При президенте Российской Федерации» — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

При президенте Российской Федерации»

2020-04-01 157
При президенте Российской Федерации» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При президенте Российской Федерации»

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра культурологии и русского языка

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«История мировой литературы и искусства»

по направлению подготовки

Реклама и связи с общественностью»

(квалификация (степень) «бакалавр»)

 

Санкт-Петербург

Г.

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от., протокол №

Одобрено учебно-методическим советом СЗАГС

 

 

Учебно-методический комплекс подготовила: проф. Л.И. Шишкина

Программа дисциплины «История мировой литературы и искусства» и ее учебно-методическое обеспечение (планы семинарских занятий, контрольные вопросы, тестовые задания, список рекомендованной литературы и др.) составлены в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного бакалавра по циклу «Общие профессиональные дисциплины» федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 031600.62 «Реклама и связи с общественностью».

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Дисциплина «История мировой литературы и искусства» относится к блоку гуманитарных дисциплин, обязательных для обучения студентов по специальности «Связи с общественностью». Дисциплина является одной из наиболее сложных для изучения, так как связана с постижением множества идеологических и эстетических концепций, определивших духовную жизнь человечества от древности до наших дней. Программа дисциплины предполагает рассмотрение художественного процесса от его истоков до современного момента, отражает смену направлений, отражает основные этапы развития искусства, сосредоточивает внимание на наиболее крупных ее явлениях.

В результате изучения дисциплины студент должен сформировать представление об историко-литературном процессе, продемонстрировать конкретное знание текстов произведений, понимание их исторического и художественного своеобразия, владение навыками их анализа, в том числе сопоставительного; выработать системные представления об особенностях архитектуры, живописи и скульптуры в их связи с проблемами общественной жизни, религией, моралью, философией, уровнем художественной жизни в целом.

2. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

В результате изучения данной дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

Владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

умениемлогически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

использованием основных положений и методов гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

Студент должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

    способностью обсуждать профессиональные проблемы, отстаивать свою точку зрения, объяснять сущность явлений, делать выводы, давать аргументированные ответы (ПК-12);

    способностью проводить исследования в конкретной области, понимать результаты экспериментальных и наблюдательных способов проверки научных теорий.

 

Знать:

-основные этапы развития зарубежной и русской  литературы и искусства;

- основные литературные направления и школы;

- основные тексты произведений зарубежных и русских писателей.

Уметь:

-пользоваться литературоведческими и искусствоведческими понятиями и терминами;

-осуществлять сопоставительный анализ художественных произведений.

Иметь представление:

-о национальном и художественном своеобразии мировой и русской литературы;

-об основных проблемах поднимавшихся искусством в различные культурные эпохи.

 

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Оперативный контроль – устный опрос, доклады.

Рубежный контроль – тест по ключевым темам программы дисциплины.

Итоговый контроль – зачет,экзамен.

 Оперативный контроль осуществляется на лекциях и практических занятиях в форме контрольных срезов, проверяющих усвоение материала по изученной теме. Студентам предлагается сделать обобщение, ответить на проблемный вопрос.

Рубежный контроль осуществляется в семестре в форме в форме тестирования и коллоквиума по основным разделам курса

Итоговый контроль – контрольная работа, зачет, экзамен (для очной формы обучения).

 

 


Учебно-тематический план.

П /п

ТЕМЫ

Всего часов

В том числе:

Формы контроля

 

Аудиторных

Самост. работа

  Лекции

Практ.
занятия

       

 

        1. Тема 1. Искусство античного мира. 16/12

4/2

4/- 8/10 ОК        

 

        2. Тема 2.Искусство Средневековья 16/12

4/-

4/2 8/10 ОК        

 

             

 

        3. Тема 3. Искусство эпохи Возрождения 16/12

4/-

4/2 8/10 РК   4. Тема 4. Европейское искусство 17-18 в.в. 6/10

2/-

0/0 4/10 ОК        

 

