Характеристика межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Характеристика межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста

2020-04-01 314
Характеристика межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Cоциометрический эксперимент:

«У кого больше» (разработан Я.Л. Коломинским)

Ход исследования

Было предварительно приготовлено по три картинки на каждого ребенка группы. На обратной стороне каждой картинки я поставила номер, присвоенный каждому ребенку в данном эксперименте (списочный номер). Детей выводят, за исключением одного, в другое помещение. Дети по одному входят в класс, а после эксперимента выходят в третье помещение. Я следила, чтобы дети, участвовавшие в эксперименте, не встречались с теми, кто еще не участвовал. Затем ребенку предлагала три картинки и объясняла: «Можешь положить их по одной любым трем детям группы. У кого окажется больше всех картинок – тот выиграет. Никто не будет знать, кому ты положил картинку. Даже мне можешь не говорить, если не хочешь». Фиксируются все действия, которые выполняет ребенок.

Обработка результатов социометрического изучения детской группы осуществлялась следующим образом: в заготовленной социометрической таблице (матрице) я фиксировала выборы детей. Потом осуществляла подсчет выборов, полученных каждым ребенком и находила взаимные выборы, которые подсчитывала и записывала.

Далее результаты экспериментов оформлены графически в виде социограммы (карты групповой дифференциации). Вначале чертим четыре концентрические окружности, делим их диаметром пополам. Справа располагаем мальчиков, слева – девочек. Мальчиков изобразим в виде треугольников, девочек в виде кружков. Размещение детей на социограмме будет соответствовать числу полученных ими выборов. Так, в центральной окружности будут находиться дети, получившие 5 и больше выборов – 1 группа, второй круг – 2 группа – 3-4 выборов; третий круг – 1-2 выбора; четвертый круг – ни одного выбора.

Потом, соединив линиями выбора детей, мы увидим характер связей, особенности половых дифференцировок, взаимных симпатий, явления «неразделенной любви».

Следующий этап работы – определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают:

а) социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений.

Статус ребенка определяется числом полученных им выборов. Дети могут быть отнесены в зависимости от этого к одной из 4-х статусных категорий:

1 – «звезды»: 5 и более выборов,

2 – «предпочитаемые» - 3-4 выбора,

3 – «принятые» - 1-2 выбора,

4 – «не принятые» - 0 выборов.

1 и 2 статусная группы являются благоприятными. Исходя из этого мы можем знать, насколько благоприятен статус каждого ребенка в группе. Иными словами, насколько ребенок желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию или нет. В зависимости от этого можно говорить об эмоциональном климате группы для каждого воспитанника: теплый, благоприятный, холодный, отчужденный.

б) уровень благополучия взаимоотношений (УБВ).

Если большинство детей группы оказывается в благоприятных (1 и 2) статусных категориях, УБВ определяется как высокий, при одинаковом соотношении - как средний, при преобладании в группе детей с неблагоприятным статусом - как низкий, означающий неблагополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками;

в) коэффициент взаимности (КВ) выражает характер отношений, существующий в группе.

Он может быть показателем действительной сплоченности, привязанности, дружбы детей, но может свидетельствовать о фактической разобщенности группы на отдельные группировки. По величине показателя КВ можно отнести группу к одному из 4-х уровней взаимности: 1 - КВ = 15-20% (низкий), 2 - КВ = 21-30% (средний), 3 - КВ = 31-40% (высокий), 4 - КВ = 40% и выше (сверхвысокий);

г) коэффициент удовлетворенности взаимоотношениями (КУ).

На основании данного показателя можно судить, насколько дети удовлетворены своими отношениями в конкретной группе, что осуществляется на основе сравнения с нормативными показателями: 1 - КУ = 33% и ниже, 2 - КУ = 34-49%, 3 - КУ = 50-65%, 4 - КУ = 66% и выше.

КУ каждого отдельного ребенка показывает, насколько удовлетворен своими отношениями каждый ребенок группы, для этого можно отнести ребенка в одну из 4-х групп: 1 - высшая входят дети, КУ которых равен 45 - 100%, 2 - 50-75%, 3 - 25-50%, 4- 0-25%;

д) индекс изолированности (ИИ).

