Теоретические аспекты агрессивного поведения — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Теоретические аспекты агрессивного поведения

2020-04-01 179
Теоретические аспекты агрессивного поведения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Выполнил:

студент                                                          А.Б.Белозерцева

                                                                      5 курс

 

Научный руководитель:                                       С.Г.Бутолин

                      

Допущен к защите в ГАК «»__________2005 г.

 

Зав. кафедрой

обшей психологии                                       Хатинец

        

Ижевск, 2005


Содержание

 

Введение....................................................................................................................................... 3

1. Теоретические аспекты агрессивного поведения................................ 5

1.1. Особенности детей дошкольного возраста................................................................... 5

1.2. Природа и структура агрессии............................................................................................ 9

1.3. Особенности проявления детской агрессивности..................................................... 19

1.4. Определение причин агрессивности............................................................................... 30

2. Экспериментальное изучение агрессивности ребенка в дошкольной группе........................................................................................................................................... 36

2.1. Цель, гипотеза, задачи, предмет, объект исследования и методы исследования 36

2.2. Проведение исследования................................................................................................ 43

2.3. Характеристика межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста........................................................................................................................................ 63

Выводы и предложения................................................................................................... 70

Список литературы........................................................................................................... 74

Приложения............................................................................................................................. 77

 

 


Введение

 

Проблема агрессивности является предметом научной рефлексии в отечественной и зарубежной психологии. Социально-экономические и политические изменения, происходящие в России в течение ряда последних десятилетий, вызвали “взрыв” агрессивности, возбудив научный интерес исследователей к этой проблематике. Снижение возрастного ценза в исследовании агрессивности обусловлено ростом ее проявлений в поведении сегодняшних дошкольников, вызывающих большую тревогу у педагогов. Своевременное выявление агрессивного поведения необходимо в целях предупреждения неблагоприятного варианта развития личности ребенка и для организации необходимой психологической помощи, что определяет важность и актуальность выбранной темы.

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, идеологическая, экологическая обстановка обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Проблема агрессивности затрагивает общество в целом, беспокоит и педагогов, родителей.

В рамках данной работы поставлена цель определить связь агрессивности детей с их положением в системе межличностных отношений в детском коллективе.

Объект исследования: агрессивное поведение детей дошкольного возраста.

Предмет: связь агрессивных форм поведения с их социальным статусом.

Гипотеза: в своей гипотезе мы полагаем, что агрессивные дети должны иметь низкий социальный статус, а значит, надлежит в целях коррекции их поведения использовать изменение их социального статуса в своем коллективе.

Для подтверждения цели и обоснования гипотезы мы выдвинули следующие задачи:

1. Проанализировать литературные данные по проблематике выбранной темы исследования, акцентируя внимание на традиционных подходах к психодиагностике агрессивных детей.

2. Выявить детей, склонных к агрессивному поведению.

3. Определить их социальный статус.

4. Выявить причино-следственные связи между уровнем агрессивности и формами проявления с социальным статусом ребенка.

5. Проанализировать результаты, полученные в ходе нашего исследования;

В ходе работы мы использовали следующие методы:

1. Прямые наблюдения. В их ходе фиксировались различные формы агрессивного поведения.

2. Проективные рисуночные методики «Крокодилы», «Несуществующее животное», «Дом, дерево, человек».

3. Детский вариант социального статуса.

В основном под агрессией понимается вредоносное поведение. В этом понятии объединяются различные по форме и результатам виды поведения - от таких как: злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, до бандитизма и убийств. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемого в терминах "задиристость", "дразливость", "озлобленность", "жестокость".

К агрессивности близко подходит состояние враждебности. Враждебность - более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект. Часто враждебность и агрессивность сочетаются. Но нередко люди могут находиться во враждебных и даже антагонистических отношениях, однако никакой агрессивности не проявляют хотя бы потому, что заранее известны ее отрицательные последствия для "агрессора".

Теоретические аспекты агрессивного поведения

Проведение исследования

 

Для исследования агрессивного состояния каждого ребенка группы я использовала рисуночный тест Бака «Дом–Дерево–Человек», методику «Рисунок несуществующего животного».

