Занятие  11 (Тема 12). Основные тенденции современного художественного процесса — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Занятие  11 (Тема 12). Основные тенденции современного художественного процесса

2020-04-01 197
Занятие  11 (Тема 12). Основные тенденции современного художественного процесса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные вопросы

1. Философская и эстетическая концепция постмодернизма.

2. Особенности и границы понятия «литература» в эпоху постмодернизма.

3.У. Эко – теоретик и практик постмодернизма.

4.  Разнообразие стилевых исканий современного искусства.

5.Основные темы и жанры современной российской литературы: публицистика, мемуарная литература, историческая проза, “другая литература”.

6. Соотношение элитарного и массового искусства.

7. Основные аспекты влияния глобализации на литературный процесс. Изменение понятия о «мировой литературе» в эпоху глобализации.

 

Художественные тексты:

Борхес Х.Л. Три версии предательства Иуды.

Эко У. Имя Розы.

В. Пелевин. Омон Ра. Чапаев и Пустота. Священная книга оборотня (по выбору)

В. Сорокин. Лед. Москва. День опричника (по выбору)

В. Маканин. Андеграунд или герой нашего времени.

В. Пьецух. Рассказы.

Т. Толстая. Кысь. Рассказы.

Л. Петрушевская. Свой круг. Маленькая девочка из «Метрополя».

Л. Улицкая. Казус Кукоцкого. Даниэль Штайн, переводчик.

 

Основная литература:

Лейдерман И., Липовецкий М. Современная русская литература: в двух томах. М.: Владос, 2006. Т.2. *

 Чупринин С.Н. Жизнь по понятиям: русская литература сегодня. М.: Время, 2007.*

 

Дополнительная литература:

Гордович К.Д. Современная русская литература. СПб.: Петербургский институт печати, 2007.

Скоропанова И.Н. Русская постмодернистская литература. М., 2007.

 Чупринин, С.Н. Новая Россия: мир литературы. Энциклопедич. Словарь-справочник. В двух томах / С. Н. Чупринин. - М.: РИПОЛ Классика, 2003.

Руднев В.П.Энциклопедический словарь культуры XX века Ключевые понятия и тексты В.п. Руднев. – М.: Аграф, 2003. – 381 с.

 

Другие художественные произведения и критические статьи будут рекомендованы преподавателем в процессе занятий.

 

Глоссарий

Авангардизм – название ряда художественных течений XX века, стремившихся к коренному обновлению в искусстве как по содержанию, так и по форме, отрицая значение культурно-исторического наследия человечества, высказывая нигилистическое отношение к «вечным» ценностям.

 

Агиография – вид средневековой литературы, содержащий жизнеописания (жития) святых, т.е. людей, канонизированных христианской церковью.

 

Акмеизм (от греч. – расцвет, вершина) – течение в русской литературе 1910-х годов, возникшее как реакция на крайности символизма. Основные принципы акмеизма: приятие жизни, первобытно-звериный взгляд на мир (адамизм), формальное совершенство. Главные объединения – литературное содружество «Цех поэтов» и журнал «Аполлон». Ведущие представители: Н.Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, Г. Иванов, В. Ходасевич, Г.Адамович.

Аллегория – иносказание, в искусстве – развернутое уподобление, при котором прямой смысл изображения не теряется. Но дополняется возможностью его переносного истолкования.

 

Аллитерация – повтор согласного или группы согласных, отчетливо выявляющий звуковой образ слова.

 

Ассонанс – прием инструментовки поэтической речи: повтор гласного или группы гласных.

 

Баллада – жанр лиро-эпической поэзии; остросюжетный стихотворный рассказ часто легендарного или исторического содержания, фантастического или драматического характера.

 

Басня – краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.

 

Гиперболизация (от греч. преувеличение)- способ художественного обобщения, при котором художественная образность достигается путем намеренного преувеличения какого-либо свойства, явления или процесса.

