I . Налоговое производство как процесс правового регулирования налоговых правоотношений — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

I . Налоговое производство как процесс правового регулирования налоговых правоотношений

2020-04-01 112
I . Налоговое производство как процесс правового регулирования налоговых правоотношений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Транспарентность, а следовательно и прозрачность системы налогообложения - основная цель проводимых в стране экономических реформ. Разработанная в области налогообложения законодательная база - основа прозрачности современной системы налогообложения. С начала 90-х гг. на территории Кыргызской Республики налоговые платежи стали основным источником поступления денежных средств в государственный бюджет ввиду отказа от монополии государственной собственности на средства производства.

В настоящее время налоговая система подробно закрепляется в нормативных правовых актах. Налоги получают подробное правовое регулирование в Налоговом кодексе КР, и в сопутствующих различных специальных законах, постановлениях, инструкциях, закрепляющих систему налогообложения.

В последнее время налоговое законодательство весьма активно развивается и совершенствуется. Свидетельством этого являются частое изменение норм Налогового кодекса в Кыргызской Республике, иных правовых нормативных актов касательно налогов, систематическое восполнение пробелов в сфере налогово-правовых отношений, повышение общего уровня налоговой культуры налогоплательщиков, более четкая и слаженная работа налоговых органов. Все более усложняется и детализируется процессуально-правовой порядок реализации налогово-правовых норм. Судебная практика по налоговым спорам, связанным с процессуальными нормами, становится все более обширной и устоявшейся.

В финансово-правовой науке появляется все больше научных исследований, доказывающих существование налогового процесса как вида юридического процесса, указывающих на подразделение его на стадии, налоговые производства, процедуры и т.д.

Соответственно в научном плане весьма актуален анализ правового понятия стадии налогового контроля как структурной части налогового процесса и ее соотношения с иными стадиями налогового производства.

По справедливому утверждению Д.Н. Бахраха, каждая стадия, прежде всего, характеризуется специфической непосредственной целью, которую можно считать ступенью в достижении общей, главной цели процессуальных действий. На каждой стадии специфичны состав субъектов правоотношений, собираемая и используемая информация, составляемые документы, принимаемые решения, совершаемые действия. И.А. Галаган, в свою очередь, отмечал, что стадии процесса отличаются друг от друга: характером и формами процессуальной деятельности; ее целями и задачами; субъектами осуществления; правовыми последствиями, конечными результатами процессуальной деятельности. То есть все стадии процессуальной деятельности в своем поступательном развитии и сменяемости соответствуют определенному кругу процессуальных отношений.

Отношения, возникающие между государством и частными субъектами по поводу отчуждения в публичную собственность части денежных средств, в виде налогов, носят изначально конфликтный характер. Однако налоговые отношения исключительно важны для функционирования государства и обеспечения его суверенитета, поэтому должны всесторонне регулироваться правовыми нормами. Об этой необходимости, отмечает А.М. Исраилова «В настоящее время налоговое законодательство переживает совершенно новый этап развития. Сохраняется необходимость государственного регулирования приоритетных секторов экономики, а также для решения многих задач национального уровня, позволяющих утверждать о действенности реформ, предпринимаемых руководством нашего государства в различных сферах: обложение недвижимого имущества, развитие налогового законодательства через призму реализации иных отраслей права и т.д.».

Следует отметить, что исследование проблем, возникающих в сфере налогообложения, в последнее время приобрело особую значимость. Учитывая все возрастающее значение налогов, необходимо детально регламентировать налоговые правоотношения и в первую очередь налогово-контрольные правоотношения. Преобладающее большинство налогово-контрольных норм закрепляют порядок совершения контрольных мероприятий. В связи с этим необходимо разработать соответствующую теоретическую базу, которая позволит создать систематизированное и непротиворечивое налоговое законодательство.

Таким образом, стадии налогового производства можно определить как объединенные для решения общей задачи динамические, относительно замкнутые системы закрепленных в налоговом законодательстве способов, методов, форм осуществления деятельности уполномоченных государством в сфере налогов органов государства, отражающих пространственно-временные стороны процессуальной деятельности и обеспечивающих логико-функциональную последовательность совершения таких действий.

