Заикание дошкольный речевой патология — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Заикание дошкольный речевой патология

2020-04-01 179
Заикание дошкольный речевой патология 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Введение

 

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства. Во всем мире признается, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Проблема заикания интенсивно изучается и освещается в литературе на протяжении всего 20-го века отечественными специалистами, а именно - И.А. Сикорский, М.И. Хватцев, Ф.А. Рау, Р.Е. Левина и др. Среди современных специалистов большой вклад внесли В.И. Селиверстов, Е.А. Дьякова, В.М. Шкловский, Е.Ф. Рау, Л.И. Белякова и многие другие.

Проблема заикания всегда беспокоила людей. Ведь несчастные больные во все времена чувствовали себя изгоями общества. Каждый человек время от времени запинается в процессе речи, но заикающийся не может, как большинство из нас, контролировать свой речевой аппарат, и напряжение мышц вызывает у него неспособность выговорить очередной звук или слово. Это затрудняет его речевое общение. Как правило, заикание поражает людей с довольно высоким уровнем интеллекта, но оно не должно стать непреодолимым препятствием для общественного деятеля.

В наше время человек с заиканием имеет право быть увиденным и услышанным. Вследствие заикания ухудшается процесс социализации ребенка, общения со сверстниками, возникают вторичные нарушения: страх общения со сверстниками, поиск способов самореализации в других видах деятельности. Ребёнок начинает всё чаще обращать внимание на свой дефект, и это влияет на развитие психических процессов, которые также влияют на формирование его самооценки. Заикание, возникшее у детей в дошкольном возрасте, вызывает тревогу у родителей и смущение, проблемы в общении у самих детей. Часто о заикании ребёнка родители начинают беспокоиться или слишком рано, или достаточно поздно, обоснованно или во много раз преувеличивая эту проблему.

Актуальность проблемы преодоления заикания чрезвычайно высока в социальном плане. Заикание является следствием затруднения речевого общения. Речевой дефект мешает формированию нормальных коммуникативных отношений с окружающими людьми, так как у заикающихся появляется большое количество установок, ограничивающих их возможности («меня не понимают», «мне даже не стоит пробовать» и др.), и, как следствие - ограничение социальных контактов, уход в собственный мир, снижение социальной активности. Заикание значительно меняет условия формирования личности, что приводит к ее дисгармоничному развитию, и влияет на эффективность процесса социализации ребенка.

Таким образом, проблемой нашего исследования будет выявление неблагоприятных факторов, воздействующих на компоненты речедвигательной системы человека и, вызывающих определенную форму заикания.

Цель исследования: теоретически выявить причины возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания.

Объект исследования: заикание как сложная речевая патология.

Предмет исследования: причины возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания.

Гипотеза исследования: выдвинуто предположение, что причины неврозоподобной формы заикания у дошкольников лежат в анамнезе, тогда как причиной неврозоподобной формы заикания будет психотравмирующая стуация.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

.   изучить теоретические основы проявления заикания как сложного речевого расстройства у детей дошкольного возраста;

.   теоретически выявить причины возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания.

Методы исследования:

) изучение теоретических источников;

) интерпретационный метод - выявление связей между изучаемыми явлениями.

Практическая значимость исследования заключается в обобщении теоретических сведений о заикании как сложном речевом расстройстве, его механизмах, в теоретическом выявлении причин возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания. Материалы исследования могут быть использованы педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста с заиканием в процессе коррекционной работы с ними.

 

Симптоматика заикания

 

Симптомы заикания весьма непостоянны и изменчивы. Характерными первыми признаками проявления заикания могут быть:

v употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);

v повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;

v вынужденные остановки в середине слова, фразы;

v затруднения перед началом речи [20, 29].

