Общая характеристика творчества немецких романтиков, представленных в работе — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общая характеристика творчества немецких романтиков, представленных в работе

2020-04-01 188
Общая характеристика творчества немецких романтиков, представленных в работе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Немецкие романтики - как поэты, так и прозаики - представляют собой «яркое созвездие творческих талантов, резонанс деятельности которых перешагнул далеко за национальные рамки Германии и за пределы их времени» [Гофман 1983: 5].

Немецкий романтизм представлен произведениями многих немецких романтиков, творчество которых немозможно уместить в рамках данной работы. По этой причине мы охарактеризуем творчество тех романтиков, которые на наш взгляд являются самыми выдающимися авторами обозначенного периода и выдержки из текстов которых представлены в работе.

Новалис (1772-1801 гг.)

Самый одаренный в иенском кружке мыслитель Новалис в совокупности всей своей творческой деятельности был наиболее характерным и ярким выразителем всей системы иенских романтиков. Он больше всех был склонен к романтической утопии. Дух поэзии, по его мнению, может быть воплощен лишь в сказочно-чудесном. Весь реальный мир он идентифицирует со сказкой. Во всем обыденном видит чудесное, в свою очередь чудесное раскрывается в обыденном. «Сказка - канон поэзии, а все поэтическое для него должно быть сказочным. Истинная поэзия может быть лишь большой аллегорией» [История зарубежной литературы XIX века, 351]. Свои основные эстетические и философские идеи Новалис воплотил в романе «Генрих фон Офтердинген», который стал классическим показательным произведением романтической литературы, поскольку в нем особенно развернуто прозвучала идея стремления к туманному и неопределенному романтическому идеалу, который воплотился в образе «голубого цветка». Этот символ сливается с идеальной возлюбленной. Но символ «голубого цветка» имеет в романе гораздо более широкий смысл, нежели только ассоциация с возлюбленной. «Идеал - это не только любовь. Это - познание, тот путь познания, через который должен пройти герой» [История зарубежной литературы XIX века 1979: 352].

Сложная и нередко запутанная символика Новалиса, аллегории, требующие специальной расшифровки, затрудняют читательское восприятие. Но, несмотря на это, если говорить о мастерстве Новалиса как стилиста, необходимо отметить, что большинство его произведений демонстрируют лучшие образцы поэтической прозы романтиков. Наследие Новалиса наиболее тесно связывает программу иенских романтиков с современностью.

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822 гг.)

Э.Т.А. Гофман был наиболее яркой фигурой среди писателей позднего немецкого романтизма. Его творчество получило широкий отклик за пределами родины. Гофман был не только одним из самых талантливых и ярких представителей немецкого романтизма, «но и художником чрезвычайно сложным и противоречивым. Причудливая беспорядочность, разорванность и двойственность его поэтической системы складывались в мучительных противоречиях его биографии» [История зарубежной литературы XIX века 1979: 386]. В основе его произведений лежит конфликт художника с обществом. Художник - это творческая личность, энтузиаст, которому доступен мир искусства, мир сказочной фантастики, где он может себя реализовать. Но ни сказка, ни искусство не могут гармонизировать бытие художника в реальном мире. Отсюда постоянный дуализм, от которого страдают гофмановские герои, постоянное двоемирие, неразрешимость конфликта между героем и внешним миром.

Таким образом, фантастика является характернейшей стороной в творческой манере Гофмана. Писатель считает, что подлинно поэтический мир художник может воплотить только через чудесное, фантастическое, сказочное. «Реальному филистерскому бытию поэтическое чуждо, оно живет только в сказке. Антитеза поэтического и действительности, сказочной фантастики и реальности не несет в себе отрицания мира действительности» [История зарубежной литературы XIX века 1979: 3]. Царство поэзии и сказки соседствует в творчестве Гофмана с миром реальной повседневности, переплетается с ним, зависит от него.

Существенным компонентом поэтики Гофмана является ирония. Причем в гофмановской иронии как в творческом приеме можно различить две основные функции. Во-первых, романтическая ирония в произведениях Гофмана получает сатирическое звучание, но сатира эта не имеет социальной, общественной направленности (например, в новелле «Принцесса Брамбилла»). По мнению Гофмана, ирония должна выражать философский взгляд на жизнь, то есть быть основой отношения человека к жизни. Ирония является средством разрешения всех конфликтов и противоречий. Во-вторых, Гофман насыщает иронию трагическим звучанием, у него она носит в себе сочетание трагического и комического. Сатирическое начало иронии Гофмана в этой функции имеет конкретный социальный адрес, значительное общественное содержание, а поэтому эта функция романтической иронии позволяет ему, писателю-романтику, отразить некоторые типичные явления действительности («Золотой горшок», «Крошка Цахес», «Житейские воззрения кота Мура» - как произведения, наиболее характерно выражающие эту функцию иронии Гофмана).

Таким образом, Гофман был романтиком, в творчестве которого определился существенный сдвиг в сторону отражения конкретной действительности.

Иозеф фон Эйхендорф (1788-1857 гг.)