Группу можно считать благополучной, если в ней нет изолированных, или их число достигает 5-6%, менее благополучной, если ИИ = 15-25%;

е) мотивация социометрических выборов: выясняется, какие мотивы лежат в основе предложений каждого ребенка, в какой степени дети разного пола, возраста осознают мотив своего избирательного отношения к сверстникам;

ж) половая дифференциация взаимоотношений.

Аутосоциометрический эксперимент

Ход исследования

После проведения выше описанного социометрического эксперимента ребенку задаем вопрос: «А как ты думаешь (называем имя ребенка), кто тебе уже положил или положит открытку». Предполагаемые выборы фиксируем, затем сопоставляем с результатами социометрического эксперимента.

Фиксируем в таблице число ожидаемых выборов, число оправдавшихся выборов.

В результате проведенного социометрического исследования в группе детей младшего школьного возраста с целью изучения межличностных отношений я определила следующие диагностические показатели:

Статусные категории каждого ребенка. В итоге: «звезды» - 6 человек, «предпочитаемые» - 5 человек, «принятые» - 17 человек и «не принятые» - 1 человек.

Уровень благополучия взаимоотношений (УБВ) - 61%. Я получила низкий уровень благополучия взаимоотношений, так как в группе большее количество детей имеет неблагоприятный статус (3 и 4 статус являются неблагоприятными). Низкий УБВ означает неблагополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками.

Коэффициент взаимности (КВ) - индекс групповой сплоченности, выражает различный характер отношений, существующих в группе. КВ - 28%, из чего следует, что данная группа относится ко 2-ому уровню взаимности (средний уровень). Значение коэффициента взаимности и построение социограммы на основе вычисленных взаимных выборов дает представление о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки по 2-3 человека. Причем я заметила, что девочки и мальчики создают свои группировки обособлено друг от друга, то есть наблюдается высокая половая дифференциация в группе.

Коэффициент удовлетворенности дошкольников своими взаимоотношениями (КУ) - 46%. Также я определила КУ каждого отдельного ребенка группы и получила следующие результаты: в первую (высшую) группу КУ входят 2 человека, во вторую группу КУ - 7 человек, в третью группу КУ входят 4 человека и в четвертую группу - 16 человек.

Из условного распределения детей на группы видно, что дети, которых выбрали все или почти все сверстники из числа тех, кого они сами выбирали, имеют почву для более высокого эмоционального самочувствия, жизнерадостности, чем те дети, которых может быть и выбирают, но совсем не те, к которым они сами стремятся. Индекс изолированности (ИИ) - 4%, т.е. данную группу можно считать благополучной, статусную категорию «не принятые» имеет один ребенок.

Выяснили, каким образом дети мотивировали свои выборы. Например дети, у которых были взаимные выборы с Юлей С. (1 статусная группа, «звезды») на вопрос «Почему ты в первую очередь решил(-а) подарить картинку Юле», - ответили следующим образом: девочки: «Она моя самая хорошая подружка.., с ней интересно играть...», мальчики отвечают: «Она хорошая, нравится.., она красивая...»

Тогда детям задавали следующий вопрос: «Если бы у тебя было много картинок, но одному ребенку из группы не хватило, кому бы ты не дал картинку и почему...» Дети отвечают, например: «Он(-а) всегда дерется...», «Толкается...», «Жадная...» и т.д.

Поэтому у девочек, например, в основе мотива выбора находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с этим ребенком. Мальчики выбирают, исходя из эмоционально положительного отношения к девочке, выделяют внешние качества, проявляют симпатию к ней.

При исследовании половой дифференциации межличностных отношений дошкольников данной группы я заметила тенденцию более благоприятного положения в группе девочек, чем мальчиков. По данным социограммы я выявила такой характер связи, как взаимная симпатия (мальчик и девочка находятся в 1 статусной категории, «звезды»). Также наблюдаются явления «неразделенной любви» (в большинстве случаев мальчики выбирают девочек).