Исследование правовой процедуры продолжительное время не было предметом специального изучения в связи с недооценкой процессуальной формы и роли нормативных правовых актов в регулировании общественных отношений. Началось исследование проблем правовой процедуры лишь в 70-х гг. в РФ В.М. Горшеневым, П.Е. Недбайло, В.О. Лучиным и другими. В настоящее время проблемы процедуры вызывают многочисленные споры. В этом направлении в области теории государства и права выявились вопросы, которые либо еще не решены, либо нуждаются в дальнейшей углубленной разработке; открываются новые возможности и перспективы научного поиска.

Проблема наличия процедурных норм в налоговом праве и выделение таких научных категорий как налоговый процесс и налоговое производство не получили достаточного отражения в теории и являются спорными. Вследствие этого, целью нашей работы будет рассмотрение теоретических вопросов представления ученых и практиков о налоговом производстве, а также стадии налогового производства, и пути оптимизации и положительного регулирования налогового производства.


Исчисление налогов

Права и обязанности субъектов налогового правоотношения также являются его структурным элементом и составляют обязательную стадию налогового производства.

Важным элементом налогового производства является исчисление налога, т.е. совокупность действий по определению суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет.

В основе исчисления налога лежит определение налоговой базы. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. В свою очередь, налоговая база формируется на основе бухгалтерского и налогового учета.

Основная масса налоговых правоотношений является регулятивными, так как, главная задача налогового производства - непосредственное упорядочение, закрепление и развитие налоговых отношений с участием государства.

Содержание регулятивного налогового правоотношения в значительной мере определяется типом правоотношения. В связи с этим они могут быть подразделены на отношения активного и пассивного типов. Правоотношения активного типа складываются на основе обязывающих норм и характеризуются тем, что активный центр правоотношения находится в юридической обязанности. Регулятивные правоотношения пассивного типа складываются на основе управомочивающих и запрещающих норм (рассматриваемых в единстве) и характеризуются тем, что активный центр правоотношения находится в субъективном праве.

Основная масса регулятивных налоговых правоотношений - правоотношения активного типа. К регулятивным налоговым правоотношениям активного типа относятся следующие: по уплате в бюджет и внебюджетные фонды налогов; по предоставлению налоговых отсрочек, рассрочек, и т. д. В широком понимании все вышеназванные налоговые правоотношения являются сложными, т. е. охватывают целую «связку» налоговых правоотношений как активного, так и пассивного типов. Однако первоначальным, основным правоотношением, на котором развивается вся «связка», является отношение активного типа. Все эти правоотношения «работают» через активное поведение обязанного лица, а субъективное право проявляется через правомочие-требование должного поведения от обязанного субъекта.

Так как Налоговый кодекс КР возлагает на субъекта налогообложения уплату налога самостоятельно, то и исчислении должно происходить самостоятельно налогоплательщиком.

Исчисление налога по объектам налогообложения производится налоговыми органами по месту нахождения объекта налогообложения независимо от места жительства налогоплательщика путем применения соответствующей ставки налога к налоговой базе в срок налогового периода.

По отношению к физическим лицам, как отмечает Г.Н Назарбекова «При характеристике налогоплательщиков - физических лиц следует иметь в виду, что возникновение налоговой обязанности у физического лица не связано с наступлением какого-либо возраста, как, например, при ответственности по административному либо уголовному праву. Несовершеннолетний гражданин может стать налогоплательщиком, если у него возникает налоговая обязанность, если по праву собственности ему принадлежит имущество, являющееся объектом обложения каким-либо налогом. В данном случае эта обязанность выполняется не самим несовершеннолетним, который является недееспособным, а его родителями, усыновителями, представителями».

В налоговом законодательстве КР применительно к различным видам налогов по-разному определены лица, на которых лежит обязанность по их исчислению.

Во-первых, эта обязанность может лежать на самом налогоплательщике. Такой способ исчисления налогов должен в большей мере, чем другие, быть обеспечен гарантиями от злоупотреблений со стороны налогоплательщиков. Такими гарантиями могут быть одновременная подача декларации о доходах, установление юридической ответственности за неправильное исчисление, проверка налоговых органов и т.п.

