятельности организации на основе интересов и потребностей общества;

информационно-координационная функция, ориентирующая на оптимальность процесса производства и продвижения информации на уровнях: ПР-системы, органа управления организации, используемых средств массовой коммуникации и населения.

Указанные функции являются универсальными для PR-систем любых организаций. Применительно к деятельности органов внутренних дел PR -система нацелена на:

(а) адаптацию ведомственной идеологии к происходящим в обществе изменениям;

(б) консолидацию общества в противодействии преступности;

(в) обеспечение оптимальности коммуникационных процессов, затрагивающих правоохранительную сферу, в том числе создание единого правоохранительного информационного поля;

(г) формирование позитивного общественного мнения, достижение общественной поддержки, солидарности населения с деятельностью органов внутренних дел.

Эффективная реализация функций PR-системы предполагает наличие в ней четырех основных структурных блоков, а именно:

информационно-аналитического, посредством которого осуществляется исследование социальных приоритетов в PR -деятельности, отношений организации со СМИ и формируется информационно-аналитическая база для создания социально-привлекательного имиджа организации;

собственно информационного, обеспечивающего производство и распространение информации о деятельности организации в периодической печати, в радио- и телеэфире;

рекламного, позволяющего вести целенаправленную рекламу решаемых организацией задач;

коммуникационного, предназначенного для установления и поддержания благоприятных связей и отношений с другими организациями, различными ощественными объединениями.

Организация работы по взаимодействию со СМИ как информационной подсистемы "связей с общественностью" непосредственно связана с другими составляющими PR -системы, которые имеют в данном случае обеспечивающий и дополняющий характер.

Основными функциями ведомственной системы взаимодействия со СМИ являются:

а) функция информирования, совпадающая с увеличением объема и/или изменением состава знаний по правоохранительной тематике у представителей аудитории, на которую рассчитана информация;

б) функция воспитания, совпадающая с формированием (поддержанием), повышением интенсивности социальных установок по отношению к сфере правопорядка;

в) функция организации поведения, совпадающая с моделированием, стериотипизированием поведенческих технологий в сфере правопорядка;

г) функция коммуникации, совпадающая с усилением, поддержанием связей в целях объединения усилий общественности по противодействию преступности;

д) функция создания и поддержания соответствующего эмоционально-психологического настроя.

Стратегической целью, работы по информационному обеспечению деятельности и взаимодействию со СМИ (равно как и всей ведомственной PR- системы) является формирование благоприятной общественно-политической атмосферы для реализации задач, поставленных перед системой МВД России.

Основными принципами следует рассматривать принципы:

государственности (приоритет общегосударственных интересов);

демократичности (ориентация на общесоциальные интересы);

социального партнерства (активное взаимное сотрудничество с учреждениями массовой информации с общественностью, тесный контакт с политическими, общественными и религиозными движениями, выражающими интересы различных социальных групп и слоев населения);

открытости информационной политики (доступность контролю общественности);

активности в процессе построения благоприятных социо-эмоциональных отношений с населением.

Задачи данного направления работы можно сгруппировать в следующие блоки:

массово-коммуникационный, т.е. систематическое и широкомасштабное распространение информации, представляющей общественный интерес и направленной на:

а) повышение правовой культуры общества, ограничение и постепенное преодоление правового нигилизма населения, усиление общественной нетерпимости к криминалу;

б) обеспечение осведомленности населения о криминогенной ситуации и мерах, предпринимаемых системой МВД России по поддержанию правопорядка и борьбе с преступностью;

в) формирование позитивного общественного мнения о деятельности органов внутренних дел и убежденности в необходимости и профессионализме их

работы, создание благоприятной социально-психологической атмосферы и позитивного имиджа системы МВД России, сотрудника органов внутренних дел;

г) привлечение населения при решении оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных задач в борьбе с преступностью;

д) информационное противодействие криминогенному потенциалу и негативному влиянию СМИ на общественное правосознание, опровержение диффамационных материалов и недостоверной информации;

организационный, т.е. участие в управлении разнородными информационными потоками, а именно:

а) консолидация субъектов массовой коммуникации и координация информационных потоков, информационное и методическое обеспечение работы СМИ, профессиональное консультирование журналистов по проблемам правоохранительной деятельности;

б) реализация эффективных форм сотрудничества со СМИ, обеспечивающих целенаправленное информирование населения в интересах правопорядка;

в) осуществление связей с общественностью, религиозными организациями, различными авторитетными лицами в целях использования их возможностей в процессе воздействия на общественное мнение о деятельности органов внутренних дел.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.