Глава 1. Пушкинский Дом - крупнейший в мире литературный музей — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Глава 1. Пушкинский Дом - крупнейший в мире литературный музей

2020-04-01 50
Глава 1. Пушкинский Дом - крупнейший в мире литературный музей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВВЕДЕНИЕ

 

Итак, как ясно из названия дипломной работы, речь пойдет о крупнейшем в мире архивном фонде.

В Федеральном законе Российской Федерации «Об архивном деле в Российской Федерации» № 125-ФЗ от 22.10.2004, ст. 3 п. 8 дает определение Архивного Фонда Российской Федерации - «исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное назначение, являющихся необъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению».

Ст. 4. ФЗ «К полномочиям Российской Федерации в области архивного дела относятся:

Пункт 2. «Установление единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов и контроль за соблюдением указанных правил».

Пункт 3. «Хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов».

Подпункт г) «академий наук Российской Федерации, имеющих государственный статус, и входящих в них организаций».

Примером такой организации является Институт русской литературы Академии наук РФ, сохранив при этом второе название - Пушкинский Дом.

Институт русской литературы Академии наук РФ (Пушкинский Дом) - это крупнейший в мире Литературный музей Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, крупный архив РАН, один из старейших литературных музеев России, который имеет самое богатое собрание документальных и художественных материалов, связанных с историей отечественной литературы. Собрание музея насчитывает более 100 тысяч документов и предметов.

В Институте русской литературы хранится подлинная пушкинская библиотека. Постоянная экспозиция музея посвящена жизни и творчеству великих писателей: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И. А. Гончарова, А. А. Блока, М. Горького и др. Личная библиотека Александра Сергеевича состояла из книг более чем на 10-ти языках, всего около 1530 названий.

Пушкинский Дом сейчас имеет более 200 тыс. единиц музейных реликвий, причем сюда входят и изобразительные, и историко-бытовые, и документальные экспонаты, относящиеся ко всей русской литературе периода ХУШ-ХХ вв. По существу, это единственный во всем мире музейно-исследовательский организм с таким богатым разнообразием и функциями.

Музей Пушкинского Дома принимает посетителей, экскурсантов, материалы музея используются в кино, на радио и телевидении, выставки демонстрируются в нашей стране и за рубежом.

Литературный музей Пушкинского Дома продолжает свою научно-исследовательскую работу, организовывает конференции и выставки. Это один из крупнейших музеев страны, в собрании которого хранятся огромные материалы, рассказывающие об истории русской литературы и культуры.

Библиотечные, архивные и музейные собрания Пушкинского Дома за первую четверть века его истории выросли до значения базовых фондов источников по русской литературе XI-XX столетий, и в 1930 г. он был преобразован в Институт русской литературы Академии наук СССР, сохранив при этом в качестве второго названия и историческое имя.

В настоящее время Пушкинский Дом является научно-исследовательским учреждением Российской Академии наук, академическим центром изучения, издания, архивирования и музеефикации памятников русской литературы.

Объектом нашего исследования станет изучение состава и содержания собраний архива Института Русской литературы Академии наук РФ, а предметом - сам Пушкинский дом.

Таким образом, данная тема достаточно актуальна на сегодняшний день.

Целью нашей работы является рассмотрение основных этапов пополнения архива Института Русской литературы Академии наук РФ.

Задачи мы ставим следующие:

· Рассмотреть порядок пополнения крупнейшего архивного фонда;

·   Изучить его состав;

·   Описать исторические этапы;

·   Выявить наиболее ценные и уникальные коллекции;

·   Охарактеризовать некоторые из особо выделенных коллекций;

Вопросы состава и содержания крупнейшего архивного фонда рассматривали многие авторы. Особо хотелось бы отметить работы таких специалистов, как Назарова Л. Н., Столыпин П.А., Москалев А. А. и некоторых других. Из трудов этих авторов было почерпнуто много полезной информации, из которой были сделаны уже собственные выводы.

Думаю, моя работа будет полезна для литературоведов, документоведов и историковедов как источник информации об истории возникновения и дальнейшего развития Института Русской литературы Академии наук РФ. Для удобства восприятия материала, а так же согласно поставленным задачам, работа разделена на несколько частей: история создания Института Русской литературы Академии наук РФ, рассмотрение отдельных его компонентов. В первой главе будут рассмотрены такие вопросы, как история создания и развития. Вторая глава будет посвящена изучению каждого отдела Института русской литературы, его характеристики и устройства. Третья глава посвящена основателю Пушкинского Дома - князю Константину Константиновичу.

