Духовно-нравственное состояние российского общества и социальные противоречия профессиональной этики государственного служащего — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Духовно-нравственное состояние российского общества и социальные противоречия профессиональной этики государственного служащего

2020-04-01 1157
Духовно-нравственное состояние российского общества и социальные противоречия профессиональной этики государственного служащего 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Культура современных обществ, располагая потенциально высокими нравственными идеалами, не смогла обеспечить на практике реализацию справедливости, доброты, толерантности. Общесистемный кризис российского общества и государственности привел к серьезным духовно-нравственным последствиям для всех его сфер, не избежала этого и государственная служба России. Негативные процессы, отражаясь в духовной сфере, особенно остро и болезненно затрагивают ее этическую сторону, качественным показателем которой выступает уровень нравственной культуры государственного служащего.

Объективные условия и факторы, отрицательно влияя на моральное сознание и нравственную деятельность, порождают негативные нравственные явления в обществе, значительно тормозят прогрессивное развитие всех его структурных элементов. В этой связи особая актуальность обусловлена тем, что государственные служащие выступают организаторами и координаторами действий подчиненных и знание ими методологических аспектов развития духовности позволяет выполнять профессиональные задачи на высоком качественном уровне, оценивать и прогнозировать развитие общественных процессов во всех структурах общества, конкретных профессиональных коллективах.

Современные противоречия развития профессиональной этики государственного служащего определяются условиями и факторами совершенствования самой личности, профессии (профессиональных отношений), общества, общественных отношений и государства во всех его структурных звеньях и механизмах. Оценивая характер развития морального сознания и нравственной деятельности государственного служащего в последние годы, можно видеть, что их содержание претерпело и продолжает претерпевать существенные изменения. Они порождены сложившейся в стране социально-политической, экономической, социокультурной ситуацией. В современной России действует принцип частного интереса, основывающийся на частной собственности на средства производства. И это происходит в обстановке правового нигилизма, криминализации многих государственных структур, сфер общества, практически постоянным ведением в течение последних 10 лет военных действий на территории страны.

Так, можно выделить характерные черты в развитии интересов современного российского общества: конкуренция между социальными группами и индивидами, имеющая зачастую просто дикие по меркам цивилизованного общества проявления; борьба за существование с использованием антигуманных, в том числе самых коварных и жестоких приемов, включая и такие уже неконтролируемые как международный терроризм; подчинение государственной политики интересам частного капитала; использование СМИ (средств массовой информации) в целях рекламы и возбуждения низменных страстей, разжигание враждебности между людьми, народами, субъектами государства на почве национальных, религиозных, этнокультурных различий.

Общественные связи пронизываются денежными интересами, сами деньги принимают вид универсального мерила богатства и личного успеха. Всеобщее стремление к обогащению становится нормой поведения. Так, например, О.А. Митрошенков приводит следующие факты: "У населения существует весьма устойчивое убеждение, что закон не находится в числе тех приоритетов, которыми руководствуются судьи при вынесении решений. На первые места среди таких приоритетов 54,4% респондентов (причем не зависимо от образования, возраста и места проживания) поставили деньги".

Вместе с тем, обогащение одних ведет к обеднению других и обострению социальных противоречий. По данным исследователей в России различие в уровне доходов между крайними полюсами: бедности и богатства достигло невероятных размеров. Иерархия имущественных положений в значительной степени предопределяет иерархию жизненных стремлений и интересов, искажая нравственные основы разумного существования и прогрессивного развития. Третьим следствием происходящих в России перемен является изменение характера распределительных отношений.

В этой связи общественная значимость профессии государственного служащего значительно возросла, расширился диапазон средств и возможностей для реализации различного рода проектов, жизненных планов личного характера, отвергая нормы справедливости, честности, добропорядочности.

Характерной особенностью морали современного российского общества является то, что в нем довольно интенсивно идет процесс "размывания" в сознании людей "простых" норм нравственности, таких как доброта, милосердие, порядочность, честность, ответственность, вежливость и др. Все большее распространение в нравственных качествах получает прагматизм в духовной сфере: преобладающая направленность человека только на личную выгоду в знакомствах, экономических связях, в социально-политических ситуациях, в разрешении различных конфликтов и т.д. Прогностически можно с большой долей вероятности предположить, что в нравственном сознании россиян будет и дальше возрастать значимость сугубо личностных ценностей.