        5. Тема5. Литература и искусство русского Просвещения. 10/12

2/-

4/- 4/12     ОК   6. Тема 6.Эпоха романтизма 8/14

2/-

2/- 4/14 РК     Итоговый контроль  

 

    Зачет        

 

        7. Тема 7.  Становление реализма в европейском и русском искусстве первой половины 19 в. 16/14

4/-

4/- 8/14 ФО        

 

        8. Тема 8.Расцвет реалистического искусства второй половины 19 в. 16/16

4/2

4/- 8/14 ОК   9. Тема 9. Искусство европейского модернизма 8/10

2/-

2/- 4/10 ОК   10. Тема 10. «Серебряный век» русского искусства. 16/12

4/-

4/2 8/10 ОК   11. Тема 11. Тенденции развития русского искусства после революции 8/8

2/-

2/-  4/8 ОК   12. Тема 12. Основные тенденции современного художественного процесса 8/14

2/-

2/- 4/14 РК     Рубежный контроль  

 

    Контрольная работа, ТЗ     ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ  

 

    экзамен        

 

          ИТОГО 144

36/4

36/6 72/134                      

 


4. Содержание дисциплины по темам

Тема 5. Литература и искусство русского Просвещения.

Своеобразие русского Просвещения. Культурный смысл реформ Петра Вели­кого. Роль петровских реформ в становлении нового этапа русской литературы. Светский характер литературы. Ориентация на европейские образцы и появление новых жанров. Роль литературы в становлении русской государственности. Творчество Феофана Прокоповича и Антиоха Кантемира как пропаганда преобразовательной деятельности Петра I.

Творчество В.Тредиаковского, М. Ломоносова, А.Сумарокова – три этапа русского классицизма. Гражданственность русского классицизма. Литературная деятельность М.В. Ломоносова: преобразование русского литературного языка и создание «Теории трех штилей». Выражение самосознания русского дворянства в поэзии А.П. Сумарокова. Жанровое многообразие его творчества. Сумароков – «отец русской трагедии». Разложение канона классицизма в поэзии Г.Р. Державина. Изображение «частного человека».

Просветительские идеи и литературная деятельность Екатерины II. Расцвет сатирической журналистики как выражение просветительской оппозиции. Н.И. Новиков в полемике с Екатериной. Национально-сатирические традиции в комедиях Д.И. Фонвизина. «Недоросль» как образец классицистической комедии и как выражение просветительских идей. Изображение социально-политических противоречий эпохи в прозе А.Н. Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»). Судьба русских просветителей.

 

Основные термины: сатира, фабула, повесть.

Контрольные вопросы:

1. Назовите новые черты, появившиеся в русской литературе в петровскую эпоху.

2. В чем творчество Прокоповича и Кантемира проповедовало идеи петровских реформ?

3. В чем заключается «переходность» литературы петровского времени?

4. В чем особенности русского классицизма?

5. Какие новые проблемы были поставлены в поэзии Державина?

6.  В чем смысл полемики Новикова с Екатериной II?

7. Почему комедия Фонвизина «Недоросль»- это произведение классицизма?

8. Охарактеризуйте систему просветительских идей в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева.

 

 

Тема 6. Эпоха романтизма.

Общественно-исторические, философские и эстетические  особенности, европейские предпосылки возникновения романтизма. Основные темы, система жанров, художественные открытия. Идея двоемирия. Противопоставление мира духа эмпирической действительности. Жизнетворчество как неотъемлемый элемент культуры романтизма и ее отражение в творчестве немецких романтиков. Тема двойничества и искусства в творчестве Гофмана. Свобода как главная категория романтизма. Живопись Э. Делакруа. Романтический герой Байрона. Понятие «байронизма».

Национальное своеобразие русского романтизма. Особенности осмысления категории свободы в русском романтизме. Идея самоценности личности; природа как отражение мира субъективных переживаний. Особенности романтического портрета (Кипренский, Брюллов). «Поэзия человеческой души» В.А. Жуковского. Новый поэтический язык. Эпикуреизм Ф.М. Батюшкова. Его онтологическая поэзия. Пафос личностной свободы в стихотворениях Дениса Давыдова. Романтические и «байронические» тенденции в раннем творчестве Пушкина. Романтическая категория свободы и ее переосмысление в пушкинской поэзии. Образ романтического героя в «Южных поэмах». Романтическая личность в поэзии Лермонтова. Поэмы «Мцыри» и «Демон» - вершина русского романтизма.