Также я проводила диагностику межличностных отношений детей по методике изучения детской группы (социометрия и аутосоциометрия).

Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек»

Американский психолог Дж.Бак первым создал и разработал детально систему интерпретации теста «Дом. Дерево. Человек». Он позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности. Слова дом, дерево, человек – знакомы каждому, но они не специфичны, и поэтому при выполнении задания испытуемый вынужден проецировать свое представление каждого объекта и свое отношение к тому, что данный объект символизирует для него. Считается, что рисунок дома, дерева, человека - это своеобразный автопортрет рисующего человека, так как в своем рисунке он представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него.

Для выполнения теста ДДЧ исследуемому ребенку предлагается бумага, простой карандаш, листок. Стандартный лист для рисования складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами пишется «ДОМ», на второй и третьей в вертикальной позиции сверху каждого листа – соответственно «ДЕРЕВО» и «ЧЕЛОВЕК», на четвертой – имя и фамилия испытуемого, дата проведения исследования. Для рисования обычно используется простой карандаш 2М, так как при употреблении этого карандаша наиболее ярко видны изменения в силе нажима.

Инструкция для ребенка: «Нарисуй пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека». На все уточняющие вопросы испытуемого следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется. Во время теста проводится наблюдение за тем, как ребенок рисует.

Качественный анализ рисунков проводится с учетом их формальных и содержательных аспектов. Информативными формальными признаками рисунка считаются, например, расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или его отдельных частей, выделение отдельных деталей. Содержательные аспекты включают в себя особенности, движение и настроение нарисованного объекта.

Для анализа рисунков используются три аспекта оценки – детали рисунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждодневной жизненной ситуации. Испытуемый может показать в своем рисунке, какие детали имеют для него личностную значимость, двумя способами: позитивным (если во время работы над рисунком ребенок подчеркивает или стирает некоторые детали рисунка, а также если он возвращается к ним) или негативным (если пропускает основные детали рисуемых объектов). Интерпретация таких значимых деталей или комплексов деталей может выявить некоторые конфликты, страхи, переживания рисующего. Но интерпретировать значение таких деталей следует с учетом целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значение деталей часто бывает индивидуально. Например, отсутствие таких основных деталей человека, как рот или глаза, может указывать на определенные трудности в человеческом общении или его отрицание.

Пропорции рисунка иногда отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуации или отношений, которые непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева и человека. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка к другой. Например, очень маленький рисунок человека может показать чувство неадекватности субъекта в его психологическом окружении.

Перспектива показывает более сложное отношение человека к его психологическому окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта.

Для количественной оценки теста ДДЧ общепринятые качественные показатели сгруппированы в следующие симптомокомплексы:

- незащищенность;

- агрессивность;

- недоверие к себе;

- чувство неполноценности;

- враждебность;

- конфликт (фрустрация);

- трудности в общении;

- депрессивность.

Каждый симптомокомплекс состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами, Если показатель отсутствует, ставится нуль во всех случаях, присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. При наличие большинства признаков ставится 1 или 2 балла в зависимости от значимости данного признака в интерпретации отдельного рисунка или всей целостности рисунков теста. Например, отсутствие основных деталей лица: глаз, носа или рта – 2 балла (симптомокомплекс «трудности в общении»), факт изображения человека в профиль в том же симптомокомплексе – 1 балл (см. табл. 1). Выраженность симптомокомплекса показывает сумма баллов всех показателей данного симптомокомплекса.

Таблица 2

Симптомокомплексы теста «дом – дерево – человек»

 

Симптомокомплекс Симптом Баллы
1 2 3 4

Продолжение таблицы 2

 

