Административно-правовое регулирование налогового производства — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Административно-правовое регулирование налогового производства

2020-04-01 115
Административно-правовое регулирование налогового производства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Особенностью исполнения обязательств по уплате налогов является то, что мировая наука и практика налогообложения на протяжении всей истории своего существования выработали огромное количество разнообразнейших способов, средств, технических приемов, методов и методик, посредством которых налогоплательщик исполняет свою обязанность. Эти способы, приемы и методы носят как чисто учетный и расчетно-арифметический, так и фактологический характер, определяющий образ и виды действий, условия и порядок (процедуру) совершения тех или иных операций и актов, связанных с уплатой налогов.

Многообразие и богатство этих приемов и способов объективно требуют своей систематизации и анализа, что позволяет в системе налоговых отношений выделить определенную самостоятельную подсистему, которой можно дать наименование налоговое производство.

Термин «производство» в данном случае выбран не случайно, поскольку, обозначая по своему содержанию «совершение, выполнение чего-либо», он комплексно охватывает все возможные аспекты, связанные с исчислением и уплатой налогов.

С юридической точки зрения, налоговое производство представляет собой налогово-правовой субинститут, объединяющий нормы, регламентирующие порядок исчисления и уплаты налогов.

Как ранее было отмечено, налоговое производство возникает с момента появления объекта налогообложения, и проходит все стадии исчисления и уплаты налога, а по завершении - соответствующей уплатой налога в бюджет.

В этом параграфе мы рассмотрим начальные действия по осуществлению налогового производства. Предметом нашего исследования выступают налоговые правоотношения, элементы налога (объект налогообложения, база, льготы, порядок уплаты налога и т. д.), полномочия налоговых органов на каждой стадии налогового производства (полномочия по определению объекта, по предоставлению льгот, установлению сроков уплаты налога и т. д.).

Во-первых, при появлении объекта налогообложения возникают налоговые правоотношения, в которые субъекты «втянуты» по инициативе государства. То есть, при появлении объекта налогообложения, на субъекта возлагается обязанность по уплате налога. При этом объектом налогообложения являются права и/или действия, с наличием которых возникает налоговое обязательство. Следовательно, при возникновении прав на недвижимое или движимое имущество, или при осуществлении трудовой или предпринимательской деятельности и получении при этом заработной платы либо прибыли, возникает обязательство по самостоятельной уплате налогов или через представителей (налоговых агентов).

Процессуальные правовые средства в налоговом законодательстве являются условием реализации целей и задач, поставленных в области налоговых отношений, опосредуют взаимодействие государства и налогоплательщиков, являются гарантом защиты законных интересов, а также важным средством координации частных и публичных интересов.

Правовой статус субъекта права представляет собой совокупность его прав, свобод и обязанностей, закрепленных в законодательстве и отражающих фактическое состояние во взаимоотношениях с другими субъектами права и государства. Необходимыми элементами правового статуса являются также правовые гарантии, юридическая ответственность, правоспособность, дееспособность, правовые и некоторые другие принципы.

Убедительные аргументы по поводу обязанности граждан уплачивать налоги были сформулированы еще известным ученым В.А. Лебедевым: "Так как государство имеет своим назначением выполнение общественных требований, известных целей народа, то всего естественнее, чтобы и средства для этого получались прямо из доходов подданных государства". Налоговые платежи берутся государством в этом случае "как бы за самую принадлежность лица к определенному государству". Кроме того, состояние гражданства является условием приобретения различных прав и выполнения обязанностей применительно ко всем отраслям права, в том числе - налоговых прав и обязанностей. Иными словами, законы государства распространяются, прежде всего, на граждан этого государства. Соответственно поскольку в Конституции КР закреплена обязанность уплачивать налоги, то в первую очередь именно граждане являются налоговообязанными лицами.

Однако гражданином может быть признано только физическое лицо, а налоги уплачиваются и организациями. Кроме того, иностранные граждане также в ряде случаев несут налоговую обязанность в отношении "чужого" государства. Налоги уплачиваются и апатридами - лицами, не имеющими никакого гражданства.

Следовательно, гражданство - это не единственный вид связи, которая может иметь место между государством и его налоговообязанными лицами.

