Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Дисциплины:
2020-04-01 | 151 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Учебно-методическое пособие
"Санитарно-гигиеническая оценка воды и кормов"
для студентов 3-го курса зооинженерного факультета"
Витебск, 2001
Учебно-методическое пособие подготовили: профессор В. А. Медведский, доценты: Л. Н. Рощина. А. А. Прокошин, М. И. Закревский, аспирант И. С. Дурейко
Ответственный за выпуск зав. кафедрой зоогигиены, профессор В. А. Медведский.
Рецензенты:
Одобрено кафедрой зоогигиены (протокол № от "___"т ________ г.) и учебно-методической комиссией зооинженерного факультета (протокол № от "___" ___________2000 г.)
Введение
В выполнении задач, возложенных на сельскохозяйственное производство Республики Беларусь по обеспечению населения продуктами питания и сырьем, важная роль принадлежит и дисциплине: "Зоогигиена с основами проектирования животноводческих объектов".
Установлено, что при высокой концентрации животных на фермах и комплексах создаются мощные источники загрязнения воздушного бассейна, ограждающих конструкций, поверхностных и грунтовых вод, почвы, кормов, что может привести к возникновению различных заболеваний животных и потере их продуктивности.
Для того, чтобы устранить влияние неблагоприятных факторов на людей и животных, необходимо осуществлять гигиенический и ветеринарно-санитарный контроль за параметрами окружающей среды.
Вопросы санитарно-гигиенического контроля качества воздушной среды, воды, почвы и кормов в условиях животноводческих ферм, работающих на промышленной основе, имеют исключительную актуальность.
В связи с этим зооинженер и работники животноводческих ферм, чтобы сохранить здоровье животных, должны знать приемы санитарно-гигиенической оценки качества отдельных факторов окружающей среды, способы ее улучшения.
|
Учебно-методическое пособие для лабораторно-практических занятий разработано с учетом действующей типовой программы для студентов зооинженерного факультета очного обучения по специальности С. 02. 02. "Зоотехния" утвержденной 16 июня 1995 года и максимально приближена к тематическим планам лабораторно-практических занятий, предусматривает глубокое закрепление теоретического материала и предварительную самостоятельную работу студента.
До начала занятий студент обязан изучить теорию вопроса согласно рекомендуемой литературе и методическим указаниям, иметь четкие знания по вопросам самоподготовки и должен ознакомиться с вопросами техники безопасности при лабораторно-практических занятиях
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ
Тема 5. Определение хлоридов, сульфатов нитратов в воде
Химический анализ в полевых условиях
Врем я - 90 минут.
Место проведения - учебный класс.
Цель занятия: отработка методов исследования химического состава воды.
Формы и методы контроля: устный опрос, контроль за ходом выполнения задания.
Материальное обеспечение: реактив Неслера, реактив Грисса, кристаллы дефиниламина, 10%-ный раствор хлористого бария, 5%-ный раствор азотно-кислого серебра.
Химические показатели воды.
В чистых водоисточниках наблюдается известное постоянство химического состава воды. При загрязнении источников в воде увеличивается количество взвешенных и растворенных веществ. Поэтому в воде прежде всего необходимо определять наличие таких химических веществ, которые являются показателями ее загрязнения нечистотами, отбросами сточных вод, опасными в санитарном отношении.
Органическое загрязнение воды подтверждается содержанием в ней аммиака, нитритов, высокой окисляемости воды. В чистой питьевой воде окисляемость не должна превышать 3 мг кислорода на литр воды, аммиака и нитритов не должно быть.
|
Определение нитратов
В фарфоровую чашку отмеряют 0,5 мл исследуемой воды, добавляют несколько кристаллов дефиниламина и несколько капель концентрированной серной кислоты. Синее окрашивание указывает на наличие нитратов в оде.
Определение сульфатов
В пробирку наливают 10 мл исследуемой воды и добавляют 3-4 капли 10%-ного раствора хлористого бария. Образование белой мути указывает на наличие сульфатов.
Определение хлоридов
В пробирку наливают 10 мл исследуемой воды и добавляют 3 капли 5%-ного раствора азотнокислого серебра, образование белой мути говорит о присутствии хлоридов.
Запись результатов исследования
Показатели | Единицы | Нормативы | Проба воды | |
Измерения | ГОСТа | 1 | 2 | |
Аммиак | Мг/л | |||
Нитриты | Мг/л | |||
Нитраты | ||||
Сульфаты | Мг/л | |||
Хлориды | Мг/л | |||
Окисляемость | Мг/л |
Контрольные вопросы.
1. Показатели химического состава воды по ГОСТу.
. Источники загрязнения воды органическими веществами.
. Гигиеническое значение отдельных показателей.
. Методы определения отдельных химических показателей.
. Санитарное значение химических показателей.
Хлорирование воды.
В настоящее время чаще всего применяется хлорирование воды,для чего пользуются свободным газообразным хлором или раствором хлорной извести.