1 2 3 4
Незащищенность 1 Рисунок в самом центре листа 0;1;2;3
  2 Рисунок в верхнем углу листа 0;1;2;3
  3 Дом, дерево – с самого края 0;1;2
  4 Рисунок внизу листа 0;1;2;3
  5 Много второстепенных деталей 0;1;2;3
  6 Дерево на горе 0;1
  7 Очень подчеркнутые корни 0;1
  8 Непропорционально длинные руки 0;1
  9 Широко расставленные ноги 0;1
  10 Другие возможные признаки  
Агрессивность 1 Облака 0;1;2;3
  2 Выделение отдельных деталей 0;1
  3 Ограничение пространства 0;1;2;3
  4 Штриховка 0;1;2;3
  5 Линия с сильным нажимом 0;1;2;3
  6 Много стирания 0;1;2;3
  7 Мертвое дерево, больной человек 0;2
  8 Подчеркнутая линия основания 0;1;2;3
  9 Толстая линия фундамента дома 0;2
  10 Интенсивно затушеванные волосы 0;1
  11 Другие возможные признаки  
Недоверие к себе 1 Очень слабая линия рисунка 0;2
  2 Дом с краю листа 0;1
  3 Слабая линия ствола 0;1
  4 Одномерное дерево 0;1

Продолжение таблицы 2

 

1 2 3 4
  5 Очень маленькая дверь 0;1
  6 Самооправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание рисунка рукой 0;1
  7 Другие возможные признаки  
Чувство неполноценности 1 Рисунок очень маленький 0;1;2;3
  2 Отсутствуют ноги, руки 0;2
  3 Руки за спиной 0;1
  4 Непропорционально короткие руки 0;1
  5 Непропорционально узкие плечи 0;1
  6 Непропорционально большая система веток 0;1
  7 Непропорционально крупные двумерные листья 0;1
  8 Дерево, умершее от гниения 0;1
  9 Другие возможные признаки  
Враждебность 1 Отсутствие окон 0;2
  2 Дверь – замочная скважина 0;1
  3 Очень большое дерево 0;1
  4 Дерево с краю листа 0;1
  5 Обратный профиль дерева, человека 0;1
  6 Ветки двух измерений, как пальцы 0;1
  7 Глаза – пустые глазницы 0;2
  8 Длинные, острые пальцы 0;2

Продолжение таблицы 2

 

1 2 3 4
  9 Оскал – видны зубы 0;1
  10 Агрессивная позиция человека 0;2
  11 Другие возможные признаки  
Конфликтность 1 Ограничение пространства 0;1;2;3
(фрустрация) 2 Перспектива снизу (взгляд червя) 0;1;2;3
  3 Перерисовывание объекта 0;2
  4 Отказ рисовать какой-либо объект 0;2
  5 Дерево, как два дерева 0;2
  6 Явное несоответствие качества одного из рисунков 0;2
  7 Противоречивость рисунка и высказываний 0;1
  8 Подчеркнутая талия 0;1
  9 Отсутствие трубы на крыше 0;1
  10 Другие возможные признаки  
Трудности 1 Отсутствие двери 0;2
Общения 2 Очень маленькая дверь 0;1
  3 Отсутствие окон 0;2
  4 Излишне закрытые окна 0;1
  5 Окна – отверстия без рам 0;1
  6 Выделенное лицо 0;1
  7 Лицо, нарисованное последним 0;1
  8 Отсутствие основных деталей лица 0;2
  9 Человек, нарисованный схематично, из палочек 0;2

Продолжение таблицы 2

 

1 2 3 4
  10 Дом, человек в профиль 0;1
  11 Дверь без ручки 0;1
  12 Руки в оборонительной позиции 0;1
  13 Высказывание о нарисованном человеке как об одиноком, без друзей 0;1
  14 Другие возможные признаки  
Депрессивность 1 Помещение рисунков в самый низ листа 0;1;2;3
  2 Вид дерева или дома сверху 0;1
  3 Линия основания, идущая в низ 0;1
  4 Линия, слабеющая в процессе рисования 0;2
  5 Сильная усталость после рисования 0;2
  6 Очень маленькие рисунки 0;2
  7 Другие возможные признаки  

 

При интерпретации теста ДДЧ необходимо исходить из целостности всех рисунков. Наличие только одного признака не свидетельствует о наличии определенной психологической особенности.

Рисунки теста ДДЧ могут показывать органическую дисфункцию центральной нервной системы. Существует 5 показателей органического поражения центральной нервной системы:

Двойные линии в рисунке;

Несоединенные между собой линии;

Сильный уклон нарисованной фигуры;

Очень большая голова;

Неадекватно выделенная в рисунке человека.

