Туристов - любителей кельтской старины. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Туристов - любителей кельтской старины.

2020-04-01 111
Туристов - любителей кельтской старины. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Туристов - любителей кельтской старины.

Гебридские острова,в свою очередь, делятся на Гебридские острова (Outer Hebrides) и Внутренние Гебриды(Inner Hebrides).

Inner Hebrides известны своим островом Иона (Iona), где захоронено 52 древних шотландских короля, не говоря уже о принцах, епископах и чифтейнах. Остров привлекает паломников со всего мира. Остров Стаффа

                                                    

                                                       3

(Staffa) знаменит пещерой Фингала (Fingal’s Cave), с которой связана легенда о двух великанах, бросавших друг в друга скалы.

Над Внутренними Гибридами находятся Гебридские острова (Outer Hebrides, что буквально переводиться как “ Внешние Гебридские острова”): Льюис (Lewis) и Гаррис (Harris), а также мелкие острова. Это гористые острова,где преобладают рыболовецкие гавани.Столицей Льюиса и Гарриса является г.Сторновэй (Stornoway), невдалеке от которого находится Шот-ландский Стоунхендж (Scotland’s Stonehenge). Scotland’s Stonehenge - доисторический каменный кромлех,состоящий из камней 40-футовой высоты. 13 монолитов окружают одну большую каменную пирамиду, а другие камни, которые, возможно, образовывали концентрические круги, разбросаны вокруг. О Стоунхендже я ещё упомяну позднее, в связи с обычаями шотлан-дцев, имеющими в своей основе языческие обряды.

Древнейшие археологические памятники на территории Шотландии относятся к 3-му тысячелетию до н.э..В первые столетия до н.э. началось заселение территории Шотландии кельтскими племенами (Celts),к древнему населению Шотландии относились пикты(Picts),которые являлись древней-шим народом, живущим на территории Шотландии и назывались они иберийцы (Iberians). Впоследствии кельты дали им название пиктов.

В начале н.э. у некоторых племён стало зарождаться классовое общество.

Неоднократные попытки римлян (the Romans), начиная с 1 века н..э., подчинить Шотландию, а надо заметить, что римское её название было Каледония (Caledonia), окончились неудачей.

Римляне завоевали юг Шотландии,но отступили перед Гардианской Стеной (Hardian ‘s Wall (Северная Англия) во 2 веке н.э. Шотландия в то время являлась гнездом воевавших между собой племён,каждое из которых имело своего короля, который в течение короткого времени правил своей малой территорией, до того, как быть покорённым своим более удачливым сопер-ником.

В постримские времена картина сложилась следующая - пикты находились на севере, скотты (Scots) (из Ирландии) - на западе,бритты (Britons) на юго-западе,а англы (Angles) или англо-саксы (Anglo-Saxons) на юго-западе. В 9 веке скотты и пикты объединились в королевство (названное Скотия (Scotia) как это звучало на средневековом латинском), и сражались против набегов викингов (Vikings, или Norsemen).

Название Шотландия (Scotland) произошло в 11 веке,когда название Скотия было дано юго-западному участку, заселённому племенами скоттов. Феодальная система в Шотландии была основана в 12 -ом столетии.Эдуард I Английский завоевал Шотландию в 1296 г.,но шотландцы под предводитель-ством Валласа (Вильям Валлас - шотландский национальный лидер 1272 -1305 гг) и Брюса (Роберт Брюс - король Шотландии Роберт I 1274-1329 гг) оказали очень сильное сопротивление, таким образом, в 1328 году Англия признала независимость Шотландии.

Интересно отметить,что имя Роберта I у шотландцев всегда ассоцииро-валось с мужеством и настойчивостью. Его считают известным Шотланд-ским героем.Он сражался с Эдуардом I и Эдуардом II, королями англий-скими,и разбил англичан при Баннокберне (Bannockburn) в 1314 году.

                                                          

 

                                                         4

Существует легенда.что после одного из своих поражений, Роберт I скры-вался в пещере и,как гласит предание,увидел паука,плетущего свою паутину. Паутина обрывалась,но паук,несмотря на это, снова и снова сплетал её. Брюс созвал и объединил свои силы и в этот раз одержал победу над Англией.