Важным фактором в определении заикания является наличие судорог, возникающих при попытке начать речь, при непроизвольных сокращениях мышц речевого аппарата. Судороги при заикании подразделяют на клонические, тонические и смешанные. Когда ребенок только начинает заикаться, наблюдаются клонические судороги: повторы первого звука или слога в слове (к-к-кот, ма-ма-машина). Когда заикание закрепляется, речь начинает изобиловать тоническими судорогами: остановками, паузами и «провалами» в начале и середине слов (п…ривет, к…рот).

По месту локализации различают дыхательные, артикуляционные и голосовые судороги. При дыхательных судорогах создается впечатление, что ребенку не хватает воздуха, ему трудно дышать, в горле застревает комок. Артикуляционные судороги вызывают перекашивание губ, вываливание языка, уход в сторону нижней челюсти. Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков (к, г, п, б, т, д), реже и менее напряженно - щелевых. При голосовой судороге ребенок что-то говорит, вдруг голос срывается, малыш беспомощно открывает рот, но речь отсутствует. Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом:

v Смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться - голос внезапно прерывается или же образуется клоническая или затяжная судорога - получается прерывающийся ("А-а-а-аня") или толчкообразный гласный звук ("а-а-а-а").

v Размыкательная (голосовая щель остается открытой - при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь).

v Вокальная, свойственная детям (протягивание гласных звуков).

Чаще встречаются дыхательные и артикуляторные судороги, реже - голосовые. Помимо судорог, заикающиеся дети страдают нарушением дыхания и нарушением голоса [15. С. 7-10].

При заикании отмечают 3 формы нарушения дыхания:

)   экспираторная (судорожный выдох),

)   инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием),

)   респираторная (судорожные вдох и выдох, иногда с разрывом слова).

Дыхание заикающегося ребенка поверхностное, дискоординированное, дискретное. При дыхательном и речевом акте не задействована диафрагма. Диафрагма - непарная широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости, служащая для расширения лёгких, и обеспечивающая правильную вентиляцию легких. Чем больше стаж заикания, тем тоньше и слабее становится диафрагма, а человеку тяжелее дышать и говорить. Ребята пытаются изменять свой голос, думая, что этой трансформацией скроют речевой дефект. Голос заикающихся часто гнусавый, имеет ярко выраженный носовой оттенок, иногда писклявый, визгливый, скрипучий. Степень выраженности заикания обычно определяют по состоянию речи заикающегося. При этом учитывается характер общения, особенности поведения в деятельности, фиксация на своем дефекте.

Выделяют 3 степени тяжести заикания:

v Легкая степень - дети свободно вступают в общение любых ситуациях с незнакомыми людьми, участвуют в коллективной игре, во всех видах деятельности, выполняют поручения, связанные с необходимостью речевого общения. Судороги наблюдаются только при самостоятельной речи.

v Средняя степень - дети испытывают затруднения в общении в новых, а также важных для них ситуациях, в присутствии незнакомых им людей, отказываются от участия коллективных играх со сверстниками. Судороги наблюдаются в различных отделах речевого аппарата - дыхательном, голосовом, артикулярном - во время самостоятельной, вопросно-ответной и отраженной речи.

v Тяжелая степень - заикание выражено во всех ситуациях общения, затрудняет речевую коммуникабельность и коллективную деятельность детей, искажает проявление поведенческих реакций, проявляется во всех видах речи [1, 4].

В проявлении заикания характерными являются различные расстройства общей и речевой моторики. По характеру эти расстройства могут быть произвольными и непроизвольными (насильственными). Произвольные - это те уловки, которые заикающиеся употребляют с целью замаскировать свою трудную речь, или ее облегчить. Уловки бывают двигательные и речевые. Двигательные уловки наблюдаются в общей моторике рук, ног, корпуса, головы и др. К ним относятся сжатие кулаков, зажмуривание глаз и др., которые заикающийся употребляет перед тем, как что либо сказать. Речевые уловки чаще всего появляются при звукофобии, когда ребенок понимает, на каких звуках у него возникает судорога, и для того, чтобы не употреблять их в своей речи, использует эмболы, так называемые слова-паразиты [9. С. 16]. Эмболы у дошкольников простые по составу: «а»«, «ну», «вот», «это», «ну вот», «а», «а вот» и подобные им. Иным проявлением речевых уловок является замена трудных слов, на более легко произносимые, либо вставкой перед трудным словом гласного (а-а-а-акнига, а-а-апечка). Изредка они проявляются в виде покусывания кончика языка, нижней губы, облизывания губ, беззвучного артикулирования звуков и т.д. К непроизвольным (насильственным) движениям относятся, прежде всего речевые судороги, которые различаются по форме или типу, по месту или локализации и по частоте. Б.И.Шостак отмечает нередкие случаи насильственных движений (судороги, тики, миоклонусы) в мышцах лица, шеи, рук [10, 12].