Таковы некоторые негативные характеристики современного российского общества, которые имеют непосредственное влияние на развитие духовно-нравственной сферы такой социальной группы, как государственные служащие. Результатом этих изменений выступает ряд противоречий в развитии морального сознания и нравственной деятельности государственного чиновника, которые обусловливают и тенденции ее развития.

В отношении морального сознания можно выделить следующее, прежде всего, противоречия между ценностными ориентациями морального сознания личности государственного служащего и складывающейся в российском обществе системой нравственных ценностей. Содержанием нравственных ориентаций является синтез мировоззренческих, социально-познавательных и психологических компонентов, выражающих значимое, ценное для личности государственного служащего в окружающем мире, во взаимодействии с ним.

Значение и место ценностных ориентаций государственного служащего определяется, прежде всего, тем, что именно они во многом задают единую направленность поведения и деятельность других членов общества. Нравственные ценности выступают стержневой основой морального сознания и ориентируют его личность в системе сложных общественных отношений.

В складывающейся системе общественных нравственных ценностей наблюдается смещение приоритетов в сторону частных интересов, в которых государственная служба в различных структурных подразделениях органов власти, прежде всего, не рассматривается как деятельность по исполнению обязанностей служению государству, его гражданам. Это выступает противоречивым по отношению к объективному предназначению этой профессиональной группы.

Позиция большинства чиновников инертная, не творческая, меркантильная. Основной приоритет - интересы общества, его граждан имеет сравнительно низкий процент. Такие выводы на основе данных социологических исследований делают отдельные ученые. Например, В.Э. Бойков отмечает, что "по определению профессиональное предназначение государственного служащего независимо от его должности и управленческих функций состоит, в конечном счете, в служении государству. Однако в спектре доминирующих профессиональных установок чиновничества почти не нашлось места установкам на оказание государственных услуг гражданам и организациям".

Существуют, рассогласование между личными целями, ценностями и интересами государственных чиновников, их представлениями о службе, социальном назначении государственных структур, с одной стороны, и отсутствием четких правовых и нравственных регулятивов, обеспечивающих механизм реализации профессионального долга, высокую заинтересованность в его добросовестном выполнении, с другой стороны.

Наиболее значимым в обще социальном масштабе выступают противоречия между существующими представлениями о справедливости и отражением в общественном моральном сознании реального ее осуществления в деятельности государственных органов России. Согласно сложившемуся в обществе мнению, человек, в зависимости от вклада в общественно-полезную сферу деятельности, получает моральные и материальные блага. В этом заключен принцип справедливости. В настоящее время в российском обществе он часто деформируется.

Профессиональная сфера деятельности государственного служащего основана на единоначалии, строгой подчиненности и обязательности выполнения распоряжений вышестоящих начальников, и аспекты социальной несправедливости в этой среде выступают острее. Причины таких проявлений кроются на различных уровнях его реализации: государственном, общественном, ведомственном, коллективном, личностном, и выступают как несправедливость, которая проявляется в сфере отношений: общество - государство, государство - личность и в сфере межличностных отношений.

По целому ряду причин существует общественная точка зрения о том, что большинство чиновников не исключают попытки извлечь из своего служебного положения, полномочий как можно больше личной выгоды и пользы. Сведенные в систему усилия чиновников выступили предпосылками создания в России коррупции в органах власти и государственного управления.

Одна из ключевых проблем, которая волнует сегодня общественность - это положение государственных служащих. Правовая и социальная защищенность как комплекс мер и обязательств, принимаемых государством на себя в виде законодательных и административно-правовых актов, повышающих социальный статус этой категории граждан, закрепляющих и гарантирующих им определенную совокупность прав, льгот и привилегий, очень часто носит искаженный характер. Складывается так называемая система "двойных стандартов". Государственные служащие отдельных категорий имеют льготы, гарантии выполнения которых значительно выше, чем у других граждан и в этой связи находятся в привилегированном положении.

