Пути становления и развития отечественной телевизионной документалистики — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Пути становления и развития отечественной телевизионной документалистики

2020-04-01 348
Пути становления и развития отечественной телевизионной документалистики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

«Увидеть, чтобы понять». Под таким девизом-слоганом на «Первом канале» еженедельно выходят документальные телефильмы и циклы. И действительно, этот девиз можно отнести к документальному фильму вообще. Ведь интерес к документалистике возникает там, где есть необходимость осмысления жизни.

О том, что интерес к документалистике растет, говорит, прежде всего, то, что документальное кино стало активно показываться в часы вечернего прайм-тайма: от 20:00 до 23:20. А средства, выделяемые телеканалами на документальные фильмы, сопоставимы разве что с затратами на производство популярных ныне сериалов.

О документалистике сказано и написано немало, однако споры о том, что же в действительности можно считать документальным фильмом, ведутся по сей день. В нашем исследовании мы особенности документального фильма на отечественном телевидении, его главные проблемы, тенденции развития, а также попытаемся дать прогноз развития документального кино в России.

Актуальность темы подтверждает в первую очередь активное обсуждение темы в СМИ. Дискуссии на тему количественных и качественных особенностей телевизионной документалистики можно встретить в эфире радиостанций «Эхо Москвы», «Свобода», а так же на страницах многих печатных и электронных изданий, в числе которых газета «Известия», журнал «Отечественные записки», журналы «Эксперт», «Искусство кино» и многих других. Актуальность так же подтверждает то, что в 1999 году Союзом кинематографистов России одновременно с гильдией неигрового кино и телевидения была учреждена национальная премия в области неигрового кино и телевидения «Лавр», на которой ежегодно определяются наиболее выдающиеся работы в этой области. Кроме того, в России регулярно проводятся фестивали неигрового кино. В числе которых «Артдокфест» - самый крупный в России фестиваль авторского документального кино.

Степень научной разработанности проблемы - самостоятельных научных работ, посвященных выявлению особенностей документального телефильма как жанра телевизионной журналистики крайне мало. Большинство работ посвящены историческим особенностям и процессу создания документального произведения.

Объектом исследования в данной работе являются документальные телефильмы на российском телевидении.

Предметом исследования является положение документального телефильма в совр телевизионном пространстве, его тематические закономерности.

Помимо этого, предметом исследования является создание собственного документального фильма.

Итак, цель нашего исследования: выявить отличительные, характерные особенности документального телефильма как жанра телевизионной журналистики на современном телевидении реализовать их в своем фильме….

Задачи:

1. Систематизировать сведения из научной и научно-методической литературы о путях становления и развития отечественной телевизионной документалистики

.   Определить понятие «документального образа» на современном телевидении и раскрыть взгляды документалистов по этому вопросу.

.   Основываясь на историко-типологическом и теоретико-типологическом методах выделить основные темы отечественных документальных телефильмов

.   Создать собственный документальный телефильм, основываясь на теоретико-методологической базе исследования

.   Сделать выводы о качественном уровне отечественных документальных телефильмов и спрогнозировать тенденции развития этого жанра на телевидении.

Теоретико-методологическую базу нашего исследования составили концептуальные положения таких авторов, как Ветров, Муратов, Луньков, Бахтин.

Эмпирическую и источниковедческую база исследования составили научные труды таких авторов как Дробашенко С.В.«Пространство экранного документа» и «Экран и жизнь», Голдовская М.Е.«Человек крупным планом», Беляев И.К.«Спектакль без актера», Рошаль Л.М.«Мир и игра», Малькова Л.Ю.«Современность как история: реализация мифа в документальном кино», Белянинов С.А.«Документальный видеофильм», сборники «После взрыва» и «Правда кино и «киноправда», а также публикации соответствующей тематики в журнале «Кино и искусство»

Новизна нашего исследования заключается в тематическом анализе документальных фильмов на отечественном телевидении, а также в создании собственного документального фильма, в ходе работы над которым нами будет учтен и творчески осмыслен теоретический багаж современной науки о кино и кинокритики.

Практическая значимость. Фильм «Право на дорогу» может стать предметом общественного внимания и последующего обсуждения, а также использоваться в процессе обучения молодых водителей в целях формирования их собственного взгляда на проблему дорожно-транспортного травматизма в стране и в Тольятти в частности.

Апробация будет проведена вТольяттинском Государственном университете в рамках показа документального фильма для сотрудников и студентов кафедры журналистики, а также всех желающих. Помимо этого, документальный фильм будет показан по местному телевидению в сетях «ВАЗ ТВ».