При проведении аутосоциометрического исследования я получила результаты по количеству ожидаемых выборов и по количеству оправдавшихся выборов и получили коэффициент осознанности отношений (КО). Для данной группы средний показатель коэффициента осознанности отношений равен 27%.

 Таким образом, у детей общее число ожидаемых выборов значительно больше, чем оправдавшихся и этот факт свидетельствует о высоком уровне притязаний детей группы, которые имеют неблагоприятный статус.

Таблица 4

Статусное положение детей с различным уровнем агрессивности

Уровень агрессивности

Количество детей, имеющих статус

 

I

II

III

IV

  Чел. % Чел. % Чел.

%

Чел. %
Высокий - - - - 1

3.5%

1 3.5%
Средний 1 3.5% 1 3.5% 3

10%

- -
Низкий 5 17% 4 14% 13

45%

- -
                   

 

Сопоставляя статусное положение каждого ребенка группы с присущим ему уровнем агрессивности, мы получили следующие результаты: из общего количества детей I статуса («звезды») 17% детей имеют низкий уровень агрессивности и 3,5% - средний уровень агрессивности; из всех детей группы, находящихся во II статусе («предпочитаемые») 14% детей имеют низкий уровень агрессивности и 3,5% имеют средний уровень агрессивности; из всех детей III статуса («принятые») 3,5% детей имеют высокий уровень агрессивности, 10% детей имеют средний уровень агрессивности и 45% детей имеют низкий уровень агрессивности; 1 ребенок, находящийся в IV статусе («не принятые»), имеет высокий уровень агрессивности.

Теперь рассмотрим процентное соотношение детей с разным статусом для каждого уровня агрессивности (процент берется от общего числа детей для данного уровня агрессивности).

Таблица 5

Процентное соотношение детей с разным статусом

Уровень агрессивности

Количество детей, имеющих статус

 

I – II

III – IV

 

Чел.

%

Чел. %
Высокий

-

-

2

100%

Средний

2

40%

3

60%

Низкий

9

41%

13

59%

                     

 

Из полученных соотношений видно, что чем выше уровень агрессивности, тем больший процент детей имеет неблагоприятный статус в группе, особенно это характерно для детей с высоким уровнем агрессивности: в неблагоприятную статусную категорию попали все дети.

 

 


Выводы и предложения

 

В процессе проведенного исследования влияния эмоциональной агрессивности на статусное положение детей в группе можно сказать, что моя гипотеза подтвердилась, так как по полученным результатам мы видим, что чем выше уровень агрессивности, тем больший процент детей имеет неблагоприятный статус в группе, особенно это характерно для детей с высоким уровнем агрессивности: в неблагоприятную статусную категорию попали все дети с таким уровнем агрессивности.

Агрессивные дети могут не пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или наоборот, слишком общительные, назойливые. Причиной непопулярности иногда является их безынициативность из-за неуверенности в себе, поэтому эти дети скорее не могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности агрессивных детей является и то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона агрессивного ребенка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. В то же время, в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и агрессивности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Ребенок с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становится эгоцентричным, отчужденным. Это плохо в обоих случаях, так как может способствовать формированию отрицательного отношения к детям, людям вообще, мстительность, враждебность, стремление к уединению.

Результаты исследования позволили сделать следующие выводы.

1. В данной группе детей старшего дошкольного возраста большинство детей имеют низкий уровень агрессивности, несколько детей имеют средний уровень агрессивности и два ребенка имеет высокий уровень агрессивности, а также небольшая часть детей имеют средний уровень выраженности враждебности, конфликтности, незащищенности, недоверия к себе, депрессивности, чувства неполноценности, трудностей общения, остальные дети имеют низкий уровень выраженности.

Сопоставляя полученные результаты двух рисовальных тестов – «Дом – дерево - человек» и «Несуществующее животное» можно сделать вывод, что в рисунках обоих тестов мы видим проявление повышенной агрессивности в рисунках одних и тех же детей. Также в большинстве рисунков детей отражаются признаки агрессии.