Итак, приступим к непосредственному рассмотрению всех этих вопросов.

Коллекция писателей ХХ века

 

Интенсивно пополняются архивные фонды, связанные с жизнью и творчеством поэтов и писателей XX в.: В. Иванова, А. Л. Волынского, М. А. Булгакова, М. М. Зощенко, А. А. Прокофьева... Огромен архив В. Саянова. В несколько приемов был приобретен большой архив П. Н. Лукницкого с материалами, касающимися, прежде всего, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилева. Передавали и продолжают передавать свои архивы и наши современники, писатели Ю. В. Бондарев, А. Г. Битов, В. И. Белов и др.


 

Книги и рукописи

 

Ныне бесценное книжное собрание, насчитывающее 3700 томов (1523 названия) на 14 языках, хранится в Рукописном отделе Пушкинского Дома (в знаменитом же Доме на Мойке, 12 - последней квартире поэта - представлены дублеты).

 

Письма А.С. Пушкина

 

Последним крупным государственным приобретением были письма Пушкина невесте Наталье Николаевне, тогда еще Гончаровой, находившиеся в коллекции Сержа Лифаря. По его завещанию они, прежде чем уйти на аукцион, должны были быть предложены Пушкинскому Дому.

Гончаровская коллекция

Так, переехала в Пушкинский Дом часть убранства квартиры И. А. Гончарова на Моховой: письменный стол, предметы быта, экзотические сувениры, вывезенные из кругосветного путешествия на фрегате «Паллада».

Толстовская коллекция

Особенно значительна толстовская коллекция музея, фактически являющаяся, подобно пушкинской и лермонтовской, целым самостоятельным музеем.

Толстовский фонд начал формироваться еще при жизни писателя. В 1909 г. в Петербурге была устроена юбилейная выставка по случаю его 80-летия, которая легла в основу возникшего в 1911 г. музея, - M. A. Стахович подарил два портрета Л. Н. Толстого кисти И. Е. Репина, скульптор И. Я. Гинцбург - все свои скульптурные изображения писателя. В фонде есть полотна Н. Н. Ге, Н. П. Богданова-Бельского, Л. О. Пастернака, скульптуры П. П. Трубецкого.

Великолепные собрания фотографий и документов передали В. Г. Чертков - издатель и друг Толстого, и вдова писателя С. А. Толстая.

В результате Толстовский фонд вобрал материалы редкой художественной ценности. Сын писателя С. Л. Толстой считал, например, что портрет Л. Толстого работы Н. Н. Ге вообще лучший и наиболее точный, так как Лев Николаевич для него не позировал, а, углубленный в работу, просто забывал о присутствии художника.

Со своей стороны, В. В. Стасов полагал выдающейся картину Репина «Л. Толстой в комнате под сводами в Ясной Поляне», но уже не столько физиономически, сколько «идейно», как передающую творческую душу великого писателя.

Колоритно и собрание личных вещей Толстого, среди которых, например, наряду с чашкой, блюдцем, ручкой мы можем увидеть... сшитые им самим сапоги.

Лермонтовская коллекция

Гордостью музея является самая полная в стране коллекция, поступившая, как уже сказано, из Лермонтовского музея, существовавшего при Николаевском кавалерийском училище с 1883 г. Увлекавшийся с детства рисованием, а затем и бравший уроки живописи профессионально, Лермонтов оставил богатое изобразительное наследие: живописные портреты, картины и рисунки, батальную живопись и пейзажи.

В большой мере эта живопись, как и рисунки, являет и параллели его поэзии и отражает факты и события его биографии - прежде всего пребывания на Кавказе. Таковы «Кавказский вид с саклей», и «Воспоминания на Кавказе», и «Кавказский вид с верблюдами».

Уникальна и коллекция лермонтовских автопортретов. Кроме того, представлены и почти все его прижизненные портреты, начиная с детского (автор - неизвестный художник) и включая портреты, выполненные А. И. Клюндером, К. А. Горбуновым, Р. Шведе.

Из работ Лермонтова примечателен портрет герцога Лермы, по семейной легенде, его предка, в котором проглядывают черты самого поэта.