Структура работы. Дипломный проект состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава «Документальный телефильм. Особенности документального фильма как жанра телевизионной журналистики» состоит из трех параграфов: «Пути становления и развития отечественной телевизионной документалистики», «Жанровое и стилистическое своеобразие документальных фильмов на современном телевидении», «Современное видение документального фильма: документальная драма». В первом параграфе дается краткий экскурс в историю отечественного телевидения, во втором рассматриваются основные темы современных документальных фильмов, в третьем речь ведется о документальной драме, как важной составляющей отечественной документалистики.


Сценарная заявка

Рабочее название - «Право на дорогу»

Режиссер - Ирина Евдокимова, Олеся Якупова

Оператор - Владимир Никитин

Звукооператор - Сергей Щербаков

Редактор - Андрей Дьяконов

. Рабочая гипотеза и интерпретация.

Ситуацию с дорожно-транспортным травматизмом можно изменить к лучшему путем изменения личного отношения водителей к проблеме ДТП. Главный конфликт между опытным водителем, которому дорожно-транспортные происшествия разрушили жизнь и начинающими водителями, которые беспечно и легкомысленно относятся к этой проблеме. В целом я хочу, чтобы зритель понял, что даже в самой лучшей автошколе не смогут дать гарантию того, что с вами не случится ДТП. Поэтому, необходимо серьезно относится к обучению, самостоятельно составлять для себя график занятий, ответственно подходить к сдаче экзамена и выезжать на дорогу лишь только тогда, когда появится уверенность в себе и своем водительском мастерстве.

. Тема:

Молодые за рулем. Наличие автомобиля в наше время - показатель престижа, успешности, состоятельности. Наши родители в 18-20 лет не смели и мечтать о собственном авто. Сегодня для многих молодых людей собственный автомобиль - это реальность. Какой он, юный водитель, житель автомобильной столицы? Давно ли он ездит и спокойно ли чувствует себя на автомагистралях? И главное - понимает ли всю степень ответственности за жизни своих пассажиров и пешеходов?

. Идея

Каждый сам кузнец своего дорожного счастья. Ни одна автошкола не сможет научить вождению, если человек сам этого не захочет. Однако, даже серьезное отношение к процессу обучения - не даст гарантии безопасности на дороге. От сумы да от тюрьмы не зарекайся - эта поговорка особенно актуальна для водителей. Автомобиль - это не только средство передвижения, но и повышенная опасность для водителя и пассажиров. Необходимо менять отношение к автомобилю, как к игрушке.

Хронометраж: 20 минут.

Герои фильма:

Валерий Воронцов - начальник МРЭО ГИБДД УВД по г.о. Тольятти

Владимир Иванов - преподаватель автошколы «УКОН»

Виктор Самсонов- водитель со стажем; человек, отсидевший в тюрьме 12 лет за непреднамеренное убийство двух человек. По его вине случилось несколько страшных аварий.

Юлия Золотухина - молодой водитель, не имеющий ни единого штрафа

Василий Рыбаков - победитель конкурса «Лучший молодой водитель 2009»

Молодые водители - будут опрашиваться в процессе работы над фильмом.

. Согласование действий.

а) какой конфликт выражен действием? Конфликт между отношением молодых водителей к автомобилю и фактической ситуацией с дорожно-транспортными происшествиями. Несерьезное отношение к вождению влечет за собой ДТП.

б) какие факты предназначены для восприятия аудиторией? Статистика ДТП в мире и в Тольятти в частности

в) какой символический ключ к проблеме Вы предлагаете? Если хотите сохранить свою жизнь и здоровье, то не пренебрегайте правилами дорожного движения и не экономьте на дополнительных уроках вождения.

. Убеждения аудитории.

Большинство людей считают, что для того, чтобы сесть за руль достаточно просто отучиться в автошколе. А молодые водители уверены, что, получив водительское удостоверение, можно сразу выезжать на дорогу. Эти убеждения ошибочны. Статистика ДТП свидетельствует о высоком количестве ДТП с молодыми водителями. В большинстве случаев виновны сами юные автомобилисты. Их подводит незнание правил и нехватка опыта. ДТП могло бы не случиться, если бы водители адекватно оценивали свой уровень и серьезнее подходили к процессу обучения.

.Итог. Финал.

В финале зритель узнает о возможных последствиях дорожно-транспортных отношений и сможет самостоятельно сделать выводы и изменить или, напротив, утвердить свой взгляд на эту проблему.

