Сражение Вячеслава Владимировича. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Сражение Вячеслава Владимировича.

2020-04-01 148
Сражение Вячеслава Владимировича. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основание города Ярославль.

Пребывание Ярослава в Ростовской земле во время княжения в Киеве его

отца Владимира Святославича оставило заметный след в развитии этой окраины Древнерусского государства. При нём на правом берегу Волги при впадении

в неё р. Которосли был основан город Ярославль. Впервые Ярославль как город

фигурирует в ранних летописях в статье 6579 (1071) г. В древней Руси города

часто назывались по именам князей, а по именам людей без титулов — крайне

редко. Поэтому можно полагать, что город на Которосли был назван по имени

князя. Но до 1071 г. в Ростовской земле был известен только один князь с именем Ярослав — это Ярослав Владимирович. Он мог основать Ярославль, скорее,

в годы своего длительного, а не кратковременного пребывания в Ростове, т.е.

примерно в последнем десятилетии X — первом десятилетии XI в.

Война 1096-1097.

Многомесячная война Олега Святославича, намеревавшегося удержать за

собой Муром, захватить Ростов, Суздаль и даже Новгород, где правили сыновья

Владимира Мономаха, с этими сыновьями закончилась в конце февраля 1097 г.

битвой близ Суздаля, в которой черниговский князь потерпел поражение. Ростовская земля осталась за Владимиром Мономахом. Но война 1096—1097 гг.

показала, что эта земля нуждается в более твёрдом правлении, способном самостоятельно отражать неожиданные военные нападения. Для этого Владимир

Мономах посадил на ростовский стол своего младшего сына от первого брака

Вячеслава.

Сражение Вячеслава Владимировича.

Участие князя Вячеслава Владимировича в крупном сражении с половцами 12 августа 1107 г. под южнорусским г. Лубном на р. Суле, где половцы были разгромлены. Через несколько месяцев после этой битвы Владимир Мономах и черниговские князья Олег и Давыд Святославичи

отправились к половецким ханам, двум Аепам, которые не принимали участия

в сражении под Лубном, и заключили с ними мир, чтобы предотвратить их

возможное участие в ответном походе-реванше тех их сородичей, что были

разбиты под Лубном.

Правление Юрия.

Правление Юрия в Суздальской земле чётко делится на два периода. Первый — с 1108 по

1125 г., когда умер Владимир Мономах. Второй — с 1125 по 1157 г., когда скончался

сам Юрий Долгорукий. В первый период Юрий правил в Суздальском княжестве как наместник отца, обладателя высшей власти. Круг же деятельности князя-наместника был скромен: возведение главной церкви Успения Богородицы в Суздале и церкви св. Георгия во Владимире; один поход в 1120 г. на Волжскую Булгарию из Киева, подготовленный отцом Юрия Владимиром Мономахом.

Поход на Суздальское княжество.

Поход на Суздальское княжество начался в феврале 1149 г. со стороны Новгорода и Смоленска. Изяславу Мстиславичу и его союзникам удалось сжечь и опустошить несколько городков по верхнему течению Волги и дойти до Ярославля. 7 тыс. человек попали в плен.

Поход закончился с наступлением весеннего разлива рек. Центральные районы Суздальского княжества от этого похода не пострадали. Сохранил Юрий Долгорукий и свои военные силы. Он не вступал в сражения с нападавшими.

Строительство города.

Осенью 1154 г. был построен город Дмитров. Показательно, что основанные Долгоруким Переяславль Залесский, Юрьев Польский и Дмитров лежали к западу от древних центров Суздальской земли: Ростова, Суздаля, Ярославля, Владимира (Юрьев Польский примерно на той

же долготе, что и Ростов). Очевидно, их строительство учитывало военно-политическую обстановку того времени. Основные угрозы Суздальскому княжеству исходили от его западных и юго-западных соседей.

Укрепление городов.

Действия черниговских, смоленских и рязанских правителей настораживали суздальского князя. И Юрий Долгорукий предпринял превентивные меры.

Летом 1156 г. он укрепил Москву. Она стала пограничным городом — крепостью, которая защищала Суздальское княжество от княжеств-соседей: Рязанского, Черниговского, Смоленского, а также от Новгорода, земли которых располагались по р. Москве или близ неё. В Киеве правление Долгорукого оказалось недолгим. После одного из пиров, устроенного боярином-сборщиком налогов, Юрий Долгорукий, проболев пять дней, скончался 15 мая 1157 г.

