Особенности межбюджетных отношений в РФ — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности межбюджетных отношений в РФ

2020-04-01 139
Особенности межбюджетных отношений в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Каждое государство само решает какую модель бюджетных отношений использовать. Эффективность межбюджетных отношений и то насколько полезными они будут определяется не степенью централизации (децентрализации) бюджетной системы, не тем есть или нет регулирующих налогов, не соотношением между доходами и расходами страны, не размерами и методами передачи финансовой помощи, а ясно и понятно сформулированной и сбалансированной системой всех этих факторов, которые соответствуют особенностям федеративного государства, которое их использует. Как правило, наиболее высочайшая централизация бюджетной системы и более значительный размер перераспределяемых бюджетных средств отличительны для государств с высочайшей степенью неравенства бюджетной состоятельности между субъектами федерации

Россия - самая большая страна в мире. В ее состав, в соответствии с Конституцией входит 85 субъектов, включая недавно присоединенную Республика Крым и третий, наряду с Москвой и Санкт-Петербургом, город федерального значения Севастополь. Россия относится к асимметричным федерациям. Статья №5 Конституции РФ гласит, что все субъекты РФ равны между собой. Принцип равноправия тут никак не ликвидирует отличия в степени соответствия данных прав тем историческим, социально-экономическим и политическим условиям, которые действительно сложились в бюджетной политике, ведь они являются необходимыми условиями для функционирования и развития субъектов РФ. Конституция РФ разграничивает предметы, которые находятся в ведении государственной власти, а также полномочия между органами государственной власти РФ и ее субъектов, в том числе в области бюджета. Асимметричность федерации не значит, что оно полностью отступает от принципов федерализма.

Если эта асимметричность вызвана реальной необходимостью, то она является обязательным условием для сбалансированности интересов субъектов, соответственно и для сохранения единства федеративного государства.

БК РФ выделяет следующие принципы межбюджетных отношений, именно их с уверенностью можно отнести к принципам бюджетного федерализма:

распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований;

выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Особенно надо выделить принцип равенства во взаимоотношениях бюджетов субъектов РФ с федеральным бюджетом, так как именно он предполагает установление единых для всех субъектов РФ норм и правил отчисления в их бюджеты от федеральных налогов и сборов и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов. Соглашения между Российской Федерацией и субъектом РФ, содержащие нормы, нарушающие единый порядок взаимоотношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ и другие положения, установленные БК РФ, федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, являются недействительными и исполнению не подлежат.

В Бюджетном кодексе РФ установлено, что финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ может быть оказана в формах предоставления:

дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ;

субвенций и субсидий на финансирование отдельных целевых расходов;

бюджетных кредитов;

бюджетной ссуды на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета субъекта РФ.

Здесь я хочу заострить внимание на термине «финансовая помощь». Так как в данном случае он включает в себя не просто безвозмездные и безвозвратные перечисления, а еще кредиты и ссуды как возвратные, а в некоторых ситуациях и возмездные (платные) формы финансовой помощи. Разъяснение видов финансовой помощи дается в БК РФ, но надо заметить, что эти формы могут применяться в межбюджетных отношениях и в общем виде, то есть как форма расходов бюджетов:

дотация - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов;

субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на без­возмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;

бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе;

бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Подразделяя финансовую помощь на классы, можно выделить общую (дотация) и целевую (адресную) финансовую помощь (субвенция и субсидия), стоит заметить, что каждая из них имеет как свои плюсы, так и минусы, при этом следует упомянуть, что они имеют свои условия предоставления.

В случае получения денежной поддержки на выравнивание уровня минимальной бюджетной состоятельности субъект РФ никак не имеет права:

становить муниципальных служащих, финансируемых за счет средств бюджета субъекта РФ, в лучшие условия, сообразно сопоставлению с муниципальными служащими федеральных учреждений;

давать бюджетные кредиты юридическим лицам в объеме, который превышает 3% расходов бюджета субъекта РФ;

давать государственные гарантии субъекта РФ в объеме, который превышает 5% затрат бюджета данного субъекта РФ.

Эти лимитированные правила используются и при муниципальных образованиях, которые получают денежные средства из бюджета субъекта РФ на выравнивание уровня минимальной бюджетной состоятельности.

Не существует идеальной системы межбюджетных отношений. Но децентрализация бюджетной системы является наиболее совершенной и именно ее выбирают ведущие страны мира. Региональные и местные власти должны иметь реальную бюджетную самостоятельность и, что следует сразу же за этим, нести полную ответственность за принимаемые решения. В свою очередь, чтобы эти решения были грамотными, своевременными и ясными населению, необходимо придерживаться установленных правил. В общем эти правила не сложные и не являются невыполнимыми. Перечислю 3 наиболее важных из них:

) четкое разделение расходных полномочий,

) стабильное закрепление доходных источников, отвечающие расходным полномочиям и ответственности властей разных уровней,

) объективное и «прозрачное» бюджетное выравнивание, перераспределение ресурсов между регионами.

В нынешних условиях развития и укрепления российской экономики правильно построенная система межбюджетных отношений имеет колоссальное значение, которое трудно переоценить. Многие экономисты и политики признают тот факт, что в связи с санкциями в российской экономике возникает много проблем. Из-за резкого взлета курса доллара по отношению к рублю пришлось заново определять бюджет на 2015 год. Все это отражается в усилении роли государственного финансового регулирования, в том числе и межбюджетных отношений.

Для того чтобы государство успешно и стабильно развивалось, необходимо иметь крепкое и грамотно построенное звено финансовой системы государства. Экономика страны будет гораздо больше устойчива если будут развиваться разного рода сферы ее народного хозяйства, благодаря своей диверсифицированности. Здесь надо подчеркнуть, что в настоящее время в экономике России есть проблема, которая заключается в дисбалансе ее структуры. Большинство успешно функционирующих предприятий, так или иначе, связаны с добычей сырья и использованием природных ресурсов. Однако природные ресурсы Российской Федерации находятся на различных территориях в разных, совершенно не равных количествах, в отличие от человеческих ресурсов, и перераспределить их практически нереально. В результате развиваются те регионы, которые и без того развиты в силу своего экономико-географического положения, а регионы, на территории которых не ведется добыча минерального сырья остаются не развитыми и качество жизни их жителей, фактически зависит от финансовой помощи из федерального бюджета.

Исходя из всего этого можно сделать вывод, что перед Россией стоит важная задача - продолжать строение экономики с пропорционально развитой структурой народного хозяйства. Нужно сделать все необходимое для того, чтобы все регионы страны, по мере возможности развивались одинаково. А так как с помощью природных ресурсов добиться этого невозможно, то надо обладать налаженной системой межбюджетных отношений.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.