Вопрос о границе между прозой и поэзией — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Вопрос о границе между прозой и поэзией

2020-04-01 251
Вопрос о границе между прозой и поэзией 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Художественный текст может существовать в двух формах: стихотворной (поэзия) и нестихотворной (проза).

Так как в практической части работы для анализа мы используем выражения с тропами из произведений немецких романтиков, написанных как в поэтической, так и в прозаической форме, то в данной части мы сочли уместным и даже необходимым выявить существенные различия между этими формами художественного текста.

Данное утверждение подводит нас к рассмотрению вопроса о границах между прозой и поэзией, который многократно освещался лингвистами (Б.В. Томашевский, Р.О. Якобсон и др.). Например, Б.В. Томашевский придерживается такого мнения по данному вопросу: «Естественнее и плодотворнее рассматривать стих и прозу не как две области с твердой границей, а как два полюса, два центра тяготения, вокруг которых исторически расположились реальные факты… Законно говорить о более или менее прозаических явлениях, более или менее стихотворных явлениях… для решения основного вопроса об отличии стиха от прозы плодотворнее изучать не пограничные явления и определять их не путем установления такой границы, быть может, мнимой; в первую очередь следует обратиться к самым типичным, наиболее выраженным формам стиха и прозы» [цит. по: Лотман 1970: 129].

Следуя высказанной Б.В. Томашевским точке зрения, обратимся к лирическому поэтическому тексту как явно противоположному полюсу типичной прозы, где наиболее ярко, наглядно и полно реализуется поэтическая функция художественной речи. Ссылаясь на работы лингвистов (В.В. Виноградова, Ю.М. Лотмана, Г.О. Винокура, Р. Якобсона) попытаемся выявить основные особенности поэтического текста в отличие от прозаического.

) Поэтический текст - кодифицированный текст, составляющие которого образуют замкнутую конфигурацию и подчинены иерархии. В стихе слиты воедино ритм, лексика, синтаксис, звуковая и интонационная окраска слов; это своеобразный «поэтический концерт» [Виноградов 1980: 133].

) Ритм - структурная основа стиха, имеет смыслоразличительный характер, является художественным фактом [Лотман 1972: 42].

) Рифма - «один из наиболее конфликтных уровней поэтической структуры» [Лотман 1972: 59] - носит семантический характер, принадлежит метрической, фонологической и семантической организации стихотворного текста [Лотман 1972: 61].

) Грамматика приобретает семантическую значимость в поэтическом тексте [Якобсон 1987: 82-83; Лотман 1972: 74].

) Отличительное свойство поэтического текста - повышенная ассоциативность слов, его рефлекторность, реализация всех потенциальных возможностей и художественно-эстетической значимости [Винокур 1959: 32-33].

) Основным механизмом построения смысловой парадигмы в поэтическом тексте является параллелизм (эквивалентность), который проявляется на всех языковых уровнях [Якобсон 1975: 217].

) Одной из форм параллелизма в поэтическом тексте являются тропы, стилистические фигуры и приемы, которые преобразуют внеэстетический материал в произведение искусства [Якобсон 1975: 218].

) Напряжение - естественное состояние поэзии. Оно обусловлено стремлением к конфликту различных конструктивных принципов, нарушениями канонов в употреблении языковых средств, регулярности, симметрии, что увеличивает информативность поэтического текста [Лотман 1972: 43].

Стихотворная форма «выжимает» из слов максимум выразительных возможностей, с особой силой приковывает внимание к словесной ткани как таковой и звучанию высказывания, придавая ему как бы предельную эмоционально-смысловую насыщенность.

Но и у художественной прозы есть свои уникальные и неоспоримо ценные свойства, которыми стихотворная словесность обладает в гораздо меньшей мере. Так, например, при обращении к прозе перед автором раскрываются широкие возможности «языкового многообразия», соединения в одном и том же тексте разных манер мыслить и высказываться. М.М. Бахтин высказал такое мнение, что «в прозаической художественности важна диалогическая ориентация слова среди чужих слов, в то время как поэзия к разноречию, как правило, не склонна и в большей степени монологична» [Бахтин 1975: 89].

Таким образом, поэзии в большей степени присуща словесная экспрессия, здесь ярко выражено «созидательное, речетворческое начало» [Бахтин 1975: 99]. Прозе же больше свойственна нейтральность. «В прозе наиболее широко и полно используются изобразительные и познавательные возможности речи, в поэзии же акцентируются ее экспрессивные и эстетические начала» [Бахтин 1975: 99].

Что же касается тропов, то при употреблении, особенно метафор и метонимий, их емкость в стихотворных и прозаических произведениях не одинакова.

Стихотворения, имеющие обычно небольшой объем, усваиваемые при повторном чтении или даже при заучивании наизусть, не только допускают, но за некоторыми исключениями требуют нового своеобразного выражения содержания, и в них метафоричность речи выступает как один из основных приемов и находит широчайшее применение.

Проза, наоборот, допускает метафоры со значительными ограничениями. Излишняя цветистость речи выступает помехой в усвоении содержания. Еще А.С. Пушкин сказал: «Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. Стихи дело другое» [Пушкин 1952: 14-15]

В задачи данного исследования входит анализ функционирования тропов в произведениях немецких романтиков, а именно, особенности использования их в поэзии и прозе романтиков, т.е. интенсивность использования, предпочтение тех или иных авторов, особенности производимого тропами стилистического эффекта.

В результате работы над первой главой мы пришли к следующим выводам:

1) Существует большое количество определений тропа, которые сходятся в одном: троп - это слово или выражение, употребленное в переносном значении, в основе которого лежит сопоставление двух понятий. Из классификации немецких ученых Г. Михеля и В. Фляйшера следует, что к тропам относятся сравнение, метафора, персонификация, аллегория, синестезия, метонимия, синекдоха, перифраз, антономазия, эвфемизм и ирония.

) Важнейшими функциями тропов являются когнитивная, эмоционально-оценочная, изобразительная, экономическая, суггестивная, гедонистическая функции.

3) Художественный текст обладает рядом характерных только для него признаков, главный из которых - это наличие эстетической системы языковых изобразительно-выразительных средств. Главной функцией художественного текста является эстетическая функция. Существует две формы художественного текста: проза и поэзия, которые различаются рядом особых черт. Художественный текст, особенно его стихотворная форма, характеризуются наличием большого количества тропов.

 


Немецкий романтизм


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.