Производство по проведению камеральных и рейдовых налоговых проверок — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Производство по проведению камеральных и рейдовых налоговых проверок

2020-04-01 115
Производство по проведению камеральных и рейдовых налоговых проверок 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Налоговая проверка является основной формой налогового контроля. Налоговую проверку можно определить как совокупность контрольных действий налогового органа по документальной и фактической проверке законности исчисления, удержания и перечисления налогов налогоплательщиками и налоговыми агентами. Налоговые органы вправе проверять любые организации независимо от их организационно-правовой формы, состава учредителей, формы собственности, ведомственной подчиненности и других характеристик. Результаты налоговых проверок являются основанием для применения мер обеспечения, взыскания недоимок, пеней, привлечения к ответственности.

Налоговым контролем является контроль органов налоговой службы за исполнением налогового законодательства Кыргызской Республики (ст. 93 НК КР).

Налоговый контроль осуществляется в следующих формах:

) налоговой регистрации и учетной регистрации налогоплательщика;

) учета поступлений налога в бюджет;

) налоговой проверки;

) рейдового налогового контроля;

) установления налогового поста.

Согласно НК КР налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений подконтрольных субъектов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах.

Контрольные мероприятия затрагивают права и свободы человека. Поэтому все аспекты налогового контроля (задачи, компетенция, сроки, предмет, формы и методы финансового контроля и т.д.) облекаются в правовую, можно даже сказать, процессуальную форму. Большое значение при проведении контрольных мероприятий придается соблюдению формализованных правил и процедур. Правоотношения, возникающие при осуществлении налогового контроля, являются процессуальными по своей природе.

Так, В.Г. Пансков утверждает, что «основным видом налоговых проверок, которые осуществляются налоговыми органами, являются в настоящее время камеральные проверки, которые предполагают проверку налоговой отчетности налогоплательщиков». По месту проведения налоговые проверки разграничиваются на камеральные и выездные. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа, в то время как выездная - по месту нахождения проверяемого лица, то есть на его территории. Если в ходе камеральной проверки возникает необходимость произвести контрольные мероприятия по месту нахождения налогоплательщика, требуется назначить выездную налоговую проверку; проведение таких мероприятий в рамках камеральной проверки недопустимо. Камеральной проверке присущи квалифицирующие признаки, которые и позволяют определить ее содержание.

Во-первых, камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Во-вторых, она проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком и служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

В-третьих, камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения налогового органа.

В-четвертых, она проводится на основе анализа документов - как представленных налогоплательщиком, так и других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

И в-пятых, правом проводить мероприятия налогового контроля, в число которых входят и камеральные налоговые проверки, наделены лишь те органы, которым данное правомочие предоставлено налоговым законодательством».

«Целью камеральной проверки», по мнению И.В. Гориновой, «является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным нарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Объектами проверки являются налоговые декларации и документы, предоставленные налогоплательщиком и служащие основанием для исчисления и уплаты налога, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа. Необходимо заметить, что указанные документы должны быть в наличии у налоговых органов, следовательно, действия налоговых органов по проверке деятельности налогоплательщика на основании лишь сведений налоговой проверкой назвать нельзя. Они являются действиями по сбору информации и не влекут прав и обязанностей, возникающих при проведении проверки.

Налоговым кодексом установлено, что целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиками и налоговыми агентами Налогового кодекса. Таким образом, для всех видов налоговых проверок установлена единая цель - контроль за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами законодательства.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности-налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Под словом «а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа» подразумевается:

приложения к налоговой отчетности, которые представляются вместе с декларациями или в течение установленного НК КР срока после их подачи;

бухгалтерская отчетность за проверяемый период, включая пояснительные записки;

налоговая и бухгалтерская отчетность за предыдущие периоды;

сведения и справки, которые предоставляют о себе налогоплательщики, банки и другие организации, в рамках, предписанным мерами налогового контроля;

информация из базы данных единого государственного реестра налогоплательщика;

справки по операциям и счетам налогоплательщиков, предоставляемые банками в ответ на мотивированные запросы;

документы, полученные от контрагентов налогоплательщика в рамках встречных проверок.

А также любая информация о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученная из следующих источников:

на основании соглашений по обмену информацией с правоохранительными и иными контролирующими органами, органами государственной власти и местного самоуправления;

от банков, других организаций по запросам;

от юридических и физических лиц (письма, жалобы, заявления и т.д.);

в результате контрольной работы налогового органа, а также других налоговых органов.