Присутствие более 5 признаков в рисунках дает основание предполагать, что у рисовавшего ребенка может быть органическое поражение центральной нервной системы. Наличие органической дисфункции центральной нервной системы еще не свидетельствует об умственной отсталости ребенка. Часто это может проявляться как локальные затруднения в определенных сферах интеллектуальной деятельности или на определенных ее этапах. Такие дети могут скоро уставать, быть менее внимательными.

В результате проведенного исследования и количественной оценки теста я получила данные по симптомокомплексам, которые представила в виде таблицы 3.

Таблица 3

Количественный состав группы по уровням выраженности
симптомокомплексов

 

 

Количество детей по уровню

Симптомокомплекс

Высокий

Средний

Низкий

  чел. % Чел. % Чел. %
Незащищенность - - 7 24 22 76
Агрессивность 2 7 5 17 22 76
Недоверие к себе - - 7 24 22 76
Чувство неполноценности - - 4 14 25 86
Враждебность - - 6 21 23 79
Конфликтность (фрустрация) - - 6 21 23 79
Трудности общения - - 5 17 24 83
Депрессивность - - 7 24 22 76

 

Я получила следующие результаты:

В таблице 3 находятся следующие полученные данные: по симптомокомплексу «незащищенность» - 24% детей имеют средний уровень выраженности незащищенности и 76% детей – низкий уровень незащищенности. По симптомокомплексу «агрессивность» - высокий уровень агрессивности имеют 7% детей, средний уровень агрессивности имеют 17% детей и низкий уровень – 76% детей группы. 24% детей имеют средний уровень выраженности по симптомокомплексу «недоверие к себе» и 76% детей имеют низкий уровень. По симптомокомплексу «чувство неполноценности»: 14% детей имеют средний уровень выраженности, 86% детей – низкий уровень. 21% детей имеют средний уровень выраженности по симптомокомплексу «враждебность» и 79% детей имеют низкий уровень. По симптомокомплексу «конфликтность (фрустрация)» имеют средний уровень 21% детей и низкий уровень имеют 79% детей. По симптомокомплексу «трудности общении» имеют средний уровень 17% человек и низкий уровень – 83% человек. И по симптомокомплексу «депрессивность» имеют средний уровень 24% детей и 76% детей из всей группы имеют низкий уровень.

Анализируя таблицу количественной обработки данных по симптомокомплексам, я увидела некоторую взаимосвязь уровня агрессивности, степенью выраженности конфликтности и трудности общения, а именно у детей с высоким и повышенным уровнем агрессивности наблюдаются трудности в общении, которые появляются возможно, в результате конфликтности.

Анализируя рисунки некоторых детей, я получила следующие результаты:

Например, анализ рисунка Ярослава Ч. показал наличие у ребенка высокого уровня эмоциональной агрессивности. А именно, на рисунке мальчик изобразил линию земли, что выражает чувство тревоги, неуверенности в себе, отражающее его реальное положение в системе взаимоотношений с другими (мальчик имеет неблагоприятную статусную категорию). Возле дома изобразил забор, что говорит о чувстве незащищенности. При рисовании ребенок использовал штриховку (заштриховал всего человека), штриховка размашистая и выходит за контур, это может нам сказать о трудностях в социальных контактах, с которыми у него связано чрезмерное эмоциональное напряжение. При рисовании сильно нажимал на карандаш, несколько раз исправлял рисунок. Когда рисовал человека, руки изобразил в виде кулаков, что может говорить о существующих признаках агрессии, и возможно является причиной трудностей в общении с детьми. Руки широко расставлены, что свидетельствует о потребности в широком круге социальных контактов, но эта потребность в общении не удовлетворена. Все три рисунка ребенок расположил в самом низу листа, поэтому можно предположить, что ребенок неуверен в себе, может быть заниженная самооценка.

В некоторых рисунках дети изображают военную тематику, человека в агрессивной позе, кисти рук в виде кулаков, что говорит о наличии у некоторых детей агрессивных тенденций, например рисунок Саши Ч., Димы Д., Леши Д.

