Влияние сюжетно-ролевой игры на запоминание и воспроизведение детей дошкольного возраста — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Влияние сюжетно-ролевой игры на запоминание и воспроизведение детей дошкольного возраста

2020-04-01 159
Влияние сюжетно-ролевой игры на запоминание и воспроизведение детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Важнейшей особенностью дошкольного возраста, с точки зрения Л.С. Выготского, является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре которой - память.

Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет остальные процессы. То, что память становится в центре сознания ребенка, приводит к существенным следствиям, характеризующим психическое развитие дошкольника. Прежде всего, ребенок приобретает способность действовать в плане общих представлений. Ребенок может устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями [34, с. 251].

Все эти важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста - сюжетно-ролевой игре. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то раньше и легче всего выделяется ребенком в игре [36, с. 238].

В ролевой игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании личности. На основе взаимно противоречивых тенденций ребенка к самостоятельности и к совместной жизни со взрослыми рождается новый тип деятельности - ролевая игра, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и, воспроизводя его жизнь, деятельность и отношения к другим людям, тем самым живет с ним общей жизнью, - пишет Д.Б. Эльконин. Через содержание игры ребенок приобщается к жизни взрослых [43, с. 184].

Сюжетно-ролевая игра отвечает основному мотиву ребенка дошкольного возраста - его стремлению войти в мир взрослого человека. Поэтому наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются именно в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, исполняющего поручение купить в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослых.

Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам. Их в той или иной форме подсказывают ему взрослые. Так, когда взрослый, например, дает ребенку поручение, то тут же предлагает его повторить. Спрашивая ребенка о чем-нибудь, взрослый направляет припоминание вопросами: «А что было потом?»; «А каких ты еще видел животных, похожих на лошадей?» и т.п. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании. В конце концов, дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением использовать связи при припоминании. В конце концов, дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением использовать для этого вспомогательные средства [25, с. 319].

Сюжетно-ролевая игра в ее типичной форме - это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление, отложились в памяти.

Развивающее значение ролевой игры многообразно. В игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воображение, память, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания.

Творческая игра - это процесс осмысленный, осознанный, поэтому в большинстве случаев сюжетно-ролевая игра это прерогатива старших дошкольников. Хотя и у младших дошкольников прослеживаются элементарные действия сюжетно-ролевой игры («Покормим куклу Машу», «Уложим мишку спать», «Оденем куклу на прогулку»). Но именно в старшем дошкольном возрасте начинаются формироваться зачатки перехода от непроизвольной памяти к произвольной, и, несомненно, в творческой игре формируется этот переход, когда ребенок в ходе игры ставит перед собой цель запомнить порученное ему. (Например, при игре в «Магазин» ребенок пытается припомнить, что нужно ему купить из овощей для салата). Самый простой способ запоминания, который применяют дети пяти и шести лет - это повторение поручения. Повторение, с помощью которого осуществляется запоминание, принимает как бы двойную форму. Ребенок повторяет вслух или беззвучно (про себя) поручение.

Уже в старшем дошкольном возрасте иногда наблюдаются случаи, когда ребенок внимательно выслушивает поручение, не проговаривая его вслух или беззвучно. Переход к мысленному повторению имеет существенное значение. Превращая операцию запоминания в процессе внутренний, такой переход делает возможным дальнейшие его развитие, дальнейшую его интеллектуализацию [14, с. 51].

Процесс запоминания сформировывается к концу дошкольного возраста, т.е. в возрасте 6 - 7 лет. Он характеризуется попытками образовать мысленные логические связи между запоминаемыми словами. О наличии таких связей, прежде всего, говорит сам характер воспроизведения. Ребенок изменяет при воспроизведении порядок названных ему предметов, объединяет их по назначению. Об этом же свидетельствуют и неточные воспроизведения, с которыми мы встречаемся у более старших детей. Чаще всего это слова весьма близкие по значению с замененными. Например, в сюжетно-ролевой игре Кирилл С. (6 лет 3 мес.) заменяет слово «лапша» словом «макароны», Саша З. (5 лет 11 мес.) заменят слово «колбаса», словом «мясо».

Некоторые признаки указывают так же на то, что образование смысловых связей при запоминании ориентировано у этих детей на ситуацию воспроизведения. Качественный анализ поведения детей в условиях игры, конечно, не дает исчерпывающей характеристики того, как протекает у них процесс запоминания поручения, но, опираясь на данные, полученные в ходе исследований З.М. Истоминой - можно сделать вывод, что старшие дошкольники в отличие от детей 3 - 4 лет в ходе сюжетно-ролевой игры принимают задачу запомнить поручение, применяют различные способы запоминания [14, с. 56].

Развитие произвольной памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, т.е. ставит цель «вспомни». Очень важно для успешного развития произвольной памяти в сюжетно-ролевой игре то, что требование запомнить вызвано потребностями хода игры, в которую включен дошкольник. Так же немаловажно и то, что использование усвоенных знаний следует вскоре за запоминанием. Сюжетно-ролевая игра это очень ценный естественный для дошкольника источник, который развивает произвольную память, т.к. она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности [39, с. 164].

Таким образом, опираясь на многочисленные труды психологов (Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, А.А. Любинской, С.Л. Рубинштейна, А.В. Запорожец), которые считали игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, можно сделать вывод, что, благодаря ролевой игре, в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, готовящие переход к новой высшей стадии развития. А так же можно с уверенностью сказать что, влияние творческих игр, безусловно, положительно сказывается на развитии памяти, и в частности на формирование предпосылок произвольной памяти у дошкольников, ведь цель запомнить и припомнить при выполнении роли имеет для ребенка очень наглядный, конкретный смысл.

 



Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.