Особенности развития двигательных функций у детей до года — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности развития двигательных функций у детей до года

2020-04-01 185
Особенности развития двигательных функций у детей до года 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теоретическая часть

Практическая часть

Организация и методология исследования, объем экспериментальной выборки и общая характеристика обследования

 

Для проведения исследования нами были отобраны следующие виды работы: организованные; сравнительный метод.

Нам необходимо было сравнить данные, полученные в период констатирующего этапа эксперимента с данными контрольного этапа, полученные после формирующего эксперимента. Таким образом, необходимо было проследить динамику коррекционного воздействия на формирование двигательных навыков детей до одного года.

Основные методы:

Изучение документации

Нами были изучены следующие необходимые для дальнейшей работы документы:

а) личные дела

б) медицинские карты

в) журнал наблюдений с характеристикой на каждого ребенка.

Наблюдение - один из методических приемов обследования. Для описания характерных особенностей развития двигательных функций возникла необходимость пронаблюдать за детьми в процессе игровой деятельности, что позволяет судить о физических возможностях детей.

Эксперимент

Для проведения эксперимента, основной целью которого является прослеживание динамики развития двигательных навыков, необходимо составить систему методов коррекции и методик позволяющие использовать их в обучающем эксперименте.

Вспомогательные методы:

Беседа с наблюдающим неонатологом, патронажной сестрой

Целью бесед необходимость узнать о характере, поведении и физиологическом состоянии детей.

В состав экспериментальной группы вошло восемнадцать человек из них две девочки и один мальчик с нарушением опорно-двигательного аппарата.

В ходе эксперимента дети были разделены на три группы:

. Дети, которым проводились сеансы лечебного массажа на протяжении месяца без перерывов

. Дети, которым проводились сеансы лечебного массажа циклами (7 дней массажа - недели с перерывом 4 дня)

. Дети, которым не проводились сеансы лечебного массажа

 

Характеристика психологических методов используемых в исследовании и их обоснование

 

Для решения поставленных задач исследование проводилось в течение сентября 2007 гг. на базе СПб городской поликлиники №2. В исследовании участвовало 18 детей (10 девочек и 8 мальчиков) с различным уровнем развития двигательных функций в возрасте от 3-х месяцев до одного года. Экспериментальную группу составили 12 детей (7 девочек и 5 мальчиков), контрольную также 6 детей (3 девочки и 3 мальчика).

В экспериментальной группе применялся лечебный массаж. В контрольной группе не применялся.

Исследование было проведено в 3 этапа. На 1-ом этапе определены цель, задачи, предмет и объект исследования. На 2-ом этапе сформирован информационный массив, включающий:

·   Результаты анализа источников информации с выработкой рабочей гипотезы и определением предварительной математической модели.

·   Исходные данные о функциональном состоянии опорно-двигательного аппарата исследуемого контингента.

·   Результаты динамических наблюдений за показателями функционального состояния опорно-двигательного аппарата у исследуемого контингента детей.

На 3-м этапе анализировалась информация, полученная за период работы с исследуемым контингентом, оценивалась эффективность воздействия циклических сеансов массажа и нециклических.

Оценка функционального состояния опорно-двигательного аппарата проводилась по методическим разработкам НИИ детской травматологии и ортопедии им. Г.И. Турнера и городского психоневрологического детского санатория “Комарово” и включала: силовую выносливость мышц спины (в секундах), силовую выносливость мышц брюшного пресса (в секундах).

 

Выводы

 

. Движения человека развиваются на протяжении довольно длительного времени и проходят ряд последовательных этапов, начиная от рефлекторных движений новорожденного и до координированной произвольной двигательной активности, которая может совершенствоваться всю жизнь. Развитие двигательных функций ребенка - это сложный процесс, определяемый, с одной стороны, поэтапным созреванием ЦНС, а с другой - многообразными влияниями окружающей среды. Наиболее интенсивное двигательное развитие происходит на первом году жизни, что связано с высоким темпом созревания мозга. Последовательность формирования движений и позы человека определяется генетической программой развития, однако сроки и темпы их становления в большой степени зависят от воздействия средовых факторов, прежде всего от целенаправленной тренировки функций. Раннее распознавание нарушений развития и ранняя адекватная коррекция имеющихся отклонений имеют решающее значение для предупреждения тяжелых расстройств движений, речи и психики.