Дочь Брюса положила начало трагической, но крепкой династии Стюартов, с которой связан большой период в истории Шотландии. Дворцы Стюартов и места их сражений расположены по всей Шотландии, существует также тропа Марии, Королевы Шотландской (Марии Стюарт - 1542 - 1587 гг). Она являлась королевой Шотландии с 1542 по 1567 гг и была заключена в тюрьму Елизаветой I Английской, а в 1587 году казнена за государственную измену. Как имя Марии Стюарт,так и имя Чарльза Эдварда Стюарта - шотланд-ского принца (Bonnie Prince Charlie), который был разбит в Битве при Кул-лодене (Battle of Culloden) в 1746 году и бежал во Францию, овеяны духом романтизма.

А в 1603 году короны двух народов английского и шотландского были объединены путём законодательного союза двух королевств, который был окончательно провозглашен только в 1707 году. Многие шотландцы поддер-живали восстания 1715 и 1745 годов. И как уже упоминалось, с пораже-нием Принца Чарльза (по прозвищу Бонни,что значит “красавчик”) в 1746 году надежды Стюартов рухнули. После 1745 года клановая система (Сlan system) пошатнулась.

                                                     I

Клан в Шотландии (C l a n) - это группа семей, носящих одну фамилию

(например Мак Дональды - “ сын Дональда”, так как Mac по-шотландски значит “сын”) и имеющих общего предка.

До 1745 года Шотландские кланы управлялись чифтейнами (chieftains). Следует заметить, что система кланов популярна до сих пор и сохранилась она больше как национальная традиция шотландцев. Когда шотландец вспоминает о своей Родине, то ему приходят на ум печальные вересковые пустоши, развалины замков, поношенная прадедовская юбка-килт и пиброх - заунывная мелодия волынки. В Шотландии клановая принадлежность определялась по костюму, особенно по мужской юбке-килт.Расцветка юбки должна быть конкретной - в соответствии с тартаном.

 (Tartan) - шерстяной материей с образцом линий различной ширины и различных цветов, которые пересекают друг друга под определёнными углами. Имеется много различных тартанов, каждый из которых связан с определённым шотландским кланом. Каждый клан в Хайленде (Highlands- гористая, верхняя часть Шотландии) имеет определённый связанный с ним цвет и определённый проверенный образец, который члены клана носят на килтах и пледах. И надеть чужие цвета является социальным нарушением (gaffe) и это также недопустимо,как кораблю поднять на мачте иностранный флаг. За этим строго наблюдает в Шотландии ответственное лицо,Главный Герольд,Хранитель гербов и старшинства кланов.В его сложные обязанности

                                                     

                                                          5

Входит следить за тем, чтобы никто не присвоил себе недозволенные титулы,чужие клетки,не завёл на волынке (bag-pipe) во время церемониаль- ного марша мелодию иного клана. Со всех концов света приходят к нему запросы относительно клановой принадлежности и символики. Даже

американские, австралийские, новозеландские, канадские поколения шот-ландцев не потеряли интереса к исконным родовым обычаям и традициям, вспоминают о своих корнях и чем дальше,тем больше приходят к мысли: “Где бы мы ни были, мы-шотландцы! ” 

У каждого клана есть свой праздник,и в этот день все члены клана надева-ют свой костюм, где бы они ни были.

Традиционно, кроме юбки -килта, в шотландский национальный костюм (Highland dress) входит твидовая куртка (t w e e d jacket), простые длинные чулки,берет и кожаный спорран (sporran),- кошелёк который висит на узком ремешке, охватывающем бёдра.Этот вариант костюма носят днём. Для вечера имеется другой вариант костюма - юбка-килт надевается с меховым спорраном, чулками со своим определённым тартаном,усложнённой курткой и отделанной рюшем рубашкой. Шотландский берет- tam-o’-shanter - это шерстяная шляпа без полей с помпоном или пером на верху. Обычно тэмешэнте носят слегка сдвинув набок. Название своё берет получил от имени героя стихотворения Роберта Бернса с одноимённым названием. Следует упомянуть и такую деталь костюма, как нож. Истинный горец (Highlander) за своим правым чулком должен носить нож, на рукоятке кото-рого выгравирован цветок чертополоха и вправлен топаз.Надо заметить,что если горец всовывал нож с внутренней стороны ноги,то по шотландской традиции это означало - объявление войны. Мирные люди носят нож всегда с внешней стороны.

Традиции ношения шотландцами своего костюма так прочны,что приме-ром может служить выдержка из статьи Л.Мартынова о том, как однажды канадский путешественник и писатель исследователь Арктики Фарли Моуэт в конце ноября посетил Москву.

