Определение причин агрессивности — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Определение причин агрессивности

2020-04-01 179
Определение причин агрессивности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Жалобы на то, что ребенок дошкольного возраста ведет себя агрессивно, психологи слышат от родителей и воспитателей чаще, чем какие-либо другие. Однако попытки уточнить, в чем же конкретно выражается агрессивность маленьких детей, приводят иногда к неожиданным ответам – "Утащил у бабушки очки", "Без разрешения играл в компьютерную игру и отказывался прекратить", "Обозвал сестренку дурой", "Отказался поцеловать тетю, которая давно его не видела". Ни один из перечисленных примеров не подходит под определение агрессивного поведения, которое мы понимаем как немотивированное нанесение ущерба социальному и предметному миру. Это означает, что ребенок стремится ломать предметы, портить вещи, ссориться с окружающими не оттого, что претерпел обиду, связанную с ними, а по причинам чисто внутренним, с этими людьми и предметами не связанным. Причем рационального объяснения такого поведения родители не могут вывести из конкретных ситуаций. Конечно, важно иметь в виду, что, помимо агрессивного поведения (того, что открывается объективному наблюдению), существуют также агрессивные представления и переживания, однако сейчас речь идет не о них. Понятно, что, по мере того как человек растет, разрушительная сила его агрессивности также увеличивается, "подпитываясь" возможностями достатка и социального статуса (многие проблемные подростки, например, отдают в своих профессиональных склонностях профессиям, связанным с возможностью иметь оружие). Но и в дошкольном возрасте человек все же имеет некоторые возможности для разрушительного влияния на окружающую среду.
Оценить поведение дошкольника как содержащее агрессивные действия мы предлагаем при помощи специального опросника. Родителям необходимо прочитать вопросы и ответить на них "да" или "нет". В случае, если трудно сделать выбор, ответить наиболее вероятным способом (как бывает чаще, что более характерно для вашего ребенка).

1. Можно ли сказать, что ваш ребенок не агрессивнее других детей?

2. Верно ли, что ваш ребенок не ломает игрушки?

3. Верно ли, что ваш ребенок не ломает вещи (он исследует их, а не портит)?

4. Правда ли, что даже в плохом настроении ваш ребенок не бросает предметы?

5. Бывает ли, что в раздражении ваш ребенок может замахнуться и ударить кого-либо?

6. Верно ли, что ваш ребенок никогда не оторвет листочек или цветок у комнатного растения?

7. Можно ли быть уверенным, что на улице, подойдя к собаке или кошке, ваш ребенок нарочно не наступит на него, не ущипнет?

8. Правда ли, что он никогда не обидит насекомое?

9. Замечали ли вы, что, играя с близким человеком (бабушкой, сестрой), ребенок может причинить ему нечаянную боль?

10. Всегда ли, играя с более слабыми детьми, ваш ребенок соизмеряет силы?

11. Правда ли, что, играя с куклами, ваш ребенок может выколоть им глаза, оторвать ручки или ножки?

12. Правда ли, что характерным игровым приемом вашего ребенка бывает "стрижка" волос, ушей, "лишних" деталей у кукол и других игрушек?

13. Верно ли, что ваш ребенок даже в гневе или раздражении не разбивает посуду?

14. Бывает ли, что, когда вашего ребенка никто не видит, он щиплет, дергает за волосы или кусает другого ребенка?

15. Верно ли, что, рассматривая книжку, он может и вырвать страницу?

16. Верно ли, что Ваш ребенок во время рисования нередко ломает грифель карандаша сильным нажатием?

17. Случается ли, что, находясь рядом с другим ребенком, ваш ребенок толкает и пихает его?

18. Случается ли, что в ответ на замечания взрослых ваш ребенок употребляет бранные слова?

19. Случается ли ему употреблять ненормативную лексику в ссорах с другими детьми?

20. Бывает ли, что от обиды ваш ребенок нередко уходит в другую комнату, бьет подушку, стены, мебель?