Существует такое мнение: большинство нарушений закона в виде взятничества, махинаций, иных преступлений и правонарушений в среде государственных служащих происходит по причине низкой заработной платы, социальной неудовлетворенности предоставляемых льгот и др. Это уже личные амбиции. В сравнении с другими социальными слоями граждан государственные чиновники обеспечены и защищены все же лучше. Например, вопросы, связанные с денежным содержанием (заработной платой) большинства категорий государственных служащих решаются более дифференцировано и оперативно. Несправедливость в самой системе государственной службы проявляется в различного рода фактах протекционизма, бюрократизма, своеволия, игнорирования нужд, потребностей, интересов, реальных заслуг работников.

Можно выделить и противоречия между рационально-теоретическим и обыденно-психологическим уровнем морального сознания государственных служащих. Особенность проявления данного противоречия в сфере деятельности государственных органов России заключается в том, что обыденное моральное сознание "реагирует" на реальные, непосредственно происходящие события и, естественно, в этом случае преобладает эмоциональный характер реакций. Теоретический уровень морального сознания предполагает осмысленное, взвешенное, адекватное поведение, оценки, суждения. Не всегда государственному служащему хватает выдержанности, а порой информации и времени для оценки той или иной ситуации для принятия решения. Вариативность, непоследовательность, противоречивость профессионально-повседневных и бытовых ситуаций, настроений, интересов не выступает средой формирования и развития позитивной моральной мотивации.

Особенности морального сознания государственного служащего, тенденции его развития находят отражение в его моральной деятельности. Необходимо отметить, что моральная деятельность, отражая взаимосвязь объективной и субъективной сторон нравственной культуры, объединяет все проявления и формы нравственного поведения, и, главное, характеризует личность человека с точки зрения соотношения ее мотивов и поступков. Нравственная деятельность рассматривается как совокупность действий, воспроизводящая моральные ценности, мысли, идеи, принципы в поведении, моральных отношениях, нравственных качествах.

Исторически в обществе сложилось мнение о государственном служащем как высоконравственной личности. Однако современные реалии отражают факты обратного.

Существуют противоречия между общественной моральной оценкой и принципом личной пользы, расчета в поступках государственных служащих. В настоящее время в российском обществе заметно общее смещение действий в сторону прагматизма, рациональной жизнедеятельности. Это особенно хорошо видно на примере гражданского общества. Однако трудности современного этапа развития России отразились и на поведении государственных служащих. Довольно часто чиновник оказывается перед выбором далеко не всегда четкой нравственной позиции, средств реализации своих помыслов и намерений, что идет в разрез с требованиями профессионального долга, совести, чести. В сфере профессиональной деятельности на первый план выходят критерии более высокого - общественного порядка, в которых личная польза может не совпадать с общественной. Это получается в том случае, когда нравственная деятельность чиновника мотивирована высокими профессиональными убеждениями и идеями. Поэтому основной задачей личности выступает согласование личных и общественных интересов при решающей роли интересов общественных.

Проблемы имеющейся неорганизованности отрицательно влияют на формирование и развитие жизненной и профессиональной позиций личности государственного и муниципального служащего. В ситуации неопределенности при низкой сформированности нравственных качеств человек может отдать предпочтение не вполне приемлемому моральному выбору, который может быть оправдан в отсутствии элементарного порядка. Действующая в среде государственной службы поведенческая профессионально-этическая регуляция настраивает индивидов - госслужащих на усвоение совокупности взаимоисключающих черт и качеств. В результате возникает противоречивая модель поведения государственных служащих, характеризующаяся наличием взаимоисключающих установок.


2.2 Основные тенденции развития и направления совершенствования профессиональной этики государственных и муниципальных служащих (на примере Курганской области)

 

Рассмотренные противоречия функционирования профессиональной этики государственных служащих в контексте социокультурных преобразований позволяют выделить группы тенденций развития ее структурных элементов - профессионально морального сознания и нравственной деятельности государственного служащего. Эти тенденции показывают динамику изменений профессиональной этики государственного служащего как социокультурного феномена, отражая сложность и противоречивость общественного развития в целом.

В обществе наблюдается определенная степень осмысления роли и значения профессионально этической компоненты государственных служащих, усиление внимания в последнее время к объективной оценке их профессиональной деятельности с позиций справедливости, ответственности, долга. Просматривается тенденция к усилению внимания в плане подготовки высокопрофессиональных кадров для государственных структур, в целом гуманизации высшего образования в ВУЗах РФ, что является, своего рода, созданием благоприятных условий для формирования личности государственного служащего и другие.

