Глава 1. Профессиональная этика как объект социально-философского анализа — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Глава 1. Профессиональная этика как объект социально-философского анализа

2020-04-01 187
Глава 1. Профессиональная этика как объект социально-философского анализа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оглавление

Введение

Глава 1. Профессиональная этика как объект социально-философского анализа

1.1 Понятие профессиональной этики

1.2 Профессионально-этические основы деятельности чиновника

Глава 2. Приоритеты совершенствования профессиональной этики государственных и муниципальных служащих в социокультурной ситуации современной России

2.1 Духовно-нравственное состояние российского общества и социальные противоречия профессиональной этики государственного служащего

2.2 Основные тенденции развития и направления совершенствования профессиональной этики государственных и муниципальных служащих (на примере Курганской области)

Заключение

Литература


Введение

 

Многообразие профессий обусловило формирование и развитие специфических моральных норм и правил, которые со временем складывались в профессионально-нравственные комплексы (виды профессиональной этики). В современных условиях расширяется число профессий, претендующих на собственные профессионально-этические комплексы. Особо выделяется профессия государственного служащего. Историческое развитие данного вида человеческой деятельности сформировало ряд специфических черт и характеристик, среди которых отчетливо просматривается своеобразная этическая составляющая.

Динамичное развитие современного общества настоятельно требует нравственного совершенствования гражданских и служебно-профессиональных отношений. Свои особенности они имеют в сфере деятельности государственных служащих России, обусловливая необходимость исследования соответствующей профессиональной этики. Этика как научная область знаний была выделена на раннем этапе развития общества. Мораль (моральность) как универсальное свойство всей человеческой, социальной деятельности включает в себя элементы объективно-бытийные (поведение) и субъективные (моральное сознание), рациональные, эмоциональные и волевые, личностные, общественно-психологические и идеологические. Поэтому реальный анализ моральных явлений, как правило, требует использования методологических средств различных наук. Комплексный подход к морали диктуется, в том числе, ее собственной сложной природой.

В философском словаре под редакцией И.Т. Фролова мораль и нравственность не выделяются как различные понятия. Существуют также и другие точки зрения и сходные, и различные с вышеуказанной. Согласно одной из них, мораль - это форма сознания, а нравственность - область практических поступков, обычаев, нравов.

Поступки людей имеют определенную социальную значимость потому, что они оказывают влияние на общественную жизнь, затрагивают интересы людей, укрепляют или подрывают устои общества, способствуют или противодействуют социальному прогрессу. В структуре профессиональной этики нравственные отношения могут рассматриваться как своеобразное связующее звено между моральным сознанием и нравственной деятельностью. Они определяются как особый вид социальных отношений, возникающий в процессе профессиональной деятельности индивидов.

Термин "профессиональная этика" состоит из двух слов: "профессиональная" и "этика". И поэтому сущность явления, по всей видимости, отражает объединение, диалектическое взаимодействие этих двух феноменов. Рассмотрим их более подробно. Слово "профессиональная" - производное от "профессия", которое появилось в середине XIX века в Европе. Профессия (лат. professio) означает род деятельности, требующий определенной специальной подготовки, соответствующих знаний, навыков, умений, качеств. Это понятие имеет много общего с понятием "специальность" (от лат. - species род, вид), которое определяется как вид занятия в рамках одной профессии, например, специальность врача: хирург, терапевт, педиатр и т.д. В данных толкованиях понятие "специальность" по своему смысловому значению уже, чем понятие "профессия". В работе понятия "профессионал" и "специалист" отождествляются, подразумевая под ними личность, овладевшую знаниями, навыками, умениями и сознательно на высоком качественном уровне выполняющего служебные обязанности.

В справочной литературе профессиональная этика отождествляется с профессиональной моралью и обозначает "кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности. ".