. Развитие ребенка на первом году условно подразделяется на 5 основных этапов: период новорожденности; 1-3 мес; 3-6 мес; 6-9 мес; 9-12 мес. На каждом возрастном этапе формируются специфические функции, которые служат показателем возрастного развития и определяют его последовательный ход. Для выявления и правильной коррекции нарушения психомоторного развития на первом году жизни, прежде всего, необходимо знать эти основные этапы развития здорового ребенка.

В развитии моторики ребенка можно отметить взаимосвязанные тенденции: усложнение двигательных функций и угасание, редукцию ряда врожденных безусловных рефлексов. По характеру редукции, ее задержке и более позднему угасанию этих рефлексов можно решать вопрос о правильности развития ребенка.

Нервная система с её богатым рецепторным аппаратом первая воспринимает механические раздражения, наносимые во время массажа на кожу, а также на глубжележащие ткани. Изменяя характер, силу и продолжительность массажного воздействия, можно изменять функциональное состояние, снижать или повышать общую нервную возбудимость, усиливать глубокие и оживлять утраченные рефлексы, улучшать трофику тканей, а также деятельность различных внутренних органов и тканей.

. В результате эмпирического исследования получены данные о зависимости циклов и сеансов на двигательные навыки детей до года. Анализ полученных данных говорит о наибольшей целесообразности проведения циклических сеансов лечебного массажа


Заключение

 

Движения человека развиваются на протяжении довольно длительного времени и проходят ряд последовательных этапов, начиная от рефлекторных движений новорожденного и до координированной произвольной двигательной активности, которая может совершенствоваться всю жизнь. Развитие двигательных функций - ребенка это сложный процесс, определяемый, с одной стороны, поэтапным созреванием ЦНС, а с другой - многообразными влияниями окружающей среды. Наиболее интенсивное двигательное развитие происходит на первом году жизни, что связано с высоким темпом созревания мозга. Зрелость ЦНС обеспечивает возможность интегральной деятельности мозга, что лежит в основе формирования произвольной двигательной активности.

Для овладения той или иной функцией ребенок должен пройти несколько периодов, во время которых закладывается фундамент будущих функций. Сроки формирования отдельных двигательных навыков могут значительно варьировать, но последовательность их становления остается постоянной. Например, ребенок не может сидеть до того, как научится держать голову и выпрямлять спину. Последовательные стадии развития двигательных функций перекрывают друг друга (нет четко определенных границ между этапами). Осваивая новые функции, ребенок продолжает совершенствовать уже приобретенные навыки. В ходе совершенствования происходит дифференциация и изоляция отдельных движений.

1. Развитие, совершенствование и координация двигательных навыков идет по цефалокаудальному принципу (от головы к верхним, затем к нижним конечностям).

2. Развитие двигательных функций идет в направлении от проксимальных к дистальным отделам, от простого - к сложному.

Растущий организм ребенка, в частности его нервная система, обладает большими пластическими и компенсаторными возможностями, особенно в первые девять месяцев жизни, которые можно усилить с помощью лечебно-коррекционных мероприятий. Для коррекции имеющихся отклонений развития используется не только и не столько медикаментозная терапия, сколько лечебная физкультура и педагогические воздействия. Также применяется комплекс средств лечебной физкультуры (ЛФК): массаж (классический и точечный).

Уравновешивание процессов возбуждения и торможения является одним из существенных моментов для полноценного замыкания условных и безусловных рефлексов, создания условий, облегчающих проведение нервных импульсов, что, в свою очередь, способствует нормализации психомоторного развития. Специально подобранные упражнения могут ослабить или даже устранить сформировавшиеся патологические условно-рефлекторные связи и восстановить нормальную регуляторную функцию центральной нервной системы.

Классический массаж применяется для расслабления напряженных мышц (поглаживание, потряхивание, валяние, вибрация), стимуляции ослабленных мышц (поглаживание, растирание, разминание, пощипывание, штрихование). Все применяемые движения направлены снизу вверх, то есть по току венозной крови и лимфы (от стопы к тазобедренному суставу, от кисти к надплечью, от копчика к шее), на шее сверху вниз, живот массируется по часовой стрелке. Сочетая приемы расслабления и стимуляции, можно добиться нормализации тонуса спастичных мышц и улучшения функции ослабленных.

Точечный массаж применяется для расслабления мышц стимуляции активного движения. Для расслабления используют тормозной метод - медленное спиралевидное вращательное движение по часовой стрелке с постепенным усилением давления концом пальца на определенные точки, затем вращательное движение в обратном направлении до полного прекращения давления. Этот прием проводится в течение 2-3 минут до достижения расслабления.