Необходимо отметить, что в настоящее время, в отличие от ранее действующего порядка, представление документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет), является правом, а не обязанностью налогоплательщика, т.е. прописана норма, в соответствии с которой налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Таким образом, если руководствоваться такими данными, по общему правилу у налогоплательщика нет обязанности, а у налогового органа нет права требовать документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налога, что в значительной степени ограничивает круг вопросов, подлежащих камеральной налоговой проверке.

Но из общего правила есть исключения распространяющиеся на следующие случаи:

при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые;

при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика не только документы, обязанность по представлению которых одновременно с налоговой декларацией прописана в законе, но и другие документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов;

при проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов.

Налоговым законодательством установлен период в деятельности налогоплательщиков, который может быть предметом камеральных налоговых проверок. Он включает три календарных года, предшествовавших году проведения проверки. Налогоплательщики обязаны в течение шести лет в КР обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.

Должны также сохраняться документы, подтверждающие получение доходов, произведенные расходы и уплату (удержание) налогов. В исключительных случаях налоговые органы могут затребовать документы, касающиеся налоговой проверки, за периоды, ею не охваченные.

В целом, приходится констатировать, что в НК не раскрывается понятие камеральной налоговой проверки, но при этом в статье 100 НК КР содержится лишь перечень квалифицирующих признаков данной категории, которые и позволяют определить ее содержание. Под камеральной проверкой понимается проверка представленных налогоплательщиком в налоговый орган налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, проводимая по местонахождению налогового органа.

Также камеральная проверка имеет двойное назначение: как средство контроля за правильностью и достоверностью отражения показателей в налоговых декларациях и как основное средство отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

На начальном этапе камеральной проверки в обязательном порядке проводится визуальная проверка правильности оформления налоговой декларации в соответствии с требованиями к порядку ее заполнения.

На практике случается, что в представленной налоговой отчетности отсутствует какой-либо из обязательных реквизитов (например, ИНН или период, за который представлена декларация), нечетко заполнены отдельные реквизиты, что делает невозможным их однозначное прочтение, или они заполнены карандашом. Могут встречаться исправления, не подтвержденные подписью налогоплательщика или его представителя. В этих случаях налоговый орган должен уведомить налогоплательщика о необходимости представить документ, входящий в налоговую отчетность, по утвержденной форме в установленный налоговым органом срок, не превышающий пяти дней.

Указанное требование не распространяется на следующие случаи:

выявлены обстоятельства, свидетельствующие о налоговых правонарушениях;

установлены факты, что сумма налога к возмещению (уменьшению) или доплате (уплате) исчислена налогоплательщиком в завышенном размере.

Если налогоплательщик не внес соответствующие исправления в установленный срок, налоговый орган истребует у налогоплательщика дополнительные сведения, объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и (или) истребует у иных лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, либо рекомендует данного налогоплательщика для включения в план проведения выездных налоговых проверок».

В тоже время Д.Г. Черник и Л.П. Павлова базируются на том, что «для выявления нарушений в налоговой сфере при проведении камеральной налоговой проверки существует определенная методика. Базируясь на достижение различных наук, на наш взгляд, следует говорить о многоуровневой системе методов выявления нарушения в налоговой сфере при проведения камеральных налоговых проверок, которая включает в себя две группы:

общенаучный метод - анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение, логический метод, моделирование, статистические методы;

специальные методы, применение которых характерно для данного вида деятельности - экономико-правовой и экономический анализ, исследования документов, построение аналитических таблиц, детализация».

Не основываясь на всем многообразии методов, В. И. Карпов выделяет три основных метода - «это негласный метод, метод поиска несоответствия в накопленной информации о деятельности хозяйствующего субъекта, логически-дедуктивный метод», сущность которых состоит в следующем:

«1.Негласный метод.

В этом случае информация о подготавливаемом или совершенном нарушение поступает в результате оперативно-розыскной деятельности компетентных органов. В случае достоверности она может и должна быть причиной проведения различных мероприятий, прежде всего выездной налоговой проверки. При надлежащем процессуальном оформлении она может являться основанием расследования.

. Метод поиска несоответствия в накопленной информации о деятельности хозяйствующего субъекта.

Данный метод основывается на сравнении информации о деятельности хозяйствующего субъекта, полученной из различных источников, в том числе и от него самого. Очевидно, что если налогоплательщик показывает снижение объемов производства, а налоговый орган располагает данными о росте потребления электроэнергии, воды и других ресурсов, то это должно быть причиной повышенного к нему внимания.