Можно выделить тенденции, связанные с деформацией системы профессионально-нравственных ценностей чиновника под влиянием негативных процессов, протекающих в российском обществе. Являясь слепком с общества, система моральных ценностей государственной службы имеет свои отличительные черты, основанные на историческом наследии.

Выше отмечалось, что особым содержанием наполнены такие нравственные ценности, как служебный долг, честь, достоинство, совесть и др. Многочисленные противоречия бытия ломают сложившуюся систему ценностей, и, например, служебный долг государственного служащего, переплетаясь с завышенными потребностями жить с роскошью, иногда уходит на второй план. Это проявляется в снижении интереса к службе, социальной апатии, реализации личностного потенциала в других сферах деятельности. Немало примеров о криминализации деятельности чиновников, что показывает алчность, стремление к обогащению любыми способами, цинизм в отношении социальных ценностей. Постепенно всеобщий мотив индивидуального поведения чиновников - общественный интерес становится не доминирующим. Естественно, на первых порах сохраняются еще достаточно массовидные установки и остаточные интересы, действующие в прежнем направлении. Но, не получая подкрепления в новой системе социальных институтов и ценностей, они медленно, постепенно сопротивляясь, исчезают.

Это выступает и следствием того, что среди регулятивных принципов поведения государственных служащих отрицательное отношение складывается к добросовестным людям, которые стремятся сделать карьеру на государственной службе, естественно в хорошем профессиональной понимании. Иерархия богатства, власти, авторитета, престижа пронизывает всю общественную жизнь, проникает в профессиональную среду государственных служащих, порождая не только антагонизмы интересов на крайних полюсах социальной лестницы, но и жестокую стратификацию интересов в промежуточных звеньях социального положения. Отсюда складывается тенденция снижения уверенности в том, что в сфере деятельности чиновника может быть реализован принцип социальной справедливости. Причиной этого выступает ряд условий и факторов:

во-первых, на обыденном уровне сознания в обществе сложился устойчивый стереотип "нечистоплотного чиновника", ставящего свои личные интересы и амбиции выше интересов дела;

во-вторых, заметно лучше реализуемые права и льготы государственного служащего по сравнению с другими слоями населения, а в отдельных случаях даже в ущерб различным категориям граждан. Существует такое мнение: большинство нарушений закона в виде взяток, махинаций, иных преступлений и правонарушений в среде государственных служащих происходит по причине низкой заработной платы, социальной неудовлетворенности предоставляемых льгот и др.

в-третьих, относительная обособленность и закрытость (скрытность) деятельности особенно на высоких инстанциях и ограниченность общественного контроля за ней, что порождает безответственность и волюнтаризм во власти;

в-четвертых, изъяны нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность государственных служащих, что не всегда позволяет эффективно, а самое главное законно решать задачи по реализации интересов личности, общества, государства.

Такие явления, как ловкачество, беспринципность, продажность и другие антиподы морали все чаще воспринимаются в обыденном сознании не как аномалия, а как вполне оправданный вариант взаимоотношений в быту, в политической деятельности, бизнесе и т.д. В качестве тенденции можно отметить растущее отставание рационально-теоретического уровня морального сознания от общественно-психологического. Все негативные явления, происходящие в обществе, прежде всего, затрагивают обыденно-психологический уровень морального сознания, вызывая в нем деструктивные изменения, и отрицательно проявляются в настроениях, чувствах, общественном мнении.

Так, в Курганской области установлено, что на старшую руководящую должность в отделе Государственной фельдъегерской службы был назначен не имеющий необходимого высшего образования гражданин, который занимал этот ответственный пост на протяжении 5 лет. Кроме того, начальник данного отдела своим приказом утвердил Положение о ведомственной котировочной комиссии, незаконно наделив данный орган рядом полномочий при осуществлении процедуры государственных закупок, создающих условия для коррупционных проявлений.

