Причины возникновения неврозоподобной формы заикания — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Причины возникновения неврозоподобной формы заикания

2020-04-01 136
Причины возникновения неврозоподобной формы заикания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Неврозоподобная форма заикания характеризуется тем, что речевые запинки проявляются в любой обстановке, как наедине с самим собой, так и в обществе. Известно, что данная форма встречается в 51, 4% случаев, нежели невротическая и смешанная. Неврозоподобное заикание возникает на фоне явлений органической церебральной недостаточности перинатального, натального или постнатального генеза. Признаки ее обнаруживаются в виде рассеянной неврологической симптоматики и в различной степени выраженности церебрастеническим синдромом, который проявляется в виде утомляемости, истощаемости, повышенной раздражительности, двигательной расторможенности [24, 19].

Неврозоподобная форма заикания возникает в возрасте 3-4 года вне связи с психогенными моментами на фоне наиболее интенсивного развития фразовой речи и утяжеляется постепенно, судорожные проявления имеют тенденцию к генерализации. Для такой формы заикания типичны относительная монотонность и стабильность проявлений. В грудном возрасте такие дети беспокойны, крикливы, плохо спят. Их физическое развитие проходит в пределах нижней возрастной нормы либо с небольшой задержкой. Судорожные запинки усиливаются при физическом и психическом утомлении детей, в период соматических заболеваний, но обычно мало зависят от внешних ситуационных факторов. Все движения органов артикуляции характеризуются некоторой ограниченностью, нередко отмечается малоподвижность нижней челюсти, недостаточная подвижность языка и губ, плохая координация артикуляторных движений, затрудненный поиск артикуляторных поз. Нередко наблюдается нарушение тонуса мышц языка, его "беспокойство", недифференцированность кончика. Довольно часто у детей с неврозоподобным заиканием фиксируется повышенная саливация не только в процессе речи, но и в покое [21, 18].

Особенно ярко отличие от нормы проявляется в речевом развитии. Характерна выраженная судорожность речи, нередко в сочетании с тикообразными насильственными сокращениями мышц лица и рук. Первые слова нередко появляются лишь к 1,5 годам, элементарная, фразовая речь формируется к 3 годам, развернутые фразы отмечаются лишь к 3,5 годам жизни. При общении с окружающими у ребенка обычно отсутствует страх речи. Отмечается медленное накопление словарного запаса, позднее и неполное освоение грамматического строя речи. Темп речи либо ускорен, либо резко замедлен, голос мало модулированный. Как правило, наблюдается резкое нарушение речевого дыхания: слова произносятся во время вдоха или в момент полного выдоха. Лексико-грамматическая сторона речи не имеет существенных отклонений от нормы [7, 1]. Нарушение звукопроизношения носит, главным образом, фонетический характер (межзубный сигматизм, губно-зубное произношение и т.п.).

Движения детей, страдающих неврозоподобным заиканием, ограничены. Больные затрудняются с выполнением проб на статическую и динамическую координацию, отмечается слабое развитие чувства ритма, нарушение одновременности движений. Наблюдается утомляемость, истощаемость, недостаточная упражняемость моторных навыков [11. С. 31]. В ряде случаев страдает выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции. Наблюдаются патологические движения, синкинезии, многообразие сопутствующих речи движений. Обнаруживаются трудности действий с мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики.

Большая часть заикающихся этой группы с трудом воспроизводит и удерживает в памяти заданный темп и ритм. Как правило, у них плохо развивается музыкальный слух. Большинство самостоятельно не исправляют двигательные ошибки. Словесная инструкция по двигательным задачам оказывается недостаточной, при обучении необходимы наглядные образцы.

Неврозоподобные состояния по своей симптоматике напоминают неврозы. Они возникают вследствие органических, сосудистых и других поражений центральной нервной системы. По своей природе эти состояния являются органо-функциональными, при которых, несмотря на наличие органического поражения мозга, имеется целый ряд расстройств функционального характера [1. С. 24]. При такой форме в анамнезе зачастую отмечают тяжелые токсикозы беременности с угрозами выкидыша, асфиксию в родах и т.д.

Таким образом, появлению неврозоподобной формы заикания способствуют органические, сосудистые и другие поражения центральной нервной системы.

Выделение двух клинических форм заикания - невротической и неврозоподобной - позволяет наиболее полно оценить не только судорожные проявления в речи заикающихся, но и особенности личности, как в начальный период развития заикания, так и при его хронификации. Данные об особенностях протекания заикания позволяют в каждом конкретном случае выбрать основную форму лечебно-педагогического воздействия. Современный подход к преодолению заикания настоятельно требует разработки и применения дифференцированных методов коррекции данной речевой патологии. Именно с позиций дифференцированного подхода следует не только устранять, но и настоятельно изучать заикание.

 

 


Заключение

 

Заикание относится к одному из самых мучительных для человека речевых расстройств, потому что по непонятной для него причине речь вдруг отказывает ему в самый ответственный момент, оставляя полностью беспомощным перед своим собеседником. Поэтому вопрос заикания в настоящее время представляет значительный научный и практический интерес.

Проблемой нашего исследования было выявление неблагоприятных факторов, воздействующих на компоненты речедвигательной системы человека и вызывающих определенную форму заикания.

Проведенное нами исследование было направлено на теоретическое выявление причин, вызывающих различные формы заикания. В ходе исследования была достигнута поставленная цель: теоретически выявить причины возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания.