 

Основные термины:  романтизм, двоемирие, лирика, элегия, поэма, баллада.

Контрольные вопросы:

1. Каковы хронологические рамки и художественные особенности  романтизма?

2. Охарактеризуйте основные жанры романтической литературы.

3. Что такое «романтический герой»?

4. В чем новаторство поэтического языка Жуковского?

5. В чем смысл полемики Пушкина с Байроном и байроническим героем?

6. Каковы особенности изображения человека в романтической живописи?

7. Почему поэмы «Мцыри» и «Демон» Лермонтова можно назвать вершиной русского романтизма?

8. Как рассматривают категорию свободы русские романтики?

 

 

Тема 7. Становление реализма в европейском и русском искусстве первой половины 19 века.

Реализм как художественный метод и литературное направление, как способ познания и объяснения природы человека и его социальных связей. Социальные и исторические предпосылки возникновения. Типизация, историзм, социальный детерминизм как основные принципы реалистического изображения. Изображение французского общества эпохи Реставрации в «Человеческой комедии» Бальзака. «Путь наверх» - основная тема европейского реалистического романа. Изображение «человеческого сердца» в романах Стендаля.

А.С. Пушкин – первый русский поэт мирового масштаба и значения и основоположник русской национальной литературы. Этапы творчества. Становление реализма в творчестве Пушкина. Проблема исторического мышления и развитие историзма в пушкинской поэзии («Борис Годунов», «Маленькие трагедии»). Детерминизм личности в романе «Евгений Онегин». Личность и история. Проблема народа. Размышления о русской истории в творчестве Пушкина 30-х годов («Медный всадник», «Капитанская дочка»). 

«Герой нашего времени» Лермонтова - первый русский психологический роман.

”. Проблема «человек и среда», идея депоэтизации действительности, изображение «маленького человека» в творчестве Гоголя. «Шинель» и ее традиции в русской литературе. Пафос изменения человека и общества – главная идея гоголевского творчества. Эпическая поэма “Мертвые души”. Особенности жанра. Общечеловеческие и социальные типы в «Мертвых душах».  «Гоголевское направление» в русской литературе.

 

Основные термины:  реализм, историзм, детерминизм, творческий метод, художественный тип.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте понятие «детерминизм».

2. Каков смысл замысла «Человеческой комедии» Бальзака?      

3.В чем мировое значение пушкинского творчества?

4.Каковы основные открытия Пушкина для русской литературы?

5. Почему «Герой нашего времени» -  реалистический роман?

6. Какие открытия Гоголя оказали влияние на последующее развитие   русской литературы?

 

 

Список рекомендуемой литературы.

Основная литература:

1.Виролайнен, М.Н. Исторические метаморфозы русской словесности / М.Н. Виролайнен; РАН ИРЛИ. - СПб.: Владос, 2007.

2.Гуковский, Г.А. Русская литература XYIII века / Г.А. Гуковский. – М: Просвещение, 2008.*

      3. История русской литературы конца XIX – начала XX века: в двух   томах / под ред. В. Келдыша.- М.: Academia, 2007.*

      4. Кирьянова, Н.В. История мировой литературы и искусства: учеб. пособие / Н.В. Кирьянова. – М.: Флинта, 2006. – 469 с.

5.Кулешов, В.И. История русской литературы XIX века / В.И. Кулешов; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - М.: Высш. шк., 2006.

6. Кусков, В.В. История древнерусской литературы: учебник / В.В. Кусков; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Изд. 8-е. - М.: Высш. шк., 2006. *

7. Лосев, А.ф. Античная литература: учебник / А.Ф. Лосев; под ред. А.А. Тахо-Годи. – М.: ЧеРо, 2005. - 542 с.

