Характеристика фактов, влияющих на точность бросков в баскетболе — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Характеристика фактов, влияющих на точность бросков в баскетболе

2020-04-01 144
Характеристика фактов, влияющих на точность бросков в баскетболе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Вопросы точности двигательных действий широко изучались специалистами в области физического воспитания и спорта (Бернштейн Н.А., 1966, Благуш П.К., 1982, Голомазов С.В., 1973 и др.).

Специалисты в области баскетбола разделяют факторы, определяющие точность бросков, на две основные группы:

) объективные;

) субъективные.

Физические свойства мяча, особенности его полета, механические закономерности попадания мяча в цель - все это факторы объективные, или внешние.

К субъективным факторам относятся те, которые зависят от внутреннего состояния спортсмена, выполняющего бросок. Одни из них могут носить чисто индивидуальный характер: физическое развитие, пол, возраст и др. Другие не зависят от индивидуальных особенностей и присущи всем играющим в баскетбол. Это: влияние психологического и функционального состояния спортсмена; методика тренировки; способ выполнения действий в игровой обстановке и т.д. Именно этими факторами, в первую очередь и определяется поведение спортсмена и его результативность.

Рассмотрим наиболее существенные из них.

Одним из факторов, определяющих точность бросков, является дистанция, или расстояние, с которого баскетболист выполняет бросок. Величина ошибки возрастает с увеличением расстояния до кольца.

На основе математического анализа В.А. Петров пришел к выводу, что при прочих равных условиях точность бросков линейно зависит от угла зрения, под которым игрок видит кольцо, т.е. чем больше расстояние, тем меньше угол зрения и хуже точность. Регистрация зависимости частоты попадания баскетбольных бросков в неигровых условиях и расстояния до кольца, когда броски выполняются в спокойной обстановке, без противодействия противника, показала, что точность имеет строго линейный характер, т.е. с увеличением дистанции точность выполнения бросков линейно снижается (цит. по Пельменев В.К., 2000).

Изучалось также влияние на точность бросков, выполняемых в неигровых условиях, некоторых показателей: таких, как:

) дальность (дистанция менялась от 1,5 до 6 м);

) направление броска (броски выполнялись под углом к щиту 0,45, 90);

) способ броска (одной рукой от плеча, одной рукой сверху, двумя руками от груди, двумя руками сверху).

Определено, что точность бросков мяча в кольцо зависит прежде всего от дистанции (на 68-72%), от направления (на 17-28%) и от способа выполнения движения (на 3-13%) (Пельменев В.К., 2000).

Точность бросков во время соревнований намного ниже, чем в тренировочных условиях. Одним из факторов снижения результативности бросков в ходе соревнований является противодействие противника. Установлено, что 75% бросков выполняется в условиях активного противодействия. В этом случае результативность значительно снижается. Точность бросков, выполняемых с ближних дистанций без противодействия, в играх мужских и женских команд составляет 81,1%, а при активном противодействии точность снижается на 29% (Луничкин В.Г., 1971).

Несомненно, большое влияние на точность броска оказывает уровень подготовленности спортсмена.

Рассмотрим три основных фактора, которые связаны с точностью выполнения бросков: 1) влияние возрастных и половых особенностей спортсмена; 2) физическая и техническая подготовленность баскетболиста.

Развитие точности движений определенным образом связано с анатомо-физиологическими особенностями формирования организма. В процессе его формирования специфика пола накладывает отпечаток на развитие пространственно-временной оценки движений. В связи с этим целесообразно рассматривать возрастную динамику меткости с учетом половых особенностей. Основываясь на данных научной литературы, условно можно выделить три этапа развития точности:

) этап умеренного развития точности движений - до 12 лет (и у мальчиков, и у девочек);

) этап наиболее бурного развития точности движений - 12-14 лет (мальчики), 12 - 15 лет (девочки);

) этап замедленного развития точности движений либо прекращения динамики ее увеличения - от с 14 (мальчики), с 14 - 15 (девочки) до 16-17 лет (Некрасов К.Г. 1969).

По вопросу связи силы с точностью бросков в литературе имеются противоречивые мнения. Можно лишь утверждать, что развитие точности связано с силой и зависит от величины нагрузок, возраста занимающихся, избранных методик, периодов в цикле их применения между абсолютной силой мышц кисти и точностью броска нет прямой корреляционной связи.

