Критическое мышление - вид мыслительной деятельности человека — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Критическое мышление - вид мыслительной деятельности человека

2020-04-01 191
Критическое мышление - вид мыслительной деятельности человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

Актуальность. Как известно, интеллектуальное развитие личности определяется в наше время не объемом знаний, сведений, удерживаемых в памяти, а готовностью человека к отбору необходимых знаний путем критического анализа, осмысления информации и умением самостоятельно принимать решение.

В этой связи развитие критического мышления является неотъемлемой частью модернизации современной школы в целом и оптимизации обучения английскому языку в частности. Актуальность данной темы связана не только с особой итоговой формой контроля знаний - ЕГЭ, но и обусловлена практической потребностью общества в личности, обладающей определёнными качествами мышления. Эта потребность основана на развитии тенденции продвижения страны к свободному обществу, которому соответствует свободная творческая личность. Свобода мышления подразумевает его критическую направленность. На уроках английского языка формирование критического мышления осуществляется, прежде всего, через такие виды речевой деятельности, как чтение, письмо и устная речь.

Традиционный подход к обучению не способен обеспечить формирование творческой личности, т.к. остаются невостребованными такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются признаками его самостоятельности. Как отмечает Е.С. Полат, «не просто усвоение знаний, а умение их творчески применять для получения нового знания, развитие самостоятельного критического мышления - вот проблема, реализация которой требует принципиального иного взгляда как на технологию обучения, так и на теорию» [1].При таких концептуальных воззрениях на обучение английскому языку основная задача учителя - организовать продуктивную учебно-познавательную деятельность учащегося, обеспечивающую ему реализацию его личностного когнитивного и креативного потенциала, дающую возможность овладеть стратегиями образовательной деятельности и приобрести эффективный самостоятельный опыт изучения и использования английского языка в разных ситуациях и условиях самореализации и саморазвития. Здесь главным становится процесс учения, трактуемый как индивидуализированный процесс, требующий от учащегося высокой степени самостоятельности и активности, а также умений грамотно работать с информацией.

Особую роль в реализации указанных концептуальных положений призвана сыграть технология развития критического мышления (ТРКМ), всё более интенсивно внедряемая в систему языкового школьного образования.

Проблемой нашего исследования является развитие критического мышления учащихся 5 - 11 классов на уроках английского языка.

Цель курсовой работы: изучить теоретико-методологические основы по вопросу развития критического мышления и организовать работу по развитию критического мышления учащихся 5-11 классов на уроках английского языка.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

. Проанализировать методическую и теоретическую литературу по проблеме исследования.

. Раскрыть сущность понятия «критическое мышление», как необходимого качества личности современного общества.

. Рассмотреть формы и методы развития критического мышления на уроках английского языка в современной школе.

При написании данной курсовой работы применялись следующие методы научного исследования: 1) теоретический анализ работ педагогов и методистов, посвященных данной проблеме; 2) изучение опыта учителей, использующих в своей практике различные приёмы развития критического мышления; 3) применение методов и приёмов ТРКМ в собственной практике преподавания английского языка.


Критическое мышление - вид мыслительной деятельности человека

критический английский мышлений урок

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Технологические этапы

 

В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий): Evocation (Вызов) - Realization of Meaning (Осмысление новой информации) - Reflection (Размышление).

Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний [4].

Первая стадия - «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия - «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.

Третья стадия - «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Учитель, работающий в рамках технологии РКМ, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет в случае, если правильно выбран информативный материал, способствующий развитию критического мышления и метод (отдельный приём, стратегия) занятия.

Стадия вызова

Известно, что хорошо усваивается та информация, которая актуальна. Задача учителя на стадии вызова - стимулировать интерес к новому знанию через «извлечение» уже известного по теме и выяснить появившиеся вопросы. Возникшие вопросы вызывают потребность в новых знаниях. Ученики «вспоминают», что им известно по данному вопросу, систематизируют информацию, задают вопросы, на которые хотят получить ответы и сами для себя формулируют цель: для чего я буду изучать новую тему, что именно мне нужно узнать, чтобы ответить на собственный вопрос. Этап вызова подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот процесс, которые будут раскрываться на следующих этапах занятия.