8. Луков, В.А. История литературы: зарубежная литература от истоков до наших дней: учеб пособие / В.А. Луков. – М.: Академия, 2005. -511 с.

9. Манн, Ю.В. Русская литература XIX века: Эпоха романтизма: пособие / Ю.В. Манн. - М.: Аспект-пресс, 2007.*

10.Фортунатов, Н.М. История русской литературы XIX века / Н.М. Фортунатов, М.Г. Уртминцев, И.С. Юхнова; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - М.: Высш. шк., 2008.*

 

Дополнительная литература:

1.Бахтин, М. Проблемы поэтики Достоевского / М. Бахтин. - М.: Худож. лит., 1979*.

2. Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих / Пер. с ит. А.Г. Габричевского и А.И. Венедиктова. – М.: Альфа-книга, 2008.

2.Виролайнен, М. Речь и молчание: Сюжеты и мифы русской словесности / М. Виролайнен; РАН ИРЛИ. - СПб.: Владос, 2003.

3. Гуковский, Г. Пушкин и русские романтики / Г. Гуковский.: - М.: Худож. лит., 1965. (любое др. изд.)

4. История русской литературы: в четырех томах. Т.1. - Л.: Наука, 1980. 5.История русской литературы: XX век: Серебряный век. / под ред. Ж. Нива, И. Сермана, В.Страды, Е. Эткинда.- М.: Прогресс: Литера, 1995.

6.Лихачев, Д. Избранные работы. Т. 1. Развитие русской литературы X-XYII веков: Эпоха и стили; Поэтика древнерусской литературы / Д. Лихачев. – Л., Худож. лит., 1987*.

7.Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения: Исторический смысл эстетики Возрождения / А.Ф. Лосев. М.: Мысль, 1998.

8.Лотман, Ю. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства XYIII- нач. XIX века / Ю. Лотман. – СПб.: Искусство-СПб, 2008.*

9.Лотман, Ю. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь / Ю. Лотман. - М.: Просвещение, 1988.

10.Непомнящий, В. Пушкин. Русская картина мира / В. Непомнящий. - М.: ИМЛИ РАН: Наследие, 1999.

11.Руднев В.П.Энциклопедический словарь культуры XX века Ключевые понятия и тексты В.п. Руднев. – М.: Аграф, 2003. – 381 с.

12. Русский авангард 1910-19220-х годов в европейском контексте. – М.: Наука, 2000.

13. Сахаров, В. Романтизм в России: эпоха, школа, стили / В. Сахаров. - М.: Наука, 2004.*

15.Поэтические течения в русской литературе конца XIX – нач. XX века. Литературные манифесты и художественные программы. // Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1988.

16.Русская литература рубежа веков (1890- начало 1920-х годов). Кн. 1, 2. - М.: РАН ИМЛИ: Наследие, 2000-2001.

15.Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания. - М.: РАН ИМЛИ: Наследие, 2000.

17.Скоропанова, И. Русская постмодернистская литература: Учеб. пособие для студентов / И. Скоропанова. - М.: Флинта: Наука, 2007.

19.Сухих, И. Книги ХХ века: Русский канон: Эссе / И. Сухих. - М.: Флинта: Наука, 2001.*

20.Чупринин, С. Новая Россия: мир литературы. Энциклопедич. Словарь-справочник. В двух томах / С. Чупринин. - М.: РИПОЛ Классика, 2003.

21.Энциклопедия мировой литературы под ред. Стахорского. – Спб.: Невская книга, 2000 – 654 с.

* данные работы имеются в библиотеке СЗАГС

 

 

Художественные тексты

Зарубежная литература

Кун, Н.А. Легенды и мифы Древней Греции.

Гомер. Илиада. Одиссея.

Софокл. Царь Эдип

Еврипид. Медея.

Аристофан. Лисистрата.

Песнь о Роланде

Тристан и Изольда

Данте. Божественная комедия.

Петрарка А. Книга песен.

Боккаччо Д. Декамерон.

Сервантес М. Дон Кихот.