У заикающихся часто наблюдается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация и вялость. Некоторые исследователи указывают на связь заикания с леворукостью (процент заикающихся среди леворуких дете й равен от 6,6% до 8,5%), что тоже можно отнести к нарушениям общей моторики [2, 5]. Именно в дошкольном возрасте заикающимся детям присуще обилие сопутствующих движений (в 47% случаев). Они возникают вследствие распространения (иррадиации) судорог из речевого отдела на другие мышцы тела: в первую на мышцы лица, шеи, предплечья и далее - на мышцы - туловища, спины, верхних и нижних конечностей [1, 20].

Для заикающихся детей характерно наличие вегетативных расстройств, которые выражаются в покраснении /побледнении кожи лица, тела, в проявлениях вегето-сосудистой дистонии, проявляющейся в наличии мокрых ладошек, лабильности ощущений [17. С. 31].

Таким образом, заикание является сложной речевой патологией, распространенность которой обусловлена различными факторами. Проблема заикания интенсивно изучается и освещается в литературе на протяжении всего XX века. Отражением сложности данной проблемы являются многочисленные теории, претендующие на объяснение механизмов заикания. Изучение механизмов заикания и его проявлений помогает понять причины этого речевого нарушения, которые по своей структуре сложны и неоднородны.

 


Заключение

 

Заикание относится к одному из самых мучительных для человека речевых расстройств, потому что по непонятной для него причине речь вдруг отказывает ему в самый ответственный момент, оставляя полностью беспомощным перед своим собеседником. Поэтому вопрос заикания в настоящее время представляет значительный научный и практический интерес.

Проблемой нашего исследования было выявление неблагоприятных факторов, воздействующих на компоненты речедвигательной системы человека и вызывающих определенную форму заикания.

Проведенное нами исследование было направлено на теоретическое выявление причин, вызывающих различные формы заикания. В ходе исследования была достигнута поставленная цель: теоретически выявить причины возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания.

Для реализации поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы нами были решены следующие задачи:

.   Изучены теоретические основы проявления заикания как сложного речевого расстройства у детей дошкольного возраста. В ходе нашего исследования мы выявили, что заикание является сложной речевой патологией, распространенность которой обусловлена различными факторами. Изучение механизмов заикания, его проявлений, помогло нам понять причины заикания, которые по своей структуре сложны и неоднородны.

.   Выявлены причины возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания. Рассмотрев их, мы выяснили, что некоторые этиологические факторы могут способствовать как развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

Мы выявили, что в основе невротической формы заикания лежат острые или подострые психические травмы - испуг, внезапно возникшее волнение, разлука с родителями и изменение привычного жизненного стереотипа, тогда как в основе неврозоподобной формы заикания лежат неврозы, возникающие вследствие органических, сосудистых и других поражений центральной нервной системы.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена.

Значимость исследования заключается в обобщении теоретических сведений о причинах, вызывающих различные формы заикания.

В дальнейшем мы планируем подробно изучить проблему заикания у детей дошкольного возраста и на основании его проявлений установить причины, вызвавшие это нарушение.

 

 


Список использованной литературы

 

.Белякова, Л.И. Заикание: хрестоматия [Текст] / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. - М.: Академия, 2003. - 304 с.