В налоговом праве используется термин "резидентство". Им оперируют тогда, когда речь идет о местонахождении (местопребывании) лица на территории государства, в связи с чем, возникает обязанность уплачивать налоги в пользу этого государства. При этом, как правило, отмечается постоянный или длительный характер пребывания. Также этот термин применяется в нормах, регулирующих валютные отношения, в аналогичном значении. Другие отрасли права его не знают. Однако определение понятия резидентства отечественной наукой не разработано.

Полагаем, что налоговое резидентство - это, как и гражданство, правовая связь государства с субъектом, территориальная по характеру и устанавливаемая в целях налогообложения. В.А. Кашин проводит аналогию между гражданством и резидентством следующим образом: "Если государственное, административное, гражданское право основываются на понятиях гражданства и домицилия, то в налоговом праве применяется понятие резидентства". Р.Л. Денберг отмечает, что "территориальная юрисдикция над лицом аналитически сходна с юрисдикцией на основании гражданства. В обоих случаях налоговая юрисдикция объясняется связью лица со страной, что ее оправдывает". Возникновение этой связи обусловлено государственным суверенитетом, "под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории".

Каким же образом субъект может быть связан с территорией государства? Физическое лицо будет связано с территорией государства, если оно проживает на территории данного государства, организация - если прошла здесь регистрацию. Кроме того, любое лицо будет связано с территорией государства, если оно извлекает доход, осуществляет какую-либо деятельность или имеет имущество в этой стране. Такие связи существуют как фактические, при этом очевидно, что можно выделить несколько их видов. Однако не любая такая связь является резидентством. Фактическая территориальная связь только тогда станет резидентством, когда в нормах права будет установлено, что она используется в целях налогообложения. Необходимость ее закрепления в правовых актах обусловлена тем, что взимание налогов происходит на основании закона.

Государство любой вид территориальных связей вправе признать резидентством. Кроме того, оно может устанавливать условия, при которых такая связь будет считаться резидентством. Например, в НК КР сказано, что физическое лицо считается налоговым резидентом, если фактически находится на территории Кыргызстана, но при условии длительности нахождения не менее 183 дней в календарном году. Очевидно, что если лицо пребывает на территории КР, то между ним и государством имеет место территориальная связь, однако она будет признана резидентством, если удовлетворит критерию длительности. При этом необходимо заметить, что термин "резидент" в Налоговом кодексе КР применяется только относительно физических лиц. В отношении организаций он не употребляется.

Взимание налогов на основании территориальной связи оправдывается тем, что налогоплательщик должен участвовать в расходах на управление страной, "обеспечивающей получение дохода, его поддержание и инвестирование, а также его использование через потребление". Таким образом, налоговое резидентство - это правовая связь государства с физическими лицами и организациями, основанная на том или ином отношении последних к территории данного государства, устанавливаемая в целях налогообложения.

Однако имеются и иные трактовки данного понятия. Например, Д.Г. Черник называет резидентством критерий. Он пишет, что при определении налоговой юрисдикции того или иного государства в отношении иностранных юридических лиц, уплачивающих налог на прибыль, используются два критерия - критерий резидентства и критерий территориальности. "Первый критерий предусматривает, что доходы резидентов данной страны (полученные как на территории страны, так и за ее пределами) подлежат обложению в этой стране. У нерезидентов облагаются только доходы, полученные в этой стране. Критерий территориальности основывается на национальной принадлежности источника дохода. Он устанавливает, что налогообложению в данной стране подлежат только доходы, извлеченные на ее территории. При этом любые доходы, полученные за рубежом, освобождаются от налогов в этой стране. Разные государства применяют эти критерии по-разному". Такие позиции вызывают возражения. Тем более что ни один из авторов не дает четкого определения понятия рассматриваемой категории. По нашему мнению, ученые фактически называют резидентством одну из разновидностей этой связи. Таким образом, гражданство и резидентство подлежат включению в правовой статус налогоплательщика как юридические связи, в силу которых у лица возникает обязанность уплачивать налоги в пользу конкретного государства.