Другим аспектом данного метода является поиск несоответствия в налоговой и бухгалтерской отчетности на основе контрольных соотношений. Сущность заключается в том, что для расчетов разных налогов используют одни и те же показатели или их составные части, которые в явном или скрытом виде содержатся в разных формах бухгалтерской или налоговой отчетности. Например, для НДС и налога на прибыль основой является выручка, для подоходного налога на доходы физических лиц - размер фонда оплаты труда и т.п. Несоответствие одноименных величин или их производных в различных налоговых декларациях, бухгалтерской и другой отчетности должны дать повод для проверки этих отклонений.

Данный метод в настоящее время все шире находит применение в практике налоговых органов при камеральной проверке отчетности налогоплательщиков, налоговых агентов и других лиц.

. Логически-дедуктивный метод.

Наиболее общий метод выявления нарушений в налоговой сфере, суть которого заключается в следующем. Если организации находятся в одинаковых экономических и информационных условиях, а бухгалтера применяют одни и те же методы и приемы начисления, то целесообразно сформировать модель налогоплательщика. Резкие отклонения параметров анализируемого предприятия от «усредненного варианта» (эталонной структуры и размеров налоговых платежей) могут и должны давать повод для проведения этих отклонений.

Данный метод позволяет выявить отрицательное поведения отдельных налогоплательщиков без указания на конкретику подобного поведения. Для уточнения результатов необходимо пользоваться методами первой и третьей группы».

В свою очередь, Романовский М.В. и Врублевская О. В. к группе основных методов также относят «финансово-аналитический метод, сущность которого заключается в выявлении нарушений в налоговой сфере через исследование динамики определенных финансовых потоков, дополненных изучением информации от других органов, прежде всего осуществляющих регистрацию сделок с недвижимым имуществом и автотранспортом, долей участия учредителей и акционеров и участия в других организациях, движения денежных средств по счетам.

Сигналом для повышения внимания к конкретному хозяйственному субъекту может быть:

значительные отличия ожидаемых и фактических объектов налоговых платежей налогоплательщика, существенные несоответствия в накопленной информации;

тенденция в поведении показателей предприятия, указанных на определенные «махинации» при осуществлении хозяйственной деятельности;

резкие изменения показателей, приводящие к существенному отличию показателей налогоплательщика от средних по сегменту, или выход их значений за границы нормального диапазона, указывающие на ухудшение финансового состояния налогоплательщика.

Подобные подходы широко используются в сфере информационных технологий при построении систем информационной базы, что делает занимательным использование достижений в этой области для повышения эффективности камерального налогового контроля.

Несомненно, наибольшей эффект возможен при совместном использовании всех четырех групп методов, их последовательности и сочетания. Результаты могут предоставить дальнейшее действия по восстановлению нарушенных интересов государства и наказанию виновных лиц.

Для достижения максимальной эффективности и результативности камерального контроля налоговая служба КР и РФ издает обязательные для внутреннего применения документы (приказы, инструкции, методические рекомендации, регламенты и др.), а также заключаются межведомственные соглашения о порядке взаимодействия и обмене информации.

Наличие большого количества методик анализа деклараций, не позволяет учесть специфические особенности российской действительности, не способствует результативности камеральных налоговых проверок и не облегчает работу инспектора при камеральной налоговой проверке, так как самый тщательный анализ «белой» бухгалтерии в большинстве случаев приводит к результату, не сопоставимой с величиной реального объекта налогообложения при всех возможных корректировках последнего.

Основными этапами камеральной проверки являются:

проверка правильности исчисления налоговой базы и суммы налогов, исчисленных и уплаченных в бюджет;

проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в налоговой декларации, путем сопоставления показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;

проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;

проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству.

На этапе проверки правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:

проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;

проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями налоговой отчетности предыдущего отчетного (налогового) периода;

взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;

оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников;

анализ соответствия уровня и динамики показателей налоговой отчетности, отражающих объемы производства и реализации товаров (работ, услуг), с уровнем и динамикой показателей объемов потребления налогоплательщиком энергетических (электро-теплоэнергии), водных, сырьевых и иных материальных ресурсов.