В процессе создания режиссерского сценария и собственно фильма мы руководствовались правилами, выведенными нами в первой главе дипломной работы.

Макет режиссерского сценария:

Тайм- код Видео Звук
  Плотное движение. Кольцо возле «Медгородка». Эффект: съемка убыстряется, машины пролетают мимо объектива все быстрее. Динамичная музыка. Веселые, спокойные лица водителей. Очень быстрый темп. Машины несутся!! Стоп. Кадры становятся черно-белыми. Музыка стихает. Документальный фильм. Титры Название «Право на дорогу». «У» преобразуется в дорожный знак «У» (начинающий водитель)
  Обычный спокойный сквер, на заднем плане дорога. На скамейке сидит человек. Крупно его лицо. Он явно нервничает, курит. Крупно его пальцы, глаза, руки, губы. Тишина. Лайф. Мужчина поднимает голову и спрашивает «А это сейчас снимаете»?
  Перебивки. Синхрон Виктора Самсонова: - Когда заметил его - он вставать начал, слева автомобиль с прицепом ехал, там женщина шла - То есть у вас выбора не было? - Нет, ну куда… Я тихонько его бампером раз под зад. Он головой об асфальт. Приехала скорая, говорят мы мертвых не лечим. Опергруппа подъехала, угорают… - Угорают? - Ну да, не бойся, говорят, ничего не будет. Ну, мне правда ничего и не было.
  Снова дорога. То же самое кольцо. Секунд 15. Акцент на лицах. Кто-то разговаривает по телефону, кто-то машет в камеру руками. Музыка
  Видео из автошколы. Совсем молоденький мальчик сидит за партой. Синхрон мальчика: - У тебя машина есть? - Нет. - Зачем права? - Перевозить «че-нибудь». - Не боишься на дорогу выезжать, в городе столько ДТП? - Неа. (смеется)
  Автополигон. Практический экзамен. Учебный автомобиль неуклюже объезжает препятствия. Становится понятно, что экзамен не сдан. Девушка выходит из машины. Синхрон девушки: - Достаточно знаний, полученных в автошколе? - Да. - Прямо завтра на дорогу? - Ну да! Смеется.
  По тротуару ездит игрушечная машинка. Уверенно объезжает препятствия и вдруг на полном ходу ударяется об препятствие и переворачивается. Автомобиль в 21 веке, как телевизор в середине двадцатого- уже не роскошь, и есть почти в каждой семье. Сесть за руль собственного автомобиля и попробовать себя в заманчивой роли водителя многие молодые люди мечтают с детства. И с наступлением совершеннолетия отправляются на водительские курсы в автошколу. Достаточно получить водительское удостоверение - и вот - заветное желание исполнено. Теперь абсолютно законно можно управлять автомобилем и выезжать на дорогу хоть на следующий день после получения водительских прав.
  Интервью с молодой девушкой. Ее водительское удостоверение крупным планом. Синхрон девушки: - Скажи, для тебя автомобиль - это, прежде всего, средство передвижения или средство повышенной опасности? - Средство передвижения. - Почему? - Я же на нем просто езжу, передвигаюсь по городу. - Нет страха перед дорогой? - Нет, а че ее бояться. Я в ДТП не попаду. - Почему ты так уверена? - Ну не случится со мной такого.
  День. Час пик. Улица. Люди торопятся по своим делам. Идут по тротуарам, перебегают дорогу на красный цвет. Машины резко притормаживают, чтобы пропустить незадачливых пешеходов. Родители переводят через дорогу детей, школьники самостоятельно переходят дорогу. Зебра. Красный и зеленый сигнал светофора сменяют друг друга. Стоп. 1 миллион 200 тысяч человек в год погибает в дорожно-транспортных происшествиях. Еще более 50 миллионов получают травмы различной степени тяжести. Таковы данные мировой статистики. К примеру, терроризм, на борьбу с которым инвестируются миллиарды долларов во всем мире, уносит в четыреста раз меньше жизней. А населения Тольятти хватило бы всего на полгода, чтобы удовлетворить аппетит одной из самых глобальных проблем современности - ДТП. Страшнее только инфекционные заболевания, в том числе СПИД. Однако, лекарство от СПИДа ищут лучшие медики мира, а вот противоядие от дорожно-транспортных происшествий вряд ли когда-либо будет создано. Жертвой ДТП может стать любой человек. Вне зависимости от своего пола, возраста, наличия водительского удостоверения, социального статуса…. От аварий не застрахован никто.
  В черное. Кадры аварий сменяют друг друга. Звуковые эффекты.
  Мост на Южном шоссе. Ладья «АВТОВАЗа» на фоне заката. Вазовская высотка. Панорама с моста. Вечер, обычное автомобильное движение. Тольятти. Автомобильная столица. Город, известный всему миру благодаря «АВТОВАЗу», выпускающему около миллиона автомобилей в год. Живя в таком месте, просто неприлично не иметь машину. Автомобиль - железный друг, часть имиджа, показатель успешности, состоятельности, солидности. Он делает жизнь удобнее: не зависишь от общественного транспорта, не мерзнешь на остановках, с комфортом добираешься до работы. Да мало ли еще причин найдется для того, чтобы приобрести автомобиль.
  Студенты сидят за партами. Крупно пособия с правилами дорожного движения. Идет урок теоретических основ. Стать полноправным участником дорожного движения помогут на водительских курсах. На сегодняшний день, основной контингент автошкол - это студенты. Все они пришли сюда с желанием сесть за руль своих автомобилей. Желательно сразу по окончании курсов.