Поскольку взимание налогов как обязательных и безвозмездных денежных платежей, необходимых для покрытия публичных расходов, связано с вторжением государства в отношения собственности, имущественные права, свободу предпринимательской деятельности и тем самым - в сферу основных прав и свобод граждан, регулирование налогового производства посредством налоговых отношений должно осуществляться так, чтобы было гарантировано равное исполнение обязанностей налогоплательщиками, не создавались условия для нарушения их конституционных прав, законных интересов других лиц, а также имелись действенные рычаги защиты и восстановления нарушенных прав.

Налоговое производство красной нитью проходит по всем стадиям налоговых правоотношений, соответственно при участии налогоплательщика и государственной налоговой службы.

Налоговые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в связи с юридическими фактами - конкретными жизненными обстоятельствами, событиями. По последствиям, которые вызывают юридические факты в налоговых правоотношениях, они делятся:

А) на правообразующие (индивидуальные акты - налоговые декларации);

Б) правоизменяющиеся (рождение ребенка, отсутствие прибыли и т. п.);

В) правопрекращающиеся (прекращение деятельности, приносящей доход).

Основным содержанием налогового правоотношения является одностороннее обязательство плательщика внести в бюджет определенную сумму денежных средств в установленный срок. Юридическим содержанием налоговых правоотношений является возможность взыскания определенных денежных средств уполномоченными государством налоговыми органами и необходимость внесения этих сумм обязанными по закону субъектами - налогоплательщиками.

Налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение, состоит из следующих элементов: субъектов, объекта и содержания. В налоговых правоотношениях участвуют различные субъекты: налогоплательщики (юридические и физические лица), ГНС КР, кредитные организации. В налоговых отношениях в определенных случаях участвуют и другие субъекты, например работодатели (юридические лица и предприниматели, действующие без образования юридического лица), которые перечисляют налоги с заработной платы своих сотрудников.

Объектом налогового правоотношения является то, по поводу чего возникает данное правоотношение, - обязательный безвозмездный платеж (взнос), размер которого определяется в соответствии с установленными налоговым законодательством правилами.

Содержание налогового правоотношения раскрывается через права и обязанности субъектов правоотношения. Кыргызским законодательством предусматриваются факты, наступление которых влечет за собой прекращение налогового правоотношения.

В порядке, предусмотренном НК КР, филиалы и иные обособленные подразделения отечественных организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Налогоплательщик согласно НК КР ст. 42 имеет право:

1) требовать соблюдения налогового законодательства Кыргызской Республики от должностного лица органов налоговой службы;

2) выступать в налоговых правоотношениях лично либо через своего налогового представителя;

) получать от соответствующих государственных органов информацию о налоговом законодательстве Кыргызской Республики, а также правила, положения и другие методические указания, разрабатываемые уполномоченным государственным органом, уполномоченным налоговым органом;

) не применять формы налоговой отчетности, не опубликованные в официальных средствах массовой информации;

) на основании письменного запроса безвозмездно получать о себе любую информацию, которая имеется в органах налоговой службы;

) на зачет или возврат излишне уплаченной, а также излишне взысканной суммы налога;

7) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных налоговым законодательством Кыргызской Республики;

8) требовать соблюдения налоговой тайны;

) получать информацию о результатах налогового контроля;

) представлять органам налоговой службы пояснения по результатам налогового контроля;

) не представлять информацию и документы, не относящиеся к исполнению налогового обязательства;

12) обжаловать уведомление по результатам налоговой проверки, а также решение, действие или бездействие должностного лица органа налоговой службы;

) на возмещение вреда и убытка, причиненных незаконным решением органа налоговой службы, неправомерным действием или бездействием его должностного лица в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Указанный список прав не является исчерпывающим, и налогоплательщик имеет также другие права, установленные налоговым законодательством Кыргызской Республики.

Налоговое законодательство предусматривает обязанность налогоплательщиков самостоятельно рассчитывать сумму налога и перечислять ее в соответствующий бюджет. Но в некоторых случаях обязанности налогоплательщика делегируются налоговым представителям, которые исполняют обязанности налогоплательщика по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет налоги.