Битва на р. Желяни.

6 марта 1161 г. в битве у р. Желяни погиб князь Изяслав Давыдович.

Андрей Боголюбский потерял необходимого ему союзника. Одни из победителей — смоленские князья — теперь могли претендовать и на киевский, и на

новгородский столы. И Андрей Боголюбский вступает с ними в союзные отношения, которые становятся напряжёнными, а затем и прямо враждебными только к концу жизни владимирского князя. С начала 1160-х гг. на несколько лет власть над Киевом и Новгородом переходит в руки смоленских князей, с которыми Андрей в конфликты не вступал.

Борьба за власть.

В 1167 г. умер смоленский князь Ростислав Мстиславич, княживший в

Киеве. Сразу после этого из Новгорода был изгнан его сын Святослав. За правления в обоих крупнейших центрах Руси началась борьба, и Андрей Боголюб-

ский не остался в стороне от неё. Киев захватил владимиро-волынский князь

Мстислав, сын соперника Юрия Долгорукого Изяслава Мстиславича. Он сумел

договориться с остававшимися в Киевском княжестве сыновьями Ростислава

Смоленского, выделив им Вышгород и Овруч. В 1168 г. новый киевский князь

сумел организовать большой поход южнорусских князей на половцев. Половцы

не ожидали нападения и были разбиты.

Поход на Киев.

В конце лета 1173 г. владимирская рать во главе с девятилетним сыном Андрея Юрием двинулась в поход на Киев. Она оказалась более многочисленной,

чем в 1168 г.

В начале ноября 1173 г. влади мирцы вынуждены были снять осаду и отправиться домой, так и не выполнив наказа своего князя.

Битва на Липицком поле.

Мир 1213 г. оказался лишь длительным перемирием. Вражда вновь обострилась весной 1216 г. Она завершилась грандиозной битвой 21 апреля 1216 г.

на Липицком поле близ Юрьева Польского, где младшие братья Константина

потерпели сокрушительное поражение от союзников Константина и его самого. Константин был возведён на владимирский стол, а Юрий отправлен в ссылку в волжский Городец Радилов.

Союз Андрея Боголюбского.

Длительный, с 1161 по 1172 г.,союз Андрея Боголюбского со смоленскими князьями, а с 1172 по 1175 г. правление в Новгороде его сына Юрия, почти беспрерывные правления в Новгороде с 1182 по 1210 г. ставленников Всеволода Большое Гнездо ясно указывают на изменение внешнеполитической ориентации суздальских Рюриковичей.

Делается очевидным, что через Смоленск и Новгород они стремились вписаться в развивавшуюся систему балтийских контактов, затрагивавших такие

сферы производства, как рыболовство, металлургия, в частности, добыча олова

(в Англии) и железа (в Швеции), а также торговля этими металлами, торговля

дорогими мехами, приобретаемыми западными купцами помимо Новгорода и

Смоленска в древней Ростовской земле, и возможный выход по Волге через

Владимирское княжество в Булгарию, а далее к народам Среднего и Нижнего Поволжья

Стефанович П.С. "Политическое развитие Галицко-Волынской Руси в 1240-1340 гг и отношения с Ордой"

Распад единства земель.

Столетие с 1240 г. до 1340-х гг., очевидно, составляет отдельный период

в истории Галицкой и Волынской земель. Монгольское нашествие во многих

отношениях оказалось рубежным как для всей Руси, так и для этого региона:

возникли новые источники политического господства и формы власти и зависимости, появились новые внешние враги и партнёры, иначе пошло социально-экономическое и культурно-религиозное развитие. Не позднее 1323 г. здесь пала власть Рюриковичей, а после смерти князя Болеслава-Юрия в 1340 г. произошёл распад единства Галицкой и Волынской земель, наметившегося с рубежа XII—XIII вв., и вскоре Волынь попала под власть литовских государей, а Галичина — польских королей.

Галицко-Волынская летопись.

 ГВЛ довольно чётко делится на две части: первую, удачно названную

Л.В. Черепниным «Летописец Даниила Галицкого»14, и вторую — летописание

владимиро-волынских князей. Граница между частями явственно выявляется

не только текстологически, но и лингвистически15. «Летописец» изначально

представлял собой не летопись в собственном смысле слова, а рассказ, написанный в свободной форме и последовательно повествующий о жизни и деятельности князя Даниила Романовича. И «Летописец», и в целом ГВЛ трудно вписывать в какие-либо литературно-типологические рамки.