    Синхрон девушка-студентка за партой в автошколе: - Без обучения куда. То, чему муж научит - это не то, а здесь все-таки профессионалы работают.
  Тренажерный зал. Идет урок. Ребята старательно крутят руль, повторяют упражнения за инструктором. Нажимают на педали. Делают гимнастику для глаз. Крутят руль на скорость. В автошколе должна быть создана хорошая материально-техническая база. Здесь начинающих водителей учат правильно держать руль, не бросать его в экстремальных ситуациях, не путать газ с тормозом и многому другому. Покрутить баранку практически настоящего автомобиля не отказывается никто из новичков. Инструкторы утверждают, что за три занятия ребята значительно улучшают свои первоначальные показатели. Главное, чтобы за рулем настоящей машины юные водители не забыли выученных уроков. Процесс обучения длится 2 месяца. В Министерстве образования и науки Российской Федерации посчитали этот срок оптимальным для того, чтобы научиться водить. Количество часов практического вождения с января 2009 года увеличено до 50. Зато исключено подробное изучение устройства автомобиля и его техобслуживания.
  ГИБДД. Адресный план. Синхрон Валерий Воронцов, начальник МРЭО г.о. Тольятти - Практику однозначно нужно увеличивать. С 1 января - новая программа. Но даже этого недостаточно. Нужно вводить курсы БДД в средних образовательных учреждениях. 2 месяца недостаточно.
  Дороги. Машина со знаком «!» на заднем стекле. Крупный план этого знака. Обеспокоенность этой проблемой сотрудников Госавтоинспекции вполне понятна. С начала 2009 года в Тольятти дорожно-транспортные происшествия с молодыми водителями увеличились на двести процентов. Новый знак «Начинающий водитель» в виде восклицательного знака призван решить проблему. Его должны вешать на заднее стекло водители, стаж вождения которых не превышает двух лет. Таково постановление правительства РФ. К сравнению, в Италии для молодых водителей действуют ограничения скорости. В Сингапуре начинающий за рулем получает первые права, которые не только ограничивают его в скорости, но и в мощности двигателя. За прибавкой лошадиных сил нужно снова идти на экзамен, но только в том случае, если до этого не попадался на нарушениях правил. В Южной Корее действует подобная же система, только без переэкзаменовки. Через год ты можешь повысить мощность автомобиля, еще через год снова добавить лошадей. А через пять лет - стать полноценным водителем. Наш знак никаких ограничений не вводит. Более того, если водитель вдруг забудет повесить его на заднее стекло, то никакого наказания не понесет.
  Девушка наклеивает на заднее стекло автомобиля один за другим несколько предупреждающих знаков «!», «чайник», «туфелька». Все стекло в знаках. Показывает камере поднятый большой палец. Отбивка. Музыка.
  Машина Юли уверенно едет по дороге. Монтажная фраза. Подходит, открывает дверь, садится, нажимает на педаль, трогается. Все же лучше не пытаться отпугнуть остальных водителей видом своего заднего стекла, а научиться ездить. В медицине важно найти хорошего врача, а в вождении - инструктора. Здесь уже вы сами будете решать, сколько часов необходимо для того, чтобы смело выезжать на дорогу.
  На фоне машины Lada Kalina Синхрон Юлии Золотухиной: - Я два года за рулем и у меня ни одного штрафа. Правила можно выучить самому, главное - больше ездить по городу.
  Вручение наград. Призы, подарки Чтобы поощрить хорошее поведение новичков на дороге, в нашем городе был проведен конкурс «Лучший молодой водитель Тольятти». Однако, равняться на победителя не стоит.
    Синхрон Рената Ибрагимова - Ну были штрафы конечно. За что? Превышение.
  Обычная городская дорога. Носятся со скоростью, явно превышающей положенную Превышение скорости - одна из главных причин дорожно-траснпортных происшествий. Если бы все водители ездили со скоростью 60 километров в час, количество аварий сократилось бы вдвое. Сколько удалось бы сохранить жизней и поломанных судеб…
  Глаза крупно Синхрон Виктор Самсонов - Оно ж вспоминается все, не забудешь
  Общий план. Корреспондент общается с Самсоновым. Этого человека зовут Виктор Самсонов. На его счету 3 серьезных аварии, 4 смерти и 12 лет колонии общего режима. В первой аварии его оправдали, а вот в последующих суду удалось доказать его вину.
  Перебивки Синхрон Виктор Самсонов - Шел дождь. Дал порулить сыну, улетели в кювет, пассажиру проткнуло живот рычагом. Второй раз не заметил мотоциклистов, задел, оба трупы.
  Крупно руки. Достает сигарету из пачки, зажигает, закуривает. Его жизнь похожа на калейдоскоп трагических событий. Однако Виктор Самсонов не сдается и сейчас находится в поиске работы.
    Синхрон Виктор Самсонов: - Водителем предложат - пойдете? - Пойду. Я ж ничего больше не умею.
    Право на дорогу. Оно есть у каждого из героев этого фильма, у каждого совершеннолетнего гражданина прошедшего медкомиссию. Право на дорогу, на выбор автомобиля, автошколы, инструктора. Право на определение своей дорожной судьбы.