Особый статус в налоговых правоотношениях имеют банки, кредитные учреждения, что отражено Налоговым кодексом КР в формулировке основных обязанностей банков, а именно, исполнение поручений налогоплательщика или решений о взыскании налогов. Обоснованным считается вывод В. В. Витрянского о том, что «в сфере налогового законодательства принят ряд нормативных актов, которые перечеркивают принципиальные положения Гражданского кодекса, регулирующие договор банковского счета, и превращают коммерческие банки из равноправного партнера по договору практически в контролирующий орган». На коммерческие банки возложены самостоятельные обязанности, но осуществляемые в рамках их гражданско-правовых отношений с контрагентами по договору банковского счета и конкретизированные применительно к специфическому характеру платежей в бюджет, что не дает оснований для признания банков самостоятельными участниками налогового правоотношения. Исходя из сказанного выше, можно выделить группы основных и факультативных участников налоговых правоотношений (в зависимости от того, является ли участие данного субъекта необходимым признаком налогового правоотношения), причем к факультативным можно отнести, например, сборщиков налогов, они участвуют в налоговых правоотношениях лишь в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Кыргызской Республики.

Если же налогоплательщик участвует в налоговых правоотношениях не лично, а через представителя (по договору или по закону), что на данный момент прямо разрешено Налоговым кодексом Кыргызской Республики, дополнительного субъекта не возникает, а действия представителя восполняют какие-либо пороки дееспособности налогоплательщика, либо осуществляются по его поручению и, что наиболее важно, от его имени и в его интересах. Нужно отметить, что статья 30 НК КР указывает на так называемых «взаимозависимых лицах», под которыми понимаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. Данная категория также не входит в круг субъектов налогового правоотношения, так как здесь акцент делается на возможном влиянии отношений между налогоплательщиками на сферу налогообложения.

Налоговое производство посредством вступления субъектов в правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в связи с юридическими фактами - конкретными жизненными обстоятельствами, событиями. По последствиям, которые вызывают юридические факты в налоговых правоотношениях, они делятся на правообразующие (индивидуальные акты - налоговые декларации), правоизменяющиеся (рождение ребенка, отсутствие прибыли) и правопрекращяющиеся.

Юридические факты - одна из проблем юридической практики. Правоприменительный орган должен не только установить все необходимые для разрешения дела юридические факты, но и верно их квалифицировать. Неправильная юридическая оценка фактов ведет к тому, что одним обстоятельствам не придается должного правового значения, другим, напротив, приписываются несвойственные им качества. Юридические факты - многогранное явление правовой реальности. Они допускают неоднозначные подходы, различные теоретические истолкования.

Таким образом, субъектное административно-правовое регулирование налогового производства закреплено в Налоговом кодексе КР где более чем подробно указаны и определены налоговообязанные субъекты.

II.
Стадии налогово-процессуальных правоотношений налогового производства

Исчисление налогов

Права и обязанности субъектов налогового правоотношения также являются его структурным элементом и составляют обязательную стадию налогового производства.

Важным элементом налогового производства является исчисление налога, т.е. совокупность действий по определению суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет.

В основе исчисления налога лежит определение налоговой базы. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. В свою очередь, налоговая база формируется на основе бухгалтерского и налогового учета.

Основная масса налоговых правоотношений является регулятивными, так как, главная задача налогового производства - непосредственное упорядочение, закрепление и развитие налоговых отношений с участием государства.

Содержание регулятивного налогового правоотношения в значительной мере определяется типом правоотношения. В связи с этим они могут быть подразделены на отношения активного и пассивного типов. Правоотношения активного типа складываются на основе обязывающих норм и характеризуются тем, что активный центр правоотношения находится в юридической обязанности. Регулятивные правоотношения пассивного типа складываются на основе управомочивающих и запрещающих норм (рассматриваемых в единстве) и характеризуются тем, что активный центр правоотношения находится в субъективном праве.

Основная масса регулятивных налоговых правоотношений - правоотношения активного типа. К регулятивным налоговым правоотношениям активного типа относятся следующие: по уплате в бюджет и внебюджетные фонды налогов; по предоставлению налоговых отсрочек, рассрочек, и т. д. В широком понимании все вышеназванные налоговые правоотношения являются сложными, т. е. охватывают целую «связку» налоговых правоотношений как активного, так и пассивного типов. Однако первоначальным, основным правоотношением, на котором развивается вся «связка», является отношение активного типа. Все эти правоотношения «работают» через активное поведение обязанного лица, а субъективное право проявляется через правомочие-требование должного поведения от обязанного субъекта.