И.Н. Преображенский, исследуя влияние упражнения со штангой на точность движений, отмечает заметное отрицательное влияние этих упражнений на проприоцептивную чувствительность, латентное время расслабления мышц, появившееся после первых занятий и усиливающееся в ряде случаев к концу цикла. Вместе с тем после недельного отдыха эти явления полностью исчезали и сменялись положительными сдвигами. При этом не наблюдалось существенного снижения точности бросков, но отмечались частые перебрасывания мяча через кольцо (Преображенский И.Н., 1964).

Большой интерес представляют исследования взаимосвязи скорости и точности движений. Установлено, что увеличение скорости отрицательно влияет на точность движений (Зациорский В.М., Голомазов С.В., 1972).

В обеспечении точности бросков существенную роль играет техника. Существуют определенные звенья технического приема, которые являются ведущим при выполнении броска.

При выполнении элементов техники большое значение следует придавать исходному положению игрока. В технике выделяют исходное положение перед броском, где необходимо учитывать следующие компоненты: держание мяча, положение кисти и локтя перед броском и движение руки во время броска. Все эти моменты в той или иной степени связаны с точностью выполнения броска.

Роль самой техники определяется ее биомеханической целесообразностью. Примером того, что все составляющие движения имеют серьезные обоснования с биомеханической точки зрения, может служить требование правильного положения головы при броске. Рекомендуется на протяжении всего броска ориентировать голову так, чтобы лицо было обращено к цели. Подобная рекомендация обусловливается, по-видимому, наличием у человека системы представлений о расположении частей тела в пространстве, основанных на существовании определенных «внутренних» ориентиров. У человека есть представление о расположении частей тела относительно друг друга, причем голова и плечи являются «каркасом», относительно которого оценивается расположение других частей тела. Положение этого «каркаса» во многом определяет точность движений. Так, движения рук наиболее точны в тех местах, куда обращено лицо человека. Цепь деталей, по-видимому, определяет форму всего движения, которое будет биомеханически целесообразно. Этим объясняется, почему одни способы бросков более эффективны, чем другие. Построенная механико-математическая модель полета мяча в кольцо позволила В.М. Зациорскому и С.В. Голомазову (1972) конкретно определить требования, предъявляемые к баскетболисту при выполнении точного броска. Спортсмен должен уметь регулировать следующие параметры: фронтальное направление броска, угол вылета мяча, начальную скорость, а также определенным образом сочетать начальную скорость с углом вылета.

Одним из важных факторов, оказывающих влияние на результативность броска, является траектория полета мяча. Выделяют три варианта траектории полета: низкую, среднюю, высокую. Большинство специалистов рекомендуют при бросках посылать мяч по средней траектории (Голомазов С.В., 1973).

Когда траектория полета не высока (мяч выпускается под углом 50°), необходима очень высокая способность спортсмена к дифференцировке скорости мяча. При этом угол вылета может изменяться значительно, и, наоборот, при высокой траектории (70°) скорость может иметь значительные диапазоны колебаний, баскетболист должен хорошо дифференцировать направление (угол) вылета мяча. Поэтому оптимальный угол выпуска мяча зависит от индивидуальных способностей спортсмена; чем выше его способность к дифференцированию скорости выпуска мяча, тем более пологую траекторию полета ему целесообразно выбирать. Наоборот: спортсменам, хорошо дифференцирующим направление (угол) броска, рекомендуется выполнять броски с навесной траекторией. Однако необходимо иметь в виду, что при интенсивной работе происходят значительные изменения в управлении пространственными и временными характеристиками движений баскетболистов.

Специалисты в области баскетбола отмечают, что точность бросков в ходе соревнований, как правило, ниже, чем на тренировочных занятиях. Снижение точности бросков в ходе соревнований обусловлено двумя причинами - физическим и психическим утомлением игроков (Гомельский А.Я., 1982).

Одним из наиболее важных условий, определяющих успех выполнения бросков и правильной ориентировки баскетболиста в игровой обстановке, является способность спортсмена к оценке и управлению пространственными, силовыми и временными характеристиками своих движений. Точность выполнения каждой их этих характеристик в значительной мере обусловливается функциональным состоянием зрительного, двигательного, тактильного и вестибулярного анализаторов и их способностью к тонкому дифференцированию различных параметров движений.