С учетом изложенного на основе проведенного исследования можно сделать вывод, что при проведении камерального контроля можно выделить четыре основных метода - это 1) негласный метод; 2) метод поиска несоответствия в накопленной информации о деятельности хозяйствующего субъекта; 3) логически-дедуктивный метод; 4) финансово-аналитический метод.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Указанные документы представляются организациями - налогоплательщиками, налоговыми агентами в налоговые органы по месту учета и в сроки, установленные налоговым законодательством.

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки».

Камеральная проверка проводится на основе представленной налогоплательщиком отчетности и других документов, служащих основанием исчисления и уплаты налогов.

Налоговая проверка начинается в момент фактического получения представляемой налогоплательщиком отчетности представителем налоговой инспекции.

Таким образом, для назначения камеральной налоговой проверки не требуется никакого специального решения руководителя налогового органа, а начаться она может по инициативе рядового сотрудника налогового органа только после того, как налогоплательщиком будут представлены налоговые декларации (расчеты) и необходимые документы, что является обязательным условием ее проведения.

Рейдовая налоговая проверка проводится налоговыми органами в местах деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), связанной с приемом наличных денежных средств от покупателей (клиентов); производством продукции, выполнением работ (оказанием услуг); хранением и перемещением товарно-материальных ценностей (ТМЦ).

Согласно ст. 108 НК КРорганы налоговой службы осуществляют рейдовый налоговый контроль соблюдения следующих требований налогового законодательства Кыргызской Республики:

) факт налоговой и учетной регистрации налогоплательщика в налоговом органе;

) порядок применения контрольно-кассовых машин;

) проверка факта уплаты налога и физических показателей плательщика налога на основе патента;

) регистрация индивидуальным предпринимателем покупок и продаж в книге по учету доходов и расходов, за исключением лиц, ведущих учет в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о бухгалтерском учете;

) обозначение подакцизных товаров марками акцизного сбора и их подлинность.

Целью такой проверки являются: контроль за соблюдением налогового законодательства, а также требований к ведению бухгалтерского учета и оформлению отдельных финансово-хозяйственных операций; установление фактов незарегистрированной предпринимательской деятельности либо деятельности, на занятие которой требуется специальное разрешение (лицензия); сбор оперативной информации; проверка заявлений и жалоб организаций и физических лиц.

Рейдовая проверка проводится только при наличии предписания на ее проведение и при условии предъявления проверяющими служебных удостоверений.

В случае проведения рейдовых проверок при невозможности определить наименование юридического лица либо фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя в предписании указывается место (территория) ее проведения.

Согласно общим правилам проведения выездных проверок перед началом проведения рейдовой проверки проверяющие обязаны:

представиться руководителю, главному бухгалтеру организации (обособленного подразделения), индивидуальному предпринимателю, а при их отсутствии - их уполномоченным заместителям или иным уполномоченным представителям; информировать указанных лиц о начале выездной проверки;

предъявить указанным лицам служебные удостоверения и предписание на проведение проверки для ознакомления с ним под подпись;

внести необходимые сведения в книгу учета проверок и скрепить их подписью.

Исключение составляет случай, когда рейдовая проверка начинается с контрольной закупки. В этом случае предписание и служебное удостоверение предъявляются после ее проведения.

Под контрольной закупкой понимаются искусственно созданные должностными лицами налоговых органов ситуации: контрольные приобретения ТМЦ, оформление заказов на выполнение работ, оказание услуг без цели их приобретения (потребления) или последующей реализации.

Как и прежде, в районе, назначенном для рейдовой проверки (рынок, улица, часть населенного пункта и т.д.), проверяющие вправе проверять деятельность плательщиков (иных обязанных лиц) независимо от места постановки их на учет в налоговом органе.

Рейдовая проверка может проводиться:

одновременно во всех торговых объектах и иных местах, производственных и складских помещениях, принадлежащих одному плательщику, в том числе расположенных на территориях разных административных районов;

на территории одного административного района в группе торговых объектов и иных местах независимо от специализации торговой или иной деятельности либо в торговых объектах и иных местах, специализирующихся на одном виде торговой или иной деятельности (например, продажа плодоовощной продукции, продажа цветочной продукции и т.д.).

В ходе рейдовой проверки проверяющие осуществляют:

установление личности представителей плательщика (иного обязанного лица), физических лиц, осуществляющих деятельность в местах проверки;

проверку наличия свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и специального разрешения (лицензии) на осуществление определенного вида деятельности и иных разрешений, предусмотренных законодательством;

снятие остатков товара на момент проверки для сверки с данными товарно-транспортных накладных, иных документов и суммы денежных средств, принятых с использованием кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров либо отрывных талонов, приходных кассовых ордеров, других первичных учетных документов;

проверку наличия документов, подтверждающих уплату налогов индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами, осуществляющими реализацию товаров (работ, услуг);

другие действия, направленные на выявление и пресечение правонарушений.