Поход Батыя.

Западный поход Батыя продолжался весь 1241 г. Весной 1242 г. он начал

движение назад, через Карпаты на восток, но это движение «не было поспешным и только к концу 1242 г. монгольские Орды сосредоточились в низовьях Дуная и двинулись затем в причерноморские и прикаспийские степи.

В это время бежавшие князья стали возвращаться на Русь, пытаясь восстановить порядок в своих «отчинах». ГВЛ сообщает, что Романовичи вернулись во Владимир-Волынский уже в начале 1241 г. и, в основном, установили контроль над Волынью. Оказав помощь Михаилу Всеволодичу, они признали его власть над Киевом. Однако предстояла борьба за Галич.

Даниил пытался проводить жёсткую политику и прибег к репрессиям против виднейших галицких бояр. Последние, недовольные методами правления

Даниила, теоретически могли предложить галицкий престол либо венгерскому

королю, либо Михаилу Всеволодичу. Михаила связывали

договорённости с Даниилом, и его внимание было сосредоточено на Киеве.

Сообщение грамоты.

Результатом набега должны были стать какие-то переговоры монголов

с Романовичами, подразумевавшие признание ими верховной власти Батыя.

Правда, Майоров выдвинул предположение, что речь шла о встрече Даниила с

монголами не в 1240-х гг., а ещё во время их нашествия на Русь в конце 1239 г.,

и Даниил тогда даже заключил союз с ними против Михаила Всеволодича36.

Известие о Манмане и Балае, по мнению историка, имело в виду не военную

акцию, а встречу представителей Батыя с князем для подтверждения его уже

ранее установленных вассальных обязательств.

Таким образом, сопоставляя данные жалованной грамоты венгерского короля и известие ГВЛ, следует думать, что набег Манмана и Балая имел целью заставить Даниила признать господство монголов40, и что за ним последовала поездка князя в их кочевья.

Походы Ростислава.

В 1243 г. Ростислав, бежавший в Венгрию, женился на дочери короля и фактически оказался его ставленником в войне за Галич. В ГВЛ сообщается о двух попытках Ростислава вторгнуться в Галицкую землю с помощью венгров — в 1244 и 1245 гг. Второй поход закончился знаменитой битвой под Ярославом 17 августа 1245 г. Летописец Даниила описывает её в подробностях и с большим воодушевлением заканчивает описание торжественной реляцией о победе князя.

Акции на Руси.

Летописец сообщает об одной такой акции в 1255 г. со стороны Куремсы, когда тот только благодаря «чуду велику» не взял Луцк, хотя организовал полноценную его осаду55. Около 1256—1257 гг. в степях Куремсу сменил темник Бурундай, видимо, проводивший целенаправленную политику усмирения непокорных подданных в рамках мер по контролю над населением, предпринятых по всей Монгольской империи

в 1250-х гг.

В 1258 г. он пришёл наВолынь «с силою великою» и заставил Романовичей участвовать в походе на литву и ятвягов, причём Даниил не рискнул лично появиться перед темником

и прятался. В 1259 г. Бурундай пришёл снова и створил «велику опалу» на

Романовичей, представленных опять одним Василько, — Даниил бежал к полякам, а потом к венграм. На этот раз Васильку пришлось не только участвовать в военной акции татар (теперь в Польшу), но и уничтожить укрепления в двух из трёх главных городов Волыни — Владимире и Луцке (третий — Холм, резиденция Даниила — избавился от татар только хитростью). В этой акции и фактически, и символически выразилось полновластие татар над Галицко- Волынской Русью.

Распределение волостей.

Распределение «волостей» изменилось после смерти в 1268—1269 гг.

Василька Романовича и Шварна Даниловича59. Единственный сын Василька

Владимир получил в наследство Владимир-Волынский. Владения бездетного

Шварна перешли к Льву, передавшему их своему совершеннолетнему сыну

Юрию. Фактически Лев стал сильнейшим среди своей «братии», но формально

его статус равнялся статусу его родного брата Мстислава и двоюродного Владимира Васильковича. Владимирский летописец даёт понять, что отношения

братьев были далеко не идиллическими, обвиняя Льва в разных «льстях» (обманах и коварствах). Очевидно, логика политической борьбы вела старшего брата

к усилению его власти за счёт слабейших родственников.