Всему этому лермонтовскому изобразительному ряду как бы аккомпанирует отражение лермонтовской поэзии в работах художников В. А. Серова, М. А. Врубеля, Б. М. Кустодиева, В. Д. Замирайло (представленных, как практически и все в Пушкинском Доме, оригиналами).

А многочисленные личные вещи Лермонтова помогают воссозданию образа всей его короткой, но бурной и романтичной жизни: кинжал, шашка, кавказский пояс, первые офицерские эполеты... и карандаш, извлеченный из кармана после смертельной дуэли.

Здесь же сосредоточена и самая существенная часть лермонтовского наследия, в частности, рукописи «Мцыри», «Демона», «Испанцев», многих стихотворений, а также материалы, касающиеся его биографии, служебных дел, дуэлей с де Барантом и Мартыновым.

Кроме собственных постоянных и сменных выставок материалы Пушкинского Дома неизменно дополняют выставки многих других культурных центров.

При помощи Пушкинского Дома создавались музеи Достоевского - петербургский и Семипалатинский, Гаршина - в Болгарии, Глеба Успенского - в Чудове.


 

Коллекция П. А. Ефремова

Одним из самых крупных было собрание знаменитого библиофила и издателя П. А. Ефремова, замечательное по единству и цельности. Это более 20 тысяч томов: все издания русских писателей XVIII-XIX вв., альманахи и сборники начиная с XVIII в., систематизированные обильные материалы по истории русской литературы, библиографические справочники, большая, прежде всего пушкинская, иконография и масса ценнейших автографов. Авторитетная комиссия, в которую вошли, в частности, академики А. А. Шахматов и С. Ф. Ольденбург, засвидетельствовала, что собрание стоит тех 30 тысяч рублей, что запросила вдова Ефремова, умершего в 1907 г. Денег не нашлось, и ценнейшая коллекция после продажи ее (за 26 тысяч рублей) книготорговцу Фельтену оказалась раздробленной. Правда, на выделенные, в конце концов, 5 тысяч рублей все же удалось перекупить у книготорговца часть редкостных материалов XIX в. и - главное - рукописи произведений, письма А. С. Пушкина, Г. Р. Державина, Н. М. Карамзина, А. С. Грибоедова, Н. А. Некрасова и др.

Издание рабочих тетрадей А. С. Пушкина

 

Событием книжного 1997 г. не только национального, но европейского и даже мирового масштаба стало факсимильное в 8-ми томах издание рабочих тетрадей Пушкина - сердцевины рукописного наследия поэта, хранящегося в Пушкинском Доме. Совершилось оно при содействии Форума лидеров европейского бизнеса и под эгидой наследника британского престола Чарльза, принца Уэльского. Комплекты этого издания, подаренные Пушкинским Домом крупнейшим библиотечным, университетским и музейным центрам России и стран СНГ, позволяют теперь широкому кругу знатоков - профессиональных исследователей и заинтересованных любителей - приобщиться к рукописям великого поэта.

 

Пушкинский фонд

 

И, конечно, предмет основных забот всегда составлял и составляет Пушкинский фонд. Начало ему было положено в 1911 г. - пожертвованным В. Б. Бертенсоном письмом поэта его будущей жене Н. Н. Гончаровой. В дальнейшем он включил автографы и документы других собраний: П. А. Плетнева, П. Я. Дашкова, Я. К. Грота, княгини З. И. Юсуповой и, конечно, собрания А. Ф. Онегина.

После правительственного постановления (1938) и решения Президиума Академии наук СССР (1948) почти все пушкинское рукописное наследие было сосредоточено в Пушкинском Доме. Сейчас в нем находится 7734 единицы хранения, из них 1773 единицы хранения (это более 12 тысяч страниц) - пушкинские автографы как таковые. Более пятидесяти автографов поэта (пометы, замечания, подчеркивания) содержат книги его библиотеки.

В этом фонде находятся черновые и беловые рукописи пушкинских стихотворений и поэм: «Цыган» и «Медный всадник», «Евгений Онегин», произведений прозаических и исторических, таких как «История Пугачева» и «История Петра», письма Пушкина (627) и письма к Пушкину (более 500), его дневник, рисунки и пр.