При анализе рисунка Вовы В. заметно проявление у мальчика агрессивности, о чем говорит агрессивная поза человека, человек вооружен (в руках держит шпаги). На лице человека не изображены глаза и голова нарисована в профиль. Такое положение рисунка рассматривается как проявление закрытости ребенка, ухода от общения. Отсутствие таких основных деталей лица, как глаза, может указывать на определенные трудности в человеческом общении или его отрицание.

Я предполагаю, что агрессивность мальчика выражается в стремление доминировать над сверстниками, прибегать к силе, как средству привлечения внимания или разрешения конфликтов, что, возможно и является причиной возникновения трудностей в общении с другими детьми группы.

По результатам социометрического исследования видно, что Вова В. имеет только два выбора из всех детей группы, мальчик имеет неблагополучную статусную категорию и из этого также можно сделать вывод, что у мальчика возникают трудности в общении с другими детьми. Следствием агрессивности может являться и то, что большинство детей испытывают по этой причине к мальчику негативные эмоции и отрицательно их оценивают и следовательно не принимают Вову В. в свой круг общения. В группе при проведении наблюдения за детьми у Вовы В. проявлялись в поведении признаки агрессии по отношению к другим детям. Дети часто жаловались на него («Вова обижает меня...», «А Вова толкается...»).

Также в рисунках многих детей наблюдаются элементы демонстративности. Особенно это видно на рисунках девочек Леры Т., Ярославы Я.. Девочки изображают принцесс в пышных платьях, с коронами; на платьях множество разнообразных, необычных форм кармашков, нашивок, украшений. Такая степень декорированности фигуры свидетельствует о преобладающих демонстративных тенденций у детей.

Демонстративные дети весьма успешны в игровой деятельности, они могут предложить разнообразные и интересные игры. Поэтому с ними охотно и часто контактируют сверстники, что создает впечатление успешности их взаимоотношений. У этих детей повышена потребность во внимании, поэтому у них могут возникать проблемы во взаимоотношениях в семье, а иногда и в группе.

Несмотря на такую особенность, в группе девочки пользуются популярностью, дети тянутся к ним. Девочки имеют по социометрическому исследованию благоприятную статусную категорию и с ними охотно общаются многие дети.

Анализ еще одного рисунка показал немного другой результат. Это анализ рисунка Юли К. Прежде всего по рисунку можно сказать, что у Юли высокий уровень агрессивности и наблюдаются трудности в общении с детьми группы. По социометрическому исследованию получены результаты о том, что Юля К. находится в статусной категории «не принятые» и не имеет выборов детей.

При исследовании рисунка также можно сказать о проявлении демонстративности, только это проявление немного другого типа, т.е. можно предположить, что у Юли К. возможно проявление демонстративности по типу «бегства в воображение».

Ребенок с таким видом демонстративности менее благополучен в общении и взаимоотношениях. А именно, испытывая потребность в общении, он не может ее реализовать в силу присущей ему агрессивности, что еще более усугубляет агрессивный компонент в структуре его личности, а демонстративные тенденции переносятся в воображаемый план.

Компенсируя испытываемый им недостаток внимания, такой ребенок иногда лжет, что вызывает к нему отрицательное отношение со стороны детей (особенно, если такая черта отрицательно оценивается воспитателем).

Рисуя человека, ребенок с таким видом демонстративности компенсирует свое чувство неуверенности, как правило, за счет изображения себя в виде принцессы или других необычных персонажей, то есть за счет украшения своего образа. Однако на рисунке Юли К. элементы декорированности носят более сдержанный характер, чем декорированность фигур на рисунках Леры Т, Ярославы Я. На рисунке есть некоторые показатели, которые свидетельствуют о неблагополучном личностном развитии. Одна из отличительных особенностей демонстративности, как личностной черты от демонстративности, носящей компенсаторный характер - прорисовка ног.

В первом случае девочки рисовали длинное платье и выглядывающие из под него нарядные туфельки. При компенсаторной демонстративности (рисунок Юли К.) ноги нарисованы с нарушением пропорций. Дети с компенсаторной демонстративностью если и рисуют обувь, то она не декорирована и иногда имеет весьма внушительные размеры, как будто призвана придать значимость, весомость всей фигуре человека.