Помимо похода 1287 г. на Польшу те или иные князья Галицко-Волынской Руси участвовали против своей воли, например, в походах на литву в 1277 г., на венгров в

1285 г. Разумеется, эти походы и нарушали устоявшиеся отношения русских князей с их соседями, и приводили к грабежам и убийствам на собственно русской территории.

Мстислав Данилович, несмотря на успешные действия в 1289 г., не сыграл

в истории своей земли сколько-нибудь существенной роли: он умер на рубеже

XIII—XIV вв.; у него остался сын, но как владетельный князь он неизвестен.

Возможно, уже его брат Лев снова объединил в своих руках Волынь и Галичину. В любом случае, через несколько лет после смерти Льва (конец 1299 — начало 1300 г.) его сын Юрий выступил правителем всей Галицко-Волынской Руси.

Союз с Орденом.

В 1316 г. князья заключили союз с Орденом, и главным их обязательством было обещание выступать совместно против врагов Ордена; при этом татары обозначены как главный враг.

 

К концу 1325 г. в Галицко-Волынской земле вокняжился представитель

мазовецкого (польского) княжеского рода Болеслав Тройденович. Формально

он имел права на эту землю как сын Марии Юрьевны, сестры погибших князей, выданной замуж за Тройдена80. Видимо, условием его вокняжения было

принятие православия, и в дальнейшем он выступал под именем Юрий.

 

В грамоте Владимира Васильковича 1288 г. говорится, что «татарщину» собирает князь, а не баскаки. Но ведь и в Северо-Восточной Руси баскачество ввели в 1250-х гг.,

а потом на рубеже XIII—XIV вв. отменили, сбор дани передали князьям

(в разных княжествах, видимо, в разное время).

 

В целом, в столетие 1240—1340 гг. зависимость от Монгольской империи,

потом Орды, была главным фактором, определявшим политическое развитие

Галицко-Волынского княжества, как и большинства других земель Руси. Разумеется, это не отменяет того факта, что фактически судьбы некоторых древнерусских регионов постепенно расходились.

Борис Дмитриевич Греков. Общественные отношения Киевской Руси.

 

Если общественные отношения на Руси докиевского периода нам приходилось восстанавливать исходя в основном из археологических, и частично письменных источников зарубежных стран, то общественные отношения Руси киевского периода мы можем изучать по письменным источникам самого Киевского государства. Здесь у историков куда больше уверенности в правильности своих выводов, а сами выводы разностороннее и полнее.

Эти письменные памятники вводят нас далеко не в начальный момент истории изучаемого общества, а ставят перед общественными явлениями, имеющими очень длительную историю.

                                               Землевладение и землевладельцы.

Более или менее регулярные торговые связи с Византией у южного народа, называемого греками то скифами, то тавро-скифами, начались очень давно.

После блестящих работ В.Г. Васильевского о греческих житиях Георгия Амастридского и Стефана Сурожского, у нас не остаётся сомнений в том, что Греки знали южную Русь прекрасно. Для того, чтобы в 11 веке на Руси могли появиться те хлебные и технические культуры, которые судя по археологическим, присутствовали в это время, необходимы были целые столетия. Здесь достаточно указать на сообщаемый восточными документами факт, что славянский лён (лен-долгунец, что годен для пряжи) ещё в 9 веке в значительных объёмах экспортировался в Среднюю Азию через Дербент.

То же необходимо сказать и об истории частной собственности и росте крупного землевладения. Это также весьма длительные процессы. Установление периодизации этих процессов заключается не в том, чтобы отсечь 9 век, и сказать что начиная с 9 века крупное землевладение — факт уже очевидный, а в том, чтобы постараться показать, как и когда, в течении какого времени и при каких условиях этот факт мог сделаться настолько очевидным, что даже самый скептически настроенный историк находит возможным в нём нисколько не сомневаться.

Вероятнее всего, как киевские, так и новгородские бояре стали крупными землевладельцами задолго до того, как на это указали письменные источники.

                                           Организация крупной вотчины 10-11 веков.

