Работа в парах и её возможности, для формирования коммуникативных умений школьника на внеклассных занятиях — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Работа в парах и её возможности, для формирования коммуникативных умений школьника на внеклассных занятиях

2020-04-01 108
Работа в парах и её возможности, для формирования коммуникативных умений школьника на внеклассных занятиях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Работа в парах используется с давних пор. Однако в отличие от других форм учебного взаимодействия (например, групповой и индивидуальной), она меньше всего изучена; в литературе можно встретить лишь редкие эмпирические описания, не говоря уже об обобщенных технологических рекомендациях, как, например, книга В.В. Архиповой про коллективную организационную форму обучения.

Технология парного обучения является базовым, системообразующим компонентом коллективных учебных занятий, которые включают в себя:

o взаимодействие участников учебного процесса в парах сменного состава, когда коммуникация осуществляется главным образов в форме диалога,

o индивидуально-обособленную деятельность участников, когда имеет место опосредованный вид коммуникации,

o взаимодействие в группе (в нескольких малых группах или в одной большой), когда основным видом коммуникации является фронтальная коммуникация.

Благодаря сочетанию этих форм организации обучения реально происходит индивидуализация обучения.

Если в учебной группе всего два ученика, то в этом случае парное обучение редуцируется до индивидуального обучения, при котором нет возможности смены партнёров в парах.

При парном обучении практически реализуются известные принципы педагогики «обучая - учусь» и «не отсроченное использование знаний».

Оптимальная посадка при работе в парах. Возможны разные варианты посадки обучающихся при их работе в парах. Но не желательно им садиться за «круглый» стол, иначе они будут мешать друг другу, особенно при перекрестном общении при смене партнёров (но оставаясь не предыдущих местах).

Когда партнёрам необходимо писать свои объяснения в тетрадях друг друга, то целесообразно сидеть за одним столом, не меняя традиционной расстановки столов в один или несколько рядов. [3]

Г.О. Громыко предлагает расстановку столов, как показано на рисунке. По его мнению, при такой посадке требуется в два раза меньше столов, чем при посадке «рядами по двое за столом». В комнате высвобождается много места для свободного прохода от одной группы к другой (для справки - для одной группы необходимо около 10 кв. м. площади, включая проходы).

По мнению В.В. Архиповой, осадка партнёров одной пары «через уголок» обеспечивает психологический комфорт и удобство для работы с контентом.

В группе из восьми человек возможен прямой визуальный контакт с любым участником.

За счёт того, что «все слышат всех» развивается параллельный слух, - способность слушать одновременно партнёра в своей паре и других участников группы. Эта способность обеспечивает сверх эффект в обучении.

Для школьников работа в парах необходима, потому что в них развивается понимание возможных различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности;

Покажем возможности использовать работу в парах для формирования коммуникативных умений при проведении классных часов.

Ø Тема «Доброе слово»

Цель - научить детей употреблять различные формы приветствия в зависимости от ситуации; прививать практические навыки в выполнении правил повседневного общения.

Оборудование - карточки со словами: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, привет, до свидания, пока, до встречи.

Например -

Учитель объясняет смысл пословиц. Дети сидят в парах и в каждой пару нужно найти объяснение смысла пословицы. При выполнении рисунка дети делятся в пары. Детям необходимо договорится о том, как им изобразить человека в хорошем настроении.

Ø Тема «Волшебное слово»

Цель - научить детей быть вежливыми

Оборудование - плакаты со словами: спасибо, до свидания, пожалуйста, здравствуйте, будьте добры, будьте любезны, благодарю, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи, извините.

Например -

Работа в парах может проводиться на этапах рассказа. Ученикам необходимо договорится.

Ø Тема «Словестные формы обращения с просьбой»

Цель - научит употреблять различные словесные формы обращения с просьбой; прививать навыки в выполнении правил повседневного этикета.

Оборудование - карточки со словами «будьте добры», «пожалуйста», «очень прошу», карточки красного, зеленого цвета.

Например -

Можноорганизовать работу в парах при анализе речевых ситуаций. [6]

При организации этой работы мы можем выделить следующие виды коммуникативных универсальных действий:

·   Коммуникация, как взаимодействие

·   Коммуникация, как кооперация

·   Коммуникация, как интериоризация

При этом работа в парах обеспечивает общий уровень развития общения потребность в общении с взрослыми и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества и умение слушать собеседника, благодаря этой работе понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважения к иной точке зрения; понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору; учет разных мнений и умение обосновать собственное; умение договариваться, находить общее решение; умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности; рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий; способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Работа в парах по нашему мнению является необходимой подготовкой для организации групповых видах деятельности, например - групповой. Организация такой работы полностью зависит от мастерства педагога:

·   Готовность к импровизации

·   Деликатность взрослых

·   Признание за детьми право на собственное мнение

·   Использование вопросов для обсуждения в парах, который не имеют единственных верных ответов

·   Взаимная доброжелательность, терпимость [9]

 


 

Заключение

 

Во всех перечисленных видах деятельности возможны различные формы взаимодействия. Нас заинтересовала работа в парах. Анализируя психолого-педагогическую литературу, мы познакомились с понятиями, как «коммуникативные умения», «внеклассная работа», «работа в парах». Социальным педагогам очень важно знать особенности общения детей разного возраста, так как организуемые учебные и внеучебные дела будут направлены на формирование коммуникативных умений школьников.

В нашей работе мы связали эту работу с формированием коммуникативных универсальных учебных действий. Для их формирования мы рассмотрели возможности работы в парах и выяснили, что она может быть использована для этой работы, так как понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважения к иной точке зрения; понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору; учет разных мнений и умение обосновать собственное; умение договариваться, находить общее решение; умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности; рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий; способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет.

Таким образом, мы установили, что работы в парах обеспечивает формировании коммуникативных умений. При выполнение выпускной классификации работы мы проверим это утверждения на практике.

Список литературы

1. Алавидзе Т.А. Социальная психология в современном мире. - М., 2002.

2. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе - Москва «Просвещение» 2011

.   Архипова В.В. Коллективная организационная форма учебного процесса - СПб.: Экслюзив, 1995

.   Аухадеева, Л.А. Коммуникативная культура в системе общей культуры личности

.   Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1983

.   Данилюка А.Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников часть 1,2. - Просвещение 2012.

.   Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения, - М.: Просвещение, 1987.

.   Дьяченко В.К. Организованная структура учебного процесса и ее развитие М.: 1989

9. Максонова В.И. Организация воспитания младших школьников. - Просвещение.:2003.

.   Мкртчян М.А. Становление коллективного способа обучения. Красноярск, 2010.

.   Немов Р. Психология учебник // Т. 1-2. - М.: ВЛАДОС, 1999

.   Лисина М.И. Потребность в общении // Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М.: Педагогика, 1986.

.   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: «Просвещение», 2010

14. Сайт http://fb.ru/


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.