Среди поздних немецких романтиков значительное место занимает

Иозеф фон Эйхендорф. Оставив заметный след в немецкой романтической прозе, он в наибольшей мере развернул свое дарование в области романтической лирики. В своем творчестве Эйхендорф выражает многие существенные принципы романтического мировоззрения и эстетики. Как истинный романтик, он отвергает свое время. Он гневно обличает мелочность и бессилие своего времени. Положительную антитезу отвергаемому новому времени поэт видит в величии рыцарских предков, в средневековом укладе, когда существовало единение бога, человека и природы. Природа для него является важнейшим компонентом мироздания. Поэтический диапазон Эйхендорфа в его романтическом видении мира почти исключительно ограничивается природой. Поэтому он был первым немецким поэтом, который создал в своей лирике широкое полотно немецкого национального пейзажа. Природа - непременный спутник переживаний лирического героя.

Во многих стихотворениях Эйхендорфу удалось удачно воспроизвести простоту и наивность народной песни. Часто его стихотворения рисуют ночные пейзажи, озаренные луной. В этих картинах поэт стремится передать «идею вечного покоя, неизменности бытия, тишины, царящей над миром с благословения божия» [История зарубежной литературы XIX века 1979: 372]. Вся лирика поэта проникнута религиозным благочестием, так как он прославляет господа бога, часто обращается к нему с молитвами. В стихотворении «Поселенец» возникает образ ночи - утешительницы мира. Весенние пейзажи рисуются Эйхендорфом в радостных оптимистических интонациях. В то же время осень и зима описываются в грустных меланхолических тонах, у поэта возникают размышления об одиночестве, об ушедшем детстве, о смерти.

Лирика Эйхендорфа построена почти исключительно на традиционных образах и мотивах. Поэт выражает романтическую устремленность к далекому неопределенному идеалу. Весьма значительное место в его лирике занимает характерный для немецкого романтизма «мотив странствий («Томление»). В разработке мотива странствий у Эйхендорфа возникает ставший традиционным романтический символ «голубого цветка», в поисках которого странствует герой. Со странничеством автор связывает тему любви, окрашенную в грустные интонации с оттенком сентиментальности («Влюбленный странник»)» [История зарубежной литературы XIX века 1979: 373].

В ряде стихотворений Эйхендорфа, посвященных родной природе, возникает образ Рейна как выражение национального немецкого начала. Особенно сильны эти интонации в стихотворении «Возвращение свободы», где патриотический образ Рейна, ставшего вновь свободным, связывается с образом свободной родины.

Лирика Эйхендорфа, хотя и основывается на романтических образах и мотивах, но не имеет существеннейший компонент романтического мировоззрения - бунтарство, что свидетельствует о полной покорности богу.

Однако большая часть лирического наследия Эйхендорфа, отличаясь высоким художественным совершенством, жива в наши дни и пользуется большой популярностью.

Клеменс Брентано (1778-1842)

Клеменс Брентано - это писатель, достигший такой власти над выразительными средствами языка, над певучим звучанием слова, которая остается уникальной во всей истории немецкой литературы. О его поэзии не могут дать понятия переводы, так как она на редкость непереводима. Некоторые стихи он даже не решался печатать, так как они были выражением душевной боли. Его шедевр - произведение «Лорелея». Это плод творческого воображения Брентано и вместе с тем одно из воплощений его лирического Я.

Его «сказкам принадлежит особое место в сказочном наследии романтизма» [Немецкая романтическая сказка 1980: 16]. Его сказки похожи на те, какие нам читают в детстве. Их действующие лица - традиционные сказочные персонажи. Сказка обязательно венчается счастливым концом. Но он не выдумывал сказочные происшествия, а видоизменял знакомые, услышанные или прочитанные, иногда сплетая вместе разные сказочные ситуации, порой добавляя к ним что-то от себя. Так, например, сюжет «Сказки о бароне фон Хюпфенштихе» Брентано заимствовал у итальянского писателя Джамбаттисты Базиле. Фантазия Брентано не знает границ. Сказка становится игрой, и все в ней обретает невероятный и ироничный характер. Романтическая свобода фантазии создает необычные образы и положения, которые оформляются в особые формы речевого стиля. Язык у Брентано обнаруживает все богатство своего звучания, безграничность смысловых оттенков. Автор упивается игрой слов. В эпическую структуру сказки Брентано нередко вводит элементы лирики. Особенно явственно это прослеживается в «Сказке о миртовой девушке. Здесь песни, включенные в сказку, обладают самостоятельным художественным значением. В них встает преображенный метафорой мир, где месяц выглядит пастухом, пасущим звезды на небесном поле или поет спящему колыбельную, покачивая его на облаках.

«Поэзия и проза К. Брентано отражают неприятие современного мира с его двойной моралью. Трагическое мировосприятие автора получает воплощение в поэзии, а обращение к современности в прозе» [Храповицкая, Коровин 2002: 98].

) Главными особенностями романтизма являются двоемирие, главный герой - титаническая личность, особое место чувства любви, природа в качестве действующего лица, субъективность, чувство историзма.

2) Среди немецких писателей-романтиков выделяются Э.Т.А. Гофман, К. Брентано, И. Эйхендорф, Новалис. У каждого из них есть свой излюбленный прием покорения читательских сердец. Гофман это делает с помощью неязыковой иронии, которой пронизаны практически все его произведения, и сравнений, Эйхендорф - с помощью олицетворения явлений живой и неживой природы, Новалис - с помощью аллегории, Брентано - с помощью перифраз и аллегорий. Их произведения оказывали и оказывают неизгладимое впечатление на читателя.

 



Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.