Совещание сыновей Ярослава — Изяслава, Святослава, Всеволода и их приближённых. на котором рассматривались вопросы, связанные с княжеской вотчиной, оставило нам материал для суждения об организации русской вотчины.

Видимо, совещание проходило после смерти Ярослава, т.е. После 1054г, но когда именно, нам точно неизвестно, однако с уверенностью можно сказать, что это произошло не позднее 1073г, когда Изяслав был изгнан из Киева. Мы также можем только лишь делать предположения относительно причин, побудивших сыновей великого князя провести такое собрание, однако мы можем судить о его результатах. Это так называемая «Пространная Правда» или «Правда Ярославичей». Если судить по одной из статей этого усовершенствованно сборника законов, можно предположить и относительно целей собрания детей Ярослава Мудрого. Возможно, она заключалась в том, чтобы пересмотреть систему наказаний и наконец отменить устаревшую и уже поставленную ранее под контроль государства кровную месть. Эта система действительно была пересмотрена, а месть официально упразднена. Все остальные пункты законодательства Ярослава Мудрого остались нетронутыми.

Мы точно можем утверждать, что практически у всех князей независимо от того где они княжили, в Киеве или Новгороде, были имения, разбросанные по всей территории Древней Руси. Так, у Ярослава было имение в Новгородской земле — село, под названием Ракома. Вероятнее всего, это не единственное его владение в Новгороде. А если у князей были имения, то несомненно они были соответствующим образом организованы. Какие-то люди, зависимые от вотчинника здесь работали, подчинялись определённому режиму. Исходя только лишь из текста «Правды Ярослаичей» можно попытаться восстановить основные черты древнерусской вотчины. Конечно, если опираться только лишь на один документ, не может быть никакой уверенности в правильности сделанных выводов.

Во главе княжеской вотчины стоял боярин-огнищанин. В его зоне ответственности находилось общее состояние вотчины, а так же сохранность княжеского вотчинного имущества. При нём, судя по всему, состоял «Подъездной Княж» - сборщик всевозможных податей князю. Скорее всего, в распоряжении огнищанина находились тиуны. В «Правде» назван также «старый конюх» т.е. заведующий княжескими конюшнями.

Все эти лица охраняются 80-гривенной вирой, что несомненно говорит об их привилегированном положении. Это высший административный аппарат княжеской вотчины. Далее следуют княжеские старосты - «сельский» и «ратайный». Сельский староста, по-видимому, выполнял функции наблюдения за населением вотчины, являлся исполнителем решений её высшего административного аппарата. Что касается ратайного старосты, то, судя по-всему, он выполнял функции наблюдения за пашней(ратай — пахарь)

                                    Ремесленный и наёмный труд Киевской Руси.

В Киевской Руси было сравнительно мало работающих на своих господ людей, при этом не являющихся холопами или рабами. То есть наем рабочей силы не был распространён. Это явление, если и существовало в ту эпоху, то его можно обнаружить лишь в крупнейших русских городах.

Разнообразный инвентарь древних памятников свидетельствует о том, что местные обитатели, (в данном случае речь идёт о Полянах) хорошо знали отрасли производства — что у них даже в период городищ было своё ремесло.

В 1907-1908гг. Был открыт дворец Ольги.

Невозможность проводить в Киеве систематические раскопки, существенно ограничивают наши знания об этом государстве.

Редкость применения личного найма в Киевской Руси вполне можно объяснить: Ведь мы имеем дело не с обществом наёмного труда, а с обществом, которое переходило от первичной формы эксплуатации человека человеком (рабство) к эксплуатации, основанной на присвоении господствующим классом одного из важнейших условий труда — земли, с вытекающим отсюда крепостничеством. 

Если попытаться обобщить наши наблюдения над хозяйством и общественными отношениями Киевской Руси, то мы можем выделить следующее:

1. Наша страна знает земледелие в качестве господствующего занятия населения уже очень давно.

2. Поскольку земля играла в истории нашей страны с давних пор крупнейшую роль, вопрос о землевладении, его возникновении, организации вотчины, категориях зависимого от вотчинника населения, являются важнейшими вопросами без изучения которых немыслимо понять не только историю нашей древности, но и ход дальнейшей истории, вплоть до наших дней.

3. Время появления частной собственности точно датировано быть не может, по крайней мере в 9 веке в бассейне рек Волхова, Днепра, она несомненна.