Съемочный период

Не случайно в первой главе нашего исследования мы так подробно раскрыли понятие «документального» образа. Как мы выяснили, по мнению, большинства документалистов - яркий документальный образ - залог удачности конечного продукта.

В нашем фильме одним из самых ярких документальных образов является Виктор Самсонов, человек, на счету которого 3 серьезных аварии, в которых погибли 4 человека. Мы выбрали его в качестве героя для нашего фильма, потому что именно он может рассказать о том, как важно быть аккуратным на дороге и соблюдать правила дорожного движения. При этом, не морализируя, только лишь раскрывая свой внутренний мир перед объективом телекамеры. В процессе подготовки к интервью, мы пришли к выводу, что этот человек действительно может стать интересным и колоритным документальным образом на экране. Людей с такими сложными судьбами немного, так что согласие Самсонова на интервью стало большим плюсом для нашего фильма.

К интервью был подготовлен ряд вопросов, которые должны были заставить героя рассказать те факты своей биографии, которые могли оказаться полезными для нашего фильма. Здесь опыт Дмитрия Лунькова опять же сыграл для нас немаловажную роль. Его высказывание о том, что в создании документального образа есть что-то кощунственное было осмыслено нами в полной мере.

С героем нашего фильма мы впервые встретились на интервью. До этого велись телефонные переговоры. Здесь мнения реальщиков, в том числе Манского о том, что человек, так или иначе, начинает играть, как только включается видеокамера - подтвердилась. Было заметно, что наш герой рассказывает только то, что считает нужным, при этом умалчивая некоторые моменты, озвученные ранее в телефонном разговоре. Вопросы, подготовленные к интервью, практически не пригодились, так как Самсонов начал рассказывать о своей жизни довольно невнятно. Приходилось все время вмешиваться в ход беседы, перенаправлять ее в нужное русло, задавать наводящие вопросы. Во время интервью, у меня, как у автора, появилась мысль о этической стороне всего происходящего. Правильно ли «лезть в душу» человеку, бередя его душевные раны своими вопросами. У героя то и дело появлялись слезы на глазах, что было бесспорным плюсом для зрелищности фильма, но вызвало во мне противоречивые эмоции. Как человеку мне хотелось прекратить эту сложную беседу, как журналисту - напротив, продолжить. Журналист победил. Камера надежно отражала нашу беседу. А я делала знаки оператору, чтобы он брал крупный план, в то время когда мой герой погружался в раздумья или начинал нервничать.