В некоторых работах она трактуется в качестве производной сферы нравственности, непосредственно не связанной с основными философскими проблемами, а функции профессиональной этики ограничиваются обоснованием существующих или предполагаемых всеобщих или групповых норм. В других, - "профессиональная этика - это вид трудовой морали общества, выступающий перед личностью в виде норм, предписаний, правил поведения, оценок морального облика представителей различных профессий". Можно предположить, что профессиональная этика - это проекция морали в профессиональную сферу деятельности, в систему профессиональных отношений. "Профессиональная нравственность (мораль) - есть конкретизация общечеловеческих принципов морали применительно к условиям деятельности данной профессии". Профессиональная этика (как важнейший инструмент духовно-практического освоения мира) представляет собой своеобразную "систему координат" для формирования действенного отношения индивида к социальной действительности.

Актуальность темы. В настоящее время происходит реформирование государственной службы России, ее становление как социального института. Проблема нравственности государственных служащих продолжает звучать особенно актуально. Это связано с рядом факторов. Во-первых, большая часть населения оценивает государственных служащих и их деятельность, прежде всего с точки зрения нравственной составляющей, присущих им духовных, личностных качеств. Именно от нравственности представителей государственных органов зависит в целом авторитет власти среди населения и, как следствие этого, доверие граждан к ней. Во-вторых, в среде государственной службы формируются специфические нравственные нормы поведения лиц, занимающих государственные и политические должности, которые способствуют разрешению сложных ситуаций в процессе осуществления ими должностных полномочий. В-третьих, остается открытым вопрос о содержании правового регулирования профессиональной этики представителей властных структур. В-четвертых, в настоящее время слабо работают механизмы прямого общественного воздействия на формирование должной морали государственных служащих.

Целью работы будет рассмотрение сущности, структуры и содержания профессиональной этики чиновника, а также ее основных тенденций развития и совершенствования.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

изучить по данной теме литературу;

проанализировать сущность и содержание профессиональной этики чиновника;

выявить взаимосвязь духовно-нравственного состояния общества и моральных норм и ценностей государственного служащего;

рассмотреть основные тенденции развития профессиональной этики чиновника.

Объект исследования: профессионально-нравственные отношения государственных и муниципальных служащих.

Предмет исследования: профессиональная этика государственных и муниципальных служащих.

Теоретическая и эмпирическая база исследования. Теоретическими основаниями исследования выступают идеи Белолипецкого В.К., Бойкова В.Э., Ионовой А.И. Атаманчук Г.В. об этической составляющей управленческой деятельности и государственной службы; о месте профессиональной этики в системе государственного управления; о взаимосвязи духовно-нравственного состояния современного общества и деятельности чиновников. Методологической основой исследования послужили научные труды специалистов в области изучения этики и особенностей ценностей этической культуры. Исторический контекст становления этики, в работах В.П. Безобразова, Л.А. Велихова, А.Д. Градовского и др. Базой исследования послужили: материалы официальных и специальных статистических источников, в том числе материалы социальной статистики, официальные материалы государственных органов и ведомственных изданий Российской Федерации; информация, опубликованная в разовых и периодических изданиях, в том числе научных.


Заключение

 

Нравственность - одно из немногих измерений духовной жизни, специальным образом определяющее и оценивающее человеческие действия. Но как одно из многих, она не может претендовать на абсолютность или всеобщность. Этика консервативна в силу традиционности менталитета, социальных норм и обычаев, социальных долженствований. Но движущейся нравственной силой общества является не этическая статика, а этическая динамика, этический либерализм, способность к "переоценке всех ценностей".

Современный этап развития институтов профессиональных отношений сложен и противоречив. Постановка многих вопросов административного, кадрового, технологического, технического, духовного характера отражают общую тенденцию качественного изменения жизни и деятельности людей вообще. В профессиональной сфере деятельности государственной службы исторически сформировался специфический свод норм, правил поведения и деятельности, в котором особо фиксируются нравственные императивы. Корпус государственных служащих, представленный в совокупности профессий и специальностей выполняет роль задающего общие направления и приоритеты развития культурных и деловых качеств и отношений.