Задачи стадии вызова:

актуализация имеющихся знаний;

пробуждение интереса к получению новой информации;

постановка учеником собственных целей обучения на данном уроке и по данной теме.

В процессе реализации стадии вызова важно:

. Давать учащимся возможность высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным учителем.

. Фиксировать все высказывания: любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» и «неправильных» высказываний.

. Сочетать индивидуальную и групповую работу: индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт; групповая - услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться.

Учащиеся, взаимодействуя друг с другом, занимаются постановкой проблемы, личностно значимой для них. Это требует от учащихся самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. У учащихся развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком на определенном уровне. При этом в учебном процессе создается такая ситуация, в которой употребление школьниками иностранного языка является естественным и свободным, таким, каким оно выступает в родном языке.

Роль учителя на этом этапе работы состоит в том, чтобы способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников.

Стадия осмысления

В процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией.

Задачи стадии осмысления:

- получение новой информации (текст, фильм, лекция, материал параграфа;

осмысление новой информации;

соотнесение новой информации с собственными знаниями для создания нового понимания;

поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

На этой стадии учащиеся самостоятельно продолжают активно конструировать цели своего учения. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при ее наложении на уже имеющиеся знания. Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента - индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями. Ученики могут найти ответы на ранее поставленные вопросы, решить возникшие на начальном этапе работы затруднения. Вместе с тем далеко не все вопросы могут быть разрешены. В этом случае учителю важно стимулировать учащихся к постановке новых вопросов, поиску ответов через контекст той информации, с которой школьники работают.

Учитель на данном этапе:

1) может быть непосредственным источником новой информации, в этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении.

2) отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении, если школьники работают с текстом.

)   предлагает для организации работы с текстом различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

Необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии, целесообразно выделить время для второго прочтения. Это достаточно важно, так как для того, чтобы прояснить некоторые вопросы, необходимо увидеть текстовую информацию в различном контексте [4].

Стадия рефлексии

Слово «рефлексия» (англ. reflection - an idea or opinion or statement resulting from deep and carefulthought) является синонимом таким словам, как «обратная связь», «самооценка и самоанализ», «взаимопонимание и взаимодействие».

Роберт Бустром в книге «Развитие творческого и критического мышления» отмечает: «Рефлексия - особый вид мышления… Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор». В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. По сути, рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы. Однако рефлексия на фазах вызова и реализации имеет другие формы и функции. На третьей же фазе рефлексия процесса становится основной целью деятельности школьников и учителя.

Задачи стадии рефлексии:

целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;

выработка собственного отношения к изучаемому материалу, выявление ещё непознанного - тем или проблем для дальнейшей работы («новый вызов»);

анализ всего процесса изучения материала.

Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно \ непонятно, об этом нужно узнать ещё, по этому поводу лучше задать вопрос и т.д.).

Но этот анализ мало полезен, если он не обращен в:

словесную форму (диалог между учеником и учителем, диалог между двумя учениками, отдельные реплики со стороны разных учеников, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям, полилог в виде беседы или обсуждения, игровые методы, круглый стол) или

письменную форму (ответы на вопросы, открытые предложения, выбор из предложенных вариантов, расстановка по степени важности, согласие \ несогласие с утверждениями, заполнение таблиц, графиков, диаграмм, кластеров, написание синквейна, эссе, письма, сочинения).

Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание.

На фазе рефлексии сочетание индивидуальной и групповой работы является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы ученики, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы и реализации поставленных ранее целей. С другой стороны, они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими собственными словами.

Разрешая диалог на стадии рефлексии, учитель дает возможность увидеть и рассмотреть различные варианты мнений на один и тот же вопрос.

Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманию.

В процессе рефлексии учитель оценивает результаты работы учеников. На первом и втором этапах работы учителю важно воздерживаться от оценок вслух. Это не означает, что необходимо полностью воздержаться от диагностики процесса. Но именно на заключительном этапе работы результаты диагностики могут быть озвучены. Особенность диагностики результативности работы в режиме технологии развития критического мышления состоит в том, что учитель и ученики могут отследить развитие представлений, идей и практического опыта в динамике, по мере работы на стадиях вызова, осмысления содержания и рефлексии.