Приказом начальника управления Государственного автодорожного надзора по Курганской области на должности государственных инспекторов отдела контроля международных автобусных перевозок были незаконно назначены лица, у которых отсутствовало необходимое для замещения этих должностей высшее профессиональное образование. Кроме того, ведомственным Положением о Единой комиссии по проведению конкурсов на поставку товаров для государственных нужд этому органу были незаконно предоставлены полномочия, которые по закону не должны были входить в его компетенцию.

В областном управлении Федеральной Налоговой Службы России по Курганской области на должности заместителя начальника отдела и главного государственного налогового инспектора были назначены лица, не имеющие необходимого высшего профессионального образования и не отвечающие необходимым квалификационным требованиям. Кроме того, должностными лицами названного ведомства предоставлялись недостоверные сведения о доходах и принадлежащем им имуществе - в частности, заместители начальников отделов обеспечения и информатизации не отразили в декларациях госслужащих доходы, полученные от вкладов в банках, а государственный инспектор контрольного отдела не указал доход за оказание им юридических услуг в пользу коммерческой фирмы. Начальники отделов регистрации и учёта налогоплательщиков, урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства, правового отдела, а также заместитель начальника отдела налогообложения, не сочли нужным исполнить требования закона и сообщить о своих доходах, полученных ими от преподавательской деятельности.

При проверке управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области выявлено, что 7 ответственных работников его подразделений, решив нажиться за счёт государственной казны, после выезда в служебные командировки в г. Екатеринбург предъявили для оплаты в финансовую часть госучреждения заведомо подложные документы, в которых была указана стоимость проживания в гостиницах, завышенная в 1,5 - 2 раза. Несмотря на то, что в результате этих махинаций бюджету был причинён многотысячный ущерб, эти факты были оставлены без внимания руководством управления, которое позволило 3 недобросовестным чиновникам уволиться по собственному желанию, а в отношении остальных каких-либо мер принято не было. Кроме того, в этом же управлении выявлены грубые нарушения порядка размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, связанные с наличием коррупциогенных факторов в утверждённом приказом его руководителя Положении о работе внутриведомственной Единой комиссии.

В региональном управлении Ростехнадзора по Курганской области вскрыт факт назначения на ответственную инспекторскую должность лица, не имеющего необходимое высшее образование. Кроме того, установлено, что ответственный чиновник управления, возглавлявший ведомственную комиссию по проверке выполнения требований промышленной безопасности и лицензионных условий, осуществил контрольные мероприятия в отношении коммерческой фирмы, где получил более 250 тысяч рублей за преподавательскую деятельность, при этом мер по пресечению вскрытых в ходе этой проверки нарушений законности не принял. Ещё один инспектор управления в рабочее время незаконно "подрабатывал" в филиале Уральского центра лабораторных анализов и технических измерений.

В управлении Россельхознадзора по Курганской области вскрыты факты установления чиновниками административных барьеров для хозяйствующих субъектов при осуществлении лицензионных процедур.

В областном Главном управлении МЧС России выявлен факт назначения на должность инспектора Государственного пожарного надзора гражданина, предъявившего подложный диплом о получении высшего юридического образования, который впоследствии, из-за беспринципной позиции руководства, был уволен не за совершение порочащего проступка, а "по собственному желанию". Кроме того, установлено, что на должности начальника одного из его отделов и специалиста этого же подразделения были назначены близкие родственники - отец и дочь.

В администрации Кетовского района выявлен факт назначения на должность специалиста финансового отдела местной жительницы, не имевшей обязательного высшего образования, а также установлен ряд нарушений Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Такому роду явлений способствует то, что ослабевает нравственный компонент в подготовке (обучении и воспитании) профессиональных кадров в учебных заведениях России. Не закладываются основы положительной нравственной мотивации. В программах подготовки государственных служащих курсы профессиональной этики читаются в лучшем случае в рамках элективов, а на факультетах дополнительного образования и различных курсах повышения квалификации эти вопросы вообще обходят стороной. Складывается индифферентное отношение к дисциплинам этического профиля как со стороны администрации вузов, так и со стороны педагогов и учащихся. Поэтому государственные служащие, остающиеся на уровне обыденного морального сознания, не выходят за рамки личных забот, интересов, устремлений и в полной мере не могут разумно сопоставить личные и коллективные интересы, адекватно оценить нравственность событий.