 

Гротеск ( от франц. причудливый, затейливый) – чрезмерное преувеличение и заострение отдельных сторон предмета, ведущее к разрушению существующих в действительности связей и замене их контрастным соединением казалось бы несоединимых свойств и объектов. Гротеск совмещает элементы сатиры и фантастики, карикатуры и условности, что рождает «убийственный» смех, «смех сквозь слезы», раздваивающий окружающий мир. Таковы некоторые образы прозы Н.В. Гоголя и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

 

Двоемирие – идея о противопоставлении мира реального и мира идеального; стала основой эстетики романтизма; повторена в творчестве символистов.

 

Декадентство – (от фр. упадок) – общее наименование кризисных явлений в духовной культуре конца XIX – начала XX в.в., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом.

 

Диалектика души – одна из форм психологического анализа, понятие, которым обозначалось детальное воспроизведение процесса человеческого сознания. Термин введен в 1856 г. Н. Г. Чернышевским в рецензии на повести Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество» и «Севастопольские рассказы».

 

Драма  - Один из основных родов литературы (наряду с лирикой и эпосом), охватывающий произведения, обычно предназначенные для исполнения на сцене. Текст драматического произведения состоит из диалогов и монологов персонажей, воплощающих те или иные человеческие характеры. Сущность драмы состоит в раскрытии противоречий действительности, получающих воплощение в конфликтах, определяющих развитие действия.

 

Жанр литературный – форма произведения, характеризующаяся теми или иными общими сюжетными и стилистическими признаками. Жанры подразделяются на эпические (эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, басня, сказка, былина), лирические (элегия, стихотворение, ода, сатира, идиллия, послание) и драматические (трагедия, комедия, драма).

 

Идея художественная – воплощенная в произведениях искусства эстетически обобщенная авторская мысль, отражающая определенную концепцию мира и человека.

 

Имажинизм (от франц. образ) – литературная группировка, возникшая в русской литературе в 1920-х годах, утверждавшая в своих эстетических заявлениях самоценность образа как такового. К ней принадлежал С. Есенин.

 

Импрессионизм (от франц. впечатление) – направление в искусстве и литературе конца XIX в. Художественный метод, ориентированный на мимолетную зарисовку сцен, передачу чувств и настроений, предельное заострение изобразительности слова.

 

Искусство для искусства (или чистое искусство) – эстетические концепции, утверждающие самоценность и автономность художественного творчества, отрицающие связь искусства с общественной жизнью.

 

Канон – система правил, норм, господствующая в искусстве какой-либо исторической эпохи или в каком-либо художественном направлении. Каноничность присуща. В первую очередь, средневековому – древнерусскому искусству.

 

Классицизм – направление в искусстве, зародившееся во Франции в середине 17 века, разработавшее строгие стилистические нормативы и иерархию высоких и низких жанров по античным образцам. В русской литературе получил развитие в 18 веке.

 

Комедия – жанровая разновидность драмы, эстетическое воздействие которой обусловлено эмоциональным эффектом, вызываемым различными видами смеха.

 

Контекст – законченная в смысловом отношении часть текста.

 

Конфликт художественный – прямое или опосредованное отражение в искусстве жизненных противоречий.

 

Концепция художественная – образная интерпретация жизни, ее проблем, идейно-эстетическая направленность как отдельного произведения, так и творчества писателя в целом. Непосредственное и полное выражение авторской позиции.

 

Критический реализм – название, закрепившееся за реалистическим методом литературы XIX века, подчеркивающим обличительный пафос искусства по отношению к действительности.

 

Кульминация – структурный элемент сюжета произведения, момент наиболее острого столкновения противоборствующих сил, сшибки характеров, идейного противостояния, неожиданного поворота судьбы.

 

Летопись – жанр в литературе Древней Руси, запись исторических событий по годам.

 

Лирика – один из трех основных родов художественного текста, наряду с эпосом и драмой. В отличие от эпоса – бессюжетна, а в отличие от драмы – субъективна. Лирика передает информацию не столько о событии, сколько о личности говорящего, а через него – о собственном «я» поэта.

