Обзор методик, направленных на улучшение бросковой подготовленности у юных баскетболистов — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Обзор методик, направленных на улучшение бросковой подготовленности у юных баскетболистов

2020-04-01 69
Обзор методик, направленных на улучшение бросковой подготовленности у юных баскетболистов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Существует обилие разноплановых методических рекомендаций, которые трудно сопоставить по значимости. Поиски методов тренировки точности бросков, главным образом, шли по пути количественного повторения движений. Однако, на наш взгляд, этот метод является основным ишь на начальном этапе подготовки баскетболиста. На начальном этапе обучения рекомендуется использовать большое количество бросков из строго определенного положения до тех пор, пока в известной мере у баскетболиста не закрепится навык и не стабилизируется техника. Когда навык освоен и закреплен, предлагается использование метода «постановки задачи труднее основной». При применении этого методического приема броски выполняются поочередно с «точек» и с увеличением дистанции, причем вначале выполняются броски с удаленной дистанции, а затем с тренируемой. Этот метод более эффективен, чем метод постепенного увеличения дистанции от предельно малой до значительной (Пельменев В.К., 2000).

Специалисты рекомендуют проделывать основную работу по совершенствованию техники броска в возрасте 15-17 лет. В этом возрасте спортсмены должны много работать индивидуально, выполняя по 500-600 бросков в день. Тренировать броски рекомендуется без сопротивления; с пассивным сопротивлением, используя различные предметы, манекены; с активным сопротивлением защитников; в парах, тройках, группах; в состоянии утомления и регулируемого психологического напряжения. Процесс совершенствования техники броска необходимо строить с учетом закономерностей развития спортивной формы игроков (Гомельский А.Я., 2002). Однако это положение расходится с принципом, что физические качества нужно развивать в так называемые сенситивные периоды, такой период для развития точности наступает, как мы показал анализ литературы, приведенный выше, в 12-14 лет (мальчики), 12 - 15 лет (девочки). После 14 - 15 лет точность развивается не так интенсивно.

Так ли иначе, в возрасте 14 - 16 тренировочный процесс имеет свои особенности в связи с увеличением числа соревнований. Поэтому необходимо приближать бросковые упражнения к реальным условиям игры [4, 16]. С этой целью используют искусственное моделирование сбивающих факторов (ограничение пространственных и временных параметров деятельности, создание соревновательного дефицита времени и пространства, применение зрительных и звуковых раздражителей, моделирование экстремальных моментов игры) (Семкин А.А., 1992).

Бросковые упражнения, связанные с большими физическими и психическими нагрузками и требующие высокого технического исполнения, отлично подготавливают игроков к ответственным матчам. Поэтому в юношеском возрасте необходимо усложнять игровые задания, например, следующим образом - за мяч забитый с сопротивлением попадание умножается на два, не адекватный бросок минус два очка (Черемисин В.П., 1997).

Наиболее эффективными являются бросковые упражнения, органично увязанные со стратегией и тактикой игры команды в атаке и обороне и соответствующие конкретным игровым ситуациям и педагогической концепции, которой придерживается тренер. Так каждому упражнению целесообразно придавать отчетливо выраженный технико-тактический характер, оно должно иметь свое название, которое давало бы игрокам ясное представление об основной цели и о трудностях выполнения данного задания. С этой целью предлагают вводить карточки задания для решения тактических задач, как эффективное средство развития игрового мышления (Луничкин В.Г., 2005, Портнов В.М., 2005).

Для каждого броскового упражнения следует обеспечивать максимальную интенсивность выполнения (конечно, в соответствии с уровнем подготовленности и состоянием каждого игрока) (Корягин В.М., 1994). В процессе таких упражнений необходимо формировать устойчивость игрока к силовым контактам, эмоциональным стрессам, а также к «сбивающим» факторам, при этом нельзя допускать, чтобы чрезмерная длительность упражнения отрицательно сказывалась на психике спортсмена и снижала эффективность выполнения, поэтому одно упражнение не должно длиться более 7-8 минут (Келлер В.С., 1989). Поэтому в тренировочном процессе баскетболистов 15-17 лет рекомендуют интервальный метод тренировки (Лосин Б.Е., 198)