Хранятся здесь в виде самостоятельных фондов и документы, связанные с жизнью и творчеством поэта: сведения о предках, о его пребывании в Лицее и о лицейском окружении, деловые бумаги, связанные со службой, полицейскими наблюдениями, дуэлью с Дантесом, дело об опеке над детьми и имуществом после смерти, материалы по псковскому Пушкинскому заповеднику, переводы его произведений, изобразительные и музыкальные материалы, библиографические указатели и т.п. Естественно, представлено все, что связано с увековечением его памяти.

Когда в 1934 г. Пушкинскому Дому передали и Михайловское, и Тригорское, и Святогорье, именно он определил основы будущей работы заповедников. Кстати сказать, что и известный музей Некрасова на Литейном создавался тоже Пушкинским Домом. Именно его экспонаты легли в основу и Всероссийского музея А. С. Пушкина.

Все это изучается, описывается, комментируется, публикуется в общих, специальных, серийных изданиях. По сути, фонд во многом обслуживает не только российское, но и все мировое пушкиноведение.

В Рукописном отделе находятся собрания его основателей: академика Н. А. Котляревского, члена-корреспондента АН СССР Б. Л. Модзалевского, а также литературоведов П. Н. Сакулина, Н. К. Пиксанова, В. П. Адриановой-Перетц, М. П. Алексеева.

Недавно поступил и уже обрабатывается архив академика Д. С. Лихачева.


 

Библиотека Пушкинского Дома

 

Начался Пушкинский Дом, как уже говорилось, с библиотеки Пушкина. Именно она стала как бы притягивать к себе книжные редкости XVIII-XX вв., которые с течением времени образовали единственное в своем роде собрание - библиотеку.

С самого начала библиотека расположилась в главном здании Академии наук. Она складывалась как собрание раритетов. Еще в 1906 г. С. П. Кувшинникова подарила библиотеке экземпляр «Дуэли» с подписью А. П. Чехова: «От опального, но неизменно преданного автора» («опального» - так как именно Кувшинникова была героиней «Попрыгуньи», вызвавшей волну кривотолков и пересудов по поводу «треугольника» - С. П. Кувшинникова, ее муж и художник И. И. Левитан).

В связи с днем рождения известного издателя А. С. Суворина Чехов написал к его пьесе «Татьяна Репина» один акт. Рукопись не сохранилась. И из трех известных списков до нас дошел лишь тот, что имеется в Пушкинском Доме.

После 1907 г. библиотека пополняется главным образом за счет целых коллекций. Одним из первых стало собрание книголюба и основателя знаменитого театрального музея в Москве А. А. Бахрушина. Это коллекция журнальных и газетных вырезок и юбилейная (1899) пушкинская литература. Значительно пополнила библиотеку литература и периодика (главным образом первой половины XIX в.), доставшаяся с той частью собрания П. А. Ефремова, которую удалось перекупить.

В 1911 г. Академия наук приобрела для Пушкинского Дома библиотеку П. А. Плетнева в 3000 томов и тогда же - по завещанию - получила 1500 томов собрания писателя И. Л. Леонтьева-Щеглова.

В 1914 г. С. Б. Вревская передала библиотеку села Тригорского: ведь этими русскими и французскими книгами XVIII в. пользовался еще Пушкин, в частности, знаменитым многотомным трудом И. И. Голикова «Деяния Петра Великого».

Вообще библиотека в первый период становления пополнялась в основном дарениями. В 1913 г. в структуру, источники комплектования, научную специализацию (с акцентом на пушкинскую и послепушкинскую эпоху и переводы русских писателей на иностранные языки) определенное упорядочение внесло «Временное положение о библиотеке, собираемой для Пушкинского Дома». Библиотека все в большей мере превращалась из музейно-архивной в научно- исследовательскую. Совершалось и внешнее обустройство. Она получила три небольших зала в главном здании Академии наук... и площадку на лестнице. Первая мировая война 1914 г. и разместившийся в здании Академии госпиталь вынудили упрятать библиотеку, как и все коллекции, в ящики и на чердак.

В 1917 г. библиотека снова вернулась в залы главного здания Академии наук. Сотрудники ее пополняли, спасая в годы Гражданской войны и разрухи частные коллекции и книжные собрания в оставленных квартирах, брошенных особняках, беспризорных складах, магазинах и типографиях.