Откуда же берется агрессивность у "цветов жизни"? Мы предполагаем, вслед за многими исследователями, что ее источником у детей дошкольного возраста является эмоциональная нестабильность ребенка, сложившаяся под влиянием воспитательного стиля в семье. Не имея возможности ответить в полной мере на поступки старших, переживаемые ребенком как несправедливые, недобрые, он направляет свою агрессивность на другие объекты, более безопасные для ребенка, чем взрослый – других детей или менее защищенных родственников (например, бабушку, младшего брата), животных, растения, просто неодушевленные предметы. Чем более жесткими являются требования, предъявляемые к ребенку дома, тем более агрессивным он, по-видимому, будет в своем поведении. Именно это положение было первой гипотезой нашего исследования, проведенного в одном из московских детских садов. Мы опросили родителей, как принято наказывать детей в семье и что они считают приемлемой мерой воздействия. Все ответы были разделены на две группы. Если ответ родителей был примерно таким: "Я шлепаю, ставлю в угол, лишаю того, что любит ребенок, запираю в комнате", то это мы относили к жестким проявлениям наказания. Если же родители старались не реагировать на "неправильное" поведение ребенка или убеждать его, переключать на другие действия, то это мы относили к мягким мерам воздействия на детей.

Что же показали результаты статистической обработки? Оказалось, что и впрямь, агрессивность детей выше в тех семьях, где придерживаются жестких форм наказания. Однако не всех детей – а только девочек. Агрессивные вспышки у мальчиков проявляются в равной степени во всех семьях, независимо от форм наказания. Это значит, во-первых, что девочек жестко наказывать опасно – то зло, которое они получают от взрослых, они незамедлительно вымещают, "отреагируют", как это называют профессионалы, в любой пригодной для этого ситуации. Во-вторых, мальчиков наказывать жестко бессмысленно – это практически не влияет на их поведение, которое в гораздо большей степени, чем у девочек, определяется внутренними причинами. А вот привести к появления неврозов - страхов, заикания, энуреза – жесткое наказание может и у мальчиков, и у девочек. Так что следующий вопрос касается уже агрессивности взрослых – следует хорошо подумать о том, что вас раздражает в семье или вне дома, и направить вашу собственную агрессивность к тому источнику, который ее породил.

Что же еще может влиять на агрессивное поведение детей? Быть может, как это нередко бывает и у взрослых, ее порождает не недовольство другими, а недовольство самим собой, отсутствие любви к самому себе, право на которую не подтверждается эмоциональным отношением со стороны родителей – лаской, похвалой, добрым словом или жестом? Вторая гипотеза о причинах детской агрессивности состояла в том, что ребенок живет в обстановке так называемой эмоциональной депривации (от английского deprive - лишать), т.е. его не наказывают, но при этом никак не поощряют. А ведь именно активное поощрение является подтверждением самого факта существования ребенка как личности, как ценности, как значимого явления в жизни семьи. Для проверки этой гипотезы мы опросили родителей относительно того, какие формы поощрения используются в семье, а точнее, за что. И вновь разделили их на две группы. К первой мы отнесли тех, кто хвалит ребенка только за видимые достижения – за то, что он что-то выучил, совершил добрый поступок, научился зашнуровывать ботинки, налил собаке в миску воды и т.д. Во вторую группу попали те родители, которые не ограничивают себя в выражении своего восхищения ребенком – как при наличии повода, так и вообще без причин, просто за то, что он такой хороший, что он у них есть, что им гордятся и радуются, даже если он не совершает никаких подвигов.

Анализируя результаты, мы многому удивлялись. Связь между отсутствием постоянного эмоционального поощрения и агрессивностью оказалась значительно более прочной, чем мы ожидали, причем это относилось как к мальчикам, так и к девочкам, хотя девочки все же чувствительнее и к форме наказания, и к отсутствию поощрения. Безэмоциональность родителей, душевная пустота, в которой живет ребенок, оказывается гораздо более сильным стимулятором агрессивности, чем суровой наказание – над этим выводом стоит задуматься многим!

Значит, ребенок может пережить, если его строго, иногда несправедливо наказывают, потому что при этом его все-таки замечают, выделяют как фигуру из фона обычной семейной жизни. Если же он не получает немотивированного поощрения, это воспринимается и переживается как неподтверждение его существования вообще, что субъективно оказывается самым сильным наказанием. Все сказанное, кстати говоря, относится и к нашим взрослым родственникам – ведь в душе у каждого живет маленький ребенок.


2. Экспериментальное изучение агрессивности ребенка
в дошкольной группе

2.1. Цель, гипотеза, задачи, предмет, объект исследования и
методы исследования

 

Цель: изучить влияние агрессивности на статусное положение ребенка в группе старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: я предполагаю, что в результате эксперимента будет получен такой результат: дети с высоким уровнем агрессивности имеют неблагоприятное положение в группе.