В свою очередь интенсивность двигательной деятельности должна поддерживаться за счет средств, способствующих развитию специальной (скоростной) выносливости и выполняемых между микросериями кратковременно (6-12 сек.), но с максимальной интенсивностью (Гомельский А.Я., 2002). Броски рекомендуется осуществлять мелкими сериями для развития точности (Черемисин В.П., 1997). Многие авторы подчеркивают, что «подсобные» упражнения на заданную точность способствуют активизации процессов мышления и осознания наиболее рационального способа выполнения двигательного действия. Отмечается, что выполнение упражнений на точность способствует развитию функции памяти спортсменов (Гомельский А.Я., 2002, Ивойлов А.В., 1981).

Необходимо использовать технические устройства в тренировке с юными баскетболистами. Это позволяет в «искусственных» условиях усилить целенаправленность в действиях баскетболистов, развивает творческую деятельность по выбору рационального двигательного исполнения упражнений в условиях возрастающих объемов как срочной, так и отсроченной информации (Скворцов А.Е., 1997). С помощью применения технических средств повышается эффективность процесса создания зрительных и слуховых представлений, формирование образов и специализированных психологических восприятий. Все это активизирует познавательную деятельность занимающихся, ускоряет ход обучения и позволяет добиваться быстрого и прочного усвоения достаточно большого объема специальных знаний.

В настоящее время для баскетбола актуальна система опережающей подготовки, содержащая совокупность элементов, логически связанных между собой, с целевой установкой приоритетного воздействия на базовый элемент, за счет которого достигается опережение основных соперников по уровню спортивного мастерства (Портнов Ю.М., 2005), а также интенсификация - общая ведущая тенденция в современном спорте. Она проявляется в уменьшении времени выполнения как технических приемов в целом, так и их отдельных фаз («скорострельность» броска). Стратегия интенсификации тренировочного процесса в среднем и старшем юношеских возрастах акцентирована по разделу «скоростная техника» с одновременным уменьшением рабочих объемов (Черемисин В.П., 1997).

Отдельно необходимо рассмотреть особенности тренировки броска в условиях противодействий соперника, так как современный баскетбол характеризуется высоким уровнем активности защитных действий.

Для тренировки броска в условиях противодействия наиболее характерным является метод поэтапного усложнения внешней обстановки, который состоит из следующих приемов: 1) сопротивление условного противника; 2) трудные исходные положения и подготовительные действия; 3) максимальная быстрота и точность в выполнении бросков; 4) ограничение пространства; 5) выполнение броска в необычных условиях. Для успешной реализации бросков в экстремальных условиях соревновательной деятельности рекомендуется использовать программы усиленного совершенствования двигательной координации с целью повышения уровня ее отдельных показателей и овладения сложными техническими приемами (Портнов Ю.М., 1997). Уместно использование контрастного метода с наличием искусственного ограничения зрительного контроля, который совершенствует точностные движения и повышает качество дифференцировок скоростно-силовых усилий (Черемисин В.П., 1997). Использование сложнокоординационных упражнений с двумя-тремя мячами повышает не только уровень координации, но и развить «чувство мяча» (Гомельский А.Я., 2002).

Большое значение придается применению ситуационного метода, сущность которого состоит в том, что предлагаемые игровые упражнения представляют собой наиболее типичные игровые ситуации, к которым относят стандартные ситуации (вбрасывание, пробитие штрафного броска), типичные (опека 1х1, 2х2, 3х3 и т.д.), особые (3 секунды до конца, команда проигрывает одно очко и др.). При этом необходимо учитывать, что меньшие физиологические изменения происходят во время выполнения игровых упражнений - 1х1 на одно кольцо, 2х2, 3х3 на одно кольцо (Корягин В.М., 1994). Отметим, что ситуативные упражнения должны обязательно сопровождаться конкретной постановкой задач, регламентирующих действия отдельных игроков, групп и команды в целом, и иметь соответствие с тактическими схемами, используемыми в игре.

 



Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.