Профессионально-этические основы деятельности чиновника — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Профессионально-этические основы деятельности чиновника

2020-04-01 159
Профессионально-этические основы деятельности чиновника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Государственная служба выступает атрибутом любого организованного общества. Она необходима каждой стране независимо от государственного устройства, формы правления, политической системы или правящего режима. Государственная служба в самом широком понимании выполняет роль управленческого механизма в развитии и функционировании государства. Непосредственными исполнителями задач государственного управления являются государственные служащие. Именно они реализуют управленческие функции, которые общество возлагает на них.

Высокая квалифицированность государственного служащего предполагает не только и не столько теоретическую подготовленность и комплекс специальных знаний, навыков и опыта, сколько особый духовный склад, мировоззренческие установки, предрасположенность человека к реализации общественного блага. Человек, избравший своим профессиональным делом государственную службу должен обладать не только специальными знаниями, но и особыми морально-деловыми достоинствами. Еще в древности в трудах различных мыслителей упоминалось о том, что управлять должны самые достойные, самые справедливые, самые мудрые.

Профессиональная деятельность государственных служащих сопряжена с множеством нравственных проблем, порожденных спецификой целей, содержания, характера, форм, методов, средств их труда. Можно предположить, что одним из действенных факторов его развития и совершенствования выступает профессиональная этика, как регулятивно-ценностная система норм, правил, оценок. Властные отношения в деятельности государственного служащего как системообразующий профессиональный признак предполагают реализацию принципов гуманизма, справедливости, законности, ответственности, честности, благородства и др., а это нравственные категории. Поэтому немаловажным выступает развитие профессионально-этической системы государственной службы адекватной современным условиям.

Профессия как относительно самостоятельный, конкретно-исторический, специализированный и институционализированный род деятельности людей возникла под влиянием общественного разделения труда. Этот объективный процесс приводит к разъединению индивидов, но одновременно и к их объединению на базе одинаковых или же сходных функций и видов деятельности. Такое положение образует устойчивые прочные общности людей, которые объединяются в профессиональные группы. Существует и разновидность социальной классификации по профессиональному признаку.

Государственная служба - это профессиональная деятельность по обеспечению полномочий государственных органов. Она имеет почти трех тысячелетнюю историю и несет на себе следы многовекового опыта, традиций, исторически передаваемых идей, ценностей, форм организации и управления социальными процессами, а также заимствований, которые, как правило, трансформируются в соответствии с существующей культурой, национальным характером, обычаями и нравами народа. Вопрос о становлении и совершенствовании государственной службы всегда был актуальным и злободневным, т.к. затрагивал самые глубинные, личностные стороны человеческих отношений: между слугами и господами, начальниками и подчиненными и т.д.

Государственная служба имеет и свою специфику. Под спецификой профессии (рода деятельности) можно понимать совокупность отличительных черт, отражающих: цели и задачи; характер и направленность труда; средства, приемы и способы выполнения профессиональных задач; условия деятельности; результаты труда и их общественную значимость и др. Именно специфика той или иной профессии определяет содержание ее профессиональной этики.

Деятельность государственного служащего носит выраженный (прямо или косвенно) управленческий характер, причем управленческо-политический. Государственная служба ничего не производит, существует на внеэкономической системе организации управленческого труда и живет за счет налогов с населения. В основе этого вида деятельности лежат властные полномочия, регулирующие и координирующие жизнедеятельность общества, граждан. Власть имеет триединое значение: способность, возможность и право оказывать воздействие на поведение и деятельность людей с помощью различных средств (закона, авторитета, воли, принуждения).

Социальное управление, составляющее основу деятельности государственного служащего имплицитно содержит в себе и власть и интерес, которые составляют базовые характеристики управления, без них нет и не может быть собственно социального управления. Власть выступает как рычаг управления интересами. В государственной службе присутствует строгая иерархия должностей и званий, закрепленная законодательно, поддерживаемая прочными традициями. Кроме того, система взаимоотношений в государственной службе носит ярко выраженный сословно-корпоративный характер. В России это имеет давние исторические корни, отражающие ментальность русского характера.

Специфические знания, навыки, умения, традиционно высокий уровень общей образованности и профессиональной культуры. Однако существует одна особенность весьма болезненно проявляющаяся в этой сфере - это совместное решение профессиональных задач сотрудниками разного уровня специальной подготовки. При достаточно высоких требованиях к личности управляющего, недостаточно высокий уровень интеллектуальных, профессиональных, нравственных качеств, свойств, образований (об этом будет говориться далее).

В современных условиях профессиональная этика государственного служащего может пониматься как совокупность нравственных принципов и норм, исторически сложившаяся в практике государственной службы, выражающая моральные требования к его духовности, назначению и содержанию деятельности, характеру взаимоотношений с государством, обществом, гражданами.