Так сохранились дворцовые библиотеки герцога Мекленбургского, великого князя Константина Константиновича и его сына князя Олега, в 1914 г. погибшего на фронте. В библиотеке молодого князя остались любопытные издания, такие, например, как «Изо дня в день»: сочинения М. Ю. Лермонтова на каждый день года. Книжки составила дочь великого князя Ольга, супруга греческого короля Георга I. А на экземпляре князя Олега (кстати сказать, увлеченного пушкиниста, успевшего в 1911 г. издать факсимильно рукописи Пушкина по материалам Александровского лицея) сохранился автограф пятилетнего цесаревича Алексея.

Примечательна в коллекции К. Р. подборка книг поэтов-самоучек, которым он уделял особое внимание. Одна из таких простеньких книжиц с трогательной надписью автора, фронтовика-ветерана: «Его Императорскому Высочеству Великому князю Константину Константиновичу от автора, пишущего строки сии зубами, не имеющего рук и ног Никтополеона Святского. Лазарет Чесменской военной богадельни. 1901 г. 27 марта».

Сотрудники библиотеки отыскали и спасли богатейшие коллекции историка М. И. Семевского и библиотеку основательницы Народного дома в Петербурге C. B. Паниной. Особо ценной находкой стали книги, рукописи и личные вещи Ф. М. Достоевского, обнаруженные в одном из ломбардных складов. Среди них и семейная реликвия Достоевских - родовое Евангелие, а также «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле» Парфения, инока (1856) с рисунками Достоевского и другие книги его библиотеки. В мае 1920 г. Б. Я. Полонский, сын поэта Я. П. Полонского, передал в дар хранившуюся в его квартире библиотеку отца.

В поле зрения специалистов Пушкинского Дома не раз попадали и книжные собрания, находившиеся в провинции. Из Карабихи были доставлены книги Некрасова, а в 1921 г. в выделенном Петросоветом специальном вагоне прибыли библиотека и архив В. М. Гаршина.

Существенные книжные поступления обеспечивала связь с известными деятелями культуры, художниками, например, с Н. Гончаровой.

Предприняв немалые усилия, Пушкинскому Дому удалось сохранить становившиеся раритетами книги писателей, по той или иной причине оказавшихся не в фаворе у новой власти: Н. С. Гумилева, Л. Н. Андреева, B. C. Миролюбова, Ф. К. Сологуба.

Большую роль в обогащении библиотеки книгами русских писателей, прежде всего в переводах на другие языки, сыграл М. Горький, ставший под конец своей жизни директором Пушкинского Дома. В 1920-е гг. серьезно расширилось библиотечное собрание, особенно после поступления в 1927-1928 гг. библиотек П. В. Анненкова, А. Ф. Кони, Б. Л. Модзалевского. В 1928 г. наконец поступила и библиотека А. Ф. Онегина - 3420 книг, брошюр, альманахов и журналов.

Три имени, прежде всего, объединяют книги его библиотеки в три блока: Пушкин, Жуковский (более полутысячи книг), Тургенев.

Впрочем, представлены в коллекции Онегина экземпляры и редких изданий: «Похвала глупости» Э. Роттердамского (1685), «Диалог о чести» Поссевино (1558 г.), «Война богов» Парни и «Орлеанская девственница» Вольтера (XVIII в.) и т. д. Большое место в собрании занимают и издания вольной русской печати. Эта часть коллекции сближает, как ни странно, собрания А. Ф. Онегина и известного русского коллекционера и библиофила М. Н. Лонгинова, чью библиотеку передала Пушкинскому Дому его дочь А. М. Козловская. Дело в том, что в бытность начальником Главного управления по делам печати (1871-1875) Лонгинов получил возможность приобщить к своему собранию многие книги и журналы, запрещавшиеся цензурой, изымавшиеся и уничтожавшиеся.

Характерно, что чаще всего родные и близкие ушедших из жизни писателей стремились передать доставшееся им книжное наследство именно в Пушкинский Дом. Библиотеку деда - великого драматурга A. H. Островского - передала М. М. Шателен.

Вдова А. А. Блока, как уже отмечалось, передала вместе с архивом и личными вещами и его библиотеку - около 2 тысяч томов.

Громадное значение для работы исследователей имеют книжные собрания ученых-литературоведов, в частности, С. А. Венгерова (18 тысяч томов), академика В. В. Виноградова (10 тысяч томов, среди которых книги, отсутствовавшие в фондах ИРЛИ) и собиравшаяся 70 лет библиотека Н. К. Пиксанова, заключающая уникальное грибоедовское собрание.