Доза активного хлора определяется в зависимости от степени загрязнения воды и колеблется от 0,5 до 25 мл/л воды. Время воздействия активного хлора на воду также различно: от 15-25 минут до 1 часа. Хлорная известь содержит до 39% активного хлора. Однако, при хранении хлорная известь разлагается с выделением хлора, поэтому при использовании проверяют её активность.
Для обеззараживания воды используют хлорную известь с содержанием активного хлора не ниже 20%.
1. Определение активного хлора в растворе хлорной извести.
Наливаем в колбу 50 мл дистиллированной воды, 5 мл 1% раствора хлорной извести, 1 мл 25% раствора серной кислоты, 5 мл 5% раствора йодистого калия, 20 капель раствора крахмала. Выделяющийся свободный йод окрашивает крахмал в синий цвет. Посиневшую суспензию титруют раствором гипосульфита до полного обесцвечивания.
Пример: на титрование 5 мл 1% раствора хлорной извести ушло 34,5 мл 0,01 н раствора гипосульфита, 1 мл 0,01 н раствора гипосульфита соответствует 0,355 мг хлора, а 34,5 0,01 н раствора гипосульфита соответствует Х: Х= 34,520,355 =12,14 мг хлора.
|
1 мл 1% раствора хлорной извести содержит активного хлора.
Чтобы узнать какой процент активного хлора содержится в данной извести, нужно
. Хлорирование воды
Количество активного хлора, применяемое для хлорирования, зависит от степени загрязнения воды. Для хлорирования водопроводной воды мы будем применять (из расчета 10 мг активного хлора на литр воды).
мл 1% р-ра хлорной извести содержит 2,43 мг активного хлора
х -"- 10 мг -"-
1% раствора хлорной извести
В 1 литр воды наливается 6,17 мл 1% раствора хлорной извести, вода хорошо перемешивается и настаивается в течение 30 минут.
3. Дехлорирование воды
Качественное определение в воде остаточного хлора.
Наличие остаточного хлора определяется по запаху и реакцией: в пробирку наливают 10 мл хлорированной воды, 2-3 капли раствора йодистого калия и столько же крахмала, голубое окрашивание указывает на наличие остаточного хлора.
Определение количества гипосульфита, необходимого для дехлорирования.
В колбу наливают 100 мл хлорированной воды, 1 мл раствора йодистого калия, 20 капель раствора крахмала и титруют 0,01 н раствором гипосульфита до обесцвечивания.
Пример: на дехлорирование 100 мл воды ушло 1,3 мл 0,01 н раствора гипосульфита, тогда на дехлорирование 1 л воды уйдет 0,01н раствора гипосульфита.
Дехлорирование производится сухим веществом гипосульфита.
В 1 мл 0,01 н раствора гипосульфита содержится 2,48 мл сухого вещества, а в 13 мл -"- -"- Х -"-
Указанное количество гипосульфита отвешивается, высыпается в воду, перемешивается до полного растворения.
В дехлорированной воде качественно определяется остаточный хлор. Методика указана выше, см. дехлорирование воды.
Запись результатов исследования
Показатели | Единицы измерения | Проба воды | |
1 | 2 | ||
Наличие активного хлора | мг | ||
Наличие активного хлора | % | ||
Количество 1%-ного раствора хлорной извести | мг | ||
Количество гипосульфита: | |||
Раствора | мл | ||
Сухого вещества | мг |
Контрольные вопросы:
|
1. Основные причины снижения качества воды.
. Методы улучшения качества воды.
. Основные методы очистки воды.
. Методы обеззараживания воды.
Лабораторный анализ сена
· Степень влажности сена для более точных результатов может быть определено высушиваем навески сена в сушильном шкафу при температуре 110ОС.
· Определение трухи в сене. Труху, прошедшую через сито с отверстием 3 мм, взвешивают и выражают в %. Для сена первого класса - ее должно быть не более 2%, для 2 и 3 класса - не более 3%. Если трухи в сене от 3 до10%, то сено неклассное. Сено, содержащее труху больше 10% - брак.
· Определение наличия в сене спорыньи, головни и ржавчины.
Спорынья чаще всего поражает злаковые (костер безостый, пырей рожь, тимофеевку, пшеницу, овес). При осмотре обращать внимание на наличие в колосе рожков темно-фиолетового цвета.
Ржавчина поражает злаковые, главным образом надземные части стебля в виде красных, черных и желтоватых пятен.
Поражение головней можно определить по наличию почерневших колосков или метелочек.
Сено подразделяется на 4 вида: естественных сенокосов, злаковое, бобово-злаковое и сеянное бобовое. В зависимости от почвы продолжительности и условий хранения, от содержания бобовых и злаковых растений, а также от физико-химических показателей сено подразделяется на три класса - 1, 2, 3. Классное сено не должно иметь затхлого, плесневелого, гнилостного и других запахов. В сене первого класса ядовитых и вредных растений не должно содержаться более 0,5 %, в 3- не более 1%. Сено, содержащее механических примесей свыше 10% к скармливанию не допускается. Влажность сена, закладываемого на длительное хранение не должна превышать для злаковых трав - 15%, для бобовых - 17%. Если сено было заложено на хранении в состоянии повышенной влажности, то во время хранения оно нередко подвергается самосогреванию, в этом случае усиливается активность грибов, значительно увеличивается количество гнилостных бактерий, накапливаются продукты метаболизма грибов - микотоксины, вызывающие массовые заболевания животных, снижение их продуктивности.
