Меры по сохранению и повышению плодородия почв — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Меры по сохранению и повышению плодородия почв

2020-04-01 307
Меры по сохранению и повышению плодородия почв 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для сохранения и повышения плодородия почв осуществляется реализация мероприятий федеральной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года». Целесообразна пролонгация целевой программы до 2013 года.

Реализация программы должна обеспечить:

·   предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота 5,55 млн.га сельскохозяйственных угодий;

·         вовлечение в сельскохозяйственный оборот 3,2 млн. га неиспользуемых сельскохозяйственных угодий;

·         внесение минеральных удобрений в объеме 18,4 млн. тонн действующего вещества.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, довести к 2020 году внесение минеральных удобрений на 1 гектар посевов сельскохозяйственных культур до 130-150 кг действующего вещества.

Субъектам Российской Федерации целесообразно осуществить следующие меры:

· компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на вовлечение в обработку неиспользуемой пашни;

·   выплату субсидий на закладку защитных лесных насаждений;

·         компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на проведение агрохимического и эколого-токсикологического обследований почв;

·         субсидирование части затрат на проведение коренного и поверхностного улучшения пастбищ и сенокосов;

·         компенсацию части затрат на выполнение мелиоративных мероприятий на засоленных и солонцовых почвах;

·         компенсацию сельскохозяйственным товаропроизводителям части затрат на проведение ремонтно-восстановительных работ на внутрихозяйственных мелиоративных системах;

·         обеспечить увеличение объемов работ по обработке почвы по ресурсосберегающим технологиям;

·         осуществить переход на адаптивно-ландшафтную систему земледелия, направленную на максимальную адаптацию агротехнологий к почвенно-климатическим, топографическим, гидрологическим и другим условиям среды;

·         обеспечить внедрение в производство прогрессивных приемов и технологий внесения удобрений;

·         обеспечить внедрение в сельскохозяйственное производство научно-обоснованных севооборотов с набором экономически выгодных сельскохозяйственных культур, адаптированных к местным почвенным и климатическим условиям.

Данные предложения соответствуют полномочиям субъектов Российской Федерации, и соответствующие меры могут быть включены в региональные программы по повышению почвенного плодородия и эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения на долгосрочную перспективу.

 В целях обеспечения реализации на территории Томской области Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы" утверждена Программа развития сельскохозяйственного производства Томской области до 2012 года.

Основными целями Программы являются:

·   устойчивое развитие сельских территорий;

·   повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности отрасли;

·   сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве природных ресурсов.

Для изменения наметившейся тенденции снижения темпов роста сельскохозяйственного производства требовалось активное привлечение капитала в отрасль. С целью повышения инвестиционной привлекательности предпринимаются меры по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций, улучшению состояния почв, повышению их плодородия.

С целью обеспечения роста привлечения капитала в отрасль предпринимаются меры государственной поддержки по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций, содействию материально-техническому перевооружению отрасли, сохранению почвенного плодородия, повышению площади застрахованных посевов сельскохозяйственных культур.

Целями мероприятий по поддержанию почвенного плодородия являются сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения с использованием современных достижений науки и техники.

Основные задачи воспроизводства плодородия почв области:

·   оптимизация структуры посевных площадей;

·   применение комплексных, сбалансированных удобрений;

·   проведение химической прополки для профилактики сельскохозяйственных культур;

Программой предусмотрена государственная поддержка:

·   за счет средств федерального (прогноз) и областного бюджетов сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на приобретение минеральных удобрений;

·   за счет средств областного бюджета:

·   на приобретение средств защиты растений, стимуляторов роста и развития растений;

Реализация мероприятий по повышению плодородия почв Томской области позволит к 2012 году увеличить:

·   объем внесения органических удобрений до 560 тысяч тонн в год;

·   объем внесения минеральных удобрений до 16 тысяч тонн в год;

·   площади химической прополки сельскохозяйственных культур до 200 тыс. га в год.

Растениеводство в Томской области рассматривается преимущественно как поддерживающая отрасль животноводства.

Ускоренное развитие животноводства увеличит спрос на культуры, используемые для производства кормов.

По мере укрепления материально-технической базы осуществляется переход к ресурсосберегающим интенсивным технологиям.

Важнейшим фактором роста эффективности растениеводства является развитие системы элитного семеноводства.

