Перо А.А. Фета в коллекции Константина Константиновича — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Перо А.А. Фета в коллекции Константина Константиновича

2020-04-01 51
Перо А.А. Фета в коллекции Константина Константиновича 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Не совсем ясна судьба упомянутого в завещании К. Р. пера А. А. Фета, входившего в коллекцию Константина Константиновича. Перо было передано К. Р. вдовой поэта М. П. Шеншиной-Фет 17 января 1893 г., когда она, приехав в Петербург, посетила великого князя. Тогда же она передала Константину Константиновичу тетрадь неизданных стихотворений своего мужа, которые К. Р. вместе с Н. Н. Страховым подготовил к печати.

В настоящее время в Музее Института русской литературы находится перо А. А. Фета, которое по инвентарной описи значится как переданное в Пушкинский Дом в 1924 г. из Государственного музейного фонда. Принадлежность этой памятной вещи великому князю Константину Константиновичу по документам не обозначена. Тем не менее, мы полагаем, что в документацию Пушкинского Дома закралась ошибка, невольная или намеренная. И, скорее всего, перо А. А. Фета, которым сейчас владеет Пушкинский Дом, когда-то находилось в коллекции К. Р. По приведенным выше документам значится, что Н. В. Измайлов из кассы правления Академии наук, где хранились перстень Пушкина и перо Фета, эти памятные предметы получил для Пушкинского Дома в сентябре 1923 г.

В инвентарную книгу Музея Пушкинского Дома перо Фета внесено в 1924 г. Слишком маловероятно, чтобы на протяжении нескольких месяцев из двух разных источников (Касса правления Академии наук и Государственный музейный фонд) Пушкинский Дом получил два разных пера одного и того же поэта. В инвентарной книге, надо полагать, сделана намеренная ошибка, объясняемая указанными выше посягательствами тоталитарной власти на все документы и предметы, связанные с членами императорской фамилии.

В завещании К. Р. говорилось также о двух картинах Я. П. Полонского. К сожалению, нам не удалось выяснить, какие именно из картин Я. П. Полонского, хранящихся ныне в Музее Пушкинского Дома, ранее находились в составе коллекции Константина Константиновича.

Как видим, коллекционная часть архива К. Р. оказалась в значительной мере рассыпана по разным собраниям: перстень Пушкина в настоящее время, после того как Музей-квартира поэта на Мойке отделился от Пушкинского Дома, находится во Всесоюзном музее А. С. Пушкина; перо А. А. Фета хранится в Литературном музее Пушкинского Дома; рукописи А. С. Пушкина переданы в его личный фонд; письмо М. Ю. Лермонтова также придано личному фонду поэта; материалы, переданные в свое время Константину Константиновичу О. А. Новиковой, в Рукописном отделе Пушкинского Дома составили отдельный фонд.

Тем не менее, большая часть архива великого князя, лично им завещанного в Пушкинский Дом, описанная в свое время А. Бемом, и до сего дня составляет единое целое. В составе личного фонда К. Р. осталась некоторая часть его коллекции автографов выдающихся исторических деятелей.

Прежде всего, это 11 автографов Екатерины II с десятью копиями с них. Эти автографы в 1892 г. были опубликованы Н. К. Шильдером, который указывал, что собственноручные записки Екатерины II были найдены им среди бумаг М. М. Сперанского. Возможно, что сам Н. К. Шильдер и передал их Константину Константиновичу, которому данные документы могли быть интересны не только в связи с их общей исторической ценностью, но и по личным обстоятельствам. Дело в том, что эти записки Екатерины II касались так называемого "греческого проекта" - создания самостоятельного православного государства на обломках Османской империи во главе с императором русской крови великим князем Константином Павловичем.