.Болдырева, Т.А. Динамика формирования личности заикающихся // Заикание. Проблемы теории и практики [Текст] / под ред. Л.Б. Беляковой, Т.А. Болдыревой. - М.: Владос, 1992.

.Вессарт, О.В. Лингвистические факторы, провоцирующие возникновение запинок при заикании [Текст] / О.В. Вессарт. - М.: Владос, 1986.

.Власова, Н.А. О заикании детей дошкольного возраста [Текст] / Н.А. Власова. - М.: Просвещение, 1974. - №7.

.Волкова, Г.А. Особенности поведения заикающихся детей в конфликтных ситуациях // Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с нарушениями речи [Текст] / Г.А. Волкова. - М.: Прометей, 1991.

.Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] / под ред. Л.С. Волковой. - М.: Просвещение, 1989. - 527 с.

.Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 680 с.

.Выгодская, И.Б. Устранение заикания у дошкольников в игре [ Текст] / И.Б. Выгодская, Е.А. Пеллингер, Л.П, Успенская. - М.: Просвещение, 1984.

.Драпкин, Б.З. Психотерапия в комплексном лечении заикания у подростков [Текст ] / Составители: Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. - М.: Эксмо-Пресс, 2001.

.Дьякова, Е.А. Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся [Текст] / под ред. Л.И. Беляковой. - М.: Просвещение, 1992.

ееман, М. Заикающиеся дети // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2т. Т.1, раздел 5 / под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Владос,1997.

.Калачева, И.О. Использование семейной психотерапии в процессе реабилитации детей раннего возраста, страдающих заиканием [Текст] / М.: Владос, 1992.

.Кён, Р. Заикание // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных, педагогических учебных заведений: В 2 т.,T.1, раздел 5 / под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 1997.

.Крыжановский, Г.Н. Общая патофизиология нервной системы [Текст] / Г.Н Крыжановский. - М.: Медицина, 1997. - 352с.

.Кузьмин, Ю.М. Модели нормального процесса речи и механизмы речевых нарушений [Текст] / Ю.М. Кузьмин. - М.: Владос, 1989.

.Левина, Р.Е. Заикание у детей [Текст] / под ред. Левиной Р.Е. - М.: Просвещение, 1975.

.Леонова, С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников [Текст] / С.В. Леонова. - М.: Владос, 2004. - 128 с.

.Либманн, А. Патология и терапия заикания и косноязычия // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2т., Т.1, раздел 5 / под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 1997.

.Ляпидевский, С.С. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи [Текст] / под ред. С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова. - М.: Просвещение, 1968. - 114с.

.Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е.М. Мастюкова. - М.: Владос, 1997. - 304с.

.Меньшикова, С.В. Коррекция заикания у детей [Текст] / С.В. Меньшикова. - Казань: "Лиана", 1999. - 112с.

.Миронова, С.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения [Текст] / под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Владос, 1975.

.Миссуловин, Л.Я. Заикание и его устранение / Л.Я. Миссуловин. - СПб.: ООО "СЛП", 1997. - 144с.

.Неткачев, Г.Д. Заикание // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2т., T.1, раздел 5 / под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 1997.

.Пеллингер, Е.Л. Как помочь заикающимся школьникам [Текст] / Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская. - М.: Просвещение, 1995. - 176с.

.Pay, Е.Ю. Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников // Психотерапия в дефектологии [Текст] / Состав.: Н.П. Вайзман. - М.: Просвещение,1992.

.Селиверстов, В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия [Текст] / В.И. Селиверстов.- М.: ВЛАДОС, 2001.

.Скобликова, С.Б. Заикание: лицом к лицу [Текст] / С.Б. Скобликова. - М.: ООО «РусНеруд», 2010.- 212 с.

.Скобликова, С. Б. Заикание в вопросах и ответах [Текст] / С. Б. Скобликова. - М.: Просвещение, 2011. - 276 с.