“Дело было в самом конце ноября, - пишет Л.Мартынов,- Моуэт явился в шотландском костюме: в короткой юбке, толстых клетчатых шерстяных чулках, подвёрнутых под коленями. Из-под пиджака на юбку спускался гро-мадный кошель с отделкой из толеньего меха-спорран. Оказалось, что сегодня все его сородичи одеты точно также, и уже поэтому он сразу мо-жет узнать в толпе своего,отметить с ним праздник или,в случае необходи-мости-прийти на помощь.И хотя шанс встретить другого Моуэта в москов-ской толпе был крайне незначителен, да к тому же погода не благоприят-ствовала хождению с голыми коленками-ледяной ветер гнал порошу,-никакого разговора о другом костюме и быть не могло.

-Традиция,- объяснил Фарли,и успокоил собравшихся:-В канадской тундре было труднее,но в этот день я не могу иначе...”(Мартынов.Л.Вокруг света, 1979,№5,с.38).

Традиция клановых цветов появилась не так уж и давно.Англичане в своё время запретили шотландцам носить национальный костюм.Это было в 1746 году, когда в битве на плоскогорье Куллоден (Culloden) y Инвернесса (Inverness) шотландцы потеряли шансы на независимость.Запрет действовал

                                                       

                                                        6

Как уже мы знаем,Highlands включает в себя самые высокие горы Британских Островов,самые дикие озёра и острова.По своему происхождению хайлендеры считают себя кельтами.Они гордяться тем,что являются потомками скоттов,которые пришли в Британию из Ирландии в 6-ом веке и они называ-ют себя скоттами (a Scot, a Scotsman, a Scotswoman), по-шотландски (a Scotch-man,a Scotchwoman). Несколько тысяч шотландцев, которые проживают у озёр в Западном Хайленде (Western Highlands)и Гебридских островах,всё ещё говорят на Scottish Gaelik (шотландский гэлльский)- древнем кельтском языке, который очень похож на ирландский галльский и сроден валлийскому. Фермеры Хайлендера,или как их тут называют крофтеры (crofters), ведут тяжелую и простую жизнь,занимаясь земледелием и скотоводством: выращи-вают овёс и картофель,разводят овец и коров, рыбачат. Килт для некоторых хайлендеров и до сих пор является повседневной одеждой. Хайлендеры чувствуют превосходство по отношению к лоулендерам(lowlanders)- жителям равнины,большинство из которых являются потомками датчан и англо-саксов.

По своему этническому составу лоулендеры разнообразнее,чем хайлен-деры. До середины нашего века жители равнин -лоулендеры носили штаны и даже не клетчатые. Повторюсь, что каждая традиция в своей основе несёт практический смысл.Хайлендеры носили килт и гетры не просто потому,что им так хотелось, а очевидно потому, что им так так удобно передвигаться в гористой местности.мы в связи с этим можно вспомнить кожаные штаны и гетры тирольцев,костюм гималайских горцев- подоткнутый халат кончается над коленями, а икры защищены чем-то вроде гольфов. Очевидно, что так удобнее ходить по крутым горным тропкам). У лоулендеров же не было необходимости передвигаться по горам и поэтому,естественно, и соответ-ствующего для этого костюма Интересно описывает происхождение тради-ции носить юбку-килт лоулендерами журналист Л.Мартынов.

“В 1953 году лорд Лаурдейл,глава клана Мэйтлендов,должен был возглавить торжественную процессию государственного значения,неся шотландский флаг с Андреевским крестом,естественно,что и костюм его мог быть только шотландским.Но у низинного клана Мэйтлендов никаких собственных кле-ток не существовало.Выход из положения был найден: по счастью Мэйтлен-ды состоят в родственных отношениях с горскими кланами Каббингэмов и Ганнов.Те одолжили свои цвета,и из их соединения появился собственный тартан-клетчатая шерстяная материя Мэйтлендов.Впоследствии лорд Лайон на основании долгих расчётов определил мэйтлендам тартан и занёс его в официальную книгу клановых расцветок. Потом создали тартаны и для остальных лоулендеров”(Мартынов Л.Вокруг света,1979,№5,с.39).

                                                           7

Всего сорок с лишним лет прошло с того дня,когда лоулендеры завели у себя горский костюм, но это уже стало традицией.Традиции возникают по-разному,но возникнув,имеют тенденцию не умирать. Исток шотландских

Традиций - это стремление во что бы то ни стало отстоять свою самобытность. Тем более,что английские короли долго пытались эту самобытность искоре-нить, но шотландский упорный и упрямый характер противодействовал “сас-сэнах”-таким пренебрежительным словом шотландцы называли англичан.

