Механизмы возникновения заикания — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Механизмы возникновения заикания

2020-04-01 228
Механизмы возникновения заикания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

До настоящего времени механизмы развития заикания остаются предметом дискуссий специалистов различного профиля - логопедов, невропатологов, психологов и др. Механизмы возникновения заикания, как таковые, сложны и неоднородны. Несомненно одно: заикание - результат предрасполагающих и конкретных разрешающих факторов, после которых непосредственно возникает указанный вид нарушения речи.

К началу XX в. все многообразие объяснения механизмов заикания можно свести к трем теоретическим направлениям:

·   Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров (аппарата слоговых координации). Данное направление было четко сформулировано в трудах Г. Гутцмана, И.А. Куссмауля, а затем в работах И.А. Сикорского. Ученые, поддерживающие эту теорию подчеркивали врожденную раздражительную слабость аппарата, управляющего слоговой координацией. Заикание ими было объяснено, как судорогоподобные спазмы.

·   Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Это направление выдвинуто Т. Гепфнером и Э. Фрешельсом. Сторонниками были А. Либманн, Г.Д. Неткачев, Ю.А. Флоренская. Психологический подход к пониманию механизмов заикания получил свое дальнейшее развитие.

·   Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой [13, 14].

Исследователи, с одной стороны, считали, что человек, имеющий заикание старается всячески ограничить речевое общение с окружающими, тем самым замыкаясь в себе, с другой - посредством демонстративного страдания пытается возбудить сочувствие окружающих.

Дальнейшим этапом в изучении заикания, стали учения И.П. Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза. При этом одни исследователи рассматривали заикание как симптом невроза (Ю.А. Флоренская, Ю.А. Поворинский и др.), другие как особую его форму (В.А. Гиляровский, М.Е. Хватцев, И.П. Тяпугин, М.С. Лебединский, С.С. Ляпидевский, А.И. Поварнин, Н.И. Жинкин, В.С. Кочергина и др.).

Заикание - это не симптом и не синдром, а заболевание центральной нервной системы в целом. По мнению некоторых авторов, механизм заикания целесообразно объяснить с позиций реактивного невроза и невроза развития. Реактивный невроз развития понимается как острое нарушение высшей нервной деятельности [32. С. 17].

Заикание возникает в раннем возрасте при переходе к сложным формам речи, к речи фразами. Иногда оно является результатом речевого недоразвития разного генеза (Р.М. Боскис, Р.Е. Левина, Б. Мезони). До настоящего времени механизм заикания исследователи пытаются рассматривать как с клинических и физиологических позиций, так и с нейрофизиологических, психологических, психолингвистических.

Нейрофизиологические исследования заикания при организации речевой деятельности показывают, что у заикающихся во время речи доминантное (левое) полушарие не может достаточно стойко выполнять свою ведущую роль по отношению к правому полушарию. Психолингвистический аспект изучения предполагает выяснение того, на какой стадии порождения речевого высказывания возникают судороги в речи заикающегося [13, 14].

Выделяют следующие фазы речевой коммуникации:

) наличие потребности в речи, или коммуникативное намерение;

) рождение замысла высказывания во внутренней речи;

) звуковая реализация высказывания [19. С. 255].

В разных структурах речевой деятельности данные фазы различны по своей полноте и длительности протекания и не всегда однозначно вытекают одна из другой. Но постоянно происходит сопоставление задуманного и осуществленного. И.Ю. Абелева считает, что заикание возникает в момент готовности к речи при наличие у говорящего коммуникативного намерения,

программы речи и принципиального умения говорить нормально. В трехчленную модель порождения речи автор предлагает включить фазу готовности к речи, на которой у заикающегося «ломается» весь произносительный механизм, все его системы: генераторная, резонаторная и энергетическая. Возникают судороги, явно проявляющиеся затем на четвертой, завершающей фазе.

Таким образом, несмотря на различные представления о механизмах развития заикания, все исследователи сходятся во мнении о том, что данная патология является расстройством деятельности центральной нервной системы. Изучение механизмов заикания позволяет понять его симптоматику и причины возникновения, которые неоднородны по своей структуре.

 

Симптоматика заикания

 

Симптомы заикания весьма непостоянны и изменчивы. Характерными первыми признаками проявления заикания могут быть:

v употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и);

v повторение первых слогов или целых слов в начале фразы;

v вынужденные остановки в середине слова, фразы;

v затруднения перед началом речи [20, 29].

Важным фактором в определении заикания является наличие судорог, возникающих при попытке начать речь, при непроизвольных сокращениях мышц речевого аппарата. Судороги при заикании подразделяют на клонические, тонические и смешанные. Когда ребенок только начинает заикаться, наблюдаются клонические судороги: повторы первого звука или слога в слове (к-к-кот, ма-ма-машина). Когда заикание закрепляется, речь начинает изобиловать тоническими судорогами: остановками, паузами и «провалами» в начале и середине слов (п…ривет, к…рот).

По месту локализации различают дыхательные, артикуляционные и голосовые судороги. При дыхательных судорогах создается впечатление, что ребенку не хватает воздуха, ему трудно дышать, в горле застревает комок. Артикуляционные судороги вызывают перекашивание губ, вываливание языка, уход в сторону нижней челюсти. Чаще и резче они проявляются при произнесении согласных взрывных звуков (к, г, п, б, т, д), реже и менее напряженно - щелевых. При голосовой судороге ребенок что-то говорит, вдруг голос срывается, малыш беспомощно открывает рот, но речь отсутствует. Судороги в голосовом аппарате характеризуются следующим образом:

v Смыкательная (судорожно сомкнутые голосовые складки не могут своевременно разомкнуться - голос внезапно прерывается или же образуется клоническая или затяжная судорога - получается прерывающийся ("А-а-а-аня") или толчкообразный гласный звук ("а-а-а-а").

v Размыкательная (голосовая щель остается открытой - при этом наблюдается полное безмолвие или шепотная речь).

v Вокальная, свойственная детям (протягивание гласных звуков).