.Станишевская, Н.Н. Психологическое исследование личности взрослых больных, страдающих заиканием. // В сб.: Клиника и терапия заикания. Сборник научн. трудов. под ред. Г.В. Морозовой.- М.: Владос, 1984. - с. 98-106.

.Чевелева, Н.А. К вопросу о заикании у детей [Текст] / Н.А. Чевелева. - М.: Владос, 1977. - №1.

.Шкловский, В.М. Особенности заикания при нервно-психических заболеваниях // Хрестоматия. Логопедия. Заикание. Раздел 2 / Составители: Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. - М.: Просвещение, 1994.

Введение

 

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства. Во всем мире признается, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Проблема заикания интенсивно изучается и освещается в литературе на протяжении всего 20-го века отечественными специалистами, а именно - И.А. Сикорский, М.И. Хватцев, Ф.А. Рау, Р.Е. Левина и др. Среди современных специалистов большой вклад внесли В.И. Селиверстов, Е.А. Дьякова, В.М. Шкловский, Е.Ф. Рау, Л.И. Белякова и многие другие.

Проблема заикания всегда беспокоила людей. Ведь несчастные больные во все времена чувствовали себя изгоями общества. Каждый человек время от времени запинается в процессе речи, но заикающийся не может, как большинство из нас, контролировать свой речевой аппарат, и напряжение мышц вызывает у него неспособность выговорить очередной звук или слово. Это затрудняет его речевое общение. Как правило, заикание поражает людей с довольно высоким уровнем интеллекта, но оно не должно стать непреодолимым препятствием для общественного деятеля.

В наше время человек с заиканием имеет право быть увиденным и услышанным. Вследствие заикания ухудшается процесс социализации ребенка, общения со сверстниками, возникают вторичные нарушения: страх общения со сверстниками, поиск способов самореализации в других видах деятельности. Ребёнок начинает всё чаще обращать внимание на свой дефект, и это влияет на развитие психических процессов, которые также влияют на формирование его самооценки. Заикание, возникшее у детей в дошкольном возрасте, вызывает тревогу у родителей и смущение, проблемы в общении у самих детей. Часто о заикании ребёнка родители начинают беспокоиться или слишком рано, или достаточно поздно, обоснованно или во много раз преувеличивая эту проблему.

Актуальность проблемы преодоления заикания чрезвычайно высока в социальном плане. Заикание является следствием затруднения речевого общения. Речевой дефект мешает формированию нормальных коммуникативных отношений с окружающими людьми, так как у заикающихся появляется большое количество установок, ограничивающих их возможности («меня не понимают», «мне даже не стоит пробовать» и др.), и, как следствие - ограничение социальных контактов, уход в собственный мир, снижение социальной активности. Заикание значительно меняет условия формирования личности, что приводит к ее дисгармоничному развитию, и влияет на эффективность процесса социализации ребенка.

Таким образом, проблемой нашего исследования будет выявление неблагоприятных факторов, воздействующих на компоненты речедвигательной системы человека и, вызывающих определенную форму заикания.

Цель исследования: теоретически выявить причины возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания.

Объект исследования: заикание как сложная речевая патология.

Предмет исследования: причины возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания.

Гипотеза исследования: выдвинуто предположение, что причины неврозоподобной формы заикания у дошкольников лежат в анамнезе, тогда как причиной неврозоподобной формы заикания будет психотравмирующая стуация.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

.   изучить теоретические основы проявления заикания как сложного речевого расстройства у детей дошкольного возраста;

.   теоретически выявить причины возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания.

Методы исследования:

) изучение теоретических источников;

) интерпретационный метод - выявление связей между изучаемыми явлениями.

Практическая значимость исследования заключается в обобщении теоретических сведений о заикании как сложном речевом расстройстве, его механизмах, в теоретическом выявлении причин возникновения невротической и неврозоподобной форм заикания. Материалы исследования могут быть использованы педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста с заиканием в процессе коррекционной работы с ними.

 

заикание дошкольный речевой патология



Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.