 

«Маленький человек» - литературно-идеологическая мифологема, утвердившаяся в русской литературе, начиная с повести Гоголя «Шинель». Означала, в противовес исключительным героям романтизма, изображение человека массы, «униженного и оскорбленного». Внимание к подобному типу воспринималось как высшее проявление гуманизма.

 

Метафора (от греч. перенос) – средство образной выразительности, в основе которого перенесение значения одного предмета на другой при осознании их различий.

 

Метод художественный – совокупность принципов художественного изображения (отбора, обобщения, оценки фактов) действительности; способ конструирования художественного произведения.

 

Модернизм – общее название направлений в искусстве и литературе XX века, характеризующихся отрицанием традиционных форм и эстетики прошлого.

Модернист – представитель модернизма.

 

Направление, течение в искусстве – исторически сложившаяся общность художественных явлений, характерная для определенных эпох и творчества художников, объединенных относительным единством идейно-эстетических ориентаций и принципов художественного воспроизведения действительности.

 

Ода (хвалебная песнь)– торжественное стихотворение, посвященное какому-либо историческому событию или герою.

 

Пародия (от греч.- пение наоборот) – вид сатирического или юмористического творчества, имеющего целью осмеяние отдельного художественного произведения или целого направления в искусстве. Основное средство пародии – подражание стилю, художественной манере, жанру пародируемого явления и одновременно с этим - шаржированное преувеличение свойственных ему особенностей, в результате чего достигается его осмеяние и дискредитация.

 

Персонаж – художественный образ человека, совершающего поступки в определенных ситуациях, наделенный определенным внешним обликом и чертами поведения.

 

Подтекст – скрытый смысл изображаемого, выявляемый через анализ построения словесной ткани произведения.

 

Полифония – вид многоголосия, основанный на одновременном сочетании самостоятельных голосов. В литературоведении употребляется термин «полифонический роман» Достоевского, введенный М.М. Бахтиным.

 

Повествование – связный рассказ о каких-либо событиях, о чем-либо свершившемся.

 

Повесть – литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе.

 

Поэма – большая, как правило, многочастная стихотворная форма.

 

Поэтика – раздел теории литературы, в котором изучается структура произведений словесного искусства; система художественных принципов и особенностей какого-либо направления в литературе или отдельного писателя, поэта.

 

Реализм – творческий метод, на основе которого характеры и обстоятельства объясняются социально-исторически, а их закономерная причинно-следственная связь (социальный детерминизм) раскрывается в самоценном развитии(историзм) посредством типизации фактов действительности.

 

Реалия – предмет, вещь.

 

Резонер – персонаж литературы классицизма (особенно комедии), не принимающий активного участия в действии, но призванный высказывать нравоучительные суждения, быть рупором авторской позиции.

 

Ритм - одно из средств формообразования в поэзии, основанной на закономерной повторяемости аналогичных элементов через определенные интервалы.

 

Роман – большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом.

 

 Романтизм – направление в литературе и искусстве конца XYIII - первой половины XIX века, показывающее сильные страсти и идеальных героев в исключительных обстоятельствах, проникнутое идеей ухода от действительности, героикой протеста и освободительной борьбы.

 

Сатира – вид комического, особо острая форма комедийной критики, отражающая сущность осмеиваемого явления путем противопоставления его высоким эстетическим идеалам. В литературе и искусстве резкое уничтожающее обличение, осмеяние отрицательных явлений действительности; произведения, основанное на таком обличении.

 

Сентиментализм – художественное течение, сложившееся в конце эпохи Просвещения, которое противопоставило разуму культ чувства, отводя ему главенствующую роль в познании и творчестве. В искусстве проявляется как особое умонастроение: меланхолическая мечтательность, склонность уединенным размышлениям, чувствительность. В русской литературе нашел свое выражение в творчестве Н.М. Карамзина.

 

Символ художественный – универсальная категория эстетики; образ, взятый в аспекте своей знаковости, и знак, наделенный неисчерпаемой многозначностью. Всякий символ есть образ, в котором всегда присутствует определенный смысл, слитый с образом, но не сводимый к нему.