Базируясь на господствующей в обществе морали, профессиональная этика государственного служащего представляет собой четкую систему этических принципов и норм, обязательных к исполнению. Нравственные принципы, нормы, ценности - важный регулятор социальных отношений, поведения и деятельности людей в различных сферах деятельности, в том числе в государственной службе. Деятельность людей, связанная с государственным управлением объективно основывается на понятиях добра, справедливости, долга, чести, закономерно требует последовательного и строгого соблюдения всех общезначимых норм и принципов морали.

Однако существует серьезное противоречие современности между нравственными идеалами, с одной стороны, и общественной практикой (экономической, политической, военной и иной) с другой стороны. При этом наибольшую опасность представляет отчуждение от общечеловеческих нравственных ценностей руководителей государств, представителей высших политических и деловых кругов, государственных служащих по предназначению и долгу своей службы вершащих судьбами многих людей, ответственных за принятие решений, затрагивающих их жизненно важные интересы.

Массы людей никому и ничему не верят и это - прямая угроза национальной безопасности страны, так как ни закон, ни сила, ни деньги, ни какие-либо иные средства не могут быть эффективными рычагами государственного управления в такой ситуации. "В условиях, когда авторитет властей становится большой проблемой, любое ее решение заведомо обречено на критику и обвинение в коварстве, в стремлении "злоупотребить служебным положением". Ощущение чего-то нечестного, плутовского, жульнического постоянно присутствует при восприятии правительственных инициатив".

Таким образом, закономерно назрела задача первостепенной государственной важности, связанная с преодолением нравственного пробела в общественном сознании россиян, с утверждением практики нравственной оценки деятельности властных структур, с повышением уровня нравственного сознания государственных служащих.

Важное значение для понимания глубинных истоков нравственности, моральных устоев российской государственности имеет освоение классического идейно-теоретического наследия и материалов современных исследований в области общей этики, а также различных ее отраслевых теорий, в частности, этики управленческой деятельности.

Нравственное содержание государственной службы, деятельности ее управленческих кадров также включает в себя: идеалы блага, представления о сущности и проявлениях зла в сфере деятельности органов государственной власти; моральные нормы и принципы, определяющие характер и направленность поведения и деятельности государственных служащих; исторически сложившиеся нравственные ценности государственной службы; облик государственного служащего, включающий совокупность нравственных качеств и свойств.

Важное место в структуре нравственного содержания государственной службы и управленческой деятельности профессиональных кадров занимают моральные ценности. К ним относятся высоко значимые и чтимые в обществе и в среде кадровых работников этические идеи и идеалы, облагораживающие облик и возвышающие моральный престиж государственной службы, формирующие позитивное отношение в обществе к решаемым ею задачам, а также укрепляющие дух порядочности, моральной чистоплотности в ее рядах, служащие источником высоких моральных чувств, убеждений, нравственной жизненной позиции сотрудников государственной службы. К числу важнейших моральных ценностей, в частности, относятся патриотизм, гуманность, нравственная цельность (единство убеждений и поступков, слова и дела), достоинство, неподкупность, ответственность.

Нравственный облик руководителя характеризуется системой усвоенных им этических норм и принципов, сложившихся черт его морального сознания и управленческого стиля деятельности, устойчиво проявляющихся в сфере служебных отношений, в быту и личной жизни. Он раскрывается в двух основных планах:

во-первых, с точки зрения того идеала, который формируется из общественных ожиданий и предъявляемых к представителям государственной службы требований (нормативная модель нравственного облика);

во-вторых, со стороны реального набора привычек, принципов, качеств, присущих живым людям, в том числе противоречивых, не во всем согласуемых с принятым нравственным идеалом.

Нормативный нравственный облик российского чиновника имеет устойчивые черты, неизменно повторявшиеся на протяжении всей отечественной истории и во многом актуальные для современных условий. Вместе с тем в нем находили отражение и значительные социально-экономические, политические, духовные изменения, происходившие в российском обществе, дополняя и корректируя набор нормативных нравственных качеств.

Наконец, нравственное содержание государственной службы фиксируется в доминирующих нравственных настроениях, чувствах, ценностных ориентациях, мировоззренческих убеждениях и позициях, а также в реальной практике межличностных и служебных взаимоотношений.

Нравственное содержание государственной службы РФ может повышаться и понижаться, в зависимости от множества различных факторов. В немалой мере его повышение и стабилизация на приемлемом уровне зависят от управленческой деятельности высшего руководства, их постоянного внимания к моральной атмосфере в структурных подразделениях государственной службы в центре и на местах, моральным качествам чиновников.

