Санитарно-гигиеническое исследование воды — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Санитарно-гигиеническое исследование воды

2020-04-01 151
Санитарно-гигиеническое исследование воды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учебно-методическое пособие

"Санитарно-гигиеническая оценка воды и кормов"

для студентов 3-го курса зооинженерного факультета"

 

Витебск, 2001


Учебно-методическое пособие подготовили: профессор В. А. Медведский, доценты: Л. Н. Рощина. А. А. Прокошин, М. И. Закревский, аспирант И. С. Дурейко

Ответственный за выпуск зав. кафедрой зоогигиены, профессор В. А. Медведский.

Рецензенты:

Одобрено кафедрой зоогигиены (протокол № от "___"т ________ г.) и учебно-методической комиссией зооинженерного факультета (протокол № от "___" ___________2000 г.)

 


Введение

 

В выполнении задач, возложенных на сельскохозяйственное производство Республики Беларусь по обеспечению населения продуктами питания и сырьем, важная роль принадлежит и дисциплине: "Зоогигиена с основами проектирования животноводческих объектов".

Установлено, что при высокой концентрации животных на фермах и комплексах создаются мощные источники загрязнения воздушного бассейна, ограждающих конструкций, поверхностных и грунтовых вод, почвы, кормов, что может привести к возникновению различных заболеваний животных и потере их продуктивности.

Для того, чтобы устранить влияние неблагоприятных факторов на людей и животных, необходимо осуществлять гигиенический и ветеринарно-санитарный контроль за параметрами окружающей среды.

Вопросы санитарно-гигиенического контроля качества воздушной среды, воды, почвы и кормов в условиях животноводческих ферм, работающих на промышленной основе, имеют исключительную актуальность.

В связи с этим зооинженер и работники животноводческих ферм, чтобы сохранить здоровье животных, должны знать приемы санитарно-гигиенической оценки качества отдельных факторов окружающей среды, способы ее улучшения.

Учебно-методическое пособие для лабораторно-практических занятий разработано с учетом действующей типовой программы для студентов зооинженерного факультета очного обучения по специальности С. 02. 02. "Зоотехния" утвержденной 16 июня 1995 года и максимально приближена к тематическим планам лабораторно-практических занятий, предусматривает глубокое закрепление теоретического материала и предварительную самостоятельную работу студента.

До начала занятий студент обязан изучить теорию вопроса согласно рекомендуемой литературе и методическим указаниям, иметь четкие знания по вопросам самоподготовки и должен ознакомиться с вопросами техники безопасности при лабораторно-практических занятиях


САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ

Тема 5. Определение хлоридов, сульфатов нитратов в воде

Химический анализ в полевых условиях

Врем я - 90 минут.

Место проведения - учебный класс.

Цель занятия: отработка методов исследования химического состава воды.

Формы и методы контроля: устный опрос, контроль за ходом выполнения задания.

Материальное обеспечение: реактив Неслера, реактив Грисса, кристаллы дефиниламина, 10%-ный раствор хлористого бария, 5%-ный раствор азотно-кислого серебра.

Химические показатели воды.

В чистых водоисточниках наблюдается известное постоянство химического состава воды. При загрязнении источников в воде увеличивается количество взвешенных и растворенных веществ. Поэтому в воде прежде всего необходимо определять наличие таких химических веществ, которые являются показателями ее загрязнения нечистотами, отбросами сточных вод, опасными в санитарном отношении.

Органическое загрязнение воды подтверждается содержанием в ней аммиака, нитритов, высокой окисляемости воды. В чистой питьевой воде окисляемость не должна превышать 3 мг кислорода на литр воды, аммиака и нитритов не должно быть.

Определение нитратов

В фарфоровую чашку отмеряют 0,5 мл исследуемой воды, добавляют несколько кристаллов дефиниламина и несколько капель концентрированной серной кислоты. Синее окрашивание указывает на наличие нитратов в оде.

Определение сульфатов

В пробирку наливают 10 мл исследуемой воды и добавляют 3-4 капли 10%-ного раствора хлористого бария. Образование белой мути указывает на наличие сульфатов.

Определение хлоридов

В пробирку наливают 10 мл исследуемой воды и добавляют 3 капли 5%-ного раствора азотнокислого серебра, образование белой мути говорит о присутствии хлоридов.


Запись результатов исследования

Показатели Единицы Нормативы

Проба воды

  Измерения ГОСТа 1 2
Аммиак Мг/л      
Нитриты Мг/л      
Нитраты        
Сульфаты Мг/л      
Хлориды Мг/л      
Окисляемость Мг/л      

Контрольные вопросы.

1. Показатели химического состава воды по ГОСТу.

. Источники загрязнения воды органическими веществами.

. Гигиеническое значение отдельных показателей.

. Методы определения отдельных химических показателей.

. Санитарное значение химических показателей.

Хлорирование воды.

В настоящее время чаще всего применяется хлорирование воды,для чего пользуются свободным газообразным хлором или раствором хлорной извести.