Отдельно хочется остановиться на культурной рефлексиипри изучении иностранного языка. Для осуществления процесса культурного самоопределения личности посредством иностранного языка, необходимо по мере изучения материала о культурах стран иностранного языка создать условия с тем, чтобы каждый обучающийся смог рефлексировать на свою собственную культуру и на самого себя. Этим он будет определять свое место в спектре изучаемых культур, постигать общечеловеческие ценности, а также осознавать свою роль и функцию в глобальных общечеловеческих процессах. Именно через культурную рефлексию ученик сможет прийти к осознанию себя в качестве культурно - исторического субъекта, субъекта диалога культур с многогрупповой принадлежностью.

 

Концептуальное колесо

Учащимся необходимо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса.

Инсерт («I nsert»)

I - interactive интерактивная «V» - уже знал- noting размечающая «+» - новое- system система для «-» - думал иначе- effective эффективного «?» - не понял, есть вопросы

R - reading and чтения и- thinking размышления

Это маркировка текста значками по мере его чтения. Во время чтения учащиеся делают на полях пометки. В таблицу выписываются основные сведения из текста.

 

V + - ?
The symbols of Easter are painted eggs and paskha. Spring cakes. How to bake spring cakes. How to paint and decorate eggs How to bake paskha

Приём - таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?» («5-W» - Method)

Заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.

Например: Text «The Lost World» Spotlight-10, Module 4d Literature «Earth Alert!» Поработав с текстом, учащиеся так заполнили таблицу информацией из текста.

 

Who? What? When? Where? Why?
Professor Challenger, Professor Summerlee, reporter Edward Malone, hunter Lord John Roxton During the expedition they encountered prehistoric animals August 28th The Amazon Rainforest in South America They invented Time Machine

 

«Тонкие» и «толстые» вопросы («Thin» and «Thick» questions)

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована налюбой из трех стадий урока. Если пользоваться этим приёмом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. Учащиеся формулируют к теме «тонкие» (требующие простого, односложного ответа) вопросы и «толстые» (требующие подробного, развёрнутого ответа) вопросы. Учитель записывает на доске вопросы и просит учащихся (индивидуально или в группах) на них ответить, аргументируя свои предположения. После того как прозвучат ответы на данные вопросы, учащимся предлагается прочитать или прослушать текст, найти подтверждения своим предположениям и ответы на «тонкие» и «толстые» вопросы. На стадии осмысления приём служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии - для демонстрации понимания пройденного. На стадии рефлексии даётся задание составить еще 3-4 «тонких» и «толстых» вопроса, занести их в таблицу, поработать с ними в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу.

«Thin» questions «Thick» questions
Who…? What…? When…? Where…? Was it…? Are you agree that…? etc. Explain why…? Why do you think that…? Was his/her choice right or wrong to your mind? What is the most important idea of the story? What is the difference between…? If you were … would you…? etc.

 

Ажурная пила («Jigsaw»)

Метод используется при работе с текстом и при изучении грамматики.

При работе с текстом учащиеся разбиваются на группы по 4-6 человек, включая как сильных, так и слабых учеников. Каждый получает для разработки подтему или часть текста (небольшой по объёму материал). Происходит обмен информацией в группе, каждый является экспертом в своём вопросе. Все слушают друг друга, задают вопросы, делают пометки.

По пройденной теме отчитывается вся команда или один из её членов.

При работе с грамматическим материалом класс делится на три групппы. Например, при изучении темы The Past Perfect Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами: «Случаи употребления»/ «Указатели»/ «Схемы». Все группы заполняют таблицу целиком. В каждой команде есть эксперты по «случаям употребления», «указателям», «схемам». Они встречаются, советуются, затем приносят информацию в свои группы. В результате взаимодействия учащиеся систематизируют знания по изучаемой теме.

Двухчастный дневник

Дневник состоит из двух частей: цитаты и мысли, чувства, ассоциации. При чтении нового текста обращается внимание на цитаты, которые заставили задуматься, вызвали какие-либо чувства, эмоции, Делаются записи в дневнике. Этот приём даёт возможность увязать содержание текста со своим личным опытом. Особенно продуктивно работает этот приём, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объёма дома. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощью текст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения.

Стратегия «Галерея»

После «Карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдаёт свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом, определяется, какая группа дала лучший ответ.