В настоящее время в этой сфере деятельности профессиональные отношения претерпевают изменения, обусловленные появлением новых факторов и образованием новых условий. Среди наиболее значимых можно выделить:

.   Конструктивную и энергичную реорганизацию системы государственного управления в стране, сложный и противоречивый процесс сопряжения усилий субъектов федерации, различных государственных структур, отдельных руководителей;

2. Противоречие между потребностью и необходимостью качественной оптимизации государственного устройства и невозможностью в условиях современной России оперативно, последовательно и в полном объеме реализовать задуманное;

.   Повышение общих и специально-профессиональных требований к личности государственного служащего, его интеллектуальному, деловому, духовно-нравственному облику;

.   Значительное расхождение норм, приоритетов, установок прошлого, которому привержено большинство представителей "старой закалки" и современности, все более активно проявляющейся в молодых, энергичных кадрах и др.

Проблемы профессиональной этики государственного служащего неотделимы от социальной сферы человеческой деятельности, его профессии. Профессиональная деятельность пронизывает всю жизнедеятельность человека, придает ей особый смысл и оттенок, влияет на его нравственность. Поэтому методологические средства социальной философии эффективно работают в исследовании аспектов профессиональной этики государственного служащего. Генезис, формирование и развитие содержания профессиональной этики государственного служащего происходят в диалектической взаимосвязи со многими социальными факторами и условиями.


Литература

 

1. Административная этика: Учебное пособие / Под общ. ред. В.Л. Романова. - М., 2007.

2. Алёхина И. Имидж и этикет делового человека. - М., 2001.

.   Архангельский Л.М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. - М., 1974.

.   Атаманчук Г.В. Модернизация государственного управления (Теоретико-методологические основания). М.: РАГС, 2001.

.   Белолипецкий В.К., Павлова Л.Г. Этика и культура управления: Учебно-практическое пособие. - М.; Ростов н/Д, 2004.

.   Белякова Г.И. Профессиональная этика. - М., 1975.

7. Блюмкин В.А. О нравственной деятельности. - М., 1977.

.   Бойков В.Э. Государственная служба. Взгляд изнутри и извне /СОЦИС, 2003. - № 9.

9. Гарин И.И. Что такое этика, культура, религия? - М., 2002.

10. Глазунова Н.И. Система государственного управления: учебник для вузов / Н.И. Глазунова. - М.: Юнити - Дана, 2002.

.   Гренчикова А. Подготовка молодых специалистов / А. Гренчикова, Д. Петрушова // Управление персоналом. - 2004. - №12 (98) - С.63 - 65.

12. Гуманитарные основы управленческой деятельности в органах и войсках ФПС РФ. Учебник в 2-х тт. / Под общ. ред. проф. Родачина В.М. - М., - 2000.

.   Еговцева Н.Н. Основы профессионального общения специалиста социальной сферы. - Курган: Изд-во КГУ, 2007.

14. Зубец О.П. Профессия в контексте истории ценностей // Этическая мысль. Вып.4 / Отв. ред. А.А. Гусейнов - М.: ИФРАН, 2003.

.   Иванов В.П. Реформирование государственной службы: вопросы и перспективы // Журнал российского права. - 2003. - №5.

16. Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность. Учебное пособие. - Ростов н/Д, 2000.

.   Ионова А.И. Этика и культура государственного управления: Учебное пособие /Общ. Ред. Г.В. Атаманчук. Соавторы: А.Я. Ульянова. - М., 2004.

.   Ионова А.И. Этика и культура государственного управления: Учебное пособие / Под общ. ред. Атаманчука Г.В. Аверин А.Н., Ульянова А.Я. - М.: Флинта: МПСИ, 2007.

.   Митрошенков О.А. Отношение населения и госслужащих к существующему порядку // СОЦИС, 2004. - № 5.