Во-вторых, обязанность исчисления налогов может быть возложена на налоговые органы. В этом случае налогоплательщик должен быть поставлен в более выгодное положение - он должен быть гарантирован от произвола налоговых органов.

В-третьих, обязанность исчисления налогов может быть возложена на налогового агента. При этом ответственность за правильное исчисление налогов возлагается на это лицо - налогоплательщик должен быть защищен от ошибки налогового агента.

Согласно статье 37 НК КР налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, путем умножения налоговой базы на налоговую ставку, исходя из налоговых льгот и освобождений.

Причем в некоторых случаях, предусмотренных НК КР, обязанность по исчислению суммы отдельных видов налогов возлагается на органы налоговой службы.

Как правило, ГНС может отправить Уведомление о начислении суммы подлежащей к уплате налога, при этом оно должно быть оформлено в соответствии с нормами НК КР. Неправильно оформленные уведомления могут быть оспорены налогоплательщиками.

Так, ОсОО «Надежда» обратилось в суд с иском о признании недействительным Уведомления ГНИ по Свердловскому району города Бишкек от 15 сентября 2012 г. Не оспаривая основания и сумму начисления налоговой задолженности, представитель ОсОО «Надежда» указала, что в уведомлении отсутствует печать ГНИ, и не указана должность лица, подписавшего уведомление. Считает, что указанные недостатки являются основанием для признания Уведомления недействительным. Просила удовлетворить иск. Из материалов дела усматривается, что сумма налоговой задолженности была начислена правильно.

При рассмотрении дел по искам налогоплательщиков о признании недействительным Уведомления ГНИ судья должен обратить особое внимание на соблюдение со стороны налогового органа требований, указанных в НК КР.

Отмена Уведомления не лишает налоговые органы права устранить недостатки, допущенные в оспариваемом Уведомлении, и вновь выписать в адрес налогоплательщика Уведомление на указанную сумму, только с соблюдением норм НК КР.

Порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу отдельно. По Налоговому кодексу Кыргызской Республики в ст. 39 установлен порядок уплаты налога:

. Налог уплачивается:

) всей суммой налога или по частям;

) с отсрочкой или рассрочкой;

) до или на дату возникновения налогового обязательства;

) непосредственно налогоплательщиком или от его имени;

) непосредственно по месту нахождения налогоплательщика или обособленного подразделения;

) в наличной или безналичной денежной форме.

Уплата налога по декларации. На налогоплательщика возлагается обязанность представить в налоговую службу (инспекцию) в установленный срок официальное заявление о своих доходах (декларацию о доходах).

Декларация о доходах может:

а) служить основанием для исчисления налога налоговыми органами. В этом случае обязанность уплатить налог возникает при вручении налогоплательщику налогового извещения;

б) являться всего лишь отчетным действием. Такая ситуация возникает, когда налогоплательщик самостоятельно начисляет и уплачивает налог, а роль декларации сводится к фиксации размера уплаченного налога. В дальнейшем возможна проверка соответствия действительности сведений, указанных в декларации.

Обязанность уплаты налога по декларации установлена, например, для граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в отношении налога на доходы физических лиц.

Уплата налога у источника дохода как правило осуществляется налоговым агентом. В данном случае уплата налога предшествует выплате денежной суммы. Налогоплательщик получает часть дохода за вычетом суммы налога, исчисленного и удержанного налоговым агентом. Таким образом, налогоплательщик как бы авансирует государство, уплачивая налог раньше, чем получил доход.

Законодательством допускается кадастровый способ уплаты налога. Кадастр - это реестр объектов (земли, сооружений и т. д.), определенным способом классифицированных, который устанавливает среднюю доходность каждой категории объектов. При уплате налогов на основе кадастра размер налогов исчисляется исходя из средней доходности объектов, а момент уплаты налога никак не связан с моментом получения дохода от объекта. Такой способ уплаты налогов чаще всего применяется при налогообложении объектов, доход от которых с трудом поддается учету.

Сроки уплаты налога и налоговый период. Налоговый период - это срок, в течение которого определяется налоговая база, окончательно определяется размер налогового обязательства. Так, налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год, а именно за период с 1 января по 31 декабря, за который и определяется доход, подлежащий налогообложению. Практическая ценность данной категории финансового права заключается в том, что один и тот же объект налогообложения за определенный законом налоговый период может облагаться налогом одного вида только один раз.