Задачи:

Изучить эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста;

Изучить межличностные отношения в группе детей старшего дошкольного возраста;

Изучить статусное положение детей в группе с различным уровнем агрессивности.

Предмет исследования: зависимость статуса ребенка старшего дошкольного возраста от разного уровня тревожности.

Объект исследования: группа детей старшего дошкольного возраста прогимназии № 226.

Обычно, наблюдая за детьми, мы видим в них ласковых мальчиков, девочек и недоумеваем, когда эти милые создания начинают кричать, размахивать руками, топать ногами. Остается только удивляться, откуда же берутся чертики «в тихом омуте». Несомненно, агрессивные тенденции в поведении создают трудности для взаимодействия с ребенком. Однако агрессивность нельзя рассматривать лишь как отрицательное явление. Она, по мнению ученых, является естественным адаптационным механизмом, присущим любой личности.

В процессе развития ребенка у него могут сформироваться различные формы проявления агрессии: истинная, защитная, аутоагрессия и т.д. Для того чтобы избежать формирования агрессивности как устойчивой черты характера, важно своевременно распознать ее.

Существуют разнообразные тесты и методики, позволяющие проанализировать качественно и количественно агрессивные тенденции личности. Тем не менее агрессивность не всегда возможно зафиксировать, поскольку многие люди, понимая, что проявление враждебности социально не одобряемо, умеют ее маскировать. При этом сознание осложняет отреагирование гнева.

В рамках различных теоретических подходов существуют различные традиции изучения агрессивности человека. Одним из путей изучения агрессивности может быть реконструкция образов объектов и потенциальных объектов агрессивных реакций. Такую возможность предоставляет применение репертуарных решеток Келли.

Репертуарные решетки являются в первую очередь методом исследования единичного случая. Однако нельзя считать неуместным их использование в экспериментальном исследовании. Обнаружение стабильных тем конструктов и устойчивых паттернов связей между объектами может позволить получить представление о структуре агрессивности, характерной для той или иной группы испытуемых. Анализ системы личных конструктов позволяет получить богатый материал о личности каждого из испытуемых, избавляя от необходимости обращаться к большому количеству дополнительных психодиагностических методик.

Модифицированный вариант методики "Репертуарные решетки Келли" предоставляет следующие возможности:

- выявить и проанализировать систему конструктов, которой располагает субъект;

- реконструировать образы потенциальных объектов агрессивной реакции субъекта;

- получить картину взаимного расположения и положения относительно образа "Я" образов идеальных, значимых объектов и потенциальных объектов агрессивной реакции - в пространстве, заданном системой конструктов.

Между отдельными паттернами взаимного расположения объектов и предпочтительными для субъекта способами проявления (в наиболее широком смысле этого слова) агрессии существует связь. Использование репертуарных решеток позволяет проверить гипотезу о наличии такой связи, однако не предоставляет возможности проверить гипотезу о характере и природе этой связи - одной из особенностей данной методики является существование принципиальной возможности подходить к интерпретации полученных с ее помощью результатов с различных теоретических позиций. При этом полный содержательный анализ результатов может позволить сформулировать гипотезы о характере и природе этой связи и выбрать адекватный путь ее проверки.

Таким образом, есть основания утверждать, что модифицированный вариант методики "Репертуарные решетки Келли" является эффективным средством изучения индивидуальных особенностей человеческой агрессивности.

По мнению многих ученых-психологов, в диагностике агрессии наиболее эффективны проективные методы. Их принято рассматривать в качестве специального инструмента клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые в меньшей степени доступны непосредственному наблюдению и не выявляются с помощью опроса. Среди них — ассоциативный рисуночный тест (АРТ). Он позволяет построить вероятностную модель поведения человека в различных ситуациях. Состоит из восьми субтестов, шесть из которых снабжены структурированным стимульным материалом и имеют сходные задания. Одно из них — «Нарисовать крокодила» — принято за основу в проведенном нами исследовании.

Методика «Крокодилы»

Адаптированная для экспресс-диагностики агрессивности методика условно названа «Крокодилы».

Согласно мнению специалистов по проективному рисунку, это животное является символом агрессивного поведения. Изображение крокодила способствует выявлению у человека агрессивных тенденций. На рисунке проецируются такие черты характера, как злопамятность, подозрительность, враждебность.