Анализ законодательной базы деятельности государственных служащих позволяет судить о том, что в основе своей нравственные аспекты в той или иной мере находят отражение в них. Например, Федеральный закон "Об основах государственной службы" № 119 от 31 июля 1995 года в ст.5 Принципы государственной службы отражает следующие аспекты:

. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав. Это реализует такие нравственные принципы, как подотчетность и ответственность за свою деятельность.

. Равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. В этом случае реализуется принцип социальной справедливости, дающий возможность каждому человеку самореализовать свои интересы.

. Профессионализм и компетентность государственных служащих. Профессиональное дилетантство всегда оказывается безнравственно.

. Обязанности госслужащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, приоритета этих прав и свобод. В целом это подчеркивает гуманистическую сущность государственной службы как вида деятельности. Очень важно, что моральное требование получает закрепление и в юридической норме. В этом случае диалектическое единство внутреннего (личностного) и внешнего (коллективного) образуют прочный, функциональный механизм.

. Единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ. Дифференциация полномочий предотвращает волюнтаризм, необоснованное стремление и злоупотребление властью.

профессиональная этика чиновник россия

6. Внепартийность государственной службы. Независимость принятия политических решений от воли партий, стремление к объективности.

. Отделение религиозных объединений от государства. Свобода принятия решений от веры и религиозных канонов.

Два вышеуказанных принципа обозначают одно из необходимых условий - моральный выбор, самостоятельно определяемый каждой личностью.

. Обязанности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ.

Проявление инициативы допустимо только в интересах общества и государства, как легитимная деятельность в пределах действия служебных обязанностей.

. Единство основных требований, предъявляемых к государственной службе. Это положение отражает принцип равенства в правах и обязанностях людей перед законом и обществом.

. Ответственность госслужащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

В этом случае хорошо видна этическая направленность и содержание кодифицированных, обязательных к исполнению норм, Если интерпретировать перечисленные положения и выразить их категориями социальной философии, к основным моральным принципам современного руководителя можно отнести:

принцип гуманизма, т.е. признания человека высшей ценностью, уважения человеческого достоинства и доверие к людям;

принцип служения (исполнения своих служебных обязанностей) не за страх, а за совесть;

принцип сохранения верности патриотическому и служебному долгу;

принцип гармонизации целей и средств государственной деятельности (сочетание нравственного характера выбора цели с нравственным содержанием форм и способов ее достижения);

принцип обоснованности управленческих решений, их моральной допустимости и ответственности за последствия их реализации.

принцип соблюдения большого в малом или нравственной последовательности;

принцип учета моральных качеств чиновников в оценке их деятельности;

принцип противодействия (активного противостояния) всякому проявлению социального зла.

Кроме того, важнейшим этическим принципом деятельности российского государственного служащего является принцип законности, верховенства Конституции РФ и федеральных законов над всеми другими нормативными актами и должностными инструкциями. Воплощение этого принципа в жизнь, руководство им в непосредственной практической работе выступает в качестве определяющей социальной и духовной базы управления обществом. Роль и значение данного принципа, его приоритет среди других этических требований подчеркивается его закреплением в Федеральном законе "Об основах государственной службы Российской Федерации".

Таким образом, мораль (нравственность), присущие ей нормы, принципы, ценности - объективно обусловлены и играют важную роль в регуляции поведения и деятельности людей, в том числе в сфере государственной службы. Во многих жизненных ситуациях моральные требования помогают осуществлять правильные поступки, находить верные решения. Вместе с тем нередки случаи, когда люди, руководители высокого ранга, поступаются нормами морали, стремясь к сиюминутным выгодам, неблаговидным целям.

Моральное сознание государственного служащего может характеризоваться: ярко выраженной политической направленностью, основу которой составляют государственные (национальные) интересы; приоритетностью нравственных целей в системе духовных ориентиров и поведении; акцентом на нормы высокой ответственности за выполнение служебных задач по реализации общественных интересов, своего профессионального долга; более четкой сформированностью теоретических знаний (ввиду хорошего образования) в том числе и этического плана; повышенной требовательностью со стороны общественности к провозглашаемым идеалам.

Таким образом, моральное сознание государственного служащего отражает множество сторон: общечеловеческие моральные мысли, идеи, требования, оценки и т.п.; специфические профессиональные нормы нравственности; аспекты управленческой этики.

Деятельность государственного служащего с позиций моральной оценки также имеет свою специфику. Сюда можно отнести: повышенные требования к формам и содержанию поведения, как в профессиональной среде, так и вне ее; более резкую оценку и значительный резонанс в случаях совершения аморальных поступков; расширенный спектр социальных отношений для оценки и критики поведения государственного служащего. Профессиональная деятельность, объектом которой выступают живые люди, образует сложную систему взаимосвязанных нравственных отношений. В эту систему моральных отношений входят, прежде всего: отношение специалиста к обществу; отношение специалиста к объекту труда; отношение специалиста к коллегам по профессии; отношение специалиста к самому себе.