На поддержку элитного семеноводства Программой предусмотрено выделение средств федерального (прогноз) и областного бюджетов на приобретение у российских производителей элитных семян сельскохозяйственных культур, в частности, зерновых, зернобобовых, кукурузы, сои, картофеля, клевера и люцерны, сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство).

В результате реализации мероприятий по поддержке элитного семеноводства увеличился удельный вес площадей, засеваемых элитными семенами, в общей площади посевов зерновых, картофеля, овощей и технических культур до 25 процентов.

Целью осуществления мероприятий по технической и технологической модернизации сельского хозяйства является стимулирование приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин для растениеводства и кормопроизводства.

В целях осуществления поддержки мероприятий Программы проводится:

частичное возмещение процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, на приобретение сельскохозяйственной техники российского и зарубежного производства;

частичное возмещение затрат по техническому оснащению сельскохозяйственного производства.

Меры по стимулированию технической модернизации сельского хозяйства позволят за пять лет приобрести 812 единиц сельскохозяйственной техники, в том числе 505 тракторов, 250 зерноуборочных и 57 кормоуборочных комбайнов.

 


1.2 Основные пути рационального использования земли и повышение её эффективности

 

«Земельные ресурсы характеризуются пространственной ограниченностью. Однако с экономической точки зрения ограниченность земли понятие относительное, - так как дополнительные вложения в землю позволяют непрерывно увеличивать производство продукции с единицы площади. Производственная сила земли, по существу, беспредельна, каждый новый этап в развитии производственных сил общества обеспечивает дальнейшее повышение продуктивности земледелия» - В.А. Добрынин.

Следовательно, главный путь повышения экономической эффективности использования земли в сельском хозяйстве на современном этапе - последовательная интенсификация. Объективная необходимость её определяется постоянным ростом спроса на продукцию сельского хозяйства и снижением обеспеченности землей в расчете на душу населения.

Практическое осуществление интенсификации земледелия включает широкий круг вопросов связанных не только с дополнительными вложениями, но и с совершенствованием технологии, организации производства и труда. На всех этапах развития сельского хозяйства между ними должна быть определенная согласованность. Порой совершенствование технологии, организации производства и труда дает больший экономический эффект, чем новые дополнительные вложения. Одновременно необходимо соблюдение научно обоснованной пропорциональности между составными частями дополнительных вложений, имея в виду их количество и качество. Только при этом условии обеспечивается постоянное повышение производительной силы земли.

Земельный фонд России характеризуется большим разнообразием природных особенностей, приметно половина пашни страны расположена в районах рискованного земледелия. Все это определяет необходимость учета данного обстоятельства при разработке мероприятий по повышению эффективности её использования. Последнее находит отражение в форме научно обоснованной системы ведения земледелия. Она базируется на взаимосвязанном учете всего комплекса агроклиматических, биологических, технических, организационно-экономических и социальных факторов применительно к зональным условиям.

Система земледелия направлена на повышение эффективности использования земли, постоянный рост её плодородия и включает следующие основные элементы:

) введение и освоение севооборотов;

) приемы борьбы с эрозией почв и их рациональную обработку;

) системы машин и удобрений;

) известкование почв, орошение и осушение;

) семеноводство;

) окультуривание основных сенокосов и пастбищ;

) борьба с сорняками, вредителями и болезнями растений;

) организационно-экономические и социальные мероприятия.

Все эти организационно- технологические мероприятия в единстве и взаимосвязи способствуют повышению эффективности использования земли.

«Практика подтверждает, - говорил В.А. Добрынин, - необходимость поддержания оптимального содержания гумуса в почве. Иначе снижаются её плодородие и как следствие этого, урожайность сельскохозяйственных культур». В связи с этим назрела необходимость государственного учета уровня содержания гумуса по каждому хозяйству. Такие данные должны составляться ежегодно и служить для оценки не только состояния почвенного плодородия, но и деятельности агрономической службы.

«Только научно-обоснованный учет всех составных элементов системы земледелия может обеспечить рост почвенного плодородия, урожайности всех сельскохозяйственных культур и повышение устойчивости производства».

«За последние годы в хозяйствах снижается уровень эффективности использования сельхозугодий, в связи с чем становится актуальной проблема разработки и внедрения различных стимулов и мер ответственности работников сельхозпредприятий за эффективное использование земель», - отмечает кандидат экономических наук, начальник комитета по земельным ресурсам и землеустройству.