Императрица писала: "Буде же успехи войны подали бы способы и случай России к совершенному изгнанию врага имени Христова из пределов Европейских, то Россия, за таковую всему христианству и роду человеческому заслугу, выговаривает себе восстановлению на развалинах варварской державы древняя Греческой империи. Россия обещает оную империю в совершенной независимости оставить, вручить и отдать младшему российскому великому князю Константину Павловичу, который тогда имеет дать обещание да не учинить ни в каком случае наследственное или иное притязание на всероссийское наследие, равномерно и брат его на греческое". Константин Павлович, напомним, был первым из особ царствующего Дома владельцем Мраморного дворца, в котором впоследствии жил сам Константин Константинович. Поэтому данные документы Екатерины II представляли для К. Р. особый интерес.

Назовем остальные коллекционные автографы, собранные в свое время Константином Константиновичем и находящиеся в настоящее время в составе его личного фонда:

· письмо митрополита Платона (Левшина) к императору Павлу I с датой 26 мая 1799 г;

·   автограф стихотворения Ф. И. Тютчева "А. К. Плетневой" ("Чему бы жизнь нас не учила...");

·   рисунок А. Н. Майкова с датой 1873 г;

·   письмо (на немецком языке) Гете к госпоже фон Фогт с датой 21 июня 1781 г;

·   письмо Шиллера к Фридерике Юлиане Грисбах с датой 2 июля 1800 г;

·   письмо мадам де Сталь к Шиллеру.

Рукописные материалы великого князя Константина Константиновича, хранящиеся в Пушкинском Доме, имеют огромное историко-литературное значение. Документы позволяют уточнить отдельные моменты творческой биографии самого поэта К. Р.; посредством эпистолярии дают богатый материал для изучения жизни многих выдающихся деятелей русской культуры и науки; сохраняют для потомков автографы русских и зарубежных исторических лиц.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, были рассмотрены исторические этапы создания Пушкинского Дома и пополнения его архива, исследованы наиболее важные вопросы данной темы.

Подводя итог работе, можно сделать несколько выводов:

Исторически и органично сложилось так, что на протяжении всей своей деятельности Пушкинский Дом никогда ничего не терял, не распродавал, не утрачивал, а только накапливал, собирал, привечал и сохранял. Может быть, тому помогала осененность именем Пушкина и, значит, почти сразу определившаяся универсальная пушкинская природа самой культуры Пушкинского Дома.

Предметом изучения в нем является русская литература во всем своем объеме, многообразии и взаимодействии с иностранной литературой. Этому служат усилия всех отделов института: новой русской литературы (от XVIII в.), новейшей (XX в.), взаимосвязей с зарубежными литературами.

В пору революционных потрясений и жестоких войн, безумных реформ и бездумных реорганизаций Пушкинский Дом порой оказывался последним прибежищем для многих в свое время не оцененных культурных богатств, порушенных собраний, бесхозных коллекций, которым грозило разорение и уничтожение.

Пушкинский Дом достойно прошел через нелегкие события двадцатого века, ставшие частью и его истории.

В 2005 г. ему было - 100 лет. Целый век служения русской литературе и культуре. И если вспомнить слова Горького, назвавшего русскую литературу лучшим, что создано нами как нацией, то следует назвать Пушкинский Дом одним из лучших явлений русской гуманитарной науки.

И ныне пушкинодомцы продолжают энергично и последовательно осуществлять свою историческую миссию - хранить, изучать и являть миру одно из величайших достижений человечества - русскую литературу - лучшее, что создано нами как нацией: от вековых глубин до злободневной современности.

Когда-то замечательный русский литератор и мыслитель Аполлон Григорьев произнес фразу, которой предстояло стать хрестоматийной: «Пушкин - наше все».

Собственно, по этому принципу воздвигался и продолжает воздвигаться живой памятник великому поэту - Пушкинский Дом.

Были рассмотрены самые важные аспекты данной темы. Конечно, остается много нерешенных вопросов, но все, что происходит на практике, в теории предусмотреть невозможно. В таких случаях все зависит от субъективных качеств людей. Но в данной работе психологии мы касаться не будем.

Итак, в теме архивного фонда Института русской литературы еще достаточно велик круг неразрешенных проблем. Мы в своем исследовании затронули лишь немногие из них. Каждый из вопросов может рассматриваться как отдельная тема для нового научного исследования.


 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.