Так как Налоговый кодекс КР возлагает на субъекта налогообложения уплату налога самостоятельно, то и исчислении должно происходить самостоятельно налогоплательщиком.

Исчисление налога по объектам налогообложения производится налоговыми органами по месту нахождения объекта налогообложения независимо от места жительства налогоплательщика путем применения соответствующей ставки налога к налоговой базе в срок налогового периода.

По отношению к физическим лицам, как отмечает Г.Н Назарбекова «При характеристике налогоплательщиков - физических лиц следует иметь в виду, что возникновение налоговой обязанности у физического лица не связано с наступлением какого-либо возраста, как, например, при ответственности по административному либо уголовному праву. Несовершеннолетний гражданин может стать налогоплательщиком, если у него возникает налоговая обязанность, если по праву собственности ему принадлежит имущество, являющееся объектом обложения каким-либо налогом. В данном случае эта обязанность выполняется не самим несовершеннолетним, который является недееспособным, а его родителями, усыновителями, представителями».

В налоговом законодательстве КР применительно к различным видам налогов по-разному определены лица, на которых лежит обязанность по их исчислению.

Во-первых, эта обязанность может лежать на самом налогоплательщике. Такой способ исчисления налогов должен в большей мере, чем другие, быть обеспечен гарантиями от злоупотреблений со стороны налогоплательщиков. Такими гарантиями могут быть одновременная подача декларации о доходах, установление юридической ответственности за неправильное исчисление, проверка налоговых органов и т.п.

Во-вторых, обязанность исчисления налогов может быть возложена на налоговые органы. В этом случае налогоплательщик должен быть поставлен в более выгодное положение - он должен быть гарантирован от произвола налоговых органов.

В-третьих, обязанность исчисления налогов может быть возложена на налогового агента. При этом ответственность за правильное исчисление налогов возлагается на это лицо - налогоплательщик должен быть защищен от ошибки налогового агента.

Согласно статье 37 НК КР налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, путем умножения налоговой базы на налоговую ставку, исходя из налоговых льгот и освобождений.

Причем в некоторых случаях, предусмотренных НК КР, обязанность по исчислению суммы отдельных видов налогов возлагается на органы налоговой службы.

Как правило, ГНС может отправить Уведомление о начислении суммы подлежащей к уплате налога, при этом оно должно быть оформлено в соответствии с нормами НК КР. Неправильно оформленные уведомления могут быть оспорены налогоплательщиками.

Так, ОсОО «Надежда» обратилось в суд с иском о признании недействительным Уведомления ГНИ по Свердловскому району города Бишкек от 15 сентября 2012 г. Не оспаривая основания и сумму начисления налоговой задолженности, представитель ОсОО «Надежда» указала, что в уведомлении отсутствует печать ГНИ, и не указана должность лица, подписавшего уведомление. Считает, что указанные недостатки являются основанием для признания Уведомления недействительным. Просила удовлетворить иск. Из материалов дела усматривается, что сумма налоговой задолженности была начислена правильно.

При рассмотрении дел по искам налогоплательщиков о признании недействительным Уведомления ГНИ судья должен обратить особое внимание на соблюдение со стороны налогового органа требований, указанных в НК КР.

Отмена Уведомления не лишает налоговые органы права устранить недостатки, допущенные в оспариваемом Уведомлении, и вновь выписать в адрес налогоплательщика Уведомление на указанную сумму, только с соблюдением норм НК КР.

Порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу отдельно. По Налоговому кодексу Кыргызской Республики в ст. 39 установлен порядок уплаты налога:

. Налог уплачивается:

) всей суммой налога или по частям;

) с отсрочкой или рассрочкой;

) до или на дату возникновения налогового обязательства;

) непосредственно налогоплательщиком или от его имени;

) непосредственно по месту нахождения налогоплательщика или обособленного подразделения;

) в наличной или безналичной денежной форме.