Шекспир В. Ричард III. Укрощение строптивой. Гамлет. Король Лир.

Дефо Д. Приключения Робинзона Крузо.

Мольер Ж.Б. Тартюф.

Вольтер. Кандид.

Гете И.В. Фауст.

Гофман Э.Т.А. Крошка Цахес. Песочный человек.

Байрон Д.Г. Паломничество Чайльд-Гарольда. Дон Жуан.

Гюго В. Собор Парижской богоматери.

Стендаль Ф. Красное и черное.

Бальзак О. Утраченные иллюзии. Гобсек. Шагреневая кожа.

Флобер Г. Госпожа Бовари.

Мопассан Г. Милый друг. Жизнь.

Золя Э. Жерминаль.

Бодлер Ш. Цветы зла.

Рембо А. Пьяный корабль.

Манн Т. Волшебная гора.

Уайльд О. Портрет Дориана Грея.

Пруст М. В сторону Свана.

Кафка Ф. Превращение. В исправительной колонии. Замок.

Камю А. Посторонний. Миф о Сизифе.

Борхес Х.Л. Три версии предательства Иуды.

Эко У. Имя Розы.

 

Русская литература

Андреев Л. Большой шлем. Жизнь Василия Фивейского. Красный смех. Рассказ о семи повешенных. Иуда Искариот.

Ахматова А. Песня последней встречи. “Когда в тоске самоубийства”, Творчество, “Мне ни к чему одические рати”, Клятва, Мужество. Реквием

Блок А. “Стихи о прекрасной Даме” (2 – 3 по выбору). Незнакомка. Русь. На поле Куликовом. Стихи о Родине. Двенадцать.

Булгаков М. Белая гвардия. Собачье сердце. Мастер и Маргарита

Бунин И. Антоновские яблоки. Деревня. Господин из Сан-Франциско. Братья. Темные аллеи.

Батюшков Ф.К. Мои пенаты. Вакханка. Послания друзьям

Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород (Старосветские помещики. Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Тарас Бульба). Петербургские повести (Невский проспект. Нос. Шинель). Ревизор. Мертвые души.

 Гончаров И. Обыкновенная история. Обломов.

Горький М. Макар Чудра. Челкаш. Коновалов. Супруги Орловы. На дне. Мать. По Руси (несколько рассказов по выбору). Детство

Давыдов Д.И. Стихотворения

Державин Г.Р. Фелице. На смерть кн. Мещерского. Мурзе. Евгению. Жизнь Званская. Снигирь. Водомет. Бог. Памятник.

Достоевский Ф.М. Бедные люди. Двойник. Записки из подполья. Преступление и наказание. Братья Карамазовы. (“Идиот”, “Бесы” – на выбор).

Ерофеев В. Москва-Петушки.

Есенин С. Стихотворения. Анна Снегина.

Житие протопопа Аввакума // В кн.: Изборник (собрание древнерусских текстов)

Жуковский В.А. Вечер. Теон и Эсхин. Лесной царь. Людмила. Светлана. Замятин Е. Уездное. Дракон. Пещера. Мы

Карамзин М.Н.Бедная Лиза. Марфа-посадница. Записки русского путешественника. История государства Российского (в отрывках).

Лермонтов М.Ю. Маскарад. Мцыри. Демон. Герой нашего времени. Стихотворения.

Ломоносов М.В. Оды

Маяковский В. Облако в штанах. Мистерия-буфф. Стихотворения

Набоков В. Машенька. Подвиг. Дар. Другие берега.

Некрасов Н. Лирика. Мороз – красный нос. Кому на Руси жить хорошо.

Островский А. Банкрот. Гроза. Волки и овцы. Бесприданница.

Пастернак Б. Определение поэзии. Зимняя ночь, “Во всем мне хочется дойти до самой сути…”. Когда разгуляется. Доктор Живаго.

 Пелевин В. Омон Ра. Чапаев и Пустота.

Пильняк Б. Голый год.