Практика показывает, что в ряде хозяйств земли не используются и не передаются в аренду сильным крепким хозяйствам по различным причинам.

Государство практически самоустранилось от важнейшей своей функции - землеустройства, которое является главным механизмом в наведении порядка на земле, решении экологических, правовых, социально-экономических, организационно-территориальных задач. Финансирование проектно-изыскательских работ по землеустройству практически прекратилось; остановлена разработка генеральных схем использования и охраны земельных ресурсов, федеральных и региональных прогнозов рационального использования сельскохозяйственных земель, схем землеустройства хозяйств и районов, без чего трудно избежать ошибок в предоставлении и изъятии земель.

Землеустройство должно стать главным рычагом государственной земельной политики, как это было всегда, управления земельными ресурсами, научно обоснованного перераспределения, использования и охраны земель во избежание всевозможных перекосов.

Было бы целесообразно принять нормативные акты, обязывающие собственника, владельца и пользователя земли обеспечить эффективное использование земель, пусть даже путем передачи их в аренду другим хозяйствам.

В марте 2001 года правительством утверждены правила государственного учета показателей состояния плодородия земель сельхозназначения. Учет предусматривает упорядоченную систему сбора и обобщения информации, полученной при проведении почвенных, агрохимических, фитосанитарных и эколого-токсикологических обследований таких земель.

Учет показателей плодородия позволит:

формировать полную и достоверную информацию о состоянии и динамике плодородия земель сельхозназначения;

выявлять и предотвращать отрицательные результаты хозяйственной деятельности на этих землях;

определять резервы обеспечения устойчивости сельскохозяйственного производства;

осуществлять информационное обеспечение государственного земельного кадастра.

Необходимо наладить учет этих показателей, вносить их в паспорт земельного участка, постоянно отслеживать качество плодородия земли. И в зависимости от положительных или отрицательных показателей - поощрять или наказывать экономически землевладельца, землепользователя, арендатора.

По мнению экспертов «Требуют оперативного решения также вопросы общеэкономических преобразований, причем как на государственном, так и на региональном и местном уровнях. Цель их - повышение эффективности сельскохозяйственного производства в целом. Сюда отводятся:

ликвидация диспаритета цен (переход на уровень кадастровых цен на сельскохозяйственную продукцию);

снижение кредитных ставок до уровня, позволяющего вести расширенное воспроизводство;

уточнение специализации сельскохозяйственных предприятий в зависимости от их зонального местоположения;

совершенствование структуры посевных площадей, обеспечивающее сохранение плодородия почв и оптимальное соотношение экономически выгодных (востребованных на рынке) сельскохозяйственных культур;

восстановление списанных площадей орошаемых земель, повышение эффективности их использования;

Все это позволит сохранить главное богатство нашей области - плодородные земли. Необходимо добиться того, чтобы земля оставалась у любящих и умеющих работать хозяев».

По мнению В. Рыжновского «Для создания экономических условий эффективного использования земли, необходима разработка концепции формирования новой системы земельных отношений и механизма их регулирования в России, которая должна предполагать:

преобразование отношений собственности на землю, обеспечивающее создание конкурентной среды для эффективной работы многообразных форм землевладения и землепользования;

поэтапное внедрение рыночного оборота земель. Вначале широкое использование различных форм аренды земли, затем внедрение таких рыночных форм и операций с землей, как ее залог, передача в виде пая в неделимый фонд предприятия, обмен земельными участками и только на третьем этапе - свободная купля-продажа земель, в том числе и для целей сельскохозяйственного производства;

создание внутрихозяйственного механизма управления, повышения эффективности землевладения и землепользования, предусматривающего интенсификацию землепользования, недопущения деградации земель;

активное государственное экономическое и правовое регулирование земельных отношений.

Постоянное увеличение производительной силы земли - проблема огромного государственного значения, от успешного решения которой зависят темпы развития других отраслей народного хозяйства, дальнейший рост благосостояния нашего населения, укрепление экономики страны.

Таким образом, земельный вопрос в России - это стратегически важная проблема в сфере земельных отношений, повышения их эффективности. Для его разрешения необходима концентрация земли в руках собственников (пользователей). При этом создание и реализация экономического механизма перехода земли должна строиться на твердой юридической базе - Земельном кодексе».



Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.