Библиотеке, одному из крупнейших специализированных книгохранилищ, придают особый колорит как памятнику культуры именно личные книжные коллекции, несущие печать ее великих собирателей, пользователей и хранителей.

Пушкинский Дом стал обладателем ценнейшей библиотеки и рукописного собрания поэта, критика, редактора, профессора, ректора Петербургского университета П. А. Плетнева, связанного со всеми крупнейшими фигурами русского литературного мира, в том числе с Пушкиным. Именно с его собранием пришли в Пушкинский Дом многие автографы А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, В. А. Жуковского, И. С. Аксакова, Ф. И. Тютчева и др.


 

Кабинеты Пушкинского Дома

 

Особое место в жизни Пушкинского Дома заняла практика организации кабинетов. Первым в 1934 г. был создан Пушкинский кабинет, который, как писал один из директоров пушкинодомской библиотеки А. Н. Степанов, должен был сконцентрировать пушкинскую литературу в одном месте и тем самым максимально приблизить ее к научным сотрудникам-пушкинистам. Самое существенное заключалось в создании разветвленной системы каталогов, которые фиксируют не только все издания произведений поэта, как прижизненные, так и посмертные, но и многочисленную литературу о Пушкине. В настоящее время этот кабинет является основной источниковедческой базой для исследователей-пушкинистов, как в нашей стране, так и во всем мире.

По существу, кабинетами стали центры по изучению древнерусской литературы и русского народного творчества, обладающие уникальными специализированными самостоятельными библиотеками. Одно из крупнейших собраний книг по древнерусской литературе возникло на основе личной библиотеки создателя отдела академика А. С. Орлова (позднее включившее и библиотеку В. П. Адриановой-Перетц). В основу Древлехранилища легли личные книги по археографии и палеографии В. И. Малышева.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, были рассмотрены исторические этапы создания Пушкинского Дома и пополнения его архива, исследованы наиболее важные вопросы данной темы.

Подводя итог работе, можно сделать несколько выводов:

Исторически и органично сложилось так, что на протяжении всей своей деятельности Пушкинский Дом никогда ничего не терял, не распродавал, не утрачивал, а только накапливал, собирал, привечал и сохранял. Может быть, тому помогала осененность именем Пушкина и, значит, почти сразу определившаяся универсальная пушкинская природа самой культуры Пушкинского Дома.

Предметом изучения в нем является русская литература во всем своем объеме, многообразии и взаимодействии с иностранной литературой. Этому служат усилия всех отделов института: новой русской литературы (от XVIII в.), новейшей (XX в.), взаимосвязей с зарубежными литературами.

В пору революционных потрясений и жестоких войн, безумных реформ и бездумных реорганизаций Пушкинский Дом порой оказывался последним прибежищем для многих в свое время не оцененных культурных богатств, порушенных собраний, бесхозных коллекций, которым грозило разорение и уничтожение.

Пушкинский Дом достойно прошел через нелегкие события двадцатого века, ставшие частью и его истории.

В 2005 г. ему было - 100 лет. Целый век служения русской литературе и культуре. И если вспомнить слова Горького, назвавшего русскую литературу лучшим, что создано нами как нацией, то следует назвать Пушкинский Дом одним из лучших явлений русской гуманитарной науки.

И ныне пушкинодомцы продолжают энергично и последовательно осуществлять свою историческую миссию - хранить, изучать и являть миру одно из величайших достижений человечества - русскую литературу - лучшее, что создано нами как нацией: от вековых глубин до злободневной современности.

Когда-то замечательный русский литератор и мыслитель Аполлон Григорьев произнес фразу, которой предстояло стать хрестоматийной: «Пушкин - наше все».

Собственно, по этому принципу воздвигался и продолжает воздвигаться живой памятник великому поэту - Пушкинский Дом.

Были рассмотрены самые важные аспекты данной темы. Конечно, остается много нерешенных вопросов, но все, что происходит на практике, в теории предусмотреть невозможно. В таких случаях все зависит от субъективных качеств людей. Но в данной работе психологии мы касаться не будем.

Итак, в теме архивного фонда Института русской литературы еще достаточно велик круг неразрешенных проблем. Мы в своем исследовании затронули лишь немногие из них. Каждый из вопросов может рассматриваться как отдельная тема для нового научного исследования.


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Итак, как ясно из названия дипломной работы, речь пойдет о крупнейшем в мире архивном фонде.