Суровость и упрямство шотландского характера как нельзя,на мой взгляд, лучше и наглядней выражается в эмблеме национального флага Шотландии-чертополохе (thistle).

Метании бревна -кэбера (tossing the caber), в беге в гору, танцы, одним из которых является танец с подпрыгиваниями над скрещенными палашами-старый,добрый,истинно шотладский танец,едят хаггис (haggis)-копчёный овечий желудок,набитый кусками мяса со специями.Это очень сытное,хотя

С непривычки не очень-то вкусное блюдо. Шотландцы едят хаггис с картофельным пюре или пюре из репы.Об этом и о других традициях, прежде всего, связанных с сельским образом жизни шотландцев, будет сказано в следующей главе.

                                                        II

  Поскольку шотландцы являются,в основном крестьянами,то и обычаи их с давних пор являлись, прежде всего, обычаями хлебопашцев и животново-дов.Вся их трудовая жизнь самым тесным образом была связана с природой: солнем, дождём, другими явлениями природы, урожайностью полей, плодо-родием скота, сменой времён года,сменой дня и ночи. Древние кельты делили год на холодный (от праздника Самхейн) и на тёплый (от праздника Белтан) периоды.Отсчёт холодного периода кельты вели со времени прихода скота с пастбищ, а начало тёплого- от выгона скота на пастбище. Трудовой опыт убе-дил людей в том, что периоды сельскохозяйственных работ следует согласо-вывать с движением Луны,Солнца.

Ярким примером развития астрономических знаний и их использования народами Запада может служить кромлех Стоунхендж (Stonehenge), расположенный в Англии между Бристолем и Солсбери,а также Шотландский Стоунхендж, о котором я уже упоминала, расположенный недалеко от г.Сторновэя - столицы о.Гарриса и о.Льюиса (Гебридские острова). Эти сооружения представляли собой два концентрических круга. Английский Стоунхендж состоял из 38 пар вертикально стоявших камней, его конструк-ция включала также и третье сооружение из врытых в землю тесаных камней, перекрытых каменными плитами. Шотландский Стоунхендж состоял,как уже упоминалось, из 13 монолитов. В центре таких сооружений стоял один огромный камень-монолит,а на северо-восток от него вне сооружения - другой.

Исследователи обратили внимание на то,что оси каждого из этих загадоч-ных сооружений, проведённые от центрального монолита к внешнему, направлены к той точке горизонта,где в день летнего солнцестояния восходит солнце.Эти кромлехи, бесспорно, являются древнейшими в Европе астроно-мическим сооружениями для наблюдений восхода и захода небесных светил -Солнца и Луны,что необходимо для определения времени.По преданиям, перед такими алтарями друиды (кельтские жрецы) совершали торжественную службу 21 июня, начинавшуюся при первых лучах солнца.

В последние годы в Англии приверженцами кельтской старины был организован современный орден друидов, члены которого пытаются рекон-струировать старые друидские ритуалы и церемонии. По иницативе ордена стала вновь совершаться ежегодная служба летнего солнцестояния в Стоун-хендже,и совершается она в том же самом месте и в тот же час,что и в древние времена.         

Следует заметить, что у кельтов имелась прямая связь календаря с сельскохозяйственными циклами, на что нам указывают их празднества. Большим праздником для древних шотландцев (кельтов) был Самхейн -

                                                           9

Праздник,когда отмечали приход скота с пастбищ и начало нового года.1 мая совершали обряд Белтан,во время которого скот перед выгоном на пастбище проводили через дым от костров.К началу февраля,когда ягнятся овцы, относиться праздник Имболе,а 1 августа отмечали день Лугнаса, совершая обряд для получения хорошего урожая, посвященный богу Лугу (Луг-

 дуну); день Лугнаса в древних кельтских документах толковался как время начала жатвы.Даты всех кельтских праздников указывают нам на высокий уровень знаний и разработанность календаря у этого народа.

Нельзя не отметить такой старый языческий праздник летнего солнцесто-яния (Midsummer Day)как 21 июня.После распространения христианства с 6 в н.э. церковь пыталась подчинить его своему влиянию и приурочила к этому времени праздник в честь Иоанна Крестителя (24 июня), но уничтожить древнюю народную основу праздника ей не удалось, лишь сроки выполнения языческих обрядов переместились с 21 на 24 июня.