Доза активного хлора определяется в зависимости от степени загрязнения воды и колеблется от 0,5 до 25 мл/л воды. Время воздействия активного хлора на воду также различно: от 15-25 минут до 1 часа. Хлорная известь содержит до 39% активного хлора. Однако, при хранении хлорная известь разлагается с выделением хлора, поэтому при использовании проверяют её активность.

Для обеззараживания воды используют хлорную известь с содержанием активного хлора не ниже 20%.

1. Определение активного хлора в растворе хлорной извести.

Наливаем в колбу 50 мл дистиллированной воды, 5 мл 1% раствора хлорной извести, 1 мл 25% раствора серной кислоты, 5 мл 5% раствора йодистого калия, 20 капель раствора крахмала. Выделяющийся свободный йод окрашивает крахмал в синий цвет. Посиневшую суспензию титруют раствором гипосульфита до полного обесцвечивания.

Пример: на титрование 5 мл 1% раствора хлорной извести ушло 34,5 мл 0,01 н раствора гипосульфита, 1 мл 0,01 н раствора гипосульфита соответствует 0,355 мг хлора, а 34,5 0,01 н раствора гипосульфита соответствует Х: Х= 34,520,355 =12,14 мг хлора.

1 мл 1% раствора хлорной извести содержит  активного хлора.

Чтобы узнать какой процент активного хлора содержится в данной извести, нужно

. Хлорирование воды

Количество активного хлора, применяемое для хлорирования, зависит от степени загрязнения воды. Для хлорирования водопроводной воды мы будем применять (из расчета 10 мг активного хлора на литр воды).

мл 1% р-ра хлорной извести содержит 2,43 мг активного хлора

х -"- 10 мг -"-

1% раствора хлорной извести

В 1 литр воды наливается 6,17 мл 1% раствора хлорной извести, вода хорошо перемешивается и настаивается в течение 30 минут.

3. Дехлорирование воды

Качественное определение в воде остаточного хлора.

Наличие остаточного хлора определяется по запаху и реакцией: в пробирку наливают 10 мл хлорированной воды, 2-3 капли раствора йодистого калия и столько же крахмала, голубое окрашивание указывает на наличие остаточного хлора.

Определение количества гипосульфита, необходимого для дехлорирования.

В колбу наливают 100 мл хлорированной воды, 1 мл раствора йодистого калия, 20 капель раствора крахмала и титруют 0,01 н раствором гипосульфита до обесцвечивания.

Пример: на дехлорирование 100 мл воды ушло 1,3 мл 0,01 н раствора гипосульфита, тогда на дехлорирование 1 л воды уйдет  0,01н раствора гипосульфита.

Дехлорирование производится сухим веществом гипосульфита.

В 1 мл 0,01 н раствора гипосульфита содержится 2,48 мл сухого вещества, а в 13 мл -"- -"- Х -"-

Указанное количество гипосульфита отвешивается, высыпается в воду, перемешивается до полного растворения.

В дехлорированной воде качественно определяется остаточный хлор. Методика указана выше, см. дехлорирование воды.

 

Запись результатов исследования

Показатели Единицы измерения

Проба воды

    1 2
Наличие активного хлора мг    
Наличие активного хлора %    
Количество 1%-ного раствора хлорной извести мг    
Количество гипосульфита:      
Раствора мл    
Сухого вещества мг    

Контрольные вопросы:

1. Основные причины снижения качества воды.

. Методы улучшения качества воды.

. Основные методы очистки воды.

. Методы обеззараживания воды.


Лабораторный анализ сена

· Степень влажности сена для более точных результатов может быть определено высушиваем навески сена в сушильном шкафу при температуре 110ОС.

· Определение трухи в сене. Труху, прошедшую через сито с отверстием 3 мм, взвешивают и выражают в %. Для сена первого класса - ее должно быть не более 2%, для 2 и 3 класса - не более 3%. Если трухи в сене от 3 до10%, то сено неклассное. Сено, содержащее труху больше 10% - брак.

· Определение наличия в сене спорыньи, головни и ржавчины.

Спорынья чаще всего поражает злаковые (костер безостый, пырей рожь, тимофеевку, пшеницу, овес). При осмотре обращать внимание на наличие в колосе рожков темно-фиолетового цвета.

Ржавчина поражает злаковые, главным образом надземные части стебля в виде красных, черных и желтоватых пятен.

Поражение головней можно определить по наличию почерневших колосков или метелочек.

Сено подразделяется на 4 вида: естественных сенокосов, злаковое, бобово-злаковое и сеянное бобовое. В зависимости от почвы продолжительности и условий хранения, от содержания бобовых и злаковых растений, а также от физико-химических показателей сено подразделяется на три класса - 1, 2, 3. Классное сено не должно иметь затхлого, плесневелого, гнилостного и других запахов. В сене первого класса ядовитых и вредных растений не должно содержаться более 0,5 %, в 3- не более 1%. Сено, содержащее механических примесей свыше 10% к скармливанию не допускается. Влажность сена, закладываемого на длительное хранение не должна превышать для злаковых трав - 15%, для бобовых - 17%. Если сено было заложено на хранении в состоянии повышенной влажности, то во время хранения оно нередко подвергается самосогреванию, в этом случае усиливается активность грибов, значительно увеличивается количество гнилостных бактерий, накапливаются продукты метаболизма грибов - микотоксины, вызывающие массовые заболевания животных, снижение их продуктивности.