Методика была апробирована на различных возрастных группах. В статье приводятся материалы обследования дошкольников старшей и подготовительной групп детского сада.

Материалы: листы белой бумаги формата А4.

Изобразительные средства: простой и цветные карандаши, фломастеры.

Цвет, форма, размер, сюжет дополнительно не обсуждались.

Ограничений по времени не устанавливалось.

Старшие дошкольники обладают высокой степенью конформности, поэтому при обследовании необходимо разместить их таким образом, чтобы предотвратить срисовывание.

В ходе анализа был выявлен тип рисунков, которые можно назвать стереотипными. Их содержание представлено героями наиболее известных мультфильмов и сказок. Чтобы отделить эмоциональное состояние ребенка от роли персонажа, проводился пострисуночный опрос (ПРО).

Рассмотрим рисунок 1 Тани, 6 лет (см. Приложение). По мнению девочки, это крокодил Гена, друг Чебурашки. Она охарактеризовала персонаж в соответствии с его ролью в мультфильме. Однако, несмотря на некоторую стандартизацию положительных качеств (он — умный, надежный), на рисунке видна эмоциональная часть личности девочки, которая отразилась в цветовом решении. Использован карандаш синего цвета. Таня сказала, что крокодил синий, потому что добрый.

Отметим, что отличная от природной окраска аллигаторов встречалась в рисунках редко (около 3%). Большинство школьников адекватно использовали цветовую гамму. Отклонение от общепринятых цветов может свидетельствовать о креативности ребенка, образности его мышления, о дополнительном способе передачи информации.

Агрессивные дети в большинстве случаев прибегают к использованию простого карандаша. Как и во всех рисуночных техниках, в нашем исследовании наблюдались такие признаки тревожности, как стирание, прорисовывание деталей, возвращение к различным частям рисунка, штриховка. Причем, в рисунках детей старшего дошкольного возраста количество стертых и исправленных изображений во много раз больше, чем у подростков. Этот факт можно объяснить стремлением детей соответствовать школьным нормам и правилам, поскольку рисование воспринимается ими в качестве задания на оценку, а не как способ самовыражения.

В то же время исправление (и/или стирание) может рассматриваться как потребность с помощью изобразительных средств уменьшить переживание агрессии и порожденного ею страха.

Иллюстрацией к сказанному является рисунок 2, на котором мальчик (Дима, 5 лет) сначала обозначил очертания большого крокодила. Затем долго стирал следы простого карандаша. В конечном итоге размеры животного сильно уменьшились. Причину такой метаморфозы объяснил так:

— Он какой-то очень большой и злой, его надо стереть, чтобы его не боялись. Чтобы никто не боялся, я — тоже.

Ребенок явно обеспокоен тем, какое впечатление произведет на окружающих его агрессивность, стремится «усмирить» ее на вербальном и невербальном уровне.

Возвращаясь к теме тревожности, отметим, что рисунок отражает не только устойчивые черты индивида, но и его состояние во время тестирования. Возможна ситуативная тревожность, которая вызвана общением с незнакомым человеком (исследователем), психологической атмосферой и другими причинами. Поэтому необходимо учитывать личностные характеристики исследователя: пол, возраст и т.д. По мнению Е.Т. Соколовой, исследователь должен выступать не в роли регистратора, а в роли партнера.

Методика «Крокодилы» позволяет «снимать» не только показатели эмоционального состояния, но и диагностировать интеллектуальное развитие испытуемых.

Например, на рисунке 3 мы видим животное, уровень исполнения которого ниже возрастной нормы. Обсуждение образа жизни, географии распространения и других особенностей крокодила позволит исследователю получить дополнительную информацию о развитии интеллектуальной сферы испытуемого.

На рисунках детей агрессивность может проявляться в двух формах: как состояние самого ребенка, а также как ощущение враждебного социума по отношению к себе.

Например, рисунок 4 (Алина, 6 лет). Девочка нарисовала животное, похожее на динозавра. По ее мнению, это очень-очень злой крокодил, живет на острове и является полноправным его хозяином, как лев — царем (хозяином) зверей. Такое понимание окружающей социальной среды травмирует ребенка, вызывает в нем страх. Графическим индикатором сказанного являются облака, прорисованная линия основания, хвост и гребень.

