Феномен тревоги и концепция о происхождении тревоги — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Феномен тревоги и концепция о происхождении тревоги

2020-04-01 217
Феномен тревоги и концепция о происхождении тревоги 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Каждый современный человек, если только он внимательно относится к своей жизни, знает, как на своем личном опыте, так и из наблюдений над жизнью окружающих, что в наше время, тревога охватывает все стороны жизни. Нет человека, который не испытывал чувства тревоги. Нередко люди сами не замечают, что они тревожатся - такое состояние для них является как бы нормальным, привычным. Действительно, если в течение многих лет испытывать тревогу, то она прочно входит в нашу жизнь и становится ее постоянным атрибутом.

В настоящее время около 90% людей испытывают тревогу, являющуюся следствием политической нестабильности, экономического кризиса, роста безработицы, криминализации общества, гроза терроризма.

Люди осознали свою тревогу, которая связана не только с опасными ситуациями (например, с неконтролируемым применением ядерного оружия или с политическими и экономическими катаклизмами), но и с менее явными, глубинными источниками тревоги внутри нас самих. К ним относятся внутреннее смятение, отчуждение, потеря направления, неуверенность человека сталкивающегося с противоречивыми ценностями, или стандартами поведения. Поэтому очевиден тот факт, что в наши дни тревога пронизывает все сферы жизни человека [14, с.17].

Вопрос о причинах тревоги открыт; в настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой тревога, имея физиологическую основу (свойства нервной и эндокринной систем), складывается прижизненно, в результате действия социальных и личностных факторов. В дошкольном и младшем школьном возрастах, главной причиной бывают нарушения детско-родительских отношений. В более взрослом возрасте, тревога может порождаться внутренними конфликтами, преимущественно самооценочного характера.

Тревога создает предпосылки для размывания социального "Я". Если уверенный в себе человек четко знает, где проходит граница, между его собственным "Я" и окружающей социальной средой, и как эту границу защитить. У тревожащегося человека граница его "Я" размыта, не защищена от враждебного проникновения извне, и у него присутствует постоянное чувство опасности (примеры таких ситуаций: внезапное тяжелое заболевание, увольнение в период массовой безработицы) [13, с.27].

Зигмунд Фрейд выделил тревогу, как основную проблему в сфере эмоциональных и поведенческих нарушений. Дальнейшее развитие психоанализа лишь укрепило эту точку зрения.

В наши дни психологи самых разных направлений признают, что тревога - есть "фундаментальное свойство невроза" или, словами Карен Хорни, "динамический центр невроза". Но это относится не только к психопатологии. В настоящее время стало очевидным: в жизни человека - тревога играет гораздо более важную роль, чем казалось несколько десятилетий назад.

В Психологическом словаре находим следующее определение:

"Тревога - эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределённой опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. В отличии от страха, как реакции на конкретную угрозу, представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх. Обычно связана с ожиданием неудач во взаимодействии социальном и часто обусловлена неосознаваемостью источника опасности". [19, с.524].

На физиологическом уровне реакции тревоги проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порога чувствительности. На психологическом уровне тревога ощущается как напряжение, озабоченность, нервозность, чувством неопределенности и грозящей неудачи, невозможностью принять решение и др. По мере возрастания состояния тревоги, выражающие ее явления, претерпевают ряд закономерных изменений, составляющих явления тревожного ряда.

Характерным признаком тревоги является невозможность определить характер угрозы и предсказать время её возникновения. Неосознаваемость причин, вызвавших тревогу, может быть объяснена отсутствием или недостатком информации, позволяющей, в необходимой мере, анализировать ситуацию, с неадекватностью её логической переработки или неосознаванием факторов, вызывающих тревогу, в результате включения психологических защит. Интенсивность тревоги сама по себе снижает возможность логической оценки информации.

Оптимальный уровень тревоги необходим для эффективного приспособления к действительности (адаптивная тревога). Чрезмерно высокий уровень, как и чрезмерно низкий - дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизованности поведения и деятельности. Тревога может быть ослаблена произвольно - с помощью активной деятельности по достижению цели или специальных приемов, а также в результате действия неосознанных защитных механизмов.

Нормальная (реалистическая) тревога - способность организма реагировать на опасность; это врожденная способность, которой соответствует определенная нейрофизиологическая система. Фрейд полагал, что "тенденция переживать объективную тревогу" - врожденное качество ребенка; по его мнению, эта с биологической точки зрения - бесспорной ценностью. Конкретное поведение данного человека в опасной ситуации зависит от природы опасности (среда) и от того, как человек научился справляться с опасностями (переживания: прошлое и настоящее) [19, с.357].