Уплата налога по декларации. На налогоплательщика возлагается обязанность представить в налоговую службу (инспекцию) в установленный срок официальное заявление о своих доходах (декларацию о доходах).

Декларация о доходах может:

а) служить основанием для исчисления налога налоговыми органами. В этом случае обязанность уплатить налог возникает при вручении налогоплательщику налогового извещения;

б) являться всего лишь отчетным действием. Такая ситуация возникает, когда налогоплательщик самостоятельно начисляет и уплачивает налог, а роль декларации сводится к фиксации размера уплаченного налога. В дальнейшем возможна проверка соответствия действительности сведений, указанных в декларации.

Обязанность уплаты налога по декларации установлена, например, для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в отношении налога на доходы физических лиц.

Уплата налога у источника дохода как правило осуществляется налоговым агентом. В данном случае уплата налога предшествует выплате денежной суммы. Налогоплательщик получает часть дохода за вычетом суммы налога, исчисленного и удержанного налоговым агентом. Таким образом, налогоплательщик как бы авансирует государство, уплачивая налог раньше, чем получил доход.

Законодательством допускается кадастровый способ уплаты налога. Кадастр - это реестр объектов (земли, сооружений и т. д.), определенным способом классифицированных, который устанавливает среднюю доходность каждой категории объектов. При уплате налогов на основе кадастра размер налогов исчисляется исходя из средней доходности объектов, а момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода от объекта. Такой способ уплаты налогов чаще всего применяется при налогообложении объектов, доход от которых с трудом поддается учету.

Сроки уплаты налога и налоговый период. Налоговый период - это срок, в течение которого определяется налоговая база, окончательно определяется размер налогового обязательства. Так, налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год, а именно за период с 1 января по 31 декабря, за который и определяется доход, подлежащий налогообложению. Практическая ценность данной категории финансового права заключается в том, что один и тот же объект налогообложения за определенный законом налоговый период может облагаться налогом одного вида только один раз.

Любой налог только тогда может считаться установленным, когда определен срок уплаты налога, т. е. отрезок времени, в течение которого налогоплательщик обязан уплатить налог. Неопределенность во времени уплаты налога может стать основанием для законного уклонения от уплаты налогов.

Льготы по налогам. В целях использования дифференцированного подхода к различным категориям налогоплательщиков (например, для стимулирования приоритетных отраслей народного хозяйства, поддержки малоимущих слоев населения) законодательство устанавливает в каждом законе о налоге определенную систему льгот, которые в конечном итоге преследуют цель сокращения размера налогового обязательства налогоплательщика. Налоговым законодательством запрещает предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер, если иное не установлено законодательными актами КР.

Налоговые льготы при всем их разнообразии могут быть классифицированы в зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлена льгота. Система налоговых льгот включает следующие основные виды.

Изъятие - это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (предметов) налогообложения или определенных элементов объекта. Так, в совокупный годовой доход физического лица, являющегося предметом обложения подоходным налогом, не включаются все виды пенсий, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством КР.

Скидки - это налоговые льготы, направленные на сокращение налоговой базы.

Налоговые освобождения - это полное освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков.

Налоговые кредиты - это льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или суммы налога. Существуют как платные и возвратные, так и бесплатные и безвозвратные налоговые кредиты.

Исчисление налога за объект налогообложения, находящийся в общей долевой собственности нескольких физических лиц, исчисляется пропорционально их доле в этом имуществе. А в тех случаях, когда по нескольким объектам налогообложения плательщиком налога является одно, например, физическое лицо, исчисление налога производится по каждому объекту налогообложения отдельно.

В случае по вновь возведенным объектам налогообложения исчисление налога производится в следующем за годом возведения налоговом году. При уничтожении, разрушении, сносе объекта налогообложения перерасчет суммы налога производится при наличии документов, выдаваемых уполномоченным органом, подтверждающих факт уничтожения, разрушения, сноса.

При возникновении у налогоплательщика в течение налогового периода, права на освобождение от уплаты налога перерасчет суммы налога производится с месяца, в котором возникло это право. Здесь уплата налога производится в бюджет по месту нахождения объектов обложения не позднее отчетного налогового периода.