В Федеральном законе Российской Федерации «Об архивном деле в Российской Федерации» № 125-ФЗ от 22.10.2004, ст. 3 п. 8 дает определение Архивного Фонда Российской Федерации - «исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное назначение, являющихся необъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению».

Ст. 4. ФЗ «К полномочиям Российской Федерации в области архивного дела относятся:

Пункт 2. «Установление единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов и контроль за соблюдением указанных правил».

Пункт 3. «Хранение, комплектование, учет и использование архивных документов и архивных фондов».

Подпункт г) «академий наук Российской Федерации, имеющих государственный статус, и входящих в них организаций».

Примером такой организации является Институт русской литературы Академии наук РФ, сохранив при этом второе название - Пушкинский Дом.

Институт русской литературы Академии наук РФ (Пушкинский Дом) - это крупнейший в мире Литературный музей Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, крупный архив РАН, один из старейших литературных музеев России, который имеет самое богатое собрание документальных и художественных материалов, связанных с историей отечественной литературы. Собрание музея насчитывает более 100 тысяч документов и предметов.

В Институте русской литературы хранится подлинная пушкинская библиотека. Постоянная экспозиция музея посвящена жизни и творчеству великих писателей: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И. А. Гончарова, А. А. Блока, М. Горького и др. Личная библиотека Александра Сергеевича состояла из книг более чем на 10-ти языках, всего около 1530 названий.

Пушкинский Дом сейчас имеет более 200 тыс. единиц музейных реликвий, причем сюда входят и изобразительные, и историко-бытовые, и документальные экспонаты, относящиеся ко всей русской литературе периода ХУШ-ХХ вв. По существу, это единственный во всем мире музейно-исследовательский организм с таким богатым разнообразием и функциями.

Музей Пушкинского Дома принимает посетителей, экскурсантов, материалы музея используются в кино, на радио и телевидении, выставки демонстрируются в нашей стране и за рубежом.

Литературный музей Пушкинского Дома продолжает свою научно-исследовательскую работу, организовывает конференции и выставки. Это один из крупнейших музеев страны, в собрании которого хранятся огромные материалы, рассказывающие об истории русской литературы и культуры.

Библиотечные, архивные и музейные собрания Пушкинского Дома за первую четверть века его истории выросли до значения базовых фондов источников по русской литературе XI-XX столетий, и в 1930 г. он был преобразован в Институт русской литературы Академии наук СССР, сохранив при этом в качестве второго названия и историческое имя.

В настоящее время Пушкинский Дом является научно-исследовательским учреждением Российской Академии наук, академическим центром изучения, издания, архивирования и музеефикации памятников русской литературы.

Объектом нашего исследования станет изучение состава и содержания собраний архива Института Русской литературы Академии наук РФ, а предметом - сам Пушкинский дом.

Таким образом, данная тема достаточно актуальна на сегодняшний день.

Целью нашей работы является рассмотрение основных этапов пополнения архива Института Русской литературы Академии наук РФ.

Задачи мы ставим следующие:

· Рассмотреть порядок пополнения крупнейшего архивного фонда;

·   Изучить его состав;

·   Описать исторические этапы;

·   Выявить наиболее ценные и уникальные коллекции;

·   Охарактеризовать некоторые из особо выделенных коллекций;

Вопросы состава и содержания крупнейшего архивного фонда рассматривали многие авторы. Особо хотелось бы отметить работы таких специалистов, как Назарова Л. Н., Столыпин П.А., Москалев А. А. и некоторых других. Из трудов этих авторов было почерпнуто много полезной информации, из которой были сделаны уже собственные выводы.

Думаю, моя работа будет полезна для литературоведов, документоведов и историковедов как источник информации об истории возникновения и дальнейшего развития Института Русской литературы Академии наук РФ. Для удобства восприятия материала, а так же согласно поставленным задачам, работа разделена на несколько частей: история создания Института Русской литературы Академии наук РФ, рассмотрение отдельных его компонентов. В первой главе будут рассмотрены такие вопросы, как история создания и развития. Вторая глава будет посвящена изучению каждого отдела Института русской литературы, его характеристики и устройства. Третья глава посвящена основателю Пушкинского Дома - князю Константину Константиновичу.

Итак, приступим к непосредственному рассмотрению всех этих вопросов.

Глава 1. Пушкинский Дом - крупнейший в мире литературный музей


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.