На рисунке 5 (Арина, 5 лет) изображен крокодил в агрессивной позе, с хорошо прорисованным хвостом, который в ассоциативном проективном тесте трактуется как показатель злопамятности. При рисовании основное время затрачено на тщательное изображение добычи красного цвета в пасти хищника. Известно, что любая фиксация на какой-то части рисунка и временные задержки являются индикатором внутриличностного конфликта. Арина стремится контролировать проявление своей агрессии, что отражается в наличии таких элементов, как подписывание рисунков и изображение солнца.

Дополнительные элементы (вода, деревья, земля и др.) трактуются как желание структурировать ситуацию и, следовательно, контролировать ее.
Вода (озеро, река, бассейн...) в сочетании с замаскированным в ней крокодилом имеет свою символику. Она скрывает враждебное поведение, демонстрирует латентную форму агрессии (например, рисунок 6).

Кроме прямых агрессивных символов (когти, зубы, шипы), о враждебности свидетельствует количество изображенных животных. Например, на рисунке 7 (Оля, 7 лет) девочка изобразила двух крокодилов, которые расположены рядом и как бы поддерживают друг друга. В ходе пострисуночного опроса выяснилось, что данная работа является примером ситуативной агрессии, так как выполнена сразу после нелюбимого урока математики.

Очень важным показателем является место животного на листе бумаги.

Положение в верхнем левом углу выявляет тревожность (рисунок 8, Наташа, 6 лет) и ориентацию на прошлое.

Срезание рисунка левым краем листа свидетельствует о фиксации на прошлом и, возможно, отрицании его (рисунок 9, Саша, 5 лет). Краем листа срезан хвост. Таким действием ребенок отрицает свою злопамятность, проговаривая при этом, что он всех любит и всех прощает.

Положение животного в центре страницы свидетельствует о чувстве неполноценности и незащищенности (рисунок 10, Юля, 6 лет). Этот рисунок был сделан очень застенчивой девочкой, которая физически менее развита по сравнению со сверстниками. Контакта с ней в ходе исследования установить не удалось.

Если весь рисунок сделан как вид сверху (рисунок 11, Надя, 6 лет), то состояние испытуемого интерпретируется как депрессивное. В ходе опроса девушка сообщила, что получился слишком большой крокодил для такого маленького озера, ему там очень тесно. Творческая работа и рассказ Нади отражают конфликтную ситуацию, вызванную потребностью выразить свою агрессивность и одновременно желанием замаскировать ее (в воде). Воспитатели и детский психолог отмечают крайнюю неудовлетворенность девочки социальной ролью и материальными условиями жизни. Отмечают частые вспышки агрессивности, сменяющиеся депрессивным состоянием.

Рисунки анфас, как правило, характерны для людей с бескомпромиссным поведением.

В процессе пострисуночного опроса, как правило, выясняются причины агрессии. Так, Люда (рисунок 13, 7 лет) прокомментировала свое произведение: «Крокодил бывает злой тогда, когда он один».

В исследовании наблюдались и прямые проговаривания типа: «Я его совсем не боюсь», «Я их всех съем», «Всех бы вас, радостных, перекусать», которые высоко информативны.

Таким образом, при интерпретации методики «Крокодилы» приемлемы параметры, характеризующие стандартизированные проективные рисуночные тесты (ДДЧ, тест Маховера, «Несуществующее животное» и др.). Данная методика проста в исполнении, доступна, интересна для детей, не вызывает у них сопротивления.

Полученные нами результаты совпали с оценкой независимых экспертов (воспитателей, психолога, родителей), что позволяет рекомендовать ее для первичного выявления агрессивных тенденций в поведении школьников. Несомненно, методику «Крокодилы» следует использовать как дополнительную в сочетании с другими тестами.

 

Проведение исследования

 

Для исследования агрессивного состояния каждого ребенка группы я использовала рисуночный тест Бака «Дом–Дерево–Человек», методику «Рисунок несуществующего животного».

Также я проводила диагностику межличностных отношений детей по методике изучения детской группы (социометрия и аутосоциометрия).

Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек»

Американский психолог Дж.Бак первым создал и разработал детально систему интерпретации теста «Дом. Дерево. Человек». Он позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности. Слова дом, дерево, человек – знакомы каждому, но они не специфичны, и поэтому при выполнении задания испытуемый вынужден проецировать свое представление каждого объекта и свое отношение к тому, что данный объект символизирует для него. Считается, что рисунок дома, дерева, человека - это своеобразный автопортрет рисующего человека, так как в своем рисунке он представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него.