 

Символизм – художественное течение и философско-эстетическая концепция конца XIX-начала XX века. Символисты своеобразно выразили мироощущение эпохи кризиса культуры. Натурализму и реализму в искусстве они противопоставили свою поэтику и эстетику, в которой акцентировался дуализм реального и идеального, социального и личностного. Отстаивали идею самоценности искусства, его независимости от социальных задач. Утверждали взгляд на символ как на образ, способный не только выражать различные соответствия объектов и явлений, но прежде всего передавать содержание сознания. Творческий метод символизма с его ассоциативностью, иносказанием, особой ролью контекста способствовал обновлению и расширению художественного сознания и поэтического языка.

 

Стилизация – использование в творческой деятельности уже встречавшихся в истории мирового искусства художественных форм и приемов, в новом содержательном контексте для достижения определенных эстетических целей.

 

Сюжет – развертывание действия, развитие характеров, человеческих переживаний, взаимоотношений и поступков; взаимодействие персонажей и обстоятельств, внутреннее смысловое сцепление образов. Является способом развития и обнаружения идеи произведения.

 

Творческий метод – система принципов, управляющих процессом создания произведения искусства.

 

Типизация – способ художественного обобщения действительности, выявление характерного, существенного в жизненных явлениях и предметах, осуществляемый с помощью определенных художественных средств.

 

Тип художественный – художественный образ, содержащий характерные, обобщенные черты какой-либо группы людей.

 

Трагедия – драматическое произведение, изображающее непримиримый жизненный конфликт, напряженную борьбу и обычно закачивающееся гибелью героя.

 

Три единства (правило трех единств) – одно из требований эстетики классицизма к драме: единство действия, единство места и времени.

 

Условность – одно из сущностных свойств искусства, подчеркивающее отличие художественного произведения от реальности; принцип образного воссоздания действительности, сознательно нарушающий прямое соответствие жизненным реалиям.

 

Фабула – цепь основных событий в произведении, его событийное ядро.

 

Футуризм – авангардистское течение в искусстве 10-20-х годов XX века. Его главными принципами являются отрицание традиционной культуры, ее художественных ценностей, культ техники, урбанизм, поэтическое экспериментаторство. Поэты футуризма проповедовали

 заумный язык, теорию «самоценного самовитого слова», обновление поэтического синтаксиса.

 

Экспрессионизм – направление в искусстве 10-20-х годов XX века. Исходя из подчеркнуто субъективного отражения жизни, экспрессионизм провозглашал целью искусства не изображение действительности, а «выражение» ее сущности. В стилистике экспрессионизма: отказ от гармонической ясности форм, тяготение к абстрактному обобщению, яростная экспрессия, взвинченность художественной интонации, сознательная деформация действительности. Предтечей мирового экспрессионизма в русской литературе стал Леонид Андреев.

 

Элегия – жанр медитативной лирики, стихотворение, описывающее печальное, задумчивое или мечтательное настроение.

 

Эпиграмма – короткое сатирическое стихотворение.

 

Эпиграф – изречение, цитата, предпосланная произведению или его части характеризующая основную идею.

 

Эпизод – часть художественного произведения, обладающий относительной самостоятельностью и законченностью.

 

Эпилог – заключительная часть художественного произведения.

 

Эпитет - образное определение, прибавляемое к названию предмета для его дополнительной характеристики и большей художественной выразительности.

 

Эпос – род художественной литературы наряду с лирикой и драмой, которым эпос противостоит как искусство повествовательное, дающее связный рассказ о событиях, объективированных от личности повествователя.

 

Эпопея – крупное эпическое произведение, повествующее о значительных исторических событиях.

 

Этикетность – термин, введенный Д.С. Лихачевым для обозначения строгих канонов древнерусского искусства и литературы.

 

Персоналии

Аввакум Петрович (Аввакум Петров) (1620-1682) – священник, лидер русского религиозного раскола или старообрядчества, один из первых, кто занимался сочинением литературных текстов. «Житие протопопа Аввакума», написанное им в ссылке, представляет символ стойкости русского человека в вере и убеждениях, образец жертвенного служения. Первый автобиографический текст в русской литературе.