4. Для 10-11 вв. уже вполне доброкачественный материал, позволяющий нам составить достаточно цельное представление о характере древнерусской вотчины и внутривотчинных отношений.

5. Рабство в хозяйстве 10-11 вв. ещё играет значительную роль, но оно значительно уступает место по эффективности более прогрессивному феодальному способу производства (крепостной труд).

                                 Важнейшие черты политического строя Киевской Руси.

                                                             Князь и Киевская знать.

Все русские историки всегда интересовались вопросом о положении князя в Киевский период нашей истории. Существует две теории относительно происхождений княжеской власти в Киеве.

1. «Родовая» теория. Представители этой теории выводят значение княжеской власти в Киевского периода из принципа принадлежности власти всему «владетельному дому», считали всю землю русскую «семейственным достоянием» и её князя — представителем княжеского рода. (род Рюриковичей)

2. Иное представление об этом у противников школы «родового быта». Одним из самых знаменитых противников этой теории являлся В.И. Сергеевич. Он не признаёт в истории нашей страны «варварского», предшествующего эпохе раздробленности, периода.

                                                              Древнерусское вече.

В книге, посвящённой Киевскому государству, говорить о вече, совсем не обязательно, так как оно, строго говоря, здесь не функционировало. Расцвет вечевой деятельности падает уже на период феодальной раздробленности.

По мнению историка В.И. Сергеевича вече функционировало почти на всей территории Древней Руси беспрерывно, вплоть до татарского завоевания.

Причины падения вечевых собраний для Московской Руси и для Литовской не одинаковы. Для восточной руси одной из самых серьёзных причин было завоевание татарами, вторая же причина кроется в особом характере Московской Руси. В Северо-восточной Руси условия жизни были совсем другие, чем в торговых областях реки Волхов и Днепра. В торговой Западной Руси, вече происходили регулярно и спокойно, на земледельческом Северо-востоке — сельскому жителю было гораздо труднее откликаться на все аспекты политической жизни в стране.

После включения Западной Руси в состав Литовского княжества, вече ещё некоторое время продолжало своё существование, однако, конечно, потеряло былое политическое влияние, оставшись, по сути, единицой местного самоуправления, со временем превратившись в сейм.

 

 

                                    Первые сведения о Киеве и киевском государстве.

Образование Киевского государства есть факт исторически позднего времени. Это одно из последних звеньев в цепи политических событий в восточной юго-восточной Европе.

В центре этого государства стал город Киев.

Приблизительно в 6 веке на юго-западе нашей страны мы застаём значительный союз славянских племён под главенством дулебов.

Арабский географ аль-Джайхани, писавший в начале 10 века и использовавший источники 9 века, сообщает, что приблизительно в 8-9 веках в нашей стране существовали 3 славянских союза, у каждого из которых был свой «царь». Один такой союз с центром в городе Куяба вёл активную торговлю с иностранными купцами, не препятствовал их проникновению вглубь державы. Второй союз - «Славия». Третий - «Артания» - крайне воинственный племенной союз, вдещий закрытую внешнюю политику, не допускал к себе на территорию иностранных купцов, и облаживший данью близлежащие провинции Византии. Не трудно в этих трёх союзах разглядеть Новгород (Славия), Киев (Куяба), И условную Приазовско-Черноморскую Русь.

Наши летописные факты не противоречат этим сведениям и допускают, что к 9 веку на этих территориях могли складываться объединения полугосударственного типа.

                                    Образование Киевской Руси и ёё история в 10 веке.

Составители более поздних летописей, как проавило мало интересовались местной жизни как Киевской Руси, так и Новгородской. Их больше интересовала история династии Рюриковичей. Повествование о жизни этих земель до призвания Рюрика идёт скачкообразно, многие факты отрывочно выдираются из исторического контекста. В Новгородской летописи после рассказа о том, как новгородцы, кривичи, меря и чудь, вынужденные одно время платить варягам дань, освободились, как у них начались внутренние войны между собой, - сообщается о призвании трёх скандинавских братьев — Рюрика, Синеуса и Трувора. Прибытие этих трёх братьев было перенесено из Новгородской летописи в Киевский свод. Ранняя смерть Трувора и Синеуса делает Рюрика единоличным правителем Руси. Киевска летопись не упоминает о восстании Вадима против Рюрика в Новгороде. Также, согласно Никоновской летописи, движение против Рюрика длилось в Новгороде довольно долго. О Рюрике в наших летописях содержится не так много сведений. В западноевропейских источниках мы можем найти Рорика Датского, однако мы нне можем отжествлять их как одного персонажа, так как содержащихся в этих источниках сведений крайне не достаточно для сколько-нибудь серьёзного анализа.