Платонов А. Епифанские шлюзы. Фро. Возвращение. Котлован. Чевенгур

Произведения С. Довлатова, Л. Петрушевской, Л. Улицкой, В. Пьецуха, Т. Толстой, М. Шишкина.

Повесть Временных лет

Пушкин А.С. Руслан и Людмила. Южные поэмы. Борис Годунов. Евгений Онегин. Маленькие трагедии. Повести Белкина. Капитанская дочка. Медный всадник. Стихотворения.

Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву.

Сказание о Борисе и Глебе (или любое житие по выбору)

Слово о полку Игореве   

Современная русская поэзия: стихотворения И. Бродского, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Н. Рубцова и др.

Сорокин В. Лед. Москва. День опричника (по выбору).

Стихотворения К.Бальмонта, З.Гиппиус, А.Белого - по выбору.

Стихотворения Н.Гумилева, О.Мандельштама, М.Цветаевой – по выбору.

Толстой Л. Детство. Отрочество. Юность. Севастопольские рассказы. Война и мир. Анна Каренина. Воскресение. Отец Сергий. Смерть Ивана Ильича. Отец Сергий. Смерть Ивана Ильича, Хаджи-Мурат.

Трифонов Ю. Обмен. Дом на набережной.

Тургенев И. Записки охотника. Переписка. Рудин. Дворянское гнездо. Отцы и дети. Дым.

Тютчев Ф. Silentum. Море и утес. День и ночь. Денисьевский цикл.

Фонвизин Д.И. Бригадир. Недоросль.

Чехов А. Ранние юмористические рассказы (2-3 по выбору). Человек в футляре.Дама с собачкой. Черный монах. Учитель словесности. Невеста.

Шолохов М. Тихий Дон.

 Солженицын. Один день Ивана Денисовича. Матренин двор. Архипелаг Гулаг. В круге первом

 

 

Планы семинарских занятий

Занятие 4 (Тема 5). Литература и искусство русского Просвещения.

Основные вопросы.

1. Литература петровской эпохи.

2. Этапы развития русского классицизма.

2. Роль М.В. Ломоносова в русской литературе.

3. Поэтическое новаторство Г. Державина.

4.Русские просветители в век Екатерины II.

5.Комедия Д.Фонвизина “Недоросль” как образец произведения классицизма.

6.Просветительские идеи в “Путешествии из Петербурга в Москву” А.Радищева.

7.Просветительская деятельность Н. Новикова и русская сатирическая журналистика XYIII в.

 

Основная литература:

Виролайнен М.Н. Исторические метаморфозы русской словесности. СПб: Владос, 2007. Гл. 3. «Парадигмальная культура». С.209-301.

Гуковский Г.А. История русской литературы XYIII в. М: Просвещение, 2003.* С. 13-48; 49-152; 213-366.

Кулешов В.И. История русской литературы XIX века. М., 2006. Гл.1. «Трансформация переходных явлений на рубеже XYIII-XIX в.в. С.20-28.

 

Дополнительная литература:

История русской литературы: в 4-х томах. Т.1. Л., “Наука”. 1980. Глава: «На пути к новой русской литературе». С.420-444.

 

 

Художественные тексты:

Г.Р. Державин. Фелице. На смерть князя Мещерского. Бог. Видение Мурзы. Вельможа. Водопад. Снигирь. Памятник.

М.В. Ломоносов. Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны. Ода на взятие Хотина. Разговоры с Анакреоном. А. Сумароков. Сатиры и басни (по выбору).

Н.М. Карамзин. Бедная Лиза. Письма русского путешественника. Марфа-посадница.

А.Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.

Д.И. Фонвизин. Недоросль.

 

 

Глоссарий

Авангардизм – название ряда художественных течений XX века, стремившихся к коренному обновлению в искусстве как по содержанию, так и по форме, отрицая значение культурно-исторического наследия человечества, высказывая нигилистическое отношение к «вечным» ценностям.

 

Агиография – вид средневековой литературы, содержащий жизнеописания (жития) святых, т.е. людей, канонизированных христианской церковью.