Анализ результатов данных эмпирического исследования показал, что наиболее целесообразно проводить циклические сеансы лечебного массажа для эффективного развития двигательных навыков детей в возрасте до одного года.


Список литературы

 

1.  Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: Физкультура и спорт, 1987.- 208 с.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. - Т.3. Проблемы развития психики / Под. ред. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 367 с.

.   Дерюгина М.П. Ребенок. Воспитание и уход за ним. - Мн.: «Хелтон»,2000- 352с.

.   Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. - М.: Медицина, 1981, 272 с.

.   Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 992с.:ил. - (Серия «Мастера психологии»).

.   Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с.

.   Попова Н.М., Харламов Е.В. Гимнастика и массаж ребенка первого года жизни: Учебное пособие. - М.: Феникс, 2006

.   Шутт К. Энциклопедия младенца: Рождение, уход, питание, развитие, воспитание. - пер. с нем. - М.: АСТ, персей1998.-332с.

Теоретическая часть

Особенности развития двигательных функций у детей до года

 

Моторные, или двигательные навыки (рефлексы) подобно кирпичикам здания, составляют все движения нашего тела. Любое из них базируется на одном, а чаще на нескольких таких навыках. Мы начинаем приобретать двигательные рефлексы с момента рождения, и самые ранние навыки - хватание, умение тянуть руку, сосание - становятся первыми строительными блоками всех наших будущих движений. По мере того, как грудной ребенок подрастает, он начинает приобретать все больше и больше таких навыков, начинает соединять их вместе в различных сочетаниях, заменять один на другой, чтобы создать новое необходимое ему движение.

Стремление грудного ребенка к овладеванию все новыми двигательными навыками и к их комбинации с целью выработки все более сложных движений - прямой результат количества, качества и разнообразия стимулов, которые получает малыш. В первые два года ребенку приходится овладеть большим количеством основных, первичных двигательных навыков, чем за всю оставшуюся жизнь. Многие специалисты считают, что к 10 годам человек уже овладевает всеми двигательными навыками. Согласно исследованиям этих специалистов, любое новое движение - это просто более или менее сложная комбинация уже имеющихся двигательных навыков.

Как показал анализ специальной литературы, изучением проблем формирования двигательной потребности занимались многие исследователи как у нас в стране (А.Д. Слоним, 1984; А.Г. Сухарев и др., 1988; В.К. Бальсевич, 1988, 2000; Н.И. Пономарев, В.М. Рейзин, 1989; Р. Дорр, 1992; Л.В. Яковлева, Р. Юдина, 1994; П.К. Дуркин, М.П. Лебедева, 1995, 2002; В.П. Куликов, В.И. Киселев, 1998; Г.Н. Голубева, Н.Ю. Гимадеева, 1999; Е.И. Янкелевич, 1999; В.П. Дудьев, 2000; Л.К. Сидоров, 2005 и др.), так и за рубежом (M. Ibuka, 1977; N. Wolanski, 1986; M. Spence, 1986; C. Loupan, 1987; P. Simkin, J. Whalley, A. Keppler, 1991; Г. Доман, 1996;. A.J. De-Casper, M. Spence, 1986; M. Segal, 1996).

В частности, исследованиями Л.К. Сидорова (2005), показано, что в методологии построения системы физического воспитания первоосновой будет сформированность такого состояния двигательной потребности, при котором необходимость в занятиях физической культурой будет оцениваться не на уровне сознания, а на уровне подсознания - в бессознательном поле (он чувствует, что иначе нельзя). Только такой уровень сформированности двигательной потребности, по мнению автора, позволит успешно решить все стоящие перед физическим воспитанием задачи.