2. В исследуемой группе большинство детей имеет неблагоприятный статус. Низкий уровень благополучия взаимоотношений означает неблагополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их неудовлетворенность в общении, признании сверстниками. Значение коэффициента взаимности и построение социограммы на основе вычисленных взаимных выборов дает нам представление о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки по 3 - 2 человека. Наблюдается высокая половая дифференциация в группе (старший дошкольный возраст). Коэффициент удовлетворенности дошкольников своими взаимоотношениями 46%. Определив КУ каждого ребенка группы, мы можно сделать вывод, что дети, которых выбрали все или почти все сверстники из числа тех, кого они сами выбирали, имеют почву для более высокого эмоционального самочувствия, жизнерадостности, чем те дети, которых может быть и выбирают, но совсем не те, к которым они сами стремятся. Индекс изолированности 4%, данную группу можно считать благополучной. В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым ребенком. Мальчики выбирают девочек, исходя из эмоционально положительного отношения к девочке, выделяют внешние качества, проявляют симпатию. В данной группе положение девочек более благоприятно, чем мальчиков. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия, наблюдаются явления «неразделенной любви» (в большинстве случаев мальчики выбирают девочек).

Для данной группы средний показатель коэффициента осознанности отношений равен 27% - у детей общее число ожидаемых выборов значительно больше, чем оправдавшихся и этот факт свидетельствует о высоком уровне притязаний детей группы, которые имеют неблагоприятный статус.

3. Сопоставляя статусное положение каждого ребенка группы с присущим ему уровнем агрессивности, мы получили следующие результаты: из детей группы, находящихся на III и IV статусах, большинство имеет низкий уровень агрессивности, несколько детей имеет средний уровень агрессивности и два ребенка имеет высокий уровень агрессивности. Из детей группы, находящиеся на I и II статусах, большинство детей имеет низкий уровень агрессивности и два ребенка имеет средний уровень агрессивности.

Педагогические рекомендации

Большинство исследователей агрессивности приходят к выводу, что это явление приобретенное, а, следовательно, поддается коррекции. Задача взрослых - создать наилучшие условия для роста и развития ребенка, уменьшив тем самым вероятность усвоения и закрепления агрессивных моделей поведения. Кроме этого необходимо научить детей навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.

Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому этому следует особое внимание. Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности у детей и подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение и педагогов, и, разумеется, психологов. Их роль особенно возрастает, когда ребенок воспитывается в неблагополучной семье, не способной создать необходимые условия для нормального развития ребенка.

Чтобы существенно снизить агрессивность ребенка, необходимо педагогам и родителям, воспитывающим ребенка, обеспечить реальный успех ребенка в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому и др.). Ребенка нужно меньше ругать и больше хвалить, причем не сравнивая его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня нарисовал лучше чем вчера; быстрее убрал игрушки и т.д.);

Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка невелики. Например, если он медленно одевается, не нужно постоянно фиксировать на этом его внимание. Однако, если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить.

Больше обращать внимание на обстановку, которая складывается дома и в детском саду. Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствовать снижению общей агрессивности ребенка.

Необходимо изучить систему личных отношений детей в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, чтобы создать для каждого ребенка в группе благоприятный эмоциональный климат.

Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо воспитателю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.

 

 


Список литературы

 

1. Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О. и др. Данные клинико-физиологического исследования агрессивных детей длшкольного возраста, страдающих дизартрией // Психология. - 1978. - №1. - С.25-30.

2. Баpденштейн Л. М., Можгинский Ю. Б. Взаимосвязь патологического агpессивного поведения и депpессии у детей. // Российский психиатрический журнал. – 2000. - № 1. С.42

3. Баулина М. Почему он такой агрессивный? // Возрастная психология. – 2001. - № 2.

4. Белякова Л.М., Дьякова Е.А. Агрессия. - М.: В. Секачев, 1998.

5. Богомолова А.И. Устранение агрессии у детей и подростков. - М.: Просвещение, 1977. - 96с.

6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990.

7. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во МГУ, 1976.

8. Власова Н.А. Об агрессии детей дошкольного возраста // Психология. - 1974. - №7. - С.82-85.

9. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др. / Под ред. Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1979.