Кощунственность. Так сказал об этом Луньков. Chutzpah - бесцеремонность, дерзость и наглость - самое необходимое качество кинематографиста». Частично согласимся и добавим: «Беспристрастность, совершенная отчужденность, не эмоциональность. В то время, как герой испытывает душевные терзания, журналист должен оставаться абсолютно спокойным, трезво оценивать ситуацию, ясно понимать, что именно нужно спросить у человека в следующую минуту».

Этическая сторона создания документального произведения очень сложна. Мы согласимся с мнением Виталия Манского, который считает, что журналист во время съемки, прежде всего, журналист. Высказать сочувствие герою можно после съемки, но никак не во время записи. «Если документальная картина исследует общественно-важную проблему и в ней смонтированы запредельные, трагические кадры, органично вписывающиеся в сюжет, не стоит их вырезать. Иначе нарушится общее восприятие фильма».

Наша беседа продолжалась около 40 минут. Тема совершенного ДТП и его отражения в судьбе человека полностью раскрыта.

Во время съемочного периода было опрошено около 10 молодых водителей и студентов автошкол на предмет их личного отношения к дорожно-транспортным происшествиям и их последствиям. Результаты были предсказуемы. Большинство молодых водителей относятся к проблеме ДТП крайне легкомысленно. Они уверены, что их эта проблема не коснется, обойдет стороной. Они не боятся нарушать правила и считают это нормальным. В их сознании еще не созрела мысль о том, насколько серьезными могут быть последствия ДТП. А ведь эти люди уже имеют водительские права. В нашем фильме есть несколько интервью с молодыми водителями. После их просмотра у зрителя должен сложиться некий образ начинающего водителя. В первой главе дипломной работы мы уже говорили, что этот образ у каждого будет разный. И если Виктор Самсонов говорит о дорожно-транспортных происшествиях со слезами на глазах, то молодые люди со смехом. Контраст легкомысленности и умудренности. Каждый из зрителей должен сам сделать вывод о том, правильно ли подобное отношение новичков к дороге в целом и к автомобилю в частности.

Были отсняты интервью с представителем Госавтоинспекции, директором автошколы, преподавателем автошколы. Интервью с представителями автошколы не вошли в фильм. Причина в той самой «игре на камеру», о которой говорят «реальщики». Естественно, человек, представляющий автошколу, не будет раскрывать негативные стороны обучения в ней, напротив, представит себя как можно в более выгодном свете. Эти интервью не достаточно документальны, поэтому они не вошли в фильм. Зато в фильме будут присутствовать съемки обучения в автошколе. Каждый зритель сможет сам сделать о качестве обучения.

Стенд-апы для фильма снимались в последнюю очередь. У Виталия Манского весьма интересно мнение насчет наличия стенд-апов в документальном фильме. «Любой фильм должен включать у человека систему воображения. А телевидение этому сопротивляется. Одно дело - в кадре хромающая птица, другое - напомаженный журналист, который говорит: не думайте, а слушайте и смотрите - и я вам раскрою истину. Я как телечиновник тоже вынужден мириться с социальными заказами. К тому же «стэндапы» имеют рейтинг, достигаемый куда меньшими затратами, чем артдокументальное кино, заставляющее человека размышлять, соучаствовать, сочувствовать». Мы готовы поспорить с этим утверждением.

Стенд-ап ни в коей мере не может помешать зрителю думать и размышлять. Стенд-апы включаются в фильм для того, чтобы зрителю было комфортнее воспринимать информацию. Бесконечный закадровый текст утомляет, тем более в продукте, хронометраж которого превышает 10 минут. Леонид Парфенов, к примеру, около половины пространства своего фильма находится в кадре. Это подчеркивает авторство, возможно, некоторую субъективность, свойственную документальному произведению. И самое главное - облегчает восприятие информации. В нашем фильме три стенд-апа, которые должны выполнить все эти задачи.

Итак, съемочный процесс длился 1 месяц. За это время было отснято 5 часов видео.


Заключение

 

На основании поставленных задач и проделанной работы можно сделать следующие выводы:

. Особенности телевидения в целом, и в частности его новой модели, сформировавшейся в России около пятнадцати лет назад (с ориентацией на такие характеристики, как массовость аудитории, информативность, условия просмотра, техника и технология и прочие), придали современным документальным фильмам ряд характерных признаков. В настоящее время мы наблюдаем новый этап эволюции жанра документального фильма, который, как и предыдущие стадии развития, имеет свои тенденции и особенности.

. Документальный образ - обязательная составляющая документального фильма. У киноведов и кинокритиков разные взгляды на природу документального образа, однако, суть этого понятия можно выразить таким образом: документальный образ - это видение героя автором документального фильма и отражение этого видения зрителем в своем сознании.