Вторая особенность нравственных начал государственной службы - наполнение конкретным содержанием основных этических категорий будет адекватным целям, задачам, условиям, средствам профессиональной деятельности государственного служащего. Благо в сфере деятельности государственного служащего соотносится, прежде всего, с общественным благом, с приложением усилий для обеспечения этого общественного блага. Именно отсюда мы выходим на дифференциацию понятий добра и зла, а точнее не понятий, а критериев оценки различных явлений и процессов общественной жизни, которые регулируются органами власти. Ведь именно система координат того, что полезно обществу, его гражданам, а что вредно позволяет соотносить различные социальные проявления, давать им нравственную оценку. Например, преступность, терроризм, коррупция, дилетантство и т.п. имеют негативное влияние на общественные процессы. А такие понятия как, например, солидарность, стабильность, профессионализм однозначно выделяются в приоритет положительных.

Справедливость на обыденном уровне представления отражает соотношение прав и свобод человека и степени их реализации в жизни. И здесь, вероятней всего, можно заявить о том, что дифференциация в целом достигнута. Однако есть некоторое различие между справедливостью и распределением благ, например, у военнослужащих и у судей.

Социальная (общественная) роль государственного служащего значительна, поскольку он имеет права и полномочия определяющие жизнь больших групп людей; несет (должен нести) более высокую ответственность. Соответственно и степень воздаяния за содеянное должно превышать обычные нормы. Однако ввиду целого комплекса условий и факторов очень сложно добиться полного соответствия в этом вопросе.

Долг государственного служащего выступает, прежде всего, как совокупность его обязанностей по отношению к системе государственной власти, ее институтов, общественных ценностей интересов и потребностей. Но в центре внимания стоит человек.

Для государственного служащего нет принципиальных отличий в механизме совести, но есть особенность в развитой способности анализировать доброе и злое. Деятельность государственной служащего напрямую связана с решением "человеческих задач" (права и свободы граждан; удовлетворение их потребностей и интересов; установление справедливости и других жизненно-важных вопросов). Именно поэтому совесть как социально-психическое образование у государственного служащего является профессионально необходимой.

Честь и достоинство государственного служащего проявляются в его профессиональной деятельности. Честь выражается в том, что чиновник, как человек чего-то в жизни добившийся, испытывает удовлетворение от самореализации, и, безусловно, с уважением относится к своей персоне. Понятие чести, как мы уже говорили, связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми моральными заслугами. И вот здесь очень четко в отношении государственного служащего просматривается зависимость его общественного положения (элитное) от общественно полезной деятельности, ее результатов.

Достоинство государственного служащего - это, прежде всего, конкретные дела, поведение, отражающее глубину сформированных нравственных качеств его личности. Достоинство госслужащего формируется его деятельностью, широким общественным мнением. Совершение недостойного поступка оценивается более строго. Общественный резонанс от недостойного поступка значительно больше.

После рассмотрения основных моральных категорий необходимо сказать, что вряд ли возможно вести речь о принципиальном расхождении понятий применительно к государственной службе. Долг, совесть, честь, справедливость, достоинство в целом ассоциируются со вполне известными нормами, установленными в обществе критериями. Однако у каждого человека уровень осознания нравственных проявлений и личной мотивации для исполнения чего-либо различен. Но для профессиональной деятельности существует негласный (опытным путем сформированный) свод, перечень требований и нравственного характера в том числе, который соотносится с той или иной сферой человеческой деятельности (специальностью).

В практике деятельности государственного служащего часто возникает нравственная проблема - как быть должностному лицу, получившему незаконное, с его точки зрения, распоряжение от вышестоящего руководителя? В случае если государственный служащий сомневается в правомерности полученного им распоряжения, Закон "Об основах государственной службы в России" (ст.14, п.4) предписывает в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтвердит указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно или уголовно наказуемым деянием. Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель.

Рассмотренное профессионально-этическое содержание деятельности государственных служащих показывает его сложность и противоречивость. Нравственные нормы, как правило, идеализированы и их реальное выполнение в повседневных условиях крайне затруднено, поэтому рассчитывать на полное торжество нравственных идеалов в действительности просто не разумно. Вряд ли можно найти пример абсолютного совпадения идеальных представлений с нравственной практикой в каком-либо обществе. Тем не менее изучение этических норм и правил в государственной службе позволяет увидеть приоритеты их развития применительно к современным условиям.



Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.