Законодательством предусмотрены следующие действия при возникновении тех или иных ситуаций.

. При отсутствии у налогоплательщика (иного обязанного лица) (его представителя) документов, удостоверяющих его личность, и установлении нарушений налогового законодательства и предпринимательстве плательщик (его представитель) должен быть приглашен в налоговую службу.

. Проверяющие вправе требовать у проверяемого налогоплательщика (иного обязанного лица) представление документов, подтверждающих приобретение (поступление) перевозимых, находящихся в местах реализации или хранения ТМЦ. Если плательщику (иному обязанному лицу) необходимо время для представления истребуемых документов, то проверяющие оформляют письменное требование о представлении документов. Срок предъявления запрашиваемых документов, подтверждающих факт приобретения (поступления, отпуска в места реализации) ТМЦ, которые в соответствии с законодательством должны находиться в местах их реализации (хранения), согласуется должностным лицом налогового органа, производящим проверку, с лицом, которому адресовано требование, о чем делается соответствующая запись в требовании. Этот срок должен быть максимально коротким и способствовать завершению проверки в течение того же календарного дня.

. Если в ходе проверки проверяемое лицо отказывается открыть сейф и (или) подсобное помещение, сейф и (или) помещение опечатываются проверяющими для проведения дальнейшей проверки, а при необходимости - назначения инвентаризации.

По результатам рейдовой проверки, в ходе которой установлены нарушения требований законодательства, составляется акт. Если нарушений не установлено, то проверяющими составляется справка рейдовой проверки либо сводная справка рейдовых проверок.

Форма акта (справки) рейдовой проверки предусматривает: указание времени начала и окончания рейдовой проверки; наименование налогового органа, выдавшего предписание, дату, номер предписания; должность, фамилию, имя, отчество проверяющих; фамилию, имя, отчество, документы, удостоверяющие личность, место жительства представителей плательщика, а также иных лиц, привлекаемых к проверке; полное наименование или фамилию, имя, отчество плательщика; вид торгового объекта, иное место (производственное или складское помещение и др.), место нахождения.

В акте обозначается, проводилась ли контрольная закупка, предъявлена ли книга учета проверок (ревизий) и ее номер, проставляется дата и номер записи о проводимой проверке в книге учета проверок (ревизий). Кроме того, в акте в обязательном порядке указываются документы, к нему прилагаемые, адрес места, дата и время его рассмотрения.

Акт составляется в двух экземплярах и подписывается проверяющими и представителями налогоплательщика. Первый из экземпляров остается у проверяющих, а второй - передается налогоплательщику (его представителям)

Представителем налогоплательщика (иного обязанного лица) может являться продавец (при осуществлении розничной торговли), другой работник (при выполнении работ, оказании услуг), работник, выполняющий функции главного (старшего на правах главного) бухгалтера (при его наличии).

Сводная справка рейдовых проверок, в ходе которых не установлено нарушений налогового и иного законодательства, составляется в одном экземпляре, который остается у проверяющих, и может содержать сведения о результатах проверок нескольких проверенных плательщиков. При этом представитель налогоплательщика (иного обязанного лица) знакомится с записью относительно проведенной проверки данного плательщика и проставляет подпись в соответствующей строке. Выписка из сводной справки проверок направляется в налоговую инспекцию по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица) для приобщения к делу в 5-дневный срок с даты проведения проверки.

В случае выявления в ходе рейдовой проверки бесхозяйного имущества проверяющие (с привлечением свидетелей) составляют акт обнаружения бесхозяйного имущества с описью имущества, денежных средств и других ценностей.

В настоящее время камеральные налоговые проверки остаются основным инструментом налогового контроля, так как отличаются своей массовостью, порядок проведения, которых недостаточно полно урегулирован Налоговым кодексом, что приводит к возникновению у налогоплательщиков многочисленных вопросов. Так, Налоговый кодекс не дает четкого описания порядка проведения камеральных налоговых проверок. Совершенствование процедур налоговых проверок последнее время находится в центре внимания всех ветвей власти и бизнеса. Предлагается реализовать меры, которые направлены на совершенствование норм и правил, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков.