Движения человека развиваются на протяжении довольно длительного времени и проходят ряд последовательных этапов, начиная от рефлекторных движений новорожденного и до координированной произвольной двигательной активности, которая может совершенствоваться всю жизнь. Развитие двигательных функций ребенка - это сложный процесс, определяемый, с одной стороны, поэтапным созреванием ЦНС, а с другой - многообразными влияниями окружающей среды. Наиболее интенсивное двигательное развитие происходит на первом году жизни, что связано с высоким темпом созревания мозга. Зрелость ЦНС обеспечивает возможность интегральной деятельности мозга, что лежит в основе формирования произвольной двигательной активности. Процесс развития двигательной функции основывается на следующих принципах:

Преемственность и этапность. Для овладения той или иной функцией ребенок должен пройти несколько периодов, во время которых закладывается фундамент будущих функций. Сроки формирования отдельных двигательных навыков могут значительно варьировать, но последовательность их становления остается постоянной. Например, ребенок не может сидеть до того, как научится держать голову и выпрямлять спину. Последовательные стадии развития двигательных функций перекрывают друг друга (нет четко определенных границ между этапами). Осваивая новые функции, ребенок продолжает совершенствовать уже приобретенные навыки. В ходе совершенствования происходит дифференциация и изоляция отдельных движений.

Развитие, совершенствование и координация двигательных навыков идет по цефалокаудальному принципу (от головы к верхним, затем к нижним конечностям).

Развитие двигательных функций идет в направлении от проксимальных к дистальным отделам, от простого - к сложному.

Совершенствование произвольной моторики тесно связано с ощущением движения (кинестезией). Кинестезия - это своеобразная обратная связь, благодаря которой возможно накопление опыта и формирование стереотипа движения. Это ощущение возникает главным образом в результате активных движений и в меньшей степени - в результате пассивных.

Последовательность формирования движений и позы человека определяется генетической программой развития, однако сроки и темпы их становления в большой степени зависят от воздействия средовых факторов, прежде всего от целенаправленной тренировки функций. Установлено, что дефицит тактильных, зрительных, слуховых и других раздражителей приводит к задержке нервно-психического развития ребенка.

Созревание центральной нервной системы, заключающееся в постепенном переходе от филогенетически древних уровней регуляции к эволюционно более молодым и совершенным, составляет основу развития движений человека. Условно можно разграничить несколько уровней регуляции: спинальный, стволовой, подкорковый, корковый. Высшим отделом центральной нервной системы является кора головного мозга, на уровне которой осуществляется сложная аналитико-психическая деятельность по переработке информации, поступающей от различных функциональных систем организма, образование связей и формирование ответа на информацию.

Несмотря на иерархическую структуру нервной системы, функционирование ее различных отделов взаимосвязано. Любое действие является результатом сложной, многоуровневой переработки информации и передачи не менее сложным путем руководства к действию определенным органам и системам. Для успешной деятельности необходимы следующие компоненты: афферентная импульса пия с периферии, корковый синтез и анализ, программирование деятельности, эфферентная импульсацня и орган-исполнитель. С возрастом эта функциональная система усложняется, и каждое звено должно быть достаточно сформировано, иначе более сложный этап развития функции будет задержан или будет протекать аномально. Еще одним важным элементом развития движений является мотивация. Только самостоятельно выполненное, а не пассивное движение оставляет четкий след в памяти и способствует выработке двигательного стереотипа.

Большая вариабельность нормальных темпов развития, определяемая сложными взаимодействиями генетической детерминации с многообразием внешних влияний, значительно затрудняет своевременное выявление нарушений постнаталъного развития ребенка, особенно негрубых, «малых форм» патологии.

Раннее распознавание нарушений развития и ранняя адекватная коррекция имеющихся отклонений имеют решающее значение для предупреждения тяжелых расстройств движений, речи и психики.

Однако обнаружение и особенно оценка нарушения психомоторного развития ребенка первого года жизни нередко представляют большие трудности. Это обусловлено физиологической незрелостью нервной системы, эволюционно-возрастными особенностями развивающегося мозга.

Развитие ребенка на первом году условно подразделяется на 5 основных этапов: период новорожденности; 1-3 мес; 3-6 мес; 6-9 мес; 9-12 мес. На каждом возрастном этапе формируются специфические функции, которые служат показателем возрастного развития и определяют его последовательный ход. Для выявления и правильной коррекции нарушения психомоторного развития на первом году жизни, прежде всего, необходимо знать эти основные этапы развития здорового ребенка.

В развитии моторики ребенка можно отметить взаимосвязанные тенденции: усложнение двигательных функций и угасание, редукцию ряда врожденных безусловных рефлексов. По характеру редукции, ее задержке и более позднему угасанию этих рефлексов можно решать вопрос о правильности развития ребенка.

У новорожденных и детей первых месяцев жизни можно вызвать ряд рефлексов, получивших название примитивных или физиологических, обусловленных незрелостью головного мозга. По мере созревания головного и спинного мозга эти рефлексы постепенно угасают. [7, с. 5-11]


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.