Андреев Леонид Николаевич (1871-1919) – прозаик, драматург, критик и публицист. В начале творчества принадлежал к объединению писателей-реалистов товарищества «Знание», возглавляемого М. Горьким. В дальнейшем – предтеча экспрессионизма в мировой литературе. Предвосхитил многие идеи, в дальнейшем нашедшие отражение в европейском модернизме. Обосновал теорию условно-символической драмы и драмы «панпсихе».

 

Ахматова Анна Андреевна (1889-1966) – поэтесса, переводчица. В начале творчества была участницей объединения акмеистов «Цех поэтов». Первые сборники «Вечер», «Четки», «Белая стая» выдержаны в русле поэтики акмеизма. В дальнейшем прошла путь от лирики к эпосу, создав «Поэму без героя», «Реквием», цикл стихотворений о блокадном Ленинграде.

 

Бальмонт Константин Дмитриевич (1867-1942) – поэт-символист, один из зачинателей «нового искусства» в России, виднейший представитель старшего символизма, утверждавший индивидуалистический бунт, крайний субъективизм, эстетство как основные принципы поэзии. Способствовал созданию нового поэтического языка.

 

Батюшков Константин Николаевич (1787-1855) – поэт пушкинской эпохи, представитель русского романтизма. Его поэзию отличают психологическая убедительность и пластическая ощутимость художественного изображения.

 

Бахтин Михаил Михайлович (1895-1975) – русский филолог, литературовед, теоретик искусства, идеи которого оказали влияние на гуманитарную науку последней трети 20 века. В своем классическом труде «Проблемы поэтики Достоевского» (1929) создал теорию полифонического романа, ставшую основой современной науки о Достоевском.

 

Белый Андрей (Бугаев Борис Николаевич) (1880-1934) – поэт, прозаик, теоретик символизма. Представитель младшего поколения русского символизма, развивал мысль о религиозной основе творчества и музыке как средства выражения иррациональной сущности мира. Создавал поэтические симфонии («Кубок метелей», «Золото в лазури»). Автор символистского романа «Петербург», подводившего итог «петербургского периода» русской истории.

 

Блок Александр Александрович (1880-1921) – выдающийся поэт XX века. В цикле «Стихов о Прекрасной Даме» выразил центральную для младших символистов идею двоемирия, святость возвышенных неземных идеалов героя, спасения мира с помощью красоты, воплощенной в образе Вечной женственности. В дальнейшем его лирический герой, ищущий связей с людьми, сознает зависимость своей судьбы от общей судьбы страны и народа, что отразилось в книге «Стихи о Родине». В 1917 г. создал обобщенно-романтический образ революции в поэме «Двенадцать».

 

Брюсов Валерий Яковлевич (1873-1924) – поэт, прозаик, переводчик, литературовед, один из организаторов и признанный лидер русского символизма. Редактор органа московских символистов журнала «Весы».

 

Булгаков Михаил Афанасьевич (1891-1940) –прозаик, драматург. Основное творчество приходится на 20-30-е годы XX в., но знакомство читателей с его главными произведениями произошло в годы «перестройки». Показал судьбу человека в мире, закончившемся с октябрьским переворотом. Итоговое произведение «Мастер и Маргарита».

 

Бунин И ван Алексеевич (1870 – 1953) – прозаик, поэт, обогативший реалистическую прозу эстетикой импрессионизма, создатель в русской литературе лирической прозы с эмоциональной напряженностью и ритмическим строем. В повестях «Деревня» и «Суходол», цикле крестьянских рассказов по-новому поставил проблему русского национального характера. В эмиграции главной темой его творчества стала тема любви, составившая содержание сборника рассказов «Темные аллеи». Первый русский писатель – лауреат Нобелевской премии.

 

Бурлюк Давид Давидович (1882-1967) – поэт, теоретик и основатель кубофутуризма, художник.