Перед Новгородом, Киев имел ряд неоспоримых преимуществ. Во-первых, он был ближе к Византии, интерес к которой качественно менялся по мере развития хозяйственных и политических успехов Киевской Руси.

Согласно летописным записям дружины под предводительством князя Олега совершили успешный поход на Царь-град(Константинополь). Некоторые отечественные историки считают, что этого похода на самом деле не было. Бахрушин, например, называет этот поход «фантастическим». Грушевский считает и дату(907г.) и детали легендарными, но в то же время допускает возможность походов славян на Византийские земли на протяжении 10 века.

Всё же полностью исключать похода именно 907г. Не стоит. Во-первых у нас есть договор, датируемый 911г. Во-вторых у нас есть условия этого договора, которые говорят о достигнутых Русью военных успехах. В перерывах между походами на Византию киевский князь Олег занимался расширением границ молодого государства. В результате ко времени смерти Олега, Киевская Русь обладала довольно обширными территориями.

                                                       Крещение Руси.

Вопрос о крещении Руси крайне запутан и не разрешён во всех подробностях историками в полной мере. Принятие христианства — факт бесспорно важный для любого отечественного историка. Для летописца же — это событие грандиозное. О крещении Руси в 10 веке, и особенно в 11 веке писали очень много и писали очень по-разному, вследствие чего на каждое событие набирается по несколько версий. Например, нам неизвестно где точно крестился Владимир- по разным версиям это могло произойти в Корсуни, Почйне, или Васильиве, под Киевом.

Принятие христианства свидетельствует о большом сдвиге в идеологии киевского общества. Язычество — религия, созданная в родовом обществе, не подходит для общества классового. Религия родового строя не знает классов, и не требует подчинения одного человека над другим, не освещает господство одного человека над другим, классовая религия имеет другой характер. Христианство стало проникать к нам ещё в 9 веке при Ольге и Святославе, что вызывало огромные проблемы на религиозной почве. И Владимир, в начале своего правления был приверженцем старой языческой веры. Исходя из политических мотивов, Владимир хотел собрать всех богов, которым поклонялись разные племена, создав в Киеве единый пантеон Богов, обязательный для всего государства. Он хотел создать такую религию, которая смогла бы объеденить разрозненное государство, связать отдельные его части. Но благодаря особой внешнеполитической обстановке этот вопрос был решён иначе.

Какая-то часть Руси уже в 9 веке начала свой переход в христианство. Так, в договоре 945г. Между Русью и Византией, во время правления князя Игоря, указана та часть Руси, которая клялась по христианскому образцу.

Из факта принятия Киевом христианства в качестве господствующей религии, вытекает несколько немаловажных фактов:

1. Христианство, как религия, господствующая в Европе, ещё больше сблизило её с Русью.

2. Церковная организация, которую взяли на себя византийцы, заняла весьма определённое место в истории киевского общества, оказывая поддержку князю в его подчинении и сплочении.

3. Христианская церковь подняла значение княжеской власти на большую высоту, способствуя сплочению государства.

4. Византийская церковь, приобщая Русь к своей культуре, значительно подняла уровень культуры в нашей стране.

Борисов Н.- Иван 3

Отец Ивана, великий князь московский Василий Васильевич (Василий II, или Василий Темный), прожив бурную и трагическую жизнь, умер в возрасте 47 лет в 1462 году. В 9 лет он потерял отца, в 19 — престол, в 30 лет попал в плен к татарам, а вернувшись из плена, был ослеплен своими двоюродными братьями Дмитрием Шемякой и Иваном Можайским. Не сломленный этими ударами судьбы, Василий со временем сумел вернуть себе московский престол и в урочный час передать его старшему сыну Ивану. Увечье дало повод для его прозвища — Темный. Однако это был лишь повод. Подлинный смысл уникального прозвища Василия II — своего рода историческая загадка.