Санитарно-гигиеническая оценка соломы и мякины

Солома - это стебли и листья растений, оставшиеся после обомолота зерновых культур и некоторых бобовых растений. Мякина - пленки и оболочки зерна колоса, остающиеся после обмолота. Солома и мякина богаты клетчаткой, лигнином, имеет очень низкую питательную ценность и переваримость. По питательности различные виды соломы располагаются в следующем порядке: просяная, ячменная, кукурузная, овсяная, пшеничная, ржаная. Солома бедна протеином (3-5%), мякина богата протеином, содержит много остей, которые ранят слизистую оболочку крупного рогатого скота, вследствие чего ее скармливать надо только после соответствующей обработки.

Оценка доброкачественности соломы производится точно также как и сена. Доброкачественной считается солома с хорошей упругостью, характерным блеском, без гнили, затхлости, не пыльная, с хорошим запахом. Для повышения питательности соломы необходимо использовать различные способы подготовки к скармливанию: физические, биологические, химические. Испорченная солома имеет затхлый, плесневелый и гнилостный запах, несвойственный ей цвет. Влажность соломы не должна превышать 15%. Содержание механических примесей допускается не более 10%.

Список рекомендуемой литературы

вода обеззараживание санитарный комбикорм

1. Волков Г. К. Зоогигиенические нормативы для животноводческих объектов. (Справочник). - М.: Агропромиздат, 1986. - 304с.

2. Гигиена сельскохозяйственных животных: В 2 кн. Кн. 1 Общая зоогигиена/ Кузнецов А. Ф., Демчук М. В., Карелин, А. И. и др.; Под ред. Кузнецова А. Ф. и Демчука М. В.- М.: Агропромиздат, 1991. - 399с.

3. Гигиена сельскохозяйственных животных: В 2 кн. Кн. 2 Частная зоогигиена / Кузнецов А. Ф., Демчук М. В., Карелин, А. И. и др.; Под ред. Кузнецова А. Ф. и Демчука М. В.- М.: Агропромиздат, 1992.- 192 с.

4. Храбустовский И. Ф., Демчук М. В., Онегов А. П. Практикум по зоогигиене. - М.: Колос, 1984. - 270 с.

Учебно-методическое пособие

"Санитарно-гигиеническая оценка воды и кормов"

для студентов 3-го курса зооинженерного факультета"

 

Витебск, 2001


Учебно-методическое пособие подготовили: профессор В. А. Медведский, доценты: Л. Н. Рощина. А. А. Прокошин, М. И. Закревский, аспирант И. С. Дурейко

Ответственный за выпуск зав. кафедрой зоогигиены, профессор В. А. Медведский.

Рецензенты:

Одобрено кафедрой зоогигиены (протокол № от "___"т ________ г.) и учебно-методической комиссией зооинженерного факультета (протокол № от "___" ___________2000 г.)

 


Введение

 

В выполнении задач, возложенных на сельскохозяйственное производство Республики Беларусь по обеспечению населения продуктами питания и сырьем, важная роль принадлежит и дисциплине: "Зоогигиена с основами проектирования животноводческих объектов".

Установлено, что при высокой концентрации животных на фермах и комплексах создаются мощные источники загрязнения воздушного бассейна, ограждающих конструкций, поверхностных и грунтовых вод, почвы, кормов, что может привести к возникновению различных заболеваний животных и потере их продуктивности.

Для того, чтобы устранить влияние неблагоприятных факторов на людей и животных, необходимо осуществлять гигиенический и ветеринарно-санитарный контроль за параметрами окружающей среды.

Вопросы санитарно-гигиенического контроля качества воздушной среды, воды, почвы и кормов в условиях животноводческих ферм, работающих на промышленной основе, имеют исключительную актуальность.

В связи с этим зооинженер и работники животноводческих ферм, чтобы сохранить здоровье животных, должны знать приемы санитарно-гигиенической оценки качества отдельных факторов окружающей среды, способы ее улучшения.

Учебно-методическое пособие для лабораторно-практических занятий разработано с учетом действующей типовой программы для студентов зооинженерного факультета очного обучения по специальности С. 02. 02. "Зоотехния" утвержденной 16 июня 1995 года и максимально приближена к тематическим планам лабораторно-практических занятий, предусматривает глубокое закрепление теоретического материала и предварительную самостоятельную работу студента.

До начала занятий студент обязан изучить теорию вопроса согласно рекомендуемой литературе и методическим указаниям, иметь четкие знания по вопросам самоподготовки и должен ознакомиться с вопросами техники безопасности при лабораторно-практических занятиях


САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.