Любой налог только тогда может считаться установленным, когда определен срок уплаты налога, т. е. отрезок времени, в течение которого налогоплательщик обязан уплатить налог. Неопределенность во времени уплаты налога может стать основанием для законного уклонения от уплаты налогов.

Льготы по налогам. В целях использования дифференцированного подхода к различным категориям налогоплательщиков (например, для стимулирования приоритетных отраслей народного хозяйства, поддержки малоимущих слоев населения) законодательство устанавливает в каждом законе о налоге определенную систему льгот, которые в конечном итоге преследуют цель сокращения размера налогового обязательства налогоплательщика. Налоговым законодательством запрещает предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер, если иное не установлено законодательными актами КР.

Налоговые льготы при всем их разнообразии могут быть классифицированы в зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлена льгота. Система налоговых льгот включает следующие основные виды.

Изъятие - это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (предметов) налогообложения или определенных элементов объекта. Так, в совокупный годовой доход физического лица, являющегося предметом обложения подоходным налогом, не включаются все виды пенсий, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством КР.

Скидки - это налоговые льготы, направленные на сокращение налоговой базы.

Налоговые освобождения - это полное освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков.

Налоговые кредиты - это льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или суммы налога. Существуют как платные и возвратные, так и бесплатные и безвозвратные налоговые кредиты.

Исчисление налога за объект налогообложения, находящийся в общей долевой собственности нескольких физических лиц, исчисляется пропорционально их доле в этом имуществе. А в тех случаях, когда по нескольким объектам налогообложения плательщиком налога является одно, например, физическое лицо, исчисление налога производится по каждому объекту налогообложения отдельно.

В случае по вновь возведенным объектам налогообложения исчисление налога производится в следующем за годом возведения налоговом году. При уничтожении, разрушении, сносе объекта налогообложения перерасчет суммы налога производится при наличии документов, выдаваемых уполномоченным органом, подтверждающих факт уничтожения, разрушения, сноса.

При возникновении у налогоплательщика в течение налогового периода, права на освобождение от уплаты налога перерасчет суммы налога производится с месяца, в котором возникло это право. Здесь уплата налога производится в бюджет по месту нахождения объектов обложения не позднее отчетного налогового периода.

В случае передачи в течение налогового периода прав собственности на объекты налогообложения сумма налога исчисляется за фактический период реализации прав собственности на имущество.

На территории КР довольно обширный перечень налогов, исчисление которых должно производится применительно к каждому отдельно.

 

Уплата налогов

Налоговая обязанность возникает с момента возникновения установленных налоговым законодательством обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога. Здесь важным является слово «конкретный» налог. Налогоплательщик возникает как потенциальный плательщик. Например, юридическое лицо встает на учет и может оказаться в ситуации, что это юридическое лицо никогда не будет платить налоги в силу разных причин. Но потенциально это налогоплательщик. Точно так же как физическое лицо - это потенциальный налогоплательщик. А налоговая обязанность у них возникает не вообще, а именно по поводу уплаты конкретного налога.

Так вот, обстоятельствами, с которыми налоговое законодательство связывает возникновение налоговой обязанности, являются следующие:

А. во-первых, это наличие объекта конкретного налога;

Б. во-вторых, это наличие непосредственной связи между этим объектом и субъектом (налогоплательщиком).

И именно с наличием этой непосредственной связи налоговое законодательство связывает возникновение налоговой обязанности. Например, у физического лица арендные отношения не порождают уплату земельного налога, а порождают только отношения, которые являются отношениями собственности по уплате налога. Это как раз пример того, что между объектом и субъектом должна быть связь, которая порождает налоговые отношения, и у каждого налога эта связь будет специфическая;

В. наконец, третье обстоятельство - это наступление срока уплаты налога. Только когда все эти три обстоятельства существуют одновременно, только тогда и возникает налоговая обязанность по уплате конкретного налога. Первичным элементом налоговой обязанности является момент, с которого данная обязанность начинает существовать. Налоговое законодательство связывает обязанность уплаты налога с моментом возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога. Фактически налоговая обязанность устанавливается по каждому виду налога, поскольку для каждого налога момент возникновения обязанности по уплате налога и сроки её реализации определяются по-разному.