Для реализации поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы нами были решены следующие задачи:

.   Изучены теоретические основы проявления заикания как сложного речевого расстройства у детей дошкольного возраста. В ходе нашего исследования мы выявили, что заикание является сложной речевой патологией, распространенность которой обусловлена различными факторами. Изучение механизмов заикания, его проявлений, помогло нам понять причины заикания, которые по своей структуре сложны и неоднородны.

.   Выявлены причины возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания. Рассмотрев их, мы выяснили, что некоторые этиологические факторы могут способствовать как развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

Мы выявили, что в основе невротической формы заикания лежат острые или подострые психические травмы - испуг, внезапно возникшее волнение, разлука с родителями и изменение привычного жизненного стереотипа, тогда как в основе неврозоподобной формы заикания лежат неврозы, возникающие вследствие органических, сосудистых и других поражений центральной нервной системы.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена.

Значимость исследования заключается в обобщении теоретических сведений о причинах, вызывающих различные формы заикания.

В дальнейшем мы планируем подробно изучить проблему заикания у детей дошкольного возраста и на основании его проявлений установить причины, вызвавшие это нарушение.

 

 


Список использованной литературы

 

.Белякова, Л.И. Заикание: хрестоматия [Текст] / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. - М.: Академия, 2003. - 304 с.

.Болдырева, Т.А. Динамика формирования личности заикающихся // Заикание. Проблемы теории и практики [Текст] / под ред. Л.Б. Беляковой, Т.А. Болдыревой. - М.: Владос, 1992.

.Вессарт, О.В. Лингвистические факторы, провоцирующие возникновение запинок при заикании [Текст] / О.В. Вессарт. - М.: Владос, 1986.

.Власова, Н.А. О заикании детей дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Власова. - М.: Просвещение, 1974. - №7.

.Волкова, Г.А. Особенности поведения заикающихся детей в конфликтных ситуациях // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с нарушениями речи [Текст] / Г.А. Волкова. - М.: Прометей, 1991.

.Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] / под ред. Л.С. Волковой. - М.: Просвещение, 1989. - 527 с.

.Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 680 с.

.Выгодская, И.Б. Устранение заикания у дошкольников в игре [ Текст] / И.Б. Выгодская, Е.А. Пеллингер, Л.П, Успенская. - М.: Просвещение, 1984.

.Драпкин, Б.З. Психотерапия в комплексном лечении заикания у подростков [Текст ] / Составители: Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. - М.: Эксмо-Пресс, 2001.

.Дьякова, Е.А. Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся [Текст] / под ред. Л.И. Беляковой. - М.: Просвещение, 1992.

ееман, М. Заикающиеся дети // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2т. Т.1, раздел 5 / под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Владос,1997.

.Калачева, И.О. Использование семейной психотерапии в процессе реабилитации детей раннего возраста, страдающих заиканием [Текст] / М.: Владос, 1992.

.Кён, Р. Заикание // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных, педагогических учебных заведений: В 2 т.,T.1, раздел 5 / под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 1997.

.Крыжановский, Г.Н. Общая патофизиология нервной системы [Текст] / Г.Н Крыжановский. - М.: Медицина, 1997. - 352с.

.Кузьмин, Ю.М. Модели нормального процесса речи и механизмы речевых нарушений [Текст] / Ю.М. Кузьмин. - М.: Владос, 1989.

.Левина, Р.Е. Заикание у детей [Текст] / под ред. Левиной Р.Е. - М.: Просвещение, 1975.

.Леонова, С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников [Текст] / С.В. Леонова. - М.: Владос, 2004. - 128 с.

.Либманн, А. Патология и терапия заикания и косноязычия // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2т., Т.1, раздел 5 / под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 1997.

.Ляпидевский, С.С. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи [Текст] / под ред. С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова. - М.: Просвещение, 1968. - 114с.

.Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е.М. Мастюкова. - М.: Владос, 1997. - 304с.

.Меньшикова, С.В. Коррекция заикания у детей [Текст] / С.В. Меньшикова. - Казань: "Лиана", 1999. - 112с.

.Миронова, С.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения [Текст] / под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Владос, 1975.

.Миссуловин, Л.Я. Заикание и его устранение / Л.Я. Миссуловин. - СПб.: ООО "СЛП", 1997. - 144с.

.Неткачев, Г.Д. Заикание // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2т., T.1, раздел 5 / под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 1997.

.Пеллингер, Е.Л. Как помочь заикающимся школьникам [Текст] / Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская. - М.: Просвещение, 1995. - 176с.

.Pay, Е.Ю. Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников // Психотерапия в дефектологии [Текст] / Состав.: Н.П. Вайзман. - М.: Просвещение,1992.

.Селиверстов, В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия [Текст] / В.И. Селиверстов.- М.: ВЛАДОС, 2001.

.Скобликова, С.Б. Заикание: лицом к лицу [Текст] / С.Б. Скобликова. - М.: ООО «РусНеруд», 2010.- 212 с.

.Скобликова, С. Б. Заикание в вопросах и ответах [Текст] / С. Б. Скобликова. - М.: Просвещение, 2011. - 276 с.

.Станишевская, Н.Н. Психологическое исследование личности взрослых больных, страдающих заиканием. // В сб.: Клиника и терапия заикания. Сборник научн. трудов. под ред. Г.В. Морозовой.- М.: Владос, 1984. - с. 98-106.

.Чевелева, Н.А. К вопросу о заикании у детей [Текст] / Н.А. Чевелева. - М.: Владос, 1977. - №1.

.Шкловский, В.М. Особенности заикания при нервно-психических заболеваниях // Хрестоматия. Логопедия. Заикание. Раздел 2 / Составители: Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. - М.: Просвещение, 1994.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.