. Основные темы документальных телефильмов - историко-биографическая, военно-политическая и социокультурная. На сегодняшний день на отечественном телевидении существует взаимопроникновение жанров и тем. Поэтому в одном документальном фильме могут содержаться аспекты разных тем.

Дальнейшее развитие документального кино во многом зависит от развития технологий. В 21 веке появились мини-камеры. Когда их еще уменьшат в размерах, камеры можно будет помещать на одежде людей, и люди не будут знать, что снимают друг друга. Известно, что людям уже вшивают в кожу истории болезней в виде микрочипов, и в любой момент врач может знать, какую помощь оказать больному. Возможно, через десяток лет такие же камеры-чипы будут вшивать людям в глаз - возникнет новый способ отражения жизни. Появится всемирный банк информации, и режиссеру не потребуется снимать кино - он просто станет вынимать из этого банка некие имиджи и монтировать из них фильмы.

Таким образом, появится действительно «реальное» кино, к воспроизведению которого на сегодняшний день стремятся многие документалисты». Однако следует признать, что подобных фильмов на отечественном телевидении крайне мало из-за технических возможностей.

Сейчас теледокументалистику смотрят примерно пять процентов зрителей. Это очень большая аудитория, что уже говорит о рентабельности жанра. Следовательно, документалисты должны крайне серьезно относятся к своей миссии.

Сегодня документалист - это уже не наставник, как в недавнем прошлом. Мыслящий документалист - это тот, кто свидетельствует. "Свидетельство" обладает двумя уровнями. На нижнем уровне - это попытка передать определенную правду; не абсолютную истину или откровение, а скорее авторский взгляд на жизнь: "Этот фильм основан на моем личном опыте, ощущениях и мировоззрении. Все показанное можно принять за правду или выкинуть из головы". На следующем уровне кинематографист сообщает: "Это наш мир. Пусть его радости сделают вас счастливыми. Но вы должны увидеть горести, пусть они вас чему-то научат, чтобы потом вы не говорили, что никто и никогда не рассказывал вам об этом". Свидетельствовать по законам логики невозможно. Это импульс, внутренний огонь, который никогда не должен угаснуть.


Список использованной литературы

1. Аронсон О. Политики имитации // Искусство кино. 2003. №7.

2. Бахтин М. М. Слово в романе//Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. С. 83 - 113.

.   Белопольская В. Рожденный ползать освобождает взлетную полосу // Искусство кино. 2002. №6.

.   Беляев И. К. Спектакль без актера. М.; Искусство, 1982- с.24

.   Бондаренко Е. Путешествие в мир Кино. - М., 2003.

.   Вакурова Н., Московкин Л. Типология жанров современной экранной продукции. М.; Институт современного искусства, 1998. С. 53.

.   Вартанов А. Ветер жестокости // Журналист. 2007. №3.

.   Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М.; Искусство, 1966. С. 68

.   Гладильщиков Ю. Справочник грез. Путеводитель по новому кино. - М., 2008.

.   Громов Е. Что такое язык кино? - М., 1989.

.   Джулай Л. Н. Документальный иллюзион: Отечественный документализм - опыты социального творчества. М.; Материк, 2005.

12. Дзига Вертов // Портал российского документального кино <http://vertov.ru/Dziga_Vertov/>

.   Донец Л. Игра под документ // Искусство кино. 2002. №2.

.   Дробашенко С. Феномен достоверности: очерки теории документального фильма. - М., 1972.

.   Евреинов Н. Театр и эшафот. К вопросу о происхождении театра как публичного института // Мнемозина: документы и факты из истории русского театра ХХ века. - М., 1996.

.   Журналист // Российское кино. <http://www.ruskino.ru/mov/1168>

.   Зверева В. Позывные гламура // Искусство кино. 2006. №11. <http://www.kinoart.ru/magazine/11-2006/now/vera1106/>

.   Зельвенский С. Мистификация // Афиша. 2007. 21 мая. <http://www.afisha.ru/review/movies/155023/>

.   Зельвенский С. Без Цензуры // Афиша. 2007. 19 февр. <http://www.afisha.ru/review/movies/205371/>

.   Зритель сейчас поумнел. Интервью с О. Вольновым // «Телефорум», сентябрь 2004.