Наряду с тенденциями развития морального сознания государственных служащих возможно выделить основные тенденции развития его нравственной деятельности. Они также имеют как позитивную, так и негативную направленность. Среди позитивных тенденций развития нравственной деятельности государственных служащих можно отметить:

Во-первых, постепенное повышение уровня интеллектуальной и духовно-нравственной культуры корпуса государственных служащих в целом и конкретных руководителей в частности. Лишь высокая профессиональная культура с ее основательной интеллектуальной и нравственной основой позволяет государственному служащему выполнять важнейшую государственную функцию "выявлять всеобщие, интегрированные потребности, интересы и цели жизнедеятельности своих сограждан, представлять и нормативно закреплять всеобщую волю, выражая ее в форме законов - обязательных правил поведения".

Во-вторых, в рамках проходящих реформ российского общества просматривается тенденция развития цивилизованных норм и форм культуры делового общения, формирование позитивных приоритетов, культивация общепринятых в мире принципов сотрудничества и взаиморазвития.

В-третьих, по-прежнему служба в государственных структурах России считается наиболее престижной и привлекательной среди молодежи. Традиционно высоким остается конкурс в вузы на специальности, связанные с государственной службой. В частности, показательна динамика ответов на вопрос о том, насколько высок для самих чиновников престиж работы в органах государственной власти.

Вместе с позитивными тенденциями в развитии нравственной деятельности существуют и негативные. К первой можно отнести то, что остается устойчивой тенденция значительного числа фактов связи профессиональной деятельности государственных служащих с криминалом. Это следствие тех деструктивных процессов, которые происходят в обществе. Кроме того, существует и ряд причин субъективного характера: не желание отдельных чиновников развивать свою нравственную культуру, этический нигилизм, ослабление регулятивной возможности морали (профессиональной в том числе), сложность в определении личностью государственного служащего системы профессионально-нравственных ценностей, критериев и ориентиров.

Можно отметить изменение характера нравственных отношений. Общие негативные процессы развития современного общества проецируются на функционирование системы профессиональных отношений. Это происходит в результате ряда объективных и субъективных причин. Среди них можно выделить: нездоровую атмосферу конкуренции, противопоставления ее профессиональной карьере; приоритет материальной обеспеченности, должностного статуса, нужных связей перед образованием, воспитанностью, духовностью личности.

Не всегда совпадают и ценностные ориентации, мировоззренческие принципы различных поколений государственных служащих. Молодых чиновников отличает больший динамизм, раскованность, может быть смелость управленческих решений. Это приводит к социальной напряженности в профессиональных отношениях, увеличению межличностных, межгрупповых конфликтов. Для подтверждения этого можно отметить изменение отношений части государственных служащих к выполнению своего служебного долга. Наблюдается тенденция к росту сознания самодостаточности и самоуверенности чиновников. Служебных долг все чаще рассматривается в рамках самими же служащими установленных правил и требований. В этом случае многие механизмы социального контроля и регуляции просто не допускаются в сферы влияние государственного служащего.

Примечательным для современного этапа развития общественных отношении является то, что именно в профессиональной среде этика стала мыслиться как необходимость, приобретая более четкие критерии и конкретное содержание. Необходимо сказать и о том, что духовно-практические содержание и характер профессиональной этики определяют два вектора направленности на ее изучение: практический и теоретический.

Первый вектор (практический) заключается в наблюдении и накоплении материала по вопросам профессиональной этики в различных сферах деятельности. Эмпирика дает возможность в целом представить широту диапазона форм и норм профессионально этического мышления; выделить наиболее четкие (яркие) особенности разновидностей профессиональной этики; вычленить типичные поведенческие нормы.

Второй вектор (теоретический) предполагает на научном уровне исследовать профессиональную этику. Это позволяет проникнуть в суть изучаемого явления; систематизировать имеющиеся знания; выявить структурные элементы и вскрыть социальные взаимосвязи, общественные закономерности, противоречия развития; возможно, выйти на прогноз и разработку перспективных моделей профессионального поведения.

Для этого есть все условия, но есть и ряд сложностей, затрудняющих реализацию этих задач. Теоретический уровень изучения этики представлен многообразием исторически существовавших нравственных идей и концепций, начиная от персонифицированных (частных) систем, заканчивая доктринами, существовавшими веками.