В случае передачи в течение налогового периода прав собственности на объекты налогообложения сумма налога исчисляется за фактический период реализации прав собственности на имущество.

На территории КР довольно обширный перечень налогов, исчисление которых должно производится применительно к каждому отдельно.

 

Уплата налогов

Налоговая обязанность возникает с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога. Здесь важным является слово «конкретный» налог. Налогоплательщик возникает как потенциальный плательщик. Например, юридическое лицо встает на учет и может оказаться в ситуации, что это юридическое лицо никогда не будет платить налоги в силу разных причин. Но потенциально это налогоплательщик. Точно так же как физическое лицо - это потенциальный налогоплательщик. А налоговая обязанность у них возникает не вообще, а именно по поводу уплаты конкретного налога.

Так вот, обстоятельствами, с которыми налоговое законодательство связывает возникновение налоговой обязанности, являются следующие:

А. во-первых, это наличие объекта конкретного налога;

Б. во-вторых, это наличие непосредственной связи между этим объектом и субъектом (налогоплательщиком).

И именно с наличием этой непосредственной связи налоговое законодательство связывает возникновение налоговой обязанности. Например, у физического лица арендные отношения не порождают уплату земельного налога, а порождают только отношения, которые являются отношениями собственности по уплате налога. Это как раз пример того, что между объектом и субъектом должна быть связь, которая порождает налоговые отношения, и у каждого налога эта связь будет специфическая;

В. наконец, третье обстоятельство - это наступление срока уплаты налога. Только когда все эти три обстоятельства существуют одновременно, только тогда и возникает налоговая обязанность по уплате конкретного налога. Первичным элементом налоговой обязанности является момент, с которого данная обязанность начинает существовать. Налоговое законодательство связывает обязанность уплаты налога с моментом возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога. Фактически налоговая обязанность устанавливается по каждому виду налога, поскольку для каждого налога момент возникновения обязанности по уплате налога и сроки её реализации определяются по-разному.

В статье 38 НК КРсроки уплаты налогов устанавливаются применительно к каждому налогу отдельно. Изменение установленного срока уплаты налога допускается исключительно в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом. Причем, нарушение сроков уплаты налога является основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной законодательством Кыргызской Республики.

Относительно некоторых налогов юридический факт, лежащий в основе обязанности по уплате этих налогов, состоит не только из материальных, но из процессуальных обстоятельств. Так в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет плательщику налоговое уведомление. К подобным налогам, в частности, относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на доходы с физических лиц. Правоотношения по уплате подобных налогов возникают на основании фактического состава (сложного юридического факта), составными частями которого выступают налоговая база и нематериальные активы налогового органа.

Срок уплаты налога является одним из обязательных элементов налогообложения и должен быть определён по каждому налогу. Изменение срока уплаты налога допускается только по правилам, установленным Налоговым кодексом. При уплате налогов налоговая обязанность возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Нарушение срока уплаты налога влечёт начисление пени.

Сроки уплаты налогов определяются различными способами. Налоговый кодекс КР определил способы определения сроков уплаты налогов, в том числе это может быть календарная дата простой, например, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. Это самый простой пример определения сроков уплаты.

Следующий способ - это истечение периода времени: года, квартала, месяца, декады, недели или дня. Тоже очень часто применяется: скажем, в течение 5 дней после сдачи квартальной отчетности наступает срок уплаты налога.

Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом или иным нормативно-правовым актом касательно налогообложения. Данное положение имеет два значения. Во-первых, по отношению к исполнению налоговой обязанности закрепляет принцип дозволенного поведения. Во-вторых, обеспечивает налогоплательщику гарантии основания возникновения, изменения и прекращения налоговых обязанностей. Следовательно, налоговые органы могут контролировать какие-либо действия только в пределах дозволенного налоговым законодательством.

Уплата налогов считается исполненной физическим лицом - налогоплательщиком со дня внесения наличных денежных средств в банк. При этом предприниматели вправе не открывать расчетные счета и платить налоги наличными денежными средствами.

Требование уплаты налога в безналичной форме иные. Для того что


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.079 с.