.   Как меняется документальное кино на РЕН-ТВ. Интервью с И. Прокопенко и О. Барковской // Программа «Телехранитель» / Радиостанция «Эхо Москвы»

.   Kinoart.ru: сетевой журнал: № 10, <http://www.kinoart.ru/magazine/10-2007/now/roundtable1007/roundtable1007_2/>2008 http://www.kinoart.ru/magazine/10-2007/now/roundtable1007/roundtable1007_2/

.   «Кино» с Юрием Гладильщиковым. Форум // Русский Newsweek. <http://www.runewsweek.ru/forum/read.php?f=11&i=2170&t=1906>

.   Кино не для всех. Интервью с В. Двинским // «Рабочий путь», 2006. №234-235.

.   Кодекс «Догментальное кино» Ларса фон Триера и комментарий к нему опубликованы в журнале «Искусство кино», 2002, № 6

.   Коган Л. Кино и зритель: опыт социологического исследования. - М., 1968.

.   Кузнецов Г., Цвик В., Юровский А., Телевизионная журналистика: Учебник / 4-е издание. М.; Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2005.

.   Лачко А. Экспертный взгляд TNS на современный российский медиарынок // Журналист. 2008. № 9.

.   Луньков Д. Комментарии.ру. О документалистике. http://www.kommentarii.ru/comment/4621/530

.   Луньков Д. - Джулай Л. Документальное кино - искусство следующего <http://v-montaj.narod.ru/Biblio/Lunkov.zip> тысячелетия// Искусство кино, 2006, №3

.   Любарская И. «Весь этот Vogue» // Искусство кино. 2006. №11. <http://www.kinoart.ru/magazine/11-2006/repertoire/ubrsk1106/>

.   Любим мы уже давно документальное кино! Интервью с О. Вольновым и С. Алексеевым // «Телесемь», октябрь 2006

.   Маклюэн М. Средство само есть содержание <http://dll.botik.ru/libr/cit/maclu.koi8.html>

.   Малькова Л. Ю. Современность как история: реализация мифа в документальном кино. М.; Материк, 2002. С. 199.

.   Манский В. Манифест «Реальное кино» // Искусство кино. 2006. №11.

.   Маяковский В. Полное собрание сочинений: В 13 т. М., 1955 - 1961

.   Мемуары нечестного журналиста // Washington ProFile. 2003. 11 нояб. <http://www.washprofile.org/en/node/3350>

.   Новикова А. «Документальная драма: от телеспектакля к реалити-шоу»// «Вестник Московского университета» №2, 2007.с.32-43

.   Онлайн энциклопедия «Кругосвет» http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/DOKUMENTALNOE_KINO.html

.   Почему в России нет актуального кино? Круглый стол // Кинопроцесс. 2007. №4.

.   Прощай, оружие? Круглый стол // Искусство кино. 2002.№11.

.   Прохоров А. Новости как мистификация // Искусство кино. 2004. №4.

.   Рабигер М. Режиссура документального экрана. М,1999, с.73

.   Роднянский. А. Отравление адреналином //Kinoart.ru: Журнал: № 8 за 2008 год <http://www.kinoart.ru/magazine/08-2008/names/rodn0808/>

.   Сабашникова Е.С. Диапозон. Рассказы о телевизионных режиссерах. М., 1987, с.91-133

.   Саруханов В. А. Азбука телевидения. М.; Аспект Пресс, 2003. С. 111.

.   Свободная энциклопедия «Википедия»ru. <http://wikipedia.org/>

.   Тредлер И. Блоги в Германии // Журналистика в 2007 г: СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды. Сборник материалов Всероссийской научной практической конференции. - М., 2008.

.   Халилов В. Трансформация образа журналиста и изображения прессы в кинематографе США в начале XXI века // Россия и Америка в XXI веке. <http://www.rusus.ru/?act=read&id=46>

.   Эйзенштейн С. Избранные произведения в 6 томах. Т.5. - М., 1968.

.   «Кино без границ» <http://www.arthouse.ru/>

.   Медиаобразовательный проект «Пермская синематека» <http://www.permcinema.ru/about/>

Введение

«Увидеть, чтобы понять». Под таким девизом-слоганом на «Первом канале» еженедельно выходят документальные телефильмы и циклы. И действительно, этот девиз можно отнести к документальному фильму вообще. Ведь интерес к документалистике возникает там, где есть необходимость осмысления жизни.

О том, что интерес к документалистике растет, говорит, прежде всего, то, что документальное кино стало активно показываться в часы вечернего прайм-тайма: от 20:00 до 23:20. А средства, выделяемые т


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.