В статье 38 НК КРсроки уплаты налогов устанавливаются применительно к каждому налогу отдельно. Изменение установленного срока уплаты налога допускается исключительно в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом. Причем, нарушение сроков уплаты налога является основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной законодательством Кыргызской Республики.

Относительно некоторых налогов юридический факт, лежащий в основе обязанности по уплате этих налогов, состоит не только из материальных, но из процессуальных обстоятельств. Так в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет плательщику налоговое уведомление. К подобным налогам, в частности, относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на доходы с физических лиц. Правоотношения по уплате подобных налогов возникают на основании фактического состава (сложного юридического факта), составными частями которого выступают налоговая база и нематериальные активы налогового органа.

Срок уплаты налога является одним из обязательных элементов налогообложения и должен быть определён по каждому налогу. Изменение срока уплаты налога допускается только по правилам, установленным Налоговым кодексом. При уплате налогов налоговая обязанность возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Нарушение срока уплаты налога влечёт начисление пени.

Сроки уплаты налогов определяются различными способами. Налоговый кодекс КР определил способы определения сроков уплаты налогов, в том числе это может быть календарная дата простой, например, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. Это самый простой пример определения сроков уплаты.

Следующий способ - это истечение периода времени: года, квартала, месяца, декады, недели или дня. Тоже очень часто применяется: скажем, в течение 5 дней после сдачи квартальной отчетности наступает срок уплаты налога.

Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом или иным нормативно-правовым актом касательно налогообложения. Данное положение имеет два значения. Во-первых, по отношению к исполнению налоговой обязанности закрепляет принцип дозволенного поведения. Во-вторых, обеспечивает налогоплательщику гарантии основания возникновения, изменения и прекращения налоговых обязанностей. Следовательно, налоговые органы могут контролировать какие-либо действия только в пределах дозволенного налоговым законодательством.

Уплата налогов считается исполненной физическим лицом - налогоплательщиком со дня внесения наличных денежных средств в банк. При этом предприниматели вправе не открывать расчетные счета и платить налоги наличными денежными средствами.

Требование уплаты налога в безналичной форме иные. Для того чтобы отправить деньги в бюджет через расчетный счет банка нужно оформить платежное поручение. Налоговые платежи перечисляются в бюджет с обязательным указанием КБК (Коды бюджетной классификации) для уплаты налогов. Таким образом, есть два способа уплаты налога предпринимателем:

·   наличными денежными средствами

·   по безналичному способу оплаты

Проблемы исчисления и уплаты налогов постоянно встают перед налогоплательщиками.

Рассмотрим особенности уплаты некоторых налогов уплачиваемых как юридическими так и физическими лицами.

В соответствии со ст. 229 по налогу на добавленную стоимость НК КР субъект, осуществляющий экономическую деятельность, обязан зарегистрироваться как налогоплательщик НДС, если в течение 12 последовательных месяцев либо в течение периода, составляющего срок менее 12 последовательных месяцев, он осуществлял облагаемые поставки товаров, работ и услуг на территории Кыргызской Республики, стоимость которых составила сумму, превышающую 4 000000 сомов. При этом налоговым периодом при исчислении НДС по облагаемым поставкам является один календарный месяц.

Так же как и для НДС срок уплаты по налогу на прибыль зависит от суммы выручки. Налоговый период по налогу на прибыль - год. Отчетные периоды - первый квартал, полугодие и девять месяцев. Однако налог на прибыль предполагает также исчисление и уплату авансовых платежей, именно их периодичность и зависит от учетной политики и суммы полученной выручки.