 

Вяземский Петр Андреевич (1792-1878) – поэт пушкинской поры, литературный критик.

 

Гиппиус Зинаида Николаевна (1869-1945) – поэт, прозаик, критик, принадлежала к поколению старших символистов, петербургскому «идеологическому» его направлению, провозгласившему идею новой культуры, соединяющей искусство и религию. В стихах выразила идеи русского декаданса: проклятие скучной реальности, мечту о чуде, несбывшемся и несбывающемся, жажду одиночества.

 

Гоголь Николай Васильевич (1809-1852) – прозаик, драматург, публицист. Один из основоположников реализма в русской литературе, прошел путь от эстетики романтизма («Вечера на хуторе близ Диканьки») до реалистических принципов художественного обобщения, типизации и историзма в поэме «Мертвые души». В повести «Шинель» создал образ «маленького человека», который в дальнейшем стал главным героем литературы XIX в. Гоголь оказал исключительное воздействие на все последующее развитие русской литературы в различных ее направлениях. Снятие запретов на тему и материал, установка на создание социальных типов, гротескно-фантастическая линия его поэтики, глубокая нравственно-религиозная проблематика, мучительные поиски идеала, мощный обличительный пафос – все эти черты так или иначе были продолжены в творчестве различных писателей. Гоголь входит в число наиболее значительных художников, оказавших влияние на всю мировую культуру.

 

Гончаров Иван Александрович (1812-1891) –прозаик, критик, представитель русской реалистической литературы, рассматривавший в своих романах («Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв») соотношение личности и среды. Создал яркие социально-исторические типы и национальные характеры.

 

Горький Максим ( Пешков Алексей Максимович) (1868-1936) – русский писатель, родоначальник советской литературы. О литературных сил: в начале XX века – создатель товарищества «Знание», объединившего представителей молодого поколения писателей-реалистов; после революции – первый председатель Союза советских писателей. Творчество Горького ознаменовало утверждение новых этических и эстетических ценностей, новых критериев красоты, утверждение жизни как деяния и борьбы, устремленных в будущее.

 

Гумилев Николай Степанович (1886-1921) – поэт, организатор и теоретик акмеизма. Автор манифеста «Наследие символизма и акмеизм», провозгласившего отказ от устремлений символизма, «заземление» поэзии, приверженность к эстетизму и ювелирной технике стиха. Ввел в русскую поэзию сильное «мужское» начало, африканскую экзотику. В Первую мировую войну прошел путь от вольноопределяющегося до прапорщика, награжден двумя георгиевскими крестами. В последних поэтических сборниках «Костер», «Шатер» и особенно «Огненный столп» отходит от акмеистских принципов поэзии, задумываясь о собственной судьбе в переломную эпоху, переживаемую страной. В августе 1921 г. расстрелян по обвинению в участии в контрреволюционном заговоре.

 

Давыдов Денис Васильевич (1784-1839) – поэт, партизан, гусар, герой Отечественной войны 1812 г. В поэзию внес изображение военного быта и дух гусарщины, утверждая право человека на внутреннюю независимость, веселье и счастье.

 

Добролюбов Николай Александрович (1836-1861) – критик, публицист, революционный демократ.

 

Державин Гавриил Романович (1743-1816) – поэт, представитель классицизма. Значительно обновил его художественную систему, стал изображать человека не в его социальной функции, а в частной жизни, будни и реальный быт. Трансформировал структуру одического жанра, используя смелое скрещение бытового просторечия и высокого слога. Разрабатывал новые стихотворные формы и поэтический язык, придавая ему легкость, не свойственную классицистическому канону.

 

Достоевский Федор Михайлович (1821-1881) – русский писатель, мыслитель, публицист, журналист. Начав свою творческую деятельность в русле «натуральной школы», Достоевский, в результате пережитого им на каторге «перерождения убеждений» выработал новое религиозно-философское мировоззрение на основе возвращения к христианской вере. Создал новый тип экзистенциально-философского, бытийно-психологического реализма, который, в отличие от реализма социального, делает основой изображения человека не принцип социально-психологической типичности, а его духовно-мировоззренческую «идею». Тем самым оказал фундаментальное влияние на развитие мировой литературы и культуры.