20. Попов Л.А. Этика: Курс лекций. - М., 1998.

21. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. <http://humanities.edu.ru/db/msg/8992> - М., 1999.

.   Словарь по этике /Под. ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона. - М., 1989.

.   Соколов В.М., Турчинов А.И. Гражданская служба: нравственные основы, профессиональная этика: Учебное пособие. - М.: РАГС, 2006.

24. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М., 1986.

.   Формирование имиджа муниципального служащего: Учеб. - метод. материалы / Под ред. Н.Г. Чевтаевой. - Екатеринбург: УрАГС, 2003.

26. Чебан В.В. Геополитическое положение и военная политика России. Размышления публициста о настоящей и будущей военной политике России. - М., 2001.

27. Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. - М., 2006.

.   Шувалова Н.Н. Служебное поведение государственного гражданского служащего: моральные основы: Учебно-практическое пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Оглавление

Введение

Глава 1. Профессиональная этика как объект социально-философского анализа

1.1 Понятие профессиональной этики

1.2 Профессионально-этические основы деятельности чиновника

Глава 2. Приоритеты совершенствования профессиональной этики государственных и муниципальных служащих в социокультурной ситуации современной России

2.1 Духовно-нравственное состояние российского общества и социальные противоречия профессиональной этики государственного служащего

2.2 Основные тенденции развития и направления совершенствования профессиональной этики государственных и муниципальных служащих (на примере Курганской области)

Заключение

Литература


Введение

 

Многообразие профессий обусловило формирование и развитие специфических моральных норм и правил, которые со временем складывались в профессионально-нравственные комплексы (виды профессиональной этики). В современных условиях расширяется число профессий, претендующих на собственные профессионально-этические комплексы. Особо выделяется профессия государственного служащего. Историческое развитие данного вида человеческой деятельности сформировало ряд специфических черт и характеристик, среди которых отчетливо просматривается своеобразная этическая составляющая.

Динамичное развитие современного общества настоятельно требует нравственного совершенствования гражданских и служебно-профессиональных отношений. Свои особенности они имеют в сфере деятельности государственных служащих России, обусловливая необходимость исследования соответствующей профессиональной этики. Этика как научная область знаний была выделена на раннем этапе развития общества. Мораль (моральность) как универсальное свойство всей человеческой, социальной деятельности включает в себя элементы объективно-бытийные (поведение) и субъективные (моральное сознание), рациональные, эмоциональные и волевые, личностные, общественно-психологические и идеологические. Поэтому реальный анализ моральных явлений, как правило, требует использования методологических средств различных наук. Комплексный подход к морали диктуется, в том числе, ее собственной сложной природой.

В философском словаре под редакцией И.Т. Фролова мораль и нравственность не выделяются как различные понятия. Существуют также и другие точки зрения и сходные, и различные с вышеуказанной. Согласно одной из них, мораль - это форма сознания, а нравственность - область практических поступков, обычаев, нравов.

Поступки людей имеют определенную социальную значимость потому, что они оказывают влияние на общественную жизнь, затрагивают интересы людей, укрепляют или подрывают устои общества, способствуют или противодействуют социальному прогрессу. В структуре профессиональной этики нравственные отношения могут рассматриваться как своеобразное связующее звено между моральным сознанием и нравственной деятельностью. Они определяются как особый вид социальных отношений, возникающий в процессе профессиональной деятельности индивидов.