На практике налоговые органы, проводящие налоговые проверки обычно руководствуются внутренним документом, где эта процедура расписана более подробно. Документ предназначен только для сотрудников налоговых служб. Налогоплательщикам не удастся ознакомиться с текстом.

Очень часто работники, а и сама как представитель государства Государственная налоговая служба допускает существенные нарушения, которые не лучшим образом сказывается на взаимоотношениях с налогоплательщиками. Так, примером является следующий судебный пример.

На основании Акта налоговой проверки налогоплательщику ОсОО «Кенеш» 10 апреля 2011 г. вручено Уведомление о начислении налога.

Руководствуясь НККР налогоплательщик ОсОО «Кенеш» 20 апреля 2011 г. обратился в Налоговую службу с апелляционной жалобой на уведомление о начислении налога, в которой просил Уведомление отменить. 12 мая 2011 г. налогоплательщик получил ответ на свою жалобу, в которой было сказано «По Вашей апелляционной жалобе вопрос направлен в Министерство финансов. До получения ответа, Уведомление о начислении налога остается в силе», при этом текст ответа Налоговой службы содержит фамилию руководителя Налоговой службы, н не заверен официальной печатью. Известно, что на 1 июля 2011 г. ответа по существу жалобы от Налоговой службы не поступало.

Не получив ответа, налогоплательщик обратился с заявлением о признании в соответствии НК КР апелляционной жалобы удовлетворенной.

Согласно НК КР, Налоговая служба должна рассмотреть и принять решение в отношении существа жалобы налогоплательщика и информировать его в порядке Уведомления в соответствии с НККР о своем решении в письменном виде в течение 30 дней с момента регистрации жалобы в органах Налоговой службы. Указанная норма содержит три требования, предъявляемые к процедуре ответа по жалобе налогоплательщика.

Во-первых, решение должно быть принято по существу жалобы, то есть содержать необходимые ссылки на нормы права и опровержения по доводам налогоплательщика. Ответ Налоговой службы в данном споре, не является ответом по существу жалобы, так как Налоговая служба не в состоянии объяснить причину начисления налога, что противоречит НК КР, согласно которому начисление налога возможно, если Налоговая служба считает, что имеет место занижение налогоплательщиком налога.

Во-вторых, Налоговая служба должна проинформировать налогоплательщика в порядке Уведомления в соответствии с НК КР. Это включает требование, предъявляемое Налоговым кодексом к Налоговой службе, о необходимости того чтобы решение на апелляционную жалобу (официальный документ НК КР) соответствовало порядку составления уведомления и порядку вручения уведомления, как это предусмотрено в НККР «Письменное уведомление налогоплательщика». В полном соответствии с НК КР: уведомление (или иной официальный документ - решение по апелляционной жалобе) имеет силу только в том случае, если в нем указаны фамилия, имя и должность руководителя налоговой службы, есть заверение официальной печатью и оно было вручено налогоплательщику в порядке, установленном НК КР.

В данном случае, суду необходимо установить, соответствует ли оформление ответа Налоговой службы требованиям НК КР, то есть содержит ли данный ответ фамилию, имя и должность руководителя налоговой инспекции, заверен ли ответ официальной печатью Налоговой службы и вручен ли ответ налогоплательщику в порядке, установленном НККР. При не выполнении хотя бы одного из указанных требований, установленных НККР, нарушается либо порядок составления, либо порядок вручения.

В-третьих, ответ по жалобе должен быть предоставлен налогоплательщику в 30-дневный срок со дня получения жалобы. Из содержания НК КР следует, что установленный срок не будет нарушенным только в том случае, если ответ будет предоставлен по существу жалобы.

Таким образом, Налоговая служба не дала ответа по существу жалобы налогоплательщика. Следовательно, срок для ответа, составляющий 30 дней, нарушен. Кроме того, в ответе отсутствует официальная печать Налоговой службы. Следовательно, имеет место и нарушение порядка составления официального документа, следовательно, жалоба подлежит признанию удовлетворенной.

Подобное положение дел, конечно же, требует определенной корректировки с точки зрения методологии проведения таких проверок, и процедурных проверок. В частности, следует конкретизировать их цели и задачи, установить обязанность налогового органа направлять налогоплательщику уведомление в случае выявления существенных расхождений между показателями текущей отчетности и показателями отчетности предыдущих периодов.

В связи с чем, необходимо исключить возможность истребования неограниченного перечня документов от налогоплательщика при проведении камеральной налоговой проверки, и в свою очередь, определить, в каких случаях могут быть истребова


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.