У кельтских народов Британии св.Иоанн остался в стороне от перенесён-ных на его день народных обрядов и никакой функции в обрядности для летнего солнцестояния не выполнял. Само время праздника Midsummer говорит о его прошлой связи с культом солнца. Потому и основные обряды и ритуалы дня св.Джона (St.John’s Day) сходен с таким же комплексом обрядов дня зимнего солнцестояния - 21 декабря.У кельтов с обоими днями связано много поверий о якобы особенно могущественной в ночь на дни солнцесто-яний нечистой силе; центральное место в праздновании этих дней занимают раз-личные формы ритуальных огней;большую роль в обрядах,приуроченных к этим двум датам, играет зелень - зелёные ветки, цветы,даже деревья,в некоторых обрядах зимнего и летнего праздника имеются мотивы брака, семейного благополучия.

Ещё во второй половине ХIХ в.сельские жители Шотландии были убежде-ны, что именно в ночь накануне дня св.Джона ведьмы собираются на свои шумные сборища: феи водят хороводы на лесных лужайках,вершинах холмов; многочи ленные духи бродят по земле.По кельтским представлениям, эта ночь была второй по значению из трёх годовых “ночей духов”, когда большую власть приобретали разные сверхъестественные существа. Кельты считали,что в эту ночь души язычников посещают землю и веселяться до рассвета. Существовало в прошлом также поверье, что в ночь на 24 июня души всех людей во время сна покидают тело и бродят по земле. Верили, что если в полночь прийти к церковному крыльцу,то можно увидеть души тех,кто умрёт в приходе в текущем году. Как уже было сказано, большую роль в празднике св. Джона играли ритуальные огни различного вида, особенно костры.В недалёком прошлом в ночь накануне дня св.Иоанна костры горели во всех областях Великобритании на городских и сельских площадях. Зажигали и большие общинные костры - вне населённых пунктов, обычно на возвышенностях, холмах. Так, в шотландских городах Абердине и Элгине

Дах,приуроченных к 21-24 июня,играла всевозможная зелень.Кельты украша-ли к празднику дома,церкви цветами,зелёными ветками.В зимний цикл празд-ников магическую силу приписывали веткам вечной зелени как символу бес-смертной,живительной силы природы;в разгар же лета вечно-зелёные деревья не имели такого значения:в июне почти все растения были в пышном цвету, поэтому всем им приписывались какие-то магические свойства.

Именно в ночь накануне дня св.Иоанна старались собрать на зиму различ-ные травы для медицинских целей,так как считали,что целебные свойства та-ких трав в это время намного эффективнее.Особенно много собирали цветов зверобоя.Издавна корни,сок,цветы этого растения применяли в народной ме-дицине для лечения ран и как успокаивающее средство,но цветок,кроме того, по поверьям, обладал и значительной магической силой. Зверобой был настолько тесно связан с днём св.Иоанна,что в английском языке он известен под названием “растение св.Иоанна” (St. John’s wort).Его пучки подвеши-вали над окнами и дверьми домов - как защиту от нечистой силы,цветы его с этой же целью прикалывали к одежде.

По представлениям кельтов, таинственное магическое значение в этот период полного расцвета всей природы имел и папоротник (fern): в полночь он будто бы расцветал на короткое мгновение.Смельчаки отправлялись в полночь в лес, чтобы увидеть цветок папоротника и собрать его семена. Такие походы считались очень опасными,так как это растение зорко охраняли феи и разная нечистая сила.Тот,кому всё же удавалось заполучить семена,мог якобы стать невидимым и наблюдать танцы и игры фей в эту волшебную ночь.Шотландцы к тому же считали семена папоротника самыми действенными против нечистой силы.От нечистой же силы помогали собранные в эту ночь ягоды бузины и прибитые над дверьми и над воротами веточки берёзы.

Ритории Lowlands.В тех же областях,где преобладало скотоводство (особенно овцеводство), день летнего солнцестояния имел в народном календаре мень-шее значение и с ним было связано меньше старых обычаев.