Точное восприятие выполняемых движений возможно только на основе мышечной чувствительности, что имеет большое значение при совершенствовании техники. Наличие точного кинестетического восприятия имеет значение и в том отношении, что оно способствует развитию у спортсменов чувства полного «владения» движениями и уверенности в них, а это дает возможность более тонко и точно регулировать свои движения. Кроме того, точные, правильные движения обусловлены накоплениями в процессе разучивания упражнений необходимых ощущений от различных анализаторов (зрительного, двигательного и др.) (Зимкин Н.В., 1986).

При исследовании функциональных показателей зрительного, двигательного и вестибулярного анализаторов у баскетболистов обнаружено, что спортсмены, обладающие высокой чувствительностью двигательного анализатора, имеют процент попадания значительно выше, чем спортсмены с более низкой чувствительностью. Кроме того, обнаружена положительная взаимосвязь зрительного и вестибулярного анализаторов с результативностью действий баскетболистов. Данное положение особенно важно учитывать на начальных этапах обучения. В процессе обучения юных баскетболистов по мере развития остроты глубинного зрения уменьшается количество потерь мяча, увеличивается количество попаданий в кольцо с разных расстояний. На первом этапе становления двигательного навыка происходит совершенствование как глубинного зрения, так и мышечного чувства. Однако улучшение пространственной ориентации при выполнении бросков в большей степени зависит от уточнения функций у спортсменов I разряда по сравнению со спортсменами II разряда; это является результатом некоторого ослабления процесса совершенствования мышечного чувства, и особенно результатом замедленного роста точности глазомера после достижения какого-то определенного уровня стабилизации двигательного навыка. Рядом исследователей были получены данные, говорящие о том, что при выключении зрения обостряется способность точного выполнения различных двигательных задач. Исследуя данный вопрос, специалисты отмечали, что изменения точности баскетбольного броска при использовании приема выключения зрительного анализатора во время его выполнения положительно влияет на результативность броска. Особенно эффективен этот методический прием во время совершенствования точности бросков.

Также для развития чувствительности двигательного анализатора можно применять тренировку точности бросков с мячами различного веса и диаметра, эффективность применения которой доказали исследования Н.В. Журавлевой и Дж. Ленит, Ф. Линдеберг (Пельменев В.К., 2000).

Рассматривая вопрос влияния фактора утомления на точность бросков, также нельзя не отметить влияние этого фактора именно на функции анализаторов, когда в процессе утомления происходят нарушения этих функций. При выполнении движений наблюдается значительная вариативность и силовых, и пространственных, и временных признаков (Бернштейн Н.А., 1991).

При утомлении устойчивость координационной структуры двигательного навыка, его силовые, пространственные и временные параметры стираются. Утомление оказывает отрицательное воздействие на широкую базу обратной информации, сложных межнейронных взаимоотношений, на взаимосвязь качественных особенностей и топографию функций различных групп мышц, на развитие и оптимальную взаимосвязь соматических и вегетативных систем в двигательной деятельности человека.

В условиях утомительной мышечной работы наблюдаются следующие изменения:

а) ухудшение различной чувствительности глаз;

б) нарушение координации движений;

в) ослабление вегетативных компонентов (кожно-гальванической реакции).

В процессе утомления происходит увеличение порога глубинного зрения. Это явление рассматривается как отрицательная реакция зрительного анализатора, влияющая на точность бросков мяча в кольцо. Наблюдая снижение точности штрафных бросков при утомлении, необходимо отметить, что утомление в большей степени касается функции двигательного анализатора, чем зрительного.

Поэтому для того, чтобы добиться высокой результативности выполнения бросков во время соревнований, необходимо тренировать их в состоянии утомления.

Однако здесь уместно отметить, что вопрос об эффективном совершенствовании точности броска в состоянии утомления не подвергался специальным исследованиям и основывается лишь на личных наблюдениях и высказываниях тренеров. Специалисты утверждают, что для повышения устойчивости технических приемов к сбивающему воздействию утомления совершенствование бросков необходимо проводить на тренировочных занятиях большого объема или в конце занятий. Рекомендуется совершенствовать технические приемы при нагрузке высокой интенсивности, но небольшой по объему (Гомельский А.Я., 1982).

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.