Чаще встречаются дыхательные и артикуляторные судороги, реже - голосовые. Помимо судорог, заикающиеся дети страдают нарушением дыхания и нарушением голоса [15. С. 7-10].

При заикании отмечают 3 формы нарушения дыхания:

)   экспираторная (судорожный выдох),

)   инспираторная (судорожный вдох, иногда со всхлипыванием),

)   респираторная (судорожные вдох и выдох, иногда с разрывом слова).

Дыхание заикающегося ребенка поверхностное, дискоординированное, дискретное. При дыхательном и речевом акте не задействована диафрагма. Диафрагма - непарная широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости, служащая для расширения лёгких, и обеспечивающая правильную вентиляцию легких. Чем больше стаж заикания, тем тоньше и слабее становится диафрагма, а человеку тяжелее дышать и говорить. Ребята пытаются изменять свой голос, думая, что этой трансформацией скроют речевой дефект. Голос заикающихся часто гнусавый, имеет ярко выраженный носовой оттенок, иногда писклявый, визгливый, скрипучий. Степень выраженности заикания обычно определяют по состоянию речи заикающегося. При этом учитывается характер общения, особенности поведения в деятельности, фиксация на своем дефекте.

Выделяют 3 степени тяжести заикания:

v Легкая степень - дети свободно вступают в общение любых ситуациях с незнакомыми людьми, участвуют в коллективной игре, во всех видах деятельности, выполняют поручения, связанные с необходимостью речевого общения. Судороги наблюдаются только при самостоятельной речи.

v Средняя степень - дети испытывают затруднения в общении в новых, а также важных для них ситуациях, в присутствии незнакомых им людей, отказываются от участия коллективных играх со сверстниками. Судороги наблюдаются в различных отделах речевого аппарата - дыхательном, голосовом, артикулярном - во время самостоятельной, вопросно-ответной и отраженной речи.

v Тяжелая степень - заикание выражено во всех ситуациях общения, затрудняет речевую коммуникабельность и коллективную деятельность детей, искажает проявление поведенческих реакций, проявляется во всех видах речи [1, 4].

В проявлении заикания характерными являются различные расстройства общей и речевой моторики. По характеру эти расстройства могут быть произвольными и непроизвольными (насильственными). Произвольные - это те уловки, которые заикающиеся употребляют с целью замаскировать свою трудную речь, или ее облегчить. Уловки бывают двигательные и речевые. Двигательные уловки наблюдаются в общей моторике рук, ног, корпуса, головы и др. К ним относятся сжатие кулаков, зажмуривание глаз и др., которые заикающийся употребляет перед тем, как что либо сказать. Речевые уловки чаще всего появляются при звукофобии, когда ребенок понимает, на каких звуках у него возникает судорога, и для того, чтобы не употреблять их в своей речи, использует эмболы, так называемые слова-паразиты [9. С. 16]. Эмболы у дошкольников простые по составу: «а»«, «ну», «вот», «это», «ну вот», «а», «а вот» и подобные им. Иным проявлением речевых уловок является замена трудных слов, на более легко произносимые, либо вставкой перед трудным словом гласного (а-а-а-акнига, а-а-апечка). Изредка они проявляются в виде покусывания кончика языка, нижней губы, облизывания губ, беззвучного артикулирования звуков и т.д. К непроизвольным (насильственным) движениям относятся, прежде всего речевые судороги, которые различаются по форме или типу, по месту или локализации и по частоте. Б.И.Шостак отмечает нередкие случаи насильственных движений (судороги, тики, миоклонусы) в мышцах лица, шеи, рук [10, 12].

У заикающихся часто наблюдается общее моторное напряжение, скованность движений или двигательное беспокойство, расторможенность, дискоординация и вялость. Некоторые исследователи указывают на связь заикания с леворукостью (процент заикающихся среди леворуких дете й равен от 6,6% до 8,5%), что тоже можно отнести к нарушениям общей моторики [2, 5]. Именно в дошкольном возрасте заикающимся детям присуще обилие сопутствующих движений (в 47% случаев). Они возникают вследствие распространения (иррадиации) судорог из речевого отдела на другие мышцы тела: в первую на мышцы лица, шеи, предплечья и далее - на мышцы - туловища, спины, верхних и нижних конечностей [1, 20].

Для заикающихся детей характерно наличие вегетативных расстройств, которые выражаются в покраснении /побледнении кожи лица, тела, в проявлениях вегето-сосудистой дистонии, проявляющейся в наличии мокрых ладошек, лабильности ощущений [17. С. 31].

Таким образом, заикание является сложной речевой патологией, распространенность которой обусловлена различными факторами. Проблема заикания интенсивно изучается и освещается в литературе на протяжении всего XX века. Отражением сложности данной проблемы являются многочисленные теории, претендующие на объяснение механизмов заикания. Изучение механизмов заикания и его проявлений помогает понять причины этого речевого нарушения, которые по своей структуре сложны и неоднородны.

 



Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.