 

Есенин Сергей Александрович (1885-1925) – поэт. В дореволюционном творчестве воплотил многоликую крестьянскую Русь, создав собственный художественный мир на основе всеобщего метаморфизма, изображая человека частью природного космоса.

 

Замятин Евгений Иванович (1884-1937) – прозаик, драматург. Принадлежал к поколению писателей – «неореалистов»; под последним Замятин понимал синтез символизма и реализма, фантастики и быта, что нашло отражение в первом произведении «Уездное». В литературе XX в. стал родоначальником жанра антиутопии, создав после революции роман «Мы».

 

Иванов Георгий Владимирович (1894-1958) – поэт, прозаик, мемуарист, принадлежал ко второму поколению акмеистов, сближаясь с ними в технике стиха. Первый поэт русской эмиграции.

 

Кантемир Антиох Дмитриевич (1708-1744) –политический деятель, дипломат, создатель литературы петровской эпохи. Опираясь на традиции древнеримской и французской стихотворной сатиры 17 века, Кантемир создал жанр собственной сатиры, который отвечал публицистическим и воспитательным задачам времени и пропагандировал реформаторскую деятельность Петра I.

 

Каменский Василий Васильевич (1884-1961) – поэт-футурист.

 

Карамзин Николай Михайлович(1766-1826) - русский писатель, критик, историк, журналист. В своем творчестве утверждал направление сентиментализма с его интересом к «жизни сердца». В «Письмах русского путешественника» и повести «Бедная Лиза» впервые ввел образ автора, передающего собственные чувства и настроения. Реформировал русский литературный язык. Был издателем первых литературно-художественных журналов («Вестник Европы»). С 1804 г. посвящает себя созданию «Истории государства Российского».

 

Крученых Алексей Елисеевич (1886-1968) – поэт-футурист.

 

Лермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841) – поэт, прозаик, драматург. Поэзия Лермонтова – вершина русского романтизма в его байронической линии с ее исключительным, «демоническим», протестующим героем, темой трагической любви и одиночества. Создатель первого в русской литературе реалистического психологического романа «Герой нашего времени».

 

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) – русский ученый-энциклопедист, мыслитель, поэт. Сыграл важную роль в реформе русского языка, предрешившей конец церковно-славянской книжной культуры. Предложенная им теория «трех стилей» положила начало русскому классицизму. Ему принадлежит заслуга разработки новой системы русского стихосложения, обосновывавшей закономерность различных размеров русского тонического стиха. Нормативность, логичность, рациональность его литературного творчества сближают Ломоносова с традициями классицизма. Литературное творчество Ломоносова многожанрово – от трагедии до сатиры. Но главным жанром для него является торжественная ода.

 

Мандельштам Осип Эмильевич (1891-1938) – один из ведущих представителей акмеизма, понимавший последний не столько как изображение естественного предметного мира, но как интерес «к целостному словесному представлению, образу в новом органическом понимании». Обязательным контекстом его стихотворений является история и история культуры, сосуществующая в неразрывном единстве с современностью. 

 

Маяковский Владимир Владимирович (1893-1930) – поэт, в начале творчества принадлежал к объединению футуризма, был одним из авторов первого манифеста русских кубофутуристов «Пощечина общественному вкусу», воплотил в своем творчестве принципы футуристической эстетики. Считая себя революционером в искусстве, принял революцию, поставив свое творчество на службу строительства нового общества и новой культуры.

 

Мережковский Дмитрий Сергеевич (1866-1941) – поэт, прозаик, литературовед, философ. Один из теоретиков русского символизма, принципы которого изложил в манифесте «О причинах упадка и новых течениях в современной русской литературе» и в стихах. Автор исторических романов, в частности трилогии «Христос и Антихрист», в которой выразил свои философские взгляды на историю и будущее человечества.