В отношении налога на имущество в Кыргызской Республике налогоплательщик - физическое лицо уплачивает налог:

) на объекты имущества 1 группы в срок не позднее 1 сентября текущего года по месту учетной регистрации или местонахождения объекта имущества;

) на объекты имущества 4 группы - в срок не позднее 1 июня текущего года, но в период до прохождения технического осмотра, а также при полной или частичной передаче прав собственности на объект имущества в течение года новым владельцем объекта имущества в момент оформления такой передачи - по месту регистрации объекта имущества.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей уплачивают налог:

) на объекты имущества 2 и 3 групп - ежеквартально в срок до 20 числа третьего месяца текущего квартала равными долями в течение текущего года по месту нахождения объекта имущества, а в пределах города Бишкек - по месту налоговой регистрации налогоплательщика;

) на объекты имущества 4 группы - не позднее 1 июня текущего года, но в период до прохождения технического осмотра - по месту регистрации объекта в уполномоченном государственном органе.

Сумма налога, подлежащая уплате за фактический период владения и/или пользования объектом имущества 1, 2 и 3 групп налогоплательщиком, передающим данные права, должна быть внесена в бюджет до или на дату государственной регистрации прав. При этом первоначальный владелец объекта имущества уплачивает сумму налога, исчисленную с 1 января текущего года до начала месяца, в котором он передает объект имущества.

Последующий налогоплательщик налога на имущество уплачивает сумму налога, исчисленную за период с начала месяца, в котором у него возникло право на объект имущества.

При государственной регистрации прав на объект имущества годовая сумма налога может быть внесена в бюджет одной из сторон по согласованию. В дальнейшем суммы налога, уплаченные при государственной регистрации прав на объект имущества, вторично не уплачиваются.

В случае неуплаты налога на имущество до или в момент государственной регистрации прав собственности на объект имущества в соответствии с требованиями НК КР, обязательство по уплате налога на имущество за полный налоговый период, в котором была осуществлена передача прав, возлагается на последующего налогоплательщика.

А в случаях для отдаленных и труднодоступных населенных пунктов, в которых отсутствуют учреждения банков, допускается уплата суммы налога на имущество физическим лицом в налоговый орган в порядке, установленном уполномоченным налоговым органом.

Порядок представления налогоплательщиком информационного расчета по налогу на имущество:

) до 1 марта текущего года - организации и индивидуальные предприниматели;

) до 1 мая текущего года - физические лица, за исключением индивидуальных предпринимателей.

Согласно ст. 68 НК КР налоговое обязательство прекращается, а налоговая задолженность считается погашенной:

1) надлежащим исполнением налогового обязательства и уплатой недоимки, процентов, пени и налоговых санкций;

) истечением срока исковой давности по налоговому обязательству, установленному НК КР;

) признанием налогоплательщика банкротом;

) смертью физического лица в случае отсутствия правопреемника или наследника;

) признанием физического лица безвестно отсутствующим или недееспособным в случае отсутствия или недостаточности его имущества.

Проанализировав возникновение и прекращение налоговой обязанности, мы пришли к выводу, что основным способом ее погашения является уплата налога.

Неисполнение физическим лицом или организацией налоговой обязанности в добровольном порядке является основанием для направления налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате причитающегося налога.

Образовавшаяся в результате неуплаты или неполной уплаты налоговая недоимка взыскивается за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, а также путем обращения взыскания на иное имущество обязанного лица. Следовательно, при выявлении налоговой недоимки налоговые органы или уполномоченные органы первоначально должны направить налогоплательщику требование о ликвидации образовавшегося долга перед казной и причитающейся пени, а только затем - в случае неисполнения этого требования - применять меры принуждения.

Наличие данного положения свидетельствует о том, что уплата налога может пониматься в двух значениях:

) в качестве действия самого налогоплательщика (добровольного или на основании требования уполномоченных органов государства);

) в качестве действия налогового или иного уполномоченного органа по взысканию неуплаченного (не полностью уплаченного) налога.

По общему правилу моментом исполнения налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога служит момент предъявления в банк платежного поручения на уплату налога. Аналогичное правило применяется и относительно налогов, уплачиваемых наличными денежными средствами. Вместе с тем в зависимости от способа уплаты и порядка взимания налоговая обязанность может быть исполнена и двумя другими способами:

) в порядке зачета переплаченной ранее суммы налога в порядке:

) при взимании налога у источника выплаты налоговая обязанность считается выполненной с момента удержания обязательного платежа налоговым агентом.