 

Акмеизм (от греч. – расцвет, вершина) – течение в русской литературе 1910-х годов, возникшее как реакция на крайности символизма. Основные принципы акмеизма: приятие жизни, первобытно-звериный взгляд на мир (адамизм), формальное совершенство. Главные объединения – литературное содружество «Цех поэтов» и журнал «Аполлон». Ведущие представители: Н.Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, Г. Иванов, В. Ходасевич, Г.Адамович.

Аллегория – иносказание, в искусстве – развернутое уподобление, при котором прямой смысл изображения не теряется. Но дополняется возможностью его переносного истолкования.

 

Аллитерация – повтор согласного или группы согласных, отчетливо выявляющий звуковой образ слова.

 

Ассонанс – прием инструментовки поэтической речи: повтор гласного или группы гласных.

 

Баллада – жанр лиро-эпической поэзии; остросюжетный стихотворный рассказ часто легендарного или исторического содержания, фантастического или драматического характера.

 

Басня – краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.

 

Гиперболизация (от греч. преувеличение)- способ художественного обобщения, при котором художественная образность достигается путем намеренного преувеличения какого-либо свойства, явления или процесса.

 

Гротеск ( от франц. причудливый, затейливый) – чрезмерное преувеличение и заострение отдельных сторон предмета, ведущее к разрушению существующих в действительности связей и замене их контрастным соединением казалось бы несоединимых свойств и объектов. Гротеск совмещает элементы сатиры и фантастики, карикатуры и условности, что рождает «убийственный» смех, «смех сквозь слезы», раздваивающий окружающий мир. Таковы некоторые образы прозы Н.В. Гоголя и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

 

Двоемирие – идея о противопоставлении мира реального и мира идеального; стала основой эстетики романтизма; повторена в творчестве символистов.

 

Декадентство – (от фр. упадок) – общее наименование кризисных явлений в духовной культуре конца XIX – начала XX в.в., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом.

 

Диалектика души – одна из форм психологического анализа, понятие, которым обозначалось детальное воспроизведение процесса человеческого сознания. Термин введен в 1856 г. Н. Г. Чернышевским в рецензии на повести Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество» и «Севастопольские рассказы».

 

Драма  - Один из основных родов литературы (наряду с лирикой и эпосом), охватывающий произведения, обычно предназначенные для исполнения на сцене. Текст драматического произведения состоит из диалогов и монологов персонажей, воплощающих те или иные человеческие характеры. Сущность драмы состоит в раскрытии противоречий действительности, получающих воплощение в конфликтах, определяющих развитие действия.

 

Жанр литературный – форма произведения, характеризующаяся теми или иными общими сюжетными и стилистическими признаками. Жанры подразделяются на эпические (эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, басня, сказка, былина), лирические (элегия, стихотворение, ода, сатира, идиллия, послание) и драматические (трагедия, комедия, драма).

 

Идея художественная – воплощенная в произведениях искусства эстетически обобщенная авторская мысль, отражающая определенную концепцию мира и человека.

 

Имажинизм (от франц. образ) – литературная группировка, возникшая в русской литературе в 1920-х годах, утверждавшая в своих эстетических заявлениях самоценность образа как такового. К ней принадлежал С. Есенин.

 

Импрессионизм (от франц. впечатление) – направление в искусстве и литературе конца XIX в. Художественный метод, ориентированный на мимолетную зарисовку сцен, передачу чувств и настроений, предельное заострение изобразительности слова.

 

Искусство для искусства (или чистое искусство) – эстетические концепции, утверждающие самоценность и автономность художественного творчества, отрицающие связь искусства с общественной жизнью.

 

Канон – система правил, норм, господствующая в искусстве какой-либо исторической эпохи или в каком-либо художественном направлении. Каноничность присуща. В первую очередь, средневековому – древнерусскому искусству.

 

Классицизм – направление в искусстве, зародившееся во Франции в середине 17 века, разработавшее строгие стилистические нормативы и иерархию высоких и низких жанров по античным образцам. В русской литературе получил развитие в 18 веке.