В Шотландии у овцеводов Highlands в июне справлялся обычно свой праздник, которым отмечалось окончание мытья,стрижки и клеймения овец. Этот праздник приурочивался ко дню св.Колумба (16 июня).Поэтому у боль-шинства шотландских горцев св.Колумб считался покровителем и охраните-лем скота. В его день хозяйки приготовляли особый пирог из ячменной или овсяной муки и делили его между теми детьми,которые должны были летом

Подобно тому, как христианская церковь приурочила праздник Иоанна Крестителя ко дню летнего солнцестояния,но название St.John’s Day не повлияло на языческую основу этого праздника,так и 1 августа, несмотря на

То,что это был день памяти Петра и Маккавея не был подчинён церковному влиянию. И его языческие ритуалы оставались неизменными на протяжении многих веков. Главные черты праздника были следующие: торжественное начало жатвы или другого вида уборочных работ,обрядовое вкушение плодов первого урожая, в котором должны были принимать участие все члены общины;собрание и пиршество на вершине высокой горы; жертвоприношения первых плодов урожая какому-то божеству на вершине горы.

                                                     13

Возможность без всякого вреда для себя есть плоды нового урожая.Первому вкушению хлеба из нового урожая придавалось большое значение: участие в такой трапезе должна была принимать вся семья,и этот ритуал,по поверью, предотвращал голод, недостаток в пище в течение всего года.

Важное значение имел день 1 августа для скотоводов.В Хайленде женщи-ны обычно раздавали всем,кто был на летних пастбищах,небольшие сыры из творога - на счастье.Такие сыры и масло специально приготовлялись для празднования этого дня. Накануне 1 августа совершались магические дей-ствия над скотом,чтобы уберечь его от всяких напастей.особенно заботились о коровах: мазали смолой хвосты и уши, привязывали к хвостам красные и синие нитки,произносили магические заклинания над выменем. По очень старому обычаю в этот день старались искупать скот в море или реке.

Самая характерная черта праздника 1 августа у шотландцев - сборища на вершинах гор всей или даже нескольких сельских общин. Высоко в горах приносились жертвы,а затем устраивались игры,различные состязания,танцы. В качестве подношения какому-то божеству с торжественными церемониями зарывали в землю десятую часть собранного в этот день зерна и часть приготовленного для общей трапезы кушания. Собранные колосья зарыва- лись не возле земельных участков с созревшим урожаем,а на вершине горы,

На которую иногда приходилось взбираться несколько часов.Возможно этот обычай древних кельтов был связан с легендой о том,что приёмная мать Луга,богиня Таилтине,была погребена на высоком холме и Луг повелел устраивать на вершине его ежегодный праздник.

Служители церкви старались искоренить обычай собираться на вершинах гор;преследование лиц,исполнявших этот обычай,особенно усилилось после

Реформации в Шотландии.Но шотландцы упорно продолжали соблюдать свои старые обычаи.Когда же за их исполнение церковь стала угрожать суровой карой,люди начали подниматься в горы тайно,выходя на их склоны якобы для сбора черники (whortle-berry), ягоды которой как раз поспевали с этому дню. Так возник новый обычай -обязательный сбор черники в день Лугнаса, её ягоды стали рассматриваться как символ плодородия.Как и плоды первого урожая,в этот день каждый должен был съесть несколько черничных ягод. Больным и старикам их приносили  домой. По чернике предстказывали буду-щий урожай;по поверьям,приготовленные из неё вино,торт укрепляли любовь.

В день первого августа, как и в другие праздники, в Шотландии было в обычае зажигать на холмах костры и танцевать вокруг них.Многие кельтские обычаи,соблюдавшиеся ещё в ХIX в. являются пережитками некогда суще-

                                                   14

Браков. Так, на открываемой в день праздника сбора урожая ярмарке на рыночной площади заключались временные браки путём простого “скреп-ления рук” (hand fasting). Такой брак продолжался 1 год и 1 день. Парни выстраивались в ряд на одной стороне насыпи,девушки- на другой,и их отцы и матери,собравшись посредине,договаривались о союзах между ними, и брак скреплялся пожатием рук молодых людей.Если же по истечении указанного срока молодые люди решали расторгнуть свой брак,то они вновь приходили на эту же площадь, становились спиной друг к другу (парень лицом к северу, девушка к югу) и расходились в разные стороны уже разведёнными, свобод-ными вступать в новые союзы.

В пограничной области между Шотландией и Англией (Border) на подоб-ных ярмарках настолько часто заключались временные браки,что из окрест-ных монастырей сюда стали специально направлять монахов,чтобы они да-вали церковное благословение таким союзам.Иногда и зажиточные шот-ландцы следовали этому обычаю,чтобы быть уверенными в прочности и счастье предстоящего союза.