В процессе рисования Юля К. часто обращалась за поддержкой, переспрашивала или правильно она рисует и все ли она правильно делает. При рисовании сильно наживала на карандаш. О повышенной степени агрессивности свидетельствует «агрессивная линия». На рисунке изображенного дома отсутствуют двери, из чего можно сделать вывод, что ребенок испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно это может быть в домашнем кругу). Редуцированные кисти рук свидетельствуют о сниженной практике общения ребенка. При этом потребность в общении не обязательно снижена. Возможно, что у девочки наоборот, потребность в общении может быть очень высокая, но в силу неблагоприятно складывающихся взаимоотношений эта потребность подавлена, загнана внутрь. Волосы девочка изобразила сильной штриховкой, что также может говорить о тревоге, связанной с мышлением или воображением.

Исследуя рисунки некоторых детей, можно увидеть наиболее яркое проявление агрессивности. Например, рассмотрим рисунок Андрея К. Прежде всего надо сказать, что ребенок при рисовании вел себя неспокойно, прикрывал рисунок рукой. На рисунке видна сильная линия нажима карандаша на бумагу. В рисунке человека, Андрей сильно выделил туловище: оно слишком крупное, что говорит о наличии неудовлетворенных, остроосознаваемых ребенком потребностей; туловище сильно затушевано, что говорит о присутствии тревоги у ребенка. Руки слишком крупные, т.е. у ребенка сильная потребность к лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению. Одновременно фигура человека изображена как бы на ветру, что говорит о потребности этого ребенка в любви, привязанности, теплоте. В нарисованном доме отсутствует дверь, т.е. можно сказать, что ребенок испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими, есть трудности в общении с детьми, может быть из-за повышенного уровня агрессивности. При зарисовке дерева изобразил только ствол и ветки. Ветки нарисованы в разные стороны - это поиск самоутверждения, контактов, суетливость, чувствительность к окружающему.

Изучая рисунок Александра К. я увидела следующие особенности: сильная линия нажима карандаша при рисовании, неуверенная линия рисунка, в рисунке человека выделил ноги используя сильную штриховку, а также прорисовка глаз - признаки агрессивности. Видны элементы агрессии, т.е. изображение кистей рук в виде кулаков. Изображены непропорционально длинные ноги - возможно у мальчика сильная потребность в независимости и стремление к ней.

В рисунке дерева можно сказать о таких особенностях: ствол изображен двумя линиями с нажимом, что говорит о решительности и активности ребенка. Веток нет. Круглая крона говорит о эмоциональности ребенка. В рисунке дома отсутствует дверь, но ребенок пририсовал лестницу, это может говорить о том, что ребенок чувствует недостаток в общении, хотя сам тянется к общению и взаимодействию с другими детьми.

Анализируя рисунок Оли Ж., также видим некоторые проявления агрессивности - очень сильный нажим на карандаш при рисовании. В изображении человека: очень сильно затушевала волосы, что можно связать с тревогой, руки у человека очень длинные с невыраженными кистями, что говорит о стремлении и потребности девочки к самостоятельности, автономности. Руки изображены близко к телу, что может говорить о существующем напряжении. Также в изображении человека есть некоторые элементы демонстративности. В изображении дерева: круглая крона - показывает эмоциональность ребенка.

При исследовании рисунка Вероники Ш. можно сделать следующие выводы. Возможно проявление признаков агрессии, так как в рисунке человека видим, что Вероника изобразила мальчика. Об признаках агрессии может говорить и изображение пальцев без ладоней. У человека сильно затушеваны волосы и также видно выделение некоторых деталей, что говорит о повышенном уровне агрессивности (листву дерева ребенок изобразил также в виде затушевки, но не выразительной).

В рисунке человека руки очень короткие, это говорит о том, что у девочки возможно отсутствия стремления вместе с чувством неадекватности. В рисунке дома отсутствует труба – это говорит о том, что девочка возможно чувствует нехватку психологической теплоты дома. Отсутствие двери на рисунке означает то, что ребенок испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно это может быть в домашнем кругу).