Иван Великий

Иван Великий — одна из самых сложных и противоречивых фигур русской истории. В его таинственном ветхозаветном величии удивительным образом соединились царь-освободитель и царь-поработитель. Таков печальный парадокс русской истории. Правитель, добившийся полной независимости страны от внешних сил, одновременно стал родоначальником крепостнического строя. Он «поставил под ружье» и аристократию с ее вечной наклонностью к мятежу, и крестьян с их неизбывной тягой к перемене мест, и погруженных в молитву лесных монахов-отшельников.

Политика на трех китах

Следуя заветам своего великого прадеда Ивана Калиты, московский правитель воздвиг свою политику на трех китах: мир с Ордой, мир с Литвой и самые добрые отношения с митрополитом Киевским и всея Руси. А между тем вокруг Владимирской Руси гремели тогда битвы, сметавшие целые народы и государства. В 1395 году «железный хромец» Тимур разгромил Золотую Орду и стер с лица земли ее столицу Сарай — любимое детище знаменитого хана Узбека.

Ледовый поход

«Ледовый поход» князя Юрия Звенигородского стал началом многолетней смуты в Русской земле. Разбуженное чудовище усобицы вырвалось на свет из своих темных лабиринтов. Между разными ветвями потомства Дмитрия Донского началась братоубийственная война. То затихая, то вновь разгораясь, она продолжалась до 1453 года.

Мирный договор

В 1447 году Иван Рязанский заключил мирный договор уже с вернувшимся в Москву Василием Темным. Союз с Москвой нужен был рязанскому князю и для более успешной обороны от татарских набегов, и для подавления своих вечных соперников — удельных князей Пронских, представлявших младшую линию рязанского княжеского дома.

 

 

Пожар в Москве

Осенью 1457 года Москва стала жертвой сильнейшего пожара. В ночь с 22 на 23 октября «загореся град Москва, и згоре треть града». И вновь пришлось москвичам рыдать на пепелище, хоронить погибших в огне и, спасаясь от ранних морозов, торопливо ставить новые избы и дворы. Каждый пожар был для города тяжелым ударом. Но, пережив десятки пожаров, Москва научилась возрождаться из пепла, как сказочная птица Феникс.

Нападение на Рязань

В начале августа 1460 года на Рязань (Переяславль Рязанский) напал «со всею силою» хан Большой (Волжской) Орды Ахмат. Осада города ни к чему не привела. Понеся большие потери, татары через шесть дней ушли обратно в степи «с великим срамом». Их отход ускорила весть о близости московского войска во главе с наследником престола великим князем Иваном. «А князь великий Иван тогды стоял у брега (Оки.— Н. Б.) со многими людми».

Поход Василия Темного

Предпринятый Василием Темным в начале 1461 года поход на казанских татар завершился вполне благополучно. Хан выслал навстречу русскому войску своих послов с мирными предложениями, которые устраивали великого князя. Во Владимире был заключен мир. Впрочем, этот первый мир с Казанью лучше было бы назвать перемирием: у Московской Руси впереди было еще немало войн с беспокойным восточным соседом.

 Строительство церквей

В эти годы в Москве оживает каменное строительство. Летом 1460 года была возведена каменная церковь Богоявления на подворье Троице-Сергиева монастыря в московском Кремле.На следующее лето в Кремле развернулось новое строительство. На сей раз заказчиком был сам Василий Темный. Он решил отстроить в камне старинную кремлевскую церковь Иоанна Предтечи.

Это была первая каменная церковь, построенная в Москве Василием Темным. Великий князь не случайно занялся именно ею. Московское предание, о котором упоминает летописец, называло Ивановскую церковь первой церковью города, в которой служил еще святой митрополит Петр. Возобновление этого храма символизировало непрерывность московской духовной традиции, идущей от ее первых князей.

Правление Ивана 3

Первые пять лет правления Ивана III выглядят спокойными и в историческом отношении малоинтересными. Но за этой однообразной чередой свадеб и похорон скрывалось и нечто более важное. Москва собралась с силами и определила свои главные задачи. Молодой великий князь нашел сильное средство для укрепления своей власти — превращение измельчавших удельных князей в московских бояр, а их вотчин — в поместья. Расправившись с некоторыми фаворитами отца (Федором Басенком, митрополитом Феодосием), он дал понять аристократии, что будет править твердой рукой. Постепенно князь Иван почувствовал в себе ту уверенность и ту холодную злост


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.126 с.