После того как церкви не удалось искоренить древние обычаи кельтов в день праздника начала жатвы,она попыталась придать им религиозный характер, набросив свой церковный покров на старые народные обряды: перенесение праздников на воскресенье, благословение временных браков, освящение первых плодов и т.д.

Со временем сборища на холмах стали переплетаться с христианскими обрядами,а восхождение на горы сочеталось с паломничеством к святым местам. Обычно в наиболее популярных местах сборищ строились часов-ни,открывались мощи святых,святые источники. Однако  неоднократные попытки перенести место празднования с вершины гор к их подножию успеха не имели.

Следует упомянуть также о таком обычае на юге Шотландии,как борьба двух сторон.Обычно сражающимися партиями были пастухи двух приходов. За несколько дней до праздника на двух холмах, расположенных на расстоя-нии примерно 2-3 км друг от друга,строили башню из земли и дёрна (высотой 4-3 метра,диаметром 3 м).День 1 августа пастухи проводили в обороне своей башни и атаках-вылазках на соседнюю.Все сражающиеся были вооружены дубинками и между ними разгорались настоящие битвы, очень шумные и грубые. Цель битвы заключалась в том, чтобы снять с верха башни флаг противника и поставить на его место свой. После окончания игры парни по-жимали друг другу руки, целовались и мир полностью восстанавливался.

                                                     15

Многие приуроченные к этому дню обычаи и обряды очень похожи на те,что происходят на праздник Лугнаса,хотя их и разделяют почти 2 месяца.Разница во времени была вызвана тем, что переселившиеся в Шотландию гэлы из Ирландии привезли с собой свои праздники и обычаи,которые здесь получи-ли новое осмысление и новое приурочивание.В Шотландии начало осени счи-тали с михайлова дня (29 сентября).Среди шотландцев была распространена поговорка -”Лето есть до дня св.Михаила”.

Св.Михаил был одним из наиболее популярных святых как у ирландцев, так и у шотландцев, даже у тех из них,которые принадлежали к протестан-ской церкви.Шотландцы называли его Michael nam Buuder-Михаил Победо-носец, победитель власти темноты. Его наделяли самыми различными функциями-он был патроном моря и моряков,лодок и лодочников,лошадей и всадников.На иконах Михаила обычно изображали всадника, сидящего на белом коне, с трезубым копьём в правой руке и треугольным  щитом в левой -изображение, во многом сходное с изображением популярного в европейских странах св.Георгия.Скорее всего,образ св.Михаила,прежде всего покровителя скота, вытеснил почитаемого когда-то здесь одного из языческих богов     

девних кельтов.И,хотя день св.Михаила считается христианским праздни-ом, многие из связанных с ним обрядов -явно языческие по своему происхож-ению и характеру.Смысл всех связанных с 29 сентября обрядов и церемоний тот же, что и в предыдущем празднике: отметить сбор и первую пробу плодов нового урожая.Красной нитью через все присоединённые к празднику обряды и обычаи проходят мотивы обеспечения плодородия земли,приплода скота и потомства людям.На это направлены обряды, совершаемые при подготовке к празднику.

Так,за несколько дней до 29 сентября женщины и девушки отправлялись в поля для сбора моркови,которая играла существенную роль в ритуалах этого дня.Морковь или выдергивали руками, или выкапывали лопатой,сделанной в форме равностороннего треугольника, или небольшой трезубой мотыгой (несомненные аналогии с постоянными атрибутами св.Михаила-треугольным щитом и трезубцем). О том, что этот обычай связан с магией плодородия и даже, возможно,являлся пережитком фаллического культа, свидетельствуют заклинания, сопровождавшие сбор моркови.В них женщины просили для себя хорошего потомства: “Потомства,самого лучшего потомства,потомства моему чреву”(“Progeny, preeminent over every progeny,progeny on my womb”). Дома

                                                16

Хайлендерские жнецы и островитяне боялись нанести какой-то ущерб скрывавшемуся в последних колосьях духу растительности и этим вызвать его нерасположение.Так,на Гебридских островах во время жатвы жнецы стара-лись работать так,чтобы не остаться в хвосте.Когда работали вместе,то часто были случаи,что последний ряд оставался несрезанным,так как никто не хо-тел за него браться.Каждая женщина боялась заполучить”обжору” (cailleach) в виде воображаемой старухи, которую пришлось бы кормить до будущей жатвы. Страх, внушаемый этой старухой вызывал много суеты и забавных недоразумений. Поэтому,последние колосья связывали и жнецы должны были по очереди пытаться их срезать с завязанными глазами. Шотландцы устраивали соревнование: последний пучок колосьев связывали сверху и жнецы по очереди бросали в него свои серпы.Иногда же за срезание послед-них колосьев жнецу выплачивали определённую сумму денег.