Санитарно-гигиеническая оценка соломы и мякины
Солома - это стебли и листья растений, оставшиеся после обомолота зерновых культур и некоторых бобовых растений. Мякина - пленки и оболочки зерна колоса, остающиеся после обмолота. Солома и мякина богаты клетчаткой, лигнином, имеет очень низкую питательную ценность и переваримость. По питательности различные виды соломы располагаются в следующем порядке: просяная, ячменная, кукурузная, овсяная, пшеничная, ржаная. Солома бедна протеином (3-5%), мякина богата протеином, содержит много остей, которые ранят слизистую оболочку крупного рогатого скота, вследствие чего ее скармливать надо только после соответствующей обработки.
|
Оценка доброкачественности соломы производится точно также как и сена. Доброкачественной считается солома с хорошей упругостью, характерным блеском, без гнили, затхлости, не пыльная, с хорошим запахом. Для повышения питательности соломы необходимо использовать различные способы подготовки к скармливанию: физические, биологические, химические. Испорченная солома имеет затхлый, плесневелый и гнилостный запах, несвойственный ей цвет. Влажность соломы не должна превышать 15%. Содержание механических примесей допускается не более 10%.
Список рекомендуемой литературы
вода обеззараживание санитарный комбикорм
1. Волков Г. К. Зоогигиенические нормативы для животноводческих объектов. (Справочник). - М.: Агропромиздат, 1986. - 304с.
2. Гигиена сельскохозяйственных животных: В 2 кн. Кн. 1 Общая зоогигиена/ Кузнецов А. Ф., Демчук М. В., Карелин, А. И. и др.; Под ред. Кузнецова А. Ф. и Демчука М. В.- М.: Агропромиздат, 1991. - 399с.
3. Гигиена сельскохозяйственных животных: В 2 кн. Кн. 2 Частная зоогигиена / Кузнецов А. Ф., Демчук М. В., Карелин, А. И. и др.; Под ред. Кузнецова А. Ф. и Демчука М. В.- М.: Агропромиздат, 1992.- 192 с.
4. Храбустовский И. Ф., Демчук М. В., Онегов А. П. Практикум по зоогигиене. - М.: Колос, 1984. - 270 с.
Учебно-методическое пособие
"Санитарно-гигиеническая оценка воды и кормов"
для студентов 3-го курса зооинженерного факультета"
Витебск, 2001
Учебно-методическое пособие подготовили: профессор В. А. Медведский, доценты: Л. Н. Рощина. А. А. Прокошин, М. И. Закревский, аспирант И. С. Дурейко
Ответственный за выпуск зав. кафедрой зоогигиены, профессор В. А. Медведский.
Рецензенты:
Одобрено кафедрой зоогигиены (протокол № от "___"т ________ г.) и учебно-методической комиссией зооинженерного факультета (протокол № от "___" ___________2000 г.)
Введение
В выполнении задач, возложенных на сельскохозяйственное производство Республики Беларусь по обеспечению населения продуктами питания и сырьем, важная роль принадлежит и дисциплине: "Зоогигиена с основами проектирования животноводческих объектов".
Установлено, что при высокой концентрации животных на фермах и комплексах создаются мощные источники загрязнения воздушного бассейна, ограждающих конструкций, поверхностных и грунтовых вод, почвы, кормов, что может привести к возникновению различных заболеваний животных и потере их продуктивности.
Для того, чтобы устранить влияние неблагоприятных факторов на людей и животных, необходимо осуществлять гигиенический и ветеринарно-санитарный контроль за параметрами окружающей среды.
Вопросы санитарно-гигиенического контроля качества воздушной среды, воды, почвы и кормов в условиях животноводческих ферм, работающих на промышленной основе, имеют исключительную актуальность.
В связи с этим зооинженер и работники животноводческих ферм, чтобы сохранить здоровье животных, должны знать приемы санитарно-гигиенической оценки качества отдельных факторов окружающей среды, способы ее улучшения.
Учебно-методическое пособие для лабораторно-практических занятий разработано с учетом действующей типовой программы для студентов зооинженерного факультета очного обучения по специальности С. 02. 02. "Зоотехния" утвержденной 16 июня 1995 года и максимально приближена к тематическим планам лабораторно-практических занятий, предусматривает глубокое закрепление теоретического материала и предварительную самостоятельную работу студента.
До начала занятий студент обязан изучить теорию вопроса согласно рекомендуемой литературе и методическим указаниям, иметь четкие знания по вопросам самоподготовки и должен ознакомиться с вопросами техники безопасности при лабораторно-практических занятиях
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ
|
|
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!