 

Некрасов Николай Алексеевич (1821-1878) – поэт, прозаик, критик. Издатель журналов «Современник» и «Отечественные записки». Его творчество характеризуется гражданским пафосом, стремлением посредством поэзии изменить жизнь и получить отклик в народной среде. Прокладывал новые пути в поэтическом искусстве: совершил обновление традиционных жанров, творчески освоил русский фольклор, расширил возможности поэтического языка, включив в лирику сюжетно-повествовательное начало, расширил стилистический диапазон русской поэзии.

 

Новиков Николай Иванович (1744-1818) – писатель, журналист, деятель русского Просвещения.

 

Пастернак Борис Леонидович (1890-1960) - поэт, прозаик, переводчик. Как поэт вырос на эстетике футуризма, примыкал к группе «Центрифуга». После революции 1917 г. один из ведущих поэтов, автор книги стихов «Сестра моя – жизнь», поэм «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». Получил широкую известность как переводчик Шекспира. За роман «Доктор Живаго», опубликованный за границей, был удостоен Нобелевской премии. Исключен из Союза советских писателей. В 1987 г. это исключение было отменено, а роман напечатан в журнале «Новый мир».

 

Платонов Андрей Платонович (1899-1951) – прозаик. В литературе советского периода продолжил гуманистические традиции классической литературы, поставив в качестве главного вопрос о судьбе личности в эпоху революции и строительства социализма; показал соотношение «идеи» и общего потока народной жизни.

 

Пушкин Александр Сергеевич (1799-1837) – великий русский писатель, родоначальник новой русской литературы, создатель русского литературного языка. Оказал глубокое воздействие на развитие русской эстетической и художественной мысли последующего периода. Начальный период творчества Пушкина связан с идеями русского и французского Просвещения, затем он испытал влияние предромантических и романтических концепций (Карамзина, Жуковского), подкрепленное прекрасным знанием французской литературы (Вольтера, Руссо) и увлечением творчеством Байрона. В дальнейшем, перерастая все литературные стили, поэт являет совершенно новое и оригинальное литературное содержание, не укладывающееся ни в какие традиционные рамки. Современная критика назвала Пушкина «поэтом действительности». Развитие его творчества протекало под знаком историзма, который он толковал как зависимость характеров людей, их поступков и психологии от исторических, культурных и национальных условий.

 

Радищев Александр Николаевич (1749-1802) – писатель, революционный мыслитель. Его теоретическое и поэтическое наследие представляет систему философско-эстетических и художественных воззрений, представляющих позицию русского Просвещения. Яркое выражение они получили в его книге «Путешествие из Петербурга в Москву».

 

Салтыков Михаил Евграфович (Н.Щедрин) (1826-18891) – прозаик, публицист, критик. Создал своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни, множество обобщенных социально-исторических типов, ставших нарицательным обозначением характерных явлений русской исторической и современной действительности (помпадуры и градоначальники, колупаевы и разуваевы, пенкосниматели и т.д.). В «Истории одного города» дал емкую гротескную сатиру на историю России.

Северянин (Лотарев Игорь Васильевич) – поэт, создатель эгофутуризма, одного из первых течений в русском футуризме, с которым его сближали поиски новых языковых возможностей в поэтическом творчестве.

 

Солженицын Александр Исаевич (1918-2008) – писатель, драматург, публицист. Получил широкую известность после публикации повести «Один день Ивана Денисовича», открывшей «лагерную» тему в русской литературе. Рассказ «Матренин двор» определил нравственную проблематику «деревенской прозы» 1960-х годов. «Архипелаг Гулаг» принес ему мировую известность не только как писателю, но и борцу с советским строем. Награжден Нобелевской премией. С 1974, после высылки из СССР, по 1994 г. жил и работал за границей. Среди современной литературы его творчество отличается активностью гражданской позиции и стремлением продолжить проповедническую линию русской литературы.

 

                                            

Соловьев Владимир Сергеевич (1853-1900) – русский религиозный философ и богослов, поэт, публицист и критик. Настаивал на «свободном синтезе» искусства и религии, подчеркивал


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.