В некоторых обрядах в Шотландии имеются мотивы оплакивания духа растительности. Одним из них являлся “ Крик шеи ” (“ The cry of neck ”).   Сноп, сплетённый из последних колосьев, называли “горлом” или “шеей”,

                                                  18

Ке- жнице. Верили,что она должна после этого в течение года выйти замуж. Или ещё, в последний день жатвы все жнецы выходили на поле и начинали жать оставшуюся полосу со всех сторон кругом, в центре оставляя горстку

Несрезанных колосьев, которая стояла в поле в течение лунного месяца, для того, как объясняли местные жители,чтобы дух зерна мог иметь время поки-нуть копны зерна и перейти в несрезанные колосья. По истечении месяца жнецы выходили в поле и, взявшись за руки, семь раз обходили по кругу эти колосья,кланялись им.Затем самый искусный из жнецов срезал колосья,из них связывали “зерновую куклу”(corn’s dolly),завёртывали её в тонкое полотно, украшали цветами и лентами и несли к дому фермера, распевая жатвенные песни.Иногда последний сноп делали в форме женсой фигуры,надевали на него нарядное белое платье.Такой сноп называли “девушкой” (maiden), “невестой” (bride),”девой жатвы”(harvest maiden). Затем украшенный таким образом последний сноп жнецы приносили в дом хозяина.По дороге жители селения старались облить водой и сноп и всех участников шествия.Этот обряд совершался ими для того,чтобы вызвать дождь для будущего урожая.В две-рях

Как нам известно,в Шотландии большое значение в питании сельских жите-лей имел ячмень(barley).До середины XIX в.перед общим праздником урожая устраивался небольшой вечер окончания жатвы ячменя. В последний день жатвы все работники в нарядных костюмах собирались на кухне фермера, хозяин угощал их ячменным хлебом,маслом и сыром.В центре стола в особом украшенном бочонке(barrel) стояло виски(для его изготовления использовали ячмень),и весь праздник носил название “ячменный бочонок”(Bore Barrel).

Парень. К ужину обязательно подавался годовалый ягнёнок,зажаренный целиком.На столе обязательным был также большой каравай чёрного хлеба домашнего печенья.В Шотландии было и специальное традиционное кушанье,изготовленное из плодов нового урожая,- “all Crowdil”- мука, смешанная с элем,виски.мёдом, патокой.Первый тост провозглашался в честь “девушки”,которая помогала в жатве.После ужина устраивались танцы. игры, в которых иногда принимали участие и ряженые (guisers).Вечер обычно заканчивался пожеланиями и тостами за здоровье хозяина.

     

                                                      III

Говоря о Шотландии и её островах,нельзя не упомянуть такой знаменитый традиционно шотландский праздник как Up Helly aa (Апхелио), который и в настоящее время отмечается в Лервикке (Lerwick) - главном городе Шетландских островов.

В конце января устраивается большая факельная процессия и 30-футовая модель корабля викингов (Viking Galley) проноситься через весь город для того,чтобы потом быть сожженной.Затем после этого грандиозного шоу- танцы и веселье дляться далеко за полночь.

К зимним праздникам также относиться Рождество (Christmas), так как являясь христианами,а христианство в Шотландии начало распространяться

С 6 в н.э.,шотландцы празднуют этот день (25 декабря), как и все народы Европы. Но существует у шотландцев и давний обычай, отмечающийся ими ныне в канун Рождества.Обычай этот носит название Yule Log(рождествен-ское бревно). Обычай связан с праздником Yule, древним скандинавским праздником сжигания Yule Log.Стал он популярен в Шотландии потому,что часть Шотландских островов долго находилась под властью викингов и их культурным влиянием.Древние шотландцы отмечали Yule именно в то вре-мя года и в те дни,в которые сейчас отмечается Рождество. На Yule сжига-ют огромное бревно, для того, чтобы солнце светило ярче. Тут мы снова наблю-даем прямую связь обычая с языческим солярным культом.

В Новый Год в Шотландии (или как его здесь называют Hogmanay) также открыты двери всех домов: каждый может зайти в гости в любую семью. Гостю полагается принести с собой лишь кусочек угля и бросить его в семей-ный камин с поже<


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.073 с.