Тем более, что социокультурная ситуация в России значительно изменилась и этические концепции прошллого не вписываются в современную действительность. Но категорично отвергать наследие прошлого нельзя. Российской государственности немало лет и на протяжении истории ее развития многие мыслители обращались к моральным нормам и чертам личности государственного человека, его нравственному поведению, этическим приоритетам и идеалам.

Как раз особую сложность и ценность представляет собой определение современного состояния нравственности в обществе, такой ее профессиональной сфере как государственная служба. Современность требует поиска адекватной существующему типу государства, общества, общественных отношений профессионально-этической модели поведения и деятельности государственного служащего.

Эффективность работы различных органов государственной власти и управления во многом зависит от того, как организована деятельность государственной службы как правового и социального института; как поставлена кадровая работа; насколько высока культура управления. Все это выступило предпосылкой разработки концепции административной реформы. Эта концепция предполагает формирование такого аппарата государственных служащих, в основу которого была бы положена "система заслуг и достоинств". Эта система существует и применялась во многих странах мира. Анализ ее основных установок говорит о том, что в основе ее лежат культурно-этические принципы. Нравственное воспитание сотрудника должно быть направлено, прежде всего, на утверждение в сознании личности социально-ценностных приоритетов, формировании целостного мировоззрения, отражающего отношения к себе, другим людям, профессии, обществу, государству. Оно формируется на основе осознания и принятия общечеловеческих нравственных ценностей, реализации их в профессиональной сфере деятельности. В связи с этим, необходимо введение в программы подготовки специалистов государственного и муниципального управления курсов по "профессиональной этике" с достаточным объемом часов и формой контроля в виде экзамена.

Формирование профессиональной этики государственных служащих выступает составной частью духовно-нравственного воспитания, которое, в свою очередь, является одним из направлений воспитательного процесса в целом. И поэтому закономерности и принципы процесса формирования профессиональной этики определяются методологией, логикой, содержанием и организацией воспитательного процесса вообще, выдвигая приоритетную цель - формирование высоконравственной личности государственного служащего. Важным направлением развития профессиональной этики выступает сохранение и передача профессиональных традиций, охватывающих нравственный опыт многих поколений. Не может игнорироваться сама инерция традиции в условиях кардинальных перемен, когда в случае резкого противопоставления новых нормативно-поведенческих стереотипов поведения государственных служащих ранее бытовавшим старым возможен так называемый инновационный шок, способный привести к откату от уже достигнутого.

Перечисленное не исчерпывает всех существующих тенденций развития профессиональной этики государственного служащего в социокультурной ситуации современной России, а является скорее предпосылками для разработки профессионально-этической модели поведения и деятельности государственного служащего, а обозначенные направления развития выступают в качестве приоритетов этой деятельности.

 


Заключение

 

Нравственность - одно из немногих измерений духовной жизни, специальным образом определяющее и оценивающее человеческие действия. Но как одно из многих, она не может претендовать на абсолютность или всеобщность. Этика консервативна в силу традиционности менталитета, социальных норм и обычаев, социальных долженствований. Но движущейся нравственной силой общества является не этическая статика, а этическая динамика, этический либерализм, способность к "переоценке всех ценностей".

Современный этап развития институтов профессиональных отношений сложен и противоречив. Постановка многих вопросов административного, кадрового, технологического, технического, духовного характера отражают общую тенденцию качественного изменения жизни и деятельности людей вообще. В профессиональной сфере деятельности государственной службы исторически сформировался специфический свод норм, правил поведения и деятельности, в котором особо фиксируются нравственные императивы. Корпус государственных служащих, представленный в совокупности профессий и специальностей выполняет роль задающего общие направления и приоритеты развития культурных и деловых качеств и отношений.

В настоящее время в этой сфере деятельности профессиональные отношения претерпевают изменения, обусловленные появлением новых факторов и образованием новых условий. Среди наиболее значимых можно выделить:

.   Конструктивную и энергичную реорганизацию системы государственного управления в стране, сложный и противоречивый процесс сопряжения усилий субъектов федерации, различных государственных структур, отдел


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.