Для выполнения теста ДДЧ исследуемому ребенку предлагается бумага, простой карандаш, листок. Стандартный лист для рисования складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами пишется «ДОМ», на второй и третьей в вертикальной позиции сверху каждого листа – соответственно «ДЕРЕВО» и «ЧЕЛОВЕК», на четвертой – имя и фамилия испытуемого, дата проведения исследования. Для рисования обычно используется простой карандаш 2М, так как при употреблении этого карандаша наиболее ярко видны изменения в силе нажима.

Инструкция для ребенка: «Нарисуй пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека». На все уточняющие вопросы испытуемого следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется. Во время теста проводится наблюдение за тем, как ребенок рисует.

Качественный анализ рисунков проводится с учетом их формальных и содержательных аспектов. Информативными формальными признаками рисунка считаются, например, расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или его отдельных частей, выделение отдельных деталей. Содержательные аспекты включают в себя особенности, движение и настроение нарисованного объекта.

Для анализа рисунков используются три аспекта оценки – детали рисунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждодневной жизненной ситуации. Испытуемый может показать в своем рисунке, какие детали имеют для него личностную значимость, двумя способами: позитивным (если во время работы над рисунком ребенок подчеркивает или стирает некоторые детали рисунка, а также если он возвращается к ним) или негативным (если пропускает основные детали рисуемых объектов). Интерпретация таких значимых деталей или комплексов деталей может выявить некоторые конфликты, страхи, переживания рисующего. Но интерпретировать значение таких деталей следует с учетом целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значение деталей часто бывает индивидуально. Например, отсутствие таких основных деталей человека, как рот или глаза, может указывать на определенные трудности в человеческом общении или его отрицание.

Пропорции рисунка иногда отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуации или отношений, которые непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева и человека. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка к другой. Например, очень маленький рисунок человека может показать чувство неадекватности субъекта в его психологическом окружении.

Перспектива показывает более сложное отношение человека к его психологическому окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта.

Для количественной оценки теста ДДЧ общепринятые качественные показатели сгруппированы в следующие симптомокомплексы:

- незащищенность;

- агрессивность;

- недоверие к себе;

- чувство неполноценности;

- враждебность;

- конфликт (фрустрация);

- трудности в общении;

- депрессивность.

Каждый симптомокомплекс состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами, Если показатель отсутствует, ставится нуль во всех случаях, присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. При наличие большинства признаков ставится 1 или 2 балла в зависимости от значимости данного признака в интерпретации отдельного рисунка или всей целостности рисунков теста. Например, отсутствие основных деталей лица: глаз, носа или рта – 2 балла (симптомокомплекс «трудности в общении»), факт изображения человека в профиль в том же симптомокомплексе – 1 балл (см. табл. 1). Выраженность симптомокомплекса показывает сумма баллов всех показателей данного симптомокомплекса.

Таблица 2

Симптомокомплексы теста «дом – дерево – человек»

 

Симптомокомплекс Симптом Баллы
1 2 3 4

Продолжение таблицы 2

 

1 2 3 4
Незащищенность 1 Рисунок в самом центре листа 0;1;2;3
  2 Рисунок в верхнем углу листа 0;1;2;3
  3 Дом, дерево – с самого края 0;1;2
  4 Рисунок внизу листа 0;1;2;3
  5 Много второстепенных деталей 0;1;2;3
  6 Дерево на горе 0;1
  7 Очень подчеркнутые корни 0;1
  8 Непропорционально длинные руки 0;1
  9 Широко расставленные ноги 0;1
  10 Другие возможные признаки  
Агрессивность 1 Облака 0;1;2;3
  2 Выделение отдельных деталей 0;1
  3 Ограничение пространства 0;1;2;3
  4 Штриховка 0;1;2;3
  5 Линия с сильным нажимом 0;1;2;3
  6 Много стирания 0;1;2;3
  7 Мертвое дерево, больной человек 0;2
  8 Подчеркнутая линия основания 0;1;2;3
  9 Толстая линия фундамента дома 0;2
  10 Интенсивно затушеванные волосы 0;1
  11 Другие возможные признаки  
Недоверие к себе 1 Очень слабая линия рисунка 0;2
  2 Дом с краю листа 0;1
  3 Слабая линия ствола 0;1
  4 Одномерное дерево 0;1

Продолжение таблицы 2

 