«Последнее слово за мной»

На последней стадии спора учащимся предлагается записать из текста цитату, доказывающую его мнение, прокомментировать его. Учащийся читает цитату вслух, оппонент комментирует её. Затем ученик читает своё объяснение. На этом спор заканчивается.

«Синквейн»

Синквейн - это стихотворение, «представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний» (И. Викентьева). Синквейн состоит из пяти строк: в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное), во второй дается описание предмета (два прилагательных или причастия), в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету; в пятой строке - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). Каждому учащемуся даётся 5-7 минут на написание синквейна. Затем вместе с партнёром они из двух синквейнов составляют один, скоторым будут согласны. После вся группа сможет ознакомиться с парнымисинквейнами. Это может породить дальнейшую дискуссию.

На первых порах предложите учащимся составить один синквейн на двоих, с которым оба будут согласны. Это, с одной стороны, облегчит процесс подбора слов, с другой - поможет выбрать наиболее точные.

Пример синквейна: Enjoy English -5, Unit-1 «It's a Wonderful Planet We Live on».

. Earth

. Beautiful, blue, violent, destructive

. Live, produce, pollute, damage, destroy, break

. Can be kind, can hurt, may be awful

5. Disaster

«Круги по воде»

Опорным словом к этому приёму может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. По сути, это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома. (Приложения)

«Свободное письмо»

Аргументированное письмо, в течение нескольких минут учащиеся выражают собственные мысли по теме. Это может быть 5-минутное эссе и 10-минутное эссе.

-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя - это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

) написать, что они узнали по новой теме;

) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли письменно. Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма - не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

Стратегия РАФТ («Плот»)

Название представляет собой сокращение:

Р оль А удитория Ф орма Т ема

Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Далее необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, учеников и т.д.). Вышеперечисленные параметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (письмо, сочинение и т.д.). И, наконец, выбирается тема. На самом деле все это может происходить в обратном порядке или одновременно. Выбор может происходить индивидуально, но на первых порах лучше поработать в парах, а затем вынести предложенные варианты на обсуждение всего класса.

Например: Предлагается тема «Бюро забытых вещей». Учащийся выбирает роль расчёски забытой в классе. Текст предназначен для хозяина забытой вещи. Следовательно, учащийся выбирает письмо в качестве формы изложения текста.

My colour is brown and I ‘m made of plastic. I’m new. I’m only two weeks old. I live in a bag or in a pocket. I remember the day my owner bought me in the shop. I like my owner because he keeps me in a good place and he doesn’t use me very often. I fear most of all to lose all my teeth and to find myself in a rubbish bin. My idea of perfect happiness is my owner’s clean hair. Dear owner! Come to the lost-property office and take me with you. I miss you. Don’t forget me again!

Заключение

 

Анализ теоретической и методической литературы показал, что критическое мышление - это «мышление оценочное, рефлексивное», для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логичное мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. Результат критического мышления представлен «в форме действия, отношения, ориентации, установки» [9].

Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления, предусматривает не просто активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение того, что они усвоили с собственным опытом, а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания. Обучая школьников думать подобным образом, учителя тем самым поощряют их к самостоятельному решению проблем, к поиску необходимых сведений.

Самостоятельному добыванию знаний, приобретению нового опыта, уместному, осознанному применению приобретенных знаний на практике способствует технология развития критического мышления через чтение и письмо. Эта технология является личностно-ориентированной, т.к. направлена, прежде всего, на создание предметных и коммуникативных условий для развития «самоценных форм активности учащихся» [13].

Результаты работы по формированию критического мышления показали, что выбранная нами технология развития критического мышления через чтение и письмо оказалась достаточно продуктивной. Учащиеся более успешно овладевают ключевыми компетенциями, что позволяет им удовлетворить коммуникативные потребности. А также получают возможность ощутить себя творческой личностью, учатся сотрудничать, получать и перерабатывать информацию, высказывать своё мнение в рамках заданной темы. Следовательно, цели и задачи, поставленные нами в начале работы, полностью достигнуты и решены.


Библиографический список

критический английский мышлений урок

1. Полат Е.С. Проблемы образования в канун XXI века // Интернет-журнал «Эйдос», 1998. http://www.eidos.ru/journal/1998/1111-07.htm.