Н.Д. Левитов рассматривал тревогу, как психическое состояние, выражающееся в переживаниях опасения и нарушения покоя, вызываемое возможными и вероятными неприятностями, или задержкой приятного и желательного. При оценке зависимости между тревогой и психической адаптацией существенно, что указанные специфические переживания автор соотносит с изменениями привычной обстановки [13, с.44].

Тревогу иногда рассматривают как форму адаптации организма в условиях острого или хронического стресса, однако, тревога, по-видимому, представляет собой не столько форму психической адаптации, сколько сигнал, свидетельствующий о ее нарушении и активирующий адаптивные механизмы.

Таким образом, тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации; причем, уменьшение интенсивности тревоги воспринимается, как свидетельство достаточности и адекватности реализуемых форм поведения, как восстановление ранее нарушенной адаптации.

Важность мотивационной роли тревоги, позволяет рассматривать тревогу, как основу ряда вторичных мотиваций, а редукцию тревоги - как мощное подкрепление. При этом тревога может не только стимулировать активность, побуждать к более интенсивным и целенаправленным усилиям, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения. Однако, в отличие от боли, тревога - сигнал опасности, которая ещё не реализована. Прогнозирование этой опасности носит вероятностный характер, зависит и от ситуационных, и от личностных факторов, определясь в конечном итоге особенностями трансакции, в системе человек - среда. При этом личностные факторы могут иметь более существенное значение, чем ситуационные, и, в таком случае, интенсивность тревоги в большей степени отражает индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы. Значение личностных факторов определило направление исследований, разделяющих тревогу - личностную черту, обусловливающую готовность к тревожным реакциям, и актуальную тревогу, входящую в структуру психического состояния в данный конкретный момент.

Тревога - по интенсивности и длительности, неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптивного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции, к возникновению вторичных (осознанных или неосознаваемых) проявлений, которые, наряду с тревогой, определяют психическое состояние субъекта, а в случае развития клинически выраженных нарушений психической адаптации - картину этих нарушений.

Таким образом, тревога лежит в основе других (адаптивных и неадаптивных) изменений психического состоянии и поведения, обусловленных психическим стрессом [4, с.76 ].

Понятие тревоги было введено в психологию 3. Фрейдом, разводившим конкретный страх и неопределенный, безотчетный страх - тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний характер [19, с.321].

Существует четыре направления исследований, позволяющие углубить наше понимание феномена тревоги.

Прежде всего, это работы сторонников когнитивной теории, как Ричард Лазарус и Джеймс Эйверилл, а также Сеймор Эпштейн, которых заинтересовало восприятие реальности. По их мнению, ключом к пониманию тревоги служит то, как человек оценивает опасную ситуацию. Значение этих исследований заключается в том, что в центре теории тревоги стоит человек, как воспринимающее существо.

Хотя Р. Лазарус и Д. Эйверилл полагают, что тревога является эмоцией, основанной на когнитивных посредниках между ситуацией и реакцией, они подчеркивают, что тревога связана не с патологией, а с самой природой человека. Но во многих работах описывается не тревога, а воздействие психологического стресса на человека.С. Эпштейн считает, что основным параметром, определяющим уровень возбуждения, является ожидание. Тревогу он определяет как "крайне неприятное диффузное возбуждение, следующее за восприятием опасности". Он рассматривает тревогу как неразрешенный страх, который приводит к размытому ощущению опасности. Наиболее интересные исследования С. Эпштейна касаются взаимосвязи между тревогой и низким уровнем самоуважения.

Эпштейн утверждает (и это напоминает представления Гольдштейна о "катастрофической ситуации"), что "крах угрожает целостной теории Я, имеющейся у каждого человека". Острые психотические реакции могут способствовать воссозданию новой, более эффективной теории собственного "Я". Эпштейн продолжает: "Острая тревога возникает в ответ на опасность, нависшую над интегративной способностью "Я-систем". У человека с низким уровнем самоуважения теория "Я" менее стабильна, чем у человека с высоким уровнем самоуважения. Эпштейн развивает свою мысль: "Увеличение уровня самоуважения усиливает ощущение счастья, целостности, энергии, своей полезности, свободы и общительности. Снижение самоуважения усиливает несчастья, беспорядка, тревоги и ограниченных возможностей".

Ко второй важной области исследований относятся работы Спилберга, разделявшего тревогу на "тревогу-состояние" и "тревогу-свойство". По мнению автора, "тревога-состояние" - это эмоциональная кратковременная реакция, связанная с активизацией автономной нервной системы. "Тревога-свойство" есть склонность к реакции тревоги, ее можно определить по частоте реакций тревоги, возникающих за длительный период времени. Многие исследователи пользовались этой схемой, чтобы отделить возбуждение от стоящей за ним тревоги. По мнению Спилберга, факторы, влияющие на склонность к реакциям тревоги, следует искать преимущественно в детстве, во взаимоотношениях с родителями в те моменты, когда ребенка подвергали наказанию.