1 2 3 4
  5 Очень маленькая дверь 0;1
  6 Самооправдывающие оговорки во время рисования, прикрывание рисунка рукой 0;1
  7 Другие возможные признаки  
Чувство неполноценности 1 Рисунок очень маленький 0;1;2;3
  2 Отсутствуют ноги, руки 0;2
  3 Руки за спиной 0;1
  4 Непропорционально короткие руки 0;1
  5 Непропорционально узкие плечи 0;1
  6 Непропорционально большая система веток 0;1
  7 Непропорционально крупные двумерные листья 0;1
  8 Дерево, умершее от гниения 0;1
  9 Другие возможные признаки  
Враждебность 1 Отсутствие окон 0;2
  2 Дверь – замочная скважина 0;1
  3 Очень большое дерево 0;1
  4 Дерево с краю листа 0;1
  5 Обратный профиль дерева, человека 0;1
  6 Ветки двух измерений, как пальцы 0;1
  7 Глаза – пустые глазницы 0;2
  8 Длинные, острые пальцы 0;2

Продолжение таблицы 2

 

1 2 3 4
  9 Оскал – видны зубы 0;1
  10 Агрессивная позиция человека 0;2
  11 Другие возможные признаки  
Конфликтность 1 Ограничение пространства 0;1;2;3
(фрустрация) 2 Перспектива снизу (взгляд червя) 0;1;2;3
  3 Перерисовывание объекта 0;2
  4 Отказ рисовать какой-либо объект 0;2
  5 Дерево, как два дерева 0;2
  6 Явное несоответствие качества одного из рисунков 0;2
  7 Противоречивость рисунка и высказываний 0;1
  8 Подчеркнутая талия 0;1
  9 Отсутствие трубы на крыше 0;1
  10 Другие возможные признаки  
Трудности 1 Отсутствие двери 0;2
Общения 2 Очень маленькая дверь 0;1
  3 Отсутствие окон 0;2
  4 Излишне закрытые окна 0;1
  5 Окна – отверстия без рам 0;1
  6 Выделенное лицо 0;1
  7 Лицо, нарисованное последним 0;1
  8 Отсутствие основных деталей лица 0;2
  9 Человек, нарисованный схематично, из палочек 0;2

Продолжение таблицы 2

 

1 2 3 4
  10 Дом, человек в профиль 0;1
  11 Дверь без ручки 0;1
  12 Руки в оборонительной позиции 0;1
  13 Высказывание о нарисованном человеке как об одиноком, без друзей 0;1
  14 Другие возможные признаки  
Депрессивность 1 Помещение рисунков в самый низ листа 0;1;2;3
  2 Вид дерева или дома сверху 0;1
  3 Линия основания, идущая в низ 0;1
  4 Линия, слабеющая в процессе рисования 0;2
  5 Сильная усталость после рисования 0;2
  6 Очень маленькие рисунки 0;2
  7 Другие возможные признаки  

 

При интерпретации теста ДДЧ необходимо исходить из целостности всех рисунков. Наличие только одного признака не свидетельствует о наличии определенной психологической особенности.

Рисунки теста ДДЧ могут показывать органическую дисфункцию центральной нервной системы. Существует 5 показателей органического поражения центральной нервной системы:

Двойные линии в рисунке;

Несоединенные между собой линии;

Сильный уклон нарисованной фигуры;

Очень большая голова;

Неадекватно выделенная в рисунке человека.

Присутствие более 5 признаков в рисунках дает основание предполагать, что у рисовавшего ребенка может быть органическое поражение центральной нервной системы. Наличие органической дисфункции центральной нервной системы еще не свидетельствует об умственной отсталости ребенка. Часто это может проявляться как локальные затруднения в определенных сферах интеллектуальной деятельности или на определенных ее этапах. Такие дети могут скоро уставать, быть менее внимательными.

В результате проведенного исследования и количественной оценки теста я получила данные по симптомокомплексам, которые представила в виде таблицы 3.

Таблица 3

Количественный состав группы по уровням выраженности
симптомокомплексов

 

 

Количество детей по уровню

Симптомокомплекс

Высокий

Средний

Низкий

  чел. % Чел. % Чел. %
Незащищенность - - 7 24 22 76
Агрессивность 2 7 5 17 22 76
Недоверие к себе - - 7 24 22 76
Чувство неполноценности - - 4 14 25 86
Враждебность - - 6 21

Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.