Однако при социометрическом исследовании я получила такие результаты: девочка пользуется популярностью среди детей, получила большое количество выборов, т.е. имеет благоприятную статусную категорию и трудностей в общении с детьми не возникало.

Методика «Рисунок несуществующего животного»

Аспекты анализа рисунка разделяются на формальные и содержательные. К формальному аспекту относятся:

а) семантика расположения в пространстве;

б) графологические признаки.

Семантика пространства проективного рисунка. Пространство рисунка семантически неоднородно. Оно связано с эмоциональной окраской переживаний и временным периодом – настоящим, прошедшим и будущим., а также с действенным и идеальным.

На листе левая сторона и низ рисунка связаны с отрицательно окрашенными эмоциями, депрессией, неуверенностью, пассивностью. Правая сторона (соответственно доминантой правой руке) и верх – с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

В норме рисунок расположен по средней линии (или несколько левее) и чуть выше середины листа бумаги. Положение листа ближе к верхнему краю листа (чем больше, тем лучше выражена) трактуется как высокая самооценка и неудовлетворенность собственным положением в обществе и недостаточным признанием окружающих, претензии на продвижение, тенденция к самоутверждению, потребность в признании. Повышение положения рисунка на листе бумаги говорит о стремлении соответствовать высокому социальному стандарту, стремлением к эмоциональному принятию со стороны окружения. Повышение рисунка также связано с уменьшением фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей.

Положение в нижней части листа – обратный показатель: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, нет заинтересованности в своем социальном положении, отсутствие стремления быть принятым окружением, склонность к фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей.

Правая и левая полуплоскость листа имеют противоположную конотацию по оппозициям «пассивность - деятельность», «внутреннее – внешнее, «прошлое - будущее». Соответственно расценивается местоположение рисунка вправо и влево от средней линии листа, а также ориентация головы и тела животного вправо, влево, в фас. Местоположение скорее символизирует готовые к реализации состояния и реакции на момент рисования, в то время как ориентация головы и тела символизирует общую направленность в сторону достижения тех или иных состояний в рамках указанных позиций.

Необходимо осторожно подходить к интерпретации рисунков, занимающих более 2/3 площади листа бумаги. Особую категорию составляют маленькие рисунки, расположенные в левом верхнем углу листа. Этот тип локализации часто свидетельствует о высокой агрессивности, склонности к регрессивному поведению и эскапизму (желание выйти из ситуации, уход в прошлое, либо в фантазию), избежанию новых переживаний. Возможна выраженная дисгармония между самооценкой и уровнем притязаний.

К ряду интерпретационных приемов работы с пространством относится обращение внимания на ощущения, вызванные рисунком (например, шаткость-устойчивость, что относится к ориентации в социуме, самооценке и пр.) Можно попытаться представить, куда двинется животное, если «открепить» его от плоскости (вправо, влево, вверх, вниз), или оно останется на месте.

Графологические аспекты интерпретации.

К первому аспекту относится анализ линии.

Колеблющаяся, прерывающаяся линия, «островки» перекрывающие друг друга линии, несоединенные узлы, «запачканные» рисунки говорят о легкой напряженности, повышенном уровне агрессивности, что свойственно невротикам. Контуры рисунка здесь могут быть размытыми, «волосатыми», во всем исполнении может чувствоваться неуверенность, неловкость.

Во втором аспекте анализируется направление линии и характер контура.

«Падающие линии» и преимущественное направление сверху вниз влево свидетельствует о быстро истощаемом усилии, низком тонусе, возможной депрессии.

«Поднимающиеся линии», преобладание движения снизу вверх направо – хорошее энергетическое обеспечение движения, склонность к трате энергии, агрессивности.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером острых углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии – когти, клювы, зубы.

В результате проведенного эксперимента я получила следующие показатели.

Анализируя рисунок Ярослава Ч. видим элементы агрессии, которые проявляются в таких символах агрессии, как острые зубы, оскал животного. Можно говорить о агрессии по названию рисунка. Мальчик назвал свое животное динозавр-острозуб. Также в рисунке заметны признаки агрессивности: мальчик много раз стирал рисунок, не знал, где его разместить. При рисовании спрашивал, пра


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.