 

Комедия – жанровая разновидность драмы, эстетическое воздействие которой обусловлено эмоциональным эффектом, вызываемым различными видами смеха.

 

Контекст – законченная в смысловом отношении часть текста.

 

Конфликт художественный – прямое или опосредованное отражение в искусстве жизненных противоречий.

 

Концепция художественная – образная интерпретация жизни, ее проблем, идейно-эстетическая направленность как отдельного произведения, так и творчества писателя в целом. Непосредственное и полное выражение авторской позиции.

 

Критический реализм – название, закрепившееся за реалистическим методом литературы XIX века, подчеркивающим обличительный пафос искусства по отношению к действительности.

 

Кульминация – структурный элемент сюжета произведения, момент наиболее острого столкновения противоборствующих сил, сшибки характеров, идейного противостояния, неожиданного поворота судьбы.

 

Летопись – жанр в литературе Древней Руси, запись исторических событий по годам.

 

Лирика – один из трех основных родов художественного текста, наряду с эпосом и драмой. В отличие от эпоса – бессюжетна, а в отличие от драмы – субъективна. Лирика передает информацию не столько о событии, сколько о личности говорящего, а через него – о собственном «я» поэта.

 

«Маленький человек» - литературно-идеологическая мифологема, утвердившаяся в русской литературе, начиная с повести Гоголя «Шинель». Означала, в противовес исключительным героям романтизма, изображение человека массы, «униженного и оскорбленного». Внимание к подобному типу воспринималось как высшее проявление гуманизма.

 

Метафора (от греч. перенос) – средство образной выразительности, в основе которого перенесение значения одного предмета на другой при осознании их различий.

 

Метод художественный – совокупность принципов художественного изображения (отбора, обобщения, оценки фактов) действительности; способ конструирования художественного произведения.

 

Модернизм – общее название направлений в искусстве и литературе XX века, характеризующихся отрицанием традиционных форм и эстетики прошлого.

Модернист – представитель модернизма.

 

Направление, течение в искусстве – исторически сложившаяся общность художественных явлений, характерная для определенных эпох и творчества художников, объединенных относительным единством идейно-эстетических ориентаций и принципов художественного воспроизведения действительности.

 

Ода (хвалебная песнь)– торжественное стихотворение, посвященное какому-либо историческому событию или герою.

 

Пародия (от греч.- пение наоборот) – вид сатирического или юмористического творчества, имеющего целью осмеяние отдельного художественного произведения или целого направления в искусстве. Основное средство пародии – подражание стилю, художественной манере, жанру пародируемого явления и одновременно с этим - шаржированное преувеличение свойственных ему особенностей, в результате чего достигается его осмеяние и дискредитация.

 

Персонаж – художественный образ человека, совершающего поступки в определенных ситуациях, наделенный определенным внешним обликом и чертами поведения.

 

Подтекст – скрытый смысл изображаемого, выявляемый через анализ построения словесной ткани произведения.

 

Полифония – вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании самостоятельных голосов. В литературоведении употребляется термин «полифонический роман» Достоевского, введенный М.М. Бахтиным.

 

Повествование – связный рассказ о каких-либо событиях, о чем-либо свершившемся.

 

Повесть – литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе.

 

Поэма – большая, как правило, многочастная стихотворная форма.

 

Поэтика – раздел теории литературы, в котором изучается структура произведений словесного искусства; система художественных принципов и особенностей какого-либо направления в литературе или отдельного писателя, поэта.

 

Реализм – творческий метод, на основе которого характеры и обстоятельства объясняются социально-исторически, а их закономерная причинно-следственная связь (социальный детерминизм) раскрывается в самоценном развитии(историзм) посредством типизации фактов действительности.

 

Реалия – предмет, вещь.

 

Резонер – персонаж литературы классицизма (особенно комедии), не принимающий активного участия в действии, но призванный высказывать нравоучительные суждения, быть рупором авторской позиции.

 

Ритм - одно из средств формообразования в поэзии, основанной на закономерной повторяемости аналогичных элементов через определенные интервалы.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.