Термин "профессиональная этика" состоит из двух слов: "профессиональная" и "этика". И поэтому сущность явления, по всей видимости, отражает объединение, диалектическое взаимодействие этих двух феноменов. Рассмотрим их более подробно. Слово "профессиональная" - производное от "профессия", которое появилось в середине XIX века в Европе. Профессия (лат. professio) означает род деятельности, требующий определенной специальной подготовки, соответствующих знаний, навыков, умений, качеств. Это понятие имеет много общего с понятием "специальность" (от лат. - species род, вид), которое определяется как вид занятия в рамках одной профессии, например, специальность врача: хирург, терапевт, педиатр и т.д. В данных толкованиях понятие "специальность" по своему смысловому значению уже, чем понятие "профессия". В работе понятия "профессионал" и "специалист" отождествляются, подразумевая под ними личность, овладевшую знаниями, навыками, умениями и сознательно на высоком качественном уровне выполняющего служебные обязанности.

В справочной литературе профессиональная этика отождествляется с профессиональной моралью и обозначает "кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые представляются оптимальными с точки зрения выполнения ими своей профессиональной деятельности. ".

В некоторых работах она трактуется в качестве производной сферы нравственности, непосредственно не связанной с основными философскими проблемами, а функции профессиональной этики ограничиваются обоснованием существующих или предполагаемых всеобщих или групповых норм. В других, - "профессиональная этика - это вид трудовой морали общества, выступающий перед личностью в виде норм, предписаний, правил поведения, оценок морального облика представителей различных профессий". Можно предположить, что профессиональная этика - это проекция морали в профессиональную сферу деятельности, в систему профессиональных отношений. "Профессиональная нравственность (мораль) - есть конкретизация общечеловеческих принципов морали применительно к условиям деятельности данной профессии". Профессиональная этика (как важнейший инструмент духовно-практического освоения мира) представляет собой своеобразную "систему координат" для формирования действенного отношения индивида к социальной действительности.

Актуальность темы. В настоящее время происходит реформирование государственной службы России, ее становление как социального института. Проблема нравственности государственных служащих продолжает звучать особенно актуально. Это связано с рядом факторов. Во-первых, большая часть населения оценивает государственных служащих и их деятельность, прежде всего с точки зрения нравственной составляющей, присущих им духовных, личностных качеств. Именно от нравственности представителей государственных органов зависит в целом авторитет власти среди населения и, как следствие этого, доверие граждан к ней. Во-вторых, в среде государственной службы формируются специфические нравственные нормы поведения лиц, занимающих государственные и политические должности, которые способствуют разрешению сложных ситуаций в процессе осуществления ими должностных полномочий. В-третьих, остается открытым вопрос о содержании правового регулирования профессиональной этики представителей властных структур. В-четвертых, в настоящее время слабо работают механизмы прямого общественного воздействия на формирование должной морали государственных служащих.

Целью работы будет рассмотрение сущности, структуры и содержания профессиональной этики чиновника, а также ее основных тенденций развития и совершенствования.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

изучить по данной теме литературу;

проанализировать сущность и содержание профессиональной этики чиновника;

выявить взаимосвязь духовно-нравственного состояния общества и моральных норм и ценностей государственного служащего;

рассмотреть основные тенденции развития профессиональной этики чиновника.

Объект исследования: профессионально-нравственные отношения государственных и муниципальных служащих.

Предмет исследования: профессиональная этика государственных и муниципальных служащих.

Теоретическая и эмпирическая база исследования. Теоретическими основаниями исследования выступают идеи Белолипецкого В.К., Бойкова В.Э., Ионовой А.И. Атаманчук Г.В. об этической составляющей управленческой деятельности и государственной службы; о месте профессиональной этики в системе государственного управления; о взаимосвязи духовно-нравственного состояния современного общества и деятельности чиновников. Методологической основой исследования послужили научные труды специалистов в области изучения этики и особенностей ценностей этической культуры. Исторический контекст становления этики, в работах В.П. Безобразова, Л.А. Велихова, А.Д. Градовского и др. Базой исследования послужили: материалы официальных и специальных статистических источников, в том числе материалы социальной статистики, официальные материалы государственных органов и ведомственных изданий Российской Федерации; информация, опубликованная в разовых и периодических изданиях, в том числе научных.


Глава 1. Профессиональная этика как объект социально-философского анализа

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.