. Халперн Д.Психология критического мышления. - СПб.: Питер, 2000.

3. Ellis D. An Active Thinker. - New York: Pantheon Books, 1999.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М., 1998.

5. Dewey J. Education and Democracy. - New York: Macmillan.

.   Arendt H. Thinking. - New York: Harcourt Brace Jovanovich.

7. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Наука, 1974.

.   Колкер Я.М., Устинова Е.С. Практическая методика обучения иностранному языку: Учебное пособие. - М.: Академия, 2000.

.   Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.

10. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. №4. C. 66.

11. Васюта И.В. Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы // Литература. 2005. №3. С. 27.

. Винокурцева И.Г. Приёмы организации интерактивного чтения в философии Whole Language // Иностранные языки в школе. 2005. №2.

. Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (Базовая модель). Кн. 1. - М.: БОНФИ, 2002.

. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. 2004. №2. С. 7.

. Павлова А.И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2007. №8. С. 11.

. Penny Ur & Andrew Wright.Five-Minute Actives. Cambridge University Press. 2004.

. Плавинская Н.В. Несколько слов о синквейне // Литература. 2006. №5. С. 38.

. Линкевич Н.В. Технология развития критического мышления - методы и приёмы стадии вызова // Английский язык: газета «Первое сентября». 2008. №13. С. 4.

Введение

Актуальность. Как известно, интеллектуальное развитие личности определяется в наше время не объемом знаний, сведений, удерживаемых в памяти, а готовностью человека к отбору необходимых знаний путем критического анализа, осмысления информации и умением самостоятельно принимать решение.

В этой связи развитие критического мышления является неотъемлемой частью модернизации современной школы в целом и оптимизации обучения английскому языку в частности. Актуальность данной темы связана не только с особой итоговой формой контроля знаний - ЕГЭ, но и обусловлена практической потребностью общества в личности, обладающей определёнными качествами мышления. Эта потребность основана на развитии тенденции продвижения страны к свободному обществу, которому соответствует свободная творческая личность. Свобода мышления подразумевает его критическую направленность. На уроках английского языка формирование критического мышления осуществляется, прежде всего, через такие виды речевой деятельности, как чтение, письмо и устная речь.

Традиционный подход к обучению не способен обеспечить формирование творческой личности, т.к. остаются невостребованными такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются признаками его самостоятельности. Как отмечает Е.С. Полат, «не просто усвоение знаний, а умение их творчески применять для получения нового знания, развитие самостоятельного критического мышления - вот проблема, реализация которой требует принципиального иного взгляда как на технологию обучения, так и на теорию» [1].При таких концептуальных воззрениях на обучение английскому языку основная задача учителя - организовать продуктивную учебно-познавательную деятельность учащегося, обеспечивающую ему реализацию его личностного когнитивного и креативного потенциала, дающую возможность овладеть стратегиями образовательной деятельности и приобрести эффективный самостоятельный опыт изучения и использования английского языка в разных ситуациях и условиях самореализации и саморазвития. Здесь главным становится процесс учения, трактуемый как индивидуализированный процесс, требующий от учащегося высокой степени самостоятельности и активности, а также умений грамотно работать с информацией.

Особую роль в реализации указанных концептуальных положений призвана сыграть технология развития критического мышления (ТРКМ), всё более интенсивно внедряемая в систему языкового школьного образования.

Проблемой нашего исследования является развитие критического мышления учащихся 5 - 11 классов на уроках английского языка.

Цель курсовой работы: изучить теоретико-методологические основы по вопросу развития критического мышления и организовать работу по развитию критического мышления учащихся 5-11 классов на уроках английского языка.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

. Проанализировать методическую и теоретическую литературу по проблеме исследования.

. Раскрыть сущность понятия «критическое мышление», как необходимого качества личности современного общества.

. Рассмотреть формы и методы развития критического мышления на уроках английского языка в современной школе.

При написании данной курсовой работы применялись следующие методы научного исследования: 1) теоретический анализ работ педагогов и методистов, посвященных данной проблеме; 2) изучение опыта учителей, использующих в своей практике различные приёмы развития критического мышления; 3) применение методов и приёмов ТРКМ в собственной практике преподавания английского языка.


Критическое мышление - вид мыслительной деятельности человека

критический английский мышлений урок


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.