Третья сфера современных исследований касается взаимоотношений между тревогой и страхом. Эта тема породила множество теоретических споров. Теоретики, придающие большое значение образованию условных рефлексов и отождествляющие страх, и тревогу, создали различные системы бихевиоральной терапии, основанные на теории обучения. Следует отметить, что эта терапия наиболее эффективна при лечении фобий. Но фобия по определению является кристаллизацией тревоги вокруг внешнего события, и, по общему убеждению, представляет собой невротический страх, скрывающий тревогу.

Еще одна группа работ, касается исследования людей в реальной жизни. Например, Ричард Линн исследовал различия в проявлении тревоги у представителей различных культур, опираясь на такие показатели уровня тревоги, как рост употребления алкоголя, увеличение самоубийств и несчастных случаев [14, с.71].

Исследование взаимоотношений между изменением условий жизни и тревогой показали, что любое изменение привычного стиля жизни, в том числе и улучшение уровня жизни, требует адаптации и поэтому часто провоцирует тревогу.

Таким образом, исследования когнитивных аспектов тревоги и многоуровневые исследования обычных людей, оказавшихся в ситуации кризиса, помогают нам понять, как много граней имеет феномен тревоги

Понятие тревожности

 

Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям тревоги, а также в низком пороге ее возникновения. Рассматривается, как личностное образование, и, как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.

Выделяется устойчивая тревожность, в какой - либо сфере - частная, "связанная" (школьная, экзаменационная, межличностная и др.) и общая, "разлитая", свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека. Различается, также, адекватная тревожность, являющаяся отражением неблагополучия человека в той или иной области, хотя конкретная ситуация может не содержать угрозы, и тревожность неадекватная, или собственно тревожность - в благополучных для индивида областях действительности (Л.И. Божович, В.Р. Кисловская) [18, с.61].

В Психологическом словаре находим следующее определение.

"Тревожность (готовность к страху) - состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх". [19, с.524].

Тревожность является показателем неблагополучия личностного развития и, в свою очередь, оказывает на него отрицательное влияние. Такое же влияние оказывает и нечувствительность к реальному неблагополучию, "защищенность", возникающая под действием защитных механизмов, прежде всего вытеснения, и, проявляющаяся в Тревожность отсутствии тревоги, даже в потенциально угрожающих ситуациях может явиться предвестником невроза, а также его симптомом и механизмом развития. Входит в качестве одного из основных компонентов в "посттравматический синдром", т.е. комплекс переживаний, обусловленных пережитой психической или физической травмой. Среди других видов психических расстройств, с тревожностью связаны также фобии, ипохондрия, истерия, навязчивые состояния и другие.

Измерение тревожности, как свойства личности, особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной, деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая "полезная тревожность". Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью, понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции, воспринимать достаточно широкий "веер" ситуаций, как угрожающие, отвечающие на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность - личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком, как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке, субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает, как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разной по интенсивности и динамичности во времени.

Понятие "явления тревожного ряда" - ввёл Ф.Б. Березин. Он считал, что при любом нарушении сбалансированности системы человека - среда, недостаточность психических, или физических ресурсов индивидуума, для удовлетворения актуальных потребностей, рассогласование самой системы потребностей, опасения, связанные с вероятной неспособностью реализовать значимые устремления в будущем, а также с тем, что новые требования среды могут обнаружить несостоятельность - являются источником тревоги.

Ощущение внутренней напряженности - это элемент тревожного ряда, отражающий наименьшую интенсивность тревоги. Создавая напряженность, настороженность, а при достаточной выраженности - и тягостный душевный дискомфорт, это ощущение не имеет в то же время оттенка угрозы, а служит сигналом вероятного приближения более тяжелых тревожных явлений. Именно этот уровень тревоги, имеет наиболее адаптивное значение, поскольку ощущение внутренней напряженности способствует интенсификации и модификации активности, включению механизмов интрапсихической адаптации, и при, этом может не сопровождаться нарушениями интеграции поведения.

. В нашей культуре имеется четыре основных способа, избежать тревожности:

а) ее рационализация;

б) ее отрицание;

в) попытки заглушить ее психоактивными веществами;

г) избегание мыслей, чувств, побуждений или ситуаций, вызывающих ее [20, с.32]

Исследования тревожности направлены на различение: тревожности ситуативной, связанной с конкретной внешней ситуацией, и тревожностью личностной - стабильного свойства личности. Тревожность, как относительно устойчивое образование исследовалось. (Р. Кеттел, Ч. Спилбергер, Ю.Л. Ханин).



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.