10. Востpокнутов Н. В., Василевский В. Г. Патологическое агpессивное поведение детей и подpостков. Комплексная оценка на этапах возpастного психического pазвития. // Российский психиатрический журнал. – 2000. - № 2. С.12.

11. Гарбузов В.И. Нервные дети: Советы врача. - Л.: Медицина, 1990.

12. Гущина Е. Развитие агрессивности у детей. // Домашний психолог. – 2001. - № 4.

13. Детская агрессия. // Настя. – 2001. - № 10.

14. Детская психология/ Под ред. Л.С. Волковой - - М.: Просвещение, 1995.

15. Детская психология: Учеб. Пособие / Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Белоус А.Н. и др. / Под. ред. Коломинского Я.Л., Панько Е.А. – Мн.: Университетское, 1988.

16. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. – СПб: Союз, 2001.

17. Иванов Е. С., Шипицына Л. М., Уваpова И. А. Особенности агpессивного поведения детей дошкольного возраста. // Российский психиатрический журнал. – 2000. - № 1. С.45.

18. Изард К. Эмоции человека: [Пер. с анг.] / Под ред. Гозмана Л.Я., Егоровой М.С. - М.: Изд-во МГУ, 1980.

19. Карвасарский Б.Д. Неврозы. - М.: Медицина, 1990. - 576с.

20. Коломинский Л.Я., Панько Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. – Минск: ’Унiверсiтэцкае’, 1999.

21. Крыжановский Г.Н. Общая патофизиология нервной системы. Руководство. - М.: Медицина, 1997. - 352с.

22. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М. Педагогика, 2000.

23. Лешли Дж. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы: Кн. Для воспитателей дет. сада: [Пер. с англ.] – М.: Просвещение, 2000.

24. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М: ВЛАДОС, 1997.

25. Меньшикова С.В. Коррекция агрессии у детей. Практическое пособие для психологов и родителей. - Казань: «Лиана», 1999.

26. Миссуловин Л.Я. Агрессия и ее устранение. - СПб.: ООО «СЛП», 1997.

27. Мухина В.С. Детская психология: [Учеб. Для пед. ин-тов] / Под ред. Венгера Л.А. – М.: Просвещение, 1998.

28. Нартова-Бочавер С.К. Откуда берется агрессивность? // Домашний психолог. – 2001. - № 6.

29. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Лаврентьевой Т.В. - М.: Новая школа, 1996.

30. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - М.: ВЛАДОС, 1996.

31. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: В 2 т. М., 1999.

32. Селиверстов В.И. Агрессия у детей: Психокоррекционные основы воздействия. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 208с.

33. Хавин А.Б. Психологические концепции и понятия в разработке проблемы агрессии. // Вопросы психологии. – 1977. - №3

34. Чевелева Н.А. К вопросу об агрессии у детей // Психология. - 1977. - №1. - С.20-23.

35. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.

36. Шкловский В.М. Детская психология. - М., 1994. - 248с.

 


Приложения

 

 


Приложение 1

Список детей подготовительной дошкольной группы (6 лет)

Имя Мальчик/девочка
Павел К. 1 М
Юля С. 2 Д
Жанна П. 3 Д
Оля С. 4 Д
Света К. 5 Д
Леша Г. 6 М
Ольга Н. 7 Д
Юля Л. 8 Д
Лена О. 9 Д
Витя П. 10 М
Саша Д. 11 М
Алина З. 12 Д
Витя Р.. 13 М
Настя В. 14 Д
Максим А. 15 М
Настя П. 16 Д
Максим С. 17 М
Света С.. 18 Д
Леша К. 19 М
Вова М. 20 М
Ира З. 21 Д
Петя Л. 22 М
Олег Б. 23 М
Сергей Б. 24 М
Наташа О. 25 Д
Денис К.. 26 М
Алексей В. 27 М
Марат К. 28 М
Толкач?. 29 Д

Приложение 2


Приложение 3


 


Приложение 4


Приложение 5

 

Приложение 6

 


Приложение 7


 

Приложение 8

     
 

 

 

     
 



Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.078 с.