Следовательно, налоговым законодательством различается уплата налога как действие самого налогоплательщика и реальное перечисление налога в бюджет как действие банка, обслуживающего плательщика налога. Исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога посредством предъявления в банк надлежаще оформленного и обеспеченного денежными средствами платежного поручения влечет прекращение налогового правоотношения между налогоплательщиком и государством (муниципальным образованием) и возникновение бюджетных отношений. Следовательно, момент уплаты налога может определяться только в соответствии с нормами НК КР.

Налоговое обязательство согласно НК КР исполняется в национальной валюте Кыргызской Республики - сомах. При исчислении налогового обязательства допускается округление суммы налогового обязательства до единиц сомов.

Налоговое законодательство устанавливает различный, зависящий от статуса налогоплательщика, порядок принудительного взыскания налога. Относительно организаций и индивидуальных предпринимателей предусмотрен бесспорный порядок. Взыскание налогов с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в судебном порядке.

Законодательством запрещает производить бесспорное взыскание налога с организации, если обязанность по его уплате основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами, или юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.

Принудительное исполнение налоговой обязанности (взыскание налога) производится по решению налогового органа посредством направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств. До вынесения решения о принудительном взыскании налоговой недоимки налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика об образовавшейся задолженности перед казной и предложить добровольно погасить недостающие налоговые платежи. Однако налоговым законодательством не установлен предельный срок, в течение которого налоговый орган может «ожидать» добровольного исполнения налоговой обязанности. Истечение дополнительного срока уплаты налога служит основанием для вынесения налоговым органом решения о принудительном (бесспорном) взыскании налога.

Обязательным правилом бесспорного взыскания налоговой недоимки является необходимость уведомления налогоплательщика со стороны налоговых органов.

налоговый производство правовой регулирование

Заключение

Анализ источников в ходе подготовки к написанию работы показал, что основные аспекты проблемы налогового производства остаются на сегодняшний день явно недостаточно разработанными. Подводя своеобразный итог всему вышеобозначенному, можно сказать, что содержание налогового производства составляют налогово-процессуальные нормы, налогово-процессуальные правоотношения и налогово-процессуальный фактический состав.

Элементы налогового процесса: процедуры, производства и стадии. Эти элементы образуют следующую структуру налогового производства.

Процедуры налогового процесса и производства:

. Процедура издания подзаконных актов уполномоченными органами.

. Процедура информирования налогоплательщиков и иных налогообязанных лиц, включающая в себя порядок предоставления разъяснений налогового законодательства уполномоченными органами и доведения до налогоплательщиков и иных налогообязанных лиц действующего законодательства.

. Учетная процедура: постановка на учет организаций и индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по месту нахождения имущества или транспортных средств, по месту нахождения обособленного подразделения, иностранных организаций и граждан, при выполнении соглашений о разделе продукции, крупнейших налогоплательщиков, а также в связи с уплатой отдельных видов налогов.

. Процедура исполнения обязанности по уплате налогов: выбор режима налогообложения, исчисление налога, уплата налога, зачет и возврат излишне уплаченных (взысканных) налогов, штрафов и пени.

. Процедура признания безнадежными к взысканию долгов по налогам и их списание.

. Процедура обеспечения исполнения обязанности по уплате налога: залог имущества, поручительство, расчет пени, приостановление операций по счетам в банке, наложение ареста на имущество налогоплательщика.

. Процедура принудительного исполнения обязанности по уплате налога: взыскание недоимки за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, взыскание недоимки за счет иного имущества налогоплательщика, взаимодействие налоговых органов с судами и службой судебных приставов в рамках процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налогов.

Производства налогового процесса.

. Налогово-контрольное производство: камеральная и выездная налоговые проверки, истребование документов и информации о налогоплательщике, налоговом агенте или информации о конкретных сделках.

. Производство по делам о налоговых правонарушениях и привлечение к ответственности за налоговое правонарушение.

. Производство по спорам в сфере налогообложения и жалобам налогоплательщика на действия (бездействие) налоговых органов, их должностных лиц, обжалование актов: апелляционное обжалование, обжалование актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц в вышестоящие налоговые органы или должностному лицу.

Проведенный а


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.